Поиск по базе сайта:
Сценарий конкурсного урока-спектакля по мировой художественной культуре в 9 классе «Екатеринодарский этюд» (Музеи города Краснодара) преподавателя мировой художественной культуры icon

Сценарий конкурсного урока-спектакля по мировой художественной культуре в 9 классе «Екатеринодарский этюд» (Музеи города Краснодара) преподавателя мировой художественной культуры




Скачати 109.87 Kb.
НазваСценарий конкурсного урока-спектакля по мировой художественной культуре в 9 классе «Екатеринодарский этюд» (Музеи города Краснодара) преподавателя мировой художественной культуры
Дата конвертації04.12.2012
Розмір109.87 Kb.
ТипСценарий



Сценарий

конкурсного

урока-спектакля

по мировой художественной культуре в 9 классе

«Екатеринодарский этюд»

(Музеи города Краснодара)


преподавателя мировой художественной культуры

МОУ СОШ №1 Ленинградского района

ГУБАРЬ ГАЛИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ


353740,ст. Ленинградская

ул. Красная, 168

2006 год


-1-

Цель урока: Формирования учащихся национального самосознания, уважения культурному и историческому наследию своих предков.

Задачи урока

Дать целостное представление о развитии искусства родного края; проследить связь культурной жизни Кубани, её художественных традиций с культурой России и мира.

«Новая власть» и изменение уклада жизни Кубани 20-30 годов.

подчеркнуть значение деятельности Ф.А. Коваленко в установлении связей между поколениями людей рассказать о заслугах Ф.А. Коваленко в сохранении художественных ценностей после революции. Судьба художественного музея и его развитие.

Роль старейших художественных центров в новых общественных условиях.


Оборудование: книги, репродукции.


Мультимедиа: зрительный ряд фоторепродукций


^ Музыкальный ряд: песни линейных и черноморских казаков


Литературный ряд: В.П. Бардадым. И.И. Алексеенко, О.И. Алексеенко и др. «Новейшая история Кубани на рубеже XX века» ККИЦ «Кубанский учебник» 2001 г.


«Родная Кубань» Л.И.Ж. №1 2002 г.; №4 1998 г.

В.П. Бардадым «Этюды о прошлом и настоящем». К. «Кр. кн. изд.», 1978 г.

А.В. Баранов, Ю.А. Болдырев и др. «История Кубани». К. ОИПЦ «Перспективы образования», 2004

Н.Г. Денисов, В.И. Лях «Художественная культура Кубани». К. Эконинвест, 2000 г.

^ ХОД УРОКА


Вводное слово учителя


- …И как на Монмартре –

По Красной народ,

А в Зимнем театре

Шаляпин поет. И эхо успеха

В сердцах чаровниц,

В блистании меха

И мокрых ресниц.

Уходим по Графской

Мы в небытие,

И черною краской

Замажут ее.

Немеет на плахе

Наш Белый собор.

Снимите папахи,

Смотрите в упор.

В.А. Домбровский

119 памятников архитектуры г. Краснодара вошли в изданный в 1986 г. «Каталог памятников истории и культуры Краснодарского края». Благодаря работе этой комиссии мы сейчас можем любоваться архитектурными памятниками. Они до сего дня восхищают

-2-

не только знатоков строительного искусства, но и простых жителей, не искушенных в тайнах Архитектуры.

Первые представители столичного художественного мира, в наибольшей мере проявившие свои способности на Кубани в 20-е гг., начали «просачиваться» сюда еще в предреволюционное время. Их притягивали возможности, которые открывал расцвет провинциальной художественной жизни, в том числе и на Кубани в начале XX в.


Чтобы лучше представить себе духовные запросы интеллигенции Екатеринодара, мы предлагаем вашему вниманию инсценировку в духе того времени

Действие происходит в Екатеринодаре в начале 20 века. Гостиная одного дворянского дома. Звучит музыка. (Старшая дочь играет на рояле) Гостей принимают хозяева дома. Хозяйка дает последние наставления горничной. Все усаживаются вокруг стола в ожидании... Горничная объявляет о приезде гостей.

Горничная: Приехали Варламовы.

Хозяин: Проси.

Г ости входят - Женщины обнимаются. Мужчины приветствуют друг друга. Хозяйка: Как вы доехали"?

Варламов: Спасибо. Прекрасно.

Варламова: Сегодня такая прекрасная погода, и мы совершили небольшую прогулку по городу.

Варламов: Вы знаете, господа, как красиво стали отделывать дома всякими декоративными штучками на фасадах. (Показывает фото)

На мультимедиа демонстрируются слайды №1,2,3 4


№1

№2№3№4


Хозяин: Да: это привело к такому смешиванию разных форм исторических стилей-

Хозяйка: Да, да, пышное, причудливое барокко, грациозное, изящное рококо, четкий, геометричный классицизм, свободный и одухотворенный романтизм - такая мешанина'. Настоящий ЭЛЕКТИЗМ!

Варламова. Простите, что вы сказали7

Хозяйка: ЭЛЕКТИЗМ. Иначе говоря, механическое соединение различных стилей

Варламов: Вы видели дом РУБИНСКОГО или дом с торговыми помещениями? Так это и есть – чистейшей воды ЭКЛЕКТИЗМ!

Варламова. Но, вы знаете, господа, ЭКЛЕКТИЗМ уже уступает место МОДЕРНУ, который популярен в Европе. Этот стиль использует новые технологические конструктивные средства, свободную планировку, поэтику гибких, текучих линий, растительный узор. Этот стиль уже достиг своей эстетической выразительности во многих сооружениях нашего города.

Хозяин: Да, да. Прекрасный пример стиля МОДЕРН - это здание водолечебницы С.И.Бабич, да и дом аптекаря КАПЛАНА.

Варламова: Вы говорите, господа, на иностранный манер. Не ведь у нас в Екатеринодаре представлен еще и НЕОРУССКИИ стиль.


Демонстрируются слайды на мультимедиа №5, №6


№5

-7-

Старшая дочь: Да, мы знаем. Это ГЕОРГИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ и СВЯТО- ТРОИЦКИЙ СОБОР, СВЯТО-ИЛЬИНСКИЙ ВОЙСКОВОЙ ХРАМ

Младшая дочь: Да; и ЕКАТЕРИНОДАРСКИИ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР.

Хозяин: ^ ЗДАНИЕ КОММЕРЧЕСКОГО УЧИЛИЩА.

Варламов: Кстати, дом врача БЕРЕЗОВСКОГО построен в стиле

НЕОКЛАССИЦИЗМА, то есть подчеркнуто благородно, у него строгие и ясные формы.

Хозяйка. И всё же, господа, согласитесь со мной, что в целом архитектура нашей столицы Екатеринодара ЭКЕКТИЧНА.

Варламова: Как бы мы с вами не называли стили нашего города, но он так красив! Какие удивительные перекрёстки,- углы зданий скошены и на этой плоскости сделаны такие БАЛКОНЫ и ЭРКЕРЫ, то есть фонари, а вверху – КАРТУШИ в виде щита или полуразвернутого свитка, на котором изображены гербы, эмблемы, надписи. Очень красиво!

Старшая дочь: А как хороши УГЛОВЫЕ БАШНИ. Наш город прекрасен! Значит, эклектика- это смешивание стилей, а я и не знала.

Горничная: Приехали барышни Волохова, Иванова, Смирнова. Хозяйка: Проси..

Хозяин Добро пожаловать! (Девушки входят).

Хозяйка: (Обращаясь к старшей дочери) Ты не могла бы нам что-нибудь сыграть?

Старшая дочь. С удовольствием. (Садится к пианино и исполняет мелодию)

Волохова: ( После исполнения пьесы) Господа, вы слышала новость о том, что Главная дирекция разрешила открыть в Екатеринодаре музыкальные классы.

Младшая дочь: Что Вы говорите7

Иванова: Да председатель БАБЫЧ, зампредседателя БИГДАЙ. Уже началась работа

Смирнова: Мне известно, что концерты дают сами преподаватели музыкальных классов

Младшая дочь: Да и приезжие тоже

Волохова. Я знаю, что приглашают граждан города на камерные собрания ученические и благотворительные вечера.

Младшая дочь. Там звучат такие оркестры, и выступает даже хор КУБАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА:

Иванова: Все это говорит о насыщенной культурной жизни Екатеринодара

Старшая дочь: А еще они привлекают для работы в Екатеринодар талантливых выпускников ПЕТЕРБУРГСКОЙ и МОСКОВСКОЙ консерваторий, приглашают с концертами на гастроли больших музыкантов .Были у нас уже и Шаляпин, и Рахманинов.

Смирнова: Мне думается, что эти музыкальные классы со временем превратятся в музыкальные училища

Волохова: А сегодня и хор, и оркестр формируют хороший музыкальный вкус и удовлетворяют эстетические потребности екатеринодарцев.

хозяйка встает и приглашает Волохову для разговора в сторонку

Младшая дочь: Господа, вы рассуждаете на очень интересные темы. И мне бы очень хотелось продолжить наш разговор об искусстве. Вы помните, как несколько лет назад в 1890 году ФЁДОР АКИМОВИЧ КОВАЛЕНКО предлагал собрание картин для публичного обозревания. А в 1903 году он решил предать картины в дар городу?

Сын: Да, да.

Смирнова: Конечно, помним!

Старшая дочь: В 1905 году была ПЕРВАЯ выставка, и в ней участвовало 22 художника, в том числе из Санкт-Петербургской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества

Варламов. Мы с супругой посетили тогда эту выставку.

Варламова. Мы посещали все ежегодные выставки.

Смирнова: Я была участницей кружка любителей искусств. Президентом был избран И.Е.РЕПИН, почетный членом кружка был Л.Н.ТОЛСТОЙ.

Сын; Мне известно, что в галерее были картины ПОЛЕНОВА. КУИНДЖИ; КУСТОДИЕВА, ПИМОНЕНКО и других художников.

№7

Младшая дочь: Так я хочу продолжить свой рассказ.11 апреля 1904 гола состоялось открытие Екатеринодарской картинной галереи, где проводилась и распродажа картин

Смирнова. Да, там я приобрела великолепную картину ФЕДОРОВИЧА «Весна пришла»

Младшая дочь: В это воскресенье будет очередная выставка и распродажа. Смирнова: Прекрасно, я думаю, мы все там встретимся.

Сын. Для галереи подобран великолепный особняк ШАРДАНОВА. А в оформлении здания выставки представлены богатейшие качества железа - ковкость извилистость, лёгкость, ажурность







Демонстрируются слайды на мультимедиа №7, №8


№8


Кубанская ковань – это тоже памятник культуре. Екатеринодарские кузнецы выработали свой оригинальный,

самобытный орнамент и создали в городе прекрасный ансамбль кружев из металла.

Варламов: Мы приехали, чтобы пригласить всех вас в КУБАНСКИЙ ВОЙСКОВОЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ И ЕСТЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ музей. Хозяин: А что же в этом интересного? Старшая дочь: Позвольте, господа, мне немного рассказать об этом удивительном музее .Официальный статус Кубанский областной этнографический и естественно-исторический (Войсковой) музей получил только в 1908 г. Уже в 1908-1909 гг. были изданы подготовленные и подписанные заведующим музеем К.Т. Живило циркуляры начальника Кубанской области, целью которых было привлечь общественность Кубани к делу собирания и пополнения музейных коллекций. Музей выступил и с инициативой активизировать экономическое обследование края. Постепенно в Войсковом музее выделяются коллекции по этнографии, археологии, природопользованию. Формируется библиотека музея по всем отраслям знаний - важнейший помощник в исследовательской деятельности музея. Первым итогом работы по сохранению и изучению музейных предметов стала публикация общего каталога экспонатов, а затем и каталогов различных тематиче­ских и личных коллекций, переданных в дар музею.

-9-

Младшая дочь: Музей стал сейчас фактически единственным учреждением Кубани, координирующим изучение археологических памятников. Заведующий музеем И.Е. Гладкий сам принимает активное участие в раскопках, проводившихся на Кубани известным русским археологом Н.И. Веселовским

Уже с первых лет существования заложена традиция тесного сотрудничества музея с общественными деятелями, учеными, краеведами. Очень быстро музей стал центром, объеди­няющим людей, искренне увлеченных изучением родного края. Велика роль музея и в общественной жизни края. По словам начальника Кубанской области М.П. Бабыча, он стал «историческим, культурным и научным учреждением, которым с гордостью кубанцы могут похвалиться перед всей Россией».

Варламова: Мне известно, что в музее есть кубок Петра 1, блюдо и часы Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича, булава Богдана Хмельницкого.

Смирнова. Личные вещи поэтов. Бокалы М.Ю.Лермонтова и Адама Мицкевича, Люлька Тараса Шевченко и многое другое.

Варламова. Я думаю, господа, что все вы составите нам компанию, мы посетим музей сегодня, а потом мы поедем к нам и обменяемся мнениями.

Хозяева Мне кажется, что не стоит отказываться от такого интересного приглашения. Мы едем с вами.

Младшая дочь: Как замечательно. ( Все уходят.)


^ СЛОВО УЧИТЕЛЯ'

Через многие годы главному музею Кубани (1991 год) было присвоено имя известного просветителя и одного из основателей музейного дела на Кубани Е.Д. Фелицына, личные коллекции которого положили начало музею

. А в связи с празднованием 200-летия г. Краснодара в 1993 г. было издано постановление администрации края о возвращении имени Ф.А. Коваленко Художественной картинной галерее.


В ней сегодня представлены коллекции древнерусского искусства (18-нач.19 вв. различных школ), русского искусства (15 - нач. 20 вв.), отечественного искусства 20 в. Разнообразие и значительность коллекции западноевропейского искусства позволяют выделить различные европейские школы: Нидерланды, Фландрию, Голландию, Италию, Францию, Испанию, Англию, Германию. Среди искусства стран Азии и Африки выделяется японская цветная ксилография 18 в. Авангард представлен именами: К.С.Малевича, В.В.Кандинского, М.А.Шагала, Н.С.Гончаровой, О.В.Розановой, А.Экстер, Кончаловского и др. Помимо живописи музей обладает собранием скульптуры, фарфора, обширным собранием гравюры, рисунков, акварелей. Одно из важнейших направлений музея - работа с детьми разных возрастов (проводятся выставки детского творчества, формируется фонд детского творчества). Для преподавателей изобразительного искусства, МХК, истории и краеведения помогут лекции разработанные сотрудниками музея с применением новейших компьютерных технологий.


".

.-10-


Администрацией города в 2004 г. было принято решение о восстановлении исторических памятников города, которые бесследно исчезли.


Демонстрируются на мультимедиа №9, 10


Памятник Екатерине II г. Екатеринодар. Скульпторы М.О. Микешин, Б.В. Эдуардс 1907г.


9


10

Войсковой Александро-Невский собор.




-11-

Рядом будут соседствовать памятник Екатерине II и Войсковой собор АлександраНевского - два безмолвных свидетеля тех лихих 30-х годов прошлого столетия. Тогда с приходом «Новой власти» менялись взгляды, ломались судьбы, взрывались храмы…И вот уже наступил тот день, когда зазвенели колокола и перед прихожанами распахнул двери прекрасный Белый собор. А стоит он на том месте, где первые казаки проложили в дубовом лесу свою, тоже первую, улицу Красную.


№11


Наш город Краснодар - старый и современный - по-своему дорог каждому. И вот, восстановлен памятник к «200-летию Кубанского казачьего войска»



г. Краснодар. Открытие памятника «200 летию Кубанского казачьего войска»


-12-


Председатель училищной комиссии Петр Антонович Котляров в 1919 г. сказал

"Красота — не прихоть. Все пройдет: и шумные военные успехи, и поражения, и богатства, и сла­ва, одна красота останется вечной и неувядаемой. К этим словам хочется добавить, как красота нашего Екатеринодара.


III- Закрепление. Вопросы:

  1. Как художественная жизнь Кубани соприкасалась с событиями в мире политики?

  2. В чем заключалась деятельность художественной интеллигенции?

  3. В чем отражалось новаторство культуры 20-30 гг.?

  4. Как вы считаете, повлияло ли разрушение памятников на сознание людей?

  5. Какова роль старейших центров в наше время?

  6. В чем заслуга Ф.А. Коваленко перед жителями города?

  7. Почему галерея стала центром культурной жизни города?

  8. Как прослеживается связь между поколениями в деятельности музеев?



Схожі:




База даних захищена авторським правом ©lib.exdat.com
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації