Поиск по базе сайта:
Патриархи (11: 27-50): авраам (11: 27-23) icon

Патриархи (11: 27-50): авраам (11: 27-23)




Скачати 451.72 Kb.
НазваПатриархи (11: 27-50): авраам (11: 27-23)
Сторінка1/2
Дата конвертації19.08.2014
Розмір451.72 Kb.
ТипДокументи
  1   2
1. /1. 1 глава.doc
2. /2. 2 глава.doc
3. /3. 3 глава.doc
4. /4. 4-5 глава.doc
5. /5. 6-9, 10 гл. Потоп.doc
6. /7. 10-11.1-9. Вавилон.doc
7. /8. 11.27-50. Авраам.doc
8. /9. 25-27. Исаак-Иосиф.doc
9. /Введение в Ветхий Завет - Комментарий.doc
10. /Второзаконие.doc
11. /Исход общ.doc
12. /Левит общ.doc
13. /Числа.doc
Исследование Библии, но прежде, чем перейти к тексту, поговорим об авторстве, содержании и ценности книги Бытия
* Чтение второй главы в новом переводе
Ветхий Завет Бытие, 3 глава
Главы 4, 5
Главы 6-9: потоп, ной (1)
Главы 10-11: 1-9 рассеяние, вавилонская башня
Патриархи (11: 27-50): авраам (11: 27-23)
Патриархи (11: 27-50): исаак (25: 19-27: 46)
Введение в ветхий завет
Чем является Павел для богословия Нового Завета, тем Моисей для богословия Ветхого Завета
Книга спасения и избавления. Бог чудесным образом вывел Свой народ из Египта. На горе Синай Господь заключил завет с Израилем и дал народу Свои заповеди, а после сопровождал их в путешествии по пустыне
Общее
Основные слова: служение, война, странствование. Главные мысли: Спасены, чтобы служить

ПАТРИАРХИ (11:27-50): АВРААМ (11:27-23)



Сосредоточим мысли на Библии и будем изучать ее с великим благоговением. От этого получим великую пользу. Вот и евнух эфиопской царицы, иноплеменник, даже в то время, когда с таким великолепием несся в колеснице, не пренебрегал чтением Писания, но держа в руках книгу пророка прилежно читал ее, хотя и не понимал всего написанного… Он не пренебрегал чтением Библии даже во время путешествия сидя в колеснице… А мы забываем делать это даже дома. 5.374

Введение


Бытие 1-11 главы - пролог к последующему повествованию. Прочитав их, мы уже понимаем, почему Бог избирает Авраама и заключает с ним завет. С этого момента начинается новый период Божьего домостроительства. Бог избирает одного человека и в его лице народ, который становится избранным народом.
На этой схеме представлена жизнь Авраама, или, скажем так, жизнь верующего с ее взлетами и падениями. Можно назвать ее: «Хождение с Богом».

12:1-7 - выход из Ура (Харрана); 12:10-20 - обман в Египте; 13:1-18 - Аврам расходится с Лотом; 15:1-3 - сомнение; 15:4-21 - поверил! 16:1-16 - и Агарь; 17:11-21 - обновление завета; 17:22-27 - обрезание; 18:1-19:38 - встреча с Богом, ходатайство; 20:1-8 - слабость в Гераре; 21:1-21 - изгнание Агари; 21:22-34 - странник; 22 - жертвоприношение Исаака; 23:1-20 - погребение Сарры (начало владения землей). Это путь веры. Путь с Богом. Праведник спотыкается. Но никогда не теряет из виду цели.

Евреям 11:8-10: "Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. 9. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; 10. ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог".

Здесь представлена в краткой форме его биография, чтобы мы могли увидеть, как он доверял Богу и повиновался Ему. Он шел туда, куда его вел Бог. Он полагался на вечное Божье обетование, ожидая войти в небесный город (ст. 10). Он доверял Богу в самом, казалось бы, невозможном.



Вера Авраама была готова встретить неизведанное. Авраам должен был оставить дом, семью и свое ремесло: и все же он пошел. Осторожные люди всегда хотят знать, куда приведет следующий шаг. Но христианин часто ступает, не знаю, что его ожидает.
Вера Авраама была терпеливой. Он был вынужден скитаться по чужой земле, не имея постоянного жилья, так же, как и весь его народ позже должен бродить в пустыне. Самое трудное – это время ожидания.
Авраам верил и подчинялся Богу, хотя он и не знал, когда Бог исполнит Свое обещание. Никто из патриархов не увидел полного исполнения обещаний Бога, но они видели «издалека» то, что делает Бог. Эти люди жили в простых шатрах, но они знали, что небесный город ждет их. Бог всегда выполняет обещания, данные Им верующим – немедленно или по прошествии времени.
Евреям 11:13-16. Ни одному патриарху не дано было вступить во владение обещаниями, данными Богом Аврааму. До конца своих дней они оставались кочевниками и никогда не жили оседлой жизнью в одной стране. Они всегда должны были идти вперед.

Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле;

Они были странниками. Слово «странники» означает чужой, иностранец. В древнем мире судьба чужаков и иностранцев была тяжелой. На них смотрели с ненавистью, подозрением и презрением. Люди считали, что лучше жить на родине какой бы бедной она не была, чем быть странником. Странник может означать беженец, эмигрант. Патриархи были чужестранцами в стране, которая никогда не была их собственной.

Они также названы пришельцами. Пришельцем называли человека, живущего временно здесь, а дом его находится в другом месте. Это человек, не имеющий собственного дома. Это человек, которого могли унизить и оскорбить. А патриархи во все дни жизни оставались пришельцами. Но, несмотря на все это, патриархи никогда не теряли ни своего видения, ни своей надежды. Она не оставляла их. Они не уставали странствовать. Потому Бог не стыдится, называя Себя их Богом. 2.163-6

Патриархи поступали в полном соответствии со своими словами. Они так и не вернулись в Ур Халдейский, хотя могли бы, если бы пожелали. Их не изгоняли из Ура, и они покинули его не из-за преследований. Авраам сделал это по своей собственной воле. Если бы Авраам остался или вернулся, он вполне мог занять весьма почетную должность в этом городе. Но у него не было подобных намерений. Он стремился к небесному городу.
  1. Путь веры (12:1-20)


12:1 Авраму было 75 лет. (До событий, описанных в 17-й главе его называют Аврамом). Ему предстояло прожить еще столетие. И прожил он достойно. Жизнь его оказала влияние на историю человечества. Ведь он стал отцом всех верующих.

Он много сделал для себя. Ему сопутствовал успех в бизнесе, у него была красавица жена, много добра на многие годы, слуги. Аврам мог похвалиться хорошей родословной. В числе его предков – Сиф, Енох, Ной, Сим. Но, в то же время, он был несчастным грешником. Почему Библия ничего не говорит о его 75 годах жизни в Уре и Харране. Годы жизни без Бога потеряны. Настоящая жизнь начинается только после встречи с Богом. 25.114

Господь повелевает решительно отделиться от всего, что связывает с миром. Выйти из земли, от родства, и из дома отца. (Ведь и сегодня верующим приходится делать то же. Многие, приходя к Богу, идут на разрыв с семьей. Домашние становятся врагами человеку). Нелегкий шаг. «А ведь Аврааму было 75 лет: представьте себе, насколько трудно переделать себя в любом возрасте; но в 75 лет, когда жизнь, казалось бы, уже прожита, когда человек стар, преодолеть себя – это величайший подвиг». 7.125
Хельмут Фрей в своей книге сообщает, что во дни Авраама люди были намного сильнее привязаны к своей родине и своим родственникам. Само слово «родина», « родной очаг» охватывало экономические, социальные и религиозные интересы, словом, все то, что составляло опору и даже смысл жизни. Поэтому расставание с родиной и могучим родовым племенем, под управлением и покровом которого жили древние, означало потерю не только устроенности и комфорта, но опоры и защиты. Это было равносильно крушению жизни. 29 К тому же Аврам выходил из богатой и высокоразвитой Месопотамии. (Немногие сегодня решаться переселиться из Америки в Беларусь).

В 1923 – 29 гг. англо-американская научная экспедиция при раскопках в Месопотамии обнаружила развалины Ура Халдейского, о котором неоднократно упоминает Библия (Быт. 11:28, 31; 15:7; Неем. 9:7). Вот что стало известно из отчетов этой экспедиции:

«Ни в одном из городов Месопотамии не было обнаружено таких больших, а главное, комфортабельных домов, как в Уре Халдейском. Даже Вавилонские дома в сравнении с ними кажутся скромными. Достаточно сказать, что там были дома с несколькими этажами с 13–14-ю комнатами в каждом. Там же имелись бассейны и лестницы, сооруженные из кирпичей, а под лестницами – тщательно замаскированные туалеты с канализацией. Обнаружено огромное количество черепков глиняной посуды и множество предметов домашнего обихода. Были найдены научные таблицы, сделанные из неразрушаемой обоженной глины, с математическими формулами, с извлечением квадратных и кубических корней и т.п. Такую страну покидал Аврам. И ему предстояло долгое путешествие. Известно, что от Ура до Харрана, где произошла непредвиденная, временная остановка, - 1100 км; от Харрана до Сихема в Ханаане – 750, от Сихема до Хеврона (места, в которых кочевал Авраам со своими стадами) – 100 км. Но его, человека мужественной, преданной веры, не пугают эти длинные расстояния, потому что Бог сопровождает его в пути и проявляет о нем попечение. 29.67 – 701. К тому же Бог не сказал, куда его ведет, чтобы и неопределенностью испытать верую Аврама. 5.332.

И вот зрелище: человек в старости, с женою, тоже немолодой, с рабами, скотом, переселяется не зная даже, где окончится это странствие. А ведь странствие было не из легких. Можно сказать, что система въезда путешественников в другую страну в древние времена мало чем отличалась от современной. Конечно, в древности не было паспортов, однако формальности и бюрократизм уже тогда усложняли жизнь иностранным гостям. Например, каждый, кто приходил в Египет, должен был сообщить о количестве людей в группе, о причине прибытия и о предполагаемом сроке пребывания в стране. Писец тщательно записывал все подробности красными чернилами на папирусе, затем отсылал записи с посыльным начальнику пограничного поста, который решал, можно ли дать разрешение на въезд в страну. Начальник принимал решение отнюдь не по своему произволу. Административные чиновники при дворе фараона время от времени издавали точные директивы – вплоть до конкретных указаний, какие пастбища следует предоставить в распоряжение переселившимся кочевникам. 27.80 Зная все это, Аврам пошел, повинуясь Божьему призыву.
По иудейскому преданию Авраам еще в детстве проявил необычайную преданность истинной религии. Будучи еще отроком, Аврам, при виде окружающего его грубого идолопоклонства, тревожно занят был великим вопросом, право ил поступают люди, боготворя небесные светила. Однажды, говорит предание, озирая землю и взглянув на небо, отрок Аврам начал думать, кто бы мог сотворить все это. Вот взошло солнце во всем своем блистательном великолепии, и он подумал, что должно быть это и есть Создатель всего, и он поклонился ему и боготворил его целый день. Когда, однако же, с наступлением вечера, солнце закатилось, Аврам усомнился, чтобы так мог помрачаться Создатель всего. Но вот на востоке поднялась в своем чарующем блеске луна, и вокруг ее засверкали бесчисленные звезды. «Поистине, закричал отрок, это творец вселенной, и звезды его слуги!» и он поклонился луне и обоготворил ее. Однако же и луна медленно скатилась на запад, звезды померкли, и вновь на восточном небосклоне поднялось дневное светило. Тогда сказал Аврам: «Нет, не может быть, чтобы какое-нибудь из этих небесных светил могло быть создателем мира; они повинуются только воле Невидимого, которому они и обязаны своим существованием: Его-то отселе я и буду только боготворить, Ему-то я и буду только поклоняться». И этой истинной веры он неизменно держался до того момента, когда Промысл Божий сделал его своим избранником. 15.362

И Агада, и Коран рассказывают, что, узнав о новых убеждениях Авраама, Царь Нимрод, богоотступный тиран, велел схватить его и привести к себе как возмутителя и еретика. Нимрод приказал Аврааму: «Поклонись какой – либо божественной стихии!» - « Какой же? – спросил Авраам. – «Поклонись огню». – «Но ведь вода заливает огонь?» - спросил Авраам. – «Ну, поклонись воде». – «Но ведь вода изливается из облаков?». – «Ну, поклонись облаку!» - «Но ведь ветер гонит облака?» - «Поклонись ветру…», и т.д. И в конце концов понял Нимрод, что Авраам показал ему бессилие всех стихий, их взаимозависимость, и доказал величие Создателя всего – Единого Бога. Тогда Нимрод повелел ввергнуть Авраама в огненную печь, откуда Бог его вывел и спас.7.122 - 123

Аврам сделал шаг веры. 12:5. Несомненно, его решение не все одобряли. Для неверующих это могло показаться глупостью… Но Аврам согласен был быть безумным Христа ради.3 И он верою пошел, и верою ожидал. Потому что хананеи жили в той земле. Повиновение Богу не сделало его сразу же обладателем земли. Только к концу жизни он получил во владение маленький участок с пещерой для погребения.

В Ханаане Аврам столкнулся с большой проблемой: 12:10 (голод). Неужели Бог привел его умереть в чужой земле? (Или же он просто ушел от Вефиля – «дом Божий?») И он пошел пожить в Египет. (Кажется, Египет – хорошее разрешение проблемы).4

В Египте постигают новые испытания. 12:11-13. Возможно, Авраму лучше было бы положиться на Бога. Конечно, он мог оправдать себя, потому что Сара в определенном смысле была его сестрой (20:12). Но 50% истины равны 100% лжи. И то, чего Аврам боялся, постигло его. Сара была взята в гарем фараона. Хотя ей и было 65, она была прекрасна. 12:16. Он променял Сару на мелкий и крупный скот, рабов, рабынь, ослов и верблюдов. Но Господь взял инициативу в Свои руки, и Аврам вынужден был оставить богатый Египет.
(Как же Аврам мог пойти на это и отдать жену свою в гарем фараона? Он был уверен, что Бог не оставит его нигде, никогда и ни при каких условиях, не даст фараону притронуться к жене его. Аврам знал, что все происходящее послужит ко славе Божьей. 7.126)

2. Решение веры (13:1-18)


Чтение послания к Римлянам преобразило жизнь М. Лютера. Чтения предисловия Лютера к своему толкования послания к Римлянам изменило жизнь Джона Весли. Посещение церкви методистов – последователей Джона Весли – привело к обращению Ч. Сперджена. Служение Сперджена изменило сердце Генри Morehouse, который, в свою очередь, оказал сильнейшее влияние на служение Д. Муди. Присутствуе на собраниях Муди преобразило жизнь Стадда и шести других студентов (кембриджская семерка). Эти люди побудили к миссионерскому служению многих студентов Англии и Шотландии.

Мы не всегда можем проследить на протяжении жизни одного поколения к чему приводит то или иное действие или решение (хотя часто пожинаем плоды в своей жизни). В Быт. 13 мы читаем о решение Лота и Авраама. Сама глава не говорит о том, к чему это привело впоследствии, но мы-то знаем конец.
Аврам снова пошел в обетованную землю к Вефилю (дому Божию). И там призвал имя Господне. Но пришло новое искушение в лице богатства. 13:5-7. Аврам мог сказать: «Послушай, Лот, Господь обещал эту землю мне. Я по доброте душевной взял тебя с собой. Так что, пожалуйста, удались от меня». «И вообще, что за дерзость такая? Как твои пастухи вообще спорят с моими? Откуда у тебя богатство? Это же я о тебе позаботился. Я тебя вывел из Ура Халдейского. Постыдись хотя бы моего возраста». Но старец уступил молодому, дядя – племяннику, не имевшему влияния и силы.

Аврам все отдал в руки Божии. Он не стал спорить с Лотом, хотя и пастухи их поссорились. (!) Аврам говорит: «Да не будет раздора между мною и тобою… ибо мы родственники». То, что нас объединяет, важнее того, что разъединяет. Но богатство не должно разделить родственников. Давай разойдемся с миром. И он предоставляет выбор Лоту. Лот, подобно многим молодым людям, приняв все как должное, выбрал лучшую часть земли в окрестностях Иордана. Эта местность «вся до Сигора орошалась водою» и изобиловала роскошной тропической растительностью, «как сад Господень, как земля Египетская» (Быт. 13:10). 29.85 – 86 (Но какая польза от богатства земли, если жители злые).
Лот был не силен в вере. У него были стада мелкого и крупного рогатого скота, но не было жертвенника. И он прежде не вопросил Господа. Он не подумал: «А хорошее ли это место для воспитания детей? Смогу ли я здесь засвидетельствовать о Боге?» К переселению его побудили другие причины: земля та орошалась водою как сад Господень (религиозная причина: эту землю создал Господь для нашего наслаждения), как земля Египетская (истинная причина: Лоту нравился Египет).

Лот не посоветовался с Богом, не обратился к Нему в молитве, не призвал Его на помощь, не попросил дать какой – либо знак – он избрал сам свой путь; избрал для поселения самые грешные города пред Господом; он задумал обратить их своей проповедью, хотя благословения свыше на это не имел. 7.128

Если у человека мирские желания, он неизбежно примет неправильное решение. Так и Лот не захотел странствовать и отделился от благочестивого дяди. На первый вопрос (небо или ад?) он когда-то ответил правильно, оставив Месопотамию, отвечая на второй (небо или земля?), он выбрал Содом.

Аврам ничего не потерял. Эта прекрасная земля, за которую ухватился Лот, была на самом деле его землей. Мф. 19:29 «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную». (Один минус один не всегда равно ноль). Ст. 14-15, 17. Писание говорит (в награду Авраму). Ты уступил ему лучшую землю, за это я дам тебе еще больше. Вся земля твоя. Ты уступил племеннику часть земли, за это получаешь всю землю. И навеки. 5.367 Уступив малое, можно получить великое. Более того: 16. Благочестивое решение влечет за собой множество благословений. И эти благословения распространятся на потомков Авраама. (25.123-4) С другой стороны, решение Лота в конце концов привело к появлению врагов Божьего народа – аммонитян и моавитян.

3. Сила веры (14:1-24)


В четырнадцатой главе мы читаем о десяти царях, и только один из них – царь праведности. Он появляется в конце истории. Это царь по сердцу Божьему.

А в начале главы мы находим записи первой битвы в Библии. Очень важная глава, потому что в ней впервые упоминаются священник, царь, война, хлеб и вино, десятина. Мелхиседек появляется раньше Аарона. Священник по чину Мелхиседека больше священника по чину Аарона.

Аврам становится героем истории. Он был отделен от мира, но не изолирован. Он не принимал участия в грехах мира, но участвовал в «мирских» делах. Отделение от мира – не изоляция.

Во время Второй мировой войны один человек в Америке выступал против всякой помощи армии. Его привели в суд, и спросили, готов ли он хоть чем-то помочь. Он отказался и ответил: «Мое царство не от мира сего». Судья недоброжелательно посмотрел на него и сказал: «Хорошо, тогда заберите у него продовольственную карточку». Трудно жить в мире и хранить себя от мира. И как это сделать?

Но вернемся к четырнадцатой главе. Она рассказывает о войне. Пять царей Иорданской долины решили, что наступило удобное время для свержения ига.5 Они собрались в штаб-квартире содомского царя перед картой Ближнего Востока. На ней были изображены Месопотамия, дороги от Тигра и Евфрата к Ханаану, и особенно подробно район Мертвого моря с городами Содомом, Гоморрой, Адмой, Севоимом и Сигором, расположением армии и смоляными ямами. Они рассчитывали на успех. Этому будет способствовать множество факторов. Армии противника устанут после долгого перехода. К тому же, у них только четыре царя (против наших пяти). Потому, мы хорошо знаем местность и наши позиции укреплены. И мы сражаемся за родину. Дух нашей армии, конечно же, выше.

Планам не суждено было сбыться. 10б-12. Последний раз мы видели, как Лот раскинул шатры до Содома. Сейчас он уже в Содоме. Он поселился в самом развращенном городе на земле. Он посмотрел в сторону Содома, он раскинул шатры до Содома, он поселился в Содоме. Может быть, жена уговорила переехать туда. Или дети были увлечены содомским уровнем жизни. А может, он просто стремился больше иметь. Но его с семьей и всем имуществом забрали в плен.

13. Аврам, услышав об этом, мог просто пожать плечами. Что же, получил по заслугам. Никто не заставлял его жить в Содоме. Бог наказал. Может, плен чему-то научит.

14. Аврам мог бы попытаться выкупить Лота. Но он действует решительно. 15-16.
После победы Аврама подстерегает искушение в лице царя Содомского. (Если царь Салима является прообразом Христа, то царь Содома, наверное, прообразом дьявола). 21. Царь Содомский заинтересован, прежде всего, в душах, и даже готов отдать имение.6 Но Аврама уже научил Египет. Он знает, что бывает с человеком, когда его обогащает мир. 22-23.

4. Обетование веры (15:1-21)


Лот снова удалился в Содом, заставляя Аврама качать головой, удивляться и сожалеть: неужели племянник так ничему и не научился? Царь Содомский ушел, довольно потирая руки и размышляя о странном пришельце, который отказался от добычи (но радуясь, что ему возвратили все). Анер, Эшкол и Мамрий, живо обсуждая детали успешной операции, унесли свою долю. Мелхиседек отправился с десятиной в Салим. Аврам остался, думая об исполнении Божьего обетования. Ведь он по-прежнему оставался бездетным. И тогда Господь обратился к нему. «Не бойся Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика».

Ст. 5. Раньше люди думали, что можно сосчитать звезды. Теперь мы знаем, они неисчислимы. Ученые говорят, что в нашей Галактике – 100 млрд. звезд, а галактик во Вселенной – 100 млн. Так Господь хочет благословить Аврама. И не только потомством, но и землей. (Господь может дать гораздо больше, чем царь Содома).

Потомство Авраамово уподобляется песку и звездам, что имеет глубокий смысл. Впоследствии объясняли это так: если потомство Авраама будет праведно, будет следовать заповедям Божьим, руководствоваться голоcом Духа Божьего, то оно подобно будет звездам, сияющим во тьме, просвещающим народы; если же оно отступит от заповедей Божьих и не будет слушаться голоса Духа Божьего, то станет подобно песку, попираемому людьми (в оригинале стоит слово «прах» - «афар»). 7.129

Авраам верил «на пределе веры», «сверх всякой веры», потому что то, что происходило с ним, всякий раз требовало победы веры над видимостью, над обыденной логикой, над привычными представлениями. « Выйди из земли твоей и иди в землю, которую Я укажу тебе », а ведь на новой земле он стал пришельцем, отнюдь не властителем … Люди, которые лишь «верят», но не повинуются заповедям Божьим, имеют, согласно Библии, «мертвую веру» и называются «неосновательными людьми» ( Иак. 2, 15 – 20 ). Не таков был Авраам, отец верующих:

Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?

Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?

И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим».

Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? (Иак. 2, 21 – 24) 7.134
К каким делам побуждает нас наша вера?

9-10. Бог заключает завет с Авраамом. Еврейское выражение «заключить договор» буквально означает «резать договор».7

Две части завета символизировали две части животных. Два человека, которые заключали завет, взявшись за руки проходили между частями разрезанного животного, тем самым как бы заявляя: «Пусть лучше меня разрежут, если я не исполню завета. 15:17 - Бог прошел между рассеченными животными в виде дыма и огня (ср. Исх. 3:2; 13:21 - Бог является в виде огня). Аврам спал (крепкий сон, как у Адама). Бог берет на Себя ответственность. Даже если Аврам пренебрежет заветом, Бог останется верным. Он готов умереть. Он дает клятву и исполняет ее. Он даст землю от реки Египетской до великой реки Евфрат (см. схема № 1) - возьмешь ли ты? Веры не хватило и они ограничены территорией от Дана до Вирсавии.8
Что важно в завете? Завет не исполниться немедленно. В четвертом роде (16). Еще не наполнилась мера беззаконий Аморреев.9

А из чего мы можем заключить, что во дни Авраама еще не впали аморреи в полное безбожие, «не наполнилась мера» их беззакония? Из того, что при жизни Авраама еще много праведных людей жило в этой земле, например, союзники Авраама – Эшкол, Анер, и Мамре (Быт. 14, 13); немало аморреев и хананеев, как мы видели, было обращено к Богу проповедью Мелхиседека; сыны Хетовы, которые именовали Авраама «князем Божьим» и готовы были безвозмездно уступить ему гробницу, чтобы похоронить умершую Сарру, тоже, очевидно, находились под воздействием проповеди этого великого патриарха (Быт. 23, 5–6). И пока такие добросердечные, праведные люди жили в стране, «мера беззаконий» не переполнялась, и ханаанейские города продолжали существовать.

Но придет время, Бог отнимет у них землю, и даст потомкам Авраама. Потому что Авраам поверил. Чудесный пример веры.
* Обетование Аврааму – 4 ключевых элемента:
1. Великая нация

1.1. Количество

1.2. Значение
2. Обещание Земли

2.1. Только Ханаан

2.2. До реки Евфрата

Только один раз в истории народа Израиль действительно контролировал землю до Евфрата. 3 Цар. 4:20-21. После разделения они потеряли влияние. Сегодня Израиль владеет, может быть, только 20% земли.
3. Божья защита

3.1. Благословение благословляющих

3.2. Проклятие проклинающих
4. Ключевой пункт Божьего плана спасения всех наций:

Все люди земли благословлены через Авраама

Это уже началось во время Соломона. Все приходили туда учиться. Увы, потом сам Соломон стал глупцом. Но полное благословение пришло через Иисуса Христа.

Аврам понял, как много может дать Бог. Землю от реки Египетской до реки Евфрата.

5. (Слабость?) веры (16:1-16)


Шестнадцатая глава вводит нас в дом Аврама. В истории участвует три человека: Аврам, Сара и Агарь – вечный треугольник. Представьте себе Аврама в строгом деловом костюме, элегантную Сару и красивого молоденького секретаря в лице Агари и вы увидите, что люди не изменились.

16:1-3. Сара могла сказать Авраму: «Дорогой, я обнаружила, что, согласно кодексу Хаммурапи, наиболее прогрессивному и цивилизованному закону, ты можешь взять себе в жены мою служанку. И когда родится сын, он будет считаться моим сыном. Таким образом мы решим проблему бесплодия».

И сказал ей ангел Господень: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества. ( Быт. 16, 9 – 10 )

Когда Моисей записывал Книгу Бытия, т.е. в конце ХIV в. до н. э., потомство Агари – арабские племена – были еще немногочисленны и не играли особой роли в истории. И лишь двадцать столетий спустя, в VII в. н. э., арабы, приняв монотеистическую религию – Ислам, создали огромную империю – Халифат, став одним из самых значительных народов в человеческой истории.

История арабов – это сплошные войны, конфликты и сражения с окружающими народами и странами. Ислам с самого начала распространялся мечом . « … Жить будет он пред лицем всех братьев своих », т.е. потомки Измаила расселятся очень широко. 7.136 – 140

6. Ответ веры (17:1-27)


(1) «Ходи предо Мною» (17:1) Так главный вельможа ходил перед королем. Всегда находился в его присутствии, был его представителем.

(2) «Будь непорочен» - моральный аспект. Заметим последовательность: Я не заключаю с тобой завет, потому что ты непорочен. Я заключаю завет, и потому ты должен быть непорочным.

(3) Обрезание - обрядовый аспект. В то время практиковалось у многих народов. Но в Египте обрезание символизировало достижение человеком зрелости (физической, половой), у Авраама же - это знак завета, посвящения, «печать праведности» (Рим. 4:11). (Филистимляне не обрезывались. Необрезанный филистимлянин - самое великое ругательство).

7. Ходатайство веры (18:1-33)


Лот радовался жизни в Содоме, преимуществами, которые дает городская цивилизация. А Аврам сидел при входе в шатер во время зноя дневного. У него были другие представления о ценностях.

Бог вознаградил его. Господь явился Авраму у дубравы Мамре. 1, 2а
Увидев, что три мужа стоят против него, он побежал к ним. Ему было почти сто лет. И, наверное, Сара, увидев бегущего Аврама, крикнула ему из шатра: «Аврам, тебе же не семьдесят лет. Подумай о своем сердце». А знатный князь племени, патриарх, обладающий большим авторитетом, чтимый всеми в окрестности, хозяин дома, встречает путников, как слуга, и заботиться о них.

Златоуст говорит: «Так занят он был странноприимством, что не позволял никому другому созывать странников, но сам, человек уже в преклонных летах и в глубокой старости (сто лет), имея притом 318 домочадцев, - сам сидел у дверей». 5.446 В полдень это было особенно трудно. И он не ждал, когда они подойдут, но сам побежал к ним. 3-5
И заметим, как он обращается к этим людям (а в его глазах это были, напомним, именно люди, а не ангелы): «И сказал: владыка!.. » Здесь в оригинале множественное число: /адонай/ «господа мои», в смысле «господин мой», что в данном случае означает просто почтительное обращение: ср. русское «Вы» при обращении к уважаемому лицу.

Он просит, упрашивает прохожего войти к нему в дом; но ведет себя так, словно человек ему этим сделает одолжение: «И принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом». «А я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего». Здесь употреблено древнееврейское слово /эвед / - «слуга», «раб». Патриарх считает себя «слугой» каждого человека, ибо он как служитель Божий обязан не только духовно, но и физически поддерживать каждого.

Он «поспешил в шатер», и этим подчеркивается, что Авраам не хочет, чтобы эти люди медлили на солнцепеке, чтобы они лишний миг испытывали жажду или голод.

И об угощении сказано, что сам хозяин, не доверяя заботу слугам, выбрал лучшего теленка. И к стаду он не «пошел», не «направился», а «побежал». 7.149

Сарра также ведет себя наилучшим образом. 6. Представьте себе человеке, который без пяти пять звонит из офиса домой и говорит: «Дорогая, я буду дома через пятнадцать минут вместе с президентом фирмы и председателем совета директоров. Пожалуйста, испеки торт к нашему приходу, сделай пиццу и приготовь цыпленка. До встречи». Это скандал в благородном семействе. «Почему ты не сказал вчера, что у нас будут гости?»

Сарра повиновалась Аврааму. Она не стала упрекать Авраама, что он не сказал ее заранее о приходе гостей. Нет места жалобам и ропоту. (153).

8. Авраам сам подает на стол, хотя у него немало слуг. И при этом хозяин шатра даже не присоединяется к трапезе: он стоит перед гостями и прислуживает им. 7.149 – 150

Гостеприимство было вознаграждено. Господь и Его ангелы пообедали у Авраама. Евр. 13:2: «Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам». Авраам с Саррой удостоились этого. Господь и ангелы не нуждаются в нашей пище. Но они оказали честь Аврааму. И можно себе только представить, как один ангел говорил Аврааму: «Ты не возражаешь, если я возьму еще один кусок мяса?» А другой просил: «Гавриил, будь добр, передай, пожалуйста, соль». И затем последовало подтверждение обетования.

9-15. (10-11) Не удивительно, что Сарра внутренне рассмеялась. «Я уже замужем почти семьдесят лет. Еще бабушкой быть – куда ни шло, но иметь ребенка…» И Господь мягко упрекнул ее в неверии.

16-33. Авраам удостаивается чести быть посредником между Богом и человеком. Он ходатайствует за своего родственника – Лота, хотя и не называет его по имени, говоря о праведниках вообще. Авраам как бы боится превзойти в милосердии Бога, поэтому постепенно уменьшает цифру. (От пятидесяти до десяти). Но если там нет и десяти, то суд неизбежен.

«Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым?» Этот вопрос – важнейший с точки зрения теодицеи, т.е. «оправдания Бога», и один из важнейших вопросов теологии вообще: почему нередко праведник невинно погибает? И Авраам задает этот глубокий вопрос:

Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым?

Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников?..

Не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? ( Быт. 18, 23 – 25 )10

8. Последствия неверия (19:1-38)


В нашей культуре людей, виновных в содомском грехе, называют «геями» («голубцами»). Они борются за свои права. Они проводят демонстрации в защиту сексуальных меньшинств. Они рекламируют себя по радио и телевидению. Мэр одного крупного американского города провозгласил одну неделю неделей геев, чтобы почтить их. С точки зрения современного культурного человека истребление Содома – неоправданная жестокость. Но Бог сурово наказывает грех.

Название Содом встречается шесть раз в ВЗ и четыре – в НЗ. Оно ассоциируется с половыми извращениями. Апостол Павел в первой главе послания к Римлянам учил, что таким образом общество доходит до крайней степени безбожия. 19 глава показывает, как все это происходило в Содоме.
Ангелы пришли в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома (это, пожалуй, серьезнее, чем сидеть у входа в шатер). Возможно, Лот стал одним из старейшин этого города. По крайней мере, он был богат, не обвинял их (хотя и ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные). Кроме того, его дядю – Авраама – знали в Содоме. Не он ли выиграл войну против четырех царей и возвратил имущество содомлян?

Интересно сравнить положение Лота и Авраама. У Авраама был шатер, у Лота – дом. Авраам был странником, Лот – горожанин. Авраам жил для небесного города, Лот – для Содома. Когда Авраам пригласил ангелов, они тотчас приняли приглашение. Когда это сделал Лот – они сказали, что хотели бы остаться на улице (первое упоминание улицы), но он упросил их придти к нему. (Кстати, угощение не было таким обильным как у Авраама).
Но в поведении Лота можно усмотреть и добродетель. Лот сидел у ворот Содома по той же причине, что и Авраам сидел у шатра своего, - он встречал путников. Но Авраам встречал путников для того, чтобы напоить, накормить, дать им отдохнуть, а Лот - чтобы и уберечь их от нападения жителей своего города.

Ангелы пришли в Содом вечером. «Для чего именно они пришли вечером? Для того, чтобы показать нам, как велико было страннолюбие Лота. Как праотец в полудненное время сидя (у дверей палатки), наблюдал проходящих, так сказать ловил их, подвегал на встречу к путникам и с великою радостию принимал их, - так и праведный Лот, зная крайнее развращение жителей содомских, не опускал и вечернего времени, а ждал даже до этого времени, не встретится ли ему какое-нибудь сокровище, и нельзя ли ему будет пожать плоды страннолюбия». 5б.474-5

Лот вынужден был спасать гостей, причем весьма необычным способом. 6-8. Отчасти такое поведение объясняется тем, что дочери его имели женихов, называемых здесь «зятьями» Лота (Быт. 19:14). Конечно, жители Содома не стали бы издеваться над дочерьми Лота, опасаясь мести со стороны женихов и их родни (на Востоке такое дело не остается без наказания, вызывает кровную месть). Содомляне не отступили от своего намерения, и Лоту пришлось защищать гостей. Он даже назвал содомлян братьями (7). Это не помогло. 9.
Грех Содома и Гоморры был велик весьма. В преданиях говорится, что самая страшная вина жителей Содома состояла в их ненависти к пришельцам, в ксенофобии – отвращении к гостям и чужестранцам. Над пришельцами в Содоме издевались, их мучили и убивали. А ведь на Востоке до сих пор, и на Древнем Востоке в особенности, гостеприимство – это величайшая заповедь, а нарушение ее – страшнейший и неискупимый грех.

Иез. 16:49 уточняет: «Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала». Они были виновны не только в «содомском» грехе. И «содомский» грех – это не только гомосексуализм. Это гордость, пресыщение, праздность. Это бессердечность и немилосердность.

Когда общество не наказывает грех, Бог вмешивается. Ангелы поразили всех слепотою и объявили об истреблении этого места. Лот поручили вывести своих родственников из Содома, но его свидетельство было слабым. Он долго собирался (жена собирала драгоценности, дочери хотели взять лучшую одежду), так что ангелам пришлось взять его за руку и вывести из города.

Заметим, что спасение Лота, как и в случае с Ноем, было исключительно делом Божьим. Бог не сказал ему: “Выбирайся как знаешь” и не оставил в беде, но Ангелы и от разъяренной толпы уберегли его, и за руку вывели, когда он медлил. Тот же Господь и теперь избавляет благочестивых от искушения.

Одну заповедь Господь дал выходящим из Содома. 17б.

…Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия. ( Лук. 9:62 )

Весь путь духовный – это постоянное стремление вперед: оставление всего несовершенного и движение к совершенству. «И нигде не останавливайся в окрестности сей». – Останавливаться в духовном движении тоже нельзя, а почему? – «Спасайся на гору, чтобы тебе не погибнут». На эту гору Господн » каждый человеческий дух должен взойти, дабы уцелеть, спастись, получить Богопознание, без которого погибает человек в этом мире. 7

24. Господь по Своей сущности является Богом долготерпеливым и многомилостивым, но пример Содома показывает, как “страшно впасть в руки Бога живого” (Евр 10,31). Но интересно, что суд над теми, кто отверг Христа и над лжеучителями будет намного ужаснее — “говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе” – сказал Христос о непринявших Его (Мф. 10,15).
«Солнце взошло над землей, и Бог пролил на Содом и Гоморру дождем огонь и серу. Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом». Памятником раздвоенного сердца.

Конец истории – печален. Дочери Лота напоили его и переспали с ним. (31-36). От Лота произошли моавитяне и аммонитяне – вечные враги Израиля. (37-38). Этим заканчивается повествование о Лоте. Пусть Господь избавит нас от такой судьбы.
* 19:31-32 С благоговением и с большим страхом, возлюбленные, будем внимать сказаниям божественного Писания. В нем ничего не написано без цели и напрасно, но все с пользою и к нашему благу, хотя мы иного и не разумеем, потому что мы не можем знать всего в точности, и хотя пытаемся, сколько можем, излагать причины некоторых (сказаний Писания), однако и затем много еще остается в нем сокровенного… 5б.495

Божественное Писание оправдывает и праведника, и притом не однажды, а и в другой раз. Во-первых тем, что дочери обманули его при помощи вина, оно показывает, что иначе они не могли бы убедить отца склониться на такой поступок; а затем, случившееся, как я думаю, и свыше устроено было так, что по причине глубокого сна и омрачения от вина, он вовсе и не знал случившегося. Таким образом, он не подвергся и осуждению… Опьянению же он подвергся не столько от невоздержания, сколько от скорби душевной. 5б.496

9. Вера в опасности (20:1-18)


Авраам был человек подобный нам. И в Гераре он сделал то же, что когда-то сделал Аврам в Египте. Часто Господь (по милости Своей) избавляет нас от искушения, а мы скоро снова обольщаемся. И Авраам повторил те же слова: «Она сестра моя». Когда Авимелех попросил у Авраама объяснения, он, наверное, покраснел и ответил: «Я думал, что нет страха Божия на этом месте». Однако оказалось, что даже если люди не имеют страха Божия, Бог все же может устрашить их. Авимелех был в трепете.

История завершилась благополучно. Молитвой. Авраам помолился за Авимелеха, и Бог исцелил его дом. Когда наше свидетельство не имеет силы, много может сделать молитва. Бог по молитве Авраама смилостивился над Авимелехом, ибо перед этим Он заключил всякое чрево в доме Авимелеха. Вероятно, для того, чтобы никто не имел подозрения, что у Сарры родился сын не от Авраама

Вставка: Угрозы исполнению обетования


12:1-9 Авраам почему-то взял с собой Лота. Кто его просил. Хотел спасти родственника? Помочь Богу? Может быть, он думал, что Лот поможет продолжить род.
1. Первая угроза обетованию: голод и страх (12:10-13:5).

Возможно, Авраам обманул, сказав, что Сарра – его сестра. (20:12). Почему мы должны верить ему? Если он обманул первый раз, мог это сделать и второй раз. Но что думал Авраам? Если Сарра бесплодна, обетование через нее не может быть исполнено. Это будет сделано через него. (И, может быть, другую женщину). И вообще, почему он пошел в Египет, вместо того, чтобы идти в плодородную часть Земли Обетованной. И Сарру отдал фараону. Настоящий джентльмен так не поступит.
2. Вторая угроза: жадность Лота (13:6-13)

Что было бы, если бы Лот выбрал Землю Обетованную.
3. Третья угроза: война с царями (14)

Авраам подвергает себя опасности из-за Лота. Может быть, обетование исполнится через Лота»
4. Четвертая угроза обетованию: бездетность Авраама и неопределенность (15:1-21)

Какая награда? Какое потомство? Детей нет. Может быть, через раба будет семя? Бог снова говорит ему о Своем плане, уверяет его.
5. Пятая угроза обетования: человеческий план (16:1-16)

Что происходит, когда мы помогаем Богу? Становится еще хуже. Измаил становится жалом во плоть для обетования. И это проблема все еще существует. Как достичь потомков Авраама (через Измаила).
6. Шестая угроза: нечестность Авраама (20:1-18)

Может родиться сын от язычника.
7. Седьмая угроза: жизнь вне обетованной земли (21:22-24)
8. Восьмая угроза: испытание Авраама (11:1-24)

Вера Авраама дошла до такой степени, что он был готов к этому испытанию. Теперь он не делал то, что должен был делать Бог. Вера развивается. Вера растет.
9. Смерть и погребение Сарры (23:1-20)

Больше детей не будет. Остался только Исаак.
10. Десятая угроза: жена для Исаака (24:1-67)

Если он жениться на хананеянке, будут проблемы.

10. Награда веры (21:1-34)


Почему Бог медлил столько времени? Для того, чтобы мы узнали не только терпение и великую добродетель праведника, но и беспредельное всемогущество Бога. Когда уже изнемогла природа и стала неспособною к деторождению, потому что тело Авраама уже увяло и иссохло от старости, - тогда только, открывая вполне всю добродетель праведника, и являя Свою силу, Бог исполняет Свои обетования. 5.426
Сына назвали Исаак (Ицхак – смех). Интересно заглянуть в комментарии раввинов. Они придают духовный смысл каждой букве имени Исаака. Первая буква – ‘ /йод/ имеет числовое значение «10» и указывает на то, что потомки Исаака удостоятся получить от Бога знаменитые десять заповедей. А поскольку имя начинается с этой буквы, десять заповедей лягут в основу всей жизни потомства Исаакова.

Вторая буква - /цадэ/ имеет значение «90»; ровно столько лет было Сарре, когда она родила Исаака. Далее идут буквы /хет/ и /коф/; буква хет имеет значение «100» - столько лет было Аврааму, когда родился Исаак; и наконец буква коф имеет значение «8» и указывает на то, что Исаак – первый, кому надлежит войти в завет Авраамов по Закону, т.е. быть обрезанным на восьмой день. Далее мы читаем как раз об этом:

И обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день, как заповедал ему Бог (Быт. 21:4 )

Это имя, также, традиционно воспринимается как аббревиатура: каждая его буква обозначает отдельное слово. Первая буква – «йод» - указывает на слово /йашар/, «праведник», в буквальном смысле - «прямой», т.е. тот, кто ходит прямым путем, не отклоняется ни направо, ни налево от воли Божьей, и поступает искренно, прямо: это первая ступень праведности. Следующая буква – «цадэ» - указывает на вторую ступень праведности: /цадик/ - «справедливый», «праведно действующий», а также «оправдывающий» других, или «приводящий других к праведности». Третья буква «хет» - указывает соответственно на третью ступень праведности: /хасид/ - «милосердный», «любящий», «благодатный». Если вторая ступень праведности связана со справедливостью, то третья, более высокая – с любовью и милосердием. Последняя буква - «коф» - начинает собою слово /кадош/ - «святой», или «отделенный», т.е. тот, кто продолжая жить в мире видимом, материальном, управляется законами мира духовного, и, таким образом, «отделен», как бы изъят из-под действия законов физических. Такой человек способен творить чудеса, будучи постоянно и сознательно связан с миром Божественным. 7
С рождением Исаака связывают и необычные судьбы израильского народа.

Так, Господь утешит Сион, утешит все развалины его, и сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господа… ( Ис. 51:3 )

Точно так же, как физически не мог родиться потомок у Авраама и Сарры, но по обетованию Господню это стало возможно, так и развалины городов Святой земли – «Сиона» - Господь соделает «как рай» и «как сад Господа». В наше время мы видим исполнение этих слов. Святая земля, бывшая запустелой в течение девятнадцати веков, расцвела и превращается в «райский сад»: отстраиваются города, в пустыне насаждаются сады и леса. Казалось бы, законы истории не допускают подобного возрождения страны и народа через две тысячи лет, но Бог так делает. 7.176 Наш Бог уникален, потому и судьба избранного народа небычна.
С вершины скал вижу я его, и с холмов смотрю на него… (Числ. 23:9)

…Вот, народ живет отдельно и между народами не числится. ( Числ. 23:9 )

Этот народ всегда жил «отдельно», повинуясь закону Божьему, и «не числился между народами» в том смысле, сто не подчинялся тем общеисторическим закономерностям, которые предопределяют детство каждого народа, его созревание, юность, возмужалость, зрелость, старость и смерть. Так, умерли древнеегипетская и ассиро- вавилонская цивилизации, цивилизации хеттов, финикийцев, древних греков, римлян и т.д., - перечислять можно долго… Израиль же назван народом вечным (Ис. 61: 8-9; Иез. 43:9). 7.178
Все сказанное относится не только к Израилю по плоти, но и к Израилю по духу. В Послании к Галатам говорится следующее:

Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию (Гал. 6:16).

Израилем Божьим здесь именуется Церковь, о которой сам Иисус Христос говорил Петру:

…На сем камне я создам Церковь мою, и врата ада не одолеют ее… ( Матф. 16:18 )

Церковь Христову не в силах уничтожить ил победить никакие исторические перемены; все грозы, все бури истории не смогли разрушить ее и не смогут, потому что она изъята из сферы действия исторических законов, и ее судьба целиком находится в деснице Божьей. 7.179 Над теми, кто предал дух, душу и плоть в руки Божьи, не властны звезды, не властны кометы, и даже положение созвездий в момент рождения человека не имеет влияния на жизнь духовных людей, потому что Господь может изменить судьбу и все прежние предначертания. Предание говорит, что Аврааму еще в раннем детстве астрологами великого города Ура, где он родился (а это, как мы знаем, один из центров шумерской астрологии того времени), было предсказано, что у него не будет потомства. И, тем не менее, Господь произвел именно от него то самое потомство, в котором благословились все живущие. 7.179

Бог действительно выделил Израиль из среды других народов. Исторически невозможно восстановление государства с тем же народом, с тем же языком, и теми же обычаями, с той же верой почти через две тысячи лет, - и, однако, Господь это осуществил. Иер. 16:14-16. Восстановлению израильского государства предшествовали сначала «рыболовы» – проповедники и глашатаи, которые призывали евреев переселяться на Святую землю и строить на ней свою будущую страну; но на переселение решились немногие – подавляющее большинство осталось в Европе. «А потом пошлю множество охотников, и они погонят их» – немецкий нацизм, поставивших целью уничтожение еврейского народа, привел к тому, что сотни тысяч евреев направились в Святую землю. «Погонят их со всякой горы» – т.е. сначала с «высоких» мест: лишат государственных должностей и т.д.; «и со всякого холма» – т.е. лишат хоть сколько-нибудь заметного положения в обществе; «и из ущелий скал» – т.е. даже те, которые как бы «скрывались в пещерах», отрицая свою принадлежность к этому народу, все равно оказались в числе гонимых и уничтожаемых. 7.181 То, что было предначертано Богом, не могло не осуществиться.
Но возвратимся к Исааку. Когда родился Исаак, Измаилу было четырнадцать лет. Рождение Исаака показал его истинную природу (9). Хотя он и был обрезан год назад, но сердце его не изменилось. Он воспитывался в верующей семье, он видел благочестивую жизнь отца (да, и отец может ошибаться, у него есть маленькие слабости, и дети это хорошо видят, но они видят и веру родителей). Он слышал истории о послушании Авраама, видел, как тот молится, как ангелы Божьи приходят к нему. Но вера Авраама не стала его верой. Может быть, он думал, что вера хороша для Авраама, но молодое поколение может прожить и без Бога.

Авраам изгнал рабыню и сына ее, снабдив на дорогу хлебом и мехом воды. Он был достаточно богат, чтобы дать им стадо скота, шатер и десяток рабов, но, может быть, не хотел искушать злых разбойников хананеев и подвергать этим опасности их жизнь.
16-17, 19. Эти люди умирали от жажды, а ведь совсем рядом был колодец с водою! Но их духовные очи были закрыты. Человек не видит, пока Бог не откроет ему глаза. Сегодня много людей умирают «от жажды». Жизненные силы – «вода в мехе» - иссякли, а человек не знает или не вспоминает про тот колодец, в котором живые воды никогда не иссякают (Ин. 4:7-14). 7.189

11. Доказательство веры (22:1-24)


После изгнания Агари и Измаила Бог испытывает Авраама. Измаила уже нет, и Исаака может не быть. Кто готов пойти на такую жертву? Авраам!
  1   2



Схожі:




База даних захищена авторським правом ©lib.exdat.com
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації