Поиск по базе сайта:
Щуренкова Юлия Владимировна, 16 лет Захарова Светала Борисовна, учитель русского языка и литературы Школе №47 на ст. Инголь было предложено участвовать во Всероссийском творческом конкурс icon

Щуренкова Юлия Владимировна, 16 лет Захарова Светала Борисовна, учитель русского языка и литературы Школе №47 на ст. Инголь было предложено участвовать во Всероссийском творческом конкурс




Скачати 78.41 Kb.
НазваЩуренкова Юлия Владимировна, 16 лет Захарова Светала Борисовна, учитель русского языка и литературы Школе №47 на ст. Инголь было предложено участвовать во Всероссийском творческом конкурс
Дата конвертації09.12.2013
Розмір78.41 Kb.
ТипКонкурс

Негосударственное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 47»

открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»


Свято - Троицкий собор как

архитектурно – строительный

памятник г. Шарыпово


Номинация «Краеведение»


^ Автор: Щуренкова Юлия Владимировна, 16 лет


Руководитель: Захарова Светала Борисовна,

учитель русского языка и литературы


Школе № 47 на ст. Инголь было предложено участвовать во Всероссийском творческом конкурсе «Мой край, моя Москва, моя Россия», целью которого являлось осуществление исторического опыта в сохранении духовно-нравственного воспитания и образования подрастающего поколения в процессе творческого общения с природой, памятниками истории и культуры народов России.

Нас заинтересовало это предложение в связи с тем, что в России возник интерес к прошлому страны, интерес к христианству. Нельзя отрицать того, что в России сегодня люди ищут пристанище и место, где можно открыть свою душу, а в ответ услышать ласковое слово и утешение. Таким местом была церковь, хотя сейчас наблюдается много религиозных течений и объединений, которые пришли из зарубежья («Аум Секреш», «Свидетели Иеговы», раскольники, баптисты, «Белое братство»), но официально исторической религией является православие, принятое на Руси в 988 году.

С религией непосредственно связаны памятники религиозной архитектуры: церкви, соборы, храмы. Как известно, место для строительства церкви всегда выбиралось с особой тщательностью. На таком месте присутствуют биоактивные поля, способствующие улучшению энергии людей, к тому же место это тихое, безветренное.

Христианские храмы строились в виде креста, в знак того, что церковь основана на кресте, либо в виде корабля, показывая, что люди среди мира, как среди бурного моря и только в церкви христовой могут найти себе пристанище и путь к спасению. По внутреннему расположению христианский храм разделяется на три главные части:

Первая часть от входа называется притвором. В нем стояли оглашенные, то есть готовящиеся к крещению.

Вторую часть составляет средняя часть храма, которая служит непосредственным местом молитвы для верующих.

Третья часть храма называется алтарем (в переводе с латинского «высокий жертвенник»). В алтаре приносится священная жертва Тела и Крови Иисуса Христа.

Все христианские храмы ориентированы алтарем на восток, в сторону, где восходит солнце. Входить в алтарь и молиться в нем могут только избранные и священнослужители. Алтарь отделяется от основной части храма особою перегородкой, которая называется иконостасом. В иконостасе делаются три двери - боковые две, северная и южная называются дьяконскими, так как предназначены для входа дьяков и других служителей церкви, а центральная дверь называется царскими вратами. Через царские врата могут входить только лица освященные (священники). Небольшая возвышенность между иконостасом и средней частью храма называется солеею, по обеим сторонам которой устанавливаются клиросы для чтецов и певцов, а напротив царских врат - амвон, на котором читается Евангелия. В самом центре находится престол, на нем приносится святейшая жертва Тела и Крови Христовой.

Одним из таких памятников 'христианской архитектуры является Свято-Троицкий собор, который расположен на территории г.Шарыпово.

Свято-Троицкий собор, построенный в XX веке, является достопримечательностью данного города, а в XIX веке в селе Шарыпове достопримечательностыо являлась Свято-Троицкая церковь. Подъезжая к городу, можно увидеть, прежде всего, собор с его куполами, несмотря, откуда бы вы ни ехали, будь то север, юг, запад или восток. Даже народная мудрость гласит: «Все дороги ведут к храму».

Таким образом, церкви, храмы, соборы на протяжении веков являются не
только религиозными, но и культурными центрами любого села, поселка,
города. Мы попытались составить описание церкви, хотя это оказалось сложной задачей. Сохранилось практически только одна фотография 1937 года, автор Потехин С.В. и рисунок М.М.Киричука. «Церковь каменная, одноэтажная с трехъярусной колокольней, главный храм имеет два яруса. Построена около 1817 года, для входа в нее ворота деревянные однопольные. В храме на первом этаже три окна, на втором ярусе 6 окон. Вход украшен колоннами, которые поддерживают крышу над входом, стены церкви выбелены, наружных росписей и других украшений не имеют. Купол церкви и ее колокольня завершаются крестами. Вокруг церкви ограда из камня и металла, ворота расположены со стороны главного входа в храм, почти напротив входа. Освещена Свято-Троицкая церковь была в 1817 году. Строили ее на пожертвования прихожан. С 1804 года Ачинский уезд, куда входило село Шарыповское, был подчинен Томской губернии. Видимо поэтому кирпич на строительство церкви возили на лошадях из города Томска, через станцию Итат, в 60 км от Шарыпово. Дорога в село Шарыпово шла тогда по тому месту, где сейчас село Никольское. К сожалению, нет сведений о том какие мастера строили церковь, но можно предположить, что это были мастера были приглашены из Томска. Видимо, и проект храма был привезен оттуда. После окончания строительства церковь было видно со всех сторон, откуда бы не подъезжал путник к селу. Говорят, что церковь была видна с того места, где сейчас деревня Косые Ложки. В церкви было несколько колоколов, один из которых подарил Федор Марьясов, из деревни Темринской. Звон колоколов был слышен за 20 км до села. В состав прихода Свято-Троицкой церкви входило с.Шарыповское и еще 8 деревень: Кадат в 8 верстах, Темра в 12 верстах, Береш в 6 верстах, Касанголь в 20 верстах и другие. В летописи также указаны имена и фамилии всех жителей деревень и сел Шарыповсого прихода. Школ в приходе было две: Церковно – приходская двухклассная и министерская в деревне Кадатская школа одноклассная. Кроме школ в приходе имелось также церковно – приходское попечительство и богадельня. В церкви были священник, диакон, псаломщик. Население прихода состояло из коренных сибиряков и переселенцев.

Накануне 1917 года было около 79000 православных церквей в России. В 1980 году осталось их только 12000. Церковь села Шарыпово одна из тех 67000, что были разрушены. По рассказам старожилов прихожане могли посещать церковь до 1930 года. Официальное постановление о закрытии церкви было принято 24 января 1935 года. Хотя церковь и разрушили, но многие жители вспоминают ее такой: «Я помню белокаменную красавицу, которую разрушили в конце войны, а остатки еще позже. В 1951 году закончилось строительство старой церкви села Шарыпово, через 40 лет началась история нового храма теперь уже города Шарыпово. 24 октября 1990 года в городе была официально зарегистрирована религиозная община «Русской Православной церкви». А 14 ноября 1990 года по заявлению членов общины Исполком Шарыповского городского совета народных депутатов принял решение «Об отводе земельного участка под строительство русской Православной церкви в г.Шарыпово». Из патриархии был прислан проект храма. Строительство началось в 1993 году. Все здание храма завершается куполом, который по сходству с небесным сводом напоминает верующим о небе, куда они должны устремлять свои мысли и желания. Многие люди имели непосредственное отношение к строительству собора. Одним из таких людей является Анатолий Яковлевич Фомичев, который возглавляет проектную группу. 14 февраля 1990 года было официально решено «Об отводе земельного участка под строительство Русской православной церкви в г.Шарыпово». А потом началось строительство. Первая свая была вбита неудачно, так как попали в зеркало грунтовых вод, и пришлось начинать все заново и вбивать сваю намного больше. Освящение произошло 14 октября 1990 года и тот крест, который был поставлен, теперь находится под фундаментом центральной части алтаря. Иконы были привезены из села Софрино. Ведется роспись храма, но не используются фрески, так как копоть от свечей оседает на стены, а когда начинают мыть, то размазывается фреска и начинает терять свой вид.

3 декабря 1999 года состоялось поистине историческое событие: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил Свято-Троицкий храм в городе Шарыпово. Ранним утром многие шарыповцы, гости города устремились к храму, чтобы приветствовать Патриарха, получить его благословение. Вдоль дорожки от вертолета к храму в почетном карауле застыли юные кадеты Шарыповского воздушно-десантного кадетского корпуса. А у входа Святейшего ожидал главный организатор строительства Свято-Троицкого собора Г. Манцветов. Он из рук в руки передал Алексию II символический ключ — свидетельство окончания возведения грандиозного культового сооружения.

При храме работает воскресная школа. Ее посещают дети от 7 до 16 лет (иногда приходят с родителями). Программа школы основана на Библии. Уроки проводит матушка Елена. Каждое воскресенье - 3 урока Закона божьего и церковного пения. На сегодняшний день школу посещают 30 юных прихожан, но их число постоянно увеличивается. В этом году в школе открыт 1 класс, а на следующий год планируется открыть 2 класса. При школе собрана библиотека из трехсот томов. В соборе ведутся различные службы, а по великим церковным праздникам храм даже не может вместить всех желающих, и людям приходится слушать богослужение на улице. Вся символика Свято-Троицкого собора указывает на принадлежность его к архитектуре древних Византийских храмов. Именно через духовное осмысление божественной красоты происходило приобщение Древней Руси к основам византийского богословия и церковного искусства. Два главенствующих принципа - центричность и постепенное восхождение к небу - строго соблюдаются в конструкции Свято-Троицкого храма. Символика света русских храмов проявляется даже в цвете стен Свято-Троицкого собора. Сочетание белых стен и куполов на фоне неба, земли создавало эффект неземного великолепия. Одна глава храма означает, что Бог един. Три главы означают поклонение Богу, единому в трех лицах: Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. Пять глав - образ Христа и четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Даже сейчас, войдя в Свято-Троицкий собор, чувствуешь себя маленькой песчинкой в этом огромном православном мире. Великолепием собора Византийского типа можно восхищаться всякий раз, как только ваш взгляд коснется его стен, куполов. Собор является жемчужиной г.Шарыпово и одним из главных архитектурных сооружений. Пройдут времена, и уже другие наши потомки будут восхищаться этим архитектурным памятником, как восхищаемся мы сейчас, и как восхищались наши предки Свято-Троицкой церковью, построенной в XIX веке. Ведь именно церкви, соборы и храмы укрепляют веру людей в близость Бога - милостивого, всезнающего и всемогущего.



Схожі:




База даних захищена авторським правом ©lib.exdat.com
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації