Поиск по базе сайта:
Введение в ветхий завет icon

Введение в ветхий завет




Скачати 296.8 Kb.
НазваВведение в ветхий завет
Дата конвертації19.08.2014
Розмір296.8 Kb.
ТипДокументи
1. /1. 1 глава.doc
2. /2. 2 глава.doc
3. /3. 3 глава.doc
4. /4. 4-5 глава.doc
5. /5. 6-9, 10 гл. Потоп.doc
6. /7. 10-11.1-9. Вавилон.doc
7. /8. 11.27-50. Авраам.doc
8. /9. 25-27. Исаак-Иосиф.doc
9. /Введение в Ветхий Завет - Комментарий.doc
10. /Второзаконие.doc
11. /Исход общ.doc
12. /Левит общ.doc
13. /Числа.doc
Исследование Библии, но прежде, чем перейти к тексту, поговорим об авторстве, содержании и ценности книги Бытия
* Чтение второй главы в новом переводе
Ветхий Завет Бытие, 3 глава
Главы 4, 5
Главы 6-9: потоп, ной (1)
Главы 10-11: 1-9 рассеяние, вавилонская башня
Патриархи (11: 27-50): авраам (11: 27-23)
Патриархи (11: 27-50): исаак (25: 19-27: 46)
Введение в ветхий завет
Чем является Павел для богословия Нового Завета, тем Моисей для богословия Ветхого Завета
Книга спасения и избавления. Бог чудесным образом вывел Свой народ из Египта. На горе Синай Господь заключил завет с Израилем и дал народу Свои заповеди, а после сопровождал их в путешествии по пустыне
Общее
Основные слова: служение, война, странствование. Главные мысли: Спасены, чтобы служить


ВВЕДЕНИЕ В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ


  1. Цели и принципы изучения Ветхого Завета

  2. Ветхий Завет сегодня

  3. Общее введение в ВЗ (структура, канон, непогрешимость)

  4. Библия и археология

  5. Библейская география

См. Geabl. Vol. 1

1. ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ БИБЛИИ

    1. Цели


Начиная всякое дело, мы ставим цели. Чего мы собираемся достичь?.. Так и в изучении Библии. Какую пользу, мы думаем, это нам принесет? Как отразиться на моей жизни? Стоит ли тратить время?


      1. Практическая

(1) Получить назидание, ободрение, утешение. Писание может это произвести в нас. И мы убедимся в том, что Пятикнижие, написанное более трех тысяч лет тому назад, уместно сегодня, отвечает на наши нужды. (Рим. 15:4 – «А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду»). Ап. Павел говорит о ВЗ. (В Новом Завете – 260 глав, в Ветхом - 929). Бог не напрасно повелел написать так много.

(2) Возрасти в вере, утвердиться, знать твердое основание учения, в котором наставлены. Это нужно нам, чтобы «мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф. 4:14).

(3) Увидеть, как Бог действовал в прошлом. Как Он совершал великие дела. Тогда мы прославим Его, и, может быть, лучше поймем, как Он действует сегодня.

(4) Найти ответы на трудные вопросы. А в Пятикнижии таких немало. Но: (!) мы не получим ответа на все вопросы. (Вопросов станет больше). Вряд ли мы сможем со стопроцентной уверенностью утверждать, будто знаем, что из себя представляет дерево познания добра и зла. А на некоторые вопросы мы получим несколько ответов.

* В Институте мы не узнаем ответы на все вопросы. У нас их нет. К тому же, я не сторонник «военно-полевого богословия». Да, кое что мы знаем точно, но на некоторые вопросы у нас несколько ответов. И еще: есть вопросы, ответы на которые не являются жизненно важными. (Сыны Божии).

Но: нежелательно блистать своими знаниями в церкви. Если вы представите с кафедры все толкования, все точки зрения, люди в лучшем случае ничего не поймут, в худшем – начнут сомневаться, есть ли что вообще достоверное в Библии.


      1. Апологетическая

Мы будем лучше подготовлены к беседам с сомневающимися и сможем достойно отвечать на вопросы критиков. (Особенно это касается первых трех глав Библии).

1.2. Принципы


В своем разборе мы будем руководствоваться некоторыми принципами (правилами).

1.2.1. Принимать авторитет Библии. Не надо никогда забывать, что Библия – Слово Божье. Нужен соответствующий подход. Не забудем - «Страх Господень – начало познания» и «мудрости» (Пр. 1:7). Это «земля святая». Подходить к ней надо в смирении. Это особенно важно, если мы чего-то не понимаем, если нам кажется, что мы нашли противоречия в Библии. Библия выше нас. Может быть, мы просто не можем объяснить то или другое.

1.2.2. Позволить тексту сказать то, что он хочет. (У нас есть свои предпосылки, предубеждения. Мы часто ищем в Библии подтверждения своим теориям, или склонны использовать Библию как справочное пособие по происхождению Вселенной. Да, Библия много говорит об этом, но написана она, прежде всего, для того, чтобы мы веровали и имели жизнь). Нельзя в Библии искать подтверждение своей точке зрения, оправдывать ею свое мышление и поступки.

Один человек утверждал, что курение – это не так уж плохо. «В конце концов, - говорил он, - сам Бог сказал при творении: «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу». Бог всякую траву сотворил для человека».

Это так. Бог сотворил и табак. Но для чего? Один специалист по разведению овец сказал, что есть у овец болезнь кожи, лучшим лекарством при которой может быть раствор табака. Бог сотворил табак для паршивых овец, но не человека. Мы не имеем права навязывать библейскому тексту свое значение.

Сегодня у людей проблемы с эволюцией. Что первично: материя или дух? Как Бог творил? Но Библия не ставит целью доказать существование Бога или опровергнуть теорию эволюции. Тогда не было этой теории, не было спора между креационистами и эволюционистами. Всем было известно, что мир сотворен. Но были разные мифы о творении. И Библия говорит, как же все происходило на самом деле.

(1) Мифы говорили, что Земля – результат битвы богов. Библия говорит: есть только один Бог.

(2) Язычники поклонялись солнцу, морским животным. Библия говорит: это только творение.

(3) Язычники говорили, что материя была вечной. Автор объясняет и это. Все началось с Бога, а не материи.

(4) Язычники говорили, что люди созданы для того, чтобы кормить богов. Человек должен был снабжать богов-идолов пищей. Но Бог дает пищу человеку. Человек – цель творения.

(4) Согласно вавилонянам, седьмой день – несчастный для человека. Согласно Библии – это день благословения.

(5) Бытие начинается с идеального творения, которое дегенерирует после непослушание. Но мифы начинаются с хаоса, потом все приходит в порядок. Это похоже на теорию эволюции. (6) Твердь в языческих мифах – это богиня (остатки от нее). Согласно Библии – это проста материя.
1.2.3. В своем толковании Библии мы будем учитывать контекст, в котором написано Пятикнижие, и литературные особенности текста.

Не забудем, Библия не упала с неба (кн. Мормона). Писали ее разные люди, жившие в разных условиях. И Бог использовал их не как роботов, а с учетом их образования, темперамента, условий. К тому же, Пятикнижие написано очень давно (2,5 тыс. лет?). И надо учитывать время написания, обстановку, цели, изучать культурно-исторический контекст. Это помогает ответить на многие вопросы (значение библейских имен (Авимелех), обычаи (Авраам – Агарь), меры (Исх. 16:36: «Гомор же есть десятая часть ефы»; талант, локоть).

Литературные особенности: жанры, литературно-изобразительные средства (сравнения, параллелизм и др. (Бог ходил во время прохлады дня; Перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; раскаялся Бог), использование чисел (семь).

(!) Предостережения относительно толкования древней литературы (22.25)


1. Главный вопрос не в том, толковать буквально или аллегорически, а как толковать буквально или аллегорически. Даже те, кто придерживается буквального толкования, не всегда толкуют Библию буквально.

(а) Ис. 55:12 – «Горы и холмы будут петь пред вами песнь».

(б) 2 Пар. 16:9 – «ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему», ясно, что это антропоморфизм (описание Бога в человеческих терминах).

2. Не использовать Библию как научный учебник.

3. Числа и статистику не надо оценивать с точки зрения с точки зрения современного понятия точности. (Числа часто имеют богословский смысл, выражают гармонию или симметрию). Примеры: Жизнь Моисея разделена на три периода по 40 лет. Число 7.

4. В древности не существовало авторского права. (Имя автора вообще не так важно). Писатели могли свободно заимствовать друг у друга мысли, даже не ссылаясь на источник.

5. Перед тем, как толковать, надо определить тип литературы. (Поэзия, история).

6. У нас нет оригиналов. Мы пользуемся копиями. (Могут быть разночтения).

7. Надо допустить, что мы не можем решить всех проблем.

1.3. Требования к курсу (литература)



* ЧТЕНИЕ ПО КУРСУ
1. Библия (Бытие-Книга Судей, Быт. 1-11 – вслух).

2. Самуил Дж. Шульц, Ветхий Завет говорит... (Vienna: BEE International, 1991).

или

3. Уильям Сэнфорд С. Ла Сор и др., Обзор Ветхого Завета (Одесса: «Богомыслие», 1998).

4. В.А. Мицкевич, Библиология, (Библейская миссия, 1990). Т. 1 (Лекции 1-12).

5. Элмер Мартинс, Замысел Бога (С.-П.: Библия для всех, 1995).

6. Толкование Ветхозаветных книг от книги Бытие до книги Руфь (Под ред. П. Харчлаа).

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА



1. Толковая Библия Лопухина, тт. 1, 2. .

2. Комментарии на книги Ветхого Завета в 16 томах (ВСБ – 1992).

3. Как возникла Библия (Bielefeld: CLV, 1992), стр.29-40, 139-160.

4. Генри Моррис, Библейские основания современной науки (С.-П.: Библия для всех, 1995), стр. 125-144, 249-313, 387-432.

5. Энрико Гальбиатти, Алессандро Пьяцца, Трудные страницы Библии, Ветхий Завет (Милан-Москва: Христианская Россия; изд. «Путь», 1995), стр. 227-253

* ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ


Произнести в собрании проповедь (15-20 мин.) на основании избранного текста Пятикнижия. Полный текст проповеди представить в первый день сессии. В подготовке проповеди особое внимание уделить анализу текста (культурно-историческому, контекстуальному, лексическому и т.д.) Кроме того, проповедь должна быть актуальной.
ОЦЕНКА КУРСА




  1. Письменный экзамен - 50%

  2. Чтение Библии - 20%

  3. Чтение учебника - 20%

  4. Практическое задание - 10%




  • При невыполнении любого из заданий или не сдаче письменного экзамена (менее 70 баллов из 100) курс не засчитывается и студент направляется на пересдачу.

1.4. План курса



Введение в Пятикнижие (Ветхий Завет) 3 (4) + видео: «Очевидность сотворения мира»

Бытие 1-11 10 (9)

Бытие 12-50 1
Исход 3 Введение/Декалог

Левит 3 Введение/Чистота/Святость

Числа 2 Введение/Числа/Валаам

Второзаконие 3 Введение/Договор/План

Иисуса Навина 2 Введение/Победа

Судей 3 Введение/Цикл/Хананизация


2. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ СЕГОДНЯ



Когда мы открываем эту древнюю книгу, у нас возникает вопрос: это описание жизни людей тысячелетней давности. Какая польза в изучении его сегодня? Что может сказать нам Ветхий Завет сегодня?

Впрочем, это вопросы неверующих, или незрелых христиан. Студенты понимают, как много может дать изучение книги, являющейся священной для двух мировых религий. В ней – уникальное откровение Бога, хотя это откровение и помещено в рамки восточного языка, часто представляющего трудности для переводчиков, и в форму определенной культуры.

(1) Для христиан ценность Ветхого Завета прежде всего в том, что он ведет к Новому Завету. В значительной степени он объясняет НЗ. ВЗ показывает, почему воплощение Христа стало необходимым, и как Бог готовил свой народ к приходу Мессии. Хотя в определенной степени можно говорить о неполноте откровения ВЗ (особенно в связи с этикой), мы сознаем, что откровение соответствовало ситуации. Слишком яркий свет мог ослепить людей.

(2) ВЗ говорит о характере Бога. В нем – основание монотеизма, и Иисус, и апостолы продолжили эту тему. В иудействе и христианстве нет места какой бы то ни было форме пантеизма. (Хотя, как мы знаем, от этого не могла избавиться индоевропейская мысль). У индусов, у греков, и римлян было много богов, и нам сегодня надо постоянно возвращаться к ВЗ вести о едином Боге.

Во время раскопок (на месте древней Ассирии) археологи обнаружили табличку со словами молитвы одного язычника. Он так обращался к своему Богу: «О мой Бог, которого я знаю и не знаю; Я молюсь тебе, но не уверен, слышишь ли ты; Я приношу тебе жертву, но не знаю, какой она должна быть; Я согрешил, но не знаю в чем; И ты милостив, но у меня нет надежды».

Израилю было открыто, каков их Бог. Они знали, кому молятся, и Бог отвечал на их молитвы. Как и мы знаем.

(3) Что еще важно помнить в наше время, ВЗ много говорит о грехе. Сегодня мало думают об этом. Слово грех употребляется все реже. Но ВЗ говорит о грехе как универсальном факте, о грехе, обусловленном восстанием против Бога.

И ВЗ говорит о неизбежных последствиях греха. Раньше или позже грех человека вернется к нему. Хотя последствия (страдания вследствие греха) не самое страшное. Самое ужасное – что грехи разделяют с Богом. И потому ВЗ говорит, как преодолеть эту пропасть: покаяться. И хотя человек может испытывать последствия греха, в то же время он – прощен.

(4) ВЗ представляет универсальный моральный стандарт. Десять заповедей – моральный минимум для каждого человека. Завершение мы находим уже в НП. (Углубление этики ВЗ, раскрытие истинного смысла). Впрочем, и ВЗ авторы не останавливаются на Декалоге, но говорят о духе закона. Пророки возвещали, что внешнее послушание закону не имеет смысла, если сердце не обрезано. «Буква убивает, дух – животворит». Михея 6:8 – «любить дела милосердия». Осии 6:6 «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений». И притом любовь предполагает и обязательства, и дисциплину, и ненависть ко греху. А достигается святость не усилием воли, не самосовершенствованием, а изменением сердца (Иезекииль, Иеремия). Поэтому ВЗ более чем уместен сегодня.
Ветхий Завет сегодня должен использоваться в:

(1) Поклонении церкви (богослужении)

Слово Божье провозглашается в церкви. Оно – сущность нашей проповеди. Оно – наша богослужебная книга.

Часто за время собрания в церкви мы можем услышать только несколько стихов из Библии, как введение к проповеди. Но писание само по себе – сильное свидетельство. Почему бы вообще не читать его в собрании? Чтобы Писание могло сказать за себя. И пусть оно будет прочитано ясно и понятно. А если мы проповедуем, то Слово должно быть представлено также доходчиво и актуально.

(2) Недостаточно только слушать и провозглашать Писание на собраниях. Церковь собирается, чтобы изучать Слово. Это – источник жизни общины. Христианское обучение – сильнейший инструмент достижения зрелости членами церкви. Когда мы разбираем Библию, Дух помогает нам лучше понять ее через толкование братьев и сестер.

(3) ВЗ (Библия) должна употребляться в личном поклонении. Каждый член церкви – священник. Каждый имеет ответственность за личное изучение Библии. Поэтому мы побуждаем членов церкви регулярно читать Писание в вникать в Слово, размышлять над ним. Тогда они будут блаженны. Пс. 118:26 – хороший пример.

Может быть нас как служителей, проповедников это касается в большей степени. Мы должны питать себя, а также раздавать пищу во время другим братьям и сестрам. Для нас примером должно быть отношение к Писанию Ездры: 7:10. Три ступени. (Исполнять!)

3. ОБЩЕЕ ВВЕДЕНИЕ В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

3.1. Структура ВЗ (схема)


* ЕВРЕЙСКАЯ БИБЛИЯ
Закон (Тора) 5

Пророки (Небиим)

Главные (ранние): Иисус Навин, Судей, 1 и 2 Самуила, 1 и 2 Царств

Позднейшие пророки

Великие: Исаия, Иеремия, Иезикииль

Малые: 12 (одна книга)

Писания (Кетубим): Псалмы, Притчи, Иов, Песнь Песней, Руфь, Плач, Еккл., Есфирь, Даниил,

Ездра, Неемия, 1 и 2 Паралипоменон.

* РУССКАЯ БИБЛИЯ

Закон (Пятикнижие)

Исторические: Иисуса Навина – Есфирь

Премудрости (учительные): Иов – Песнь Песней

Пророки: Исаия - Малахия

3.2. Канон Библии


Слово "канон" означает в первую очередь тростник или жезл, затем измерительный жезл, а также правило или стандарт. Во-вторых, оно означает авторитетное решение церковного собора, и, в-третьих, относя его к Библии, оно означает те книги, которые были измерены и взвешены, найдены удовлетворительными и доказано, что они вдохновлены Богом. (3-73)

Есть так называемый еврейский канон (Палестинский канон), и Александрийский канон, включающий в себя апокрифические книги. (Речь идет о книгах Товита, Иудифь, Премудрости Соломона, Варуха, 1 и 2 Маккавеев. Эти книги часто называют второканоническими. “В 1546 г. на соборе в Тренте Западная церковь приняла все книги, кроме 2 Ездры и молитвы Манассии). Канон католической церкви насчитывает, таким образом, 45 книг). Эта тема требует отдельного изучения, мы лишь сделаем несколько замечаний:

(1) В Новом Завете встречаются выражения, подобные имеющимся в апокрифах (Прем. 2:13 - Рим. 2:17; Прем. 3:6 - 1 Пет. 1:7; Сир. 1:22 - Иак. 1:20; Иудифь 3:14 - Рим. 1:34 и др.), однако, ни Христос, ни апостолы ни разу прямо не цитировали эти книги. К тому же, во многих случаях, когда говориться о цитате из апокрифов, мы находим, несомненно, более точную ссылку в канонических книгах (например: Прем. 2:18 - Мф. 27:43 - Пс. 21:9; Прем. 12:2 - Рим. 9:20 - Ис. 29:16; Сир. 7:19 - Мк. 9:44 - Ис. 16:24).

* (Новый Завет также не содержит прямых цитат из книг Судей, Екклесиаста, Есфири, Ездры, Неемии и Песни Песней (Augustus Hopkins Strong, Sistematic Theology, р. 80); Судей, Руфь, Параллипоменон, Есфирь, Песни Песней (Как возникла Библия, (Postbus: Friedenstimme, Bielefeld: CLV), 1992, 107. Но события, описанные в книгах Судей и Паралипоменон упоминаются как факты (Евр. 11:32; Мф. 35:23). С другой стороны, в Новом Завете есть ссылки на неизвестные апокрифические Писания (Иуд. 9, 10).

(2) Авторы апокрифических книг, кажется, сами не считали их равными каноническим (см. Сираха предисловие, 1 Мак. 12:9).

(3) Указывается также на географические, хронологические и исторические ошибки в апокрифах, заблуждения авторов в богословии (спасение делами, милостыня освобождает от смерти, Бог слышит молитвы за умерших - Тов. 12:9; 4:10; 14; 2 Мак. 12:41, 42).

(4) История также не дает достаточно аргументов в пользу включения апокрифов в “Писание”. Филон признавал авторитет священных канонических книг и считал апокрифические книги неавторитетными; это указывает на то, что эти книги не признавались евреями истинно каноническими, хотя и входили в LXX (Как возникла Библия, 107). Флавий в “Против Апиона” (1,8), написанном в конце I века дает понять, что евреи считали боговдохновенными только 22 священные книги [соответствуют 39 книгам протестантского канона] (В печатных изданиях еврейской Библии содержатся 24 книги: 5 книг Торы, 4 книги “Первых пророков”: Иисуса Навина, Судей, Самуила [1, 2 Царств], Цари [3,4 Царств]; 4 - “Последних пророков”: Исаия, Иеремия, Иезекииль и “12 Малых Пророков”; 11 книг агиографов: Псалмы, Притчи, Иов, Песнь Песней, Руфь, Плач, Екклесиаст, Есфирь, Даниил, Ездры-Неемии (одна книга), Хроника [1, 2 Паралипоменон] (Еврейская энциклопедия, т.9, (Москва: “Терра”) 1991, стр. 214). Число 22 (по числу букв еврейского алфавита) получается, когда Руфь и Плач включают соответственно в Иеремию и Судей, и что священные книги, написанные во время царствования Артаксеркса (т.е. при жизни Неемии), не обладали этим авторитетом, потому что в те времена более не существовало отчетливой преемственности пророков.

(5) Талмуд свидетельствует, что пророки пророчествовали до времени Александра Великого, и что после того Дух Святой отошел от Израиля; таким образом, книги Иисуса, сына Сирахова и все остальные религиозные произведения этого времени неканоничны (Как возникла Библия, стр. 108).

В пользу признания Новым Заветом ветхозаветных апокрифов приводится утверждение, будто еврейский канон Ветхого Завета был окончательно определен только на синоде в Ямнии (90 А.D.). Однако, “мы не знаем о каких-либо официальных или обязательных решениях, принятых там. Вероятно, дискуссия носила неформальный характер” (H. H. Rowley, The Growth of the Old Testament, in C. Henry, Revelation and the Bible, стр. 160). В Ямнии был не собор, а просто заседание ученых того времени. Во-вторых, на нем не поднимались вопросы включения в канон новых книг, а велись лишь дискуссии о книгах, давно входящих в него (Как возникла Библия, стр. 109). Что касается включения апокрифов в LXX, это объясняется или эллинизацией ее составителей, или же тем, что александрийские евреи не думали о каноне. Они просто собрали книги, употреблявшиеся в богослужениях.

Еврейские богословы Кимхи (1160-1232) и Илия Левит (1460-1549) утверждали, что окончательное составление В.З. завершено было Ездрой и членами Великой Синагоги в пятом веке до Христа. Иосиф утверждал, что канон был завершен в царствование Артаксеркса, что соответствует времени жизни Ездры (Иосиф, "Против Апиона," 1:8). (3-77)

3.3. Непогрешимость Библии



3.3.1. Термины:
Infallability – непогрешимость Писания. (Обычно речь идет о вопросах веры) – точка зрения консерваторов.

Innerancy – безошибочность. Библия абсолютно верна во всем – фундаменталисты.

Считается, что этот термин применим к оригинальным манускриптам. Но их нет в нашем распоряжении. Поэтому делается много оговорок, которые делают этот термин относительным. Сторонники этой точки зрения приписывают Библии точность в вопросах географии, истории, науки

(Есть разные виды безошибочности. Абсолютная безошибочность – внимание к каждой букве и теме (абсолютная точность). Пиетическая безошибочность – некритический подход. Предполагаем, что все утверждения Библии верны. Встречается противоречие – принимаем верой. Критическая безошибочность – полная безошибочность со множеством оговорок (круглые цифры, цитирование, феноменологический язык). Функциональная безошибочность – ограниченная или непогрешимость. Безошибочность касается предметов веры и этики, но не таких вещей как наука, география. Библия отвечает своей цели).

3.3.2. Причины наличия разночтений («ошибок»)

(1) Кальвин полагает, что они не произвольны, а являются результатом Божьего водительства, провидения. Дух Святой привел все в поразительное согласие, хотя и в разных формах написания.

(2) Стимулировать человеческий интеллект (мы находим гармонию между Павлом и Иаковом).

(3) Показывают, что нет сговора между авторами. (Столько было бы возмущения). А так каждое Евангелие может считаться независимым источником.

(4) Обращают внимание на дух Писания.

* Числ. 25:29 - 1 Кор. 10:8 (23 или 24 000?)

2 Цар. 10:18 (700) - 1 Пар. 19:18 (7000)

2 Цар. 8:4 (1700, 20000) - 1 Пар. 18:4 (7000, 20000)

2 Цар. 24:9 (800000, 500000) - 1 Пар. 21:5 (1100000, 470000)

2 Цар. 24:1 (Господь возбудил) - 1 Пар. 21:1 (сатана возбудил)

Мк. 6:8 «ничего не берите, кроме посоха» - Мф. 9:10 «ни обуви, не посоха» (Лк. 9:3)

Въезд в Иерусалим Лк. «Слава в вышних» Др. Ев. Осанна в вышних.
3.3.3. Возможные объяснения трудностей

Цифры часто округляются, что обычно принято в повседневном общении

Речи и цитаты могут перефразироваться, а не воспроизводятся дословно, что также обычно допустимо при пересказе слов другого человека.

Окружающие события описаны феноменологическими понятиями (т.е. как происходящие события воспринимаются с человеческой точки зрения).

Принимать во внимание литературные жанры.
3.3.4. Выводы

«Божественному провидению было угодно спасти Священные письмена от непосредственной порчи, но Оно не избавило их от второстепенных искажений, для чего потребовалось бы непрерывное и бесполезное чудо».

(1). Важно использовать Библию по назначению. Библия написана для грешников. Ее цель – не показать «как идут небеса», а «как идут в небеса». Библия имеет искупительный характер. Она свидетельствует о Христе (и наша герменевтика должна быть христологической). Она написана для того, чтобы мы верили, что Христос – Сын Божий и имели жизнь во имя Его. Есть трудности. Не все мы понимаем. (См. раздел 2.3) Но мы подходим к Библии как к непогрешимой и безошибочной.

(2) Несмотря на разночтения, мы имеем, тем не менее, вернейшее пророческое слово. Разночтения не портят текста, не нарушают его целостности. От такой древней книги мы могли бы ожидать гораздо больших проблем. «В еврейских манускриптах встречается, может быть, сотни тысяч различных чтений. И это касается только согласных. Сколько было бы вместе с гласными и акцентами – никто не знает. Подобное верно и в отношение НЗ. Но, в то же время верно, что все противоречия, вместе взятые, не изменяют или существенно не влияют на любой важный пункт доктрины, правило веры или даже описание истории».

(3) Текст Библии по-прежнему, эффективен, влияет на человека, общество и вызывает почтение. (Что постоянно подтверждается данными археологии, истории, исполнившимися пророчествами).

4. БИБЛИЯ И АРХЕОЛОГИЯ



Археология – открытие, оценка и интерпретация остатков прошлого, таких как черепки, украшения, столовые приборы, инструменты ремесленников, скульптуры, орудия войны, письменные документы на камне, глиняные таблички, свитки.

Археология помогает нам лучше понять текст, благодаря вещественным доказательствам. В последние сто лет археологи внесли неоценимый вклад в изучение Библии. Они снабдили нас информацией о жизни в древности. Нельзя, конечно, слишком многого ожидать от археологии и использовать ее в качестве главного доказательства непогрешимости Библии. Археология имеет свои ограничения. Некоторые смешения в слоях могут быть обусловлены землетрясением или деятельностью последующих поколений. Археологи часто ограничены средствами, и не могут исследовать весь курган (см. статья).

* Польза археологии и ее ограниченность (22) (схема)



Польза археологии в изучении Библии


  1. Новые сведения для лучшего понимания мира Библии (надписи, предметы из повседневной жизни).

  2. Представление в видимом образе предметов, которые упоминаются в Библии (оружие).

  3. Помогает лучше понять некоторые трудные разделы Библии. (Кодекс Хаммурапи; раннее происхождение закона Моисея).

  4. Персонажи Библии оживают на наших глазах.

  5. Новые открытия возбуждают интерес, вдохновляют.

  6. Представляет письменные свидетельства из древности.



Ограниченность археологии


  1. Фрагментарность свидетельств.

  2. Свидетельства обычно «немые». Их надо истолковать. Толкование может быть субъективным.

  3. Археология имеет дело с предметами материального мира. От нашего внимания ускользают идеи.

  4. Литературные свидетельства (Библия) имеют преимущество.

  5. Техника археологии постоянно улучшается. (Старая техника несовершенна).


*Важные находки: см. Открытая Библия (стр. 411-431).


5. БИБЛЕЙСКАЯ ГЕОГРАФИЯ



Древний Ближний Восток можно разделить на три географических области: Месопотамия, Египет и Сиро-Палестина. (Плодородный полумесяц). Примыкающие к ним территории – Анатолия (современная Турция), Персия (Иран), Аравия (Саудовская Аравия), Кипр – тоже играли немалую роль в библейской истории. (22.33) (карта)

5.1. Месопотамия


Древняя Месопотамия, которая включает в себя сегодня Ирак и часть Сирии и Турции, расположена в бассейне рек Тигр и Евфрат. Эти реки, получающие воду от таяния снегов в горах восточной Анатолии, впадают в Персидский залив. Вследствие непредсказуемого количества снегов каждый год, невозможно предсказать уровень воды в реках, и время от времени в Месопотамии происходили разрушительные наводнения, когда реки заливали даже целые города.

В южном течении Тигра и Евфрата сформировалась болотистая местность, ставшая родиной самых древних человеческих поселений. Сами реки представляют собой разные потоки на севере, в районе Вавилона они текут почти рядом, а потом сливаются в одну.

Территории, через которые протекают Тигр и Евфрат, по большей части засушливы, и жители пользовались водой рек. С возрастанием количества населения на севере от слияния рек образовалось несколько городов-государств (Шумеры; Ур, Ниппур). Ирригационные каналы позволили развить земледелие. Население еще более возросло.

К северу от Шумера в конце концов сформировался другой центр поселения – Вавилония. Эта часть Месопотамии доминировала в период с 2000 по 1000 В.С. Вавилоняне многое позаимствовали из культуры шумеров.

Третий регион Месопотамии – Ассирия. Здесь жили, может быть, самые жестокие и дикие люди древнего мира (столица – Ниневия). Климат был более суровым, здесь – больше гор. Постепенно Ассирияне распространили свою империю до Египта. Они были первыми, кто контролировал весь ближний Восток. (22.22-25)

5.2. Египет


Жизнь в Египте также была связана с рекой – Нилом. Практически вся Египетская культура и история развивалось в бассейне Нила. Нил берет начала в горах Кении и впадает в Средиземное море.

Египет изолирован от внешнего мира: на западе – Сахара, на юге – пороги и водопады Нила, на востоке – Красное море и Синайская пустыня. Поэтому его культура развивалась независимо. Египтяне всегда считали себя выше других в культурном отношении и у них развивалась ксенофобия (боязнь чужеземцев). (22.35)

Египет успешно защищал себя от внешних врагов, хотя однажды туда вторглись завоеватели, известные как гиксосы (чужестранцы) – 1700-1550 В.С.

В отличие от непредсказуемого характера разлива Тигра и Евфрата, Нил разливался «по графику», хотя и наводнения были сильными. После разливов оставался большой пласт плодородной почвы. Египет был главным зерновым районом древности. (22.35)

У Египтян, кстати, было много богов, и они верили в загробную жизнь. (Потому они бальзамировали тело, рассчитывая на блаженное посмертное существование в царстве Осириса).

5.3. Сиро-Палестина


Никто не может хорошо понять Библию, пока не изучит географию и климат Сиро-Палестины. Библейские события происходили на небольшой территории, в то же время представляющей разнообразие климатическое и географическое. Нам следовало бы нанять самолет и провести неделю-другую в Израиле, чтобы лучше понять ВЗ. Поскольку это практически осуществить трудно, ограничимся описанием учебников.

На севере и востоке Палестины жили враги Израиля. Финикия доминировала в Средиземноморье примерно с 1100 до 540 В.С. Главные города – Тир и Сидон – глубоководные порты.

Сирия (Арам) - территория, расположенная между Месопотамией и Финикией. Ее столица – Дамаска – основана 2500 В.С. Сирия была одним из главным врагов Израиля в монархический период. Дамаск лежит на, единственной в той местности, не пересыхающей реке, представляя собой оазис в сухой земле. Благодаря своему стратегическому положению, Дамаск постоянно подвергался нападениям и находился в подчинении одной из Месопотамских империй. 22.37-39

Двигаясь к югу, мы попадаем в Палестину, очень разнообразный в климатическом и природном отношениях район. Достаточно сказать, что разница температур в Иерусалиме и Мертвом Море может составлять 30 градусов. Хотя расстояние между ними чуть больше тридцати километров. Дело в том, что Иерусалим расположен на высоте примерно 800 м. над уровнем моря, в то время как Мертвое море (берег) – 390 (388) м. ниже уровня моря. (схема). (Галилейское море - 200 м. ниже уровня моря). Палестина находилась на перекрестке путей древнего мира, поэтому Израилю было трудно изолировать себя. (26.10)

Земля обетованная мала. С севера на юг («от Дана до Вирсавии» - 230 км. От Средиземного моря до Мертвого 80 км. Зима здесь влажная, а лето жаркое и сухое. Дождей нет по полгода, потому так важно зимой делать запасы воды. Сейчас израильтяне используют воду Галилейского моря. Здесь же ловят рыбу. В Мертвом море органической жизни нет.

Палестину можно поделить на несколько географических районов.
(1) Прибрежная равнина

Узкая полоса вдоль Средиземного моря. Это песчаная земля, за которой лежали леса и болота. К югу от горы Кармил простиралась прекрасная Саронская долина. Надо сказать, что евреи только во времена Давида короткое время контролировали побережье. Эта область была занята филистимлянами.
(2) Центральное плоскогорье (нагорная страна)

Центр жизни и деятельности древнего Израиля. (Бог Израиля есть «Бог гор»). Этот регион можно разделить на три области: Галилея, Самария и Иудея. Галилея – земля холмов и плодородных долин. Здесь вырос Иисус. На юге Галилеи находится Ездрелонская долина. Раньше это была болотистая местность (там Сисара потерял свои колесницы и бежал пеший). Сейчас она осушена и является самой плодородной местностью государства Израиль.

(3) Иорданская долина

Восточнее плоскогорья находится Иорданская долина. Река Иордан берет начало у горы Ермон, впадает в Галилейское море, затем продолжает свой путь в Мертвое море. От Галилейского до Мертвого моря – 110 км, но длина реки составляет 320 км. Иордан – небольшая речушка, но извилистая, с обрывистыми склонами, густо поросшими берегами. Ширина Иорданской долины – 15-20 км.
(4) Трансиордания

Здесь высокие горы и замечательные пастбища. (Почему там хотели остаться некоторые колена израильские). Моавитяне занимались скотоводством, и в лучшие времена моавитский царь отдавал Израилю в качестве дани 100 тысяч баранов и шерсть от 100 тысяч овец ежегодно.

6. ХРОНОЛОГИЯ ВЕТХОГО ЗАВЕТА


The Expositor’s Bible Commentary, Frank E. Gabelein, gen. ed. Vol. 1 (Grand Rapids: Zondervan Publishing House), 1979.

Введение


6.1. Источники ветхозаветной хронологии


      1. Библейские источники

Больше всего информации о библейских событиях может дать сама Библия. Частые ссылки на возраст и годы правления царей делают возможным довольно точно определить время. Есть указания на длинные промежутки времени, такие как интервал между исходом и строительством храма Соломона (3 Цар. 6:1) и продолжительность пребывания в Египте (Исх. 12:40), которые помогают определить основные вехи ветхозаветной истории. 30.359
6.1.2. Археологические источники

Важная информация для установления ближневосточной хронологии содержится в глиняных табличках и других материалах раскопок. Но они обычно содержать только относительную датировку. Древние описывали каждый год по наиболее значительным событиям. («В 37 года этого фараона весь мелкий рогатый скот был пронумерован». «Год, в который были разрушены Кумаш и Нумурти»). Это верно в отношении египтян, ассирийцев, вавилонян. Лишь со второго тысячелетия до Р. Хр. мы имеем последовательное датирование (в Египте; в Месопотамии еще позже).

Астрономические заметки Египта и Месопотамии предоставляют нам дополнительные сведения. В Египте гражданский год составлял 365 дней, хотя египтяне и знали, что солнечный год на 6 часов дольше. (В результате за 1 460 лет набежал целый год. Зимой было жарко, а летом шли дожди). Тем не менее это большое подспорье.
6.1.3. Геологические источники

Геологи, основываясь на времени распада урана 238, определяют время существования земли в миллиарды лет. Палеонтологи говорят, что формирование слоев заняло весьма большое время. Но это не помогает в установлении точности времени библейских событий. Потому надежнее всего начать со времени Авраама, и это даст хорошее основание для дальнейшего исследования. 30.359-361
6.2. Проблема точности

Пятая глава книги Бытия перечисляет имена десяти прародителей от Адама до Ноя и указывает их возраст во время рождения первого (или самого выдающегося) сына и общее время жизни. Если следовать еврейскому тексту, от Адама до Ноя всего 1656 лет. Септуагинта дает большие цифры: 2242 года. Согласно 11:10-32 от потопа до рождения Авраама (2 166 В.С.) – 353 года. Т.е. Ной умер за три года до рождения Авраама и Сим еще был жив. Некоторые цифры представляют, таким образом, проблему (особенно при согласовании с данными всемирной истории). Если Адам родился в 2 166 В.С., то потоп был в 2 519, а первая египетская династия берет начало от 3 100 В.С. Почти к тому же времени относятся шумерские записи, причем на отличном от египетского языке. А до вавилонского смешения (которое произошло после потопа) язык был один. Проблема и с населением, которое после потопа составляло только восемь человек. Возможно, нужен особый подход к родословным.

Сравним Лк. 3:36 и Быт. 11:12-13. См. 1 Пар. 7:13. (То же Мф. 1:8). Позже мы еще будем об этом говорить, но уже сейчас отметим, что к родословным требуется особый подход. Надо учитывать, какое значение имеет слово «сын» и признавать, что иногда в перечислении имен Библия ссылается на самые значительные личности. Если А родил Б, это значит всего лишь что А был предком Б. Родословные – это литературный жанр, и они представлены в форме, удобной для запоминания.

Когда мы говорим о служении судей, также, по-видимому, следуем учитывать, что некоторые из них действовали в одно и то же время. В случае с царями, вероятно, иногда имеется в виду, что отец и сын царствовали совместно, так что время их царствования нельзя прибавлять. Чтобы избежать беспорядков в случае смерти царя, уже во время правления отца старшего сына короновали и с этого времени считали годы его царствования. Подобные утверждения позволяют аккуратнее судить о хронологии Ветхого Завета. 30.362-364
1. До Авраама

Как мы уже говорили, для этого периода определение точных дат практически невозможно. Мы можем составить таблицу с указанием имен патриархов, их возраста в момент рождения старшего сына и общей продолжительности жизни. Причем слово «сын» может указывать на потомка в N-ом колене. Время сотворения Адама определить невозможно. Мы можем только утверждать, что это случилось задолго до потопа. (Сотворение: евр. 4 004 до Р. Хр.; греч. – 5 508; потоп: евр. 2.349; греч. 3.242; 2 646?).
2. От Авраама до Иосифа и выхода из Египта (см. таблицу)
3. От Исхода до объединенной монархии

Датой исхода считается 1446 (ранняя теория) или 1290 (поздняя теория). Сторонники поздней теории основывают свои выводы на данных археологии, указывающих на время разрушения Лахиса, Вефиля (= Гай) и Дабира как свидетельств о вторжении Иисуса Навина в Ханаан. Против этого говориться, что Иисус Навин не разрушал Лахис и Дабир. Рамсес II развернул большое строительство уже после исхода евреев из Гесема. Ссылка Иеффая на время проживания проживания Израиля в Трансиордании (Суд. 11:26) говорит в пользу ранней даты Исхода. Полагают, что Иеффай победил аммонитян в 1 100 В.С. (Больше об этом при изучении книги Исход). 27.367
4. От разделенной монархии до падения Иерусалима (см. таблицу)
5. Пленение – междузаветный период (см. таблицу)

7. МЕТРОЛОГИЯ ВЕТХОГО ЗАВЕТА



«Ефа и бат должны быть одинаковой меры, так чтобы бат вмещал в себе десятую часть хомера и ефа десятую часть хомера; мера их должна определяться по хомеру. В сикле двадцать гер; а двадцать сиклей, двадцать пять сиклей и пятнадцать сиклей составлять будут у вас мину. Вот дань, какую вы должны давать князю: шестую часть ефы от хомера пшеницы и шестую часть ефы от хомера ячменя; постановление об елее: от кора елея десятую часть бата; десять батов составят хомер, потому что в хомере десять батов» (Иез. 45:11-14).

«А гомор есть десятая часть ефы» (Исх. 16:36)

Введение



7.1. Общие характеристики метрологии древнего Ближнего Востока

Вполне естественно ожидать, что в разных нациях, племена и городах-государствах Плодородного Полумесяца должна была развиться схожая система мер длины, объема и веса. Первобытный плотник, например, свой палец или ладонь, чтобы рассчитать небольшую длину. Для больших размеров можно было использовать расстояние между кончиком большого пальца и мизинца, длину рук (стандартом стал локоть – расстояние от локтя до кончика самого длинного пальца). Расстояние можно измерять и ступней (шагами), и греки, и римляне пользовались таким способом, но для египтян и семитов это не стало правилом. 7.375

Для измерения объема стандартом стал вес зерна, который мог везти осел (еврейские слова «хомер» и «хамор» (осел) созвучны; акк. «имеру»). Одна десятая хомера была названа ефой (египетское «единица измерения»). Египетской мерой для жидкостей был хнв, связанный с еврейским словом хин (вероятно, оно произошло от египетского). Гин (хин) первоначально означало «сосуд» – предположительно сосуд определенного размера. Еврейского «гомор» буквально означает «сноп, вязанка», вероятно, потому, что такое количество зерна могло быть вымолочено из одного снопа. 27.375

Использованием десятичной системы евреи, скорее всего, обязаны влиянию Египта, поскольку эта система использовалась в Египте повсеместно. Но двенадцатеричная система пришла из Месопотамии, где двенадцать и кратные ей цифры играли важную роль. У них один локоть составлял шесть ладоней, трость – шесть локтей, бат – шесть гин, гин – 12 лог. Было два типа мин: имеющая 60 шекелей (как вавилонская мина; талант, соответственно, имел 3 600 шекелей); сиро-палестинская мина состояла из 50 шекелей (талант – 3 000 шекелей).

Двенадцатеричная система была распространена в Месопотамии. Оттуда она перешла в римскую и германскую культуры (фут состоит из двенадцати дюймов, а фунт из двенадцати тройских унций). Но и в Месопотамии для чисел использовалась десятичная система). 27.376
7.2. Факторы, ведущие к различиям в системе мер

Как мы уже говорили, некоторые названия мер могли происходить от различных частей тела, сосудов (мешок, кувшин), материала, использовавшегося для измерения (жезл, трость). Но поскольку длина пальцев, рук, а также мешков, кувшинов бывает различной, от начала невозможно было говорить о точности. В процессе развития торговли между селениями и племенами требовалось унифицировать систему.

Было найдено много древних мер веса (гирь) в основном из камня, а также металла и стекла. На некоторых были надписи, означающие их достоинство. Были обнаружены и сосуды (немного, правда) с указанием объема или единицы измерения. Это свидетельство стремления к унификации мер. И в Ветхом Завете есть требование к точности и честности в измерениях. «Да будут у вас весы верные, гири верные, ефа верная и гин верный» (Лев. 19:36а). Мерзость для Господа и преступление против общества – использование неверных гирь.

Однако при отсутствии централизованного правительства (и ГОСТа), было невозможным соблюсти точность. Египетский и месопотамский локоть отличались от палестинского. Даже в маленьких регионах меры могли быть разными, хотя использовалось одинаковое название для них. Иногда даже при раскопках одного города археологи встречали разные шекели или ефы. Возможно, это продукт недобросовестных торговцев. Потому сегодня для нас просто невозможно найти эквивалент древним мерам с точностью до миллиметра и грамма. Да тогда люди и не стремились к такой точности. Поэтому сегодня мы встречаемся с разными данными относительно размеров Ноева ковчега.

Мы предлагаем приблизительные цифры, выраженные в метрической системе и их английском эквиваленте. 27.376-377

7.3. Меры длины





Трость

6 локтей

8 футов 9 дюймов1

2.67 м

Трость (Иезекииля)

6 длинных локтей

10 футов 3 дюйма

3.12 м

Локоть (от локтя руки до кончика среднего пальца)

6 ладоней

17.5 дюймов

44.45 см

Длинный локоть (длиннее на ладонь)

(священный)

7 ладоней

20.5 дюймов

50 см

Пядь (пядень) (растопыренная ладонь от большого пальца до мизинца)

½ локтя

8.75 дюймов

23.2 см

Ладонь (ширина кисти руки у основания пальцев)

1/6 локтя

(4 перста)

2.9 дюйма

7.4 см

Перст (от указательного пальца)



0.73 дюйма

1.85 см


7.4. Меры объема

ЖИДКИЕ ТЕЛА


Хомер (поклажа осла)

10 батов

58.1 галлон2

220 литров

Бат

6 гин

5.8 галлонов

2.2 литра

Гин

12 лог

3.5 кварты

3.9 литров

Лог




0.67 пинты

0.64 литра


СЫПУЧИЕ ТЕЛА


Гомер или кор

10 еф (бат)

41.3 галлона

220 литров

Ефа

10 сат

4 галлона

22 литра

Сата

3 и 1/3 гомора

5 1/3 кварты

7.3 литра

Гомор




2.09 кварты

2.2 литра

Каб




1.16 кварты

1.2. литра



Следует отметить, что тенденция к вариациям особенно наблюдалась в мерах объема, поэтому мы встречаем так много разных цифр. Результаты раскопок не дают оснований сделать окончательные выводы.

7.5. Меры веса





Талант

3 000 шекелей

75.6 фунтов3

34.27 кг (30)

Мина

50 шекелей

1.26 фунта

571.2 г (500)

Шекель (сикль)




0.403 унции

11.4 г (11)

Бека

½ шекеля

0.201 унции

5.7 г (6)

Гера

1/20 шекеля




0.57 г (0.5)


Использовались царские локти и царские (тяжелые) шекели. В Вавилонии царские меры в два раза превышали обычные. В Палестине царский шекель мог быть на 2 г тяжелее, а царский талант равнялся примерно 60 кг.

7.6. Меры денежных единиц




Талант золота 4

60 мин

Исход 25:39

9 900$ (10 000)

Талант серебра




Ездры 7:22

620$

Мина

60 сиклей; 100 драхм

Иезекииля 45:12

103$ (100)

Драхма (динарий)




1 Паралл. 29:7

1$

Сикль (шекель)




Бытие 23:15

1.7$

Бека

½ сикля

Бытие 24:22

0.86$

Гера

1/20 сикля

Исход 30:13

0.09$

Статир

2 дидрахмы

Матфея 17:27

4$

Дидрахма

2 драхма (монета дани)

Матфея 17:24

2$

Ассарий

4 кодранта

Матфея 10:29

0.04$

Кодрант

2 лепты

Матфея 5:26

0.01$

Лепта




Марка 12:42

0.005$




1 Фут – 30.48 см; дюйм – 2.54 см.

2 Галлон – 3.785 (US); кварта – 0.833 л (брит.); пинта – 0.47 (брит.).

3 Фунт – 453.59 г(16 унций); унция – 28.35 г

4 Талант, прежде всего, обозначение не монеты, а веса металла, серебра или золота. Стоимость таланта менялась в различные эпохи.




Схожі:




База даних захищена авторським правом ©lib.exdat.com
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації