Поиск по базе сайта:
Книга спасения и избавления. Бог чудесным образом вывел Свой народ из Египта. На горе Синай Господь заключил завет с Израилем и дал народу Свои заповеди, а после сопровождал их в путешествии по пустыне icon

Книга спасения и избавления. Бог чудесным образом вывел Свой народ из Египта. На горе Синай Господь заключил завет с Израилем и дал народу Свои заповеди, а после сопровождал их в путешествии по пустыне




НазваКнига спасения и избавления. Бог чудесным образом вывел Свой народ из Египта. На горе Синай Господь заключил завет с Израилем и дал народу Свои заповеди, а после сопровождал их в путешествии по пустыне
Сторінка1/11
Дата конвертації19.08.2014
Розмір1.12 Mb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
1. /1. 1 глава.doc
2. /2. 2 глава.doc
3. /3. 3 глава.doc
4. /4. 4-5 глава.doc
5. /5. 6-9, 10 гл. Потоп.doc
6. /7. 10-11.1-9. Вавилон.doc
7. /8. 11.27-50. Авраам.doc
8. /9. 25-27. Исаак-Иосиф.doc
9. /Введение в Ветхий Завет - Комментарий.doc
10. /Второзаконие.doc
11. /Исход общ.doc
12. /Левит общ.doc
13. /Числа.doc
Исследование Библии, но прежде, чем перейти к тексту, поговорим об авторстве, содержании и ценности книги Бытия
* Чтение второй главы в новом переводе
Ветхий Завет Бытие, 3 глава
Главы 4, 5
Главы 6-9: потоп, ной (1)
Главы 10-11: 1-9 рассеяние, вавилонская башня
Патриархи (11: 27-50): авраам (11: 27-23)
Патриархи (11: 27-50): исаак (25: 19-27: 46)
Введение в ветхий завет
Чем является Павел для богословия Нового Завета, тем Моисей для богословия Ветхого Завета
Книга спасения и избавления. Бог чудесным образом вывел Свой народ из Египта. На горе Синай Господь заключил завет с Израилем и дал народу Свои заповеди, а после сопровождал их в путешествии по пустыне
Общее
Основные слова: служение, война, странствование. Главные мысли: Спасены, чтобы служить



Ветхий Завет Исход

ИСХОД

ВВЕДЕНИЕ



В книге Исход мы видим, как потомки Авраама становятся организованной нацией. Это книга спасения и избавления. Бог чудесным образом вывел Свой народ из Египта. На горе Синай Господь заключил завет с Израилем и дал народу Свои заповеди, а после сопровождал их в путешествии по пустыне.

1. Название


Греч. «эксодос» (исход, выход, уход) - Септуагинта, Исход 19:1. Дело в том, что иерусалимские книжники, которые, согласно преданию, в III в. до н.э. перевели библейские книги на греческий язык, старались передать основное содержание каждой книги в ее названии.

Евр. «Элле шемот» (вот имена), потому что начинается словами: «Вот имена сынов Израилевых...» Имеются, однако, свидетельства, что в древние времена евреи тоже называли ее «Книгой Исхода из Египта» или «Книгой Избавления». 16.83

2. Структура


(1) Спасение (избавление) Израиля - история.

Бог продолжает пребывать среди потомков Авраама и избавляет их.

(2) Завет с Израилем - заповеди.

Становление Израиля как народа.

  1. Присутствие в Израиле - скиния.

Самая богословская часть Исхода. Из нее можно много узнать о Боге.
***

  1. Исход (историческое повествование)

Угнетение Израиля Гл. 1

Призыв Моисея 2-6

Десять казней 7-11

Выход, на пути к Синаю 12-18
Пасха (12)
Праздник опресноков (13:3-10)


  1. Закон

Книга Завета (24:7) 19-24
Десять заповедей (20)
3. Поклонение

Наставления касательно строительства скинии 25-31

Ложное поклонение (золотой телец) 32-34

Строительство скинии 35-40

3. Бог в книге Исход


Бог продолжает открываться людям, и в книге Исход мы встречаем несколько типов теофаний (богоявления). Ангел Господень являет Бога (3:2; 14:19; 23:20). Бог также открывается через чудеса (8:16-19); пламя куста (3:2), огонь, дым, звук (19:18-20), видения и сны (Числа 12:6-8), голос (24:1), облако и столп огненный (40:34-38), и даже «лицом к лицу» (33:11). Это Бог, Который помнит Свои обязательства, Бог суда и избавления, Бог трансцендентный и имманентный (19:10-15; 25:1-9), Бог, Который правит всеми народами, но избирает Себе народ особенный, Бог милостивый и благой.

3.1. Качества Бога

В книге Исход Бог проявляет Себя как суверенный Бог. Он правит над всеми, даже над египтянами - самой великой нацией под солнцем. И все боги земли перед ним ничто. Он также являет Себя верным Богом. (Завет требует верности). Бог является, кроме того, милостивым Богом. Бог являет милость в избавлении, в завете и в присутствии со Своим народом.
* Неадекватные представления о Боге Ветхого Завета: Святой, Справедливый, Праведный, Всемогущий, Нетерпимый, Гневный. (Новый Завет: Сострадательный, Прощающий, Милостивый, Добрый, Любящий, Заботливый).
* Бог Ветхого Завета (Исход 34): Человеколюбивый, Милосердный, Долготерпеливый, Многомилостивый, Истинный, Прощающий, Не оставляющий без наказания.

Бог не изменился. Тот же Бог действовал и в Новозаветное, и в Ветхозаветное время. Израиль испытывал как гнев Божий, так и Его любовь.
3.2. Вечность Бога в отношении к Израилю

  1. Он Бог Израиля в прошлом (3:6, 15; 4:5).

  2. Он Бог Израиля в настоящем (3:7, 16).

  3. Он Бог Израиля в будущем (3:8, 17).


3.3. Имя

Поскольку в древнем Израиле, как и среди семитов в целом, огромное значение придавалось именам, то чрезвычайно важно, особенно для теологии Ветхого Завета, добиться ясности значения имени Ягве. 18.14

«Я есмь Сущий» (3:14). Фраза обыгрывает древнееврейское слово «быть». Некоторые ученые, пытаясь связать происхождение слова Яхве с глаголом «быть», придерживаются мнения, что выражение «Я есмь Сущий» и «Яхве» относятся к реальности бытия (существования) Бога. (Я есмь причина Моего существования). Следовательно, имя отмечает несомненность существования Яхве. При «западном складе ума» такое объяснение кажется правдоподобным, но ученые ставят под сомнение данную трактовку на том основании, что такие абстракции, как «существование», не были характерными для образа мышления носителей древнееврейского языка. 18.14

Другие... предлагают считать имя Яхве умышленно, нарочито загадочным. Поскольку знание кого-либо по имени подразумевает определенную меру контроля; например, по имени можно вызвать или потребовать исполнения чего-либо, - то не предложил ли Бог Израилю такое странное имя, которое и не являлось именем, чтобы Израиль не мог манипулировать Богом? Определенная вероятность этого есть. Человек склонен использовать Бога к своей выгоде. Но Яхве - не раздаточная машина, гарантированно раздающая щедрые подарки, здоровье, мудрость и т.д. Нет, Яхве остается свободным в Своих действиях. Его деяния происходят по Его свободной воле. Он есть Кто Он есть, и ничем и никем не ограничен кроме Самого Себя. 18.11

Сегодня большинство гебраистов согласны, что здесь не подразумевается никакого метафизического описания. Голос из куста дает намеренно уклончивых ответ. Бернхард Андерсон пишет: «Моисей просил прояснить ему тайну божественной природы (имени), но ему было отказано. Вместо этого Бог объявил ему о Своих требованиях... и уверил, что Он узнает, кто есть Бог по тому, что Он совершит. Другими словами, на вопрос «Кто есть Бог?» ответят события, которые произойдут в будущем. Кокс, 254 (Верить, что между Богом и каким-либо вербальным способом выражения существует неразрывная связь - значит поддаваться магии слов. Кокс, 253 – 4)

Контекст раскрывает обещание Богом избавления. Бог говорит: «(Обещаю) Я выведу вас от угнетения Египетского» (3:17). Это обетование подтверждает значение имени Яхве как имени спасительного. Яхве - имя, которым Бог представляет Себя как присутствующего здесь и сейчас, и не просто присутствующего, но действующего для избавления. Яхве - имя спасения... Бог - есть Бог спасающий. 18.15 «Сущий», «существующий Сам по Себе» как богословский факт верно. Но в этом контексте для Израильтян большее значение имел не вопрос существования Бога (или Его сущности), а реальность участия Бога в их нуждах. Предлагают вариант «Я буду Кто Я буду», который обозначает достаточность Бога в любых обстоятельствах. Перефразируя этот вариант, мы получим значение: «Я буду для тебя тем Богом, в Котором у Тебя нужда (Который тебе нужен)». 18.14
Что касается того, что имя Яхве, упоминается в Исходе 6:2-3 как не известное ранее, то возможно предположить, что, хотя имя было знакомо патриархам (оно встречается в Бытии более 100 раз (в В.З. более 6800), но его значимость открывается только здесь. 18.11

4. Теология освобождения (18; 7.130, 131)


Теологи в странах третьего мира, наряду с теологами некоторых христианских стран, подчеркивали значение прочтения Библии не глазами представителей богатого, владеющего собственностью среднего класса, а глазами порабощенных и угнетенных... (Густав Гутьеррес: «Теология освобождения», Хуан Сегундо, Хосе Миранда - Южная Америка; Юрген Мольтман: «Теология надежды» - Европа). Т.о. выраженное в Ветхом Завете общее устремление к социальной справедливости побуждало христиан к участию в освободительном движении. Хотя большинство теологов этого направления римо-католики, они не колеблясь обращаются к произведениям Гегеля и Маркса (точка зрения на экономику и классы). Поскольку Маркс стремился к тому, чтобы рабочий класс мог сбросить цепи угнетения, его рассматривают как борца за свободу... (Книга Исход также используется другими группами, которые стремятся к освобождению от угнетения. (Американские негры в борьбе за свои права).
Читая книгу Исход, теологи освобождения привносят свои идеи в текст. Теология освобождения определяет спасение почти исключительно в политических терминах, игнорируя нужду человека в спасении от греха. Но Моисей не стремился к свержению существующей власти и не ставил своей целью установление демократического правительства в Египте. Он вел народ в общение с Богом. Это освобождение (в книге Исход) имело целью жизнь с Яхве в обществе завета, жизнь, обогащенную Яхве. И именно эта цель - по природе своей религиозная и духовная - является определяющим моментом. Достижение свободы в истории исхода нацелено на жизнь под руководством Яхве. Нельзя подменять духовное освобождение физическим.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



Схожі:




База даних захищена авторським правом ©lib.exdat.com
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації