Поиск по базе сайта:
Обряды, связанные с началом и концом жизненного пути человека Номинация «Краеведение» icon

Обряды, связанные с началом и концом жизненного пути человека Номинация «Краеведение»




Скачати 58.05 Kb.
НазваОбряды, связанные с началом и концом жизненного пути человека Номинация «Краеведение»
Дата конвертації09.12.2013
Розмір58.05 Kb.
ТипДокументи

Негосударственное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №47»

открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Обряды, связанные с началом

и концом жизненного пути человека


Номинация «Краеведение»


Автор: Вегера Ксения Николаевна, 14 лет.

Руководитель: Ныркова Зинаида Николаевна,

учитель технологии


С давних пор люди верили в потусторонние силы, прислушивались к тому, что им подсказывала природа. Передавая из уст в уста результаты своих наблюдений, наши предки складывали их в определённую последовательность, определяли закономерности бытия. В результате многовековой истории складывались традиции, обычаи, обряды, которые мы до сих пор чтим и соблюдаем.

Мне несколько раз приходилось присутствовать на похоронах. Я обратила внимание, что во время похорон соблюдаются определенные ритуалы. Все это меня побудило глубже изучить похоронный обряд. Ведь интересно узнать, зачем обмывают умершего, почему надевают новую одежду, зачем бросают деньги в могилу и многое другое. Похоронный обряд связан с уходом человека в мир иной. Логично спросить себя, а существует ли обряд при рождении ребенка?

По рассказам старожилов, в Сибири было принято рождение младенца сопровождать определенными обрядами. Например, при родах, чтобы материнское тело легче раскрылось и выпустило дитя, женщине расплетали волосы. Моя мама говорила мне, что когда она рожала, ей тоже расплетали волосы.

А Людмила Петровна Окунева (1952 г.р.), рассказывала, что о рождении извещали всех родственников, родителей, близких друзей: они приходили и приезжали навестить родительницу, при этом каждый одаривал новорожденного серебренными деньгами, которые клали под подушку матери ребенка или новорожденного.

Старые люди говорят, что роженицу непременно водили в баню на второй день, если позволяло здоровье. В Сибири говаривали: «банька – вторая мать». После бани поили взваром из ягод. Кормили кашей из цельного пшена с изюмом.

Моя бабушка, Любовь Алексеевна, рассказывает, что особые обычаи и поверья были связаны с волосами. Во-первых, гадали по волосам: при крещении священник отрезал немного волос, закатывал в воск и бросал в купель. Если волосы всплывали, считалось, что ребенок будет жить, если утонут – умрет.

До года обычно не стригли волос, даже в тех случаях, если они вырастали длинными и мешали, считали что, подстригая волосы, «можно отрезать язык», т.е. ребенок долго не будет говорить.

При крещении вода выполняла очистительную функцию и символизировала промежуточный этап прихода младенца в этот мир. Я заинтересовалась, как обстоят дела с крещением у нас на Инголе. И выяснила, что во время праздничного обеда угощение должно быть обильным, но много еды в тарелки гостям класть не нужно. Если на тарелках останутся объедки, то ребенок будет неудачлив. Ни в коем случае нельзя угощать гостей блинами. Лучше всего подавать на стол пироги с куриным или петушиным мясом, блюда из свинины не подают.  В этот день утром пересчитывают деньги, чтобы ребенок, когда вырастет, не знал материальных проблем. Во время крестин не дают зажигать от своей свечки другую свечу. В день крестин не шьют, не вяжут, не прядут, не стирают, не солят солений, не рубят сучков на деревьях, не рубят дров, не копают землю и ничего не сажают, не пинают животных и не стригут овец, не щиплют кур и не забивают скота. Всякую работу делают заранее или откладывают на другой день. Когда едут в церковь, то не говорят об этом вслух. Даже если кто-то из близких знает, что происходит, то ему следует сделать вид, что он не в курсе, куда и зачем собираются люди. Принято никому не открывать двери, пока не вернутся из церкви после крещения.

В части о рождении человека я рассказывала, как новорожденного приобщали ко всем природным стихиям. Теперь, уходя из этого мира, человек с ним прощался. Когда умирает кто–то из близких, мы жалеем покойного и одновременно… боимся его! Поэтому традиционные русские похороны содержат огромное количество ритуалов.

Чтобы собрать больше информации, я встретилась с Ириной Родионовной Горбуновой (1925 г.р.). В нашей местности так же, как и везде тело обмывают и одевают в новые одежды. Обратившись к литературным источникам, я узнала, что омовение умершего рассматривается как очистительный обряд.

Мама Ирины Родионовны Пичугина Марфа Ермиловна рассказывала ей, что раньше был обычай хоронить в одежде, в которой человек венчался: «В чем венчаться, в том и скончаться». Скорее всего, корни этого обычая – надевать брачную одежду умершему – восходят еще к дохристианскому времени.

Этнографами отмечается, что нигде более в России не существовала обряда посещения кладбища на второй день. В нашей местности родственники на второй день обязательно шли на «могилки», причем только близкие.

Исследовав обрядность похорон и рождения ребенка для осмысления деятельности их существования и значимости для человека, я пришла к такому выводу, нашему поколению необходимо знать происхождение того или иного обычая, выражения, термина или материального предмета, чтобы понять наше прошлое, а затем проследить, какое развитие оно получило в дальнейшем.

В ходе работы, изучая тот или иной обряд, мне открылась столько удивительного и необычного. Я узнала, почему после наступления смерти, родственники начинали громко причитать и плакать, почему нужно три раза обходил вокруг гроба, какую роль играет праздничный обед в крестильном обряде и многое другое. Я убедилась, что каждый обряд интересен и неповторим.

Приступая к исследованию, изучила литературу, встретилась и побеседовала со многими интересными людьми. Я постаралась изложить материал так, чтобы разбудить у людей любопытство, заставить переосмыслить утвердившиеся представления о родильном и похоронном обрядах.

Я узнала, что когда наступала смерть, родственники начинали громко причитать и плакать для того, чтобы отлетевшая от тела душа находится еще в доме, рядом. Если покойный будет оплакан ("обвыт") надлежащим образом, то и душе его будет покойнее и он не станет позже беспокоить живых в видениях, думах и наяву. Бытует мнение" что раньше 12 часов и позже захода солнца выносить покойного из дому нельзя. Существует обычай выносить тело из дому ногами вперед, стараясь не задеть за порог и косяки двери, чтобы предотвратить возвращение покойника по своему следу. Также старались сразу же после покойника занять место - на стол или стулья, на которых в доме стоял гроб, после выноса покойного сесть, а потом эту мебель на некоторое время перевернуть кверху ножками.

Существовал и такой обычай: один из родственников три раза обходил вокруг гроба стопором в руках, держа его лезвием вперед, при последнем обходе ударял обухом по гробу. Иногда при выносе покойника клали топор на порог. Со дня смерти ставили на окно чашку с водой и вешали рядом полотенце, которое находилось там в течение сорока дней. Оно предназначалось для души умершего, которая, по поверьям, сорок дней ходит по своим местам и, прилетая к дому, утирает полотенцем свое лицо.

Для чего человеку нужны были обряды, ритуалы, чтобы помочь, уберечься от воздействия злых сил. По мысли древних людей, человек двигался по своему жизненному пути: он рождался и умирал. Зная это, легко понять всю совершаемую обрядность.

Сейчас в нашу жизнь возвращается огромный пласт православной культуры. И я считаю, что изучение и проведение обрядов, обычаев, праздников, помимо большого историко-этнографического интереса, имеет практическое значение. Потребность народа в особом оформлении важнейших событий очень велика. Я думаю, что изучение обрядности дает возможность нам выявить в них то ценное, эстетически прекрасное, что выработано народом на протяжении веков и в какой-то мере может быть использовано в современности. Привлечение некоторых моментов старых обрядов, позволит нам придать соответствующим мероприятиям особый колорит и будет содействовать их более успешному применению.

Теперь я могу ответить на многие вопросы, хотя еще и многое осталось невыясненным. Но я думаю, что продолжу изучать эту тему. И надеюсь, что своей работой я принесла пусть небольшой вклад в фонд нашего музея, школы, которая вот уже несколько лет работает по направлению возрождения народных традиций. Материалы моих исследований легли в основу защиты школьного музея по теме «Мир воды». Послужили одним из источников для исследовательской работы «Великая Праматерь вода», используется на занятиях в творческой мастерской «Горница» при изучении темы «Освоение исторического прошлого края, России».



Схожі:




База даних захищена авторським правом ©lib.exdat.com
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації