Поиск по базе сайта:
Основные слова: служение, война, странствование. Главные мысли: Спасены, чтобы служить icon

Основные слова: служение, война, странствование. Главные мысли: Спасены, чтобы служить




Скачати 185.94 Kb.
НазваОсновные слова: служение, война, странствование. Главные мысли: Спасены, чтобы служить
Дата конвертації19.08.2014
Розмір185.94 Kb.
ТипКнига
1. /1. 1 глава.doc
2. /2. 2 глава.doc
3. /3. 3 глава.doc
4. /4. 4-5 глава.doc
5. /5. 6-9, 10 гл. Потоп.doc
6. /7. 10-11.1-9. Вавилон.doc
7. /8. 11.27-50. Авраам.doc
8. /9. 25-27. Исаак-Иосиф.doc
9. /Введение в Ветхий Завет - Комментарий.doc
10. /Второзаконие.doc
11. /Исход общ.doc
12. /Левит общ.doc
13. /Числа.doc
Исследование Библии, но прежде, чем перейти к тексту, поговорим об авторстве, содержании и ценности книги Бытия
* Чтение второй главы в новом переводе
Ветхий Завет Бытие, 3 глава
Главы 4, 5
Главы 6-9: потоп, ной (1)
Главы 10-11: 1-9 рассеяние, вавилонская башня
Патриархи (11: 27-50): авраам (11: 27-23)
Патриархи (11: 27-50): исаак (25: 19-27: 46)
Введение в ветхий завет
Чем является Павел для богословия Нового Завета, тем Моисей для богословия Ветхого Завета
Книга спасения и избавления. Бог чудесным образом вывел Свой народ из Египта. На горе Синай Господь заключил завет с Израилем и дал народу Свои заповеди, а после сопровождал их в путешествии по пустыне
Общее
Основные слова: служение, война, странствование. Главные мысли: Спасены, чтобы служить



Ветхий Завет Числа

Ч И С Л А

ВВЕДЕНИЕ

Основные слова: служение, война, странствование.

Главные мысли: 1. Спасены, чтобы служить

2. Остерегаться неверия

1. НАЗВАНИЕ


Свое название книга получила из Септуагинты, где она именуется по-гречески , т.е. буквально «числа». Причина в том, что здесь содержится множество статистических данных, включая состав племен, общее количество священников и левитов, и др. (см. гл. 1, 26). По-еврейски книга называется бмидбар, что соответствует пятому слову от начала повествования: «в пустыне».

2. АВТОРСТВО


Общепринятая еврейская и христианская традиция приписывают его Моисею, несмотря на то, что в самих Числах подтверждений этому немного (1:1; 33:2; 36:13) и в книге встречаются ссылки на Моисея в третьем лице (12:3; 15:22-23) и редакторские вставки (13:21; 31:53). Не подлежит сомнению, что Моисей является главным действующим лицом Чисел; он или участник, или свидетель большинства описанных в книге событий, и достаточных аргументов для опровержения его авторства нет 1.130; 2.229.

3. ВРЕМЯ


Книга продолжает повествование об истории Израиля в того времени, когда оно закончилось в Исходе, а именно у подножия горы Синай. С Исх. 19:1, 2 до Числ. 10:11, 12 повествуется о том, что происходило во время пребывания у Синая (примерно в течение одного года). Вся книга Исход покрывает промежуток в 38 лет и 9 месяцев: (1) 21 день у горы Синай, пока не поднялось облако от скинии и не повело дальше (1:1 – 10:11); (2) 38-летнее странствование по пустыне от Синая до Кадеса (10:11 – 20:13; см. 33:38); и (3) шестимесячный путь от Кадеса до равнин Моавитских (20:11 – 36:13). (Возможно др.)

4. ЦЕЛИ



1. Богословская

1.1.1. Показать милость Божью и терпение в свете постоянного ропота израильтян.

    1. Показать святость Божью в сравнении с человеческой греховностью.

    2. Дальнейшее раскрытие природы и характера завета Израиля с Богом.

  1. Историческая

    1. История становления Израиля.

    2. Объяснение присутствия Израиля в Ханаане. 1.132, 133

  2. Практическая

    1. Научить порядку при передвижении народа.

    2. Упорядочить действия левитов и священников в условиях странствования.

    3. Подготовить евреев к завоеванию Ханаана и оседлой жизни. 2.229

  3. Дидактическая

    1. Предостеречь будущие поколения от непослушания и научить верности Богу. 1. 133


5. СОДЕРЖАНИЕ (наиболее значительные события)
Ропот Израильтян о манне (11), противостояние Мариами и Аарона Моисею (12), соглядатаи и ропот Израильтян (13, 14), восстание Корея и его сообщников (16), расцветших жезл Аарона (17), Моисей ударяет в скалу (20), медный змей на знамени (21), благословение Валаама (22-24).
6. СТРУКТУРА

Последние приготовления


(1-10)

Ропот и восстание

(10-21)

Пророчества Валаама

(22-24)
Приложение

(27-36)


У горы Синай


В пустыне


На равнинах Моавитских


Исчисление 1

(1)




Исчисление 2

(26)
Восстание старого поколения

(13)

Восстание нового поколения

(25)




Через год после получения закона у горы Синай народ двинулся на север, к своей цели, в Землю Обетованную. Имея самый лучший закон и систему поклонения, Израиль, казалось, должен был с триумфом вступить в Землю Обетованную. Увы, неверие стоило 38-летнего странствования по пустыне и смерти целого поколения. Даже Аарон и Мариамь выступали против Моисея. И сам Моисей проявил слабость при Мерове! Но в истории Израиля проявилась благость и милость Божья. Новое поколение тоже не заслуживало Земли Обетованной, но Бог ввел их туда. Впрочем, странствование по пустыне тоже не было бессмысленным. Бог водил народ, чтобы «смирить его, чтобы испытать и узнать, что в сердце… будет ли он хранить заповеди его» (Вт. 8:1-2). Бог учил народ повиноваться Ему и соблюдать Его заповеди. Бог – это Тот, Кто испытывает мысли и сердца (1 Пар. 29:17; Иер. 11:20). Бог не хочет ввести народ в грех, но испытывает с целью укрепления веры (Иак. 1:12-15).

Последние главы говорят о будущей жизни Израиля в Земле Обетованной. Речь идет о наследстве, уделах, обетах, городах убежища и т.п.
* Литературная форма

Книга Чисел – повествование. Она наполнена списками, цифрами, но в ней встречается и поэзия. Гл. 6:24-26 – священническое благословение сынов Израилевых. 10:35 – «Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя!» Есть поэмы и в 21 главе, одна из них цитируется из Книги браней Господних (14, 17, 27). Самая известная поэма в Числах – пророчества Валаама. Он увидел стройно расположившихся лагерем Израильтян и произнес возвышенное свидетельство о будущей славе Израиля и приходе Мессии (см. ос. 24:17).
7. Проблема больших чисел ???


* Заметим, что согласно второму списку народа меньше. В рабстве размножаются, на свободе число уменьшается. В стрессовых ситуациях мы растем, когда получаем свободу – вера увядает.


  • Практическая нужда в исчислении

  1. Порядок в армии (военная сила).

  2. Распределение работы (в том числе при скинии).

  3. Распределение налогов.


Большое количество мужчин от 20 лет и выше (согласно записям в 1 и 26 главах книги Чисел) все еще смущает современных ученых. Число солдат в каждом списке превышает 600 000 (603.550 в 1:46и 601 730 в 26:51). Таким образом, получается, что общее количество израильтян превышало 2 000 000. Действительно, для того, чтобы содержать армию в полмиллиона, количество израильтян должно было превышать 5 000 000.
В этой связи возникает много вопросов: Как накормить всех людей? Как управлять таким народом? Куда девать отходы?
Многие искренние христиане принимают эти цифры верой. Некоторые комментаторы приводят доказательства в пользу больших цифр, рассуждая о рождаемости, возможности пересечения Чермного моря за одну ночь, расселения во время передвижения по пустыне. Но решать подобные вопросы становится все труднее. Какие доводы мы можем предложить, рассуждая над этим вопросом?


  1. Искажения в процессе передачи

Много предложений было высказано. Одно из них состоит в том, что информация могла быть неверно передана. Конечно, общая достоверность Библии в процессе передачи заслуживает восхищения. (Это касается как Ветхого, так и Нового Заветов). В то же время, копии и переводы несовершенны. Некоторые цифры в Библии разнятся. (Прим. Паралипоменон и Царств). – НЕПОГРЕШИМОСТЬ БИБЛИИ, стр. 31. Возможно говорить о проблеме чисел в 4-книге Моисеевой как о проблеме передачи. Однако, это утверждение в данном случае трудно обосновать.


  1. Разные значения

Другие говорят, что слово тысяча здесь имеет другое значение. Слово элеф происходит из языка пастухов. Когда пастух смотрел на большое стадо овец, он мог сказать: «Здесь тысяча (элеф) овец». Таким образом, слово «тысяча» могло просто служить как утверждение величины, большого количества (очень много).

В некоторых библейских отрывках, возможно, тысяча говорит просто о большой группе людей (Числа 31:5; И. Навина 22:14; 1 Цар. 23:23). Утверждают даже, что слово «тысяча» потеряло свою количественную ценность и значило просто «отряд». Так каждое колено состояло из 30-70 отрядов, и общее количество воинов одного колена составляло несколько тысяч человек (всего 589 отрядов и примерно 5 550 воинов, 9-10 в каждом отряде). Noth. Однако, элеф в любом случае должно было обозначать больше чем 999 (после тысяч идут сотни – см. Перечисление). И непохоже, чтобы в намерения автора входило дать примерные цифры.
Подобное этому предположение состоит в том, что еврейское слово элеф в написании похоже на алуф (гласных не было, согласные те же), которое можно перевести как начальник, руководитель. В некоторых стихах Библии оно употребляется в таком значении (Быт. 36:15-43 – глава Едома). Flinders Petry 1923 году утверждал, что это слово относится к группе родственников, живущих в одном шатре. Если применить такое значение, то число Израильтян значительно уменьшится (26:47 – 53 руководителя у Асира и 400 человек; 1:35 – 32 начальника у Манассии и 200 мужей). Общее количество – 15-18 000.
Но такое прочтение вряд ли возможно. Слово «тысяча» прибавлено в таком же смысле, как и слово «сотня» и они соединены союзом «и». Еще одна проблема заключается в следующем: не сохранена пропорция начальников и солдат (46 «глав» и 500 мужей у Рувима; 59 «глав» и 300 мужей у Симеона и т.д.) Слишком высокий процент офицеров. 8.680-683


  1. Двойственное значение

John Wenham предположил, что термин элеф в этом тексте имеет два значения: вооруженные люди и тысячи. Переписчики спутали два значения, и просто написали: тысячи. Согласно W 1:22 надо читать: 57 вооруженных мужей и 23 сотни отрядов. Общее количество израильтян в этом случае – 72 000 (18 000 воинов).

Многие считают, что это приемлемая цифра, и, принимая ее во внимание, можно легче объяснить все, что происходило в Египте, странствование по пустыне, страх перед хананеями. Да и Библия в других местах говорит о немногочисленности евреев (Вт. 7:7 – гипербола? в сравнении с египтянами, вавилонянами?).
Однако, библейской науке неизвестны какие-либо ошибки в этих текстах и нет достаточно оснований, чтобы говорить об ошибках книжников. И что можно сказать в этом случае, например, о тексте 3:39? О ком (или чем) идет речь? Причем в Библии цифры «согласованы» (Исх. 12:37; 38:26; Числ. 2:32; 11:21; 26:51). Если мы изменим цифры в книге Чисел, надо будет пересматривать всю Библию.

Далее, что можно сказать о постигших Израиль бедствиях? В один день погибло 23-24 000 человек из 70 000? Слишком высокая цифра. 8.683-4


  1. Символическое значение

Есть предположение, что числовое значение выражение «народ Израиля» равно 603. Но, может быть, нужно говорить о мужах, способных носить оружие? А как насчет 601 000?

Цифры употребляются в Библии символически (Притчи, Откровение). Ученые, однако, сомневаются, применялся ли такой прием во времена Моисея. Нет доказательств.

(Что-то, вероятно, в цифрах есть. Иуда имеет большее количество – признак превосходства над Рувимом). 8.685
5. Возможное разрешение.

Проблема, все же, остается. Конечно, современный читатель не обращает большого внимания на цифры, и, вероятно, большинство людей пропускают эти исчисления. Но вопрос в достоверности. Можно ли считать Библию заслуживающей доверия с исторической точки зрения? 2-3 (или даже больше) миллиона не много для нашего времени. Но такие цифры кажутся невероятными для древности, особенно когда мы говорит о выходе Израильтян из Египта, пересечении Чермного моря, собрании у горы Синай и т.д. Представьте себе, что население Минска умноженное на два живет в пустыне!

(Другой пример: население современного Израиля около 5 000 000).
Были предприняты попытки определить население Ханаана научным путем. Одни израильский археолог утверждал, что население Израиля в 800 В.С. составляло 900 000 человек. Если предположить, что во время вторжения Израильтян хананеев было примерно столько же, тогда евреи могли «задавить» количеством и им не было нужды надеяться на Бога.

Проблема также и в том, как могла нация так быстро вырасти за 400 лет. Впрочем, некоторые комментаторы утверждают, что такой рост не за пределами человеческих возможностей, а если учесть Божье благословение, то это тем более не невероятно. (См. Исх. 1:7). Беспрецедентный рост Израиля – это, несомненно, результат великого Божьего благословения (Быт. 17:2, 6; 22:17; 26:4; 28:14; 35:11; 48:4). Моисей признавал это (Вт. 1:10).

Что касается перехода 2 000 000 через Чермное море, то, когда действует Господь, все возможно. Но все же нам трудно совместить такое количество и земли, города древнего мира.
Можно предположить, что количество израильтян намеренно преувеличено, чтобы показать, как велик и славен Господь, как Он выполняет обещания. Может быть, число народа увеличено в 10 раз (фактор десяти). Армия составляла 60 000 человек, общее количество – 250-300 000. Такие цифры не преуменьшают Божью чудесную работу (тем славнее победы и явственнее помощь Господа), и, в то же время, лучше вписываются в историко-культурный контекст. Чудо не стало меньше. Выход из Египта, переход через Чермное море за одну ночь, собрание у горы Синай, пропитание в пустыне, вход в Обетованную Землю – все это великое чудо.

Риторическое употребление чисел показывает веру в Яхве. Он может делать великие дела. Он может и миллионы вести и питать. Это празднование работы Бога. А реальная цифра примиряет библейскую информацию и данные науки.

Риторическое употребление может иметь пророческое значения, говорит о численности народа в будущем. Придет день, и потомков Авраама невозможно будет сосчитать!
Современное употребление чисел не может служить достаточным доказательством против последнего предложения. В древнем мире числа часто употреблялись в символическом или риторическом значениях (правление шумерских царей). См. 1 Цар. 18:7). (См. тетрадь-стр. 44).
8. Откровение и культура

Институт «городов убежища» был уникальным в древнем мире и ставил Израиль на более высокую ступень развития, чем окружающие народы. То же можно сказать и о праве наследства дочерей (26:1-11). Еврейское законодательство возвысило статус женщины в древнем мире. В то же время Бог обращался к Своему народу на земном языке, и использовал уже известные обычаи и практику. Это можно сказать об исчислениях, практике назорейства (6:1-21). Подобное можно сказать и о написанном в 5:11-31. Еврейская процедура была более гуманной (в Месопотамии женщин, не выдержавших испытания, топили), но в целом она отражает патриархальный уклад (превосходство мужчин). Суммировать взаимоотношения культуры и откровения можно следующим образом:

  1. Бог не отвергает человеческую культуру и часто обращается к человеку на языке его обычаев.

  2. Высшие цели иногда требуют сверх культурного подхода.



1. ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЕН (1-10)


Когда Израильтяне прибыли к горе Синай они были неорганизованной группой беженцев, только что вышедших из рабства. Через год они покинули Синай, имея справедливые и хорошо разработанные законы, тщательно расписанную систему жертвоприношений и упорядоченную структуру управления.

12 колен

С рождения Вениамина Израильтяне представляли собой единство двенадцати. Когда колено Левиино было отделено для служения при скинии, разделение на двенадцать сохранилось - от Иосифа произошло два колена: Ефрем и Манассия. Двенадцать колен были разделены на четыре группы. Иуда, Рувим, Ефрем и Дан играли в своих группах ведущую роль. Левиты также были разделены на три группы.

Расположение колен (Числ. 10:14-25)

СЕВЕР

Армия Дана

Дан (Валла:Рахиль)

Асир (Зелфа:Лия)

Неффалим (Валла)

Армия Ефрема Армия Иуды

Ефрем Мерари Иуда

ЗАПАД Манассия Гирсон СКИНИЯ Моисей и Аарон Иссахар ВОСТОК

Вениамин Кааф Завулон (Лия)
Армия Рувима

Рувим (Лия)

Симеон (Лия)

Гад (Зелфа)

ЮГ
Бог занимал центральное место в жизни и служении народа. Поэтому скиния располагалась в середине лагеря. (Бог обитает среди Своего народа). В расположении колен учитывался фактор однородности (для того, чтобы уменьшить трения между племенами).

2. ВОССТАНИЕ У КАДЕС-ВАРНИ (11-14)


Кадес стал поворотным пунктом в истории странствования Израиля. Здесь должна была произойти просто очередная остановка на пути в Землю Обетованную. Уже через две недели народ мог достигнуть Ханаана, но, увы...
По требованию народа Моисей послал 12 разведчиков в Ханаан. Они прошли больше 350 километров, и за 40 дней исследовали всю землю (13:21, 25). По возвращении они рассказали о великих благословениях Земли Обетованной, но, в то же время, посеяли страх и недоверие, утверждая, что завоевать землю невозможно.

С человеческой точки зрения это было действительно так. Высокие стены (до неба) городов надежно защищали их жителей от нападений, и, осада могла бы длиться годами. У Израильтян не было ни осадных машин, ни времени, чтобы уморить хананеев голодом. Да и люди там (в Ханаане) были очень сильными. Общество подняло вопль и роптало на Моисея и Бога. Некоторые хотели возвратиться в Египет (сильное влияние пришельцев).
Отвечая на ропот и неверия народа, Господь предложил Моисея уничтожить народ и произвести великую нацию от него. (Второй раз - Исх. 32:11-13). Моисей заступился за народ (14:13 сл.) Бог простил народ, но они должны были понести наказание за свое неверие. Поколение ропотников должно умереть в пустыне. (Они вышли из Египта, но Египет не вышел из них). Их дети также страдали. Неверие родителей всегда сказывается на детях.

3. 40 ЛЕТ В ПУСТЫНЕ (15-21)


15 - 21 главы - краткое описание жизни в пустыне (до возвращения в Кадес-Варни). Эти главы охватывают промежуток в 38 лет. В них - история недовольства и возмущения народа, вышедшего из Египта.

3.1. Восстание Корея, Дафана и Авирона

Видные представители Левиина и Рувимова колен организовали мятеж с целью свержения Моисея и Аарона. Лидер мятежников - Корей - происходил из элитного племени Каафа, которому было поручено обслуживать скинию. Но Корей не был сыном Аарона, и не мог претендовать на ризу первосвященника. Конечно, это возбуждало зависть и недовольство. Корея поддержали Дафан и Авирон из колена Рувимова - первенца Иакова. Обычно первенец становился главой семьи (и, соответственно, его потомки). Дафан и Авирон выступили с обвинениями в адрес Моисея (16:12-14).

Господь разрешил спор. Когда все люди отошли от жилищ Корея, Дафана и Авирона, разверзлась земля и поглотила их, и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество, и сошли они живые в преисподнюю. (Словом "преисподняя" (16:30, 33) переводится евр. шеол, которое чаще относится к месту пребывания мертвых (то же, что греч. гадес - ад). В данных стихах, однако, не имеется в виду ничего другого, как то, что в земле образовалась трещина, сделавшаяся могилой для множества людей). Не все сыны Корея погибли (26:11; Пс. 48:1). Двести пятьдесят мужей, претендовавших на священническое служение, пожрал огонь. Потом от ропота погибло еще 14 700.
3.2. Непослушание Моисея и Аарона

В конце времени странствования Израильтяне вернулись в Кадес-Варни. Там умерла и была похоронена Мариамь (20:1). К этому моменту почти все старое поколение перешло в мир иной. Однако, оставшиеся в живых и дети роптали так же, как их родители (20:3-5). Бог повелел Моисею сказать скале, чтобы она дала воду. Возмущенный тем, что за сорок лет народ ничему не научился, Моисей дважды ударил по скале и тем самым нарушил повеление Бога. 20:12. (Моисей привлек внимание к себе - 20:10, а не к Богу. Позже он молился, чтобы Бог позволил ему войти в Землю Обетованную, но Бог отклонил просьбу (Вт. 3:23-26).
3.3. Тема пустыни в Писании

Опыт хождение Израильтян в пустыне представляется в Писании как пример непослушания и ропота. Израильтяне ожесточили свои сердца и не вошли в "покой", в Землю Обетованную (Пс. 94:8-11). Мы учимся на примере Израиля. "Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. 1 Кор. 10:6-10. Жизнь слишком коротка, чтобы учиться на своих ошибках (Рик Уоррен). Будем учиться на ошибках израильтян.
??? 5:12-31 Обвинение в прелюбодеянии

Сцена напоминает колдовские языческие ритуалы "испытания Божьим судом", а ведь колдовство само по себе недвусмысленно запрещено в Ветхом Завете (Вт. 18:9-13). Очевидно, данный ритуал надо понимать в плане символического значения его "составных частей". Мука - характерное приношение за вину (5:15; Лев. 2:1-2; 5:11-13). Вода, смешанная с землей, была святой (5:17), п.ч. содержалась в священном сосуде. Акт растворения земли в воде мог быть связан с тем обстоятельством, что землю ел змей, проклятый Господом в Едемском саду. И если вина женщины бывала доказана, она, подобно змею, подлежала проклятию Божию. Тот факт, что ей распускали волосы, не был знаком ее безнравственности (поскольку в тот момент таковая еще не была доказана), но тем не менее это говорило о серьезности предъявленного ей обвинения и ее предполагавшейся вине... Действие проклятия приводило к какому-то органическому нарушению, вследствие чего женщина становилась бесплодной {или же у нее случался выкидыш, если была беременной; болезни}. После произнесения женщиной "аминь" (22), чернила, которыми писались слова проклятия на свитке, смывались в кувшин с землей и водой (23). То есть женщина должна была - символически - "съесть свои (с учетом ее "аминь") слова"... В любом случае муж освобождался от ответственности - поскольку даже если жена оказывалась невинной, то ведь он действовал так потому, что был охвачен чувством ревности, над которым не имел контроля.

Происхождение "физических доказательств" вины не следует искать в каких-то особых свойствах священной воды, смешанной с землей, как не следует видеть в описанном ритуале элементов колдовства. Дело скорее всего было в психосоматической реакции, вызванной чувством подлинной вины или, напротив, сознанием своей невиновности; реакция эта пробуждалась под действием совести; у невинной совесть была спокойна, виноватую же - совесть и Дух Святой обличали. 2.236-237.

Это испытание не было физически опасным, в противоположность тем, что применялись для установления вины многими народами в древности. Оно могло серьезно напугать только виновную, и едва ли причиняло больше вреда, чем многие бракоразводные процессы, которые проводились у нас, или проводятся нынче в разных странах... Женщина знала, что она в руке абсолютно справедливого и милостивого Бога, и ей было много лучше, чем у невменяемого от ревности мужа. Может быть, некоторые современные женщины не имели бы ничего против такого испытания, чтобы освободиться от необоснованных подозрений. 9.95-96
4 . ВАЛААМ (22-25)

После захвата Трансиордании Израильтяне расположились лагерем на равнинах Моавитских напротив Иерихона. Моавитяне, понимая, что вскоре им придется разделить судьбу уже побежденных Израилем народов, решили что-то предпринять. Валак, царь Моавитян, послал к Валааму, жившему в районе реки Евфрат, чтобы тот проклял Израильтян. И это было началом новых бедствий для Израиля.

1. Валаам как пророк

В свете ссылок на волхвование (гадание) в ст. 22:7 и 24:1 и близких отношений Валаама с Моавитянами и Мадианитянами можно говорить о языческом характере его пророчеств. Но замечательное содержание пророчеств и участие Господа дают основания представлять его Божьим пророком. Когда старейшины Моавитские и Мадиамские пришли просить его о помощи, Валаам сказал: "Я дам вам ответ, как скажет мне Господь" (22:8). Он говорит о Господе Боге так, как будто бы он истинный поклонник Яхве (22:13, 18, 19).В своих пророчествах он дважды упоминает слова, которые звучат как цитата из завета с Авраамом (Быт. 12:3). В его пророчествах мы находим даже мессианское предвозвещение (24:17).

* Может быть, Валаам - ученик Авраама.
Несмотря на это, большинство толкователей видят в Валааме языческого прорицателя, которого использовал Бог. Валаама сравнивают с Месопотамскими жрецами, которые занимались предсказаниями, используя животных. Когда Валаам получил части принесенных в жертву волов и овец (22:40), он мог исследовать их (особенно печень) для того, чтобы узнать будущее. Гадание, возможно, было причиной жертвоприношений, о которых мы читаем в гл. 23:1-2. В 24:1 мы читаем, что Валаам "не пошел, как прежде, для волхвования" * (возможно, он впадал в транс), так как Господь влагал слово в его уста и без этого. Валаам понял, что у него нет другого выбора, как только возвещать то, что Бог говорит. 7.199-200 Валаам думал, что Богом Израиля можно манипулировать посредством своих ритуалов. Но из встречи с Яхве он понял, что еще плохо знает Его (22:22 сл.) 8.677-8
* "Волшебство" (нахаш) как оно здесь понимается (23:23), строилось на изучении предзнаменований. В древности на Ближнем Востоке особым образом наблюдали с этой целью внутренности животных, конфигурацию дыма, форму масляных пятен на воде; предзнаменования видели в дефектах новорожденных, в необычных явлениях погоды и во множестве других вещей. Колдуны, изучая все это, пытались увязать видимое ими с историческими событиями и экстраполировали его на события в будущем. При "ворожбе" (кесем), возможно, несколько большее значение, чем при актах "волшебства", придавали бросанию жребия (Иез. 21:21). 2.261
Возможно, познания Валаама объяснялись тем, что он происходил из Идумеев или Аммонитян. В Быт. 36:32 упоминается царь Едома, имя которому Бела, сын Веоров (ср. Валаам, сын Веоров). Происхождением от Едома можно объяснить враждебность Валаама к Израилю. "Аммонитская" гипотеза основывается на варианте 22:5. Несколько еврейских манускриптов и древних версий дают "в земле Аммонитской", вместо "в земле сынов народа его".
В недавно обнаруженном археологами у Иордана арамейском тексте встречаются слова, приписываемые "Валааму, сыну Веорову". Текст говорит о Валааме как о провидце, который произносит проклятия. Это еще одно подтверждение репутации Валаама. (Табличка относится к VI в. Это показывает, что Валаам был известен в течение долгого времени после своей смерти. Валаам имел авторитет как эксперт-международник в делах волхвования и гадания).
Если Валаама рассматривать как истинного пророка Божия, мы можем сравнить сошествие Духа на него с тем, что происходило с Саулом после того, как он был отвержен Богом как царь. Когда Саул преследовал Давида в Раме, Дух Божий сошел на него и он начал пророчествовать (1 Царств 19:23). Саул не собирался пророчествовать, но не мог противиться Богу. Таким же образом и Валаам благословлял Израиля, хотя Валак и не желал этого.* 7.199-200
* Есть разница между схождением Духа на отдельных людей - чтобы дать им на время сверхъестественную силу, и схождением Его на них, чтобы в них обитать. 2.261
2. Пророчества Валаама

! 23:7-10, 19-20, 23; 24:5-6. Стоит обратить внимание на мессианское пророчество. 24:17. Звезда - это метафора для царя (Ис. 14:12), скипетр - еще один признак благословения (Быт. 49:10). Возможно, в 19 стихе имеется в виду Давид и, потом, Мессия. 7.200-201
3. Совет Валаама

После всех благословений и вдохновляющих пророчеств Валаама мы едва ли готовы воспринимать описанное в 25 главе. Израиль терпит великое поражение. Вместо того, чтобы побеждать и распространяться при Божьем благословении, избранный народ впадает в грех, и тысячи гибнут от его последствий. Из 31:16 мы узнаем, что Валаам, не видя возможности для проклятия Израиля, посоветовал моавитянкам приглашать израильтян для совместного поклонения Ваалу. Присутствуя на моавитских праздниках и поклоняясь моавитским богам, Израильтяне впали в грех идолопоклонства, и, поскольку поклонение Ваалу часто включало в себя ритуалы "плодородия", были уловлены грехом блуда. Вследствие наказания за грех погибло 24 000. 7.201-202
4. Смерть Валаама

Эффективность совета Валаама, вероятно, позволила ему получить хорошее вознаграждение. Но он не смог воспользоваться им в полной мере, потому что вскоре стал объектом Божьего мщения. 31:8. Человек, который предсказывал успехи Израиля и победы в сражениях, сам стал жертвой войны. Своим советом он навлек проклятие на Израиля, но и сам был проклят согласно своему же пророчеству. 24:9
В Новом Завете Валаам представляется как пример лжепророка, который возлюбил "мзду неправедную" (2 Пет. 2:15). Апостол Иуда обличает нечестивцев (мечтателей), которые предаются обольщению мзды, как Валаам (11). В книге Откровения прослеживается связь учения Валаама с учением еретиков-Николаитов, которые, очевидно, принимали участие в идолослужениях и сопровождавших их аморальных поступках (2:6, 14-15). 7.202
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на случившееся с Израилем, милостивый Бог готовит народ к завоеванию Ханаана. Он верен Своему завету. Перед тем, как перевести народ через Иордан, Он дает различные наставления Моисею относительно решения проблем, с которыми столкнется народ. Мы также читаем (26-36) о новом исчислении народа, назначении Иисуса Навина преемником Моисея, суде над Мадианитянами. 28 гл. представляет собой обзор странствования Израиля. Здесь же, у Иордана, произошло еще одно важное событие: сыны Рувимовы и сыны Гадовы приняли решение остаться в Заиорданье. 32:1. Моисей боялся, что это послужит к разделению нации и плохо повлияет на другие колена. Но остающиеся убедили Моисея в искренности их намерений, обещая принять самое непосредственное участие в делах своих братьев (16-19). В результате, другие колена могли получить больше земли в Ханаане, но двенадцати коленам стало труднее функционировать как единой нации. Во времена Судей между коленами, жившими на восток и на запад от Иордана разгорелась гражданская война, приведшая к большим потерям в живой силе (Суд. 12:4-6).
Итак, из книги Чисел мы видим, что победный марш в Ханаан вылился в долгое странствование по пустыне, отмеченное постоянным ропотом народа. Но сейчас новое поколение стоит к границы Земли Обетованной, поколение, испытавшее милость Божью и уже одержавшее победы над Сигоном и Огом. Они полны надежды и решимости под руководством нового лидера - Иисуса Навина - войти в Землю Обетованную. Но перед своей смертью, однако, Моисей обращается со словом увещания народу, призывая следовать Богу, любить Его всем сердцем и, таким образом, наследовать землю, в которой течет молоко и мед.
6. Вопросы

? 22:22. Так как разрешение идти Господь Валааму дал (20), то гнев Его мог быть средством напоминания прорицателю, на каких условиях позволено ему отправиться в Моав, но мог быть вызван и тем, что побудило идти туда самого Валаама, хотя он и не высказал этого. ... Валаам не удивился способности ослицы говорить. Будучи прорицателем, он, несомненно, слышал о подобных явлениях прежде. Значительной частью своих успехов такие, как он, служители магических культов были обязаны помощи демонов, которые действовали как через них самих, так и через приносимых в жертву животных. 2.259

? 28:7. Гин - 4 л.



Схожі:




База даних захищена авторським правом ©lib.exdat.com
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації