Поиск по базе сайта:
Рабочая программа дисциплины Философия icon

Рабочая программа дисциплины Философия




Скачати 214.18 Kb.
НазваРабочая программа дисциплины Философия
Дата конвертації09.07.2013
Розмір214.18 Kb.
ТипРабочая программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Философский факультет

Кафедра онтологии, теории познания и социальной философии


УТВЕРЖДАЮ

Декан философского

факультета ТГУ


____________ С. С. Аванесов


" " февраля 2011 г.


Рабочая программа дисциплины

Философия


Направление подготовки

040100 Социология


Профиль подготовки

Общий


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

Очная


Томск 2011

^ 1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Философия» являются:

  • формирование систематических, научно обоснованных представлений о сущности философии как специфической системы знания и теоретической основе современного мировоззрения, необходимого для освоения других учебных дисциплин профессионального, гуманитарного и общенаучного цикла;

  • изучение основных философских понятий, тем и проблем;

  • понимание основных характеристик философского знания, отличающих его (и роднящих) от науки и религии;

  • овладение начальными представлениями о месте и функциях философии в системе научного знания, общества и культуры, в формировании познавательных мировоззренческих и профессиональных ориентиров человека;

  • овладение умениями и навыками описания и анализа социальных и политических процессов, необходимых как в профессиональной деятельности политолога, социолога и социального работника, так и в преподавании философии.


^ 2 Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Философия» преподается студентам, обучающимся по основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 040100 Социология в Томском государственном университете во 2 семестре первого года обучения. Дисциплина входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и призвана способствовать развитию общекультурного багажа и общей гуманитарной подготовки студентов, формированию основ теоретического мышления, а также приобретению навыков самостоятельного критического сознания, необходимого для осуществления осмысленного мировоззренческого и профессионального самоопределения в области социальных и политических процессов.

Предметное содержание модуля тесно связано с другими базовыми и учебными дисциплинами по выбору – со всеми учебными курсами. Философия представляет собой их теоретико-методологическую основу.

Для успешного освоения данной дисциплины студенты должны уметь применять знание философии в качестве ориентира для овладения знаниями и умениями, предусмотренными программами других дисциплин, предшествующих изучению философии, сопутствующих ей и последующих за ней. Освоение дисциплины «Философия» необходимо для овладения философским знанием как мировоззренческой и методологической основой для изучения модулей всех учебных курсов, специальных дисциплин в рамках программ по социологии. Философия также формирует теоретическую основу для организации и содержательного наполнения педагогической практики по социологии.

^ 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Философия»

В ходе изучения данной дисциплины у студентов формируются элементы профессиональных компетенций, обозначенных в ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров по социологии:

  • владеет навыками участия в исследовательском процессе при понимании в его осуществлении методологического значения философии (ПК-2);

  • владеет представлением о современных методах работы в области социологии. Умеет их применять в социологических исследованиях (ПК-2);

  • способен и умеет использовать полученные знания и навыки по философии в обосновании социальных теорий и процессов (ПК-2);

  • владеет методологией анализа современных социальных доктрин и подходов (ПК-4);

  • имеет сформированные навыки философской работы в области социальной теории (ПК-4);

  • способен понимать ведущую роль философии в социальной диагностике, участвовать в работе по описанию, прогнозированию социальных процессов и проблемных ситуаций (ПК-17).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

  • предметное поле философии, специфические характеристики философского (в отличие от научного и религиозного) знания, содержание основных тем и проблем учебного курса, иметь представление об общей философской проблематике;

  • место философии в системе культуры, теоретико методологическое значение философского знания для конструирования понятий и категорий других форм знания и концептов культуры;

  • категориальный и понятийный аппарат, которым владеет философия и который лежит в основе современного общенаучного и общекультурного багажа.

  • место и ответственную роль философа в построении социальной и природной картины мира;

  • специфику классического (метафизического) и неклассического (деметафизированного) стиля философствования.

Уметь:

  • практически использовать философские знания при характеристике современных политических и социальных теорий и процессов;

  • видеть различие социальных онтологий, конструктов и понятий, имеющих различные философские основания;

  • грамотно отвечать на философски заданный вопрос: «Как возможно общество?»

Владеть:

  • методами работы современной философии, философской методологией анализа современных социальных и политологических доктрин;

  • уметь пользоваться категориальным и понятийным аппаратом философии.

^ 4 Структура и содержание модуля «Философия»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов, из них 54 аудиторных часа, зачет.




^ Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

^ Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лек-ции

Семи-нары

СРС




^ Раздел 1 Метафилософия

2

1-4










Эссе

1

Предмет философии. Специфика философского знания

2

1

2

2

3

2

Философия как мировоззрение. Философское мировоззрение в системе возможных мировоззренческих форм

2

2

2

2

3

3

Возникновение философии. Значение мифа и эпоса в формировании специфики философского знания

2

3

0

2

3

4

Функции философии: свободное рассуждение, критика как философская экспертиза научной истины, эстетическая, мировоззренческая, нравственная и т.п.

2

4

2

2

3

5

Философия в системе человеческого знания. Общее и отличное в философском, научном и религиозном формах знания

2

4

0

2

3




^ Раздел 2 Онтология – учение о бытии

2

5-8










Реферат

6

Понятие бытия Исторические парадигмы бытия: Парменид, Гераклит

2

5

2

0

3

7

Понятие метафизики. Онтология и метафизика. Учение о субстанции

2

6

0

2

3

8

Основные онтологические вопросы и категории

2

7

2

0

3

9

Классические (метафизические) и современные (деметафизированные) учения о бытии

2

7

0

2

2

10

Коммуникативные онтологии социальной реальности. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса

2

8

0

2

3




^ Раздел 3 Сознание как философская проблема

2

9










Реферат

11

Понятие сознания в философии: невозможность логического определения

2

9

2

0

3

12

Учение об априори сознания

2

9

0

2

2

13

История становления сознания как философской проблемы


2

9

0

2

2




^ Раздел 4 Гносеология

2

10-13










Эссе

14

Гносеология – философское учение о познании. Формы и уровни познания

2

10

2

0

2

15

Философский рационализм и трансцендентализм – фундаментальная стратегия философии

2

11

2

2

3

16

И. Кант: «коперниканский поворот» в гносеологии

2

12

0

2

2

17

Проблема истины в философии. Многомерность понятия истины

2

13

2

2

3




^ Раздел 5 Социальная философия и философская антропология

2

14-18










Эссе

18

Как возможно общество. Общество и личность

2

14

2

2

2

19

Исторические типы культур: традиционализм, модернизм, постмодернизм

2

15

0

2

3

20

Человек в культуре. Исторические и современные антропологические модели

2

16-18

2

2

3







2

1-18

22

32

54

Зачет


^ 5. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО предлагается организация содержания образования на основах компетентностного подхода. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Поэтому в рамках модуля предусмотрены не только традиционные лекционные и практические занятия, но и семинары-конференции, деловые игры, а также встречи с представителями российских государственных и общественных организаций. Участие в различных видах учебной и внеучебной работы пополняет портфолио студента.


6 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Основной объем самостоятельной работы студентов осуществляется в ходе подготовки к семинарско-практическим занятиям, коллоквиуму, мини-конференциям, «круглым столам» и курсовому экзамену, а также в процессе написания эссе.


^ Примерная тематика эссе, рефератов

Эссе

  • Философия – это «хитрый» разум, умеющий смотреть в окна абсолютного.

  • Метафизика – «заглядывание» в «окна абсолютного» как предельные основания сущего.

  • Одиссей, проплывая между островами Сциллы и Харибды, где слышалось пение сирен, приказал всем залепить уши воском, а себя привязал к мачте. Как можно объяснить этот поступок?

  • Какие философские версии относительно слепоты Гомера могли бы быть достоверными?

  • Можем ли мы вообще что-то знать о мире? Что? Как много нам дано знать?

  • Существовала ли Земля до появления на ней человека: научный ответ и философская версия.

  • Возможные интерпретации слов Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю». В чем смысл философского невежества?

  • София в философии и мудрость 7-ми мудрецов: есть ли что-то общее? Различие?

  • Можно ли Робинзона Крузо на необитаемом острове назвать обществом?

  • Сократ – философ «не-истины».

  • Метафорический смысл казни Сократа.

  • Сократ как принцип философии.

  • «Рассудок диктует законы природы» (И. Кант). Почему разум в теории Канта называют законодательным?»


Темы рефератов


  • Влияние метафизического архе на конструирование учений о государстве и обществе? (Показать на примерах социальных конструкций Платона, Н. Макиавелли, П. Гоббса, Ж.- Ж. Руссо, Дж. Локка, Г.В. Гегеля, К. Маркса).

  • В истории политических учений отдельные авторы не различали государство и гражданское общество. Какое философское обоснование подобного рода неразличению можно дать?

  • Сократ не оставил никакого письменного текста в качестве своего философского наследия. Какое философское объяснение можно было бы дать этому историческому (?) факту?

  • Формы и виды предельных оснований в исторических учениях об обществе.

Философское мировоззрение в системе возможных мировоззренческих форм (научного, религиозного, художественного, оккультного, мистического и др.).

  • Основные критериальные характеристики философского знания.

  • Философия возникла в Древней Греции (не в древнем Китае или древней Индии). Почему?

  • Специфика такого «архе», как Бог?

  • Ваше отношение к оценке философии, которую дал Платон: «Того, кто чужд философии, считаю человеком низменным».

  • Ваше отношение к оценке философии, которую дал Аристотель: «Философия – самая бесполезная наука».

  • Ваше отношение к оценке философии, которую дал Кант: «Философия оставляет человека не у дел».

  • Ваше отношение к оценке философии, которую дал Монтень: философствовать – значит учиться умирать.

  • Ваше отношение к оценке философии, которую дал Л. Виттгенштейн: Философия – это «концептуальная болезнь», «пересечение логической путаницы, грамматических ошибок и умственного расстройства».

  • Ваше отношение к оценке философии, которую дал Р. Декарт: Философия – это «трудовое бдение».

  • Ваше отношение к оценке философии, которую дал К. Ясперс: Философия – это «стояние на голове».

  • Ваше отношение к оценке философии, которую дал Гегель «Философия – это работа с понятиями», «концептуальное ядро культуры», «хитрость разума», «окна в абсолютное».

  • Авторы следующих «архе»: воздух, вода, огонь, земля, нус, апейрон, число, атом, монада, когито?

  • Назвать «архе», на которых в истории философии конструировались теории общества?

  • Можно ли назвать (найти) «архе» современного понятия общества?».

  • Человек – порождающая бытие субъективность.


Вопросы к зачету


Раздел 1 Метафилософия

1. Что такое философия?

2. Предмет философии?

3. Философские и дофилософские формы мышления?

4. Основные критериальные характеристики философского знания?

5. Возникновение философии. История слова «философия?

6. Функции философии.

7. Философия в системе человеческого знания.


Раздел 2 Онтология как учение о бытии

8. Что такое онтология?

9. Основные онтологические вопросы.

10. Онтология и метафизика.


Раздел 3 Сознание как философская проблема

11. Понятие сознания в философии.

12. Специфика исследования сознания в философии.

13. История становления сознания как философской проблемы


Раздел 4 Гносеология

14. Что такое гносеология?

15. Познание как философская проблема.

16.Уровни познания (чувственная и рациональная ступени познания)?

17. «Коперниканский поворот» в гносеологии

18. Проблема истины в философии.


Раздел 5. Социальная философия и философская антропология

19. Понятия: общество, культура, цивилизация.

20. Понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность.

21. Исторические типы культур: традиционализм, модернизм, постмодернизм.

22. Исторические и современные антропологические модели.


^ 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Философия»

а) основная литература:

1. Аристотель. Метафизика // Сочинения в 4-х томах. – Т. 1. – М.: «Мысль», 1976. – 550 с.

2. Бауман З. От паломника к туристу // Российская модель успеха. – Вып. 6. – Тюмень: НИИП, 1996. – С.225 – 234.

3. Бодрийяр Ж. Идеологический генезис потребностей. // Ж. Бодрийяр. К критике политической экономии знака. М., 2003. С. 53-82.

4. Гегель Г.В. Ф. Энциклопедия философских наук. – Т. 3, - М., 1977. – 452 с.

5. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. – СПб.: Наука, 1992. – 443 с.

6. Делёз Ж. Что такое философия?. – СПб.: Алетейя, 1998.

7. Кант И. Введение. Трансцендентальная эстетика. // И.Кант. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. С. 32-67.

8. Кант И. Основы метафизики нравственности. Предисловие. Разделы первый и второй. // И. Кант. Критика практического разума. СПб.: Наука. 1995.

9. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. – СПб.: Изд-во «Алетейя», 1998.–160 с.

10. Липовецки Ж. Модернизм и постмодернизм // Ж. Липовецки. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. СПб.: Владимир Даль, 2001. – С.120-199.

11. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Дж. Локк. Сочинения в трех томах. Т.1. М.: Мысль. 1985. С. С.91-114, 154-172, 177-192.

12. Ортега-и-Гассет Х. Тема нашего времени // Х. Ортега-и-Гассет. Что такое философия? М.: Наука, 1991. С. 3-50.

13. Платон. «Пир», «Горгий», «Федр», «Федон».

14. Франкл В. Философия человеческой ответственности. // В. Франкл. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс. 1990. С. 45-129.

15. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: 1990. Глава 2. Обособление индивида и двойственность свободы; Глава 4. два аспекта свободы для современного человека.

б) дополнительная литература:

1. Аванесов С. С. Самореализация и самосозидание // Человек RU: Гуманитарный альманах. – Новосибирск: НГУЭУ, 2009. – С. 125–130.

2. Ахутин А.В. Практики субъективности и/или герменевтика субъекта, Критический анализ отношения «познания себя» и «заботы о себе» у позднего М. Фуко // Человек RU: Гуманитарный альманах. – Новосибирск: НГУЭУ, 2009. – С. 44–67.

3. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М.: Медиум, 1996. С. 15-65.

4. Лехциер В.Л. Феноменология «пере-»: введение в экзистенциальную аналитику переходности. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2007. – 332 с.

5. Лосева И.Н. Миф и религия в отношении к рациональному знанию. // Вопросы философии. 1992. № 7.

6. Подорога В. Словарь политической антропологии // Логос. – № 2. – М.: Логос, 1999. – С. 48.

7. Сайкина Г.К. Человеческая идентичность как элемент современной социальной реальности// Человек RU: Гуманитарный альманах. – Новосибирск: НГУЭУ, 2009. – С. 174–185.

8. Смирнов С.А. О смысле онтологической заботы/работы // Человек RU: Гуманитарный альманах. – Новосибирск: НГУЭУ, 2009. – С. 81–104.

9. Турчевская Б.К. Знание и информация: от тождества к различию // Актуальные проблемы современной философии. – Вып. 4. – Томск: изд-во ТПУ, 2006. – С. 26 – 29.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. Портал «Интеллектуальная Россия» http://www.intelros.ru/

2. Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование»

http://www.humanities.edu.ru

3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

4. Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/


^ 8 Материально-техническое обеспечение дисциплины

Кафедра социологии ТГУ располагает всем необходимым материально-техническим обеспечением для выполнения настоящей программы. Оно включает в себя:

– наличие компьютерного класса;

– наличие доступного для студента выхода в Интернет;

– наличие специально оборудованных кабинетов и аудиторий для мультимедийных презентаций.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 040100 Социология


Автор: Петрова Галина Ивановна, доктор философских наук, профессор кафедры онтологии, теории познания и социальной философии


Рецензент: Сыров Василий Николаевич, доктор философских наук, профессор кафедры онтологии, теории познания и социальной философии


Программа одобрена на заседании методической комиссии философского факультета

от 01 февраля 2011 года, протокол № 2.





Схожі:




База даних захищена авторським правом ©lib.exdat.com
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації