Поиск по базе сайта:
Урок по русскому языку и технологии 5 класс «прямое и переносное значение слова» icon

Урок по русскому языку и технологии 5 класс «прямое и переносное значение слова»




Скачати 146.49 Kb.
НазваУрок по русскому языку и технологии 5 класс «прямое и переносное значение слова»
Дата конвертації07.12.2013
Розмір146.49 Kb.
ТипУрок

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 Г.УСМАНИ

ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА М.П.КОНСТАНТИНОВА


ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ТЕХНОЛОГИИ


5 КЛАСС


«ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА»


УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ХОРОШИЛОВА НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА,

Г.УСМАНЬ ЛИПЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ УЛ.ТОЛСТОГО,Д.36


Сопроводительная информация об участнике конкурса


ФИО (полностью)- Хорошилова Надежда Константиновна


Образовательное учреждение- муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 г.Усмани Липецкой области имени Героя Советского Союза М.П.Константинова, г.Усмань, Липецкая область, ул Радищева, д.50


Должность - заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы


Стаж работы по специальности- 23 года


УМК – В.В.Бабайцевой


Контактная информация- 2-39-30, 399370 г.Усмань Липецкая область ул Радищева, д.50

sc0473@usman.lipetsk.ru


Пояснительная записка


Урок по русскому языку на тему «Прямое и переносное значение слова»(5 класс) интересным не может получиться на основе только материала учебника. Он нуждается в обогащении жизненными впечатлениями учащихся. Это условие успешного речевого развития, потому что овладевать речью – значит познавать мир. М.Р.Львов в пособии для учителя «Речь младших школьников и пути развития» писал : «Богатство речи в значительной степени зависит от обогащения ребёнка различными представлениями и понятиями, от его жизненного опыта. Иными словами, речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и фактическом материале».

С целью обеспечения данного урока жизненным содержанием становится возможным проведение его в виде интегрированного урока русского языка и технологии. Такая интеграция обостряет у учащихся потребность в узнавании окружающего, прибавляет смелости в высказываниях.

Объяснением возможной интеграции русского языка и технологии в плане истории народных промыслов и кружевоплетения по теме урока является тот факт , что в настоящее время возрос интерес к произведениям прикладного искусства, в программы по технологии вводятся темы для ознакомления с народными промыслами .

В ходе урока привлекается внимание учащихся к тому, что создают руки человека и человеческий разум, чтобы вызвать у них восхищение результатам труда людей.

Интегрированный урок рассказывает учащимся о народных видах искусства, таких, как кружевоплетение, резьба по дереву, чеканка, гончарное ремесло, изделия из металла.

Вещи из льна, шерсти, глины, дерева рассматриваются не только как продукт потребления, но и как творчество, в котором человек выражает себя, своё отношение к миру. Ценность традиционного народного мастерства заключается в том, что оно помогает понять ребятам живые корни поэтического видения , исходящие от окружающей человека природы, которая создаёт совершенно особый строй воображения. Вещи приобретают при этом не столько внешний, сувенирный, сколько глубокий внутренний смысл. Обращение в ходе урока к сходным с кружевоплетением понятиям и предметам, развивают воображение.

Разработанный интегрированный урок русского языка и технологии также направлен на семантику, синонимику, словоупотребление, синтаксис.

План урока.

I.Оргмомент.

II.Вступление в новый материал.

1.Вступительное слово учителя русского языка

2.Словарно-орфографическая работа со словом «кружево».

3.Постановка цели урока для учащихся.

4.Слово учителя технологии( кружевоплетение, рязанское кружево, елецкое кружево, вологодское кружево – из истории, технология)

5.Слово учителя русского языка

6.Осложнённое списывание.

7.Состаление словосочетаний(устно)

8.Преобразование придуманных словосочетаний в синонимические обороты(письменно).

III.Новый материал.

1.Слово учителя.

2.Устное рисование.

3.Запись в тетрадях.

4.Объяснение нового материала. Беседа.

5.Работа с учебником. Чтение п.58.

6.Объяснение механизма переноса.


IV.Закрепление .

1.Продолжение ряда словосочетаний так, чтобы они оказались однотипными.

2.Объяснительный диктант.

3.Разграничение прямого и переносного значений.

4.Письмо по памяти.

V.Подведение итогов урока.

VI.Домашнее задание.


Список используемой литературы

1.Львов М.Р. «Речь младших школьников и пути её развития». Пособие для учителя. М., Просвещение, 1975

2.www.http//russia.rin.ru

3. www.http//remeslennik.ru

4. www.http//dik.acadenuc.ru


Русский язык

Тема «Прямое и переносное значение слова»

5 класс

Цели урока.

1.Познакомить учащихся с понятием переносного значения слов, раскрыть механизм переноса слов, обучать разграничению прямого и переносного значений многозначного слова.

2.Заложив лингвистические основы понимания метафоры, вызвать у учащихся потребность употреблять слова в переносном значении в целях наибольшей выразительности их речи.

3.Воспитать любовь и уважение к человеческому труду, воплощённому в предметах окружающего мира, отражающемуся в русском языке.


Оборудование: мультимедиапроектор, таблица, тексты на доске, словари, изделия из кружева, дерева, глины, металла, собранные учащимися.


Ход урока.


I.Оргмомент.

II.Вступление в новый материал.

1.Вступительное слово учителя русского языка .

-На доске записано четверостишие В.Бокова . Прочитаем его:

«Зима-кружевница!»- заметил народ.

Дай ей приземлиться- работу найдёт.

«Зима – мастерица»,-я должен сказать.

Она не боится ни шить, ни вязать.

-Почему «кружевница»? Как вы это себе представляете? (зимнее кружево) На что оно похоже? Почему мы так говорим?


2.Словарно-орфографическая работа со словом «кружево».

-Найдём слово «кружево» в словаре. Уясним лексическое значение его: узорная плетёная, сетчатая, с дырками, просветами, ткань из ниток.

-Вглядитесь во вторую гласную букву, проговорите, поставьте ударение, выделите орфограмму.

-Подберём родственные слова, расположим их в определённом порядке, разберём по составу, запишем :


к
о

е

ой

а
ружев , кружевц , кружевн , кружевниц


-Почему кружево именно так называется? (Когда плетётся, то составляется из кругов).

-Действительно, исторически были однокоренными круглый, кружить, кружево. Значит, логически рассуждая и умело анализируя языковые явления, можно сделать выводы.


3.Постановка цели урока для учащихся.


4.Слово учителя технологии.

-Ребята, слово «кружево» и его родственные слова, которые вам сегодня будут помогать работать на уроке, появились очень давно. И вот откуда.


Вначале была игла...


Историки полагают, что первые творческие позывы 32 000 лет назад испытал мужчина, возможно, шаман, нарисовавший сцены охоты на сводах пещеры Чаве.
Но мы-то с вами знаем, что тот вдохновенный художник был наряжен в меховую одежду, любовно сшитую женскими руками из звериных шкурок. Наверное, костяной иглой. И, может быть, первобытный шовчик был выполнен не абы как через край, а блестящей жилкой, художественной строчкой... Козликом, например.

И что бы там ни говорили искусствоведы о вторичности народного творчества, оно возникло и заняло очень важное место в жизни человека гораздо раньше, чем начали творить вдохновенные художники.
28 000 тысяч лет назад на территории холодной России был похоронен шаман с двумя детьми. Одежды этих почтенных покойников украшали тысячи бусинок из слоновой кости. Для изготовления которых нужны были усилия многих десятков людей. Значит, особо красивая, вышитая и расшитая бусами одежда была необходима не только в этой жизни, но и для дальнего пути на тот свет...


Нитка тянется, клубок катится...


Когда люди научились вязать, никто не может сказать точно. Древнейшее вязаное изделие, относящиеся к III в. н.э., нашли в Перу -- красиво связанный пояс с мотивом колибри. В коптских гробницах в Египте сохранились предметы, связанные в IV-V вв. н.э. Вроде детского вязаного носка из цветной шерсти. А в одну германскую гробницу этого же периода неутешные родичи положили комплект вязальных спиц.
Но разве раньше новой эры носок-жилеток не вязали? Конечно, вязали, просто более древние, изначальные, сгнили давно.

Только рисунки остались. В гробнице Аменемхта в Бени-Хасане (XIX век до н.э) обнаружено настенное изображение четырех семитских женщин, одетых в вязаные жакеты. В развалинах дворца Сенахериба в Ниневии найден барельеф воина в носках, очень похожих на современные.

И есть мнение, что вязание было известно еще в период создания "Одиссеи" Гомера. Просто по причине неточности переводчиков и переписчиков произошла замена слов "вязанье" на "тканье". Помните, Пенелопа обещала нетерпеливым женихам, что выйдет замуж, как только будет готов свадебный убор, но по ночам распускала то, что за день соткала... В действительности Пенелопа наверняка не ткала, а вязала, так как распустить без нарушений нити и без видимых следов можно только вязаное полотно. И на древнегреческих вазах времен Троянской войны встречаются изображения знати в узких, облегающих штанах, напоминающих вязаные трико из гардероба венецианских дожей, живших спустя 2500 лет.

Ткачество и вышивание были известны в древнем Египте, что доказывают находки искусно вышитых тканей и украшений в гробницах фараонов. Но вязать-то гораздо проще -- не нужно никакое специальное оборудование. Первоначально вообще вязали на пальцах, лишь позднее стали использовать спицы или рамы (этот вид вязания иногда называют египетским).

А почему не обнаружены вязаные изделия того периода? Да потому, что ручное вязание недолговечно и плохо сохраняется. Кроме того, вязаные вещи наверняка носили люди небогатые, а для них немаловажно то, что старую одежду можно распустить и связать другую. При этом прочность пряжи, конечно, снижается.


На зависть паукам


В старину каждая женщина-крестьянка не могла не рукодельничать. Чтобы одеть семью, нужно было ткать, вышивать, плести. Особо умелые привлекались для изготовления господских нарядов.
Впервые о русских кружевах упоминается в Ипатьевской летописи, где они названы золотыми. Потому что кружево выплеталось тогда из золотой и серебряной нити. До нас дошли многочисленные кружевные изделия XVI столетия -- в сочетании с золотым шитьем, парчой, драгоценными камнями. Тогда ценили не столько искусную работу, сколько сам материал. И даже продавали кружева на вес.

В Оружейной палате Кремля хранится платье для царского выхода императрицы Екатерины II, сделанное из тончайшего серебряного кружева. Государыня надела его всего один раз из-за непомерной тяжести -- более пуда.

В XVII-XVIII веках в европейских странах дорогое золотно-серебряное кружево потеснили демократичные нитяные кружева. Они быстро вошли в моду, нежные кружевные волны полюбили все: короли и трактирщики, офицеры и монахи, принцессы и крестьянки. Даже пираты. Возникло множество типов кружев по месту их создания: "волансьен", "брюссельские" и самые удивительные, драгоценные -- "брабантские". Помните, у Гумилева: "Или бунт на борту обнаружив, из-за пояса рвет пистолет, так, что сыпется золото с кружев, с розоватых брабантских манжет..."

Брабантские манжеты выплетали изо льна, который рос только на полях Брабанта (Бельгия) и давал нить нежно-розового оттенка. Только девочкам с нежными пальчиками доверяли прясть лен. В сырых подвалах, чтобы кудель была влажной, а нить получалась эластичной и тонкой.

Император Петр I выписал из Брабанта в 1725 году монахинь-мастериц для обучения плетению кружев девочек-сирот при Новодевичьем монастыре. И зазвенели коклюшками с утра до ночи крепостные девушки, украшая жизнь своих господ уникальными изделиями.

Доступность материала и универсальность применения сделали коклюшечное кружево поистине народным. Пришедшее из Европы "немецкое" кружево было расцвечено такой богатой выдумкой, таким разнообразием орнаментов, так срослось с фольклорной славянской традицией, что вошло в историю мировой культуры под названием "Русское кружево".

Основными центрами кружевоплетения были Вологда, Рязань, Елец, Вятка, Белев, Кириши. Сейчас почти все русское кружево называют вологодским. Однако на самом деле разные центры кружевоплетения сохранили своеобразие.

В большей части вологодских видах используют энергичные движения сплошного узора, включение в него различных технических приемов. В одной скатерти можно увидеть и прозрачную полотнянку, с помощью которой чаще всего выполняется вилюшка (извивающаяся линия), и плотные насновки, и разнообразные сетки. В 1950-е годы в кружевоплетении появляются большие уникальные изделия - панно, занавеси, крупные по размеру скатерти. В их орнаментацию помимо растительных мотивов часто вводят изображения животных, птиц, а, кроме того, создают тематические панно.
Кировскую продукцию выполняют так же, как вологодскую, на коклюшках. В кружевоплетении этого региона используют сцепную технику плетения, позволяющую делать и крупные декоративные изделия, и мелкие дополнения к женской и детской одежде. В нем применяют в основном растительный орнамент, но в отличие от вологодского, он решен более узорно. Мастера используют множество разделок, переплетений, включают различную плотность полотнянки. У кировских мастеров нет четкого выделения узора на фоне решетки. Решетка здесь слилась с узором, в силу чего весь узор приобретает большую нарядность и виртуозность рисунка. Мотивы орнамента представляют собой то звездочки-розетки, то трилистники, акцентирующие ритмическое построение композиции. Создают кировские мастерицы и уникальные произведения, в которых тематическое содержание раскрывается через изображение символических женских фигур, птиц, выделенных разреженным фоном сетки и окруженных растительным орнаментом.
Елецкое кружевоплетение зародилось и стало развиваться лишь в середине XIX века. С тех пор и до недавнего времени ассортимент изделий состоял в основном из дополнений к женской одежде. Сейчас он значительно расширен. Мастерицы Ельца в равной мере свободно владеют парной и сцепной техникой. Они обладают высоким уровнем мастерства и искусства, которое используют при выполнении разнообразных воротников, жабо, жилетов, скатертей, салфеток и многих других изделий.
Особенностью Елецкой продукции является необычайная тонкость и изящество узора. Для него типичны очень легкие и воздушные решетки, соединяющие узор; растительные мотивы имеют черты особой прозрачности. Более разнообразным в последнее время стал цвет изделий. С давних пор в Ельце выполняют черные косынки, в которых рисунок растительного характера хорошо вписывается в треугольную форму вещи. Многие виды продукции выполняют в сером цвете, что придает изделиям еще большую легкость и элегантность. Наряду с изготовлением дополнений к костюму в промысле идет постоянная работа по созданию предметов интерьера. Чаще всего это - панно, занавески, в которых привлекают внимание не только своеобразная трактовка темы, но и само изделие, поражающее богатством приемов и тонкостью исполнения.
Особыми чертами характеризуется цветная Михайловская мерная продукция в прошлом она вместе с полосами узорного ткачества широко использовалось в оформлении женской традиционной одежды. Михайловские изделия отличает особая техника исполнения. Здесь используют только численный прием кружевоплетения, выполняемый без сколка по счету нитей. Узор их строится в основном из несложных веерообразных мотивов, округлых розеток, фестонов, разнообразных решеток. Привлекательность этого вида заключается в его колорите, построенном на сочетании красных, зеленых, синих, серых и черных тонов. И сейчас оно не потеряло своей ценности. Его охотно покупают и используют для оформления современной одежды и утилитарно-декоративных изделий: салфеток, скатертей, дорожек.

Современные рукодельницы возродили знаменитое в прошлом балахнинское кружево, золотое шитье, "нижегородский гипюр". Широко используют льняные, хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, капроновые нитки, сочетают разные по фактуре нити в одном изделии, что позволяет создавать оригинальные, современные изделия.

А вот в Сибири плетение на коклюшках распространилось не столь широко. Крючком вяжут многие, но вологодские кружева только редкие энтузиасты способны плести. Большого терпения и усидчивости требует эта работа.


Слайды.


5.Слово учителя русского языка

-Кружево превращается в произведение искусства тогда, когда вбирает в себя суть человеческой души, её лучшие , самые возвышенные устремления, примечательно, что часто ему сопутствовала песня. Кружево, как всякое произведение искусства, надо научиться понимать, уметь его читать. Мастерство построения рисунка не должно распахиваться сразу, он должен восприниматься более глубоко, разворачиваться медленно, постепенно, манить к себе как тайна.


6.Осложнённое списывание.

-Где, в каких местах нашей страны плетут кружева?


Слайд: текст

Столько кружева здесь сплели,

Что обтянешь вокруг земли,

Опояшешь весь шар земной…

Славен промысел кружевной. (Л.Мартынов)


Ученик на доске выполняет задание: списать, вставить буквы, привести опорные слова, объяснить орфограмму.

Круж…ва, круж…вной, круж…вниц- вставить буквы

Изд…вна, уд…вительный, пл…тение- привести опорные слова

Обтянешь, опояшешь- объяснить орфограмму


7.Состаление словосочетаний(устно)

Слайд : фотографии одежды

Например, кружевной воротник, кружевная манжета, кружевное жабо, кружевная шаль, кружевная юбка.


8.Преобразование придуманных словосочетаний в синонимические обороты(письменно).

Слайд: придуманные словосочетания

Задание: ставить вопрос от главного слова к зависимому.

Кружевной воротник- воротник из кружева, кружевная манжета- манжета из кружева, кружевное жабо- жабо из кружева, кружевная шаль- шаль из кружева, кружевная юбка- юбка из кружева.


III.Новый материал.

1.Слово учителя.

-До сих пор слово «кружево» употреблялось в прямом значении.

Слайд: текст

-Прослушайте текст из стихотворения А.Прокофьева

Я иду, а ветер кружится,

Пролетает тут и там

И, сорвав с берёзки кружевце,

Бросил к розовым цветам.


2.Устное рисование : Что видится за словом кружевце? (Листва берёзы, закруженные ветром резные листочки на молодой ветке берёзы)


Слайды: кружево деревьев, кованое кружево, интерьерное кружево


Почему можно назвать, что это тоже кружево? (по аналогии)

Слово кружево – многозначное.


3.Запись в тетрадях:

кружево – в значении «ткань», кружево – в значении «листва»


4.Объяснение нового материала. Беседа:

-В каком случае слово является единственным названием для предмета(другого в языке нет)?(В первом случае)

-Слово как бы прямо, непосредственно направлено на предмет, оно употреблено в прямом значении.
-В каком случае слово выступает вторым названием предмета, наряду с уже имеющимся в языке?( Во втором случае)

-Обратите внимание на то, что переносное значение вторично, оно возникает в результате переноса названия с одного предмета на другой и выделяется в слове тогда, когда слово употребляется как новое имя предмета.

5.Работа с учебником. Чтение п.58.


6.Объяснение механизма переноса.

-Прежде чем употребить слово в переносном значении, человек проделывает перед этим мыслительную операцию. Какую?

Слайд: текст-подсказка

С каким стараньем, выдумкой, любовью

От крыши до крылечного столба

Украшены деревни в Подмосковье,

Как кружево узорная резьба.

Ответ: в основе переноса лежит сходство.


Запись в тетрадях: кружево – в значении «ткань», кружево – в значении «листва», листва как кружево.


IV. Закрепление материала.

1.Продолжение ряда словосочетаний так, чтобы они оказались однотипными:

кружево наличника…(кружево вазы, кружево тарелки)

кружево платья…(кружево кофточки, кружево сорочки)


2.Объяснительный диктант. Комментируются знаки препинания.

1.Золотистые от зноя встали острова, лёгкой пеной кружевною пенится Нева.

2.Дремлет на стене моей ивы кружевная тень.


3.Разграничение прямого и переносного значений. Выписать словосочетания и сравнить с записанными в начале урока.

Пена кружевная, тень кружевная. (Синонимическая замена невозможна, так как прилагательное кружевной употреблено в переносном значении: пена кружевная- это пена не из кружев, а как кружево.


4.Письмо по памяти. Правильно поставить знаки препинания при прямой речи.


Слайд: текст


Зима- кружевница!- заметил народ.

Дай ей приземлиться – работу найдёт.

Зима – мастерица!- я должен сказать.

Она не боится ни шить, ни вязать.


V.Подведение итогов урока:

-Какое значение слова называется прямым?

-Почему слово с переносным значением слова часто бывает новым именем предмета?

-Как развивается в слове переносное значение?

-Зачем писатели и поэты употребляют слова в переносном значении?


VI. Домашнее задание.

-Составить словосочетания и предложения, в которых слово кружево употреблено в прямом и переносном значении.



Схожі:




База даних захищена авторським правом ©lib.exdat.com
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації