Поиск по базе сайта:
Главы 10-11: 1-9 рассеяние, вавилонская башня icon

Главы 10-11: 1-9 рассеяние, вавилонская башня




Скачати 140.85 Kb.
НазваГлавы 10-11: 1-9 рассеяние, вавилонская башня
Дата конвертації19.08.2014
Розмір140.85 Kb.
ТипДокументи
1. /1. 1 глава.doc
2. /2. 2 глава.doc
3. /3. 3 глава.doc
4. /4. 4-5 глава.doc
5. /5. 6-9, 10 гл. Потоп.doc
6. /7. 10-11.1-9. Вавилон.doc
7. /8. 11.27-50. Авраам.doc
8. /9. 25-27. Исаак-Иосиф.doc
9. /Введение в Ветхий Завет - Комментарий.doc
10. /Второзаконие.doc
11. /Исход общ.doc
12. /Левит общ.doc
13. /Числа.doc
Исследование Библии, но прежде, чем перейти к тексту, поговорим об авторстве, содержании и ценности книги Бытия
* Чтение второй главы в новом переводе
Ветхий Завет Бытие, 3 глава
Главы 4, 5
Главы 6-9: потоп, ной (1)
Главы 10-11: 1-9 рассеяние, вавилонская башня
Патриархи (11: 27-50): авраам (11: 27-23)
Патриархи (11: 27-50): исаак (25: 19-27: 46)
Введение в ветхий завет
Чем является Павел для богословия Нового Завета, тем Моисей для богословия Ветхого Завета
Книга спасения и избавления. Бог чудесным образом вывел Свой народ из Египта. На горе Синай Господь заключил завет с Израилем и дал народу Свои заповеди, а после сопровождал их в путешествии по пустыне
Общее
Основные слова: служение, война, странствование. Главные мысли: Спасены, чтобы служить



Ветхий Завет Бытие

ГЛАВЫ 10-11:1-9 РАССЕЯНИЕ, ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ

Введение


Мы закончим рассмотрение первой части книги Бытия повествованием о вавилонской башне. Но прежде несколько слов касательно десятой главы.

В десятой главе рассказывается о расселении народов по земле. Богословы объясняют значение имен и определяют страны и народы, соответствующие каждому имени. Кратко рассмотрим этот текст Писания. (Кто не хочет вникать – почитайте послание Иакова. Весьма назидательно. Кто хочет вникнуть глубже, читайте книгу Э. Зауэра («На заре искупления мира»), толк. под ред. Харчлаа). Моисей говорит о потомках Иафета, населивших Европу и Азию, Сима (ассирийцев, евреев, арабов), и Хама, к которым он причисляет египтян, эфиопов, вавилонян. В 10 главе насчитывается 14 потомков Иафета, 30 – Хама и 26 – Сима.
Родословие начинается с сынов Иафета. 2-5
Гомер Магог1 Мадай Иаван Фувал Мешех Фирас

(Греки) (Армения (Москва и Тобольск; русские).

Скифы, Закавказье (предки русских?). Фирас – фракийцы (побережье Эгейского моря).
Мидяне (восток от Ассирии).

Киммерийцы, берега Каспийского

и Черного морей, позже - Германия Елиса (Греция) (Кипр?)

и Уэльс (кельтские племена). Фарсис (юго-запад Испании) (побер. Мал. Азии)

Киттим (Кипр; побережье Италии, Греции)

Аскеназ (основатель Германии) Доданим (неясно) (Греция)

Рифат (север Каспийского моря)

Фогарма (Каппадокия, Армения, Крым)
Родословие Хамитов: 6-20

В начале своей истории потомки Хама были воинственными, агрессивными людьми. (Возможно даже, критики Библии в древности скептически оценивали пророчества Ноя, касающиеся судьбы его сыновей. Хаму Ной отвел последнее место).

Хуш Мицраим Фут Ханаан (!)


Верхний Нил, Эфиопия Египет Ливия

Позже – Аравия, Вавилония

Сева – Хавила – Савта – Раама – Савтеха – НИМРОД2


«восставать»

Сидон-Иевусей-Аморрей-Гергесей-Евей-Аркей

Последними Библия упоминает самых важных – потомков Сифа: 21-32

Елам Ассур Арфаксад Луд Арам


восток Вавилонии Ассирия север Ассирии Лидия (МА) Дамаск, Месопотамия

Сала

Евер3 Уц-Хул-Гефер-Маш

Фалек -------Иоктан (аравитяне; Йемен, Оман)

«разделение»
Вся глава подчеркивает масштабы рассеяния людей на земле. Не все детали ясны, но ясно, что люди расселились «по всей земле». Божий приговор исполнен.

ВАВИЛОНСАЯ БАШНЯ (11:1-9)
Причины рассеяния показаны в 11 главе. Вероятно, под руководством Нимрода было решено осуществить важный строительный проект. Здесь мы видим очередную попытку построить жизнь без Бога. Автор последовательно говорит о строительстве и последствиях.

1-3: Материал

Кирпичи и земляная смола. Но в отношении к Богу часто говориться о камнях (1 Пет. 2:4-8). Кирпичи – это просто затвердевшая глина. Они не могут быть такими твердыми, как камень. Но все действия человеке без Бога недолговечны, результаты их сомнительны. 25.105

4а: Желание

Мы читаем об их желании: построить город и башню до небес. Город будет символизировать политическое единство, башня – религиозное.

4б: Мотивы

В четвертом стихе говорится и об их мотивах. «Сделаем себе имя…»

5-9: Ошибка

Писание говорит об их стратегической ошибке. Они не советовались с Богом, просто не учитывали Его. Это привело к печальным для них последствиям.

(Проповедь Н.М. месяц назад – хороший разбор 10 гл. Это говорит о том, что я не так важен для разбора, и когда мы уйдем, разбор продолжится. Брат усредно работал над текстом, и, наверное, лучшим было бы перейти к следующей главе, но, надеюсь, вы уже многое забыли. Да и Библия настолько глубока, что невозможно вычерпать все богатство премудрости).

(Заметим, что одиннадцатая глава (если строго следовать хронологии) должна находиться где-то после 9, 10 стихов (?). Автор не просто пишет историю, а дает богословскую интерпретацию истории). Это не значит, что повествование не исторично. Речь идет о имевших место во времени событиях, в частности, об основании Вавилона.

3 кратких проповеди на тему: Вавилонская башня
Город Вавилон был расположен на берегу Евфрата, в 20 км. к югу от современного Багдада, столицы Ирака. (Карта) Библия считает его одним из самым древних городов мира наряду с Аккадом и Эрехом (Быт. 10:10). Данные археологии также свидетельствуют, что поселения в долине Сенааар существовали уже за тысячу лет до Авраама. И в 11 гл. Библия говорит описывает основание Вавилона. Критики относят этот рассказ к жанру мифологии, как и весь раздел Бытия с первой по одиннадцатую главы. Однако, сравнивая Пятикнижие с мифами древних народов, мы находим большие различия. У евреев есть Бог, имеющий абсолютную, высшую власть. Библия борется против смешения человеческого с божественным, Бога с природой, характерных для языческих мифов. В мифах мы встречаем полулюдей-полубогов, но в Библии этого нет.. Отсутствуют и причудливые истории о сотворении мира. Поэтому, если мы верим в сверхъестественное вмешательство в человеческие дела, то соглашаемся с правдивостью библейской истории.

Что касается рассказа о Вавилонской башне, то некоторые параллели ему можно найти и во внебиблейской литературе. В одном шумерском эпосе говорится о золотом веке, когда люди говорили на одном языке. Отголоски рассказа о строительстве вавилонской башни есть у египтян, греков, эфиопов и даже мексиканцев. Памятники вавилонской письменности упоминают о башне, уходящей высотой в облака, которая сделалась центром идолопоклонства. В настоящее время трудно с определенностью сказать, как выглядела Вавилонская башня и где именно она строилась. В Месопотамии могут показать развалины трех башен, каждую из которых выдают за подлинную Вавилонскую башню.

***

В. Недавно, просматривая одну газету, я прочитал интересную заметку о строительстве в столице Малайзии - Куала-Лумпуре - двух небоскребов-башен высотой 452 метра, что на семь метров выше державшего до сих пор мировой рекорд небоскреба в Чикаго (фото). Они должны стать символом возросших амбиций страны, её величия. Потому полезно еще раз вспомнить первую башню, свидетельствующую о человеческом тщеславии, - Вавилонскую.
1. “На всей земле был один язык и одно наречие”. Так начинается повествование о строительстве Вавилонской башни. Речь идет не просто о единстве языка. Выражение “сделать страну или людей одними устами” встречается в царских ассиро-вавилонских надписях (один древний царь, например, писал: “Моя рука покорила 42 народа... Я сделал их (людьми) одних уст...”). Как правило, это выражение означает: “дать единство политическое, культурное, экономическое”.
«Двинувшись с Востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там”. Плавание ковчега завершилось на горах Араратских. Там потомки Ноя пожили некоторое время, а потом в поисках лучшей жизни двинулись на запад. На территории современного Ирака они нашли удобную равнину и поселились там. Надо отметить, что земля Сенаар как нельзя лучше подходила для проживания. Тепло, много воды, плодородная почва. Что еще надо? Оказалось, не хватает высокой башни. Что ж, построим и город, и башню. И чтобы до небес.
Эти люди знали что делали. Жители Вавилонии вообще отличались большими способностями. Они внесли значительный вклад в цивилизацию (искусство письма, литература, истории о сотворении мира, потопе). У них были развиты ремесла. Вавилоняне делали идолов из золота, серебра, бронзы. Новейшие исследования именно в Вавилоне, не в Египте, видят начатки мировой культуры. Там были заложены основы математики, разделение времени (семь дней в неделе, шестидесятеричная система исчисления времени). Из нашей истории мы знаем, что им сопутствовал успех и в изобретении кирпичей. И это вдохновило их на новые свершения: “построим себе город и башню, высотою до небес”. (“До небес”, конечно, гипербола указывающая на необычайную высоту). Согласно синодальному переводу, главным мотивом их действий было стремление сделать себе имя. Еврейский текст дает несколько иную интерпретацию. Вторая часть четвертого стиха буквально может быть переведена так: “сделаем себе имя, чтобы не рассеяться по всей земле”. Они не просто хотели оставить памятник своему единству, но противостать Божьей заповеди - “наполняйте землю” - и создать политический и религиозный центр, который бы объединил их, хотели установить единое правительство и религию. Но единения не получилось. Чем выше поднималась башня, тем дальше человек уходил от Бога. В конечном счете это привело к смешению.
Эти люди, к сожалению, не сели прежде и не вычислили издержек. Они не подумали, что, "если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строющие его". Они понадеялись на себя и новейшую технологию в строительстве - применение кирпичей и земляной смолы. (Современные раскопки подтверждают, что древние вавилоняне приготовляли искусственный кирпич и были знакомы с употреблением асфальта или земляной смолы).

Господь, однако, видел их усердие и в определенный момент испытал их труд. В самой башне не было ничего плохого. Ее можно было использовать в научных и военных целях, для жилья. (Хотя многие комментаторы утверждают, что это был особый тип языческого храма - зиггурат, - посвященный богу солнца).
Но корень зла скрывался в их намерениях. "Сделаем себе имя!" И Бог вынес приговор. Он обещал, что не наведет больше потопа на землю, поэтому наказал их иным способом, смешав языки. Да, Бог устройства и мира смешал. И они потеряли взаимопонимание. Один просил: "Дай смолы", а друг подавал кирпич. Бригадир командовал: "Копайте!" а рабочие засыпали. И перестав понимать друг друга, они прекратили строительство и рассеялись по земле.
Они сделали себе имя. История сохранила память о них и их башне. Но воспоминание о неразумных строителях вызывает не похвалу, а скорее сожаление. "Бог гордым противится". "Мудрые наследуют славу, а глупые - бесславие".

***

2. Рассказывая о строительстве и его последствиях, автор умело пользуется словами, передавая драматизм истории. (Мы можем оценить достоинства Библии и с литературной точки зрения). Интересно, например, посмотреть на употребление слов “имя”, “рассеял” и “вся земля”.
2.1. Начало истории говорит, что “на всей земле был один язык и одно наречие”. Заканчивая описание, автор сообщает, что Бог “рассеял их по всей земле”.
Они строят город и башню, чтобы “не рассеяться”*. В конце повествования мы узнаем, что Бог “рассеял их”, причем это слово повторяется дважды, в 8 и 9 стихах.
В начале мы читаем, что они хотели сделать себе имя, а в заключение истории автор возвращается к слову “имя”, говоря о названии построенного города: “дано ему имя: Вавилон”. Может быть, в этом есть какая-то ирония: они сделали себе имя, но плохое, Вавилон, что значит “смешение”. Здесь повествователь как бы вступает в дискуссию с вавилонянами. Они гордились своей высокой башней и неприступным и неуязвимым городом, и называли его “вратами бога” (такое значение имело у них слово “Вавилон”). Еврей возражает: Вавилон - неврата бога”, асмешение” (слово “Вавилон” в еврейском происходит от глагола, означающего “смешивать”). (евр. Текст)
2.2. Историю строительства города и башни можно разделить на две: с первого по пятый стихи и с шестого по девятый. Первая представляет слова и дела людей, вторая - слова и дела Бога. В описании дел Бога и людей употребляются схожие слова и выражения, но сами действия противоположны.
1. Люди 2. Бог

Ст. 1 “был один язык” ст. 6 один у всех язык

ст. 2 “поселились там” ст. 7 “смешаем там

ст. 3,4 “и сказали они” ст. 6 “и сказал Господь

ст. 3 “сказали друг другу” ст. 7 “чтобы один не понимал другого

ст. 4 “сделаем себе имя” ст. 9 “имя ему: Вавилон

ст. 4 “чтобы не рассеяться” ст. 8,9 “Господь рассеял”.
Поворот в развитии событий намечается в пятом стихе. “И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие”. Можно строить как угодно и что угодно, но приходит время, и Бог испытывает дела. И результаты могут совсем не соответствовать намерениям. И неимоверные усилия могут оказаться тщетными.
2.3. В этом отрывке много примеров игры слов и аллитерации. Повторение согласных (ст. 2б, {f$ Ub:$ўYбw rf(єni$; 3а, {yйn"b:l hжn:B:lйn, hfp"r:&il hfp:r:&йnєw;

5б, yўn:B UnfB; 7б, tap:& $yi) U(:m:$йy )ol re$A) {ftfp:& {f$). Созвучие (ст. 3б, ;remoxal {ehfl hжyfh rfm"xahєw; 8а, {fнаделаем (кирпичей)” (hжn:B:lйn) и “смешаем” (hfl:bжnєw).


  1. Хиазм


А “На всей земле был один язык” ;{yidfxA) {yirfb:dU tfxe) hfpf& jerf)fh-lfk yihєyбw 1
В “там” jere):B hf(:qib U):c:mйYбw {edeQim {f(:sжn:B yihєyбw 2

;{f$ Ub:$ўYбw rf(єni$
С “сказали друг другу” Uh"("r-le) $yi) Ur:m)oYбw 3
D “Наделаем кирпичей” hfp:r:&йnєw {yйn"b:l hжn:B:lйn hfbfh

ebf):l hжn"b:Lah {ehfl yih:Tбw hfp"r:&il

remoxal {ehfl hжyfh rfm"xahєw}
E “сделаем себе” UnfL-hеn:bйn hfbfh Ur:m)oYбw 4
F “город и башню” {йyamf
jUpжn-}eP {"$ UnfL-he&A(бnєw

;jerf)fh-lfk yўn:P-la(
G “сошел Господь” to):ril hжwhєy derўYбw 5
F1 “город и башню” lfD:giM ah-te)єw ryi(fh-te)
E1 “которые строили ;{fdf)fh yўn:B UnfB re$A)

сыны человеческие” hfpf&єw dfxe) {a( }"h hжwhєy rem)oYбw 6

hfTa(єw tO&A(al {fLixah hеzєw {fLuk:l taxa)

;tO&A(al Umєzжy re$A) loK {eh"m r"cfBйy-)ol
D1 “сойдем, смешаем” {ftfp:& {f$ hfl:bжnєw hfd:rўn hfbfh 7
C1 “не понимал речи другого” U(:m:$йy )ol re$A)

;Uh"("r tap:& $yi)
B1 “оттуда” Ul:D:xбYбw jerf)fh-lfk yўn:P-la( {f
;ryi(fh ton:bil
A1 “язык всей земли” tap:& hжwhєy lalfB {f$-yiK lebfB Hfm:$ )frfq }"K-la( 9

jerf)fh-lfK yўn:P-la( hжwhєy {fcyipEh {f
Т (из Word Bible Commentary)
3. Уроки
Вавилонские строители не учитывали Бога в своих делах, не согласовывали свои планы с планами Бога, надеялись на себя, свои опыт и силу. Потому, располагая большими возможностями, не имели успеха.
Бог положил конец их притязаниям, хотя и не сразу. Они успели много сделать. По свидетельству Геродота, их башня достигала 90 метров в высоту, на строительство ее было потрачено 85 млн. кирпичей. (Этого хватило бы на строительство полутораста средних церквей). Но вся эта масса оказалась медью звенящей и кимвалом звучащим. Потому что делали без Бога.
Принимаясь за великое дело мы спрашиваем себя: Угодно ли Ему то, что мы задумали? Не будет ли наше строение очередной Вавилонской башней?” (Паульс, церковь - 45 метров. Бог мог смешать языки).
3.2. Вавилоняне имели нереальное представление о своих возможностях. Они смотрели на тысячи поддонов кирпича, на уходящую в небеса башню и сердце их переполнялось гордостью. Вот уже тридцать метров, пятьдесят, восемьдесят. Как высоко! А Бог смотрел сверху вниз. И с высоты башня казалась лишь маленькой точкой. Если бы они могли посмотреть на свое сооружение с Божественной перспективы, то наверняка отказались бы от своей затеи.

Полезно оценивать свои дела с точки зрения Бога, чтобы не обольститься, не обмануть себя. И вовремя остановиться.

3.3. Вавилонские строители, может быть, хотели использовать башню в качестве убежища в случае нового стихийного бедствия (некоторые толкователи говорят, что они боялись нового потопа. Они считали, что потоп был не наказанием, а естественным явлением, происходящим раз в 1656 лет. Столько времени прошло от сотворения до потопа). Мы же, думая об этом, всегда должны помнить, что “имя Господа - крепкая башня: убегает в нее праведник, и безопасен” (Пр. 18:10).
3.4. Люди, пришедшие в землю Сенаар, хвалились единством, но это было только внешнее единство, не основанное на святости и любви. Это единство было построено на разделении человека с Богом, и оно привело в свою очередь к разделению человека с человеком и остановке в труде. Может ли привести к успеху единство в грехе? Конечно же, нет.
У них был один язык и одно наречие. Некоторые богословы видят в этом указание на будущее царство зверя. Благодаря СМИ мышление людей нивелируется. Все думают и говорят одинаково. Техника промывания мозгов была хорошо отработана в Китае, когда сотни миллионов людей за короткий промежуток времени стали одеваться в одну форму, выкрикивать одинаковые маоистские лозунги и читать ту же маленькую красную книжку с мудростью Мао. В развитых странах это делается не заметно, но с теми же результатами. Дьяволу иногда нужно единство. Единство во грехе.
З. Повествование о Вавилонской башне как часть Писания “полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности”. Если между нами непонимание, мы говорим на “разных языках” и не понимаем друг друга, то задаем себе вопрос: “Почему? Может быть, мы следуем путем строителей Вавилонской башни? Делаем себе имя или даже противостоим замыслам Бога?” Бог может смешать и наши языки, чтобы расстроить неугодное Ему дело.
Или же мы хотим сделать имя ББС или себе.

Я читал об одном важном и самоуверенном верующем, старавшемся произвести впечатление на свою группу подростков в воскресной школе. На уроке он спросил их: "Почему люди считают меня христианином?" Задав этот вопрос он как-то вытянулся во весь свой рост, с явно выраженной гордостью. На несколько мгновений наступила тишина, а потом один из подростков сказал: "Может быть, потому, что они вас не знают?"

Мы можем сделать себе имя. В глазах людей. Но Бог знает сердца. (Имя: Тавифа).

Когда идет четвертый десяток, начинаешь думать о жизни или о том, какой след оставишь, что сделаешь для Бога или людей. И не всегда мы совершаем разумные поступки, думая о памяти, которую оставим людям.

Сегодня мы можем проверить мотивы своих действий, честно посмотреть себе в глаза. И, испытав себя, будем просить у Бога: "Направь меня на путь вечный". У нас есть чудесная альтернатива. "Все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца". “Ищи славы от людей не себе, а Единому Богу, а себе - от Единого Бога, а не людей”. На своих партитурах Бах ставил инициалы, которые расшифровывались фразами: "С помощью Иисуса", "Слава единому Господу", "Во имя Иисуса". Пусть мы не можем, как Бах, похвалиться величием наших дел, но кто напоит одного из малых чашею холодной воды во имя Христа, уже не потеряет награды своей. Великое преимущество сделать даже малое дело во имя Иисуса.
Мы также можем прославить Господа за единство, которое Он дает. В христианской традиции рассказ о Вавилонской башне часто связывали с тем, что Церковь пережила в день Пятидесятницы. М. Лютер замечает: “В свете этого (рассеяния) мы должны считать величайшим благословением, что в день Пятидесятницы Святой Дух объединил различными языками народы многих стран в одно тело, Главой которого является Христос”.
Мы должны возблагодарить Его за чудесный план спасения. Желание быть как боги привело к печальным результатам. Непослушание в Едеме - изгнание из рая; беззаконие во дни Ноя - потоп; Вавилон - рассеяние. И кажется, уже нет надежды, но Бог не ограничивается наказанием, и читая следующую, двенадцатую главу, мы видим, что Он проявляет инициативу, желая через Авраама благословить все рассеянные племена земные. Они не оставлены. Благословение Авраамово должно достичь даже края земли (Деян. 1:8). И придет время, в единой хвале Богу сольются верные из всякого народа и племени, и разнообразие языков не будет препятствием для участия в общем хоре, воспевающем новую песнь Господу Иисусу Христу.
Делать сноски

В Чикаго снова намерены построить самое высокое здание в мире, которое вернут городу былую славу. До 1973 года самое высокое здание в мире находилось в Чикаго (440 м), однако в 1996 в Куала-Лумпуре воздвигли небоскреб высотой 450 метров. Строительные работы начнутся в этом году, а по их окончании над Чикаго вырастет 466-метровый исполин.
Вавилон.

Стены – до ста метров. На вершине могли ехать две колесницы (по стене). Как можно завоевать этот город без авиатехники!

Но что говорит Бытие. Цивилизация может быть великой, но если она не славит Бога – будет разрушена.
Тема "имени" в вавилонской башне

Бытие 6:4 – сильные (гадол) издревле славные люди (букв. Они имеют имя).

Бытие 10:8 Нимрод (гадол) перед Богом.

Бытие 10:10 – Вавилон – один из центров его царства.

Бытие 11:4 – Сделаем себе имя (шем).

Бытие 11:10-26 – Родословная Сима (шем).

Бытие 12:2 – Я сделаю твое имя (шем) великим.
В этом кратком комментарий мы находим некоторые принципы, которые являются жизненными истинным сторонникам в любом возрасте.
(1) планы Человека никогда не будет срывать цели Бога. Бог приказал, чтобы человечество " заполнило землю "
Никакой человек не может сорвать желание Бога. Жизнь жила в сопротивлении показанной Господи Бога, должен закончиться в

Расстройство и отказ. Никто не может преуспевать при сопротивлении Богу.
(2) Единство не самый высокий хороший, но чистота и повиновение к Слову Бога. Ecumenism -

(3). Может иметься никакое истинное единство

С теми, кто отвергают(отрицают) нашего Бога.
Происхождение языка:

Бог дал человеку способность говорить. Нет ни малейшего свидетельства об эволюции языка ни в прошлом, ни сейчас. «Древнейший из языков, который можно с достаточной точностью реконструировать, уже является современным, сложным и законченным с эволюционной точки зрения». «Даже народы с самой простой культурой имеют разработанные языки со сложной грамматикой и большим словарным запасом».
Герострат из честолюбия, чтобы обессмертить свое имя, сжег в 356 до н.э. великолепный храм Артемиды Ефесской, который в древности считался одним из «семи чудес света» («геростратовская слава» - «позорная слава»)

1 Магог, Мешех, Фувал, Гомер, Фогарма упоминаются у Иезекииля (38-39) как члены антиизраильской коалиции.

2 Нимрод – «восставать». Возможно, руководил строительством Вавилонской башни. Строитель первой империи. «Сильный зверолов «против Господа». Строитель городов в Вавилонии.

3 Евер – «эмигрант». Его потомки пришли из Месопотамии в Ханаан.




Схожі:




База даних захищена авторським правом ©lib.exdat.com
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації