Поиск по базе сайта:
Кацило Ирина Алексеевна Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 1 год (144 часа) Надым 2012 пояснительная записка icon

Кацило Ирина Алексеевна Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 1 год (144 часа) Надым 2012 пояснительная записка




Скачати 239.54 Kb.
НазваКацило Ирина Алексеевна Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 1 год (144 часа) Надым 2012 пояснительная записка
Дата конвертації29.11.2013
Розмір239.54 Kb.
ТипПояснительная записка





СОГЛАСОВАНО

ОБСУЖДЕНО И ПРИНЯТО

на заседании НМС

УТВЕРЖДЕНО

«30» августа 2012 г.

Протокол №1

oт «30» августа 2012 г

Приказ №153

oт «05» сентября 2012 г.

Зам. директора по ВР

____________Г. В. Валова

Зам. директора по НМР

___________Е. Е. Никольская

Директор школы

___________З.А. Стоян



Дополнительная

образовательная программа

художественно-эстетической

направленности


«Умелые ручки»



Педагог:

Кацило Ирина Алексеевна

Возраст обучающихся:

7-10 лет

Срок реализации:

1 год (144 часа)



^

Надым – 2012

Пояснительная записка


Модифицированная программа «Умелые ручки» составлена с учётом опыта работы по типовым программам начального трудового обучения в общеобразовательной школе (И.Г. Майорова). Также рассмотрены дополнительные образовательные программы аналогичного характера: Б.М. Hеменского «Изобразительное искусство и художественный труд», Н.М. Конышева «Художественный труд», Т. Геронимус «Школа мастеров». Предлагаемая программа представляет собой обобщение известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному», рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (конструирование, мозаика, аппликация, квиллинг, гофрирование, объёмное торцевание бумагой, симметричное вырезание).

Актуальность. Наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их созидателя. Всестороннее представление ребенка об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность. Наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения. Программа «Умелые ручки» практически значима. Дети могут применить полученные знания и опыт в дальнейшей жизни. Квалифицированное руководство со стороны педагога должно способствовать активности детей при воплощении ими собственных творческих замыслов, развитию детской одаренности.

Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет:

  • овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;

  • лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.

Новизна. Современные методики внешкольной деятельности в области искусства органично сочетают в себе элементы обучения и развития художественно – творческих способностей. Главное – раскрыть и развить индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. А сфера, среда дополнительного образования – это условия, способствующие развитию личности с учетом ее индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций.

^ Цель программы:


  • формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создание условий для творческой самореализации личности ребёнка.

Основные задачи:

  • воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, честность);

  • развивать умения создавать свои собственные дизайнерские объекты, учить находить новое применение знакомым предметам, новые идеи оформления и употребления в быту;

  • формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;




  • развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделия;




  • развивать индивидуальные возможности учащихся;




  • содействовать формированию всесторонне развитой личности.


Условия реализации

Программа рассчитана на 1 год обучения - 144 часа (4 часа в неделю). Возраст обучающихся 7-10 лет.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов)

  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

  • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

  • создание комфортной доброжелательной атмосферы на занятиях;

  • применение индивидуальных, групповых форм обучения;

  • формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях;

  • обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;

  • развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству.

Методы проведения занятий:

беседа;

рассказ;

практические работы.

^ Формы работы:

работа в группах;

работа в парах;

индивидуальная работа.

Форма подведения итогов: выставка декоративно-прикладного творчества работ учащихся, проходивших курс обучения.


^ В результате работы обучающиеся

должны знать:

  • знать правила ТБ;

  • основы изобразительных техник и декоративно-прикладной работы и на этой основе формирование трудовых умений и навыков;

  • стилизации натуральных форм живой и неживой природы и на этой основе развитие аналитических способностей, зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения;

  • правила организации рабочего места;

  • технику бумагокручения и правила создания композиции

должны уметь:

  • доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;

  • воплощать свои фантазии, как и выражать свои мысли;

  • составлять шрифтовые сочетания, композиции, узоры;

  • работать с бумагой (бумажная пластика);

  • оформлять готовые формы, владея основами дизайна.

Ожидаемые результаты:

  • Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.

  • Умение воплощать в работах свои собственные впечатления.

  • Создание прекрасного своими руками.

  • Умение ценить свой труд, уважать чужой.

  • Умение применять теоретические знания на практике.

  • Умение пользоваться разнообразными художественными материалами.

Материально-техническая база

  • Набор для ручного труда

  • Декоративные наборы

  • Набор канцелярских товаров

  • Компьютер

  • Принтер лазерный

  • Мультимедийный проектор

  • Доска сенсорная

  • Ноутбук

Инструменты и приспособления:

  • простой карандаш;

  • линейка;

  • ножницы канцелярские с закруглёнными концами;

  • фигурные ножницы;

  • офисные булавки;

  • кисточка для клея;

  • спицы;

  • канцелярский нож.

Материалы:

  • пайетки;

  • двухсторонняя цветная бумага для квиллинга;

  • картон белый и цветной;

  • природный материал;

  • гофрированная цветная бумага;

  • салфетки бумажные;

  • пенопласт;

  • тесьма;

  • клей ПВА.

Содержание программы по разделам

Содержание программы «Умелые ручки» нацелено на формирование творческой личности и воспитание духовно – нравственных качеств путем целенаправленного и организованного обучения. В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий. Дети 7-10 лет способны на эмоционально – образном уровне выполнить предлагаемые задания. По каждому виду работы программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

^ 1.Введение в программу.

Вводное занятие. Новые направления декоративно-прикладного творчества. Знакомство с программой курса. Требования по технике безопасности при работе с инструментами. Правила поведения. Оборудование рабочего места. Правила техники безопасности труда и личной гигиены.

Практическая работа: Организация рабочего места, экономное использование материала, выбор инструментов.

^ 2. Поделки из природного материала

Демонстрация образцов, иллюстраций, дидактического материала. Ознакомление с природным материалом: палочками, ракушками, ягодами рябины, семенами тыквы, арбуза, ягодами шиповника, листьями разных деревьев.

^ Практическая работа: Использование естественной формы фактуры природного материала. Изготовление поделок, соединение отдельных частей при помощи клея ПВА, ниток. Освоение приемов резания ножницами, склеивания, нанизывания ягод.

3. Аппликация

История возникновения техники аппликации. Работа по трафарету, способы скрепления деталей. Вырезание геометрических фигур без трафарета, по трафарету. Плоскостные и объёмные – сходство и различие. Знакомство с видами бумаги: чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и бархатная; картоном цветным, тонким, упаковочным; открытками, салфетками, фантиками. Выбор картона и бумаги.

^ Практическая работа: Разметка и измерение бумаги разной по фактуре, плотности и цвету. Складывание бумаги, сгибание пополам, резание ножницами, соединение деталей с помощью клея, ниток. Работа по выкройке и чертежу. Применение операций склеивания и сшивания деталей из бумаги и картона. Сборка и оформление игрушки.

4. Квиллинг

История возникновения техники квиллинга. Материалы и инструменты. Правила работы с бумагой в технике квиллинга. Квиллинг (транслитерация английского слова quilling, которое происходит от слова quill, означающего «птичье перо») — искусство бумагокручения. Это искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей плоскостные или объемные композиции.

Практическая работа: Складывание бумаги, сгибание пополам, резание ножницами, соединение деталей с помощью клея, ниток.


^ 5. Объемное торцевание бумагой

История возникновения техники. Приемы работы. Материалы и инструменты. Рассматривание образцов. Торцевание из бумаги – несложная техника, в которой можно создать оригинальные декоративные композиции. Технология торцевания заключается в следующем: из гофрированной цветной бумаги вырезают небольшой квадратик, на середину квадратика ставят торцом стержень (например, незаточенный карандаш) и закручивают бумагу вокруг стержня. Получившуюся маленькую торцовку, не снимая со стержня, приклеивают на рисунок, нанесённый на плотную бумагу или картон, и только тогда вынимают стержень. Каждую следующую торцовку приклеивают рядом с предыдущей плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков. Торцевание из бумаги бывает:

  • контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения);

  • плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка);

  • объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объёмное изображение;

  • многослойное (торцовки вклеивают друг в друга).

^ Практическая работа: изготовление объёмных поделок, оформление их, используя бусы, бисер, стеклярус, гофрированную бумагу.

Гофрирование

Ознакомление с техникой выполнения изделий – гофротрубочки — так называется техника выполнения изделий, в которой для декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур используют трубочки из гофрированной бумаги. Гофротрубочки получаются путём накручивания полосы бумаги на палочку, карандаш или спицу с последующим сжатием. Сжатая гофротрубочка хорошо держит форму и имеет множество вариантов исполнения и использования.

Практическая работа: Скручивание бумаги в трубочки, создание флористических композиций.
^

6. Картины с использованием пайеток

Ознакомление с техникой составления картин с использованием пайеток. Рассматривание образцов.


Пайетка – (фр.Paillette) золотая песчинка, золотинка— блёстка, плоская чешуйка из блестящего материала, обычно с отверстием для продевания нитки. Используется как элемент украшения или дизайна одежды, в традиционных и  современных техниках вышивки, плетёных изделий, изделий из бисера. Пайетки бывают разных размеров и форм (круглые  и фигурные),  самой разнообразной цветовой гаммы, россыпью и на нитях.

Практическая работа: составление картин с использованием пайеток, освоение приёмов крепления пайеток с помощью офисных булавок. Оформление поделок.

^ 7. Симметричное вырезание

Ознакомление с техникой симметричного вырезания, знакомство с художниками-графиками (Д. Евреинов, А. Бенуа, Д. Митрохин и др.). Выполнение декоративных симметричных композиций на темы. Смысл приема в складывании бумаги пополам, нанесении рисунка и вырезании сразу 2-х или более слоев. После раскрытия сгиба получается симметричная фигура. Из таких фигур составляется композиция. Основные типы симметричного вырезания и их классификация предполагают равенство на основе совместимости, или зеркальности, сторон. Наиболее простой тип — это зеркальная, или боковая, симметрия, основанная на сходстве двух половин фигуры, распределенных одна относительно другой как предмет и его отражение в зеркале. Воображаемая плоскость, которая делит такую фигуру пополам, и есть плоскость симметрии. Этот тип симметрии можно рассмотреть на примере строения таких объектов, как листья, цветы тюльпана, колокольчика, крылья бабочки, стрекозы, расположение рук и ног человека

^ Практическая работа: правильное складывание бумаги и вырезывание симметричных фигур из бумаги.

Учебно-тематический план




Тема, содержание

Всего часов

Теоретических

Практических

1.

Введение в программу









1-2.

Вводное занятие. Требования по технике безопасности при работе с инструментами.

2

2

-

3-4.

Назначение инструментов, используемых в работе. Правила внутреннего распорядка. Обязанности обучающихся. Организация занятий. Содержание рабочего места.

2

2

-

5-6.

Новые направления декоративно-прикладного творчества.

2

2

-

7-8.

Экскурсия в природу. Сбор природного материала.

2

-

2

2.

Работа с природным материалом

8 ч







9-10.

Изготовление композиций из засушенных листьев.

2

-

2

11-12.

Составление композиции из резаных листьев с учетом подбора цвета по замыслу детей.

2

-

2

13-14.

Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев). Композиция на жесткой основе .

2

-

2

15-16.

Изготовление животных из шишек.

2

-

2

3.

Аппликация

22 ч







17-18

История возникновения техники аппликации. Инструктаж по технике безопасности.

2

2

-

19-20

Виды аппликаций. Работа по трафарету. Техника безопасности при работе с инструментами (ножницы).

2

1

1

21-22.

Работа по трафарету, способы скрепления деталей. Вырезной способ аппликации.

2

-

2

23-26.

Вырезание геометрических фигур без трафарета, по трафарету. Обучение умению «строить» и компоновать предметы.

4

-

4

27-28.

Композиция «Цветы в вазе». Полуобъёмная аппликация. Приемы крепления деталей.

2

-

2

29-32.

Аппликация «Кот в мешке».Смешанная техника аппликации.

4

-

4

33-34.

Аппликация «Совушка».Аппликация из готовых форм.

2

-

2

35-36.

Львёнок из ладошек. Объёмная аппликация.

2

-

2

37-38.

Изготовление поздравительных открыток. Самостоятельное построение композиции, выбор сюжета. Композиции на выбор.

2

-

2

4.

Гофрирование.

10 ч







39-40.

Гофрокорзина. Техника создания гофротрубочек.

2

-

2

41-42.

Ель из гофротрубочек. Композиция из одинарных гофротрубочек.

2

-

2

43-44.

Композиция «Чудо-дерево».Композиция из двойных гофротрубочек.

2

1

3

45-48.

Корзиночка с цветами. Цветы из гофротрубочек. Создание флористических композиций в смешанной технике.

4

-

4

5.

Квиллинг

44ч







49-50.

История возникновения техники квиллинга. Материалы и инструменты. Организация рабочего места.

2

2

-

51-52.

Правила работы с бумагой в технике квиллинга. Разработка работы, подбор цветовой гаммы.

2

-

2

53-54.

Композиция «Разные ромашки». Изготовление цветка, скручивая и защипляя заготовку капелькой и листочком. Закрепление элементов на основу.

2

-

2

55-56.

Композиция «Ромашковая вазочка». Создание единой композиции.

2

-

2

57-60.

Мини торт в технике квиллинга. Изготовление эскиза работы. Подбор цветовой гаммы.

4

1

3

61-64.

Снежинки в технике квиллинг. Изготовление эскиза и отдельных элементов.

4

-

4

65-67.

Композиция «Цветы». Изготовление эскиза работы. Зарисовка карандашом работы. Подбор цветовой гаммы на работу. Изготовление заготовок на объемную работу.

3

-

3

68-71.

Композиция «Корзина с цветами». Изготовление эскиза коллективной работы, подбор цветовой гаммы.

4

1

3

72-74.

Цветочная композиция. Изготовление заготовок на объемную работу. Закрепление элементов на эскиз.

3

-

3

75-78.

Квиллинг на расчёске. Знакомство с новым способом квиллинга на расчёске. Листики.

4

1

3

79-82.

Декор шкатулки в технике петельчатого квиллинга.

4

1

3

83-87.

Яйцо в технике квиллинга. Создание объёмной композиции.

5

1

4

88-90.

Корзинка в технике квиллинга. Закрепление элементов на эскиз.

3

-

3

91-92.

Валентинка. Создание плоскостной композиции.

2

-

2

6.

Объёмное торцевание бумагой

18 ч







93-94.

История возникновения техники. Приемы работы. Материалы и инструменты.

2

2

-

95-98.

Композиция «Кот в сапогах». Создание изображений с помощью объемных элементов из бумаги.

4

1

3

99-100

Композиция «Жираф».Создание изображений с помощью объёмных элементов из бумаги.

2

-

2

101-102

Композиция «Сердце». Создание объёмной открытки.

2

-

2

103-104

Композиция «Валентинка». Объёмное сплошное торцевание из гофрированной бумаги.

2

-

2

105-107

Маленькие корзиночки для подарков. Заготовка «торцовок», приклеивание их к заготовке.

3

-

3

108-110

Композиция «Корзина с цветами».Объёмное торцевание из бумаги по контуру.

3

-

3

7.

Работа с пайетками

14ч







111

История возникновения техники. Приёмы работы. Материалы и инструменты.

1

1

-

112-116

Составление композиций (картин) по схеме из пайеток.

5

-

7

117-122

Объёмные игрушки. Панда, пингвин, киска, мишка.

6

-

6

123-124

Фоторамки. Мишка. Котёнок. Декор фоторамок.

2

-

2

8.

Симметричное вырезание

22 ч







125-126

Назначение инструментов, используемых в работе. Требования по технике безопасности при работе с этими инструментами.

2

1

1

127-130

Корзинка-восьмёрка. Симметричное вырезание на едином листе симметричных отверстий.

4

-

4

131-134

Пасхальные яйца. Простое симметричное вырезание.

4

-

4

135- 136

Змея – символ года. Симметричное вырезание различных фигур.

2

-

2

137-140

Цветы. Симметричное вырезание с добавлением несимметричных элементов.

4

-

4

141-142

Вытынанка весенняя. Симметричное вырезание с последующим разрезанием деталей..

2

-

2

143-144

Организация выставки поделок. Итоговое занятие

2

-

2

ИТОГО

144

Литература


Список литературы для педагога


  1. Выгонов В. Изделия из бумаги.

  2. Гомозова Ю.Б. Праздник своими руками

  3. Долженко Г.100 поделок из бумаги.

  4. Дюмина Г. Уроки детского творчества.

  5. Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ru.

  6. Интернет-ресурс: Рукодельная рассылка с лучшими мастер классами.

  7. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни.

  8. Перевертень Г.Н. Самоделки из разных материалов.

  9. Хвостова Д. Большая книга поделок.

  10. Чибрикова О. Оригинальные поделки из ненужных компакт-дисков.



Список литературы для обучающихся


  1. Васильева Л. Уроки занимательного труда.

  2. Корнеева Г. Бумага. Играем, вырезаем, клеим.

  3. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни.

  4. Морозова О.А. Волшебный пластилин.

  5. Нагибина М. Из простой бумаги мастерим как маги.

  6. Проснякова Т.Г. Уроки мастерства.




Схожі:




База даних захищена авторським правом ©lib.exdat.com
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації