Поиск по базе сайта:
Урок изобразительного искусства в 7 классе icon

Урок изобразительного искусства в 7 классе




Скачати 135.69 Kb.
НазваУрок изобразительного искусства в 7 классе
Дата конвертації14.11.2012
Розмір135.69 Kb.
ТипУрок


Муниципальное общеобразовательное учреждение – Октябрьская средняя общеобразовательная школа г.Похвистнево


Урок изобразительного искусства в 7 классе:





Учитель изобразительного искусства Калашникова Ирина Владимировна


Март – 2010 года

Тема урока: Великая Отечественная война в плакатном искусстве.

Цели урока:

  • познакомить детей с художественными примерами плакатов;

  • развивать их художественный вкус и творческие способности;

  • формировать умения в составлении композиции, в подборе цвета;

  • воспитывать у учащихся активную жизненную позицию, уважение к истории Родины, благодарность защитникам нашей Родины.

Оборудование:

    • зрительный ряд: презентация с репродукциями плакатов;

    • музыкальный ряд: муз. Давид Тухманов сл. Владимира Харитонова «День победы», муз. И.Лученок, сл. М.Ясень «Майский вальс»

    • для учащихся: бумага, краски, цветная бумага, карандаши, ножницы

План урока:

  1. Вводное слово.

  2. Знакомство с плакатным искусством времён великой Отечественной войны (сообщения учителя текст с презентацией).

  3. Беседа с учащимися.

  4. Рекомендации к практической работе.

  5. Объяснение задания.

  6. Самостоятельная работа учащихся по группам.

  7. Заключительное слово учителя

Вводное слово.

1 ученик: Мы все живем на красивой и большой планете Земля. На ней размещается много стран и проживает много народов.

(Под музыку Я. Френкеля «Русское поле», читает ученик стихотворение И. Никитина «Русь»)

… Широко ты, Русь, По лицу земли

В красе царственной Развернулася!

У тебя ли нет Поля чистого,

Где б разгул нашла Воля смелая?

У тебя ли нет Про запас казны,

Для друзей стола, Меча недругу?

У тебя ли нет Богатырских сил,

Старины святой, Громких подвигов?..

И давно ль было, Когда с Запада

Облегла тебя Туча темная?

Под грозой ее Леса падали,

Мать сыра-земля Колебалася.

И зловещий дым От горевших сел

Высоко вставал Черным облаком!

И лишь кликнула ты Свой народ на брань – Вдруг со всех концов Поднялася Русь.

Собрала детей, Стариков и жен,

Приняла гостей На кровавый пир.

И в глухих степях Под сугробами

Улеглися спать Гости навеки.

И теперь Из далеких стран

На поклон к тебе Корабли идут.

И поля цветут, И леса шумят,

И лежат в земле Груды золота.

И во всех концах Света белого

Про тебя идет Слава громкая.

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, Назвать матерью.

Стать за честь твою Против недруга,

За тебя в нужде Сложить голову!

Учитель: 22 июня 1941 года на нашу страну обрушился удар невиданной в истории армии вторжения: сто девяносто дивизий, свыше четырех тысяч танков, более сорока тысяч орудий и минометов, около пяти тысяч самолетов, до двухсот кораблей.

Все от мала до велика, встали на защиту своей Родины, добровольцы уходили на фронт, вчерашние школьники становились солдатами. Художники вместе со всем народом встали в воинский строй. Необходимость непосредственной и быстрой коммуникации – все это послужило основой для развития плаката.

^ Сообщение учителя с презентацией.

Плакат в годы Великой Отечественной добился больших успехов, многие стали классикой советского искусства. По своему духу, по способности мобильного отклика на события сегодняшнего дня, он оказался одним из самых эффективных средств для выражения чувств всего населения, для призыва к действию, к защите Родины, для оповещения срочных новостей фронта и тыла. Плакат служил средством передачи информации в те районы, в которых не было линий связи, которые были оккупированы, но где действовали советские партизаны. Их содержание пересказывалось из уст в уста, становилось народной молвой. Распространяемые в глубоком тылу немцев плакаты - это весточка великой Родины, напоминание о том, что друзья близко. Население, лишенное советского радио, советской печати, сплошь и рядом узнает правду о войне из этих неизвестно откуда появившихся плакатов...» - так рассказывает о плакате ветеран Великой Отечественной войны.

Крупнейшими центрами массового издания плакатов в 1941-1945 годах были Московское и Ленинградское отделение государственного издательства «Искусство». Печатались плакаты и в крупных городах Сибири, Дальнего Востока, Поволжья, Средней Азии, Закавказья, издавались политорганами РККА и ВМФ, редакциями газет. Так же часто плакаты изготавливались от руки и по трафарету, что ускоряло их выпуск, но делало невозможным распространение в тысячах экземпляров.

(1 слайд) Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны. В течение недели массовыми тиражами было выпущено пять плакатных листов, а в издательствах готовились к печати еще свыше пятидесяти. Уже к вечеру 22 июня 1941 года Кукрыниксы (М. Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов) создали эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага». Позже первый плакат Великой Отечественной войны не раз воспроизводился в печати, издавался в Англии, Америке, Китае, Иране, Мексике и других странах. В первоначальном варианте штык красноармейца пронзал руку Гитлера, поэтому плакат звучал скорее как предупреждение. Но распечатан он был уже с другим сюжетом. Штык вонзался прямо в голову Гитлера, что вполне отвечало конечной цели разворачивавшихся событий. Духу времени соответствовали и удачное сочетание в сюжете плаката героического и сатирического образов. Подобное сочетание часто использовалось Кукрыниксами и другими художниками. Нужно отметить, что воин Советской Армии расположен в правой части плаката, а Гитлер в левой. Интересно, что на многих советских военных плакатах противостоящие силы изображаются аналогичным образом. Результаты психологических опытов свидетельствуют о том, что зритель, взглянув на картину, газетную страницу или плакат, в первый момент замечает правый верхний квадрат, и уже отсюда его взгляд переходит на остальные части изображения. Таким образом, правый верхний квадрат, и вообще правая сторона картины или плаката с точки зрения психологии зрительного восприятия занимает особое место. На многих военных плакатах именно на этом месте изображаются бойцы Красной Армии, устремляющиеся в атаку на фашистов, фигуры которых помещаются на левой стороне плаката, в нижней части. Не останавливаясь на анализе этого композиционного приема, отметим лишь, что подобное решение помогает более глубокому раскрытию содержания, повышает выразительность произведения.
(3 слайд) Кроме упомянутого, с 22 по 29 июня 1941 года из печати вышли плакаты Н. Долгорукова «Так было… Так будет!», «Сметем с лица земли фашистских варваров», А. Кокорекина «Смерть фашистской гадине!». Враг показан в виде извивающейся огромной змеи в форме свастики, которую пронзает штыком воин Красной Армии. Работа выполнена с использованием характерного для плаката приема: без фона, с применением только черного и красного цветов. Изображение борющихся сил – агрессивной и отражающей агрессию - дано в резком противостоянии. Но обе фигуры имеют плоскостной силуэт. Ограничение в красках было вызвано необходимостью - для быстрого воспроизведения в печати палитра красок должна была быть небольшой.
(4 слайд) Сатирический плакат во время войны был очень популярен. Он соединил в себе традиции плаката гражданской войны с достижением политической газетно-журнальной карикатуры 30-х годов. Художники умело использовали язык метафоры, сатирические иносказания, плоскость белого листа, на котором четко вырисовывался силуэт фигур и хорошо читался лозунг. Популярны были сюжеты противостояния сил: злой агрессивной и справедливой защищающей. Особенно много сатирических плакатов было создано в течение 1941 года. Среди них можно перечислить ряд интересных плакатов: Кукрыниксы «Людоед-вегетарианец, или две стороны одной медали»; Б. Ефимов, Н. Долгоруков «Выступали – веселились, отступали – обслезились»; Н. Долгоруков «Так было… Так будет!». Сатирический плакат показывал в смешном свете врага и тогда, когда он был грозен и опасен в начале войны, и в то время, когда немецкая армия начала терпеть первые поражения. Яркие плакаты были созданы И. Серебряным «Накося, выкуси!», Н. Долгоруковым «Он слышит грозные напевы», В. Дени «На Москву! Хох! От Москвы: ох», Больше всего сатирических плакатов было выпущено «Окнами Тасс».
(6 слайд) С первых дней войны активно продолжали работать художники старшего поколения: Д. Моор, В. Дени, М. Черемных. В их творчестве присутствовал еще дух революционного плаката. Часто старые методы использовались художниками для изображения новых событий в новой эпохе. Не все работы стали удачными. Например Моор повторил свой известный плакат «Ты записался добровольцем?», немного изменив в нем действующего персонажа и заменив надпись на «Ты чем помог фронту?». Однако того успеха, какой имел первый плакат мастера, данная работа не имела. Потому что, как пишет художник-плакатист В. Иванов «в искусстве нет точных правил, но есть свои жесткие законы. И самый гениальный ход не может быть повторен», так как именно при повторении он теряет свою свежесть и остроту воздействия.

(7 слайд) В первые месяцы войны сюжеты героических плакатов были насыщены сценами атак и единоборств советского воина с фашистом, причем основное внимание, как правило, обращалось на передачу движения яростного устремления на врага. Таковы плакаты: «Вперед за нашу победу» С. Бондара, «Наше дело правое. Враг будет разбит!» Р. Гершаника, «Фашисты не пройдут!», «Покажем презренным фашистским убийцам, как драться умеет советский моряк!» А. Кокорекина. Многофигурность композиции этих плакатов должна была подчеркнуть мысль о всенародном характере сопротивления врагу.

(8 слайд) Плакат с известным произведением И. Тоидзе «Родина-мать зовет!» был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР, и его популярность не случайна. Тоидзе располагает на плоскости листа целостный монолитный силуэт, использует сочетание всего двух цветов – красного и черного. Благодаря низко взятому горизонту плакату придана монументальность. Но основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа — в выражении взволнованного лица простой женщины, в ее призывающем жесте.

(9 слайд) Одним из наиболее распространенных сюжетов был образ женщины, заменившей ушедшего на фронт мужчину у станка, за рулем трактора, за штурвалом комбайна. Лучшие плакаты этой темы, «На трактор девушки садятся смело!» Т. Ереминой, «Мы поклялись своим мужьям» М. Бри-Бейн, «Чем крепче тыл, тем крепче фронт!» О. Эйгес. Многие плакаты затрагивали тему трудовой дисциплины - один из самых известных плакатов тыловой тематики — «Не болтай!» принадлежит московской художнице Н.Ватолиной.

(10 слайд) Достаточно часто сюжетами плакатов становились эпизоды мобилизации, создания народного ополчения. Например, «Могучее Народное Ополчение» В. Цветковой, Фотоплакат «Наши силы неисчислимы» В.Корецкого нес идею создания единого народного ополчения для борьбы с врагом. Художник обратился к символу русского национального патриотизма — скульптуре Мартоса «Минин и Пожарский», которая на плакате олицетворяла Москву и весь многонациональный советский народ. Тогда же, в июне, В.Корецкий создал композицию «Будь героем!». Этот плакат, увеличенный в несколько раз был установлен вдоль улиц Москвы, по которым в первые недели войны проходили колонны мобилизованных жителей города.

(11 слайд) Суровые испытания выпали на долю защитников Москвы осенью 1941 года, когда враг вплотную приблизился к столице. В эти дни был создан графический лист, ставший бесспорным шедевром: плакат Н.Жукова и В.Климашина «Отстоим Москву!». Авторы пошли по пути художественного обобщения и придали воину черты народного героя, находящегося на высочайшем эмоциональном подъеме и призывающего отстоять у врага не только столицу, но и свободу всей страны.

В каждом историческом моменте Великой Отечественной войны создатели плакатов «Защитим город Ленинград», «Отстоим Волгу-матушку», «Отстоим Кавказ» и другие отражали волю к победе. Не были забыты и партизаны.

(12 слайд) «Клянёмся мстить гитлеровским захватчикам» и «Партизаны бейте врага без пощады!» так же призывали к активным действиям в борьбе с врагом.

(13 слайд) Плакаты «Я ждал тебя воин – освободитель», «Ты вернул нам жизнь», «Дойдем до Берлина» «Ты будешь жить счастливо!» показывают радость победы.

^ Беседа с учащимися по вопросам:

  1. Что такое плакат? (Лаконичное, броское изображение на листе бумаги, сопровождающееся кратким текстом. Доклад ученика.)

  2. В чем специфика художественного языка плаката? (Он должен восприниматься на большом расстоянии, привлекая внимание. Смысл изображения должен сразу «бросаться в глаза».)

  3. Какие художники используют выразительные средства для создания плакатов? (Разномасштабные изображения, обобщенные сатирические образы, цвет (чаще всего не более трех цветов.))

Вопрос: Какие вы знаете символы мира? (голубь, земной шар, гвоздика, рукопожатие)

^ Рекомендации к практической работе.

Учитель: Сегодня мы делаем работу по группам. Каждая группа получает задание.


Задание для первой группы.

Я хочу, чтоб все смеялись,

Чтоб мечты всегда сбывались,

Чтобы детям снились радостные сны,

Чтобы утро было добрым,

Чтобы мама не грустила,

Чтобы в мире не было войны.




^ Задание для второй группы.

Отцы и деды в полной мере

Прошли суровый путь войны.

Сыны и внуки их примеры

Хранить в сердцах своих должны.



В наше неспокойное время, когда в мире бушую войны, когда на нашу планету пришла новая беда – терроризм, мы должны сохранить мир, призывая людей, которые забыли, что такое слезы матерей, дети сироты, нищета, голод: взрослые не надо войны.

Впечатляющ послевоенный плакат Н.И. Терещенко «Не для войны».

Объяснения задания.

  1. Выбор сюжета.

  2. Формат листа, размер изображения.

  3. Композиция.

  4. Текст.

  5. Цвет.

Самостоятельная работа учащихся.

Предупреждение ошибок.

Индивидуальная работа.

Приложения

«Плакат»

Плакат (от лат. placatum – объявление). При этом в воображении сразу возникает большой лист с броским рисунком и короткой надписью. Плакат – это художественное произведение, в котором идея выступает наиболее обнажено и обостренно.

Плакат, в том числе и самодеятельный, - самая важная и наиболее оперативная форма наглядной агитации: в случае надобности он может быть выпущен немедленно, по горячим следам какого-нибудь события, отозвавшись на него волнующе и метко. 22 июня 1941 года на нашу страну вероломно напала гитлеровская Германия, а вскоре из печати вышли плакаты, призывавшие народ к борьбе и победе над врагом. Простой для восприятия, активно воздействующий на зрителя, плакат оказывается наиболее доходчивой формой, отражающей главные явления действительности и зачастую способной определить наше мнение по тому или иному вопросу. Плакат участвует во всех наших делах, он стал нашим другом и помощником.

Цель плаката – призывать и убеждать, а потому он должен быть мгновенно привлекающим внимание, предельно ясным и кратким.

Плакат – тоже произведение изобразительного искусства, но совершенно другого порядка. Никто не пойдет специально рассматривать плакаты, расклеенные на площади. Плакаты сами должны находить своего зрителя, как бы захватывать его врасплох, останавливать его внимание и успевать внушить ему определенную мысль, если даже человек один раз на ходу взглянул на плакат.

Плакат встречает зрителя на улицах и дорогах, в общественных и производственных зданиях, подчас в самых неожиданных местах, при искусственном освещении и под открытым небом – то на солнце, то под дождем. И во всех этих условиях он должен большую идею, глубокое содержание подать крайне обобщенно, сконцентрировано. В книге будут сотни страниц, в фильме – тысячи кадров, на живописном полотне – множество различных фигур и предметов, выписанных с тончайшими цветовыми нюансами. А плакат – это всего лишь один лист, который в кратчайшее время должен сказать много, сосредоточив глубокое содержан6ие в одном простом изображении. Поэтому плакату свойственны предельная эмоциональность, лаконичность и заостренность образа, условность композиционного и цветового решения. Примитивная иллюстративность, повествовательность чужды настоящему плакату. Здесь допустимы очень условные приемы: крайне обобщение рисунка, совмещение в одном изображении различных масштабов и перспективных построений, изображение действий, происходящих в разное время или в разных местах. Здесь позволительны метафоричность, яркая символика, ненатуральные цвета в раскраске предметов.

Большую роль в плакате играет текст. В смысловом и в композиционном отношении текст должен быть неотъемлемой составной частью плаката, органически в него включаться, быть слитым в одно целое с изображением. Он должен быть как можно более коротким, лаконичным и легко запоминающимся. Такой текст увеличивает «ударную» силу плаката, его эмоциональное воздействие.

«Художественные средства плакатистов».

Как и при создании любого произведения искусства, автор плаката прежде всего должен наметить и решить его композицию, т. е. связать отдельные, разрозненные предметы, которые будут изображены, в нечто цельное, неразрывное. Как уже отмечалось, художественное произведение – это не перечисление отдельных предметов, а нечто единое, слитное, только с участием этих предметов. Из хорошо скомпонованного произведения никакая деталь не может быть изъята и никакая новая не может быть добавлена без нарушения композиции и переделки.

Плакат можно считать правильно решенным композиционно, если его части согласованы друг с другом, подчинены главному, выявляют и подчеркивают это главное, создают ясный порядок восприятия зрителем всего целого.

Симметрическая композиция в плакате обычно имеет следующие характерные черты: доминирующая центральная фигура, к которой могут быть обращены остальные участники сцены, если они есть, особая значительность сцены, известная монументальность изображения.

Применительно к плакату надо помнить и некоторые другие обязательные композиционные правила. В изображении на плакате должны иметь место только те вещи, которые несут ясные смысловые функции. Никаких деталей, особенно декоративных, без которых в плакате можно обойтись, не должно быть.

В общей композиции плаката большую роль играет надпись, шрифт. Здесь он такой же полноправный компонент, как и любая часть изображения. Текст в плакате должен быть не только коротким и легко запоминающимся, но и слитным с изображением, органически с ним связанным, неотделимым от него композиционно. Надпись нельзя добавить после того, когда изображение будет уже полностью закончено. Задумывая плакат, художник должен представлять его сразу весь целиком – рисунок и надпись к нему.

Одним из важнейших вопросов при создании плаката является цвет. Его роль здесь особая. Неожиданность – это, пожалуй, главное в искусстве плаката. И она должна быть во всем: и в сюжете, и в общей композиции, и даже в цветовой гамме плаката. Цвет здесь может идти также наперекор общим установившимся представлениями. Вспоминают, как однажды Моор присмотрелся к одному плакату на спортивную тему. Плакат как плакат – небо голубое, трава зеленая. Моор посмотрел и сказал автору: «А я бы сделал небо зеленым, а траву голубой!»

Плакат – это не живопись, здесь не всегда необходима передача цветных нюансов и изображение мельчайших деталей. Не всегда надо стремиться окрашивать изображаемые предметы в их «естественные» цвета. Как раз такая раскраска в плакате может показаться некрасивой. Желательно пользоваться скупым подбором красок (не более трех-четырех), что вполне позволит создать выразительную цветовую гамму.

Приступая к оформлению плаката, не надо забывать, что настоящее мастерство – это умение добиться максимального эффекта минимальными средствами. Не стремитесь к излишней многоцветности – это беда многих начинающих художников. В плакате обилие цветовых тонов редко бывает оправдано, цветовой язык плаката должен быть скупым и очень лаконичным.

В плакате иногда делают черный контур или белый ореол в изображении фигур. Применяют контур, часто золотой или серебряный, и в орнаментах. Контур имеет такое значение:

1) разделяет два насыщенных цвета, уничтожая возникший между ними краевой контраст и, следовательно, усиливая впечатление их чистоты;

2) уменьшает иллюзию выступания или отступания цветового пятна;

3) смягчает слишком резкую или усиливает слишком вялую цветовую разработку.






Схожі:




База даних захищена авторським правом ©lib.exdat.com
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації