Поиск по базе сайта:
Консультация для родителей: «Музыкальное воспитание как средство формирования личности ребенка» Митрофанова Светлана Иосифовна, музыкальный icon

Консультация для родителей: «Музыкальное воспитание как средство формирования личности ребенка» Митрофанова Светлана Иосифовна, музыкальный




Скачати 66.77 Kb.
НазваКонсультация для родителей: «Музыкальное воспитание как средство формирования личности ребенка» Митрофанова Светлана Иосифовна, музыкальный
Дата конвертації25.02.2013
Розмір66.77 Kb.
ТипДокументи

Консультация для родителей:

« Музыкальное воспитание как средство формирования

личности ребенка»

Митрофанова Светлана Иосифовна, музыкальный руководитель.

Музыка, в большей степени, чем какой либо другой вид искусства, доступна ребенку. Постепенно, в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности (восприятие, исполнение, творчество), необходимо развивать в детях все лучшее, что заложено от природы, на основе разнообразных природных задатков, развивать общие и специальные музыкальные способности, склонность к определенным видам деятельности. Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству.

Развивать музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности – основная задача музыкального воспитания.

^ Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана и с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах, можно развить другую музыкальную способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание. Это влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

^ Примеры: диски: «Песни для детей», слушание музыки в соответствии с возрастом.

Чувство ритма (третья музыкальная способность) формируется прежде всего в музыкально-ритмических движениях, которые позволяют детям глубже откликнуться на музыку, смену ее характера. Эти занятия также важны для общего развития ребенка, так как требуют внимания, сосредоточенности, концентрации памяти.

В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах.

Основной задачей программы по музыкальному воспитанию является развитие музыкальности. В понятие «музыкальность» объединяются музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности. Способности проявляются в деятельности, которая требует их проявления.

Примеры:

Іступень: младшая группа:

поем песенки про игрушки:







пропеваем свое имя, имя товарища



ІІ ступень: средняя группа:

даем игрушкам ласкательные наименования



поем песенку про игрушку



игры с предметами



знакомство с длительностями



ІІІ ступень: старшая группа:

знакомство с паузой: обыгрывание ритмических формул:



игры с ладошками: например: 3 хлопка в свои ладоши, 1 - в ладоши партнера; 2 хлопка в ладоши партнера, 2 хлопка в свои ладоши.

ритм в стихах: взрослый читает стихотворение, ребенок хлопает в ладоши или играет на музыкальных инструментах на слова «пых, пых, пых»:

Солнце село на сосну,

Пых, пых, пых,

Я немного отдохну,

Пых, пых, пых.

ІV ступень: подготовительная группа:

игры с ладошками:



Совместная деятельность ребенка и родителей: поделка картинок, атрибутов, палочек и т.д. сближает, объединяет, вызывает интерес к музыке как у ребенка, так и у его родителей.

^ Театрализованная деятельность требует проявления всех музыкальных способностей ребенка.

В восприятии музыки наиболее успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, которая составляет основу развития музыкальности. Без развитого восприятия исполнительская деятельность детей сводится к подражанию и не выполняет развивающей функции.

Для активизации процесса восприятия используют на музыкальных занятиях прием сравнения. Прием контрастного сопоставления музыкальных произведений обостряет слуховое внимание, заинтересовывает детей.

Так же целесообразно использовать перед прослушиванием музыкальных произведений чтение стихов, которые созвучны ему по настроению.

Такие небольшие творческие задания развивают воображение ребенка, способствуют развитию его образного мышления, развивают умение сформулировать и обосновать свой выбор. Детям очень нравятся такие задания и они с удовольствием выполняют их.

На начальном этапе работы над спектаклем дети прослушивают весь музыкальный репертуар, затем проводится беседа о характере героев. Такой анализ приучает детей внимательно слушать музыку, учит музыкальному воображению. Например, после прослушивания музыкального вступления песни Синьора Помидора из музыкального спектакля «Чипполино», можно задать детям вопросы: «Какая звучит музыка? Какой герой может появиться вместе с этой музыкой и почему?» (музыка сердитая, недобрая, это музыка для Синьора Помидора, потому что он такой же сердитый). Таким образом, у детей появляется свое отношение к герою.

Способность различия и воспроизведения мелодии по слуху (музыкально-слуховые представления) развивается, прежде всего, в пении. В пении формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Так же в пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как любимые песни он может исполнить в любое время по своему желанию.

Развитие музыкальных способностей является одной из задач певческой деятельности. Овладение пением у детей происходит постепенно. На музыкальных занятиях с детьми используются певческие упражнения, направленные на развитие певческих навыков: дикции и артикуляции, певческого дыхания, звукообразования, расширения диапазона голоса, звуковедения, чистоты интонирования.

На музыкальных занятиях мы изучаем особенности каждого ребенка, отмечаем детей, чисто интонирующих мелодию, пропевающих музыкальную фразу до конца. Так же возможно использование элементов логоритмики: это упражнения для развития координации слова с движением, для развития речевых и мимических движений, для развития мелкой мускулатуры пальцев рук.

Примеры: любые сказки, обыгрывание персонажей, передача интонаций, движений героев, использование (приобретение) элементов костюмов. Создание домашнего театра - вовлечение в «игру» всех членов семьи опять же объединяет и сближает ребенка и близких. Использование фонограммы: голоса птиц, животных, звуки природы и т.д.

^ В музыкальных, кукольных спектаклях, инсценировках и драматизациях пение является одним из основных видов музыкальной деятельности. Пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние героя, которое отражено в песне. Беседа об эмоционально-образном содержании песни помогает настроить ребят на выразительное ее исполнение. При распределении ролей в спектакле учитываются способности, желание ребенка, его голосовые данные. Есть спектакли, в которых принимает участие вся группа детей. Яркая образность мелодий, юмор, участие всего детского коллектива, создают желание петь даже самых застенчивых и малоактивных детей. Работа над спектаклями способствует развитию эмоций, речи, движений. При этом создается творческая атмосфера, способствующая тому, что голоса детей постепенно приобретают естественное звучание, в них появляется певучесть и звонкость.

^ Примеры: игра с куклами, игрушками би-ба-бо, изготовление ширмы.

Основу эмоциональной отзывчивости на музыку составляет и чувство ритма. Музыкальный ритм позволяет передавать в движениях изменения в настроении музыки. Для развития этой музыкальной способности на музыкальных занятиях используются музыкально-ритмические движения: хлопки, притопы, плавные или отрывистые движения рук, ног, и т. д.

Углубить восприятие и понимание музыкального произведения, сформировать музыкально-ритмические двигательные навыки помогает музыкальная игра. Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребенка в мир сказочных персонажей; формирует ритмичность движений, их координацию, пространственную ориентацию. Упражнения, выполненные под музыку, способствуют так же общей коррекции движения путем мышечного расслабления, увеличения объема произвольных движений.

В спектакле содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. В процессе работы над спектаклем дети учатся воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки (например, злой волк, веселый Петрушка, хитрая лиса и т.д.)

В процессе работы над спектаклем, ребята слушают музыку, поют, двигаются, что делает их восприятие активным, усиливает интерес к музыке, совершенствует артистические навыки детей, навыки хорового и сольного пения, умение внимательно слушать музыку и в движении передать ее характер и характер персонажей спектакля.

В.А.Сухомлинский считал, что «музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы».

Через все виды музыкальной деятельности проходит синтез звучащего жеста, слова, положенного на ритмическую основу. Через пение развивается мелодический слух, речь, артикуляционный аппарат, ребенок учится слушать себя и других.









Схожі:




База даних захищена авторським правом ©lib.exdat.com
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації