Поиск по базе сайта:
Тема: «Быт, обряды и фольклор жителей деревни Каменка» icon

Тема: «Быт, обряды и фольклор жителей деревни Каменка»




Скачати 57.07 Kb.
НазваТема: «Быт, обряды и фольклор жителей деревни Каменка»
Дата конвертації01.01.2013
Розмір57.07 Kb.
ТипДокументи

НОМИНАЦИЯ: «Неповторимые народные традиции»

ТЕМА: «Быт, обряды и фольклор жителей деревни Каменка»

ЦЕЛИ: 1.Воспитание у школьников интереса к истории родного края.

  1. Сбор информации об уникальных народных традициях.

Деревня Каменка находится в северо-западной части Заводоуковского

района, в таежной зоне. Протекает река Каменка. Каменка, как и большинство малых деревень, была образованна переселенцами. Первые переселенцы, основатели Каменки, переехали из Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии (Республика Коми).

Первые переселенцы появились в 1861 году. Это был Чуклеев Ион (Иоаннъ). Он построил первую землянку в Косогоре реки Каменка в 1861 году. Затем сюда переселились еще семьи коми-зырян. Дома были фасадами ориентированы на реку или на юг. Отдельные дома удалены друг от друга на значительные расстояния. Деревня была большая. В отношении чистоты, порядок был строгий. Огороды у всех огорожены.

Основными занятиями коми были охота и рыболовство. Земледелие и скотоводство составляли подсобные отрасли хозяйства.

Название зыряне дословно (на языках коми) означает «живущий на границе» или «живущий на краю», либо произошло от глагола зырны́ «теснить». То, что зыряне селились на берегу реки, напрямую доказывает и каменское поселение.

Немного осталось людей, потомков коми-зырян, разговаривающих на родном языке. Тем не менее, такие есть. Слушать их речь сегодня очень интересно. Многие слова, которые наиболее часто произносятся, мы, современные жители Каменки, понимаем.

Жители Каменки разговаривают на сысольском диалекте, «привезенном» в середине 19 века с Вологодской губернии. Примеры некоторых слов, наиболее часто используемых в речи: ме - я; ми – мы; тэ – ты; ті - вы; сійӧ - он, она, оно; найӧ - они; меным - мне; миянлы – нам; менӧ - меня; миянӧс – нас; чача-яс — игрушки; гулю-яс — голуби; лун-ъ-яс- дни; кымӧр-ъ-яс —облака; выл-ыс – верх; улын – под; водзын – перед; мича – красивый; мича дзоридз-яс - красивые цветы, гораа (громко), небыд (мягкий).

Основным элементом традиционного женского костюма была рубаха (дoрoм) длиной до колен. Верхнюю ее часть (сос) шили из холста лучшего качества, нижнюю (мыг) — из более грубого. Поверх рубахи женщины и девушки надевали сарафан (сарапан) различного покроя. Поверх сарафана или юбки женщины надевали запон — передник без нагрудничка. Одежду подпоясывали различными поясами. Верхняя женская одежда по крою и материалу похожа на мужскую. Для работ на открытом воздухе надевали сукман прямого или приталенного покроя. Носили женщины и холщовый кафтан — шабур. Шубы (пась) шили из дубленых овчин. Женские головные уборы отличались большим разнообразием: мягкие, типа чепцов, и на твердой основе. Женщины повязывали платок.

Основой традиционного мужского костюма были рубаха-косоворотка, подпоясанная тканым или кожаным поясом, и штаны, заправленные в сапоги; поверх рубахи — пиджак.

Женщины вязали на спицах разноцветные чулки, варежки и шарфы из овечьей шерсти. Скатерти, полотенца, женские рубахи украшали ткаными геометрическими узорами.

В пищу использовали коровье и козье молоко. Молоко чаше сквашивали и подавали как третье блюдо или как приправу. Делали творог (рысь), сметану (нoк), сыр (в виде соленых подсушенных колобков), масло (вый), которое обычно перетапливали, делали льняное и конопляное масло. В очень большом количестве выращивали репу. На уборку репы собирались все вместе. Овощи ели чаще сырыми. Репу и брюкву парили в печи и подавали к столу как третье блюдо. Капусту ели в свежем виде и засаливали впрок. Соленую капусту подавали по праздникам в качестве закуски, а также к чаю. Грибы варили и жарили, на зиму сушили и засаливали. Собирали щавель, борщевик, молодой полевой хвощ. Весной ели в сыром виде молодые побеги ели. Ягоды ели в свежем виде с хлебом и молоком, пекли с ними пироги, варили кисели, также сушили, замораживали, мочили. Лекарственные травы использовали в качестве лечебного средства.

Основной пищей был ржаной и ячменный хлеб (нянь) из кислого теста. В праздники пекли пироги с ягодной, грибной, овощной, рыбной начинкой, блины, чаще из ячменной муки, реже картофельные или гороховые, сочни и шаньги (лепешки с начинкой), пельмени с начинкой из мяса, иногда капусты. Черинянь — пирог с завернутой в него рыбой — обязательно подавали на свадьбах и поминках. Каша (рок), чаще из ячневой и овсяной круп, иногда из ржаных отрубей — традиционное блюдо. Пили чай (часто с листьями брусники, цветами черемухи, березовым грибом), квас, брагу, березовый сок.

Переселенцы и их потомки жили в основном малыми семьями, как правило, из пяти-шести человек. Главой большой семьи чаще всего являлся старик-отец, хотя иногда хозяйственной жизнью руководил его старший сын. Старшая в семье женщина (жена главы семьи) ведала домашними работами. Родственные семьи обычно жили одним поселением или занимали часть села. Они оказывали друг другу помощь, участвовали в семейных торжествах. Браки между ними, как правило, не заключались. Умерших хоронили на кладбище рядом. В определенные дни на их могилах устраивали поминальные трапезы.

В брак вступали в 20 — 25 лет. Вообще у коми-зырян существовало две формы заключения брака: по сватовству и умыканием. Похищение происходило с согласия невесты и было характерно главным образом для малообеспеченных крестьян. Но нигде в источниках, никто не помнит из ныне живущих потомков, чтобы когда-то в Каменке происходил обряд умыкания. Скорее всего, брак происходил по сватовству. Молодежь знакомилась чаще всего на посиделках и игрищах. Свадьбы справляли зимой — от Крещения до Масленицы или весной, до начала полевых работ. Приданое состояло из одежды, тканей, включало также скот. Свадебные обряды коми-зырян, живущих в Каменке, во многом близки к русским.

Но были у первых переселенцев и свои, ни на чьи не похожие обряды, немногие из них использовались в жизни, но многие передавались по наследству. Одна из старожил деревни вспомнила обряд, рассказанный ей в детстве. Этот обряд был связан с рождением ребенка. Роды принимала опытная повитуха. В случае трудных родов развязывали узлы на одежде роженицы, расплетали ей косу, расстегивали ворот рубахи, зажигали венчальные свечи. Иногда роженицу трижды обводили вокруг стола, творя при этом заговор. В случае тяжелого заболевания ребенка прибегали к его мнимой продаже: родители, выйдя на улицу, «продавали» его первому встречному за мелкую монету. А тот возвращал им ребенка как нового, чужого.

Народные верования были связаны с поклонением силам природы, священным деревьям, зверям и птицам.

Устное народное творчество представлено сказками, легендами, эпическими сказаниями, песнями, частушками, загадками, пословицами и поговорками. Герои волшебных сказок — колдуны, знахари, лешие, водяной, домовой — обитающий в подполье маленький старик с длинной бородой, медведь, который берет в жены девушку. Самым распространенным и священным персонажем сказок была утка.

В прежние времена в каждом селе был свой престольный праздник. В деревни Каменка таким праздником был «Ильин День»- 2 августа, а зимой «Михайлов День» -21 ноября. К праздникам готовились заранее. Продумывали все до мелочей. На праздничный стол готовились разнообразные угощения, особенно много было мучных изделий.

Народные инструменты — баян и гармонь. Деревня Каменка славилась гармонистами. Это Попов Леонид. Из певунь славилась Ушакова Василиса, Осинкина Агафья.

Вот что вспоминают жители о прошлом своей Родины:Скорикова Вера Александровна: «^ Вспоминаются дружные праздники, особенно 7 ноября. Все собирались в «котлах», стряпали пельмени, хлеб, варили суп». Матвеев Гавриил Яковлевич: «Сегодняшние ребятишки не играют в наши игры. А мы катались с очень больших гор, причем природных, настоящих. Да сегодня и гор –то нет тех, все перерыли». Кетов Леонид Михайлович: «Каменка раньше была процветающей деревней. Люди были работящие, дружные» АВТОР: Скорикова Татьяна, ученица 9 класса


























































Схожі:




База даних захищена авторським правом ©lib.exdat.com
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації