Поиск по базе сайта:
Тема родины и народа в лирике Н. А. Некрасова icon

Тема родины и народа в лирике Н. А. Некрасова




НазваТема родины и народа в лирике Н. А. Некрасова
Дата конвертації11.01.2013
Розмір445 b.
ТипДокументи


  • Тема родины и народа в лирике

  • Н.А. Некрасова


Цель

  •  Выявить своеобразие раскрытия темы родины и народа в лирике Некрасова.

  •  Создать необходимый эмоциональный настрой, помочь учащимся почувствовать социальную трагедию русского народа, своеобразие авторской позиции.

  •  Подготовить учащихся к восприятию темы «Идеал общественного деятеля» в творчестве Н.Некрасова



  • Николай Алексеевич Некрасов (1821-

  • 1878гг.) явился «поэтическим

  • выразителем целой эпохи . . . нашего общественного

  • развития» (Плеханов),

  • откликнувшимся на самые

  • злободневные вопросы

  • дореформенной и пореформенной России, главный из которых был – о путях освобождения крестьян от крепостной зависимости.



Основные темы, идеи лирики Н. А. Некрасова:

  • О назначении поэта и поэзии;

  • Тема родины и народа;

  • Идеал общественного деятеля;

  • Некрасов – поэт-сатирик;

  • Любовная лирика.



Тема страдания народа проходит через все творчество поэта, который боль народа воспринимал как свою. Стихи его переполнены печалью, стонами, слезами народа.

  • Тема страдания народа проходит через все творчество поэта, который боль народа воспринимал как свою. Стихи его переполнены печалью, стонами, слезами народа.

  • Волга! Волга! Весной многоводной

  • Ты не так заливаешь поля,

  • Как великою скорбью народной

  • Переполнилась наша земля…



Народ страдает и от стихийных бедствий: пожаров, неурожаев, болезней, несчастных случаев, - и от произвола помещиков, чиновников, всех властей.

  • Народ страдает и от стихийных бедствий: пожаров, неурожаев, болезней, несчастных случаев, - и от произвола помещиков, чиновников, всех властей.

  • В стихотворении «Железная дорога» (1884) голод согнал «массы народные» на строительство дороги, но и здесь – каторжный труд и нечеловеческие условия существования, к тому же жестокость и грабеж со стороны начальства.

  • Мы надрывались под зноем, под холодом,

  • С вечно согнутой спиной,

  • Жили в землянках, боролися с голодом,

  • Мерзли и мокли, болели цингой.

  • Грабили нас грамотеи-десятники,

  • Секло начальство, давила нужда…





В таких условиях человек, истощенный физически, превращался в живого мертвеца. Вот портрет строителя железной дороги:

  • Губы бескровные, веки упавшие,

  • язвы на тощих руках,

  • вечно в воде по колено стоявшие

  • ноги опухли; колтун в волосах…



Участь детей, лишенных детства, вынужденных с младенческих лет трудиться, надрывает сердце поэта. Если шестилетний «мужичок с ноготок» вызывает умиление своей важностью и «спокойствием чинным», да еще на фоне прекрасного зимнего пейзажа, то плач городских детей («Плач детей») вызывает содрогание и ужас. Целый день дети вертят колеса на фабрике:

  • Участь детей, лишенных детства, вынужденных с младенческих лет трудиться, надрывает сердце поэта. Если шестилетний «мужичок с ноготок» вызывает умиление своей важностью и «спокойствием чинным», да еще на фоне прекрасного зимнего пейзажа, то плач городских детей («Плач детей») вызывает содрогание и ужас. Целый день дети вертят колеса на фабрике:

  • Где уж нам, измученным в неволе,

  • Ликовать, резвиться и скакать!

  • Если б нас теперь пустили в поле,

  • Мы в траву попадали бы – спать.





В «Размышлении у парадного подъезда» Некрасов скажет: «Где народ, там и стон». В 3-й части стихотворения автор использует прием анафоры (единоначатия), каждый стих начинается со слов «стонет он». И повторение этого слова в сочетании с гласными о, а в каждом слове стиха (ассонансы)создает впечатление непрерывного стона:

  • В «Размышлении у парадного подъезда» Некрасов скажет: «Где народ, там и стон». В 3-й части стихотворения автор использует прием анафоры (единоначатия), каждый стих начинается со слов «стонет он». И повторение этого слова в сочетании с гласными о, а в каждом слове стиха (ассонансы)создает впечатление непрерывного стона:

  • Стонет он по полям, по дорогам,

  • Стонет он по тюрьмам, по острогам…



С сочувствием изображая народ, Некрасов с гневным сарказмом (сарказм – сатирическая по направленности, особо едкая и язвительная ирония) обличает виновников горя народного. Это вельможа, который «не любит оборванной черни», из «Размышления у парадного подъезда», которого с едкой иронией Некрасов назовет «героем»:

  • С сочувствием изображая народ, Некрасов с гневным сарказмом (сарказм – сатирическая по направленности, особо едкая и язвительная ирония) обличает виновников горя народного. Это вельможа, который «не любит оборванной черни», из «Размышления у парадного подъезда», которого с едкой иронией Некрасов назовет «героем»:

  • И сойдешь ты в могилу, герой,

  • Втихомолку проклятый отчизною,

  • Возвеличенный громкой хвалой…



С откровенной неприязнью даны образы угнетателей народа в «Железной дороге» - все эти десятники, подрядчик-купчина, «толстый, присадистый, красный, как медь», которые грабят, секут, морят голодом строителей .

  • С откровенной неприязнью даны образы угнетателей народа в «Железной дороге» - все эти десятники, подрядчик-купчина, «толстый, присадистый, красный, как медь», которые грабят, секут, морят голодом строителей .

  • Печаль и гнев – вот основные чувства, вложенные Некрасовым в стихи о народе.

  • Печаль по причине беспросветного положения народа и гнев не только против угнетателей, но и против долготерпения, покорности народа. Ведь освобождение народа – дело самого проснувшегося народа, преодолевшего свое вековое терпенье, вековой испуг: «Ты проснешься ль, исполненный сил?..» - в этот риторический вопрос Некрасов вкладывает надежду на то, что русский народ «вынесет все – и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе…»





Что же является залогом будущего?

  • Что же является залогом будущего?

  • – Русский национальный характер.

  • Это богатырские силы народа, не растраченные по пустякам, даже в терпении и умении достойно переносить все удары судьбы («терпи – покуда терпится»), но в особенности в непрестанном труде:

  • В ней ясно и крепко сознанье,

  • что все их спасенье в труде.

  • («Мороз, Красный нс»)

  • Эту привычку к труду благородную

  • Нам бы не худо с тобой перенять.

  • Благослови же работу народную

  • И научись мужика уважать

  • («Железная дорога»)





Вывод

  • Показывая тяжесть жизни народа, его страдания, поэт убеждает нас в одном: вечно так продолжаться не может, настанет время, не скоро, но настанет, когда народ «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе». Но прежде народ надо просветить, помочь ему осознать свою могучую силу, что предстояло сделать народным заступникам.





Схожі:




База даних захищена авторським правом ©lib.exdat.com
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації