Поиск по базе сайта:
Главы 6-9: потоп, ной (1) icon

Главы 6-9: потоп, ной (1)




Скачати 320.13 Kb.
НазваГлавы 6-9: потоп, ной (1)
Дата конвертації19.08.2014
Розмір320.13 Kb.
ТипРеферат
1. /1. 1 глава.doc
2. /2. 2 глава.doc
3. /3. 3 глава.doc
4. /4. 4-5 глава.doc
5. /5. 6-9, 10 гл. Потоп.doc
6. /7. 10-11.1-9. Вавилон.doc
7. /8. 11.27-50. Авраам.doc
8. /9. 25-27. Исаак-Иосиф.doc
9. /Введение в Ветхий Завет - Комментарий.doc
10. /Второзаконие.doc
11. /Исход общ.doc
12. /Левит общ.doc
13. /Числа.doc
Исследование Библии, но прежде, чем перейти к тексту, поговорим об авторстве, содержании и ценности книги Бытия
* Чтение второй главы в новом переводе
Ветхий Завет Бытие, 3 глава
Главы 4, 5
Главы 6-9: потоп, ной (1)
Главы 10-11: 1-9 рассеяние, вавилонская башня
Патриархи (11: 27-50): авраам (11: 27-23)
Патриархи (11: 27-50): исаак (25: 19-27: 46)
Введение в ветхий завет
Чем является Павел для богословия Нового Завета, тем Моисей для богословия Ветхого Завета
Книга спасения и избавления. Бог чудесным образом вывел Свой народ из Египта. На горе Синай Господь заключил завет с Израилем и дал народу Свои заповеди, а после сопровождал их в путешествии по пустыне
Общее
Основные слова: служение, война, странствование. Главные мысли: Спасены, чтобы служить



Ветхий Завет Бытие

ГЛАВЫ 6-9: ПОТОП, НОЙ (1)

Введение


Продолжая размышление над книгой Бытия, мы обратимся к повествованию о потопе. Это хорошо известные события. Повествование о потопе знают даже не читавшие Библию. Люди употребляют выражение «всемирный потоп» в обыденной жизни как шутливое замечание по поводу сильного дождя, половодья, вообще о непогоде; в бытовых ситуациях мы можем так сказать о льющейся по недосмотру воде; иногда обращаемся к плачущему человеку - "устроил всемирный потоп".

Итак, говорим мы напоминаем о совершенно известных между вами событиях. Апостол Петр пользовался этим приемом. Он говорил: «Напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл».

Апостол считал важным принцип повторения. Он знал: некоторые вещи надо повторять снова и снова, чтобы они дошли до умов людей. Многократным повторением закладываются в уме ребенка начатки знаний. Часто мы жаждем чего-то нового, хотим сказать что-то новое. А надо лишь повторить вечные истины, которые люди так быстро забывают. Некоторые пищевые продукты никогда не надоедают человеку. Он употребляет их каждый день. Так обстоит дело и с важными христианскими истинами. Их надо регулярно повторять. Даже зрелым христианам.

Бытие в таблице (№1)/Содержание беседы сегодня (причины, обзор 6-7, некоторые уроки) /следующий раз (продолжение обзора 8-9, будущий суд, вера Ноя).
1.1. Потоп: причины

6:1-3. Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.

Люди умножились на земле. И умножился грех. 6:5

И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время.

Древний мир строил жизнь без Бога. Падение нравов было настолько великим, что исправление было невозможно. Растление охватило все сферы жизни. Да, с человеческой точки зрения все процветало. «Сильные, издревле славные люди» наполняли землю. Сердце человеческое радовалось, глядя на толпу блестящих художников. Звуки музыкальных орудий услаждали слух человека. Успехи земледелия покрывали все нужды. Никто и не думал о близости суда. Но Бог сказал: «Истреблю». (КХМ). Господь видел, что велико развращение на земле. И Он принял решение: 6:3,6-7.

Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.

Господь решил:

  1. сократить дни человеческой жизни до 120 лет;

Люди жили долго. Этому способствовала хорошая среда обитания, полноценная пища, и, особенно, благословение Божье. Теперь дни их ограничены.1

  1. истребить все живущее потопом.

В 6-8 главах книги Бытия рассказано о потопе. Это самое известное из повествований о великом бедствии, но отнюдь не единственное. У множества народностей существуют предания о гигантском и катастрофическом наводнении. Вполне вероятно, что во всех этих историях отразилась одна и та же мировая катастрофа. Потоп, о котором повествует Бытие, совершился по воле Господа и был средством уничтожения "первого мира", т.е. потомков Адама, «умножившихся на земле» и наполнивших ее злодеяниями.

Но кроме того в этих главах Бытия много трудных текстов, заставляющих дискутировать богословов, проповедников и просто читателей Библии. Немного текстов в Библии вызывают столько вопросов и споров, как, например, второй и четвертый стихи шестой главы. Кто такие «Сыны Божии», «дочери человеческие» и «исполины». (Некоторые из нас, придя на небо, в первую очередь зададут вопрос: кто такие Сыны Божии?)
6:2-4 Сыны Божии2

Три основных толкования: ангелы, благочестивые потомки Сифа и цари.




Физические отличия

(космологическое смешение)

Богословские

Отличия

(религиозное)

Социальные

Отличия

(социологическое)

Нет различий

Сыны

Божии

Падшие ангелы

Благочестивые потомки Сифа

Цари (лидеры династий)

Герои древности

(1) Одно из самых старых толкований – сыны Божии это ангелы. Дочери: смертные. Грех: Брак между смертными и сверхъестественными Ангелы и люди: (Еноха апокриф и др. Также Филон, Иосиф, некоторые отцы). (Иуд. Др. 1,3,1).

Согласно книге Еноха (апокрифического произведения II века до Р.Х.), «сыны Божии» - это духовные существа. Они вошли в преступный союз с женщинами земли и научили их волшебству и заклинаниям. Он этого «явилось великое нечестие». «И они взяли себе жен, и каждый выбрал для себя одну; и они начали входить к ним и смешиваться с ними, и научили их волшебству и заклинаниям… наблюдению за звездами, движению луны». Этого взгляда придерживался Иосиф Флавий.


(2) Более предпочтительное толкование в евангелических кругах: Сыны Божии – это благочестивые потомки Сифа. В предыдущих главах мы читаем о людях, ходящих Божьими путями и ушедших от Бога. (Енох, призывающие имя Божье и Ламех). Дочери: Потомки Каина. Грех: Под одно ярмо с неверными.

(3) Сыны Божии – цари. Дочери: Простолюдины. Грех: Многоженство (крали жен).
Ангелы:

Доказательства:


  1. Термин «С.Б» употребляется в отношении сверхъестественных существ Иов 1; 38:7 (Пс. 28:1-?)

* Выражение «сыны Божии» (Элохима) встречается только четыре раза в других текстах ВЗ. Три раза у Иова (1:6; 2:6 – сыны Божии (и сатана между ними) предстали перед Богом) и 38:7 (сыны Божии при творении восклицали от радости). Во всех этих случаях, ясно, речь идет об ангельских существах. В книге Даниила (3:25) говорится о Сыне Божием (видом как Сын Божий) в печи. Речь, конечно, о сверхъестественном существе. Речь таким образом идет о тех, кто был непосредственно сотворен Богом, а не рожден от других существ. (Филипс, 80).

  1. Иногда принимают человеческую плоть, во всяком случае, выглядят как люди (Быт. 18:1-8; 19:1; Числ. 22:22; Нав. 5:13-15).

  • Христос сказал, что ангелы не женятся. Но разве не могли бы падшие ангелы материализоваться? В Библии мы находим случаи, когда ангелы ели и пили (Быт. 18:1-8; 19:13). Воплотившиеся Ангелы могли есть (Быт 18,8; 19,3), они собирались спать (Быт 19,3), они даже смогли видом своего тела возбудить такую страсть в Содомлянах, что все они “от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом” (Быт 19,4-5).

3. Септуагинта – «ангелы Божьи». (Тогда они так думали, вероятно).

4. Рождение необыкновенных детей - исполинов.

5. Есть параллели в древнегреческих, римских и др. литературных источниках.

  1. Иуды 6-7; 2 Пет. 2:4-6 (возможно, сказано об этом). (Три событие подряд, может быть, порядок Бытия? ангелы (6:1-7), потоп, Содом и Гоморра).

2 Пет. 2:4,5,9 Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых;… то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания.

  • С толкованием этого отрывка связаны определенные трудности. Дело в том, что точно неизвестно, каких ангелов Петр имеет в виду. Есть два мнения по этому поводу. Некоторые полагают, что это падшие ангелы, совратившиеся вслед сатаны и ставшие демонами. Правда, в этом случае не совсем понятно, почему одни из них теперь находятся на свободе вместе со своим предводителем, а другие связаны узами адского мрака.

  • Иуда говорит, что согрешившие ангелы не сохранили своего достоинства, но оставили свое жилище, то есть сошли с небес на землю. Здесь нужно заметить, что падшие ангелы, согрешившие с сатаной, были свержены вместе с ним с неба как молния (Лк 10,18), а эти, по всей видимости, оставили его совершенно добровольно (ради человеческих дочерей). Возможно также, что “иная плоть” в Иуд 7 — это плоть не людей, а Ангелов.

  • Некоторые богословы считают, что так сатана хотел создать на земле расу людей, не подлежащих спасению (так как Христос умер за людей, а не за Ангелов), и исключительно грешных, а возможно даже изменить таким образом родословие Иисуса Христа, включив где-нибудь в число Его предков потомка ангелов.

Проблемы:

1. Без бесов тут не обошлось, но бестелесные не могли вступать в связь с имеющими тела. Христос говорит, что ангелы не женятся. И ангелы не имеют рода.

2. Что-то похоже на мифологию (Бытие против мифологии).

3. Ангелы не упоминаются раньше в Бытие.

4. Почему людей наказали за грехи ангелов. (6:3 потому что они плоть).

5. Поддержка Н.З – спорно. Речь могла идти о первом падении ангелов с Люцифером. (События у Иуды описаны не в хронологическом порядке. (Египет, ангелы, Содом и Гоморра).
Потомки Сифа:
Доказательства:

1. Есть неблагочестивые (Быт. 4:26) и благочестивые люди. (Разделение). «Благочестивые» потомки Сифа начали брать в жены красивых и развращенных дочерей Каина. А Бог не одобряет браки верующих с неверующими. (Но что случилось с дочерьми Сифа, они были некрасивы?).

2. Подразумевается продолжение предыдущего (а в пятой главе дана родословная Сифа).

  1. Это обычный грех в Пятикнижии (хананеянки).

4. Часто «сыны» относится к людям, или к избранному народу (Вт. 14:1; 32:5; Ис. 43:60). Благочестивых можно было называть «сынами Божьими». («Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим. 8:14). Но к тому времени вряд ли осталось много благочестивых Сифитов. Ос. 1:10 «Вы сыны Бога живого».
Проблемы:

1. Трудно утверждать, что между людьми было разделение. И еще нельзя говорить о разных линиях. (Бог не начал избирать).

2. В то время только Ной был благочестивым.


Царская линия:

Доказательства:

1. Употребление слова «бог» к великим и знатным (Исх. 21:6; 22:8-9; Пс. 81:1, 8). Цари могут быть названы сынами Божиими. (2 Цар. 7:14).

2. В древней ближневосточной литературе царей часто называли сыновьями какого-нибудь божества. (Есть список шумерских царей). (Но почему они не названы царями?) 7.99-100

3. В арамейских (других языческих) письменах сыны Божии – князья.

  1. Связь с Ламехом.

Проблемы:

1. Идея царственности не выражена в тексте.

2. Писание никогда не говорит о группе царей как о сынах Божьих.

3. Неффалимы (почему рождались исполины?).
Исполины

Упоминаются в Библии два раза (см. Числ. 13:34). Обычные люди с ними как «кузнечики». «Др. евр. «павшие люди» (33). Лучший перевод, скорее, князья, знатные люди. (Указание на великую силу и, может быть, безнравственность. Осн. значение - разрушать, ниспровергать).
Выводы: два момента.
(1) В конце концов для нашего возрастания во Христе этот вопрос не так важен.

(2) (КХМ) Характерный признак зла – смешение Божьего с человеческим. (6:1-2). Божий принцип – отделение от зла. (Буквально: браки между верующими и неверующими). «В главном – единство, во второстепенном - свобода, во всем – любовь». В ущерб истине не может быть никакого объединения. Девиз христианина: «Держаться истины во что бы то ни стало». Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна. Если какое-то объединение требует хоть малейшего компромисса в вопросах истины – да не будет.

Вернемся еще к первым стихам. Писание почему-то говорит конкретно об одном из грехов: 6:2 Основным достоинством в древнем мире начали считаться физическая красота и привлекательность. Но когда основой выбора спутницы жизни становятся внешность (красота и формы) – жди беды. Тем более Сыны Божии не должны были увлекаться только красотой, но обращать внимание, прежде всего, на духовную сторону жизни. Но случившееся свидетельствует об упадке высших, духовных интересов и о господстве низших, плотских. Не думаю, что внешность ничего не значит. Но на духовное мы обращаем внимание в первую очередь. (Кроме того слова «какую кто избрал» могут указывать на необузданность, вожделение).

Итак, мы видим, к чему приводит жизнь без Бога. Все началось с того, что Каин ушел от лица Божьего, а закончилось великим развращением на земле. Строительство Каином города было попыткой построить благополучную жизнь и спокойное будущее для потомков вдали от лица Господнего, музыка Иувала – попыткой создать в мире радость без Бога, овцы Иавала – стремлением накормить и одеть людей без помощи свыше, металлические орудия Тувалкаина – научно-техническим прогрессом без Божьего благословения. Те же попытки создать счастье без Бога с помощью всеобщего материального благополучия, науки и развлечений мы можем наблюдать и сегодня, и так же, как и тогда, умножается не счастье, а грех. В заключение описания в Бытие 4,16-24 приводится хвастливая речь Ламеха, хвалящегося своими преступлениями. Допотопный мир жил вдали от Бога и стремился уйти от Него как можно дальше. Современные лжеучителя так же отвергаются искупившего их Господа, и конец их будет таким же страшным.
Итак, мы читаем, что развращение на земле достигло невиданных размеров, что побудило Бога принимать серьезные меры. 6:6-7.

Вероятно, до вас доходили слухи о милостивом Боге? Воображением человека и мыслью грешника создан образ всепрощающего отца, смотрящего на грех сквозь пальцы.

Как представлял себе один богослов, Бога не выведешь из Себя своими грехами. Если уж мы будем вести себя слишком плохо, тогда Бог «попросту даст нам добрый, звонкий подзатыльник, вкупе с доходчивым, отрезвляющим и исцеляющим отцовским наставлением и отправит восвояси жить-поживать, да добра наживать». Но Библия, не меньше чем о любви, говорит и святости и справедливости Бога. И очень много говорит о суде. Наказании.

Мы чаще становимся свидетелями милости Божией, чем наказания. Но не обманывайтесь, если наказание не всегда сразу же следует за грехом. В своей милости Бог ожидает покаяния. И в то время Бог ведь и раньше мог устроить на земле суд. Но Он дал время для покаяния. Бог долготерпит. И мы живем в период Божьей благодати. Есть возможность для покаяния. Но Библия говорит, что Господь вернется, чтобы совершить суд. Потому сегодня Господь призывает обратиться к Нему, покаяться. Когда Господь закрывает двери благодати, то никто уже не может открыть.

6:6 Снова вопрос: Как мог раскаяться Господь?


  • Раскаяние Бога3

В книге Малахии сказано: «Я Господь не изменяюсь» (3:6). Потому христианская доктрина говорит, что Бог неизменен. И это ободряет нас. Когда все колеблется и меняется, Бог вчера и сегодня и вовеки тот же. Но как такую истину примирить с этим и подобными ему стихами?

Писание часто говорит о раскаянии Бога (Исх. 32:14; 1 Цар. 15:11 (раскаяние в избрании Саула царем); см. также Иер. 26:3, 13, 19; Иона 3:10). Это не признание Своей неправоты или вины. Библия хочет дать нам представление о случившемся в наших терминах.

Когда это слово употребляется в отношении к Богу, имеется в виду, что Божьи чувства по отношению к человеку или группе людей изменились в ответ на изменения в их характере и поведении. (Пример: идти против ветра и за ветром. Можно сказать, ветер был противный, а сейчас он дует в спину. На самом-то деле, изменилось направление нашего движения). Человек подпадал под сферу Божьей милости, сейчас – испытывает Божью справедливость. Божьи же качества не изменяются. Интересно, что, говоря о раскаянии Бога, Библии иногда подчеркивает Его неизменность. (1 Цар. 15:29 – «и не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему). Божье раскаяние нельзя сравнивать с нашим.
Бог изменил свое отношение к людям. Но не все потеряно. После описания деградации рода человеческого, после того, как уже, кажется, полный крах неизбежен, после того, как произнесены роковые слова «истреблю с лица земли человеков», в конце туннеля забрезжил луч надежды. «Ной же обрел благодать пред Господом». Несмотря на все грехи, мир не будет уничтожен окончательно, ему будет дана возможность продолжить существование. И спасен он будет благодаря одному праведнику.

Ной обрел благодать у Бога. Он был праведен и непорочен перед Богом и перед людьми. Господь открыл ему будущее, и Ной приступил к работе. Он сделал все, «как повелел ему Бог» (Быт. 6:22; 7:5, 9, 16).
6:19-20: Чистые и нечистые животные. Количество.4
1.2. Описание

Ной сделал ковчег. 6:14-16

Судно Ноя не похоже на обычный корабль. Слово «ковчег» никогда не употребляется в значении «корабль», и встречается, кроме повествования о потопе, один раз – обозначая корзинку, в которой мать оставила младенца Моисея на берегу Нила.

Размеры этого ковчега: 140 на 23 на 14. (135-22-13) Подсчитано, что в древней Месопотамии существовало около 575 видов птиц и зверей в «параметрах» от полевой мыши до овцы и 290 видов в «параметрах» от овцы до верблюда. Если Ной собирал только их, так животным в ковчеге было слишком вольно. Туда могло войти гораздо больше животных.

Схема №2
* Объем ковчега.5

Ковчег – прообраз нашего спасения. Мы сокрыты в Боге. В более поздние времена ковчег стал символом Церкви: в Церковь входят покорные, Церковь и все находящиеся в ней спасаются от вечной погибели. Таким образом мы говорим не только о суде, но и о милости Божьей. Воды, в которых гибли люди, самого Ноя поднимали все выше и выше. Суд не коснулся его. Дверь была затворена тою же рукою, которая «открыла окна небесные и разверзла источники бездны». И Христос «отворяет, и никто не затворит; затворяет, и никто не отворит». 6
7:1-9 Потоп: семь дней до начала

Ной вошел в ковчег. Это был еще один шаг веры. Люди приготовились смеяться. Проходит день. Ничего не происходит. Народ начинает смеяться. Проходит второй день. Вера подвергается испытанию. Люди смеются еще громче. Проходит третий день. Четвертый. Я бы, наверное, уже вышел из ковчега. Долго еще здесь сидеть? Но на седьмой день воды потопа пришли на землю.
7:10-12 Время и масштабы потопа

Возможно, ни одно другое событие в Библии не описано так подробно, как потоп. Может быть, 18 ссылок на время. Создается впечатление, что Ной вел дневник. День за днем, месяц за месяцем он записывал происходящее. (В Библии, я думаю, мы имеем только выдержки из дневника Ноя).

Наводнение длилось 150 дней. (Пять месяцев до того времени, как вода начала спадать). В первые сорок дней воды умножались, а остальные дни оставалась на лице земли не убывая (или даже выходя из земли на поверхность). (Схема №3).

Источники великой бездны (7:11) - вода под давлением в земле. (Интересно отметить, что в наши дни вулканические выбросы на 90 процентов состоят из воды, часто в виде пара).

Окна небесные - (7:11). Описание ливня. Ведь раньше этого не было. Поэтому никто не верил Ною Это вода над атмосферой («пароводяная оболочка») - парниковый эффект. Потому и климат был мягким. 14.97-101.


  • Сегодня ученые спорят о масштабах потопа. Критики говорят, что библейский язык совсем не предполагает всемирный характер потопа, да и в нем не было нужды.
Локальный

(1) Люди еще не распространились по всей земле, а речь идет о территории, заселенной человеками. В 7:19 имеются в виду все высокие горы в этом районе. А может и широко распространились.

(2) Библия использует феноменологический язык.7 (Описание на основании того, что люди видят, что их окружает). Это относится и к значению слов «все» и «земля». Не всегда «всё» значит всё. (Вт. 2:25; Быт. 41:57; 2 Цар. 18:8). Часто в библейском языке целое выражает часть. Слово «вся земля» обычно обозначает известную людям территорию (перепись по всей земле - Римская империя). Может быть, речь идет о всей земле, заселенной человеками. (Но здесь очень часто повторяется утверждение о потопе на всей земле (разные выражение прим. 30 раз).

(3) Откуда столько воды и куда она ушла.8 Чтобы покрыть все высокие горы, нужно в несколько раз больше воды, чем сейчас есть на земле.

(4) Если в ковчеге были животные со всей земли, как с ними можно управиться и накормить их?

(5) 8:11 Дерево не погибло. 7.103-104.
Всемирный

(1) Язык в 6 и 7 главах: 6:7 («от человека до скота»), 13 («конец всякой плоти»), 17 («все, что есть на земле»), 7:4 («все существующее»), 22 («все, что имеет дыхание жизни»), 11 («все источники великой бездны» - ср. 1:2 «бездна», то же слово). Говоря о потопе, Библия очень часто употребляет слово «все», «всё», «вся».

(2) 7:19: («покрылись все высокие горы, какие есть под небом»). Если покрылись горы, не может не покрыться вся земля.

(3) Потом, если потоп имел только локальный характер, зачем было брать с собой животных? Они могли уйти в другое место. Не нужен был такой большой ковчег. И, вообще, не было бы нужды в строительстве ковчега. Ной за 120 лет мог переселиться очень далеко.

(4) Принцип сообщающихся сосудов. Вода не могла подняться так высоко в одном районе.

(5) Быт. 9:11. Бог обещает, что не будет больше истреблять водами потопа. Но локальные наводнения случаются и сейчас. Следовательно, Бог говорит, что не будет больше всемирного потопа.

  1. 2 Пет. 3:7. Сравнение с судом последних дней. 7.101-102


Проблемы возникают, когда мы хотим удовлетворить требования современных критиков (как и в вопросе сотворения мира). Но что можно сказать? Бог сотворил воду и сушу, и Он может превратить воду в вино, может осушить море, может покрыть сушу водой. Бог мог сделать как Ему угодно. Важнее же всего для нас - понять, что Бог справедлив, наказывает за грехи. И Он милостив, хранит праведных.9
Еще раз обратим внимание на главный урок: За грехом следует наказание. Бог небезразличен ко греху.

Пс. 72. Проблема: грешники остаются без наказания. И мы так думаем иногда. 72:22: «Тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою». «Скотский образ мышления».

Бог наказал первый мир. Нельзя считать этот всемирный потоп чем-либо вроде личной мести со стороны Бога человеку. Это следствие духовной смерти первобытного, нравственно выродившегося человечества.

Лжеучители сегодня любят проповедовать лояльного и снисходительного Бога, а для грешников нет, наверное, ничего приятнее и желаннее, чем слышать, что им за все грехи ничего не будет.
Библия говорит, что Бог «не пощадил» первый мир. Каким бы ни был этот мир, он все равно был очень дорог Богу. Это было Его творение, которое Он с любовью создал и благословил. Наслать потоп на землю значило не просто уничтожить тысячу-другую людей, тем более что каждый человек был дорог Господу. Да плюс к этому и все живое на земле должно было тоже погибнуть. В Бытии о чувствах Господа говорится “и восскорбел в сердце Своем”. (Новый перевод: и стало Ему грустно). Бог скорбел о грешниках. Он не был равнодушен к первому миру, но наказывал его со скорбью и болью в сердце. И однако Он не пощадил его: это был мир нечестивых. И сегодня нам хотелось бы думать, что Бог не будет слишком суров к нам, а снизойдет к нашим слабостям.

(Концепция о любящем Отце).

Всякий раз, когда мы слышим или говорим о потопе, будем думать о милости Божьей и Его справедливости, чтобы нам испытать не наказание Божье, а милость. И будем благодарить Бога за то, что Он дает время для раскаяния, долготерпит нас. Сегодня еще день спасения. Слава Богу.


ГЛАВЫ 6-9: ПОТОП, НОЙ (2)



8:1-2 «И вспомнил Бог о Ное…» Златоуст: «Будем понимать эти слова богоприлично, а не в том грубом смысле, в каком свойственно понимать их немощной нашей природе… Вспомнил значит умилосердился, сжалился над ним, когда он был в только тесном и трудном положении (Златоуст, 259).10

8:3-4 Вода, начав убывать, обнажила вершину самой высокой горы этого региона, находящейся на территории современной Турции, - горы Арарат. Это армянская территория, отданная в советское время Турции.

Гора Арарат находится на востоке Турции, там, где она граничит с Арменией и Ираном. Несколько экспедиций исследовали эту гору. В отчетах иногда упоминают деревянный нос корабля, который летом выглядывает из ледника на южной стороне моря. В 1955 году одному исследователю удалось найти куски от деревянного бруса, вмерзшего в глыбу льда на вершине горы. (Бревну было, по меньшей мере, пять тысяч лет). Но достаточно серьезных поисков никто не предпринимал. Систематические археологические расследования, особенно в такой труднодоступной местности, требуют огромных финансовых расходов.

(Был, видел). Кстати, существует много армянских преданий о Ное и потопе. Например, имя города Нахичевань по-армянски означает «первое поселение».
Прежде чем выйти из ковчега, Ной выпустил ворона, потом голубя, который во второй раз прилетел с масличной (или оливковой) ветвью. (С тех пор голубь с оливковой ветвью – символ мира). Третий раз он не вернулся, и, немного подождав, Ной вышел из ковчега. Вода иссякла на земле.

8:20 Ной сразу же поспешил возблагодарить Бога. Хороший пример. Благодарить Бога, когда беда уже миновала. Многие люди вопиют к Богу во время опасности, но когда она минует, забывают обещания.

Одного путешественника застигла большая буря на море. Поняв, что ему не удастся справиться с волнами, и ничего не видя вокруг в кромешной тьме, он очень испугался и стал молиться своему богу-идолу. Он поклялся ему, что если благополучно достигнет берега, то принесет в жертву идолу 20 быков.

Буря стихла, наступил день, и он увидел землю. Но когда он высадился на берег, быки показались ему слишком дорогой жертвой, и он решил их заменить 20 козлами. Однако и козлы оказались для него дорогими, и он купил в жертву идолу 20 орехов.

По дороге к жертвеннику, оправдываясь голодом, он съел орехи и принес в дар своему богу один лишь скорлупки от орехов.

О! Если бы наша благодарность Богу была такой же искренней и горячей, как просьбы!
Быт. 8:21а Проявляется благоволение в ответ на благоухание. Нельзя, конечно, думать, что от сжигаемых животных шел приятный запах. Но сердце Ноя было расположено к Богу. И Бог расположился к Нему. («Добродетель праведника сделала дым и смрад благуханием» (Златоуст) «Обонял Бог». Опять Писание говорит о Боге человеческим языком, приписывая Ему органы чувств. Но как еще сказать, чтобы нам было понятно?

Бог принял жертву (как и все жертвы, возносимые Ему от чистого сердца). Впоследствии верующие стали приносить другие жертвы: молитвы, хвалу. Осия пишет: «Мы принесем жертву уст наших». Псалмопевец восклицает: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя» (140:1-2).

Нужны ли Богу жертвы? Он снисходит к нам для того, чтобы люди не стали поклоняться идолам и приносить им человеческие жертвы. И пусть они приносят в жертву животных, чтобы не обожествили их.

Заметьте, Ной принес жертву Богу, а не ковчегу. Он не обоготворил средство спасения, как это позже сделал народ Божий, поклоняясь медному змею. Спас Ноя не ковчег, а Бог.

Быт. 8:21-22 Бог обещает не нарушать больше естественного порядка вещей. Возрадуемся. Больше не будет великого потопа. Пусть не угрожают нам таянием льдов. Господь сказал, что не наведет. Ибо это не решает проблему греховной человеческой природы. Помышления сердца зло от юности, т.е. с того времени, когда нам становятся известны понятия добра и зла.

9:1-4. С этого времени меняется характер отношений между человеком и природой. Все дышащее страшится человека. Начинается употребление в пищу мяса. С одним ограничением: не есть удавленину (когда кровь животного остается в нем). В крови жизнь животного. И есть жизнь - мерзость пред Богом.

9:8-16. Радуга. Когда солнечные лучи проходят сквозь капли воды, то последние начинают действовать как стеклянные призмы, «расслаивая» свет на его составные компоненты, и в результате чего мы видим радугу. Это знак милости Божьей.

Ис. 54:10. Горы сдвинутся, и холмы поколеблются, - а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь.

Не опасайтесь никакого несчастия, когда идет дождь, потому что не будет больше потопа. При всяком появлении радуги Бог видит ее. И даже если бы мы забыли, какой смысл сокрыт в ее появлении, Бог не забудет.

Радуга дана для напоминания (9:15-16). Это не значит, что Бог забывает. (Антропоморфизм). Бог не забывает, но дает знак людям. И когда мы видим радугу, мы думаем, что и Бог видит ее. Каждую минуту где-то на земле идет дождь, и есть радуга. И всегда Бог знает и помнит о людях.

Может быть, в радуге скрыт еще один символ: В древности во время битвы лучники призывали противника к перемирию, поворачивая лук дугой к себе. Радуга представлена так же. Бог заключил мир с человеком.

И еще: радуга не может являться, когда дождь идет сплошной массой (нет при тропических ливнях), т.е., когда дождь как бы угрожает потопом. Преломление лучей возможно лишь при условии, когда тучи не покрывают все небо, а оставляют просвет и для солнца. Т.е. радуга свидетельствует о «безопасном» характере дождя. 2.37

Бог не будет истреблять. Не потому что человек станет лучше. Сердце человеческое останется таким же испорченным. Но Бог силен спасти. И непрерывный ритм смены времен года, как и зрелище радуги после грозы, будут свидетельствовать о верности Бога.11
9:20-21. Опьянение Ноя. Интересный отрывок. Мы видим Ноя в неприглядном состоянии. Он напился и потерял способность функционировать как образ Божий. Тот, кто был только что поставлен царем природы, не может управлять самим собой. Но Библия описывает этот случай не для того, чтобы мы посмеялись над Ноем. Златоуст пишет:

«Все, случившееся с древними мужами, может принести немалую пользу. Для того и описаны не только добродетели святых, но и прегрешения их, чтобы мы последних избегали, а первым подражали. Мало этого: божественно Писание показывает тебе, что и праведники часто падали, и грешники являли великое исправление, чтобы от того и другого мы получали достаточное вразумление, чтобы стоящий в добре не предавался беспечности, видя, что и праведники падали, и пребывающий в грехах не отчаивался, зная, как многие грешники раскаялись и успели достигнуть самой высокой степени добродетели» (295).12

Пьянство Ноя было первым замеченным грехом за всю его жизнь, и это случилось после того, как он «ходил перед Богом» более 600 лет. «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10:12)

Этот поступок еще и говорит нам о гибельности пьянства. Ной согрешил по неведению. На нас же, знающих, больше греха.

9:18-1913. Дети Ноя. Писание говорит о детях Ноя, от которых была населена земля. Далее оно говорит о великой непочтительности Хама к отцу, и уважении и любви, которые проявили к Ною Сим и Иафет. 22-23.

* 9:24-27 Проклятие Ханаана и благословение Сима и Иафета. Глава заканчивается благословением и проклятием. Хам увидел наготу отца своего и рассказал об этом братьям. В том ли его грех, что он увидел и рассказал? Но, вероятно, он посмеялся над ним (!) Написано: «Почитай отца твоего и мать твою».14

«Проклят Ханаан», - изрек Ной. Почему он?

По преданию, Ханаан принимал непосредственное участие в издевательстве Хама над Ноем. Ориген объяснял, что Ханаан будто бы первый заметил непристойное положение своего спящего деда и указал на него своему отцу Хаму.

Кроме того, самого Хама не мог Ной проклясть, потому что Бог, при выходе из ковчега, благословил и его в числе остальных сыновей. А кого Бог благословил, того проклинать запрещено.

Ханаану суждено было стать рабом у братьев. Если мы пристальнее вглядимся в слова Ноя, то увидим, что это не столько проклятие, сколько предсказание участи Ханаана и его потомков. (От Ханаана непосредственно, физически произошли народы, населявшие Палестину до прихода туда евреев). Потомки Хама и Ханаана многократно пребывали в рабстве.

Это предсказание не оправдывает расистские взгляды, шовинизм, превозношение одних народов над другими. Библия содержит явное предостережение против такого поведения. «Один закон путь будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами» (Исх. 12:49). Нельзя оправдывать угнетение нацменьшинств. Это проклятие-пророчество, говорящее о последствии греха.

От Сима произошли служители Бога (народ Израильский). От них распространилось Богопознание. Иафет, в соответствие со своим именем («распространяющийся») – это представитель народов, распространившихся на земле. Иафет стал предком индоевропейской семьи народов. «Да вселится в шатрах Симовых» – речь, скорее, о духовном величии будущих индоевропейских народов, которые примут веру от детей Сима.15
Короткими стихами завершается девятая глава: 9:28-29.

Ной еще прожил долгую жизнь, вероятно, видел сыновей у сыновей своих. А потом умер. (Есть такая интересная статистика: из ста человек все сто умирают). И Ной скончался. Хотя был праведником. Потому что жилище праведников не здесь, а на небесах, с Господом. А здесь они странники и пришельцы. Таким был и Ной.


  • Ной

На могиле праведника мне хотелось бы сказать несколько хороших слов об усопшем. Не потому что «о мертвых или хорошо, или ничего». Он заслужил гораздо большей похвалы, нежели я могу выразить.
(1) Праведность

Множество людей впало в нечестие, а он сохранил добродетель. Да еще и проповедовал другим. Он не был совершенным, конечно. Написано, что Ной «обрел благодать у Бога». Он благодатью был спасен, не своей праведностью. Но и праведность его заслуживает похвалы.
(2) Вера

Надо отметить веру Ноя. Он должен был поверить в нечто странное. Построить такой корабль было результатом веры. Строил ведь он на суше, вдали от моря. Ной не побоялся пойти наперекор общественному мнению и не стал спорить с Богом: «Господи, нет никаких научных свидетельств о том, что будет потоп. В новостях об этом ничего не говорили». Библия говорит, что Ной принял Божье свидетельство верой. Ной начал строить, хоть над ним смеялись. А он проповедовал, предупреждал о грядущем бедствии.

Ной поверил Богу на слово. В тот момент откровение Божье могло показаться нелепостью, но Ной поверил в него и пожертвовал всем ради его исполнения.

Очень ярко выражает это свойство веры один поэт:

Впереди ничего, позади ничего

Шаги веры ступают в кажущуюся пустоту

Но находят внизу скалу.

Верою невидимое стало видимым. Верою увидел он разверзшиеся источники великой бездны, отворенные окна небесные и бесконечные струи воды, и построил ковчег.
Ноя не испугали насмешки людей. Когда на небе сияло солнце, его поведение и работа должны были выглядеть, по меньшей мере, глупыми. Человек, внемлющий слову Божьему, часто выглядит по своим поступкам безумцем в глазах людей.

Вера Ноя одновременно явилась осуждением для других. Его вера осудила также весь мир, т.к. раскрыла неверие всех. Вот почему, по крайней мере, в одном смысле опасно быть христианином. Жизнь христианина осуждает жизнь других людей. Один необузданный молодой человек говорил Сократу: «Сократ, я ненавижу тебя, потому что каждый раз, когда я вижу тебя, вижу, каков я сам». Так и христианин своей жизнью выносит осуждение другим.

Вера Ноя захватила всего его без остатка. Он думал о Боге, он трепетал перед Богом, он подчинялся Богу.
(3) Проповедник правды

Еще одно качество Ноя как проповедника. Во все времена (и особенно самые тяжелые с точки зрения морали) у Бога были сильные свидетели: Моисей, Илья, Даниил, Енох, Ной. Они обличали грех. Они смело возвышали голос. Может быть, не часто говорили с кафедры. Ной проповедовал с молотком в руках. Ведь так же и мы можем возвещать волю Божию на том месте, где он нас поставил.

Ной выступал против разврата, многоженства (Ламеха), распущенности. Он произнес, наверное, не одну обличительную проповедь (и, конечно, говорил о милости Божьей к уверовавшим).

Библия называет его проповедником правды. Он проповедовал всю волю Божью. Он объяснял своим современникам, что их ждет. Он говорил о Божьей любви и справедливости. Без сомнения, он терпел насмешки. По всей земле разошлась весть о странном человеке, который на суше строит огромный корабль и при этом проповедует о Суде Божием. Но люди смеялись. (А как сегодня люди реагируют, когда вы говорите им о будущем суде? Для многих это просто суесловие. Мир закрывает сердце. Мир не хочет понимать. Люди думают, что все будет идти своим чередом. Мир будет прогрессировать. Так, мол, было всегда). И они смеются. А что мы делаем, когда люди посмеиваются над нашими словами? Апостолы радовались, что за имя Господне удостоились принять поругание. И если нас не слушают, оскорбляют, радуйтесь.

Библия сравнивает наше время со временем Ноя.

Это был век развлечений. Появились музыкальные инструменты. Ведь и сегодня музыка услаждает слух людей.

Это век разгула сексуальных отношений. Разврат. Да ведь и сегодня этого так много. Это было время всплеска жестокости. И сегодня беззаконие захлестнуло людей. Свобода превращается во вседозволенность.

Сегодня нужны проповедники правды. Кто скажет миру о грядущем суде? Кто будет предостерегать? Или же мы будем легкомысленно врачевать раны, говоря: «мир, мир».

Ной смело проповедовал о грядущем суде Божьем, хотя ни одно облачко не омрачало горизонта, ни одна капля дождя не упала на землю. Мир, наверное, упрекал его в том, что он слишком много говорит о суде. Кому это нравится? Помните Михея? Ахав, обвинял его в том, что он пророчит только худое. «Проповедуй только о любви и милости Божьей. Проповедь о суде не нравится. После нее бессонница мучает». Но нельзя же в самом деле молчать.

(Кстати, о грядущей катастрофе сегодня проповедуют не только евангелисты, но и социологи, экологи, ученые атомщики).

Проповедники правды никогда не были в большом почете у мира. Это нормально. Христос говорил: «Горе вам, если все люди будут говорить о вас хорошее». Кто-то может говорить хорошее, и нам надлежит иметь доброе свидетельство от внешних. Но когда все говорят хорошее, это уже подозрительно. Может быть, мы не проповедуем всю правду.

Благодаря Ною и его семья была спасена. Это великий плотник во всем случившемся является прообразом Христа. Он приготовил средство спасения для падшего мира. Но так же и плотник из Назарета построил ковчег спасения. Входящий в церковь – спасается в Нем от грядущих бедствий.


* Мысли для проповеди. См. Ключевые главы: 2 Пет. 3 (Суд).
*За творением последовало перетворение

* Литературная форма повествования

1. Решение послать потоп (6:11,12)

2. Заповедь построить ковчег (6:13-22)

3. Заповедь войти в ковчег (7:1-5)

4. Воды поднимаются (7:6-24)

5. Воды уходят (8:11-14)

6. Заповедь выйти из ковчега (8:15-19)

  1. Обещание никогда не посылать потоп снова (8:20-9:17).


*

Четыре события

Четыре человека

Текст

1:1------3:1-------6:1--------10:1------12:1------25:19-----27:1-----37:1----50:26

Раздел

Творение

Падение

Потоп

Народы

Авраам

Исаак

Иаков

Иосиф

Тема

Все люди

Израильский народ

Исторический

Биографический

Место

Едем-Месопотамия

Ханаан

Египет

Время

Ок. 2000 лет (4004-2090 до Р.Хр.)

193 (2090-1897)

93 г.








Физические отличия

Богословские

отличия

Социальные

отличия

Нет различий

Сыны Божии

Падшие ангелы

Благочестивые потомки Сифа

Цари (лидеры династий)

Герои древности

Дочери челове­ческие

Смертные

Потомки Каина

Простолюдины

Любые женщины

Грех

Брак между смертными и сверхъестественными

Под одно ярмо с неверными

Многоженство (крали жен)

Право первой ночи. (Он мог иметь право провести первую ночь с любой женщиной перед ее браком).

Доказательства

  1. Термин «Сыны Божии» употребляется в отношении сверхъестественных существ

Иов 1; 38:7; Пс. 28:1; 38:7

  1. Иуды 6-7; 2 Пет. 2:4 (возможно, сказано об этом).

  2. Ясное (?) значение текста.

  3. Септуагинта – «ангелы Божьи». (Тогда они так думали, вероятно).

Христос говорит, что ангелы не женятся (но не что «не могут жениться»

1. Есть неблагочестивые (Быт. 4:26).

2. Подразумевается продолжение предыдущего (а в пятой главе дана родословная Сифа).

3. Это обычный грех в Пятикнижии (хананеянки).

1. Часто правителей называют богами (Исх. 21:6; 22:8,9,28; Пс. 81:1, 8).

2. Часто цари названы сынами бога (2 Цар. 7:14)

1. Древние цари часто изображались как сыны Божьи (не в Библии, а в древних культурах).

  1. Гильгамеш

говорит об этой практике (первой ночи).

3. Выбирали, кого хотели. В древности родители выбирали.

Проблемы

  1. Что-то похоже на мифологию (Бытие против мифологии).

  2. Ангелы не упоминаются раньше в Бытии.

  3. Почему людей наказали за грехи ангелов.

  4. Поддержка Н.З. – спорно.

1. Сыны Божии никогда не означает благочестивых потомков.

2. Нет доказательства того, что потомки жили отдельно друг от друга.

3. Еще нельзя говорить о разных линиях. (Бог не начал избирать).

4. Общий термин для мужчин. Требует определения.

5. В то время только Ной был благочестивым.

1. Идея царственности не выражена в тексте.

2. Писание никогда не говорит о царях - группе как о сынах Божьих.

3. Неффалимы

1. Писание никогда не говорит о группе царей как о сынах Божьих.

2. Право первой ночи упомянуто только в некоторых культурах Востока, но не во всех.




ГЛАВА 10



Мы закончим рассмотрение первой части книги Бытия - первобытная история - повествованием о вавилонской башне. Но прежде несколько слов касательно десятой главы.


  1. Здесь представлено родословие сынов Ноевых (толедот 5). О жанре родословий мы говорили, рассматривая пятую главу.

  2. В десятой главе рассказывается о расселении народов по земле. Богословы объясняют значение имен и определяют страны и народы, соответствующие каждому имени. У нас недостает времени, проводить подробный анализ родословной. Вы можете подробно ознакомиться с происхождением народов, читая Библию с прим. Скоуфильда, книгу Э. Зауэра («На заре искупления мира»), толк. под ред. Харчлаа.

  3. Вставка: 8-10 стихах («сильный зверолов пред Господом»).

Значение слова «Нимрод» - восставать. «Пред Господом» может означать наивысшую степень качества. (Силен в своей порочности).


1 Этих слов нельзя понимать в смысле сокращения человеческой жизни до пределов 120 лет. Достоверно известно, что еще после потопа люди жили больше 120, иногда достигая 500 лет. Это срок, назначенный Богом для покаяния и исправления людей. В течение этого времени Ной проповедовал.

2Ангелы:

Блок: (Если речь идет об ангелах). Еврейское понятие мира (см. табл.) Миры не должны смешиваться. 1 и 2; 2 и 3 (некромантия и др.) Здесь - смешение. Грех в двух мира. Может быть, это повторение того, что происходило в Быт. 3. Человек опять хочет подняться вверх. Люди хотят быть богами, а не образами Божьими. (То же относится и к строительству вавилонской башни). Люди не хотят просто плодиться и размножаться. Мы будем как боги»

1. Небесная сфера (Бог и ангелы)2. Земная сфера (человек и животные)2. Шеол (земля мертвецов) Люди: Как бестелесные ангелы, находившиеся в такой чести могли позавидовать человеку? Тем более, что дьявол и иже с ним пали еще до сотворения человека. Но, может быть, речь об уже падших. 10.202-204.

Герои древности: Дочери: Любые женщины. Грех: Право первой ночи. (Он мог иметь право провести первую ночь с любой женщиной перед ее браком).

Доказательства: В поддержку такого мнения свидетельствует исследование древних культур (Гильгамеш говорит об этой практике (первой ночи).

Проблемы: Право первой ночи упомянуто только в некоторых культурах Востока, но не во всех. И кажется трудным вывести это толкование из текста.


3 «Пожалел… и стало у Него на сердце грустно» (совр. пер.) (Евр. нахам отражает идею печали, скорби, сострадания).

(1) Раскаялся значит «изменил отношение», «изменил управление». О руководства, основанного только на милости, любви, Бог перешел к руководству с помощью суда и наказания. (Щедр. 82).

(2) Неизменность не означает неподвижность.

4 Конечно, между созданиями Божьими нет ничего нечистого. Но здесь имеется в виду ритуальная чистота, т.е. пригодность животного для жертвоприношения и еды. (34). Предписания 7:2-3 объясняют ранее данные указания (6:19-20).

Что касается количества (6:19-20 и 7:2-3), то первое повеление говорило о принципе отбора – по парам, во втором Господь вносит ясность (уточнение) относительно количества.

5 В 1609 году Петер Янсен построил в Голландии корабль той же формы что и ковчег в пропорции один к трем. Передвигался он не очень быстро, но что интересно, такой корабль мог взять груза на треть больше, чем судна одинакового с ним водоизмещения.

6 Животные могли идти в ковчег, гонимые инстинктом самосохранения.

7 Слово «весь», «вся земля» не всегда употребляются в Библии в прямом значении. Оно обычно соответствовало географическим познаниям людей. В Библии часто употребляется оборот речи – синекдоха. Целое служит выражением части или часть выражает целое. «Весь мир идет за Ним» (Ин. 12:19). «И будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Мф. 10:22). Ин. 8:2. Ин. 10:8. «Ноги их быстры на пролитие крови» (Рим. 3:15). Кол. 1:23 «Евангелие проповедано всей твари».

Мировой: Ковчег оказался за почти за тысячу миль от возможного места рая

8 Куда девалась вода? Пс. 104:6-9. Бог действовал так, чтобы изменить земной рельеф. Новые материки с новыми горными хребтами из изогнутых каменных пластов поднялись из окружавших планету вод, которые размыли и сравняли существовавший до Потопа ландшафт, в то время как были образованы обширные, глубокие океанские впадины, готовые принять и разместить стекавшие в тот период с континентов воды Потопа. 14.102-103. Нынешние океаны гораздо обширней и глубже, чем моря в допотопном мире. (Читай: Моррис260).

9 Внебиблейские свидетельства. Свидетельства (см. «Библейские основания современной науки», «Библия как история» (В. Келлер). Там же есть древневавилонское сказание о потопе (Эпос о Гильгамеше; удивительно похоже на библейское). У различных народов насчитывается не менее тридцати свидетельств великого потопа. По крайней мере они подтверждают четыре библейских истины:

  1. Бог прогневался на греховность людей.

  2. Наказанием стал потоп.

  3. Праведник с семьей спасся.

  4. После потопа началась новая жизнь. (Примеры: Фрэзер)
Археология и потоп.

  • проблемы археологии (заметка в «Известиях»);

В принципе это не невозможно. Мы и сейчас встречаемся с великими наводнениями. В 1876 году циклон обрушился на Южную Азию. На побережье обрушилась волна, высотою более чем в 25 метров. Погибло 215 000 человек.

10 Этот образ речи называется антропатизмом (человеческие чувства и опыт приписываются Богу).

11 Радуга – известное атмосферическое явление, состоящее в преломлении и разложении солнечного светового луча в прозрачной среде воды. (1) Одни экзегеты считают, что радуга с этого момента появляется только впервые и что раньше ее не существовало потому, что не было вовсе дождя, а земля орошалась только туманом и росою, как это можно предполагать на основании 5-6 стихов второй главы. (Слово «пар» означает не только пар или туман и связанную с ними росу, как мы могли бы понять это явление сегодня, но и обычные источники, такие, как гейзеры и родники). Притом, радуга была невозможна при сохранении паровой оболочки. Вода над твердью не давала проникнуть солнцу. После потопа мир стал иным. Водяная оболочка разрушилась. Пошел дождь. Появилась радуга. (Наиболее примечательным моментом этого соглашения является то, что Бог создал некое новое явление: тогда впервые на небе появилась радуга). 14.99 (2) Другие… допускают, что радуга существовала и раньше, но прежде она была совершенно безразличным феноменом, не несла в себе никакого значения… Аналогичные с данным примеры представляет, например, ползание змея на чреве, ставшее символом унижения. (Лопухин).

12 В защиту Ноя можно сказать, что он не знал силы вина. После потопа климатические условия изменились, и начало происходить брожение, чего раньше не было. Кстати, автор упускает из виду этическую сторону поступка Ноя, не успевает побранить его. (Ной тоже человек).

! Те, кто избавлен от потопа (Содома и Гоморры), не избавлены от греха. В семье Ноя – грех (как и в семье Лота). Тут сын насмеялся над ним, там – дочери над Лотом. В Содоме и Гомморе применен упреждающий удар. Стратегия Бога изменилась.

13 «Хам же отец Ханаана». (Златоуст: это указывает на его великое невоздержание. Когда вся Вселенная погибала, он предался похоти).

14 И вообще, видеть наготу человека - это великий стыд и уничижение (Авв. 2:15, 16). «Увидеть наготу» иногда может означать половые отношения (Лев. 18:6слл. - юфемизм). Моррис говорит, что Хам не мог так поступить. Он был верующим, добровольно вошел в ковчег, чтобы избежать морального развращения мира.

15 Сим – «слава», «известность» или «имя». Хам эквивалент египетского кем («черный»). Иафет происходит от слова со значением «глава народов».




Схожі:




База даних захищена авторським правом ©lib.exdat.com
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації