Поиск по базе сайта:
Рабочая программа по литературному чтению icon

Рабочая программа по литературному чтению




Скачати 396.49 Kb.
НазваРабочая программа по литературному чтению
Сторінка1/3
Н.А. Чураковой
Дата конвертації28.11.2013
Розмір396.49 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
1. /egorova/Рабочая программа по ИЗО.doc
2. /egorova/Рабочая программа по Основам светской этики..doc
3. /egorova/Рабочая программа по литературному чтению.doc
4. /egorova/Рабочая программа по математике 4 класс.doc
5. /egorova/Рабочая программа по окр. миру 1 Б класс.doc
6. /egorova/Рабочая программа по технологии.doc
7. /egorova/рабочая программа по информатике 4 класс.doc
8. /egorova/рабочая программа по окружающему миру 4 класс.doc
9. /egorova/рабочая программа по русскому языку 4 класс.doc
Рабочая программа составлена на основании Закона РФ «Об образовании»
Программа по основам светской этики. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению
Учебник «Математика» Л. Г. Петерсон
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Рабочая программа по технологии составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Программу обеспечивают
Пояснительная записка рабочая программа по окружающему миру
Программа по русскому языку 4 класс умк "Перспективная начальная школа"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089) и авторской программы «Литературное чтение» Чураковой Н.А..

Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего, воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир.

Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» - формирование инструментария, необходимого и достаточного для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязи произведения фольклора и авторской литературы; а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу, поэзию, драму.

Основная цель выражается в главных идеях, развиваемых четырех лет обучения, а так же в конкретных задачах, решение которых помогает осуществить главные идеи.

Идея первая. Необходимо сформировать грамотные представления о взаимосвязях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.

Идея вторая. Необходимо постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» - понятие художественного образа.

Идея третья. Необходимо учить младших школьников различать сначала жанры фольклора, потом жанры литературы. Вместе с тем необходимо показать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.

Идея четвертая. Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы. Если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.

Курс каждого года, являясь частью целого, имеет специфические задачи. Конкретные задачи, помогающие реализации всех идей курса «Литературное чтение», сформулированы в программных требованиях к каждому году обучения.

Задачи:

  • формировать грамотные представления о взаимоотношениях фольклорных жанров и произведений авторской литературы;

  • формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» — понятие художественного образа;

  • формировать умения младших школьников различать жанры литературы;

  • помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы.

Особенностью работы в 4-ом классе является формирование общего представления о связи мифа с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка, и с такими малыми жанрами фольклора, как загадка, считалка, дразнилка, закличка. На материале фольклорных текстов (волшебной сказки и былины) школьникам показывается проникновение в устное народное творчество элементов истории (географических и исторических названий, примет и особенностей быта людей). Выявление конкретно-исторических черт времени необходимо для формирования полноценных представлений о коренных отличиях народной литературы от авторской. Программа 4-го класса продолжает знакомить младших школьников с шедеврами отечественной и зарубежной живописи. Живописные произведения каждый раз позволяют обратиться к обсуждаемым эстетическим и этическим проблемам на материале другого вида искусства. Это делает все обсуждаемые проблемы общими проблемами художественной литературы.

Программы 4-го класса предусматривает анализ объемных произведений, сложных по композиции и художественному содержанию, передающих целую гамму разнообразных чувств, доступных детям.

Особенность четвертого года изучения литературы состоит в том, что этот год завершает формирование того элементарного инструментария, который будет необходим читателю основной школы для анализа и оценки произведений разных жанров фольклора и разных родов и жанров авторской литературы.

Итогом четвертого года обучения должны стать:

  • начальные умения анализа литературного произведения;

  • умения устного и письменного высказывания в рамках разных жанров (сочинение на свободную тему, сравнительный анализ двух произведений в заданном аспекте, отзыв о произведении);

  • первичное интуитивное ориентирование в мире доступной детскому восприятию художественной литературы;

  • эстетическое переживание ценности художественных произведений.

Программа рассчитана на 136 учебных часа в год, что соответствует 4 часам в неделю.

Сроки реализации рабочей учебной программы: 2013 – 2014 учебный год.


  1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА


Устное народное творчество

Формирование общего представления о «мифе» как способе жизни человека в древности, помогающем установить отношения че­ловека с миром природы. Представления о Мировом дереве как о связи между миром человека и волшебными мирами; представления о тотемных животных и тотемных растениях как о прародителях че­ловека.

Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) пред­ставлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о вол­шебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, вол­шебных числах и словах. Особенности сюжета (нарушение социаль­ного (природного) порядка как причина выхода героя из дома; доро­га к цели, пролегающая через волшебный мир; испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восста­новление социального (природного) порядка и справедливости).

Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских на­родных сказках.

Былина как эпический жанр (историческое повествова­ние). Характеристика эпического (исторического) героя (победи­тель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями — торгов­лей или ратными подвигами — свое отечество).

Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет кон­кретно-исторического времени, исторических и географических на­званий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).

Авторская сказка. Сохранение структурных (жанровых и сюжет­ных) связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы — к торже­ству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нрав­ственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).

Жизнь жанров фольклора во времени

Взаимоотношения обрядов и праздников.

Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Приро­де» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство.

Народная и авторская сказка.

Сказочная повесть. С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рас­сказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя.

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и волшебного мира, превраще­ния, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова.

Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и ре­чи, развитие характера во времени. Перенесение победы над вол­шебным миром в область нравственного смысла: не знание волшеб­ного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспита­ние в себе нравственных принципов помогают Нильсу вернуть себе человеческий облик.

Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин ми­ра, создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта через его творчество.

Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и композиционного повтора.

Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современ­ной поэзии, знакомство с онегинской строфой).

Биография автора художественного произведения. Началь­ные представления о творческой биографии писателя (поэта, худож­ника):

  • роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в созда­нии художественного произведения;

  • участие воображения и фантазии в создании произведений;

  • диалоги с современным московским детским писателем и со­временными художниками (авторами иллюстраций к учебнику); дет­ские вопросы к авторам и ответы на них.

Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусст­ва: с живописными и музыкальными произведениями.

Дальнейшее формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства: произве­дения сравниваются не на основе их тематического сходства, а на ос­нове сходства или различия мировосприятия их авторов (выражен­ных в произведении мыслей и переживаний).

Библиографическая культура. Дальнейшее формирование уме­ний ориентироваться в книге по ее элементам («Содержание» и «Ог­лавление» книги, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах книги). Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение и сборник произведений. Представление о собрании сочинений. Использование толкового и этимологическо­го учебных словарей для уточнения значений и происхождения слов, встречающихся на страницах литературных произведений.

Представление о библиографическом словаре (без использо­вания термина). Использование биографических сведений об авто­ре для составления небольшого сообщения о творчестве писателя или поэта.

Формирование умений выбирать книги в библиотеке на основе ре­комендованного списка.

Умения и навыки чтения и говорения. Совершенствование на­выков выразительного и осмысленного чтения. Дальнейшее разви­тие навыков свободного владения устной и письменной речью.

Формирование культуры предметного общения:

  • умений целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;

  • способности критично относиться к результатам собственного творчества;

  • способности тактично оценивать результаты творчества одноклассников.

КРУГ ЧТЕНИЯ

Устное народное творчество

Мифологические сюжеты: Древней Греции, древних славян.

Русские народные волшебные сказки: «Сивка-Бурка», «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко»*, «Морской царь и Василиса Премудрая», «Иван-царевич и серый волк»*, «Финист-ясный сокол»*.

Зарубежня волшебная сказка: «Алтын-сака – золотая бабка».

Былины:

а) Киевского цикла: «Илья Муромец и Святогор»*, «Илья Муромец и Соловей — разбойник»;

б) Новгородского цикла: «Садко».

Классики русской литературы XVIII — первой половины XX в.

В. Жуковский «Славянка» (отрывок), «Весеннее чувство» (отрывок);

А. Пушкин «Везувий зев открыл…», отрывки из «Евгения Онегина», «Гонимы вешними лучами…», «Сквозь волнистые туманы…»;

М. Лермонтов «Парус»;

Ф. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»;

А. Фет «Это утро, радость эта…»;

И. Бунин «Нет солнца, но светлы пруды», «Детство»;

Н. Заболоцкий «Сентябрь», «Оттепель»;

В. Хлебников «Кузнечик»;

В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»;

Б. Пастернак «Опять весна»;

А. Чехов «Ванька», «Мальчики»;

Л. Андреев «Петька на даче»;

М. Волошин «Зеленый вал отпрянул…»;

В. Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею…», «Обида»;

А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители» (в сокращении)*.

Классики русской литературы второй половины XX в.:

А. Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной бывают дни…», «Памяти друга»;

С. Михалков. Государственный гимн Российской Федерации;

Н. Рыленков «К Родине»;

Н. Рубцов «Доволен я буквально всем»;

Д. Самойлов «Красная осень»;

А. Кушнер «Сирень»;

В. Соколов «О умножении листвы…», «Все чернила вышли…»;

Д. Кедрин «Все мерещится поле с гречихою…»;

К. Паустовский «Теплый хлеб»*;

Ю. Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!»;

И. Пивоварова «Как провожают пароходы», «Мы пошли в театр»*;

В. Драгунский «Красный шарик в синем небе»*;

Л. Улицкая «Бумажная победа»;

М. Вайсман «Шмыгимышь»;

С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»; «Давно бы так, заяц», «Лисичка»*;

Б. Сергуненков «Конь-мотылек»;

С. Маршак «Как поработала зима!..»;

А. Пантелеев «Главный инженер».

Зарубежная литература:

древнегреческий «Гимн Природе»;

древнегреческое сказание «Персей»;

Плиний Младший «Письмо Тациту».

Авторские волшебные сказки:

Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»*, «Снежная королева» (в отрывках), «Русалочка» (в сокращении);

С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках);

А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»* (в отрывках);

Д. Даррелл «Землянично-розовый дом»* (отрывок из повести «Моя семья и другие животные».


* Примечание. Звездочкой обозначены произведения, помещенные в хрестоматию.


3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Наименование разделов и тем

Всего

часов



Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире.

20



Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре.

17



Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.

18



Всматриваемся в лица наших сверстников, живущих задолго до нас.

15



Пытаемся понять, как на нас воздействует красота.

12



Приближаемся к разгадке тайны особого зрения.

13



Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная, правда.

20



Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество.

21

Итого

136
  1   2   3



Схожі:




База даних захищена авторським правом ©lib.exdat.com
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації