Поиск по базе сайта:
Главы 4, 5 icon

Главы 4, 5




Скачати 285.82 Kb.
НазваГлавы 4, 5
Дата конвертації19.08.2014
Розмір285.82 Kb.
ТипДокументи
1. /1. 1 глава.doc
2. /2. 2 глава.doc
3. /3. 3 глава.doc
4. /4. 4-5 глава.doc
5. /5. 6-9, 10 гл. Потоп.doc
6. /7. 10-11.1-9. Вавилон.doc
7. /8. 11.27-50. Авраам.doc
8. /9. 25-27. Исаак-Иосиф.doc
9. /Введение в Ветхий Завет - Комментарий.doc
10. /Второзаконие.doc
11. /Исход общ.doc
12. /Левит общ.doc
13. /Числа.doc
Исследование Библии, но прежде, чем перейти к тексту, поговорим об авторстве, содержании и ценности книги Бытия
* Чтение второй главы в новом переводе
Ветхий Завет Бытие, 3 глава
Главы 4, 5
Главы 6-9: потоп, ной (1)
Главы 10-11: 1-9 рассеяние, вавилонская башня
Патриархи (11: 27-50): авраам (11: 27-23)
Патриархи (11: 27-50): исаак (25: 19-27: 46)
Введение в ветхий завет
Чем является Павел для богословия Нового Завета, тем Моисей для богословия Ветхого Завета
Книга спасения и избавления. Бог чудесным образом вывел Свой народ из Египта. На горе Синай Господь заключил завет с Израилем и дал народу Свои заповеди, а после сопровождал их в путешествии по пустыне
Общее
Основные слова: служение, война, странствование. Главные мысли: Спасены, чтобы служить



ГЛАВЫ 4, 5



Однажды Сперджен проповедовал об отречении и покаянии Петра. Он сравнил себя с петухом, который напомнил Петру слова Христа: «Трижды отречешься от Меня».

«В этом петухе я вижу себя. Моя проповедь – жалкое пение петуха, но я надеюсь, что взгляд Учителя соединится с моей слабой проповедью… Продолжай кукарекать, бедная птица. Если в это время Иисус посмотрит на человека, то твое пение не будет напрасным: оно сокрушит сердце Петра».

Мы, проповедники, подобны этим бедным птичкам. И, может быть, кому-то наше пение кажется жалким и ничего не значущим. Но Господь действует через немощи братьев и производит свое действие, я верую. И мы меняемся. Хотя вопрос остается: как Библия влияет на нашу жизнь? И влияет ли?

Сегодня кафедра – далеко не единственный авторитет в нашей жизни. (Равно как и Библия). На поведение людей (в том числе и верующих) влияет ТВ, мирские ценности, реклама, мода. В последнее время и Интернет вносит вклад в формирование мышления и поведения. Нас учат, как думать и что делать. Причем информация, которую мы в избытке получаем через СМИ, способствует унификации мышления. Все должны думать и действовать одинаково. Возможны разномыслия (т.н. плюрализм). Но все это не выходит за определенные рамки мирского образа мышления.

Но мы – верующие. То, что говорит Библия, имеет большое значение для нас. И, слушая проповеди, читая Библию, каждый раз мы думаем: что я могу исполнить из этого, хоть самое малое? Что Господь хочет сказать мне сегодня? В этом собрании?

Я вспоминаю одного христианина, жившего в семидесятых годах прошлого века в России. (Тогда Евангелие только распространялось на ее бескрайних просторах). Прокофий, неграмотный, мало знавший Евангелие, старательно проводил в жизнь то малое, что знал. Услышав слова Христа, если кто имеет две одежды, то одну должен отдать неимущему, - он пересмотрел все свое имущество. На нем оказалась одна рубаха, а вот шапок, лаптей и портков было по двое, и он раздал их. Когда он узнал о заповеди Христа, повелевающей накормить голодного, то повесил через плечо суму, в которую собирал хлеб, прося подаяние, и разносил его голодным. С этой сумой он не расставался до смерти. На одном собрании читался текст: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов». На следующий же день Прокофий со всей своей семьей отрабатывал на полях за тех, кто изнемог, у кого было много ребятишек».

Как Библия влияет на нашу жизнь?.. Что я могу исполнить? С этими мыслями мы приступаем к разбору очередной главы книги Бытия.

4.1-8: Каин и Авель


1-2. Имя «Ева» значит «жизнь». И потому, мы видим, жизнь продолжается. Ева родила сыновей: Каина и Авеля. Каин значит «приобретение». Авель значит «пар», «дуновение». Рождение Каина вселило надежду в Еву. Но в имени Авеля мы уже слышим отчаяние..

3-5. Жертвоприношение

Каин и Авель были верующими. Адам и Ева рассказали им о Боге. Они знали, что Богу нужно поклоняться и приносить жертвы. Оба сделали это, но Бог особое благоволение выразил к жертве Авеля. Жертва Каина осталась как бы незамеченной.

Мы не знаем, что значит точно «призрел».

Есть предание, согласно которому огонь сошел от Господа, и жертвоприношение Авеля, охваченное пламенем, устремилось к небу; а на дар Каина не сошел огонь, и, значит, он не был принят. (Подобно жертвоприношению Илии на Кармиле). Может быть Бог выразил Свое благоволение другим способом.

Более важен для нас другой вопрос: почему Бог принял жертву одного, и отверг жертву другого? Есть разные точки зрения.


  1. Бог предпочитает пастухов земледельцам (Гункель). – Несерьезно.

  2. Бог предпочитает младшего старшему. – Несерьезно.

  3. Приношение животных предпочтительнее овощного. (Но см. закон. Богу можно (нужно)

было приносить начатки от жатвы, плоды земли).

  1. Авель принес в жертву первородное, в то время как Каин – что попало под руку. Богу нужно

приносить лучшее и первое. Авель действительно поступил так. Библия не говорит, что Каин так сделал. Жертва, все таки, имеет важное значение.

  1. Вопрос «веры». С точки зрения веры Каин не был достоин. (Евр. 11).

  2. Проблема не в жертве, а в человеке. 1 Ин. 3:12-13. «Дела его были злы, а дела брата его

праведны».

Разумно предположить, что имеет значение и жертва, и состояние приносящего жертву. И второе, пожалуй, имеет большее значение. Если бы Каин принес первородное от скота, но дела его были бы злы, конечно, Бог не принял бы его жертву.
  1. Путь закона: Бог видит хорошую жертву, и принимает человека и жертву.

Бог Бог


Жертва Человек

Человек Жертва

(2) Путь веры: Бог смотрит на сердце человека и принимает или не принимает его жертву.

Это не значит, что жертва не имеет значения. Верою человек просто не станет приносить плохую жертву.

Объяснение в послании к Евреям: «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще».

Авель был искренним верующим. Он поклонялся Богу так, как Тот сказал. Это стоило ему жизни. Авель стал первым мучеником веры.

* Верою он принес лучшую жертву. Автор послания к Евреям говорит, что есть разница и в жертве. Верою позволила Авелю принести жертву лучшую. К.Х.М. пишет:

«Каин принес Богу плоды земли, запечатленной проклятием, и это приношение не сопровождалось пролитием крови, снимающим проклятие; он не верил, и потому принес жертву «бескровную». Если бы у него была вера, он понял бы, что «без пролития крови не бывает прощения» (Евр. 9:22)… Но он рассуждал чисто по-человечески. «Что может человек принести в жертву Богу более приятное, чем дар, приобретенный им в поте лица и трудами рук его?..

Сегодня путем Каиновым идут тысячи людей. Они приносят Богу плоды рук своих. Божье средство очищения отвергнуто и подменено усилием человека улучшить мир. (Это религия, основанная не на том, что сделал Бог, а на том, что делает человек).

Каин принес в жертву Богу плод своего тяжелого труда, но к чему повело это? Мог ли труд грешника снять проклятие за грех и стереть беззаконие?… Напрасно будет он трудиться и уставать, напрасно в поте лица своего добудет себе жертву… напрасно изменит он свой образ жизни, свой характер; напрасно сделается нравственным и религиозным; не имея веры напрасно будет молиться, читать и слушать проповеди; напрасно, словом, будет делать все, на что лишь способен человек… Крест показывает грешнику, что Бог предусмотрел уже все необходимое для покрытия его вины и духовной нищеты… Все это наглядно олицетворяется «лучшею жертвой» Авеля. Авель заслужил смерть и осуждение, но Авель находит Заместителя… (В ад можно идти любым путем, но к Богу есть только один путь).

Подобно Авелю, грешник сознает, что плоды земные не могут принести пользы душе его; чувствует, что принесение Богу лучших плодов земных не освободит его совести от гнета греха, на ней лежащего, ибо «без пролития крови не бывает прощения». Лишь совершенная жертва Сына Божия сильна умиротворить сердце и совесть… 2.59…

Авель понял это. Сейчас он об этом говорит нам. (Автор Послания к Евреям замечает, что верою Авель говорит после смерти). Хотя он умер, но он еще говорит нам. «Смерть – это не последнее слово в жизни праведного человека. Покидая этот мир, человек оставляет на ней какую-то часть своего «я». Он может оставить после себя нечто, что будет расти и распространяться подобно раковой опухоли, но он может оставить после себя и нечто такое, что будет цвести и процветать бесконечно долго». Человек оставляет после себя либо хорошее, либо плохое влияние; каждый человек, даже умирая, продолжает говорить. О чем мы будем говорить после смерти? 2.152

Каин пошел не по тому пути: Иоанн говорит, что его дела были злы. Он думал, что можно грешить, не раскаиваясь, упорствовать в грехе, но при этом приносить Богу формальные жертвы и быть угодным Ему. Невозможно! Жертва это не взятка, дающая право на грех. Потому Бог отверг жертву Каина. Авель был праведен. Разумеется, он не был безгрешным, но его жизнь была угодной Богу. Он поступал в соответствии со словом Божьим. 3.218
6-7. На месте Каина и я бы огорчился. И, наверное, любой из вас. Представьте себе, брат спел, и сошел огонь с неба. Бог принял жертву хвалы. А другой помолился, и не сошел огонь. Бог не принимает. И огорчение – это естественная человеческая реакция. Поэтому Бог не наказывает Каина за огорчение, а побуждает его к самоисследованию, раскаянию.

«Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица?» Если ты делаешь доброе, тебе нечего опускать голову, прятать глаза. Пр. 4:25: «Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою». Только не поднимай голову слишком высоко.

И далее Господь указывает Каину на его проблему: «У дверей грех лежит», т.е. грех очень близок; стоит только впустить его, как он войдет и овладеет тобой. «Он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним».

Здесь Каин мог бы раскаяться и попросить у Господа силы не грешить. «Ты видишь, Господи, что грех действительно влечет меня к себе. И нет силы противостать. Помоги мне». Но Каин решает проблему иначе: Стих 8.

Некоторые переводы уточняют: «Сказал Каин Авелю… пойдем в поле». И там он убил его.

4.9-17: Каин


9. Господь снова задает Каину вопрос. Он спрашивает не по неведению, но чтобы привлечь убийцу к покаянию. Бог принимает вид незнания для того, чтобы вопросом побудить к исповеданию греха и чтобы он мог получить прощение. Точно так же Он задавал вопрос Адаму: где ты? Каин ожесточается, не раскаивается. И тогда Господь обличает его.

10. Господь знает, где Авель, конечно. Более того, он слышит вопиющего посредством крови. Он слышит голос крови.

11. В третьей главе Бытия мы читаем: «Проклята земля от тебя», а здесь: «Проклят ты от земли». В чем же суть этого проклятия?

12. Каина ждет жизнь, которая хуже смерти. Иногда Бог тяжкое наказание налагает. Жить с чувством постоянной вины. Жить без Бога.

13. Это уже исповедь, но пользы никакой, потому что она несвоевременна. В страшный день на суде все мы сознаемся в своих грехах, видя перед собой наказание и неизбежные муки, но не получим от этого пользы. Поздно.

Каин жалуется: Стих 14, 15. Господь весьма человеколюбив. Он не желает смерти грешника. Он уверяет его в безопасности.

Мы не знаем, каким было это знамение, или знак.

  1. Это не черная кожа. Негры произошли не от Каина, а от Ноя.

  2. Библия не говорит нам.

  3. Вариант: It could have been a visible mark, but it seems more likely that it may have been some

kind of event that confirmed to Cain that God would not allow him to be killed. (Один богослов: это город, построенный Каином. Этот город похож на города-убежища. Каин должен был спрятаться от мстителя).

Для моего возрастания в христианской вере это не так важно. Иначе Библия что-то сказала бы нам об этом.

Господь говорит, что за Каина отмстится всемеро. Отмстится всемеро – по древнееврейски можно понять «в седьмом поколении». И действительно, далее мы увидим, что именно в седьмом поколении от Адама был убит сам Каин. (Щ)

16. Бог везде. Но некоторые места отмечены особым Его благословением и присутствием. Или же, речь о том, что Каин лишился покровительства Бога.

17. Каин строит город. Для чего, собственно, возводится город? Чтобы оградить себя… Он хочет защитить себя и от диких зверей, и от будущих людей; он боится, скрывается, строит укрепления. (Щ).

Неверующие часто спрашивают, где Каин взял жену?

  1. Библия не говорит. Ее это не интересует.

  2. Вариант.

Писание нигде не делает точного исчисления женского пола. Оно, в основном, поминает

только о мужах, и то не о всех. Иногда очень кратко: такой-то родил сыновей, дочерей, и умер. И в настоящем случае можно полагать, что Ева после Каина и Авеля родила дочь, которую Каин и взял себе в жену. 5.178 (В Библии события представлены не в хронологическом порядке (часто).

(Законы кровосмешения тогда не действовали).

4.18-26: Потомки Каина


18-22. Нельзя сказать, что человек без Бога ничего не может. Каин ушел от Бога, и построил город. (Понятно, что из себя представлял этот город. Пару построек и ограда. Но все-таки). Каин и его потомки кладут начало, так сказать, цивилизации. Всеми силами они стараются улучшить находящийся под проклятием мир.

Иавал положил начало с/х и легкой промышленности, обеспечивая потребности общества в питании и одежде. Иавал значит «странствующий». Это указывает на кочевой образ жизни.

Иувал – первый музыкант, родоначальник работников идеологического фронта, которые должны были удовлетворять душевные (духовные) потребности общества. Иувал значит «звук» Он делал инструменты и извлекал из них приятные звуки. Однако музыка, по преданию, использовалась в потомстве Каина для разжигания низших страстей во время идолопоклоннических празднеств.

Тувалкаин (действующий молотом) – первый ремесленник.
Ничего плохого во всей их деятельности не было. (Позже потомки Сифа пользуются этими изобретениями, кажется, только одно изобретение действительно принесло большую пользу – топор, которым Ной построил ковчег). Их беда была в том, что они забыли Бога, и это привело к великому развращению на земле. Бог хотел их остановить. Имя правнука Каина – Мехиаэль, что значит (согласно некоторым комментаторам) «пораженный, уничиженный Богом». Вероятно, это намек на какое-то событие в жизни каинитов, когда Бог вмешался в их жизнь, но это их не остановило. Они продолжали идти широким путем. И сердце человеческое радовалось, наполнялось гордостью и умилением при виде толпы блестящих художников, музыкантов. Звуки музыкальных орудий услаждали слух, успехи земледелия и ремесел покрывали нужды и потребности общества. Но Господь сказал: «Истреблю».

22б. Ноема (“приятная” Богу? - жена Ноя; Тора).

Интересный и несколько непонятный отрывок. 23-24. Мы видим Ламеха – первого поэта (хотя его песнь – две строчки)… Кроме того, Ламех положил начало многоженству (19). В седьмом поколении от Адама появился человек, который нарушил Божественное установление. Его привлекла красота этих женщин. Имя Ада означает «украшение», а Цилла – «тень».

В своей песне Ламех говорит, что убил мужа в язву и отрока в рану ему. Трудно сказать, что же там случилось на самом деле. Или он действительно сделал нечто подобное. Или же это угроза

Возможный ответ: Ламех дошел до такого состояния, когда человек не только совершает грех, но и хвалится грехом. Он с гордостью сообщает женам о совершенном им убийстве. Причем он показывает пренебрежение к Божьим словам и говорит, что если за Каина отмстится всемеро, то за него в десять раз всемеро. Некоторые толкователи говорят, что это просто угроза. Ламех, потрясая изобретенным его сыном Тувалкаином мечем, грозится убить всякого, кто станет на его пути

Вариант 2: Ламех признается, что совершил тот же грех, что и Каин. И я должен понести в 70 раз большее наказание. Вот это добродетель! Совесть обличила его. (Златоуст).
23-26. Отрадное окончание главы. Все не так уж плохо. В ответ на грех человека Бог проявляет, в очередной раз, Свою милость. Вместо Каина Он дает Адаму и Еве нового сына – Сифа. И люди снова начинают призывать имя Божье. Слава Ему. И мы остановимся на хорошей ноте, воспоем, и затем продолжим наше размышление.

* Сторож брату (Применение)


В. Когда Ева родила своего первого сына, она назвала его Каином. Каин значит «приобретение». Этим именем Ева выразила свою радость о рождении первенца. Вероятно, как и все родители, она возлагала на него большие надежды. Но Каин не оправдал ее надежд, и, опечаленная, второго сына она назвала Авель, что значит «пар», «дуновение». (Это же слово в книге Екклесиаста переводится как «суета»). (Иногда мы ошибаемся в детях. Ева сказала: «Приобрела я человека от Господа», а вышел братоубийца. Когда родила второго, назвала его «пар», «дуновение», «ничтожество». А вышло - герой веры).

Каин и Авель поклонялись Богу, хотя исповедовали разные формы поклонения. Но главное различие между ними было в состоянии сердца. Авель верил искренне, и Бог засвидетельствовал о его праведности. Каин же только назывался верующим, но «дела его были злы». Потому Бог отверг жертву Каина и обратил его внимание на грех. Вместо того, чтобы прислушаться к обличению, Каин разгневался и лицо его приняло угрюмое выражение. «И сказал Каин Авелю, брату своему. (Далее – пропуск; некоторые переводы добавляют: «пойдем в поле»). И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего и убил его».

Мы называем Каина первым убийцей, более того, братоубийцей. И это так. Но сейчас обратим наше внимание не на поступок Каина, а на его философию жизни, выраженную в ответе на вопрос Бога.

1.1. «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю. Разве я сторож брату моему?»

Это первое «евангелие» эгоизма, и убийца – его первый проповедник. Суть этого «евангелия» в том, что человек должен заботиться только о своих интересах, думать только о своих правах, а не обязанностях по отношению к другим. Проблемы брата – это его проблемы. У меня есть личная жизнь, я не вмешиваюсь в его дела, а он пусть не трогает меня. Я не сторож брату моему, и он не сторож мне.

1.2. Мы живем в обществе. Можем ли мы быть свободны от общества? Кто для меня мой ближний?

Сегодня большую популярность завоевала теория индивидуализма, выдвинутая Каином. Мы как свободные граждане имеем право на личную жизнь. И мы никому не обязаны отчитываться в своих проблемах, делиться радостями и печалями. В то же время, Библия говорит о любви к ближнему, о сострадании, милосердии, зависимости друг от друга. И христианская этика – этика общества, а не одиночек. Такие ее качества как любовь, забота, доброта можно проявить только в обществе.

Когда я учился в семинарии, в нашей группе был молодой брат нестандартного характера. Очень короткое время в одной комнате с ним жил один студент, который не смог понести бремени совместного проживания и, имея возможность, переселился в другую комнату. Через некоторое время на его место вынужден был поселиться другой студент. И как-то я спросил его: «Как же ты с ним живешь?» Ответ его был примечательным: «Мы научились не мешать друг другу». Но такими ли принципами должны определяться наши взаимоотношения? Поскольку уж мы вынуждены жить вместе, ходить в одну церковь, я не буду мешать тебе, а ты не мешай мне. А что ты делаешь и чем дышишь – меня это совершенно не интересует.

  • Интересно, что именно Каин построил первый город. Город представляет сам в себе противоречие: на вид – живейшее объединение, а на деле – организованная пустыня. Город и есть характерное выражение и разъединения и одиночества. В городе люди отгородились от Бога и друг от друга, и от природы. В городе мы держим на запоре не только свои двери, но и свои души. И поэтому русская поговорка гласит: «Бог создал деревню, а дьявол – город».

2.1. «Где брат твой?» Этот вопрос сегодня обращен к нам. И слово «брат» здесь не означает только единокровного, родного брата, а всякого человека, который в чем-то нуждается, которому мы можем помочь. Вне сомнения, Бог знает где наши братья, но знаем ли это мы? Знаем ли свои обязанности по отношению к брату, обязанности сторожа братьев? А быть сторожем брату – не значит проникать во все его дела, собирать на него досье, контролировать вход и выход брата, наблюдать, с ему брат ходит и с кем не ходит. Это задача спецслужб. Они могут быть в курсе каждого шага человека, но называть их истинными сторожами трудно. Обязанность сторожа не заключается только в знании местонахождения брата, хотя и это хорошо знать. Более важно для нас знать состояние брата, его проблемы. Может быть, он страдает, и у него депрессия? Может, он в одиночестве? Или испытывает материальные затруднения? Знаю ли я это?

  • «Где брат твой?» Может ли Бог требовать ответа на этот вопрос? Каин не согласен. И он как бы присоединяется к вопросу Бога. «Да, где же брат мой? Давненько я его не видел. Впрочем, Господи, Твой вопрос неуместен. Я не сторож брату моему. Откуда я могу знать, где он. Ведь и работаем мы в разных бригадах, он на ферме, со скотом, а я на поле. И живем-то мы в разных шалашах. Нет, Господи, это вопрос не по адресу. И вообще, Авель не маленький, сам может позаботиться о себе».

2.2.1. Библия говорит, что мы несем ответственность за наших братьев. Мы отвечаем за их материальное положение. «Кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божья?» - спрашивает апостол Иоанн. Кто-то имеет хлеб насущный не только на сей день, но на несколько лет вперед, а другой испытывает нужду в самом необходимом. И мы можем проявить заботу о наших братьях, если Бог дает нам больше. В Своей притче об овцах и козлах Христос сказал, что Бог будет судить нас на основании нашей заботы о ближних. Конечно, чтобы составить более полную картину суда, надо читать этот отрывок вместе с другими. Но в этой притче обвинительное заключение представлено как нигде очень подробно. И оно сформулировано на основании наших дел, дел любви. Кормили ли голодных? Принимали ли странников? Посещали ли больных? Одевали ли нагих? И мы не сможем ответить: «Господи, я не посещал больных, но зато не пропустил ни одного собрания. И разборы посещал». «Сие надлежало делать, и того не оставлять».

2.2.2. Библия говорит, что мы должны принимать участие в духовных нуждах наших ближних. «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими». Радость брата – моя радость. Печаль брата – моя печаль. Еще больше внимания мы должны уделять отношению нашего брата к Богу. Где сестра моя? Где брат мой? Может быть, они не спасены? Может, они без Бога? Как часто я посещаю их, молюсь о них? «Молитесь друг за друга!» – призывает апостол Иаков. «Если кто видит брата своего, согрешающего… то пусть молится», - пишет ап. Иоанн. Духовные нужды – забота не только пресвитера, но всех нас. И неважно, какие это братья. Если плохие, тем более нуждаются в нас.

Христианский поэт Я. Бузинный хорошо сказал в своем стихотворении об отношениях, которые должны быть между братьями:

Если брат сошел с прямой дороги – Я в тревоге.

Если он в пути упал невольно – И мне больно.

Если жизнь ведет он бесшабашно – То мне страшно.

Если всеми он забыт на свете – Я в ответе.

Если он с врагом в жестокой битве – Я в молитве.

Если был к нему Христос участлив – Я был счастлив.

А когда моя жизнь стала адом – Он был рядом!
3.1. Истинная наша сущность выражается не в громких словах и грандиозных делах, а в отношении к братьям. Не в любви к людям или к братству вообще, а в любви к конкретным людям.

Один из героев Достоевского в «Братьях Карамазовых» рассуждает: «Чем больше я люблю человечество вообще, тем меньше я люблю людей в частности, т.е. порознь, как отдельных лиц. В мечтах я нередко доходил до страстных помыслов о служении человечеству и, может быть, действительно пошел бы на крест за людей, если бы это вдруг потребовалось, а между тем, я двух дней не в состоянии прожить ни с кем в одной комнате, о чем знаю из опыта». «Я люблю человечество, только людей не переношу». А Господь говорит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». Эта заповедь встречается уже в ВЗ, но ее новизна в масштабах. Ближние – это не ограниченное число знакомых и родственников, а все, кто нуждается в нашей любви. Ее новизна – в силе любви. Теперь любящий должен быть готов положить душу свою за ближнего.

«Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего» (1 Ин. 3:11-12).
3.2. Забота о ближних является лучшим свидетельством нашей веры в Бога. «Кто говорит: `я люблю Бога', а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?»
3.3. Любовь к братьям может стать лучшей формой евангелизации, которую никто не сможет запретить. И эта любовь может говорить громче слов, особенно когда уже так много сказано. Христианский богослов и апологет II-III веков Тертуллиан писал о реакции, которую оказывали христианские взаимоотношения на окружающих: «Смотрите как они любят друг друга, - с изумлением восклицали даже враги веры, - ведь язычники ненавидят друг друга! И смотрите как они готовы умереть друг за друга, ведь язычники с большей охотой убивают друг друга!» Братья по крови Адама готовы убивать друг друга; братья по крови Христа готовы умирать друг за друга. Какое впечатление на окружающих оказывает наша любовь к братьям?
Прекрасный пример отношения к ближним показал Иисус Христос. Он был совершенно свободен от эгоизма. Он не думал о Своих нуждах, а о нуждах братьев. В Евангелии написано, что Он «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Он заботился о физических нуждах ближних, не только о «духовных». И Он не просто уделил нам что-то от изобилия Своего, но отдал Себя Самого. «Он положил за нас душу Свою, - говорит ап. Иоанн… И мы должны полагать души за братьев». Такова цена любви. Один миссионер сказал: «То, что ты сделал для себя, умрет с тобой; но сделанное для других будет жить в веках». (Бог – Сына; Сын – жизнь).

Хорошо и приятно жить братьям вместе, хотя иногда и очень трудно. (Пример: святые стали жить вместе). Но у нас есть Пример – Иисус Христос, и много примеров в Библии. И мы не сразу становимся сторожами-профессионалами, а мало-помалу. Мы учимся, развиваем отношения, улучшаем их. (К слову сказать, и мои друзья, о которых я упоминал, со временем значительно улучшили свои отношения). И благослови нас Бог думать о своих обязанностях сторожа, во всем подражая Христу.

Енос – смертный;


Малелеил – хвала Богу;

Иаред – снижение, спуск. Несмотря на долголетие – есть конец.

ГЛАВА 5

Введение


Слушание и чтение Библии. (Как едят дети). Наблюдайте, как слушаете. Библия – это “земля святая”, поэтому подходить к ней следует со смирением и трепетом. (В собраниях христиан I-II веков проповедник сидел, а люди стояли, слушая Слово с великим почтением). Но проблема не в положении тела, а в отношении: какое место занимает Библия в нашей жизни. Ответьте каждый на вопрос: (Проектор 1: Вопрос). Это объясняет, почему мы так подвержены искушениям.
Сегодня мы переходим к изучению пятой главы. Но прежде позвольте сделать краткий обзор пройденного. (Повторение – мать учения).

В первой и второй главах мы читаем о том, как Бог создал мир из ничего. Земля наполнилась благоухающей зеленью, в воде появились рыбы, воздух наполнился веселым гомоном птиц. Недоставало вершины творения, и Бог вызвал к жизни человека, мужчину и женщину. Жена в отличие от Адама не была создана из праха, но взята от мужа. Они стали одной плотью, или как выразился один поэт: Две души – одно стремленье,

Сердца два – а пульс один.

Третья глава говорит о непослушании людей. Диавол посеял сомнение в сердце Евы. (Как и сегодня искушает сестер). А Иаков говорит: «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью». Причина искушения не только вне, но и внутри нас. «Господи, сохрани меня от себя же». Ева посмотрела… и согрешила. Иногда взгляд падает, куда не следует. На то и глаза, чтобы смотреть. Но если случайно посмотрел, куда не следует, больше не смотри. Б. Греем сказал: «Второй взгляд – это уже грех».

Человек был обманут. Получилось не то, что ожидал. Кто-то рассказывал, что на территории Мертвого моря растет знаменитый фрукт, называемый содомским яблоком. Его прелестный заманчивый вид привлекает внимание путников, желающих подкрепиться им. Но как только яблоко сорвано, из него сыплется едкая гадкая пыль. Последствия греха не так приятны, как кажется на первый взгляд.

Библия говорит: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нас». Но мы более склонны оправдывать себя, как и Адам и Ева. Даже Бог бывает виновен в наших грехах. И потом приходит наказание за грех.

В четвертой главе – еще один день из жизни Адама и Евы. Авель, их сын, не вернулся домой, а Каин сказал, что ничего не знает. Он же не сторож брату. Но и он не смог скрыть своего преступления и был лишен благодатного Божьего присутствия.

Прошлый раз мы говорили о Каине и его потомках. Всю свою деятельность они направили на обеспечение материальной жизни. Житейские заботы поглотили их, и они пренебрегали духовной стороной. Интересно, что некоторые имена потомков Каина оканчиваются (в евр.) на эль (от Элохим – Бог). Это указывает на то, что какое-то знание о Боге у потомков Каина сохранилось, но, несомненно, это была формальность. Пришло новое время развития науки, искусств, философии, но без Бога.

Это было время упадка морали. Ламех открыто нарушил законы брака («новая мораль»).

Это было время великих изобретений. Иавал положил начало скотоводству и стал родоначальником нового образа жизни – жизни в шатрах. Его брат – Иувал – специализировался в музыке. Он изобрел струнные и духовые инструменты, удовлетворяя нужды общества в развлечениях. Тувалкаин произвел индустриальную революцию в древнем обществе – начал пользоваться медью и железом. Железные и медные орудия заменили каменные (по своей значимости это открытие, наверное, можно сравнить с началом использования атомной энергии в нашем веке). Эти трое братьев олицетворяли собой благосостояние, наслаждение и силу. Люди имели все: они богатели, развивали искусства и экономику, господствовала свободная мораль. В Боге они не нуждались. (Такую картину мы наблюдаем и сегодня).

Но вместе с рождением Сифа – нового сына Адама – начинается история другого поколения людей. «Люди начали призывать имя Божье». Это не значит, что раньше люди не молились, не приносили жертвы. Во все времена были благочестивые люди. Теперь они стали делать это открыто. Енох, например, даже начал других предостерегать, проповедуя о грядущем суде. Знаете, что значит имя сына Еноха – Мафусал? «Когда он умрет – начнется». (Полагают, что потоп начался в год смерти Мафусала). Потомки Сифа были наделены долголетием. Сам Сиф жил 912 лет, а Мафусал больше всех – 969. Предания разных народов говорят об их долговечности. Они были близкими потомками Адама и Евы, созданных бессмертными, естественные условия жизни были отличны от нынешних, так что нет причин не доверять в этом Библии.

Обратимся же к пятой главе книги Бытия и прочитаем несколько первых стихов:

1. Родословные (Чтение главы: 1-10… и так они продолжали рождать друг друга) См. 15. 48


Вы – примерные христиане. И это проявляется в отношении к родословным. (1 Пар. 1-9; не пропускаете ни одной строчки).

Если мы честны, то признаемся: большинство из нас при чтении Библии пропускают записи родословий. Но ап. Павел говорит: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16).

Пятая глава Бытия представляет собой только одну из многих родословий Библии. И эти родословные не похожи на наши, т.е. к ним нельзя предъявлять те же требования. Они не использовались как хронология, и, суммируя цифры, мы не можем точно определить время сотворения мира. В древних родословных, например, из соображений краткости, часто опускали многие имена. (Подобное мы наблюдаем в первой главе Евангелия от Матфея). Слово «родил» не всегда означало, что речь идет о сыне и отце. В Мф. 1:8 мы читаем, что Иорам родил Осию. Но из ВЗ мы знаем, что Иорам был прадедушкой Осии. Т.е. слово родил означает, что Осия был прямым потомком Иорама. «Сын» означало не то, что мы обычно думаем, а потомка. (Фарисеи говорили: «Мы дети Авраама». Это означало, что они физически и духовно – наследники отца веры). «Отец» значит «предок». Обобщим:


  1. Родословные - распространенный способ записи истории. Если нам известны жизнеописания определенных людей, общий ход истории можно обозначить, просто перечислив имена этих людей.

  2. Цель родословных – показать принадлежность к определенному роду, семейству. (Ной произошел от Адама).

  3. По соображениям краткости в родословных могут быть упущены некоторые звенья (это не ошибка, а определенный подход).

  4. Слово «рождать», как и слово «сын» имеют много значений.


Интересно отметить разницу между родословными Каина (4 глава) и Сифа (5). В четвертой она начинается с безбожного Каина и кончается злым Ламехом, инициатором многобрачия. Она приходит в тупик. Потоп неизбежен. Здесь все начинается с благочестивого Сифа и приходит тоже к Ламеху. «Мафусал жил сто восемьдесят семь лет и родил Ламеха» (25). Но это другой Ламех. От него произошел Ной. «Ламех жил сто восемьдесят два года и родил сына, и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь [Бог]» (28-29).

Родословная пятой главы показывает, что

  1. Божий приговор остается в силе. Люди умирают.

  2. Бог милостив, и жизнь продолжается.

  3. Люди плодовиты. Исполняется Божий замысел.

  4. Ной происходит от Адама. Есть связь между человеком, сотворенным Богом, и человеком, ставшим родоначальником людей после потопа.

Это мы можем понять при первом прочтении главы и некотором изучении. Но это не все, что Господь хочет сказать читающим пятую главу. Там есть одна жемчужина – краткая биография Еноха. На нее мы и обратим наше внимание в следующей беседе. Я хочу пригласить вас прогуляться по кладбищу. И кое-чему научиться.

(Проектор 2: Кладбище сифитов). Что здесь необычного? Споем.
2. Енох

5:11-17

Мы проходим по большому кладбищу. Это самое древнее кладбище. И что мы видим? Хотя бы человек прожил несколько столетий, родив много сыновей и дочерей, все-таки о нем сказано: «и он умер». «Смерть царствовала от Адама до Моисея…» «Человекам положено однажды умереть». Но памятника Еноху нет. Он не умер!

Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.

Енох был героем веры. Он угодил Богу, потому что его вера проявилась в послушании. «Он ходил с (пред) Богом» (Быт. 5:22). Он был пророком (Иуды 14), который провозглашал Божью волю миру и обличал греховный образ жизни.

Енох ходил с Богом в мире зла. Он смог сохранить свою жизнь в чистоте, и однажды был взят на небеса. Авель умер насильственной смертью, а Енох никогда не умирал. У Бога различные замыслы в отношении тех, кто верит в Него.

Енох ходил пред Богом в эпоху разврата и греха. Другие люди в это время удалялись от Бога, а Енох приближался к Нему с каждым днем, пока, наконец, не перешел в присутствие Бога. Всего два человека было тогда в небе с Богом. (А в аду еще не было никого). Первым к Богу перешел Авель, убитый братом. Вслед за ним – Енох, который не увидел смерти. (Адам, возможно, был еще жив во время восхищения Еноха).

Место Еноха на кладбище осталось незанятым. Но нельзя сказать, что о нем совсем забыли. Возможно, о нем потомкам напоминала табличка на доме, где жил в свое время Енох.

  • (Проектор 3: «Здесь жил Енох»). 622-987 от сотворения мира.



Господь взял Еноха к себе. Там ему будет лучше. Христос сказал: «В доме Отца Моего обителей много, а если бы и не так, Я сказал бы вам: иду приготовить вам место». Господь для Своих детей готовит нечто прекрасное.

Не смотри на мир, как на кладбище, дорогой друг. «Со смертию для нас кончается не все//Могила чудное есть жизни пробуждение//Когда живем, мы думаем, что падаем в нее//Умрем – возносимся на небо в изумление».

Подобно кончине Еноха для христиан смерть – переход, не конец. Это лишь этап на пути. Это дверь в новую жизнь.

Бог взял Еноха, и хочет, чтобы каждый из нас был с Ним. Нам трудно поверить сегодня, что есть жизнь после смерти. Никто оттуда еще не возвращался. Но Бог готовит сюрприз. Жизнь после жизни.

Если все это трудно вместить, хочу рассказать в назидание историю о двух близнецах (она, конечно, не нова). Их восприятие мира напоминает наше. Но будущее превосходит ожидания.

... Два близнеца были зачаты в утробе. Они увидели друг друга и обрадовались: "Как хорошо, что нас зачали! Как прекрасно быть живым!"

Вместе близнецы открывали мир. Когда они обнаружили пуповину, они воспели: "Как велика любовь нашей матери, как прекрасно, что она делится своей жизнью с нами!" Шли дни, и близнецы стали замечать, что они изменяются. "Что бы это значило?" - спросил первый близнец. "Это значит, что наша жизнь в этом мире идет к концу", - сказал второй. "Но я не хочу покидать этот мир, я хочу остаться здесь навсегда", - сказал первый. "У нас нет выбора" - сказал второй, - "Но, может быть есть еще жизнь после рождения!" "Как может быть жизнь после рождения?! Когда мы разорвем пуповину - жизнь перестанет поступать к нам! Кроме того, никто еще не возвращался обратно в утробу и никто не говорил нам, что есть жизнь после рождения! Это конец!" Один из близнецов впал в отчаяние: "Если зачатие кончается рождением, есть ли тогда вообще смысл жизни в утробе? Жизнь не имеет смысла! Может быть, вообще никакой мамы и не существует". "Но ведь должна же быть мама" - возмутился другой, - "Если ее нет, то, как тогда мы попали сюда? Что же тогда дает нам жизнь?" А ты ее когда-нибудь видел, эту маму?" - сказал другой. - "Может она существует только в нашем воображении. Может, мы сами создали этот образ, чтобы лучше себя чувствовать!"

В последние дни жизни в утробе они были полны глубокими вопросами и переживаниями. Пришел момент рождения. И, наконец, близнецы перешли в мир иной и открылись у них глаза. Они закричали от радости, потому что, то, что они увидели, превзошло все их ожидания.

Нам иной раз кажется, что ничего не может быть после этой жизни, и нить прерывается. Кто возвратился оттуда?

Библия говорит, что Господь готовит верующим в Него чудесное будущее. Мы не можем об этом даже помыслить.
Такое чудесное будущее Бог приготовил Еноху. Потому что он ходил пред Богом. Вся жизнь Еноха изложена в одном предложении: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял Его». Большинство людей, живших во время Еноха, конечно, не сидели без дела. Вероятно, они прославились своими достижениями в различных сферах деятельности, но ничего не сделали для вечности. О них нечего было писать, хотя они прожили столетия. Только родился, родил, умер.
Что можно будет сказать после нашей смерти? Как Бог оценит нашу жизнь?

* (Проектор 4: Памятник мне). (После тридцати лет иногда задумываешься о переходе, о том, что все мы смертны). Что зависит от меня? Имя? Дата рождения? Смерти? – Черточка между датами рождения и смерти выражает всю жизнь. О Енохе сказано: «Ходил пред Богом». Что Господь скажет обо мне?

На могиле женщины, возлившей на голову Христа елей, можно было написать: «Она сделала все, что могла». Это итог жизни.

  • (Проектор 5: Итог жизни Моисея)

Что Господь скажет о нашей жизни? Каким будет итог?
5:21-24

Немного мы знаем о Енохе. Можно было написать пару толстых томов жития святого Еноха. Но Моисей ограничивается несколькими строками. Жил. Родил. Ходил пред Богом. Бог взял его. Да, Иуда в своем послании кое-что говорит этом человеке, когда обличает нечестивых. Енох, оказывается, был пламенным проповедником. Он не молчал, когда видел зло. Послушайте отрывок из его проповеди:

Вот, идет Господь со тьмами святых (Ангелов) Своих - сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких (словах), которые произносили на Него нечестивые грешники. Опасная для жизни проповедь. Вряд ли грешники могли ее спокойно слушать.

Немного говорит о Енохе и автор послания к Евреям:

Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.

Вообще, он мало жил. 365 лет. Другие по 900. Но пусть немного, но хорошо. Или: не так, как все. Потому и написано о нем что-то необычное. Прежние стихи читаются как надписи на кладбищенских плитах. Жил, родил, умер. О Енохе тоже написано жил, родил, но нет даты смерти. Его место на кладбище - рядом с предками - осталось незанятым. Потому что «Енох ходил пред Богом». Можно перевести «с Богом», т.е. по Божьему пути. Он мыслил, говорил и действовал, сознавая и ощущая постоянное присутствие Создателя, и никогда не совершал чего-либо, могущего его оскорбить… Человек, ходящий перед Богом, боится чем-либо нарушить волю Божью.

Три мысли, характеризующих хождение Еноха, я хочу отметить.
1. Он ходил с Богом среди зла и разврата. Мы говорим: сегодня трудное время. Особенно в нашей стране. Невозможно прожить без обмана, без взяток или просто без лукавства. То же мог сказать и Енох. Была ли у него возможность грешить? Конечно. Написано, что «велико было развращение человеков на земле». «Земля наполнилась злодеяниями... Всякая плоть извратила путь свой на земле». Другие грешили. И ему предлагали. «Ты, Енох, отстал от жизни. Сейчас все практикуют свободную любовь, а ты сохраняешь верность жене. Как будто в первом веке живешь. Бери от жизни все, что можешь».

Никогда не было слишком легко с точки зрения морали. Было трудно Ною, Даниилу и его друзьям, ап. Павлу. Благочестивым всегда трудно. Но пример Еноха говори, что здесь и сейчас можно жить благочестиво, ходить перед Богом, можно угождать Богу. Именно в таких условиях и проявляется благочестие. Когда все ведут себя хорошо, это просто становиться нормой, или частью культуры. Но трудно ходить пред Богом, когда соседи и родственники противостоят. Когда грех становится неотъемлемой частью жизни общества... И блаженнее. Тогда мы сияем как светила. И там, где сильнее зло, заметнее и благочестие. (В темноте свеча заметнее). Например, говорят, в торговле много греха. Что ж, именно в торговле христианин может как нигде в другом месте проявить свое благочестие. Говорят, в богатстве много греха. Пусть. Зато как будет сиять благочестивый богатый христианин.

Если мы думаем, что сегодня невозможно быть благочестивым, так оно и будет.

Сегодня, к сожалению, все в мире перевернуто с ног на голову. Тот, кто грешит, считает себя героем. Нередко приходится слышать, как люди хвалятся грехом. А кто не грешит, тот как будто виноват.
2. Енох ходил перед Богом в повседневной жизни. Он был примерным мужем и отцом. Он не вел жизнь отшельника. Не в пещере жил (хотя отшельнику тоже нелегко. От себя-то не убежишь). Но труднее являть совершенную святость в обыденной жизни, в каждодневном общении с женой и детьми.

Равно и мы можем являть свою веру там, куда нас поставил Бог. Везде есть возможность поступать по-христиански. Не надо сетовать, что нет гонений, в которых, конечно, наша вера расцвела бы во всей полноте. Как сказать... Проявим свою веру, во-первых, в семье. На работе. На улице. В магазине. На рынке - ходить пред Богом.
3. Енох ходил пред Богом постоянно. По меньшей мере, в течение трехсот лет (после рождения Мафусала). (Мы бы не смогли с таким постоянством ходить пред Богом триста лет. И Бог забирает нас раньше, чтобы наоборот, не стали хуже. Нам бы лет пятьдесят прожить в святости). Енох не охладел. Ходил с Богом сотни лет.

Человек был создан, чтобы ходит с Богом и говорить с Ним (Быт. 3:8). И многие ходил с Богом. Ной (Быт. 6:9), Авраам (17:1). Мы должны делать то же. Когда вокруг зло, а мы не имеем своих людей в правительстве и парламенте и не можем способствовать принятию законов, основанных на библейских нормах и принципах, и не можем применять к грешникам меры церковного благочиния, что делать? - Ходить пред Богом. Кто-то сказал: «Можно ругать темноту, но лучше зажечь свечу». А много свечей - это уже светильник.

Енох угодил Богу среди зла. Бог взял его, потому что он был слишком хорош для земли, и на небе Еноху было лучше, чем на земле. Бог взял его в славу. Верность достойна награды.

Хотя мы взираем не на Еноха, а на Христа, пример праведника может ободрить нас и кое-чему научить. Мы можем подумать о своем хождении. Ходим ли мы как Енох: в любых условиях, в каждом дне жизни, с таким же постоянством. А Бог вознаграждает тех, кто ходит с Ним. Кто ходит с Ним здесь, будет с Ним в небе. Слава Ему. Аминь.

Приложения:
1.
Часто ли вы читаете Библию и применяете прочитанное в жизни?

Редко 1-2 раза в месяц 1-2 раза в неделю 3-4 раза в неделю Ежедневно





2.





395-1290


325-1235

235-1140


130-1042

… - 930






687-1656

874-1651

460-1422

1066-2016





3


Здесь жил и трудился
Сифит

Енох

Иаредович
(622-987)


.





4.











Михович

Леонид Иванович
06/07/1966

-

??/??/????




5.

Моисей (1486-1366 до Р.Хр.)

"И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу,

По всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его и над всею землею его,

И по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля" (Втор. 34.10-12).


Инструкция
Беседа №1

  1. Вопрос: Часто ли вы читаете Библию и применяете прочитанное в жизни? (Введение).

  2. Кладбище сифитов. (Конец беседы №1)


Беседа №2

3. «Здесь жил и трудился Енох». Табличка на доме.

4. Памятник мне.

5. Итог жизни Моисея.



Схожі:




База даних захищена авторським правом ©lib.exdat.com
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації