Поиск по базе сайта:
Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке icon

Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке




Скачати 99.55 Kb.
НазваВышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке
Дата конвертації04.12.2012
Розмір99.55 Kb.
ТипДокументи

Тема: Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке


Цель: познакомить учащихся с основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани – вышивкой.

Задачи: углубить эстетические познания учащихся о народном декоративно-прикладном искусстве;

создать атмосферу, побуждающую учащихся к самостоятельной творческой деятельности;

воспитывать любовь к родному краю, уважение к народным традициям.


Оборудование: листы белой бумаги, кисти, краски, фломастеры, карандаши; иллюстрации с образцами кубанской вышивки; изделия кубанских рукодельниц.


Оформление кабинета: лавка, на которой сидят девушки с рукоделием (вышивка, вязание, плетение); стол, накрытый вышитой скатертью, на столе самовар и угощение.


Опережающее домашнее задание: принести эскизы кубанской вышивки.


Словарь

Настольник – скатерть.

Подзор – полоса из конопляной и другой хлопчатобумажной ткани размером от 30 до 50 см, которая пришивалась к краю простыни.

Рушник – вышитое и тканое полотенце.

Хустка – платочек.

Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических и изобразительных элементов.


^ Народный мастер – это особая творческая

личность, духовно связанная со своим народом,

с культурой и природой края, носитель традиции

коллективного опыта.

М.А.Некрасова

Ход урока



  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку



  1. Вступительное слово учителя:

– В течение этого учебного года мы совершали экскурсионные поездки по родному краю. Побывали в станичных и городских краеведческих музеях, познакомились с жизнью и бытом кубанских казаков. На прошлом уроке мы посетили районный исторический музей с целью узнать как можно больше о декоративно- прикладном искусстве Кубани. Вспомните, пожалуйста, и назовите традиционные для Кубани виды декоративно-прикладного искусства.

(Ответы учащихся)

– Молодцы! Вы очень внимательно слушали экскурсоводов.



  1. Проверка домашнего задания.

– Дома вы должны были подобрать пословицы и поговорки, посвящённые мастерству, орудиям труда, ремёслам. Проверим, как вы справились с заданием.

(Ребята зачитывают найденные пословицы и поговорки. Например:

    • Работа сама за сэбэ скажэ.

    • Не коваль, так и рук не погань.

    • Умилый чоловик возьмэтся, в його руках и сниг займэтся.

    • Бис труда ни выниш и рыбку ис пруда.

    • Куды нэ пидэ, за ним золоти вэрбы растуть. (У хорошего мастера везде и всегда всё ладится)

    • Байдыки быть. (Байдыки (укр.) – баклуши)

и другие.)


III. Изложение теоретического материала.

Слово учителя:

–Сегодня мы будем говорить об одном из видов декоративно- прикладного искусства – вышивке. Вы узнаете историю вышивки, связь её с кубанскими обрядами.

Традиция украшать вещи вышивкой берёт своё начало с древнейших времён, когда люди стали шить себе одежду из шкур животных и на них появился первый шов – стежок. Вышивка не требовала сложного оборудования – игла, нитки, холст – вот и всё, что нужно было для того, чтобы вышить и сшить одежду, выполнить нарядные изделия для украшения жилища.

Вышивали на рукавах, подоле, горловине. Это был своего рода оберег, он должен был защищать человека, все части его тела от злых сил и придавать ему силу в работе.

И помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, женские фигуры как символов жизненной силы, счастья, плодородия, верили, что они принесут в дом благополучие.

Шли годы, сменялись века и эпохи, менялись материал и орудия труда, используемые для вышивки, изобретались новые швы и техника их исполнения, но отношение к вышивке не угасало.

Учитель:

– Так происходило во всех областях России. Не стала исключением и наша родная Кубань – территория, где исторически переплелись две культуры – восточно-украинская и южно-русская. И в результате появилась новая, имеющая свои особенности кубанская культура. Действительно, в любом районе нашего края встречаются неповторимые произведения талантливых вышивальщиц.

На Кубани вышивкой украшали одежду, рушники, настольники, подзоры, салфетки и многое другое. Вышивали по целой ткани различными способами: крестом, гладью и прозрачными строчевыми швами. Подавляющее большинство вышитых изделий выполнено крестом.

Вышивали в основном на конопляном домотканом полотне хлопчатобумажными нитками (заполочью), реже использовался лён. В начале XX века вошло в употребление фабричное полотно – миткаль. Основные цвета кубанской вышивки – красный и чёрный. Основным цветом в декоре был красный.

Каждая женщина, живущая на Кубани, умела вышивать. С раннего детства, готовя себе приданое, она осваивала самые разнообразные приёмы мастерства, в результате чего из поколения в поколение передавались тончайшие приёмы счётной глади, ажурной вышивки и мелкого креста.

По старинному обычаю девушки с разрешения родителей собирались в будние осенние и зимние вечера «на попряхи», «на досвiтки» или «на сиделки» в какой-нибудь малосемейный дом с хорошей репутацией, где готовили себе приданое, шили, вязали.

Посиделки (досвитки) устраивались обычно осенью и зимой в домах вдов, одиноких старух или молодожёнов. На посиделки девушки брали с собой некоторую работу (пряли, вязали, вышивали), которая сопровождалась рассказами сказок, небылиц, пением песен. Почти всегда работа прерывалась, когда приходили парни с музыкой. Начинались танцы, пляски, игры.

Считалось похвальным, если девушка на посиделках вязала носки или рукавицы для суженого или вышивала хустки, которые служили призами на конных состязаниях. Многие казаки и казачки были любителями хорового пения, и когда собиралось несколько человек, часто звучали песни.

Учитель:

– Приглашаем вас заглянуть на такие посиделки.

(Девочки поют старинную кубанскую песню «Ой, чей, Марья, у Иванушки у руках платочек»)


1. Ой, чей, Марья, у Иванушки

У руках платочек,

Ой, лели, ой, лей-лёли

У руках шелковый?

2. Ой, кто табе дал, ой, кто подарил,

Миленький дружочек,

Ой, лели, ой, лей-лёли

Миленький дружочек?

  1. Ой, Марьюшка Ивановна,

Иде дары брала,

Ой, лели, ой, лей-лёли

Иде дары брала?

  1. – Сама пряла, сама ткала,

Шёлком вышивала.

Ой, лели, ой, лей-лёли

Шёлком вышивала.

  1. Шёлком, шёлком вышивала,

Золотом дарила.

Ой, лели, ой, лей-лёли

Золотом строчила.

  1. Золотом строчила, золотом строчила,

Ивану дарила.

Ой, лели, ой, лей-лёли

Ивану дарила.

  1. Иванушка Алексеевич,

Принимай мои дары.

Ой, лели, ой, лей-лёли

Принимай мои дары.


Учитель:

– Посмотрите на рисунки вышивок, которые лежат перед вами.

Как видите, рисунок вышивки на платочках и других вещах не был беспорядочным. Чтобы украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму, придумывали разнообразный узор – орнамент. Но не всякий узор можно считать орнаментом, а только тот, где последовательно повторяются одинаковые элементы.

– Рассмотрите орнаменты вышитых изделий и проследите, какие элементы на них повторяются?

( Ответы учащихся: розы, лилии, ромбы, прямоугольники, петухи, голуби и др.)


^ Обобщение учителя:

– Большинство предметов имеют растительный орнамент (в основном цветочный – розы, ромашки, лилии, встречаются орнаменты, состоящие из ветвей елей, калины, лоз винограда), за ним следует геометрический (ромбы, прямоугольники, сочетание полос). Имеются изображения животных, насекомых, птиц. Такой орнамент называется зооморфным (зверообразным) (вышивались козы, жуки, бабочки, ласточки, петухи, голуби и др.)

Встречаются изображения людей, тогда говорят об антропоморфном орнаменте (человекообразном). Некоторые вещи имеют метку в виде вышитых инициалов владельца. Встречаются вышитые сюжетные картинки, строки из песен или поговорок.

А сейчас постарайтесь определить вид орнамента на представленных вышивках.

(Учитель показывает заранее приготовленные изделия)?

У нас на уроке сегодня очень много изделий?, вышитых руками ваших мам, бабушек, прабабушек. А каких среди них больше всего?

Действительно, это полотенца. К орнаментированным предметам относятся также скатерти – настольники, подзоры, женские и мужские рубахи. Но именно вышитые полотенца-рушники занимали на Кубани одно из первых мест.

По назначению они подразделялись на «утирач», «подарковые», «божники», «зеркальные», «церковные».

– Ребята, как вы думаете, каково предназначение полотенца «утирач»? (Для вытирания рук и повседневного пользования).

– А что значит «подарковые» полотенца?

– Для чего использовались «божники»?

– Что украшали «зеркальные» рушники?

– Где применялись «церковные» полотенца?

Молодцы! Как много вы знаете. Мне остаётся только добавить, что полотенца типа «утирач» почти не украшались, только иногда на концах располагались несколько безузорных полосок обычно красного цвета.

Некоторые рушники входили в повседневное убранство комнаты, они обрамляли висящие на стенах картины, фотографии, зеркала, иконы и были богато расшиты.

Об одном из таких рушников расскажет Аня.


Ученица:

– Этот рушник достался нам от маминой бабушки. Он украшал зеркало в хате, где она раньше жила. Ему уже много лет, поэтому он потерял прежний белый цвет, но вышивка ещё очень яркая и красивая. Рушник изготовлен из фабричного материала. Бабушка рассказывала мне, что в начале XX века в казачьих станицах было очень престижно иметь полотенце, сшитое из фабричной ткани, и именно такие рушники, а не домотканые, вешали на иконы и зеркала.

На рушнике изображены павлины, а точнее, павы. С павлином всегда связывали изобилие, плодородие, бессмертие. Ещё он считался символом мудрости из-за множества глаз на хвосте. Паву считали птицей семейного счастья, поэтому часто изображали на различных предметах быта. Наша семья очень дружная. Может, в этом немножко помогают павы на пра-прабабушкином рушнике.


Учитель:

– Вышитые полотенца играли большую роль в разных обрядах, особенно в свадебном. Девушка раньше заготавливала к свадьбе не менее двенадцати полотенец.

На протяжении всех этапов свадебного ритуала полотенце использовалось в качестве подарка. Если невеста согласна на брак, она каждому из сватов подносила на тарелке по рушнику в знак того, что она принимает их предложение. Рушник служил поясом невесте во время венчания. На полотенце родители подносили хлеб-соль жениху и невесте. Рушниками, вышитыми по концам красными нитками крест- накрест, накрывают свадебный каравай. Все ритуалы свадьбы преследовали две основные цели – охрана от зла и обеспечение молодым благополучной жизни. Поэтому и невеста со своей стороны стремилась доступными ей средствами обезопасить себя от будущих невзгод. Одним из них было включение в вышитый узор таких изображений, которые будут служить оберегом для молодожёнов.

Свадебный рушник вот уже четырнадцать лет хранится в семье Дидиченко Кристины. По сравнению с рушником Ани он совсем «молодой». Даже не зная времени его изготовления, можно это понять.

По каким признакам можно это определить?

( Тканые узоры конца XIX – начала XX века выполнялись чёрными и красными хлопчатобумажными нитями. Многоцветие же начинает преобладать в тридцатые-сороковые годы. А рушник Кристины вышит разноцветными нитками).


^ Рассказ ученицы о семейной реликвии:

– Да, моему рушнику не так много лет. С этим рушником бабушка встречала моих родителей, когда они вернулись из ЗАГСа. Она сама его вышивала.

Как вы видите, полотенце очень большое, внизу пришито кружево. В центре его изображены голуби. Я спросила у бабушки, почему она выбрала голубей. Бабушка ответила, что голубь всегда считался святой, божьей птицей. И ещё сказала, что голубь был принят христианством в качестве эмблемы Святого Духа; в виде голубя Святой Дух сошёл с небес во время крещения Иисуса. Издавна считали, что голубь – вестник радости, два голубя означали счастливую любовь.

Ниже расположен растительный узор. Это разные цветы и восьми лепестковые розетки. В центре лепестки соединяются и образуют крест, который должен был хранить молодых в их семейной жизни. А в самом верху рушника бабушка вышила надпись: «Счастья вам, Бела и Костя!»

Учитель:

– Вот мы и познакомились с вышивкой и с разными видами орнаментов, которые были популярными (да и сейчас остаются таковыми) на Кубани.



  1. Практическая работа.



– А сейчас ещё раз вернёмся в кубанскую станицу конца XIX или начала XX века. Представьте себе, что перед вами холст, а не лист бумаги, и иголка с ниткой вместо карандашей и фломастеров. Попробуйте «вышить» по клеточкам какой-нибудь узор. Если это задание вызовет у вас затруднение, можете смотреть на образцы. Помните об основных цветах вышивки этого времени.

(Пока учащиеся выполняют работу, убираем иллюстративные материалы, готовим доску к выставке)

V. Выставка работ учащихся. Обсуждаем, удачные ли получились работы. Выбираем лучшую.



  1. Повторение.

– А для того чтобы вы лучше запомнили новые понятия, я предлагаю сыграть в «Тематическое лото».

(На одних карточках написаны термины, а на других их значения. Задача –так сгруппировать карточки, чтобы термин соответствовал определению.)

Вышивка –

Орнамент –

Рушник –

Настольник –

Подзор –

Зооморфный орнамент –


VI. Итог урока.

1. Работа с эпиграфом.

    • Как вы понимаете слова исследователя ДПИ М.А. Некрасовой, взятые в качестве эпиграфа к нашему уроку?

    • А в наше время нужны такие народные умельцы?

    • Зачем же нам так важно постоянное общение с ними?

2. Что нового узнали на сегодняшнем уроке?


Домашнее задание. Составить орнамент в кубанском характере



Схожі:




База даних захищена авторським правом ©lib.exdat.com
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації