Поиск по базе сайта:
Общее icon

Общее




Скачати 316.61 Kb.
НазваОбщее
Дата конвертації19.08.2014
Розмір316.61 Kb.
ТипКнига
1. /1. 1 глава.doc
2. /2. 2 глава.doc
3. /3. 3 глава.doc
4. /4. 4-5 глава.doc
5. /5. 6-9, 10 гл. Потоп.doc
6. /7. 10-11.1-9. Вавилон.doc
7. /8. 11.27-50. Авраам.doc
8. /9. 25-27. Исаак-Иосиф.doc
9. /Введение в Ветхий Завет - Комментарий.doc
10. /Второзаконие.doc
11. /Исход общ.doc
12. /Левит общ.doc
13. /Числа.doc
Исследование Библии, но прежде, чем перейти к тексту, поговорим об авторстве, содержании и ценности книги Бытия
* Чтение второй главы в новом переводе
Ветхий Завет Бытие, 3 глава
Главы 4, 5
Главы 6-9: потоп, ной (1)
Главы 10-11: 1-9 рассеяние, вавилонская башня
Патриархи (11: 27-50): авраам (11: 27-23)
Патриархи (11: 27-50): исаак (25: 19-27: 46)
Введение в ветхий завет
Чем является Павел для богословия Нового Завета, тем Моисей для богословия Ветхого Завета
Книга спасения и избавления. Бог чудесным образом вывел Свой народ из Египта. На горе Синай Господь заключил завет с Израилем и дал народу Свои заповеди, а после сопровождал их в путешествии по пустыне
Общее
Основные слова: служение, война, странствование. Главные мысли: Спасены, чтобы служить



Ветхий Завет Левит

Л Е В И Т

1. ВВЕДЕНИЕ

Общее

Книга Левит покрывает период в один месяц двадцать дней (Исх. 40:17 – Числ. 10:11). Ее можно считать расширенным продолжением 25 – 40 глав книги Исход. Употребление союза «и» в начале книги указывает на то, что обе книги связаны между собой. В то же время книга Левит имеет самостоятельное значение и ценность. Исход говорит об избавлении, Левит – об освящении (полной отдаче).

В книге Исход Бог говорит с горы, пылающей огнем и дымом, дрожащей от Его присутствия.


В книге Левит Он говорит из скинии, где Он пребывает среди Своего народа.

В Исходе люди не могут приблизиться к горе, устрашенные проявлением Его славы.

В Левит устанавливаются процедуры, исполняя которые они могут приходить к Нему.

В Исходе Яхве совершает искупление народа.

В Левит входит в общение со Своим народом. 13.93
Название

Евр. «и (он) воззвал» ( ar'q.Yiw /) – Бог воззвал к Моисею из скинии (Вероятно, книгу написал Моисей, опираясь на постановления Господа).1 Греч.  (LXX). Это значит, что книга Левит имеет отношение к служению священников, которые происходили из колена Левиина. (хотя слово “левит” употребляется в ней только несколько раз – 25:32-34). Здесь практически нет законов, регулирующих гражданские отношения (Исх. 21-24).

Тема


Книга Левит учит нас поклонению и святой жизни. В этой связи рассматриваются концепции жертвоприношений, священства, очищения и др. Мы узнаем из нее, что Бог требует от нас святой жизни, и понимаем, что значит быть святым народом Божьим. (Законы и предписания должны были превратить бывших рабов в «царство священников» (Исх. 19:6). Ключевой стих книги – 11:45 «Итак будьте святы, потому что Я свят». Слова «святой», «освящение» встречаются в книге Левит 87 раз. Наряду с темой святости освещаются и некоторые другие вопросы: суеверие, астрология, спиритизм, гадание (19:26, 31; 20:6, 27), татуировка (19:28), деньги (25:37) и др.

Культурный фон


Не одни евреи на Ближнем Востоке практиковали ритуальные очищения и жертвоприношения. Церемониальные омовения священников перед исполнением своих обязанностей были обычными как в Месопотамии, так и в Египте. В ханаанских религиозных системах использовались мирные жертвы и жертвы всесожжения. Но, несмотря на эти сходные элементы в обрядности, религия евреев сильно отличалась от других. У евреев мы находим идею прямого божественного откровения и богоявления, строгую концепцию монотеизма, понимание греха, высокие моральные требования в отличие от ханаанского культа плодородия. Из книги Левит мы узнаем о святом и праведном Боге, а языческие боги отличались капризным и своенравным характером. Более того, во многих других религиозных системах практиковались человеческие жертвоприношения.

Структура


Первая часть книги предъявляет требования к поклонению Яхве, вторая – учит, как идея святости должна действовать в повседневной жизни.
1. Поклонение святому Богу

Законы о жертвоприношениях 1-7

Законы о посвящении священников 8-10

Смерть старших сыновей Аарона (10 – повествование-вставка)
2. Святая жизнь в Божьем присутствии

Предписания касательно чистоты 11-15

День искупления (16)

Единое святилище (17)

Моральные требования 18-20


Различные предписания 21-26

Ежегодные праздники (23)

Смерть богохульника (24 – повествование-вставка)

Субботний и юбилейный годы (25)

Благословения и проклятия (26)
Приложение (клятвы и дары) 27

Символизм


Книга Левит обращает наше внимание на великую жертву – Иисуса Христа. Она помогает понять значение смерти Христа ради грешников. Наши грехи были возложены на Него, и Он, не знавший греха, был сделан «грехом» ради нас. В книге Левит большое внимание уделяется служению священников (первосвященника). Христос – наш Первосвященник. Как первосвященник вступает в Святое Святых, так и Иисус Христос - Первосвященник – («единожды и за всех») вступает в небесное Святое Святых, предлагая собственную кровь в дар «престолу милосердия». (В НЗ цитируется примерно 40 раз).

Применение


Законы, касающиеся жертвоприношений, священства, разделения чистого и нечистого и т.п. не имеют прямого отношения к нашей жизни и служению новозаветной церкви. Они были даны для определенного народа, жившего в определенный период божественного домостроительства (Евр. 7:12). К тому же, в Израиле была теократия. Там не было разделения на мирское и священное (церковь и государство). Физические наказания (даже смертная казнь) применялись как за нарушение гражданских законов, так и религиозных. Несмотря на это, изучение книги Левит может быть полезным для нас.

1. Израильские законы можно поделить на моральные, гражданские и церемониальные. Церемониальный закон потерял силу со смертью Христа, гражданские законы cегодня регулируются правительством, моральные никогда не устаревают. И если мы находим в книге Левит заповеди, касающиеся морали, мы можем применять их (19 гл.)


2. Кроме того, в основании и церемониальных и гражданских законов лежат вечные божественные принципы. Различные наставления и предписания подчеркивают святость Божью, Его отношение ко греху, Божью любовь, греховность человека, необходимость жертвы за грех. На основании этих вечных и неизменяемых принципов мы сегодня устанавливаем определенные правила а предписания. (Пример: Втор. 22:8 – ценность человеческой жизни (перила около кровли); сегодня – регулярная проверка тормозов и рулевого управления в автомобиле). 8.513, 514

2. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ (1-7)

1. Общее


Учение об оправдании как Ветхого так и Нового Заветов недвусмысленно: человек получает оправдание по вере. Внешние действие жертвоприношения выражало внутреннее состояние человека, расположение сердца. Псалмопевец и пророки утверждали, что Бог нужны не жертвоприношения, но покаяние и послушание (1 Цар. 15:22-23; Пс. 50: 18-19; Пр. 21:3; Ис. 1612-17; Иер. 7:21-23; Ос. 6:6; Ам. 5:21-24; Мих. 6:6-8). Кроме того, если жертва Христа сделала левитские жертвоприношения устаревшими, почему мы должны исследовать главы книги Левит, посвященные им?

Во-первых, потому, что ветхозаветные жертвоприношение не носили только символический характер. Во-вторых, смерть Христа описывается в терминах ветхозаветных жертвоприношений. (Без знания книги Левит послание к Евреям останется закрытой книгой для христиан). Жертвоприношения по сути своей заместительны. Жизнь за жизнь, и кто верил в это, освобождался от наказания за грех. То же можно сказать и о жертве Христа. В-третьих, в терминах жертвоприношения часто представляется жизнь христианина.

2. Система жертвоприношения





Название

Цель

Жертва

Часть Бога (3:11)

Часть священника

Часть приносящего

Жертва всесожжения

1 гл.

6:8-13

Искупление греха в общем. Проявление полного посвящения.

Мужского пола, без порока (вол, овен, козел, голубь) в зависимости от богатства.

Все.

-

-

Хлебное приношение

2 гл.

6:14-23

Благодарность Богу за первые плоды. Посвящение даров Богу.

Пшеничные хлебы (лепешки) пресные с елеем.

Сжигаемая часть.

Остаток.

-

Жертва мирная

3 гл.

7:11-38

Общение.

1. Благодарность

2. По обету

3. Из усердия

Мужского или женского пола без порока по состоянию.

Тук (почки).

Грудь, правое плечо.

Мясо съесть в тот же день (или к третьему дню).

Жертва

за грех

4 гл.

6:24-30

Очищение от непроизвольного греха

Священник или общество - телец; начальник - козел;

народ - коза.

Тук.

(Остаток сжечь вне стана 4:12, 21; 6:30).

Остаток

(6:24-30).

Ничего (4:3-21).

-

Жертва повинности

5-6:7

7:1-10

Очищение от грехов осквернения и против заповедей.

Овен без порока.

(Овца, коза, голубь по богатству).

Тук.

Остаток.

-


Может быть, наиболее важный была жертва за грех. Она играла ключевую роль в День искупления и всегда предшествовала другим видам жертвоприношений. Жертва повинности близка по своему значению к жертве за грех, но, вероятно, (1) она предназначались для проступков, которыми наносился урон или при которых происходил убыток (в этом случае возможно было какое-то (20%) возмещение). (2) Грехи, требующие жертвы за грех, совершались по неведению, т.е. по неосмотрительности или по небрежению. 18.49 Иосиф Флавий говорил, что жертвой за грех искупались грехи, совершенные без свидетелей, а жертва повинности была связана с грехами, которым были свидетели.

Когда в одно и то же время приносили разные жертвы, первой совершалась жертва за грех (повинности), потом всесожжения и жертва мирная (Лев. 9:22; Числ. 6:16-17). Этот порядок имел важное богословское значение, потому что исповедание (признание) греха всегда должно предшествовать полному посвящению верующего Богу (о чем говорит жертва всесожжения). Третьей идет мирная жертва, которая свидетельствует о восстановленных отношениях с Богом. Грех очищен, Бог прощает и теперь можно радоваться и веселиться в присутствии Бога и в общении друг с другом.

3. Общие правила принесения жертвы


  1. Приведение животного.

  2. Возложение рук на голову животного.

  3. Заклание животного.

  4. Кропление жертвенника.

  5. Сожжение жертвы.

  6. Съедение принадлежащего священнику (и приносящему).

4. Значение Ветхозаветной жертвы (2.171-173)


Жертвы не просто «покрывали» грех. Посредством них Бог даровал подлинное прощение (4:20, 26, 31, 35; 5:10, 13, 16; 6:7). Искупление через жертвоприношение подразумевало действительное удаление вины и освобождение от наказания за конкретный грех или грехи. Отметим, что жертвоприношение заключалось не только в исповедании греха. Виновный должен был возместить убыток, который он нанес, и приложить еще пятую часть (Лев. 5:16; 6:5). Кроме того, через жертвоприношения Израиль получал уроки правильного подхода, приближения к святому Богу. Жертвоприношения говорили о человеческой греховности, заместительной жертве и давали возможность согрешившему снова войти в общение с Богом и народом. Тем не менее, левитские жертвы обусловливались целым рядом ограничений.


  1. Они были ограничены с точки зрения их моральной эффективности. Желающий принести жертву должен был принести ее побуждаемый искренней верой и в послушании открытой ему Божьей воле. Сами по себе жертвы не имели какой-то силы.

  2. Во-вторых, не считая, возможно, ритуала, совершавшегося в День искупления, приносимые жертвы соответствовали лишь определенным видам и случаям личных согрешений. Таким образом левитская жертва не являлась неким полным и окончательным средством очищения от всех видов греха. Она, главным образом, снимала прегрешения, совершенные по незнанию, случайно, по небрежности и оплошности… Демонстративное неповиновение Богу (сознательное) не снималось индивидуальным жертвоприношением. Грехи такого рода могли быть немедленно отпущены на основании милости, не ставящей никаких условий, - в ответ на веру и искреннее раскаяние (ср. Пс. 31; 50). Альтернативой этому было ожидание согрешившим ежегодного Дня искупления.

  3. В-третьих, если не считать ритуала, совершавшегося в День искупления, то каждая из приносимых жертв снимала только один грех. Даровавшееся прощение было вполне реальным, хотя и временным (в том смысле, что за каждый вновь совершенный грех требовалось принести новую жертву). (Евр. 10:2).

  4. В-четвертых, эффективность жертвы не вытекала из какого-либо свойства жертвенного животного или из чего-то присущего ритуалу жертвоприношения. Бог гарантировал искупление через принесение в будущем «вседостаточной» (исчерпывающей) жертвы посредством крестного страдания Иисуса Христа. Другими словами, левитские жертвы как бы обретали юридическую силу в очах Божьих лишь на основании смерти Христа, и единственной действительно достаточной Жертвой за весь грех мира был Агнец Божий, закланный от основания мира (Отк. 13:8; ср. 1 Пет. 1:19-20). Действенность левитских жертв представляется, таким образом, производной. Именно в этом смысле автор Послания к евреям и утверждает: «Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (10:4). Тем не менее польза, которую получали от левитских жертвоприношений ветхозаветные верующие, была не менее реальной, чем та одежда, которую носит владелец кредитной карты, наш современник, полностью за эту одежду еще не расплатившийся.

5. Символическое значение жертвоприношений


Жертвоприношения указывали на искупительную работу Христа. Иоанн Креститель свидетельствовал об Иисусе, как об Агнце Божьем, Который берет на себя грех мира (Иоанна 1:29-34). Этот Агнец не имеет пятна и порока (1 Пет. 1:19, 22). Христос также - наша жертва за грех (Рим. 8:3; 5:6-11; Евр. 10:10, 12). Он отдал Себя за нас «в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф. 5:2). В Евр. 13:11-12 смерть Христа – «вне врат» – сравнивается с сожжением тела животных «вне стана» при принесении жертвы для очищения греха. Наконец, в Новом Завете говориться о духовных жертвах (1 Пет. 2:5). Эти духовные жертвы - даяние (Фил. 4:18), поклонение - особенно хвала и благодарение (Евр. 13:15-16), молитва (Отк. 5:8; 8:3-4), евангелизм (Рим. 15:16-17), самоотверженное служение Богу - даже до смерти (Рим. 12:1-2; Фил. 2:17; 2 Тим. 4:6; Отк. 6:9).

6. Отличие израильской и языческой систем жертвоприношений





  1. Израильская система основывалась на абсолютном монотеизме.

  2. В основе израильской системы был моральный кодекс, который исходил из понятия абсолютной святости Бога. Грех делал невозможным общение с Богом. Покаяние и искупление были неотъемлемой частью системы. Требовалось послушание как церемониальному, так и моральному закону.

  3. Израильские жертвоприношения ни в коем случае не могли сопровождаться какими-либо греховными действиями (священная проституция) и человеческими жертвоприношениями.

  4. Жертвоприношения в Израиле - это не дар Богу, Который в чем-то нуждается (и, тем более, не взятка). Скорее, это - выражение благодарности Богу.


* Не всегда прощение связано с кровью (Исход 32:30-35; Числа 16:46; 25:6). Была и бескровная жертва (Лев. 5:11).

? Ливан (Исход 2:1) – ладан.

3. СВЯЩЕННИКИ И ЛЕВИТЫ (8-10)

1. Общее


Сложная и тщательно разработанная система жертвоприношений могла быть эффективной только в том случае, если были подготовлены священники и левиты, избранные для этого служения. Следующие главы книги Левит и повествуют о посвящении священников и начале их служения. И хотя в определенном смысле весь израильский народ можно было рассматривать как «царство священников и левитов» (Исх. 19:16), потомки Аарона имели особое служение и к ним, соответственно, предъявлялись особые требования. Ибо только они могли входить в святилище и Святое Святых и нести служение примирения народа с Богом.

2. Первосвященник


Первосвященник был посредником между Богом и народом. Вследствие этого, его жизнь должна была отличаться особой святостью (Лев. 21:11-13). Достоинство и честь его положения требовали к красивой одежды. Священник носил хитон (длинный халат с рукавами почти до пят), пояс из крученого виссона с вплетенными в него нитями голубой, пурпурной и червленой шерсти, кидар (шапка, тюрбан).

Ефод (Исх. 25:5-14) трудно дать точное определение. Это слово употреблялось в разных значениях. (Что имеется в виду в 1 Цар. 23:9, 6; Суд. 8:27; 17:5; Ос. 3:4? Маловероятно, что здесь – это предмет одежды). Ефод состоял из двух кусков полотна с нитями золотого, голубого, пурпурного и червленого цвета. Наперсник представлял собой полотняный мешок (карман) квадратной формы, на верхней стороне которого находились изображения символов двенадцати колен.

* Урим и туммим (Исх. 28:15-30). Слова эти означают «светы» и «совершенства». Упоминается в Числ. 27:2; 1 Цар. 30:7-8 (в кн. Цар. под "ефодом" подразумевается именно урим и туммим. Они были средством искания у Бога - через священника - ответов на вопросы и возможностей разрешения кризисных ситуаций, перед которыми человеческий ум оказывался бессильным.

По всей видимости, урим и туммим представляли собой два камня. Каким образом пользовались ими, чтобы познать Божию волю, - неизвестно; некоторые полагают, что урим соответствовал отрицательному ответу, а туммим - положительному. Возможно, в пользу подобного понимания свидетельствует то, что слово «урим» начинается с первой буквы еврейского алфавита, а «туммим» – с его последней буквы. 2.156

Верхняя риза к ефоду (Исх. 28:31-15) – длинная нижняя одежда. Она была цветной, внизу были прикреплены колокольчики. Они должны были возвещать собравшимся о каждом движении первосвященника, когда тот входил в Святое Святых.

3. Священники


Первосвященнику в служении помогали его сыновья. Они непосредственно совершали жертвоприношения, несли ответственность за различные детали скинии, каждый вечер зажигали светильник в скинии, каждую субботу переменяли хлебы предложения, выполняли функции врачей-целителей, заботились о ритуальной чистоте народа (Лев. 14:2-3). Как посланники Бога они должны были учить народ Господним законам и уставам, так чтобы народ не нарушал заповеди (Левит 10:11). Когда возникали вопросы относительно закона, священники исполняли функции судей и принимали решения правового характера (Вт. 17:8-11). Так как войны Израиля считались священными, священники должны были сопровождать на войне ковчег завета и другую утварь (Числа 31:6). Они трубили в серебряные трубы, давая сигнал к началу битвы (Числа 10:18; И. Навина 6:4-5). Их присутствие (с ковчегом) было знаком пребывания Бога среди Своего народа. Враги не могли устоять. Священников также отличала особая одежда.

4. Левиты


Когда первородные Израиля были сохранены и избавлены во время выхода из Египта, Бог провозгласил, что все первородные принадлежат Ему. Но Он не отделил первенцев, а вместо этого избрал особое колено – Левиино – и поручил ему особое служение. Левиты призваны были помогать священникам в служении при скинии. При передвижении они должны были носить скинию со всеми ее принадлежностями, наблюдать за порядком, чистотою и сохранностью священных предметов и сосудов.

5. Посвящение священников


Аарон и его сыновья были посвящены на служение в ходе впечатляющей семидневной церемонии. Прежде чем исполнять роль посредников между Богом и народом, они должны были сами очиститься и освятиться. После омовения Аарона и его сыновей водой, Моисей возлил елей на голову Аарона (вероятно, символ наделения Духом Святым). Потом Моисей принес жертву за грех и жертву всесожжения в признание факта искупления священников. Кровью овна Моисей помазал правое ухо Аарона, большой палец правой руки и большой палец ноги (8:22). Это действие должно было (вероятно) напомнить священникам об их ответственности: внимательно слушать Божьи заповеди, добросовестно выполнять свою работу, ходить Божьими путями.

После недельной церемонии Аарон и его сыновья приступили к служению. Аарон принес жертву за грех за себя, потому что как и все люди он нуждался в прощении. Послание к Евреям говорит, что первосвященники имеют нужду ежедневно приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, но Христос, как совершенный Первосвященник, сделал это однажды (Евр. 7:27). Потом Аарон вознес жертву за народ и Бог принял ее (9:24).

6. Смерть Надава и Авиуда


До определенного момента Аарон и его сыновья строго выполняли все предписания. Но, по неясным причинам, два старших сына Аарона – Надав и Авиуд – вознесли курения из благовоний, состав который не соответствовал инструкции (Исх. 30:30-34). Тем самым они нарушили Божью заповедь (Исх. 30:9). Немедленно Бог поразил их (ср. 10:2 – 9:34). Что же случилось? Поступили они так по небрежности, беспечности, или были пьяны? В стихе 9 Господь заповедует Аарону и сыновьям его не пить вина, ни других крепких напитков во время совершения служения.

Смерть Надава и Авиуда можно сравнить со смертью Анании и Сапфиры. Сразу после того, как огненные языки сошли на верующих и они приняли Духа Святого, двое были поражены пред Богом. Это было начало церкви. Здесь (Левит) говориться о начале служения священников. Этими двумя случаями Бог еще раз показал, что Он требует святости и грех влечет за собой наказание.

4. ЧИСТОТА (11-15)



С концепцией священного и несвященного близко связаны понятия чистого и нечистого (Лев. 10:10). Эти термины отдаленно связаны с их нынешним значением в области гигиены и санитарии (бактерии и микробы). 9.51-52 Они характеризуют отношение человека с Богом, используются как в моральном, так и в ритуальном смысле. Нечистой может считаться как "грешная" и населенная язычниками земля (И. Нав. 22: Амос 7:17), так и прикоснувшийся к мертвецу человек2 (Числ. 6:7). (В Новом Завете мы находим нечто подобное (1 Кор. 7:14 - "нечистые" дети). В русском языке слово «нечистый», по-видимому, имеет близкое значение в выражениях «нечистая сила», нечистый дух», «нечистое дело». Нечистота – это власть мира и зла над отдельным человеком. (Слово «чистый» в Библии может использоваться и в техническом смысле: не содержащий примесей (Исх. 25:11 - чистое золото).

1. Чистая и нечистая пища


В 11 главе книги Левит и 14 гл. Второзакония говориться о чистой и нечистой пище, которую, соответственно, можно и нельзя есть.
Чистые и нечистые животные


Классы

Чистые

Нечистые

Млекопитающие

Два вида:

  1. Парнокопытные

  2. Жующие жвачку

Лев. 11:3-7; Втор. 14:6-8

Плотоядные (хищные) и те, которые не относятся к двум видам чистых

Птицы

Те, которые не выделены как запрещенные

Хищные птицы или стервятники

Лев 11:13-19; Втор.14:11-20

Пресмыкающиеся

Нет

Все

Левит 11:29-30

Морские животные

Два вида:

1. С перьями

2. Чешуйчатые

Левит 11:9-12; Втор. 14:9-10

Все, которые не относятся к двум видам чистых


Насекомые

Те, которые принадлежат к семейству кузнечиковых

Левит 11:20-23

Крылатые четвероногие


Причины разделения:


  1. Святость требует от нас быть подобными Богу. Многие пищевые запреты израильтянина исходили из диеты Яхве (т.е. животные, которые были не пригодны для жертвоприношений).

  2. Нечистые животные в какой-то степени не могут отвечать требованиям группы, к которой они принадлежат.

  3. Некоторые животные считались нечистыми из-за их связи с языческими культами.

  4. Разделение обусловлено требованиями гигиены.

Разделение животных на чистых и нечистых могло быть обусловлено комбинацией факторов и, несомненно, должно было послужить к пользе народа.
Разделение животных на два класса представляет собой большую загадку для ученых. Были предложены различные объяснения. 7.176, 177


  1. Некоторые раввины считали, что разделение носило произвольный характер. Бог сделал это для того, чтобы научить народ послушанию (речь идет не о вопросе «почему?», а о вопросе «что?»).

  2. {Аллегорико-этическое толкование. (Свинина приятна, но может способствовать объедению).}

  3. Чистота отражает целостность, нормальность. Согласно Mary Douglas чистые звери, птицы и рыбы являются полноценными представителями класса, к которому они принадлежат. Животные, у которых копыта раздвоены и которые жуют жвачку - чистые. Те же, которые не обладают этими "нормальными" характеристиками, являются нечистыми. Животные "переходного" типа также являются нечистыми. Подобно как священники должны быть свободны от всяких физических недостатков (Лев. 21:17-21), так любое отклонение от "стандарта" делает животное нечистым.

Проблема этого толкования в том, что Бог, согласно Быт. 1:25, сотворил все хорошо и весьма хорошо. Поэтому, вряд ли можно было говорить о ненормальных животных.

  1. Разделение пищи на чистую и нечистую должно было уберечь израильтян от языческой практики (отличие от ханаанских народов). Бог избрал Израиль, и Он хотел, чтобы они были особым народом, отличались от других, особенно что касается морали (Лев. 18:24). Многие языческие ритуалы сопровождались гаданием с использованием животных или их внутренностей. Свинья, например, использовалось хананеями в поклонении богам подземного царства (связь с демонами). Но, в то же время, в Египте и Ханаане в поклонении использовались тельцы и все же их считали чистыми животными.

  2. Разделение было обусловлено требованиями гигиены. Нечистые животные и птицы часто были носителями болезней. Животные, которые питались растениями, не так способствовали распространению инфекций, как те, что питались быстро разлагающимся в жарком климате мясом. Свинья могла распространять паразитов, которые служили источником серьезных инфекций. Большая часть "нечистых" птиц - хищные (питались мясом). Рыбы без чешуи ("нечистые") распространяли вредные бактерии. Таким образом, подобные запреты могли сохранить Израиль от многих болезней (и тех, которые постигли в свое время египтян). А в здоровом теле - здоровый дух. (Однако, фактор здоровья не может объяснить все запреты).


Доля истины, возможно, есть во всех объяснениях, и, может быть, нет нужды выбирать что-то одно. Разделение животных на чистых и нечистых могло быть обусловлено комбинацией факторов и, несомненно, должно было послужить к пользе народа. Все же, мы отдаем предпочтение объяснениям 4 и 5.

2. Новый Завет


Иисус объявляет все чистым. (Мк. 7:19)3. Ап. Павел заявляет, что для тех, кто во Христе во всем мире нет ничего в себе самом нечистого (Рим. 14:14). Христианин очищен Словом Господа (Ин. 15:13) и через крещение (Еф. 5:26). Порочное сердце очищено верой (Деян. 15:9). Но тема «чистый-нечистый» не исчезла вовсе: нечистому нет места в Царстве Божьем (Еф. 5:5). Лишь чистый сердцем увидит Бога (Мф. 5:8).

3. Применение


Из запретов и предписаний, записанных в книге Левит, мы извлекаем вневременные принципы. Принимая объяснения 4 и 5, мы можем и сегодня руководствоваться теми же требованиями: гигиена и мирская практика. Если пища способствует развитию каких-либо болезней (кариес, ожирение), если в результате ее употребления сосуды забиваются холестерином, если она разрушает тело и т.п., надо ограничивать себя. То же самое верно и в отношении языческой (мирской) практики (спиртные напитки). В Новом Завете мы находим и другие (более ясно выраженные, чем в ВЗ) принципы в отношении пищи (см. особенно Рим. 14).

Все, кажущееся нам внешним и физическим, не было таким для Израиля. Евреи не отделяли дух от плоти и разум от тела. Физическое и духовное были для них двумя сторонами одного единства. Израиль, может быть, зашел слишком далеко в материалистической, внешней стороне обрядов, но мы ушли так далеко в интеллектуализировании нашего понимания порока и зла, что утратили многое из реалистического понимания физического, которое является неотделимым компонентом библейской веры. Нельзя также думать, что если обряды очищения описаны как чисто внешние действия, то они не имели никакого внутреннего духовного содержания. Когда нечистый человек омывался, он проявлял свое желание очиститься, быть готовым к общению с Богом. Более того, именно потому что обряды очищения были установлены и освящены Богом, они представляли собою дверь в священное. Это было предусмотренное Богом средство, облегчавшее поддержание чистоты Его народа. В этих обрядах можно видеть проявление милости, которую люди с радостью приняли, потому что таким образом была создана возможность вновь обрести чистоту, свойственную народу Божьему. 9.55

4. Физиологические выделения и освящение (15 гл.)

Выделения, о которых идет речь, - это и те, которые являются следствием нормального функционирования половых органов, и те, которые связаны с нарушениями и болезнью. Для обыкновенных выделений требуется только омовение (при излиянии семени жертвоприношения не требовалось, а нечистота устранялась посредством простой процедуры «омытия-выжидания»), а там, где эти выделения носят непериодический характер и могут быть следствием болезни (некоторые комментаторы считают, что в стихах 2-12 речь идет о геморроидальных выделениях, но, может быть, они были вызваны гонорреей), для очищения предписываются жертва всесожжения и жертва за грех.

5. Чистота и святость


Все в жизни делится на священное и мирское. «Не священное» или «мирское» включает в себя и чистое и нечистое. Чистое – это то, что может вступить в отношения со Всесвятым. Нечистое исключается из этих отношений. Чистое может стать святым через освящение или нечистым через осквернение. Святое может стать не святым (обыденным) или даже нечистым. Нечистое может быть очищено и затем освящено и стать святым. Причиной нечистоты может быть болезнь, загрязнение, инфекция, грех.

5. ДЕНЬ ИСКУПЛЕНИЯ (16)



Самым важным днем года был йом киппур - День искупления (десятое число седьмого месяца - сентябрь-октябрь). В этот день первосвященник входил в Святое Святых и кропил кровью перед ковчегом завета (но прежде первосвященник должен был принести жертву за себя и свой дом). Другой важной особенностью дня искупления был ритуал, связанный с козлом отпущения. Этого козла посылали в пустыню поле того, как Аарон исповедовал над ним все грехи сынов Израилевых. Это символизировало удаление всех грехов из лагеря израильтян. Это был день смирения и прекращения всякой работы (29).
Если рассматривать День искупления в связи со смертью Христа, то можно говорить о входе Христа в Святое Святых. Когда Христос умер, завеса в храме разодралась надвое (Мф. 27:51) и Христос как наш Первосвященник однажды вошел в небесное Святое Святых "не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию и приобрел вечное искупление" (Евр. 9:12). Это был действительно великий День Искупления. Однажды и за всех.

6. СВЯТОСТЬ



Бог имеет право чего-то требовать от Израиля, потому что...

1. Израиль - особое Божье сокровище.

2. Израиль - уникальный объект Божьего избрания.

3. Израиль - уникальный результат Божьего спасения.
1. Суть святости

Кадош (евр.) - быть в стороне, быть уникальным, посвященным для Бога.

Бог свят. Он в скинии, а скиния отделена от других шатров. И только священник раз в году входит в Святое Святых, предварительно приготовив себя. (По еврейской традиции, когда первосвященник входил в Святое Святых, к ноге его привязывали веревку, чтобы вытянуть его оттуда, в случае, если Бог поразит его. К ногам его были привязаны колокольчики, чтобы слышно было, что он ходит, что что-то делает, что он жив).

Святость иногда приравнивают к чистоте. Хотя такое сравнение не следует отвергать, оно все же не дает полного представления о значении слова "святой" - поскольку о блудницах также говорили "святая". Древнееврейский корень кадош используется и с слове "храм" (святилище), и в словах "блудница" или "храм блудниц"... Ученые сходятся во мнении, что ключевая идея, скрытая в слове "святой" - идея разделения, но изначально - не отделения от чего-либо, а скорее, выделения для чего-то. Кто-то или что-то было отделено, то есть выделено из обычной среды, так как специально предназначалось для божества. Блудницы в святилище считались святыми в том смысле, что они посвящались божеству (3 Цар. 15:12; 4 Цар. 23:7). (См. "суббота" - освятил - сделал святым и отделил). 18.91, 92
2. Мотивация святости

Главная тема этого отрывка выражена Моисеем в словах: "Будьте святы, потому что Я свят". Это утверждение задает тон отрывку. Характер Бога определяет характер человека. Никак не наоборот. Жители Ханаана наделяли своих богов присущими им же самим чертами характера. Их боги были капризными, мстительными, виновными в разного рода аморальных поступках. Их можно было обвинить в нарушении всех заповедей Декалога. Но у Израильтян не люди определяли характер Бога, а Бог - характер людей.

Еще одно важное заключение мы находим в 36-37 стихах. "Я Господь; Я Господь твой Бог". Бог является Господином нашей жизни, и быть святым - значит быть послушным Ему, исполнять Его волю. Святость - это не мистика. Это повиновение Богу. Святой человек исполняет Божью волю.
3. Практическая святость

Неадекватные представления о святости

Святыми можно назвать людей, которые

1. Воспринимают жизнь серьезно и никогда не улыбаются в церкви.

2. Много читают Библию и молятся.

3. Их разговор насыщен цитатами и словами из Библии.

4. Они говорят только на духовные темы и т.д.

Мы часто отождествляем святость с духовностью, если не с мистицизмом. Но что можно сказать о святости, исходя из книги Левит? Это не предмет богословия или духовный идеал. Понятие святости использовалось весьма широко. Это слово характеризовало все, что имело отношение к культу: храм, утварь, священников, их одежды, жертвы, дни, юбилейный год... Святость не ограничивалась пределами скинии, но распространялась и на повседневную жизнь. Оговаривалось, что значит быть святым, посвященным Господу. Совокупление с ближайшими родственниками несло в себе осквернение. Экономические вопросы, как, например, плата наемным работникам попадали в сферу действия Божественных предписаний, так же как и правильность гирь и весов, сельскохозяйственные дела, такие как сбор урожая, пошлины, разведение скота и использование земли. Святость касалась всех сфер жизни. 18.92,93
Святость описывает как отношения человека с Богом, так и отношения человека с человеком (вертикаль и горизонталь). Можно также говорить и о личной святости. Поговорим сначала о вертикальной составляющей: отношения человека к Богу.
4. Отношения: Бог - человек

"Я Господь твой Бог". Потому нужно повиноваться Ему, соблюдать все Божьи предписания. Святость в отношениях Бог - человек проявляется в следующем:
1. Культовая практика

Господь говорит о соблюдении субботы /3,30/ и других праздников. Внимательное отношение к ритуалам тоже говорит о святости /5-8/.
2. Богословские принципы

Некоторые условия нельзя назвать ни этическими, ни культовыми. Это культурная практика Израиля, которая основывалась на важных богословских принципах /19/. Очевидно, что Бог разделил при творении, то человек не должен смешивать. К верности Богу призывает заповедь, изложенная в ст. 25. Святой человек также уважительно относится к жизни /26а/.
3. Языческие обычаи (практика идолослужения)

Волшебство, гадания, некромантия были распространены в Ханаане. Это человеческие попытки манипулировать божеством, потому Господь запрещает подобную практику. Татуировки и определенного рода прически были важной частью языческих погребальных ритуалов /27, 28/, поэтому избранный народ должен остерегаться этого. К тому же, человек не должен уродовать тело, сотворенное Богом. Богу также ненавистно поклонение аммонитскому богу Молоху, сопровождавшееся принесением в жертву детей (18:21).

5. Отношения: Человек - человек


Святость в ее горизонтальном измерении включает в себя взаимоотношения в обществе и защиту слабых.
1. Основы социальных взаимоотношений

Святость начинается дома, с взаимоотношений в семье, с почтения к отцу и матери /19:3/. Такого же уважения достойны и старшие /32/. Даже если в комнату входит хананеянин, надо вставать и уступать ему место. Отношения к братьям /и сестрам/ имеют важное значение /17/. Взаимоотношения с ближними /соседями/ должны строиться на следующих принципах:

1. Честность, прямота, искренность /11-12/.

2. Равенство /13/.

3. Справедливость, беспристрастность /15, 16/.

4. Любовь /18/.

Святой человек остается святым, занимаясь бизнесом /35,36/.
2. Защита слабых и беззащитных

Это включает в себя отношения к бедным, пришельцам /9,10, 33,34/ - украинцы, евреи, негры (эмигранты), людям, имеющим физические недостатки /14/. В других текстах часто говорится и о вдовах и сиротах.

6. Личная святость


Особое внимание в "Кодексе святости" уделяется сексуальной чистоте. Хананеи были известны своей распущенностью, поэтому Бог предостерегает Израиль относительно инцеста, гомосексуализма, скотоложства, блуда (храмовой проституции - Вт. 23:17-18). Бог (на данном этапе воспитания народа) строже относится к различным видам сексуальных (брачных) отношений. Запрещен брак с дочерью жены отца (18:11), а именно в таких отношениях состояла Сарра с Авраамом (Быт. 20:12). Нельзя брать в жены две сестры (18:18), что было в случае с Иаковом (Быт. 30:1). Ср. также 18:15 и Быт. 38.
Изучение книги Левит показывает, что ветхозаветное определение святости отличается от сегодняшних представлений. Жизнь святости для Израильтян это:

1. Познание характера Бога и испытание Его милости. Следовательно - святость не является бременем, налагаемым законом.

2. Прежде всего святость проявляется не в каких-то мистических качествах, но в действиях.

3. Суть святости может быть выражена в одном принципе: любовь к Богу и ближнему.

4. Святость затрагивает все стороны нашей жизни. Нет разделения на священное и мирское. Верующие проявляют святость в почтении к Богу, внешнем выражении веры, личной чистоте, социальных отношениях, в работе.

7. Применение


Насколько уместными могут быть древние этические нормы для нас? Или, есть ли подобные принципы и правила в Новом Завете?
1. 1 Пет. 1:13-16. Бог требует того же. Но не все требования /19 гл./ уместны сегодня. Требования относительно принесения мирной жертвы уже не имеют силы после смерти Христа. Кажутся устаревшими и запреты, записанные в 19:19. (Почему? Культурно ограничены? Связь с идолослужением?)

2. Из некоторых законов можно вывести вневременные принципы, и они лежат в основе новозаветных требований: соблюдение субботы /3 - Деян. 20:7; 1 Кор. 16:1; 11:22слл./, запреты дожинать до края поля и обирать виноградник дочиста /10,11 - Мф. 25:35-46/, уродовать тело /1 Кор. 6:19,20; 2 Кор. 6:14-18/.

3. Остальные требования находят безусловное подтверждение в Новом Завете. Можно привести даже соответствующие ссылки:

Почтение к Богу /1 Пет. 2:17/.

Идолослужение /1 Кор. 6:6; Гал. 5:20/.

Уважение к родителям /Еф. 6:1/.

Ложь, обман, клятва /Мф. 5:33-37, Рим. 13:9; 1 Тим. 1:10/.

Кража, невыплата зарплаты, мстительность, спиритизм и т.д.

Большинство требований, данных в 19 гл. книги Левит уместны и сегодня. Нам не нужно ломать голову, думая, что такое хорошо и что такое плохо. Бог все открывает и показывает. "Будьте святы, потому что Я свят". Этого требует от нас Господь сегодня.
8. Вопросы.

?17:11 "душа в крови".

Кровь нужна для поддержания жизни, и таким образом она фактически отождествляется с самой жизнью. 2.210

?18:19 Вероятно подразумевалось, что, если месячные у женщины начались в процессе полового акта, то и муж ее, подобно ей, делался нечистым сам и тоже - источником "вторичного осквернения" (15:2-12).

?19:19 Не смешивать то, что Бог отделил.

(1) Животные. Иметь чистых животных для жертвоприношений или сохранить породистый скот Вероятно, речь не идет о гибридизации. Мулы использовались в Израиле. В ВЗ слово мул употребляется 17 раз, часто в благоприятном контексте (3 Цар. 1:44). Во Вт. 22:10 говориться о том, что нельзя пахать вместе на воле и осле - разные по силе животные?

(2) Растения: практический аспект: ячмень и пшеница вызревают в разное время. Будет затруднена жатва. Или: не смешивать хороший и плохой продукт. См. также Вт. 22:9.

(3) Одежда. После стирки неравномерная усушка (усадка) (или вопрос в окраске или прядении). Есть предположения, что проблема могла быть в окраске. (Шерсть красили в дорогой голубой цвет. Льняная ткань оставалась белой. А голубая шерсть - привилегия священников. "Мирянам" нельзя ее одевать).

?19:27, 28 Языческие ритуалы.

?21:1 См. чистота, сн. 1.

?21:17, 18...21 См. чистота - применение (20 - евнух?)
Концепция этической святости (как отделение от греха) и ритуальной (как отделение от различных видов осквернения). Божья святость включает в себя как этическую, так и ритуальную.
Одним из основных препятствий в жизни святости был низкий моральный и духовный уровень окружающих Израиль народов, потому Бог часто предостерегал Израиль не поступать по делам земли Египетской и Ханаанской (18:3; 20:23). Бог изгонит хананеев из-за их грехов. Но если Израильтяне будут следовать ханаанским обычаям, им грозит то же.

Из книги Левит мы узнаем, что значит быть святым народом Божьим.

7. ПРАЗДНИКИ (23-25)


Даже простое упоминание о святости вызывает в сознании большинства представление об умеренности, или даже о мрачном аскетизме. Такой человек предполагает, что Израиль жил в постоянном осознании границ и пределов и что подобный стиль жизни был, естественно, уныл и мрачен. Истина, однако, заключается в противоположном. Познание Яхве приносило радость, а веселье и празднества являлись неотъемлемой частью жизни с Яхве. 18.93
Израилю было дано указание соблюдать три ежегодных (исторических)4 праздника. (Понятие святости распространяется даже на календарь). Первый и последний - Пасха и праздник кущей - напоминали о выходе из рабства и становлении нации у горы Синай. На эти праздники, а также в праздник седмиц все лица мужского пола должны были являться пред Богом (Исх. 23:14-17; Вт. 16:18). В эти дни люди могли обновить свои отношения с Богом и прочувствовать единение в общении друг с другом. Это должно было сохранить израильские племена от раздробления.
Суббота и субботний год должны были (1) побудить народ воздать благодарность Богу за прошлые благодеяния и укрепить веру в то, что Он будет поддерживать и в будущем году; (2) побудить к прощению долгов (“год прощения” – Вт. 15:1, 2); (3) обратить внимание на человека, как образ и подобие Божье (дать отдых рабам, слугам); (4) побудить к практике благотворительности и мудрому управлению имуществом. Все плоды отдавались бедным и животным. Завершением семи субботних годов был год юбилейный, совершавшийся в каждый пятидесятый год. (Заповедью субботы не поощряется празднолюбивая леность, а только запрещается труд с корыстной целью, служение маммоне). К субботним праздникам относились праздники новомесячия (первое появление луны) и праздник труб (начало гражданского года, наступление возвещалось трубами).
Заслуживает упоминания и настроение, которое царило во время этих ежегодных празднеств. «И веселись пред Господом, Богом твоим» (Вт. 16:11). «И веселись в праздник твой» (Вт. 16:14) «... И веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней» (Лев. 23:40). 18.112
* Символическое значение

Пасха – Распятие Христа (1 Кор. 5:7).

Пятидесятница – Сошествие Духа Святого на Церковь (Деян. 2).

Кущи – Предвкушение мира и благосостояния в будущем тысячелетнем царстве (Захарии 14:16).
Приложение
1. Еврейские праздники


Праздники


Евр. название

Ссылка

Чтение на праздник

Празднование

Пасха (праздник опресноков)
Песах
Исход 12

(Лев. 23:4-8)
Песни Песней

Освобождение из Египта

Пятидесятница

Шавуот

Вт. 16:9-12

(Лев. 23:9-14)

Руфь

Праздник жатвы

Дарование закона

9 Ав

Тиша-бе-Ав

Нет прямой ссылки

Плач Иеремии

Разрушение храма

в 586 В.С. и А.D. 70

День искупления

Йом киппур

Левит 16

(23:26-32)




Жертвоприношения

за грехи народа

Праздник кущей

Суккот

Неемии 8

(Лев. 23:33-36)

Екклесиаст

Странствование

по пустыне

Обновления

Ханука

Иоанна 10:22




Восстановление храма

в 164 В.С.

Жребиев


Пурим

Есфирь 9

Есфирь

Провал заговора Амана против евреев

2. Религиозный и сельскохозяйственный календари


Религиозный календарь был связан с сельскохозяйственным. Пасха и опресноки - время жатвы ячменя – начало жатвы. Праздник седмиц - пшеницы (июнь). На седьмой месяц приходилось три праздника: труб, День искупления, кущей) и они совпадали со временем сбора винограда, оливок, фиников (сентябрь - октябрь). Таким образом народ мог возблагодарить Бога за даруемую пищу. К тому же такой календарь мог сохранить их от влияния языческих праздников жатвы с их аморальностью и идолослужением.

3. Праздники в нашей жизни. Связь с язычеством

(Рождество, воскресенье, елки, праздники жатвы, кольца…)

  1. 1. Связь есть

  2. 1.1. Это было в ВЗ (примеры)

  3. 1.2. Новозаветние праздники: (первый день недели, вечеря Господня, крещение), - новое содержание! Понятия (логос). Но: новое содержание

  1. Важность праздников (вся жизнь – пасха).

2.1. Напоминание

2.2. Обострение религиозного чувства.

2.3. Главное – содержание.

Они совпадали (были близки) по форме с языческими, но наполнены новым содержанием.
4. Откровение и культура

То же касается и ритуалов жертвоприношений… закона о ревновании и т. д. (См. культура во Введении).
Культурный фон

Не одни евреи на Ближнем Востоке практиковали ритуальные очищения и жертвоприношения. Церемониальные омовения священников перед исполнением своих обязанностей были обычными как в Месопотамии, так и в Египте. В ханаанских религиозных системах использовались мирные жертвы и жертвы всесожжения. Но, несмотря на эти сходные элементы в обрядности, религия евреев сильно отличалась от других. У евреев мы находим идею прямого божественного откровения и богоявления, строгую концепцию монотеизма, понимание греха, высокие моральные требования в отличие от ханаанского культа плодородия. Из книги Левит мы узнаем о святом и праведном Боге, а языческие боги отличались капризным и своенравным характером. Более того, во многих других религиозных системах практиковались человеческие жертвоприношения.

Институт «городов убежища» был уникальным в древнем мире и ставил Израиль на более высокую ступень развития, чем окружающие народы. То же можно сказать и о праве наследства дочерей (26:1-11). Еврейское законодательство возвысило статус женщины в древнем мире. В то же время Бог обращался к Своему народу на земном языке, и использовал уже известные обычаи и практику. Это можно сказать об исчислениях, практике назорейства (6:1-21). Подобное можно сказать и о написанном в 5:11-31. Еврейская процедура была более гуманной (в Месопотамии женщин, не выдержавших испытания, топили), но в целом она отражает патриархальный уклад (превосходство мужчин).

Суммировать взаимоотношения культуры и откровения можно следующим образом:

  1. Бог не отвергает человеческую культуру и часто обращается к человеку на языке его обычаев.

  2. Высшие цели иногда требуют сверх культурного подхода.


Разделение пищи на чистую и нечистую должно было уберечь израильтян от языческой практики (отличие от ханаанских народов). Бог избрал Израиль, и Он хотел, чтобы они были особым народом, отличались от других, особенно что касается морали (Лев. 18:24). Многие языческие ритуалы сопровождались гаданием с использованием животных или их внутренностей. Свинья, например, использовалось хананеями в поклонении богам подземного царства (связь с демонами). Но, в то же время, в Египте и Ханаане в поклонении использовались тельцы и все же их считали чистыми животными.

8. БЛАГОСЛОВЕНИЯ И ПРОКЛЯТИЯ (26)


Бог обещает благословить Свой народ при условии послушания и соблюдения Его заповедей (26:1-13), но и предостерегает от последствий неповиновения. (Часто подобные списки благословений и проклятий находили в древних официальных документах, и обычно проклятий было больше). Бог обещает в случае неповиновения всемеро увеличить наказание за грехи (18-21, 28). Это означает полноту суда. Здесь также содержится пророчество о Вавилонском пленении (34). Земля должна будет в течение 70 лет (2 Пар. 36:21) удовлетворить себя за субботы. Это значит, что в период с 1400 по 586 В.С. более половины субботних лет народ не праздновал.

1 Согласно Документальной гипотезе Левит принадлежит к источнику Р (Priestly). Р документ был составлен одним или несколькими священниками в период между 550 и 450 В.С. Однако, нет достаточно причин для отрицания древности и подлинности книги Левит, равно как и авторства Моисея.

2 Так как конечным результатом греха является смерть, то не удивительно, что контакт с мертвецом делал человека нечистым.

3 Иисус не упраздняет норм и правил гигиены (так же как и в случае дискуссии об омовении рук перед едой – Мф. 15:20). В соблюдении законов очищения стала преобладать линия законничества, и раввины настолько сосредоточили свое внимание на внешней обрядовой нечистоте, что подлинная первоначальная цель и смысл темы потеряли свою ясность. Иудаизм был неспособен освободить проблему очищения от традиционных элементов суеверия и не смог сделать акцент на подлинных опасностях, угрожавших чистоте народа Божьего. 9.56, 57

4 Священные времена можно разделить на (1) времена, связанные с установлением субботы, (2) великие исторические праздники и (3) день очищения.



Схожі:




База даних захищена авторським правом ©lib.exdat.com
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації