Поиск по базе сайта:
* Чтение второй главы в новом переводе icon

* Чтение второй главы в новом переводе




Скачати 177.21 Kb.
Назва* Чтение второй главы в новом переводе
Дата конвертації19.08.2014
Розмір177.21 Kb.
ТипДокументи
1. /1. 1 глава.doc
2. /2. 2 глава.doc
3. /3. 3 глава.doc
4. /4. 4-5 глава.doc
5. /5. 6-9, 10 гл. Потоп.doc
6. /7. 10-11.1-9. Вавилон.doc
7. /8. 11.27-50. Авраам.doc
8. /9. 25-27. Исаак-Иосиф.doc
9. /Введение в Ветхий Завет - Комментарий.doc
10. /Второзаконие.doc
11. /Исход общ.doc
12. /Левит общ.doc
13. /Числа.doc
Исследование Библии, но прежде, чем перейти к тексту, поговорим об авторстве, содержании и ценности книги Бытия
* Чтение второй главы в новом переводе
Ветхий Завет Бытие, 3 глава
Главы 4, 5
Главы 6-9: потоп, ной (1)
Главы 10-11: 1-9 рассеяние, вавилонская башня
Патриархи (11: 27-50): авраам (11: 27-23)
Патриархи (11: 27-50): исаак (25: 19-27: 46)
Введение в ветхий завет
Чем является Павел для богословия Нового Завета, тем Моисей для богословия Ветхого Завета
Книга спасения и избавления. Бог чудесным образом вывел Свой народ из Египта. На горе Синай Господь заключил завет с Израилем и дал народу Свои заповеди, а после сопровождал их в путешествии по пустыне
Общее
Основные слова: служение, война, странствование. Главные мысли: Спасены, чтобы служить




Ветхий Завет Бытие, 2 глава

ГЛАВА 2
Много вопросов остается у нас после прочтения первой главы. Далеко не на все мы можем ответить. Мы, например, до конца не понимаем природу света, который был создан прежде солнца. Каким был этот свет, когда солнца не было? И если уж Бог сотворил этот свет, то разве его было недостаточно? Зачем понадобилось солнце? А может этот свет был невидим на земле? Может быть, это, как говорил Августин, был свет небесный, наднебесный или даже преднебесный? Или потребовалось усиление света?

Еще один вопрос: если после сотворения Адама сказано «хорошо весьма», то почему же в мире существует зло? Если вселенная, созданная Творцом, была совершенна, откуда появилось несовершенство, откуда появилась возможность греха, смерти?

Эта проблема породила целую область библейской науки – теодицею, что по-гречески значит «оправдание Бога». Один из ответов заключается в следующем: Бог проявил наивысшую любовь к Адаму. И любовь наделила его наивысшим из даров – свободной волей, возможностью выбора. Человек управляется не инстинктом, не рефлексами, а свободной волей. Он может выбирать между злом и добром. В этом и парадокс: великая безмерная любовь открыла дверь для проникновения в мир зла. (Ш-42)

Однако нам пора переходить ко второй главе. Вторая глава уделяет большее внимание некоторым деталям творения. Уже в первой мы читаем о сотворении мужчины и женщины, во второй главе это описано более подробно. В первой главе написано, что человек поставлен правителем на земле. Во второй главе мы читаем, как он выполняет эту функции, когда дает имена всем животным.

Вторая глава также готовит читателя к тому, что произошло в третьей. Мы видим, в каких условиях жил человек, в каком саду, о каких деревьях идет речь (жизни и познания добра и зла). Без второй главы мы были бы неподготовлены к третьей.



* Чтение второй главы в новом переводе

Бытие 2:1-3 Седьмой день

Начинается глава с описания седьмого дня.

Так совершены небо и земля и все воинство их (слово воинство может обозначать любую упорядоченную, стройную организацию. По-видимому, и здесь речь идет об упорядоченности, организованности Божьего творения; возможно, речь идет об ангелах или звездах). И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.

К седьмому дню Бог завершил процесс творения. Это не значит, что Он не смог бы все сделать раньше. «Никто не будет столь безумным, чтобы утверждать, будто Бог, если бы только захотел, не смог создать все в один или два дня, например, в первый день – тварь духовную, а во второй – телесную, или в один день – небо вместе со всем небесным, а во второй – землю со всем земным» (14.389). Он делал так, как считал нужным. Процесс творения Он вместил в шесть дней, и в седьмой прекратил творение. «Семь» означает завершенность, законченность, совершенство. «Бог почил от создания новых родов творения, перестав создавать новые роды, однако Он при этом» непрерывно заботиться о существующем, не перестает управлять тем, что сотворил. «Поэтому Христос говорит: Отец Мой доныне делает» 14.393. По свидетельству богодухновенных писем это была единственная суббота, которую когда-либо праздновал Бог (КХМ, 2). Когда творение было осквернено грехом, не было места покою. Бог Отец трудился. Христос не покоился ни одного седьмого дня, живя на земле. Дух Святой трудится.

Возвращаясь же к Божьему покою. Один богослов задает вопрос: Можно ли вообще говорить, «что Бог при творении всего вышеописанного трудился (в нашем понимании этого слова), когда говорил – и исполнялось? Ведь мы и человека не назвали бы трудящимся, если бы он только сказал, и слово его тотчас бы исполнилось… (Тем более) слова Божьи «да будет» столько кратки, что их нельзя было бы счесть за труд не только для Бога, но и для человека» (14.393). И он делает вывод: «Бог не испытывал утомления, когда творил, ни отдохновения, когда почил» 14.399 Это сказано для того, чтобы мы, вспоминая о божественном покое, стремились обрести покой в Боге. 14. 401 Бог дал нам седьмой день, чтобы мы стремились успокоится в Нем, думали о вечном.

Итак, с описанием седьмого дня картина творения становится полной. Но сейчас возвращаемся к началу.

Стихи 4-6


Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо.

Четвертый стих служит введением к последующему повествованию. Это не второй рассказ о творении, а объяснение некоторых моментов первого, детализация. Если в первой главе о сотворении человека было сказано буквально в нескольких словах, то здесь объясняются подробности. Особое внимание уделено раю, в который был помещен человек, и сотворению жены.

Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли…

Чего-то не хватает. Нет кустарников, нет растений, нет дождя, нет человека. Все это впоследствии восполняется паром от земли, реками, человеком и садом.

В 20 стихе вскрывает еще один недостаток. «Для человека не нашлось помощника, подобного ему». Затем чудесным образом появляется помощник.

В этом случае Господь Бог заменил дождь паром. Трудно точно сказать, что такое «пар». Возможно, речь идет о густом тумане или росе. В греческом переводе Ветхого Завета употреблено слово, означающее источник, ключ. Некоторые предполагают, что речь идет о подземных водах. Может быть, источники пробивались из земли и орошали ее поверхность (в новом переводе – поток, который поднимался из недр).

Итак, есть вода, растения, нужен человек.
***
Стих 7: Сотворение человека

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою.

Есть много легенд о сотворении человека. В одной из народностей в России – марийцев – рассказывают следующую историю сотворения человека: Бог вылепил тело человека из глины и поднялся к себе на небо, чтобы принести оттуда душу для оживления человека, оставив на месте собаку, сторожить тело в его отсутствие. Тем временем пришел дьявол и, напустив на собаку холодный ветер, прельстил ее меховой одеждой, чтобы ослабить ее бдительность. Потом злой дух оплевал глиняное тело и так загадил его, что когда бог вернулся назад, то пришел в полное отчаяние и, не надеясь когда-нибудь снять с тела всю грязь, скрепя сердце решил вывернуть тело наизнанку. Вот отчего у человека такая грязная внутренность… (Фрезер, 23).

По словам индейцев племени мичоакан (в Мексике), великий бог Тука-пача сделал первого мужчину и первую женщину из глины, но когда они стали купаться в реке, то глина так размокла, что распалась на куски. Тогда бог снова взялся за работу и во избежание новой неудачи сделал людей из пепла, но результат отказался таким же плачевным. Наконец, чтобы уже больше не промахнуться, он сделал их из металла, и его настойчивость получила должную награду, ибо мужчина и женщина оставались теперь совершенно непроницаемы для воды; они купались в реке и уже больше не разрушались. (Фрезер, 27).

О чем говорят подобные легенды?

(1) У всех народов есть представление о сотворении, что говорит об универсальности веры в Бога. Интересно, что у народов, живущих в совершенно разных местах земного шара, описания сотворения во многом схожи. Истина затуманилась, но ее очертания просматриваются.

(2) Подобные описания (несмотря на схожесть в некоторых деталях) сильно отличаются от простого и ясного библейского изложения, и библейский язык совсем не похож на язык мифов. В ясности, простоте, убедительности изложения Библия явно превосходит все мифы и легенды разных народов.
Здесь более полно описано сотворение человека. Он был сотворен из праха земного. Может быть, это не звучит очень гордо, но лучше из праха, чем от обезьяны. Тем более, в человека Бог вдунул дыхание жизни.

Прах + дыхание жизни = душа живая. Соответственно

Смерть = душа живая – дыхание жизни.

И создал Господь Бог человека (евр. Адама) из праха земного (евр. земля – адама; Адам от адама), и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою.

Здесь употреблена метафора. Бог изображается как скульптор, или художник, как мастер, создающий произведение искусства. Бог – мастер Своего дела.

Конечно, «было бы наивным думать, что Господь образовал человека из праха земного телесными руками; если бы даже Писание и выражалось подобным образом». Это иносказание. В Писании мы часто встречаем подобное. «Ты рукою Своею истребил народы». «Вывел Израиля из Египта рукою крепкою…» «Но эти выражения говорят о власти и силы Бога». 14.458

Вероятно, человека Бог сотворил Словом. «И сказал Бог: да будет… и стало так». Ведь мы читаем в других текстах Писания: «Небеса – дело Твоих рук». «Его – море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его». Но Бог же не руками творил небо и сушу. Словом. То же могло быть и с человеком.

И вдунул – не значит воспользовался гортанью и губами. Как Он это сделал, как вдохнул, откуда взялось это дыхание, из какой материи, мы не знаем.

Став душею живою, человек превращается в существо духовное, способное к общению с Богом и служению Ему. В первой главе мы читаем, что человек сотворен по образу и подобию Божию. В отличие от животных, человек может мыслить, анализировать и принимать моральные решения.

Как образ Божий человек владычествует над природой. Бог – Владыка мира, но Он уделил маленькую часть Своего владычества человеку.

Итак, вода есть, а сейчас человеку нужна квартира, сад для жизни. В нем будут деревья, производящие плоды и услаждающие своей красотой.

Стихи 8-9; 10-14: Рай и деревья


И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (вероятно, человек был создан в другом месте, и только потом Бог поместил его в рай). И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах (благовонная смола) и камень оникс. Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.

И насадил Бог рай. Опять же, это образный язык. Что же, не понадобились ли Ему и заступ, и земледелие, и другая работа, чтобы украсить рай? Да не будет. И здесь опять слово: насадил должно пониматься так, что (Бог) повелел быть раю на земле, чтобы в нем жить созданному человеку. (Златоуст, 105)

Особо автор упоминает два дерева: дерево жизни и дерево познания добра и зла.
Дерево жизни

«Дерево жизни обладало чудодейственной силой, сообщая бессмертие всякому, кто вкушал от его плодов» (Быт. 3:22- «не вкусил бы... и не стал бы жить вечно»). Возможно, дерево представляло собой такую пищу, которая делал человека постоянно здоровым не как от всякой другой пищи. 14.505

Трудно сказать об этом дереве что-то большее. Но я вам всем обещаю: Если сохраните веру до конца, увидите и дерево жизни, и даже попробуете его плодов. В книге Откровения написано, что дерево жизни будет частью Небесного города.

"Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов" (Отк. 22:2).

"Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия" (Отк. 2:7).
Дерево познания добра и зла

Дерево жизни – дерево, которое продлевает жизнь. Каким оно было, какого вкуса на нем плоды, не написано. Еще меньше мы знаем о дереве познания добра и зла. Вероятно, это - дерево для испытания веры и любви Адама, а также его благодарности Небесному Отцу.

Что же такое «познание добра и зла»?

(1) По-видимому, это такое состояние, в котором человек хочет сам решать, что для него является добром, а что злом, не повинуясь воле Божьей. Есть немало таких этических проблем, которые человеческий разум пытается по сей день разрешать собственными силами и совсем иначе, чем это заповедал Бог. Познать – значит «стать причастным добру и злу».

(2) Способность отличать полезное от вредного, приятное от неприятного, т.е. полноценность чувств и разума, чего лишены дети (Второз. 1:39; Исаии 7:16). (РБО, перевод).

(3) «По ВЗ воззрению все вообще познание носило моральный характер, потому «добро и зло» берутся здесь как противоположные полюсы всего вообще познания» (Лоп.) «Добро и зло» может означать всю совокупность знания. Оно могло давать человеку неограниченное знание.

Для человека нужно было какое-то ограничение, чтобы послушание было добродетелью.
Рай в Едеме

И насадил Бог рай. Некоторые понимают рай только в духовном смысле. Автор указывает точную и подробную типографию рая, говорит о его географическом расположении, утверждая факт его полной реальности.

Это не мифический сад. Названы четыре реки, две из которых известны нам и сегодня: Тигр и Евфрат.

* Земля Куш – Южный Египет (Восточная Месопотамия). Хавила – север Аравии.

* Гихон – приток Евфрата (Лоп.) «Гихон – Нил, Фисон – Ганг» 14.507

Возможно, он находился в Месопотамии, на территории современного Ирака, между Вавилоном и Персидским заливом.

Ничего удивительного нет в том, что сейчас невозможно точно определить нахождение рая. После потопа лице земли могло измениться до неузнаваемости. (Да если бы рай и сохранился, то нам, вряд ли мы, простые люди, могли бы туда попасть. Билеты в рай стоили бы очень недешево).

Стихи 15-17: Рай и заповедь


И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

Бог дал некоторое поручение Адаму по возделыванию земли. Заметьте, Он поручил ему труд еще до того, как человек согрешил. Но это был не мучительный труд (3 гл.), а отрадное наслаждение, так как все, сотворенное Богом, произрастало тогда гораздо обильнее и плодоноснее. Такой труд доставлял удовольствие. 14.508

Рай здесь выглядит иначе, чем мы его себе иногда представляем. Прежде всего, это место работы. Сегодня люди в уме рисуют другую картину рая: Багамские или Гавайские острова, солнце, море, гамак, подвешенный между двумя кокосовыми пальмами, и блаженное ничегонеделание. Никаких правил, никаких запретов. Наслаждение и удовольствие. В такой рай вы собираетесь попасть?

Место, где жил Адам, было очень красивым и блаженным местом, но оно не было местом неограниченного наслаждения. В раю были некоторые запреты. В раю Адаму приходилось возделывать землю и хранить ее. (Можно сказать, у Адама была большая дача. Красиво, чистый воздух, реки, птички, но и работать приходилось немало. Тем более, все делал вручную. Но работа в раю приносит радость и удовольствие. Что может быть лучше: работать, а потом наслаждаться от плодов рук своих).

Златоуст говорит, что «так как райская жизнь доставляла человеку полное наслаждение, принося и удовольствие от созерцания («красоты рая»), и приятность от вкушения («снедей райских»); то, чтобы человек от чрезмерного удовольствия не развратился, Бог повелел ему возделывать и хранить рай, т.е. выращивать разные растения и оберегать его от неразумных животных, которые, забегая в сад, могли вносить в него беспорядок и повреждения».

Заповедь


Бог дал человеку свободу, но свобода имеет границы. Нет свободы без ограничений. Свобода в возможности выбирать. (Не все принадлежит человеку).

“Адам имел возможность “вкусить плод с дерева познания добра и зла”, т.е. нарушить волю Божью, отвергнуть Его водительство, решиться на самостоятельные этические решения». (Ш.50).

Заметим, что первая и единственная заповедь, данная Адаму, содержит в себе множество благ. «От всякого дерева в саду ты будешь есть». А запрет только один: «От дерева познания добра и зла не ешь». (Ш-49)

«В день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь». Слово «день» здесь надо понимать в смысле неопределенного указания времени и переводить словами «в то время как». «Смертию умрешь» – еврейский способ усиления мысли (ср. «любовью возлюбил»; значит: «непременно умрешь»). Это значит, что наступит процесс умирания. Бог лишит бессмертия. Но, кроме того, речь идет и о духовной смерти. В момент непослушания обрывается связь с источником жизни – Богом – и человек обрекает себя на духовную смерть (Лоп.)

«Спрашивают также, мужу ли только дал Бог эту заповедь, или и жене? Но пока еще ничего не сказано о сотворении жены? Или, возможно, она была сотворена, но об этом рассказывается позже?.. Или Бог хотел, чтобы жена узнала об этом от мужа? Такой порядок в делах Церкви поддерживает и апостол, говоря: «Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих» (1 Кор. 14:35).

Стихи 18-25: Жена


"Не хорошо" 2.18-20

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

Еще один недостаток обнаруживается. Есть вода, есть деревья, есть плоды, есть человек для возделывания земли. Но нет верного друга для человека, нет помощника.

Сад со всей его красотой, плодородием, радостью труда – этого недостаточно. Бог хочет дать Адаму еще что-то очень необходимое – «помощника, соответственного ему».
«Не хорошо».

Здесь впервые появляется словосочетание «не хорошо», и связано оно с одиночеством, замкнутостью, отторженностью человеческой личности…

Человеку нужен помощник, чтобы

  • наполнять землю (один человек не может наполнять землю);

  • владычествовать

Бог привел к человеку всех зверей, созданных Им раньше. И львы, и змеи, и скорпионы пришли к Адаму. И даже более свирепые животные.

  • развлечь человека (зоопарк);

  • организовать, дать имена (а имя определяет сущность, место в природе);

  • интеллектуальное занятие; (название длилось, по всей вероятности, не один день, и не месяц, а гораздо дольше).

- давать имена, значит устанавливать свое правление (кто называет, тот имеет власть; трое друзей Даниила); Оно знаменовало вступление Адама в его земное царство.

  • главное, чтобы человек увидел, что нехорошо быть одному, и не найдет ли Адам среди них

то существо, подружившись с которым он обретет полноту радости? Мы знаем, что человек теперь может найти общий язык, например, с дельфинами и другими высшими животными, а тем более до грехопадения, когда он читал мысли животных и понимал их желания». Но человек не нашел соответственного ему. Он увидел, что у всякой твари есть пара, а у него нет. Тогда Бог сотворил ему помощника-жену.

Бог сотворил Адаму помощника, соответственного ему, соответственного в физическом плане, социальном, интеллектуальном, духовном, эмоциональном. Соответствующего – не значит одинаково. Скорее Адам и Ева дополняли друг друга.

Что же значит слово «помощник»? Слово «помощник» не говорит о неполноценности. Бог через жену помогает человеку. Помощник в библейском понимании – очень высокое звание. (Молитва сестры – благодарность о ниспослании помощника: «…нет, я ему помощница»).

Интересно, что то же слово «помощник» употребляется для описания Бога. Исход 18:4 – Моисей говорит о Боге, как своем помощнике. Во Второзаконии он часто называет Бога помощником людей (33:7, 26, 29).

* Поскольку Адам и Ева не знали еще греха, здесь не говорится о главенстве в семье. В состоянии безгрешности об этом не было смысла и говорить. (Но позже Библия выскажет свое мнение по этому вопросу).

Стихи 21-22: Сотворение жены. Сон, ребро


И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.


  • Точка зрения женщины и мужчины на творение.

Женщины: Бог сотворил мужчину и сказал: «Я могу сделать что-то лучшее, чем это». И Он сотворил женщину.


Мужчины: Бог создал животных и человека, а затем покоился от трудов Своих. Затем Он сотворил женщину. С тех пор никто не имел покоя: ни животные, ни мужчина, ни Бог.

Каким образом был усыплен Адам, и как из состава его тела было вынуто ребро безо всякого болезненного ощущения? Почему Бог сотворил мужчину из праха, а женщину из ребра? Разве Он не мог и ее сотворить из праха? А если надо было взять ребро, почем Он на его место не поставил другое ребро? 14.544, 546

Раввины говорили: Бог сотворил женщину не из сердце, чтобы не стала ревнивой, не из глаз, чтобы не стала похотливой, не из уха, чтобы не стала любопытной, не из уст, чтобы не стала говорливой, не из рук, чтобы не стала алчной, не из ног, чтобы не стала ходячей сплетницей, а из ребра, которое всегда было скрыто, и поэтому главным достоинством ее должна быть скромность.

Другие раввины учили, что Бог создал женщину не из головы, чтобы она не властвовала над мужем, и не из ног, чтобы муж не попирал ее, а из ребра, места, близкого к сердцу, чтобы он любил ее.

* Сон – то же слово, которое употребляется для описания сна Ионы, когда он бежал от Бога.

«Вот кость и костей моих и плоть от плоти моей…». В евр. тексте эти слова представлены в стихотворной форме. Само слово муж звучит как иш, а жена – ишша. Он говорит: она будет ишша, потому что взята от иш. Адам сочинил стих и, вероятно, придумал музыку. И когда увидел Еву – запел. «Вот кость от кости моей…». В других переводах: «Ура!..» или «Наконец-то». Это песня радости.

Бог делает вывод: «Оставит человек отца и мать свою». Оставит не в смысле избежания ответственности, но независимости. Он уже сам глава.

О жене не сказано подобное, потому что с ней все проще. Она подчинялась родителям, сейчас подчиняется мужу. Муж в более трудной ситуации. Он подчинялся родителям, а сейчас уже сам стал главой. Ему предстоит трудный переход от подчиненности к независимости и главенству.

«Прилепится» по евр. поглощаться, уподобляться. Это указывает не столько на физическую связь между супругами, сколько на духовное объединение их интересов, настолько тесное, что они должны представлять собой уже не две особых, а как бы одну общую личность. Этот союз служит образом союза Христа с Церковью (Лоп.). Это выражение также подтверждает единство и нерасторжимость брака.

«Были наги и не стыдились». Вид наготы не пробуждал у них нечистых мыслей и грязных пожеланий. Возможно, указание на сексуальные отношения. Бог повелел мужчине и женщине плодиться и размножаться еще до падения, в раю.
Выводы:

  1. Бог все сотворил.

  2. Бог сотворил человека.

  3. Бог восполняет недостаток.

  4. Бог все делает хорошо.

  5. Брак – установление Бога.


ОБЗОР ИСТОРИИ ТВОРЕНИЯ (25.35-54)
Первая глава Бытия – одна из наиболее богоцентричных глав Библии. Бог упоминается в ней 32 раза в 31 стихе. Если сюда добавить еще личные местоимения, получиться 43 раза. Не удивительно, что сатана ненавидит эту главу.

Если мы откажемся от первой главы и представим ее мифом или продуктом вавилонского эпоса о творении, совершенно неприемлемой в наше время – сатана победил. Если мы не доверяем Духу Святому в том, что касается творения, как можем верить в том, что касается спасения? Если мы не верим тому, что Библия говорит о земле (Быт. 1), как можем верить тому, что она говорит о небе (Откр. 22)? (35)

Многие люди предпочитают сегодня верить Дарвину, а не Моисею. Они забывают, что «наука» Кеплера, Коперника, Ньютона сегодня устарела, что многие сегодняшние теории можно будет успешно забыть через 10 лет. Есть у ученых такое выражение: «a five year half-life». Половина того, что сегодня считается фактом, через пять лет будет заменено другими теориями. А здесь мы имеем божественное описание творения, остающееся неизменным. И не нуждающееся в изменениях.

Апостол Павел проводит интересную аналогию повествованию о творении: «Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2 Кор. 4:6). Мы видим состояние неустроенности, пустоты, тьмы. Но Дух Божий начинает действовать, так что начинается процесс творения. Появляется человек по образу и подобию Божию. Так же и нас Бог озаряет.

1. Первая глава


Бог начинает с проблемы темноты. Десять раз мы встречаем в первой главе Бытия выражение: «И сказал Бог». Это можно назвать первым десятословием (декалогом). Ни одна из этих заповедей не может быть нарушена никем. Но все десять заповедей из Исход 20 были нарушены людьми.

Бог творит твердь (1:6-8), чтобы удержать воду над ней. Это удивительно! В воздухе находиться примерно 54 триллиона 460 миллиардов тонн воды. Если учесть, что вес воды в 773 раза больше веса воздуха, какой крепкой должна быть эта твердь! (41)

Бог оживляет планету. На ней появляются растения. Одной травы больше 5 000 видов! Затем освящает ее. Два светила появляются: большее и меньшее (Моисей знает, что Солнце больше луны, хотя на первый взгляд, кажется, Луна больше. Многие в древности именно так и думали, и все объясняли тем, что Луна намного дальше, чем Солнце от Земли). Мы сейчас знаем, что Моисей был прав. Солнце больше Луны в шесть миллионов раз.

В древности Солнце было одним из главнейших идолов. Потому Моисей называет его просто светилом, которое служит Богу.

Звездам Библия уделяет всего одно слово: «и звезды». Подумайте! Библия уделяет 50 глав устроению скинии и всего одно слово сотворению звезд. Так мало о великих звездах и так много о маленькой временной скинии! Библия – книга об искуплении. Для Бога ничего не стоило все сотворить: «Он сказал – и соделалось, повелел – и явилось». Но чтобы спасти нас, Он должен был отдать Сына Своего на крест. Вот что главное для Библии.

Если бы человек сам писал Библию, без Бога, она выглядела бы совершенно иначе. Много глав было бы посвящено миллиардам звезд в нашей галактике и сотне миллионов известных ученым галактик. А Бог говорит: «и звезды». Потому что души важнее!

Словом Божиим были наполнены небеса и вода. Птицы и рыбы появились. Они действительно имеют много общего. И те, и другие имеют обтекаемую форму, чтобы быстро двигаться в своей среде. Они покрыты перьями и плавниками, имеют полые легкие кости, откладывают яйца, и имеют миграционный инстинкт.

Вода кишит жизнью. Даже в капле лужи может быть 500 миллионов микроскопических существ, таких маленьких, что для них чайная ложка как для нас Атлантический океан.1

На шестой день он сотворил и скотов, гадов, зверей (домашние животные, ползающие и дикие животные). Он сотворил 800 000 видов насекомых, 6 000 видов рептилий, 5 000 видов млекопитающих. 2

В шестой день Бог сотворил и человека по образу и подобия Своему (не по образу и подобию животных). Поэтому человек несколько отличается от животных. Кто из животных проявляет желание поклоняться Богу? Кто имеет надежду на вечную жизнь? (Хотя, по мысли Апостола Павла, «тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих»). Кто видел собаку, восхищающуюся восходом солнца, или лошадь, замирающую от восторга при виде прекрасной гряды гор. Научился ли кто из животных писать и читать, составлять планы на много лет вперед? Какие орудия изобрели животные для облегчения жизни? А человек!

Все, что сотворил Бог, хорошо и хорошо весьма.

2. Вторая глава


Первые стихи второй главы завершают повествование о творении. К седьмому дню Бог почил от дел Своих. Мы уже говорили, что Бог не нуждается в отдыхе. Если Божье творение – планеты и звезды – непрестанно совершают свой бег и не нуждаются в остановках, то Бог больше. Упоминание о Божьем покое говорит нам, что работа по творению завершена. Так же как было завершено служение Иисуса на кресте, когда Он сказал: «Совершилось».

Это также пример нам: Бог дает седьмой день – день покоя, чтобы мы не порабощались суетой этой жизни. Материалист может пребывать в труде день и ночь, но христианин имеет время для размышления, прославления Господа. Он нашел покой в Боге. (47)

2:4 «Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо…»

Слово «происхождение» на еврейском то же, что и "родословие" (Адама, Ноя, Измаила, Исаака…). Здесь мы видим родословную неба и земли. Автор делает обзор сотворения небесных тел, растений, человека, его среды обитания, а также уделяет большое внимание сотворению жены. Человеку нужен был помощник. И Бог дал его. (Немного терпения, и Бог дает самое лучшее). Адам доверял Богу, и мог спокойно спать. А Бог в это время готовил ему жену. И, конечно, была свадьба. В раю.


1 Эти инфузории могут быть травоядными, плотоядными, в скорлупе. У них есть рты, зубы, мускулы, нервы.

2 30 000 видов рыб и 9 000 видов птиц.



Схожі:




База даних захищена авторським правом ©lib.exdat.com
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації