Поиск по базе сайта:
Патриархи (11: 27-50): исаак (25: 19-27: 46) icon

Патриархи (11: 27-50): исаак (25: 19-27: 46)




Скачати 296.17 Kb.
НазваПатриархи (11: 27-50): исаак (25: 19-27: 46)
Дата конвертації19.08.2014
Розмір296.17 Kb.
ТипДокументи
1. /1. 1 глава.doc
2. /2. 2 глава.doc
3. /3. 3 глава.doc
4. /4. 4-5 глава.doc
5. /5. 6-9, 10 гл. Потоп.doc
6. /7. 10-11.1-9. Вавилон.doc
7. /8. 11.27-50. Авраам.doc
8. /9. 25-27. Исаак-Иосиф.doc
9. /Введение в Ветхий Завет - Комментарий.doc
10. /Второзаконие.doc
11. /Исход общ.doc
12. /Левит общ.doc
13. /Числа.doc
Исследование Библии, но прежде, чем перейти к тексту, поговорим об авторстве, содержании и ценности книги Бытия
* Чтение второй главы в новом переводе
Ветхий Завет Бытие, 3 глава
Главы 4, 5
Главы 6-9: потоп, ной (1)
Главы 10-11: 1-9 рассеяние, вавилонская башня
Патриархи (11: 27-50): авраам (11: 27-23)
Патриархи (11: 27-50): исаак (25: 19-27: 46)
Введение в ветхий завет
Чем является Павел для богословия Нового Завета, тем Моисей для богословия Ветхого Завета
Книга спасения и избавления. Бог чудесным образом вывел Свой народ из Египта. На горе Синай Господь заключил завет с Израилем и дал народу Свои заповеди, а после сопровождал их в путешествии по пустыне
Общее
Основные слова: служение, война, странствование. Главные мысли: Спасены, чтобы служить

ПАТРИАРХИ (11:27-50): ИСААК (25:19-27:46)



Немного мы знаем об Исааке. Он в тени своих отца и сына. Собственно, ему посвящена только одна глава (26), хотя прожил он дольше других патриархов (35:27-29 - 180 лет), и Бог также являлся Исааку (26:2-5, 24, 25) и благословлял его (26:12-14).

1. Исаак и его дети (25:19-34)


Начинается история рождения Иакова и Исава. Это первый случай рождения близнецов в Библии. Интересно, но они были совсем не похожи друг на друга. В действительности трудно найти настолько непохожих людей. Два мальчика родились в одно время, в одном месте, у одних родителей, имея те же возможности, но и внешность, и характер их, и судьба так различаются. (Что бы сказали об этом астрологи?)

22. Согласно преданию, они уже в утробе матери оспаривали друг у друга первородство. Именно оно давало право получить великое духовное благословение Авраама и Исаака.

Ревекка «пошла вопросить Господа». Она могла это сделать, обратившись к святым людям своего времени, к пророкам. Ведь еще и Авраам был жив.

Господь сказал: 23. Речь, конечно, идет об Израиле и Едоме, но в повествовании можно обнаружить и духовный смысл. Это картина взаимоотношений между двумя природами в верующем. Как только рождается новый человек, начинается борьба. И молодые верующие бывают смущены как и Ревекка: «Для чего мне это?» Да, жил бы по плоти, не испытал бы проблем.

Ветхий наш человек старше; новая природа выходит на сцену после возрождения. Но будущее за новым человеком. За ним победа. «Больший будет служить меньшему». Бог поддержит нового человека.
27. Смотрите: Исав стал «человеком, искусным в звероловстве, человеком полей». Кто собственно был первым звероловом? В 10-й главе книги Бытия (ст. 8 – 9) мы читали, что таковым был Нимрод, великий деспот, первый царь, восставший против Бога и возглавивший строительство Вавилонской башни. Таким образом, Исав – это духовный наследник Нимрода, тирана и отступника.

Иаков был человеком кротким. Нельзя думать, что Иаков был слабовольным человеком. Кротость – это сила, которой мы управляем. Кроткими названы Моисей и Христос. В то же время Исав был искусен в звероловстве. Его стихия убивать, калечить, истреблять.
Исав мыслил о земном. Он желал иметь все сейчас и здесь. 32. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2:14). Духовный смысл вещей был скрыт от Исава. Но зато он знал толк в хорошей похлебке. Написано: он «ел и пил, встал и пошел». В этом - весь образ жизни Исава: поесть и попить, встать и пойти, не размышляя о том, куда идешь, откуда уходишь, что отдаешь за материальные блага. Исав постоянно торопится: он «занят делом», ему «пора идти», ему некогда рассуждать…

Писание серьезно предостерегает и нас: «Чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами» (Евр. 12:16-17). Не променяйте великое на ничтожное.

Иаков стремился к лучшему. Очевидно, обучаясь в шатрах Авраама и Исаака, зная тайны Божьи, он был прекрасно осведомлен о тех величайших духовных благах, которые принесет ему первородство, - он хотел стать наследником обетований, данных свыше Аврааму и Исааку, и понимал, что брат его, Исав, этого недостоин. От стремился к благословению и получил его.1

2. Исаак и его поведение (26:1-35)


Исаак идет по следам отца своего Авраама. Внешние трудности способствовали внутреннему давлению. Голод вне и плоть внутри – большая сила. И он решил уйти туда, где больше хлеба. Бог предостерег его, и он остановился на полпути – в Гераре. Здесь он называет Ревекку своей сестрой. 7. (Когда Авраам говорил подобное, в его словах еще была доля истины). Ложь удавалось скрывать долгое время. Но перестроить всю жизнь в соответствие с ложью очень трудно. В какой-то момент Исаак забыл надеть маску, и обман был обнаружен. Филистимский царь призвал его к ответу. 9-10. Твоя ложь защищала тебя, но была искушением для нас. Исаак, возможно, думал, что это была ложь во спасение, святая ложь, но она не принесла благословения ни ему, ни окружающим.

Теперь, когда Исаак свободен от лжи, Бог может благословлять его. И как! Сеял ли он ячмень – собирал рекордные урожаи (7-8000% чистой прибыли). Занимался ли животноводством – стада умножались с удивительность быстротой. Филистимляне стали завидовать ему. Когда человек за короткое время разбогатеет, его не любят. Даже если он нажил состояние потом и кровью. Никто не поверит этому. Честный человек не может быть богатым. Ясно, Исаак богат потому что мы бедны. Надо отомстить ему. И они завалили и засыпали землей его колодцы с водой. И сами не будем пить, и тебе не дадим.

Исаак много терпел от окружающих его народов. И когда филистимляне «попросили» его удалиться от них, он не стал спорить, отстаивать свои права. Он стремился к лучшему, т.е., к небесному (Евр. 11:16). Исаак переехал на новое место и приступил к поискам воды. Он не выиграл больших битв, не построил великие города, не воздвигал монументы. Он копал колодцы. И пока Исаак трудился в поте лица, рыл колодцы, никто его не беспокоил, но как только вода была найдена, тут же появились герарские пастухи с криками: «Вода наша! Наша!» (26:20). Исаак дал имя колодцу Есек (предмет раздора). Когда был вырыт второй колодец и жители Герара начали и на него заявлять свои права, Исаак назвал его Ситна (ненависть). И что он делал дальше? Опустил руки? - Продолжал искать воду, копал. (Может быть, сам. Слуги отчаялись). И поиски увенчались успехом. Выкопал колодец, и о нем уже не спорили. (16:45-48). Пример терпения и упорства. И филистимляне, видя его добрые дела, изменили свое отношение. «Мы ясно увидели, что Господь с тобою». А он продолжал копать (26:32). (Богатый и богобоязненный!).

26 глава заканчивается коротким замечанием о женитьбе Исава. 34-25. Он женился на неверующих хеттеянках, и неудивительно, что они были в тягость Исааку и Ревекке. Удивительно то, что так благословенный муж как Исаак не смог повлиять на своего сына. Впрочем, мы видим такое часто: когда сатана не может повлиять другим образом на человека, он воздействует на его семью.

3. Исаак и его благословение (27:1-46)


Исаав попытался за кусок дичи купить то, что продал за тарелку похлебки. План не сработал. Благословение первородства получил Иаков. 27-я глава рассказывает об этом, представляя захватывающую драму.

1-4. Благословенный муж Божий – Исаак – который удостоился быть прообразом Христа на горе Мориа, будучи послушен до смерти, предстает в конце жизни человеком, потерявшим духовные ориентиры. (Не зря потом сказано, что глаза его «отяжелели», т.е. ослепли – Быт. 27:1). Исаак не мог препятствовать идолослужению в семье Исава. Он не знает, кого должен благословлять! Он не знает дня смерти! (Хотя Иаков и Иосиф прекрасно сознавали это). Исааку было 137 лет, и его брат Измаил умер в этом возрасте. Исаак подумал, что и ему скоро надо уходить с земли, но интересно, что он прожил еще 43 года.

Исаак хочет благословить Исава после хорошего обеда. (Бывает такое, что перед смертью человеку так хочется вкусно поесть!) Это плотское желание. Исаак хотел благословить Исава, потому что любил его дичь. Он руководствовался чувствами, и чувства подвели его. Исаак не смог отличить дичи от козленка, а кожу козлят от тела Исава.

Иаков боялся, что Отец может узнать его, и он наследует проклятие вместо благословения. Но Ревекка убедила его, и он послушал, что ему сказала мать. Так Сарра когда-то пыталась помочь Господу в рождении наследника обетований. Но, уверен, Господь мог сделать это и без обмана. Надо было просто положиться на Него.

Итак, Иаков «вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой? Иаков сказал отцу своему: я Исав (первая ложь)2, первенец твой (вторая ложь); я сделал, как ты сказал мне (третья ложь); встань, сядь и поешь дичи моей (четвертая ложь), чтобы благословила меня душа твоя» (18-19). 25.229 Четыре обмана но одном дыхании. «И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу» (20; пятая ложь). Здесь он для большей убедительности использовал имя Господа. Исаак не был убежден, но, ощупав руки Иакова, доверился чувствам и благословил его. 28-29. Это прекрасное благословение. Каждый из нас, наверное, был бы счастлив услышать подобное в свой адрес.

«Здесь, прежде всего, приходится сказать, что если Иаков отстранил от наследования своего старшего брата, то он в этом случае сделал то же самое, что в свое время сделал отец его Исаак до него. Ибо Исаак также был младшим сыном и оттеснил своего старшего брата Измаила от наследования их отцу Аврааму. Того же принципа, если это можно назвать принципом, по которому Иаков действовал в отношении своего отца и брата, он держался также относительно своих сыновей и внуков. Мы знаем из Библии, что Иаков любил сына своего Иосифа больше, чем старших сыновей, «потому что он был сын старости его», и так резко проявлял свое предпочтение, что вызвал чувство ревности у братьев, которые составили заговор с целью лишить жизни Иосифа. Что такое наименование отмечает его как законного наследника, подтверждается замечательным рассказом о том, как Иаков, благословляя своих двух внуков, сыновей Иосифа, нарочито отдает предпочтение младшему из них перед старшим тем, что кладет свою правую руку на голову младшего (Ефрема), а левую – на голову старшего (Манассии), вопреки возражению отца их Иосифа, который поставил своих сыновей перед дедом в таком положении, что последний, как следовало ожидать, положит правую руку на старшего, а левую – на младшего; старик был поэтому вынужден скрестить свои руки на груди так, чтобы возложить на голову младшего правую руку, а левую – на голову старшего.

(Некоторые ученые полагают, что эти факты, вместе взятые, говорят о том, что обычаю первородства, или предпочтения старшего сына, у евреев предшествовал более древний обычай – «право последнего рождения», т.е. предпочтение младшего сына при наследовании отцу». «Закон этот или обычай известен под именем минората, или права младшего сына на наследование, и, в противоположность майорату, предоставляет права наследования младшему сыну, а не старшему». (28.195-196)

Однако по реакции Исава видно, что это, скорее, не так. Исав, огорчился, и даже поднял «громкий и весьма горький вопль». Но это не было покаяние, а сожаление об утрате благословения. «Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое». (Надо сказать, что первородство Исав отдал добровольно). И Исав просит: «Неужели ты не оставил мне благословения?.. Неужели у тебя только одно благословение?»
У Исаака нашлось благословение и для Исава. Но сравните его с благословением Иакова: 28-29 и 39-40! В этом благословении нет ничего духовного и вечного.

Согласно преданию, как только Исаак сделал правильный выбор между сыновьями, утвердив первородство Иакова, - он сразу прозрел. Слепота прошла, и патриарх, который до этого не мог узнать, кто из его сыновей предстал пред ним, - теперь уже ясно видит даже далекое будущее и пророчествует о нем. Вот благие последствия верного выбора…

Исав возненавидел Иакова, и решил убить его. Может быть, таким образом первородство вернется к нему. Но планам его не суждено было сбыться. Иаков ушел с отцовским благословением в брату Ревекки, Лавану в Харран (Месопотамию).3

Исааку приписывают установление вечерней молитвы (24:63), как Аврааму утренней (19:27) и Иакову ночной (28:11-13).

4. Вопросы


? 26:6-11 (8) Исаак играет с Ревеккою

Точнее: ласкает. Было что-то интимное в их отношениях.
? 31:42, 53 Страх Исаака Исаак боялся Господа, в Которого верил.


ПАТРИАРХИ (11:27-50): ИАКОВ (28-36)

1. Сон Иакова (28:1-22)


Иаков – брат, которому ничто человеческое не чуждо. В то же время – герой веры. Мы видим, как Бог действует в его жизни, постепенно преобразуя Иакова в Израиля. Работа заняла больше двадцати (тридцати) лет. Иногда Богу приходится долго работать с нами. И «когда берется Бог за личное, работа кажется нам грубою». Но Бог хочет сделать из нас нечто хорошее. Во всяком случае, чтобы к концу жизни мы были лучше, чем в день крещения.

Итак, Исаак призвал Иакова и снова благословил его. Особое внимание он обратил на вопрос супружества и Божье присутствие в жизни Иакова. Что может быть важнее в жизни человека чем брак и отношения с Богом?

Исаак заповедал Иакову не жениться на язычницах. Исав уже взял в жены две идолопоклонницы. Но в доме Вафуила, наверное, еще сохранилось Богопочитание. Может быть, вследствие свидетельства Авраама (см. 24:50). Исав, узнав о заповеди отца, снова проявил свою натуру, в противность отцу взяв в жены еще одну язычницу.

10-13, 15. Иаков родился в верующей семье, много знал о Боге, видел, как поклоняется Богу Исаак, но ему недоставало личной встречи с Богом. И после дня пути, во время сна, Бог явился ему.

Молодой человек однажды сказал подружке. «Ты мне приснилась прошлой ночью». Конечно, она заинтересовалась и попросила рассказать об этом подробнее. «Мне приснилось, что я сделал тебе предложение. Что бы это значило?» Она ответила: «О, все очень просто. Это значит, что, когда ты спишь, ты гораздо умнее, чем когда бодрствуешь».

Этой ночью Исаак видел и слышал то, о чем не мог и подумать днем. Он понял, что Бог Авраама и Исаака стал и его Богом. И, кроме того, он понял, что между небом и землей есть связь. 12. Потому Иаков назвал это место Вефиль, что значит дом Божий. Приятно было, оставив родительский дом, оказаться в доме Божьем.

Заключительные стихи главы показывают, что Иаков начал меняться. Он уже начинает мыслить духовно, хотя и несовершенен в своих решениях. Иаков воздвигает жертвенник Богу и дает обет Господу (первое упоминание обета в Библии). 20-22. Это плод преображенного ума. До сих пор он всегда хотел получать. Сейчас – готов давать. 25.237-238 Конечно, решение Иакова для нас может показаться слишком прагматичным. Как бы кто из нас попросил друга: «Если ты дашь мне тысячу рублей, то я тебе отдам сто». Но всякий ли готов последовать в этом Иакову? Всякий ли после обращения готов сказать: «Господи, я буду регулярно жертвовать по крайней мере десятую часть из всего, что Ты мне даешь». Кстати, после этого решения Бог необычайно благословлял Иакова.

Одного пожилого фермера спросили о причине его благосостояния. Он ответил: «У меня соглашение с Богом делиться тем, что каждый имеет. Я бросаю в Его амбар, Он – в мой. Просто у Него лопата побольше».

2. Жены Иакова (29:1-30:24)


Проделав путь длиной примерно в 700 км. Иаков оказался в земле сынов востока. 150 лет тому назад оттуда вышел в Ханаан его дедушка Авраам. У колодца он встретил пастухов и свою будущую жену Рахиль, а затем и Лавана. Лаван с радостью встретил его. Вероятно, он помнил о драгоценностях, которые принес с собой раб Авраама, когда брал Ревекку в жены Исааку. Он знал, что Иаков происходит из богатой семьи, поэтом принял его достойно. (14а Как Адам радовался Еве. Будто сам Лаван собирался жениться на Иакове). Убедившись в способностях Иакова вести дело, он предложил ему работу. В качестве оплаты было решено отдать за Иакова Рахиль. Семь лет он служил за нее, и ему показались они как несколько дней, потому что он любил ее. Но Лаван привел к нему, воспользовавшись темнотой, старшую дочь – Лию. Только утром Иаков обнаружил, что его обманули. Конечно, очень неприятно семь лет мечтать о девушке, работать ради нее не щадя сил, чтобы потом обнаружить у себя дома ее сестру, к которой был совершенно равнодушен. Справедливым будет отметить, что Иаков пожал то, что посеял. Семь лет тому назад от так же поступил со своим отцом. Сейчас подобным образом обошлись с ним. Сам Лаван легко объяснил происшедшее: 26. (Можно было сказать это семью годами раньше). И Лаван предложил решение: 27-28. От этих жен (и их служанок) у Иакова впоследствии родилось 13 детей.

3. Награда Иакова (30:25-31:16)


После рождения Иосиф осознал, что Месопотамия – не его дом. И он сказал Лавану: «Отпусти меня, и пойду я в свое место и в землю свою». Лаван, желая задержать ценного работника, предложил ему хорошую зарплату, и Иаков работал у него еще шесть лет. Правда, как мы узнаем позже, он переменял награду Иакова. Нет сомнения – в свою пользу. Сила была на его стороне. Иаков вынужден был терпеть, и, наверное, иногда вспоминал историю с продажей первородства, когда он, воспользовавшись слабостью Исава, отнял у него первородство. Теперь он страдал. Но если уж Бог решил благословить Иакова, этому не мог помешать хитрый Лаван. Потому необычным образом Иаков сделался весьма богатым.4 Много скота, рабов, много детей – ему сопутствовал успех в жизни. Он достиг целей: женился на Рахили и стал богатым. Однако родиной его был Ханаан – Земля Обетованная. Бог не мог позволить ему остаться в земле, из которой он вывел Авраама. Он силою обстоятельств заставил Иакова вернуться домой. 25.249-250

31:1-2. В это же время он услышал и слово от Бога. 3. Иаков был слишком занят, чтобы общаться с Богом. Так с нами бывает, когда рождаются дети, мы озабочены вопросами жилья, имущества. Но обстоятельства заставляют снова обратиться к Богу. Бог напоминает Иакову, что смысл жизни не во множестве скота. «Возвратись в землю свою. Не забывай, что ты странник и пришелец».

(* «Благодаря счастливому сочетанию трудолюбия и хитрости ему удалось перевести в свои загоны лучшую часть стада своего тестя. Он увидел, что здесь ему уже нечем больше поживиться: старик был выжат как лимон, и настало время перенести свою деятельность в другое, более подходящее место» (28.268)
Иаков собрал совет возле стада мелкого скота. Дома могли подслушать. Он не позвал на совет детей – они были слишком малы, не позвал служанок – чем меньше они будут знать, тем лучше. Он советовался с женами. Иаков рассказал им о ухудшившихся взаимоотношениях с тестем, о его обмане. Он напомнил им о Божьем благословении и Божьем призыве. Бог велит идти в Землю Обетования. И Рахиль и Лия как мудрые жены согласились с мужем.

4. Тесть Иакова (31:17-55)


17-20. Иаков тайно удалился. Рахиль при этом похитила идолов Лавана (все-таки она была дочерью хитреца и обманщика и воспитание в таком доме не могло не оказать на нее влияния. И Лаван жнет то, что сеял. С ним обращаются так же, как и он с другими).

Лаван узнал о побеге на третий день, собрал родственников и гнался за Иаковом семь дней, преодолев расстояние примерно в 450 км. Он приготовился расправиться с беглецами, но ночь ему явился Господь и предупредил его, как следует вести себя с Иаковом. Лаван последовал предупреждению, только упрекнул Иакова и напомнил о своих богах. 30. Интересно! Только минувшей ночью живой истинный Бог явился Лавану, а он думает о своих идолах. «Зачем ты украл богов моих?» Но что это за боги, которых можно украсть? Они даже не могут позаботиться о себе, не то что о человеке.

Иаков, конечно, ничего не знал о поступке Рахили. Потому говорил очень уверенно: 32-33. Он зашел и в шатер Рахили. Рахиль же положила идолов под верблюжье седло, а сама села на него. Она сослалась на физическое состояние, потому продолжала сидеть. Представьте себе богов, на которых можно посидеть! Лаван так ничего и не нашел. 25.254-255

Иаков рассердился и вступил в спор с Лаваном. Мы нигде не читаем, спорил ли он с ним раньше, но сейчас он возмутился и высказал все, что было на сердце. 36б-42. Лаван ничего не мог ответить на это. Потому он предложил заключить завет, и заповедал Иакову хорошо поступать с дочерями его и не брать жен сверх дочерей. 50. Об этом не стоило говорить, потому что Иаков лучше обращался с женами, чем Лаван со своими дочерями. Иаков также никогда не думал о других женах. Его интересовала только Рахиль. Это сам Лаван послужил причиной многоженства Иакова.

Лаван и Иаков разошлись с миром. 55. Только холм остался свидетелем, что ни Лаван, ни Иаков не перейдут за этот холм для зла.

5. Борьба Иакова (32:1-32)


Иаков пошел путем своим. И здесь старые грехи напомнили о себе. Ему сказали, что Исав идет навстречу и с ним четыреста человек.

Прошло двадцать лет. Но время не решает проблему греха. И через десятки лет мы пожинаем то, что сеяли, не думая о последствиях. Иаков чувствовал за собой вину. Не удивительно, что он очень испугался и смутился. Сознание опасности побудило его к молитве. 11. Но Иаков не ограничился молитвой, а послал брату своему богатые подарки, желая умилостивить его. Потом он перевел через поток все, что у него было, а сам остался ночевать один. «И боролся с ним Некто до появления зари». 25.260
В результате Иаков возле потока Иавок переживает второй духовный кризис. В Вефиле (на пути в Харран) он увидел лестницу, здесь – встретился с Богом. Там он утвердился в вере, здесь Господь сокрушил его. Оттуда он пошел с новыми силами, отсюда ушел хромая. Там он умер для греха, здесь – для себя. 25.260

«Иаков остался один». Рядом с ним не было семьи, слуг, его богатство было уже на другом берегу. Ничто не мешало ему побыть наедине с Богом. И ангел Господень боролся с ним до появления зари (см. Ос. 12:4). 25-26. При всех недостатках Иакова, между ним и Исавом было существенное отличие. Иаков хотел иметь Божье благословение, о чем мало заботился Исаак.

«И сказал: как имя твое?» Разве Господь не знал его имени? Знал, конечно. Но один раз на этот же вопрос Иаков ответил неправильно: «Я Исав, сын твой». Теперь он сознается: «Иаков, т.е. запинающий, занимающий место хитростью… Ты знаешь, Господи, кто я на самом деле». И теперь, когда Иаков сокрушен, Бог может благословить его. 28. Израиль значит князь Божий. Иаков стал новым человеком. Изменение имени всегда говорило об изменении сущности. 30.

6. Брат Иакова (33:1-20)


Исав встретил кающегося человека, семь раз поклонившегося ему до земли. Такая перемена в брате подействовала на него, и он побежал к нему навстречу, обнял его, и пал на шею его, и целовал его, и плакали они. Это великий пример примирения братьев. Слезы, что текли из глаз братьев, смыли обиды и огорчения двадцатилетней давности. Исав, сильный и мужественный охотник, все же был эмоциональным человеком. Он весьма горько и громко плакал, когда Исаак благословил Иакова. Он плакал сейчас на шее Иакова. Настоящие мужчины, бывает, тоже плачут, хотя у нас принято сдерживать чувства. Но когда дух прощения в сердце вытесняет обиду и горечь, трудно сдержаться. Исав был способен на возвышенные поступки, и как жаль, что при этом оставался неверующим. В данной ситуации он, кажется, ничем не отличался от Иакова. (Иногда трудно видеть разницу между верующим и неверующим, когда мы судим по наружности. Более того, мы встречали культурных, вежливых и учтивых людей не знающих Бога, и видели невоспитанных христиан. Но между ними есть качественное отличие. Это как если бы мы сравнили полированный бриллиант и простой кочан капусты. Во втором есть жизнь). Исав не знал Бога, не желал повиноваться и служить Ему. Ему были свойственны добрые порывы, но в другой момент он с легкостью готов был убивать. Таков невозрожденный человек. Исав был духовно мертв. 25.265

Следуя путем прощения Исав готов был отказаться и от даров Иакова. «У меня много, брат мой; пусть будет твое у тебя». Но Иаков упросил его: 10-11. Заметьте разницу между свидетельством Исава и Иакова о своем богатстве. И тот и другой говорит, что у него много, но Иаков при этом ссылается на Бога: «Бог даровал мне, и есть у меня все». Видите, он старается засвидетельствовать Исаву о своей вере. Можно начать с любой темы и придти к Богу.

16-17. Иаков на время забывает, что он странник и пришелец, и строит дом. Он решил, что пришло время пожить спокойно, как все хананеи вокруг. Потом он двинулся в Сихем, и расположился пред городом. (Что-то во всем этом заставляет вспомнить Лота. Недаром соседство с Сихемом имело для Иакова печальные последствия). Заканчивается глава весьма отрадным сообщением: 20. Жаль, что этого нельзя было сказать об Исаве.

7. Дочь Иакова (34:1-31)


Результаты поселения близ Сихема не замедлили сказаться. Кажется, Иаков потерял контроль над детьми. Он не обратил внимания, в каких компаниях проводит время его дочь. И Бог не упоминается в этой главе ни разу. А ведь совсем недавно Иаков стал князем Божиим!

1-3. Дочь Иакова – Дину – влекли огни города. Кочевая жизнь вряд ли была по сердцу девушке. В Сихеме гораздо веселее. (Так и молодежь влечет мир. В сравнении с его прелестями «церковь выглядит как пожелтевшая черно-белая фотография». Выйду, посмотрю).

Дина вышла посмотреть на дочерей той земли. Но и ее увидели. Сын мэра соблазнил ее и спал с нею. Наверное, он убедил ее, что в Ханаане все так делают (а если так делают все, то это уже не грех), а отец с его моралью просто отстал от жизни. Сихем, так звали этого молодого человека, влюбился в Дину с первого взгляда, да и она, явно, была неравнодушна к нему. «Он говорил по сердцу девицы». Он в ярких красках описывал будущую семейную жизнь. Он клялся, что будет любить ее в радости и горе. Он уверял, что, имея такого богатого, красивого, знаменитого мужа, она будет самой счастливой женой в Ханаане. Ах, как приятно было слушать такие ласковые слова и видеть, что все дочери той земли завидуют тебе.

4, 6. И сказал: 8б-10. Еммор предлагает Иакову мирское сообщество. «Породнитесь с нами». Сыновья Иакова как раз подумывали о вопросе женитьбы. А в Сихеме много девушек на выданье. Мудрое предложение.

Еммор также предлагает экономическое сотрудничество. «Промышляйте на этой земле». Это принесет пользу и вам и нам. О принципах и вере можно на время забыть.

Братья Дины отвечали с лукавством, горя желанием отомстить за сестру. «Тут проблема в другом. Все что вы говорите – хорошо, но есть еще религиозный аспект. Мы не можем жениться и отдавать наших сестер за язычников. Вы должны совершить обрезание. Тогда будем жить вместе».

20-23. У Еммора были свои представления о религии. Старый плут готов был пойти в любую церковь, лишь бы это способствовало улучшению благосостояния. Надо обрезания – обрежемся. Зато стада будут наши.

Народ послушал его совета и обрезан был весь мужской пол. На третий день, во время наибольшего воспаления раны, Симеон и Левий напали на город и умертвили весь мужской пол. Потом они разграбили все, что было в домах. Такое поведение смутило Иакова. Он ожидал нападения со стороны Хананеев и Ферезеев, но Бог помиловал его. Господь явился Иакову, ободрил его и повелел идти в Вефиль. Вефиль значит «дом Божий». После испытаний лучше всего укрыться в Боге. «Вспомнит, откуда ты ниспал, и твори прежние дела».

8. Бог Иакова (35:1-15)


35:1-3 Иаков собрался идти в Вефиль. Это чудесное место всегда пробуждало лучшие воспоминания. Авраам, придя из Харрана, устроил там жертвенник Богу. После перенесенных в Египте неприятностей он снова вернулся в Вефиль. В Вефиле Иаков впервые встретил Бога, увидел лестницу, соединяющую небо с землей. Есть хорошие места на земле, куда нам всегда приятно возвращаться. А есть и такие, которые напоминают о грехе. 25.274 Там мы делали кое-что плохое.

Итак, Иаков идет в Вефиль. Но перед встречей с Богом надо очиститься. 2, 4. Удивительно, что в семье Иакова было много чужих богов. И не удивительно, что произошла такая неприятная история с дочерью. Много идолов – много проблем.

Но сейчас они решили избавиться от идолов и закопали под дубом. Это первое погребение в 35 главе. Конечно, лучше было бы сжечь идолов, чем похоронить. Если они спрятаны под дубом, их можно выкопать. А к сожженным не вернешься.

В Вефиле Бог явился Иакову и подтвердил обетование, данное его отцам. 11-12. Здесь же в семье Иакова прошли еще одни похороны. Умерла старая Девора, кормилица Ревеккина (сто пятьдесят лет тому назад она покинула с Ревеккой свою родину). Вероятно, для Иакова она была доброй няней. К ней он приходил в детстве со сломанными игрушками и разбитыми коленками. Недаром дуб, под которым она была погребена, был назван дубом плача.

9. Семья Иакова (35:16-29)


В 35 главе мы читаем о еще одном погребении: умерла Рахиль, любимая жена Иакова. Она успеха дать имя своему второму сыну. «Назовите его Бенони», - прошептала она, когда ее душа выходила из нее. Бенони значит сын печали. Иаков нежно, но твердо поправил ее: «Вениамин». Вениамин значит сын десницы, сын правой руки. В имени Рахили была выражена печаль. Иаков же смотрел на будущее сына с оптимизмом.

Рахиль была погребена невдалеке от Вефиля, и гробницу ее еще и сейчас показывают пилигримам в Святой Земле.

Четвертое погребение в этой главе описано в 27-29 стихах. Слишком много испытаний (за короткое время) для человека, который пришел в Вефиль, дом Божий. Но ведь с Богом и испытания переносить легче.

Впереди еще более серьезные испытания.

10. Родословие брата Иакова (36:1-43)


Изучение родословий может принести нам немалую пользу, но сейчас мы перейдем к более назидательным отрывкам Писания (или, лучше сказать, к текстам, из которых мы можем извлечь больше пользы. Родословия тоже назидательны. Просто у нас недостает искусства и терпения, чтобы углубиться. Легче собирать драгоценности на поверхности).
Итак, мы сделали краткий обзор жизни Иакова. И, наверное, у нас вопрос возникает: Почему Бог не стыдиться называть Себя Богом Авраама, Исаака и Иакова? Кажется, можно было бы найти более достойные имена. (Мелхиседек, Иов, Иосиф). - Милость Божья (Бог не дает нам то, что мы заслужили). Благодать Божья (Бог дает нам то, что мы не заслужили). «Как и написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел».

Жизнь Иакова была трудной и короткой (47:9). Всегда в борьбе: с братом (25 - уже в утробе начал! 27), отцом (27), тестем (29-31) и Богом (32). Боролся за благословение (32:26 «не отпущу тебя, пока не благословишь меня»). И он получал благословение. Его имя вошло в список героев веры, потому что он, мы знаем, стремился к лучшему, т.е. к небесному (Евр. 11:16). В трудные минуты Ему являлся Бог (28:10-15; 31:11-13; 32:24-32). Он получил имя Израиль, что значит князь Божий.

11. Вопросы


? 30:14, 15 Мандрагоры

Речь идет о цветах мандрагоры: во время жатвы пшеницы пара их цветения уже прошла, и, найдя их случайно, Рувим принес их матери как редкую находку, а Рахиль тоже хотела насладиться их запахом. Действительно, существует поверье, будто мандрагоры помогают женщине забеременеть (евр.)

? 30:37-43 Зачатие скота

Иаков воспользовался известной с древних времен крайней восприимчивостью овец и коз к внешним впечатлениям во время случки. 2.75 Но более важно то, что Бог его благословлял.
? 31:19 Похищение идолов

  1. Защита, руководство (Иез. 21:21). (А Лаван не узнает, куда они ушли).

  2. Гарантия плодоносности. 3. Право наследования. 4. Дорогой материал.


? 31:34, 35 Идолы и «обыкновенное женское»

Лаван полагал, что в такой ситуации дочь не посмеет приблизиться к идолам (Флав.) И Рахиль полагала, что и к ней он не притронется, поскольку она в состоянии нечистоты.
? 32:24-32 Иаков борется с Богом

Евр. Некто - человек (иш).

Осия 12:4 «Он боролся с Ангелом».

* Неадекватное объяснение: «Приняв во внимание природу, среди которой происходила описанная сцена, а также другие сходные легенды, речь о которых будет ниже, мы, быть может, имеем право предположить, что таинственный противник Иакова был речным духом или джинном, и что Иаков нарочито искал этой борьбы, дабы получить от него благословение. Тогда станет понятным, почему он отослал вперед всех женщин, слуг и животных и остался один впотьмах у переправы. Он мог предполагать, что боязливый речной бог, напуганный топотом такого огромного каравана и плеском воды, спрячется где-нибудь в болоте или в густых зарослях на безопасном расстоянии; когда же все закончится и воцарится снова тишина, если не считать обычного шума от течения реки, любопытство заставит духа покинуть свою засаду и посмотреть, что делается у брода после всей этой возни и суматохи. Тут хитрый Иаков и накинется на него и будет с ним бороться, пока не получит желаемого благословения» (28.278-9)

Иаков понял, что это необычная личность и просил благословения. Более великий изменяет имя низшему.

  • «Отпусти меня, ибо взошла заря» . В это время надо петь у небесного престола.

  • «Как твое имя?» Знание имени дает власть, а ты все равно не будешь иметь власти надо мною.



ПАТРИАРХИ (11:27-50): ИОСИФ (37-50)

1. История Иосифа и его братья


Четверть книги Бытия посвящена жизни Иосифа (хотя мы не найдем Иосифа в родословной Мессии). Наверное, Моисею был дорог этот образ. Ему часто рассказывала об Иосифе мать. Он видел много общего в судьбе Иосифа со своей жизнью. К тому же, история Иосифа принесет большую пользу читателям. Действительно, можно ли найти в Библии другое, столь прекрасное повествование? В нем – ненависть и любовь, зависть и предательство, прощение и примирение.

Можно сказать, что Иосиф родился в трудной семье. Он мог видеть, что Иаков больше любил Рахиль, чем Лию. Его дедушка Лаван был хитрецом и обманщиком. Непослушный и своенравный дядя Исав вряд ли положительно влиял на племенников. Старшие братья вели себя худо по отношению к отцу. Трудно было в такой семье сохранить благочестие. А Иосиф не поколебался в своей непорочности.

Иаков любил Иосифа больше всех, потому что он был сын старости его. Он заказал ему самую красивую одежду. А братья ненавидели его. Он не участвовал в их злых делах, обличал их и рассказывал об их злых проступках отцу. Ненависть возросла, когда Иосиф рассказал им свои сны. «Он еще хочет и царствовать над нами». Теперь им нужен был только удобный момент, чтобы расправиться с братом. Случай скоро представился. Браться ушли со стадами очень далеко. Отец начал беспокоиться. 37:14. Иосиф предпочел бы остаться в Хевроне. Хеврон значит общение. Хорошо наслаждаться общением с благочестивым отцом и младшим братом – Вениамином. Но надо идти к злым братьям, и Иосиф беспрекословно выполняет волю отца. От Хеврона до Сихема больше 80 км. Оттуда до Дофана еще около двадцати километров. В то время это – нелегкое путешествие.

Братья увидели его. «Догадайтесь, кто идет? Папенькин сынок. Сновидец. Сейчас мы расправимся с ним и посмотрим, что будет из его снов».

Иосиф приветствовал их: «Шалом, братья! (Т.е.мир вам). Рад видеть вас. Здоровы ли вы?» Но братья уже приготовили ответ. 20а, 22а, 23-24. А сами спокойно сели есть хлеб.

Мимо проходил караван Измаильтян. Иуда решил убить двух зайцев одним камнем. «Мы не убьем Иосифа, а продадим его». «Останемся невинны и от сновидца избавимся».

«Шалом, куда направляетесь? В Египет?»

«Шалом и вам. Не хотите ли купить у нас немного бальзама?»

«Может быть, может быть. А как насчет хорошего раба: умный, красивый, сильный. Много не возьмем».

Иосифа вытянули из ямы и осмотрели, как на аукционе. «Пятьдесят серебреников, по-моему, это не много» - сказал Иуда.

«Вы с ума сошли! - воскликнул купец. – Да его за десять никто не купит. Посмотрите на его руки. Он же не знает, что такое настоящая работа».

«Десять сребреников? – закричал Иуда. – Гляньте, какой он молодой. И умен, как сова. Двадцать пять – это почти даром».

«Двадцать – наша последняя цена, - ответил мадианитянин. – Пойдем. Мы тратим слишком много времени».

«Двадцать – отлично, - согласился Иуда. – Мальчик ваш».

Купцы поволокли Иосифа, умоляющего братьев пощадить его, а те опять пошли есть свой хлеб. Деньги разделили. Каждому вышло по два сребреника. А Иакова они обманули так же, как он когда-то обманул Исаака. 31-34. (2.300-303)
Раввины учат, что во всех бедах виноват сатана. Когда Иаков захотел пожить спокойно, удалившись от трудов, сатана предстает перед лицом Всевышнего со своими претензиями: «Неужели недостаточно, что праведникам достанется блаженство в будущем мире? Какое они имеют право наслаждаться еще и в этой жизни?» И с Иаковом случается беда. Приходит она из собственного дома. Братья продают Иосифа в рабство.

Иосиф прибыл в Египет в цепях, как много позже Павел в Рим. Жизнь потеряна. У него нет будущего. Тысячи рабов каждый год умирали от изнурения и жестокого обращения в Египте, и ему суждено стать одним из них. И что он может изменить? Когда его знаменитый дедушка – Авраам – много лет тому назад пришел в Египет, великая пирамида Хеопса уже стояла тысячу лет как символ постоянства и стабильности. Египетская цивилизация несокрушима.
Иосиф попал в Египет, когда ему было 18 лет. Закончил свою жизнь в 110. Восемьдесят лет он был вице-президентом всей земли. Но сейчас он видел только цепи. Бог хочет прежде испытать Иосифа. Только после нескольких лет рабства и тюрьмы железные цепи на руках сменит золотая цепь на шее. (25.310)

В рабстве Иосиф проявил себя наилучшим образом. Хозяин не мог не заметить его проницательности, послушания, исполнительности. Ему можно было доверять. 39:2-5. Благословение Авраамова через Иосифа распространяется на тех, кто с ним.

И было, сатана искушал Иосифа. 7. А дьявол шепчет: «А почему бы и нет? Никто не узнает. И вообще, в Египте это не большой грех. Для молодого человека общение с привлекательной госпожой принесет только пользу».

8-9. Конец истории мы знаем. Жена Потифара попыталась заставить его согрешить. А он был молод. Хорошо выглядел. У него не было жены. Он был в другой стране. Так было принято в этом обществе. Почему бы не вознаградить себя. Братья огорчили. Мать умерла в детстве. Отец не защитил. А она этого хочет. И у меня есть влечение...

Иосиф убежал. Это самое лучшее, что может сделать молодой человек в такой ситуации. Библия говорит: «Юношеских похотей убегай». Если видишь книгу или фильм сомнительного содержания, не старайся развить в себе устойчивость против искушений. Беги. Можно положить голову в пасть льву, но как знать, чем это закончится.

Иосифу было, примерно, двадцать лет, когда перед ним открылись двери темницы. Там ему предстояло провести согласно несправедливому приговору десять лет. Господня школа не из легких. Чтобы сделать человека большим начальником, по нашим представлениям, его нужно послать в Оксфорд или БГУ. Иосиф направляется в тюрьму. Но радостно, что и здесь Господь был с ним, и простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы. 39.23.

В темнице Иосиф истолковал сны хлебодару и виночерпию. Он понадеялся на благодарность последнего, но тот забыл о нем, как только оказался на свободе. А впрочем, у Господа были свои планы. Золото еще некоторое время должно оставаться в огне.

По прошествии двух лет уже фараону приснились смутившие его сны. И тогда дар Иосифа был востребован. Его вывели из темницы, постригли, переменили одежду и привели к фараону. Может быть, первый раз Иосиф видел перед собой так близко царя всего Верхнего и Нижнего Египта, которого считали воплощение бога солнца Ра.

Иосифа, однако, это не смутило. Он знает, кто истинный Бог и отвечает: «Бог даст ответ во благо фараону».

В Египте поклонялись множеству богов, но Иосиф находит удобный момент для проповеди, и обращает внимание на Единого живого Бога.

Бог дал ответ. Будет семь лет изобилия и семь лет голода по всей земле Египетской.

В Египте плодородие связано с Нилом. Когда в Ниле мало воды, Египет умирает. Каждый год воды Голубого Белого Нила, берущих начало соответственно в Эфиопии и Уганде, сливаясь, встречаясь, несут потом живительные потоки в Египет. В хорошие годы река начинает подниматься в августе, и египтяне благодарят бога Нила. В сентябре разлив достигает максимума, в октябре вода спадает и в ноябре египтяне начинают сеять на удобренной илом земле. Первые семь лет урожаи превосходили все ожидания. Но потом семь лет разливов не было. Почва трескалась под раскаленными лучами солнца. И был голод по всей земле. Нужда постигла и семью Иакова в Ханаане.

Братья пришли за хлебом в Египет. Они не узнали Иосифа. А он испытывал их, пробуждая совесть. Совесть и память тревожат душу. Время не решает проблемы греха. Но всегда есть возможность раскаяться.

Заключительная часть рассказа особенно драматична. Обнаружение денег в мешках; Вениамин идет в Египет; у него находят «украденную» чашу - кульминация - и вдруг египетский начальник представляется братом - развязка.

Радостно, что братья раскаялись. Иосиф убедился в этом. Он проверял братьев на предмет их отношения к Вениамину и отцу. Во время обеда доля Вениамина была впятеро больше долей каждого из братьев (43:33-34). Как они отреагируют на это? Особое испытание было, когда он предложил оставить Вениамина (44:17). Что будут делать братья? Поступят так же как и с ним? Позаботятся ли об отце и младшем брате? По их действиям видно, что они покаялись. Иосиф прощает им (впрочем, он простил не независимо от их покаяния) и приглашает всю семью пережить голод в Египте. Во всем случившемся он видит руку Божью: «Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни». 45:8-9

50:22. Так заканчивается история об этом праведнике. Он умер в Египте, но верою в Божье обетование напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал вынести кости его из Египта. Он высоко поднялся в Египте, но стремился к чему-то лучшему, т.е. к небесному. Египет – не цель. Это только мост, по которому нужно пройти, надолго не задерживаясь. Родина в небе. Там он будет с Богом, Которого почитал в горе и в радости, в изобилии и в недостатке, и Которому служил в Ханаане и в Египте.

2. Уроки из жизни Иосифа


2.1. Семья

Заметим, как из поколения в поколение «передаются» семейные проблемы одного рода. Читая повествование об Авраама мы чувствуем напряженность между Исааком и Иаковом. Измаил вряд ли доволен тем, что предпочтение оказывают младшему - Исааку. Такая же проблема в семье Исаака. Младший - Иаков - выходит на передний план. Исав недоволен. Конфликт. Семья Иакова «продолжает» традицию. Опять младший становится первым. Недовольство братьев ведет к продаже Иосифа в рабство. (А ведь могли и убить!)

Поведение Иакова способствует напряженности. Он нарушает важнейший принцип воспитания, проявляя особую любовь к одному из сыновей (37:3). Иосиф получает в подарок на день рождения разноцветную одежду. Рувим, первенец, видел Иосифа в ней, и чувствовал себя ущемленным. Жестокие братья Симеон и Левий видели это, и такое внимание к Иосифу раздражало их. (Хотя Иаков мог рассматривать Иосифа как первенца. Ведь он мечтал только о Рахили и только ее видел своей женой. А Иосиф родился первым у нее). Вероятно, это была недорогая (для Иакова) вещь, но такая привилегия способствовала раздорам (37:4) - Нельзя выделять кого-либо из детей и покупать любимчику модный галстук или машину (а другим детям только велосипеды). Потом Иаков получил эту одежду, вымазанную кровью. И самому Иосифу стоило ли рассказывать о своих снах. Потом братья припомнили ему это. Но «Господь был с Иосифом» (39:2), и в испытаниях обнаружилось его целомудрие и моральная устойчивость. «Как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом - отвечает он на посягательства жены царедворца. Потом он стал вторым лицом в государстве. И сына называет Манассия (Бог дал мне забыть). И отца?.. («Ассимилированный еврей»).
2.2. Пример для молодежи

Иосиф – пример для молодых людей. «Можно ли, скажи мне, довольно надивиться этому блаженному мужу, который, находясь в рабстве, в самом цветущем возрасте, когда наиболее воспламеняется огнь пожеланий, и видя госпожу, на него нападающую в неистовстве страсти, показал такое мужество и так твердо решился на подвиг целомудрия, что убежал от невоздержной женщины, лишившись своих одежд, но сохранив за то одежду целомудрия? И видно было здесь нечто новое и необычное: агнец впал в когти волка, или, лучше сказать, львицы, и возмог спастись от нее. И как если бы голубь избег погибели от ястреба, так праведник вырвался из рук той женщины. Не столько удивительно мне кажется то, что три отрока в вавилонской пещи явились победителями огня и что тела их нимало не пострадали, сколько дивно и необычайно то, что этот праведник, вверженный в печь более страшную, чем вавилонская, - я говорю о непотребстве египтянки, - остался неприкосновенным и вышел их нее, сохранив чистою одежду целомудрия. 5б.498

3. Некоторые замечания касательно личности Иосифа



3.1. Иосиф как прообраз Иисуса Христа

В Иосифе часто видят прообраз Иисуса Христа. (1) Как братья возненавидели Иосифа, так и иудеи возненавидели и отвергли Христа (37:4-8; Ин. 15:24-25; Мф. 21:37-39). (2) Как братья - Иосифа, так и Иисуса Христа сговорились убить (37:18; Мф. 26:2-4; 27:35-36). (3) Иосиф находился с двумя узниками в темнице, один из которых был казнен, а другой помилован. Христос на кресте находился между двух разбойников, один из них получил спасение, а другой - погиб. (4) Иосиф и Иисус Христос стали благословением для язычников, а также имели невесту из язычниц (41; Деян. 51:14; Еф. 5:25-32). (5) Иосиф открылся братьяям своим, и, простив им все, возвысил их, так и Иисус Христос простит и возвысит иудеев (Вт. 30:1-10; Рим. 11:1-15, 25-26; Быт. 45:1-4; Зах. 12:10-14). 17.67
3.2. Кальвинизм и арминианизм в повествовании об Иосифе

К.: Суверенитет Бога в нашей жизни. Бог несет ответственность за все, что происходит.

А.: Мы свободны принимать любое решение.

Можно находить стихи в Библии, подтверждающие ту и другую точки зрения. Но евреи не выбирали одно из двух. И то и другое верно. Быт. 45:4 «... вы продали (меня) в Египет». 45:5, 7, 8 «Бог послал меня перед вами... не вы послали меня сюда, но Бог...» Братья продали Иосифа, но Бог привел его в Египет. В повествовании нет речи о неожиданном вмешательстве Бога. Тем не менее, во всем чувствуется Его незримое присутствие. Он направляет события, руководит ими. Если бы Иосиф не был в Египте, то семья Иакова:

  1. Умерла бы от голода (конец обетованию).

  2. Пошла бы в Египет и там растворилась, не имея такого покровителя.

3.3. Присутствие Бога через Его деяния

Бог Отцов не был Богом на расстоянии. Он был присутствующим Богом. Его присутствие было реальностью для Иакова, когда в Вефиле он не только видел лестницу, по которой спускались и поднимались ангелы, но и слышал, как Бог говорил: «Вот, Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь» (Быт. 28:15). Его присутствие ясно ощущалось, когда Авраам собирался принести в жертву Исаака и в некоторых других случаях. Не менее реальным оно было, когда Елиезер пришел к дому Лавана в поисках жены для Исаака. История Иосифа, в которой Бог не являлся ему непосредственно, тем не менее свидетельствует о Божьем присутствии, как напоминает нам рассказчик (Быт. 39:21) и как показывает поворот событий в жизни Иосифа и всей его семьи. 18.84

4. Глава 38 - вставка


Иуду мучила совесть. В ушах его стоял отчаянный вопль Иосифа. Каждый день он видел своего отца, который не мог утешиться. Он решил переехать, чтобы ничто не напоминало больше о случившемся. И потом произошли интересные события.

* Лютер: «Почему... Богу было благоугодно повествовать о столь отвратительных вещах, которые нужно читать и провозглашать в церкви».

  1. (1) Линия Давида - Христа (Руфь 4:18-22; Мф. 1:1-6).

(2) Объясняет, почему первенство отдано Иосифу (1 Пар. 5:1, 2). (Контраст: порочность Иуды и моральная стойкость Иосифа). Но право первородства получил Иуда (1 Пар. 5:1, 2). Он исправился и проявил смелость, когда Вениамину угрожала опасность, готов был пожертвовать собой (44:33-34).

5. Вопросы


? 37:28 Мадианитяне или Измаилятяне

Купцы и охранники? Мадианитяне вытащили и продали Измаильтянам?
? 38:16 Фамарь

Возможно, она была, как храмовая блудница, и Иуда хотел повысить «урожай» шерсти, исполнив ханаанский обряд плодовитости. 38:16-18 Печать,. Которую носили на поясе, имела какой-нибудь отличительный рисунок. На древнем Ближнем Востоке человек подписывал и заверял документ оттиском печати на влажной глине таблички. Печать, наравне с посохом, было предметом, по которому можно было узнать человека, а может быть, даже они были свидетельством занимаемого им положения.
? 38:8-10 Онан

Это не проблема планирования семьи, противозачаточных средств, а неисполнение обязанностей перед старшим братом. (См. Втор. 25:5-6 - левират. Если бы у Ира уже были дети, Онану не надо было жениться на Фамари).

Что делал Онан? Ст. 9 - Он входил, т.е. спал с ней, вступал в половые отношения. Вероятно, он пользовался техникой прерванного полового акта.

Мастурбация

Библия ничего не говорит об этом. Многие американцы склонны к допустимости в целях регуляции. Нужно лишь соблюдать (по их мнению) следующие условия:

  1. Без фантазий (без вожделения);

  2. Не должно быть привязанности, порабощения.

  3. Мастурбация не должна замещать супружеские отношения (1 Кор. 7:1-5). (Павел: лучше вступить в брак, чем разжигаться, а не...)

Это вопрос воздержания, самоконтроля, самообладания, самодисциплины. Для разрядки есть поллюции. (Американская философия жизни: жизнь не должна приносить трудностей).

Малакия? (1 Кор. 6:9 малакос (англ. пер. женоподобный). Описание похотливой, сладострастной личности, склонной к грехам плоти. (Dict. W.E.Vine, E - 19)
? 49:16 Дан: на помощь Твою надеюсь, Господи

Иаков просил Господа помочь Самсону (евр.) Тревога о сыновьях вообще.

1 Первородство давало: (1) Власть над семьей, племенем. (2) Двойную долю наследства.


2 Иаков вроде бы сказал неправду – он сказал: «Я Исав, первенец твой». Но при этом поступил юридически вполне обоснованно, ведь правомочный преемник имеет право говорить от имени того, чьи права он унаследовал. Право наследования дает и право на имя. Иаков сказал: «Я Исав, первенец твой», ибо ему юридически уже принадлежало первородство (Быт. 27:20).


3 Иаков пытается помочь Богу. Что происходит? Еще хуже. И теперь ему надо учиться 21 год.


4 Даже сегодня мы не понимаем всех факторов, влияющих на формирование рождаемого. Может быть, Иаков знал то, чего не знаем мы. Нам кажется, что он был безумным. Но его тактика приносила успех.




Схожі:




База даних захищена авторським правом ©lib.exdat.com
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації