Поиск по базе сайта:
Чем является Павел для богословия Нового Завета, тем Моисей для богословия Ветхого Завета icon

Чем является Павел для богословия Нового Завета, тем Моисей для богословия Ветхого Завета




Скачати 319.53 Kb.
НазваЧем является Павел для богословия Нового Завета, тем Моисей для богословия Ветхого Завета
Дата конвертації19.08.2014
Розмір319.53 Kb.
ТипДокументи
1. /1. 1 глава.doc
2. /2. 2 глава.doc
3. /3. 3 глава.doc
4. /4. 4-5 глава.doc
5. /5. 6-9, 10 гл. Потоп.doc
6. /7. 10-11.1-9. Вавилон.doc
7. /8. 11.27-50. Авраам.doc
8. /9. 25-27. Исаак-Иосиф.doc
9. /Введение в Ветхий Завет - Комментарий.doc
10. /Второзаконие.doc
11. /Исход общ.doc
12. /Левит общ.doc
13. /Числа.doc
Исследование Библии, но прежде, чем перейти к тексту, поговорим об авторстве, содержании и ценности книги Бытия
* Чтение второй главы в новом переводе
Ветхий Завет Бытие, 3 глава
Главы 4, 5
Главы 6-9: потоп, ной (1)
Главы 10-11: 1-9 рассеяние, вавилонская башня
Патриархи (11: 27-50): авраам (11: 27-23)
Патриархи (11: 27-50): исаак (25: 19-27: 46)
Введение в ветхий завет
Чем является Павел для богословия Нового Завета, тем Моисей для богословия Ветхого Завета
Книга спасения и избавления. Бог чудесным образом вывел Свой народ из Египта. На горе Синай Господь заключил завет с Израилем и дал народу Свои заповеди, а после сопровождал их в путешествии по пустыне
Общее
Основные слова: служение, война, странствование. Главные мысли: Спасены, чтобы служить


ВТОРОЗАКОНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Чем является Павел для богословия Нового Завета, тем Моисей для богословия Ветхого Завета.


Христос цитирует ее гораздо чаще, чем другие книги Ветхого Завета (в Новом Завете более 80 ссылок).

Послание к Римлянам – Второзаконие Нового Завета.

Второзаконие – самая длинная проповедь в Ветхом Завете.

Второзаконие – Евангелие от Моисея.

Пятая книга Моисеева отличается от других примерно так же, как и Ев. от Иоанна отличается от синоптических Евангелий. И Второзаконие и Ев. Ин. содержат значительное количество нового материала и длинные беседы Моисея и Христа. Обе книги говорят о любви к Богу и верном служении Ему.

2. НАЗВАНИЕ *

Русское название этой книги восходит к Септуагинте и неверному переводу фразы «мишне хатора» (список закона) hr'ATh; hnEv.m (17:18) как «второй или повторенный закон» (deuterono,mion tou/to). Вероятно, такое название переводчики применили, потому что Бог перед входом Израильтян в Землю Обетованную обновил Свой завет. Кроме того, во Второзаконии снова мы встречаемся с Десятословием. ? Однако, следующие аргументы могут быть приведены против такого названия:

  1. «Второзаконие» - не второй закон, а объяснение первого.

  2. «Второзаконие» – не свод законов. Значительная часть материала не имеет отношения к закону.

  3. Лучшее название для десяти заповедей – Десятословие.


Древнееврейское «дварим», т.е. «слова» – восходит к обычаю называть книгу по ее начальным словам. Первая фраза Второзакония: «Суть слова ~yrIb'D>h; hL,ae, которые говорил Моисей» (1:1а). Еврейское название лучше подходит для описания содержания книги. В некоторых переводах (нем.) эту книгу называют просто Пятой книгой Моисеевой.

3. ЦЕЛЬ


Моисей знал, что поколение израильтян, вышедшее из Египта, не войдет в Обетованную Землю. Даже самого Моисея не будет среди тех, кто перейдет Иордан и вступит в «землю, в которой течет молоко и мед». На Моавитских равнинах стояло уже новое поколение израильтян. Завет с их отцами не был заветом, в заключении которого участвовали они. Им нужно было подтвердить этот завет, обновить его и вновь посвятить себя Богу. Израильтянам также нужно было напомнить о Божьей верности и побудить их любить Бога всем сердцем.

4. АВТОРСТВО *


Ветхий и Новый Заветы приписывают Пятикнижие в целом Моисею. Еврейская и христианская традиции так же говорят о Моисее как авторе книги Второзаконие.

В том, что Моисей был автором Второзакония, почти ни у кого не было сомнения ни в среде евреев, ни в среде христиан, пока не появились в 19-м веке так называемые “либеральные критики”. Ныне существует несколько теорий относительно авторства и времени написания Пятикнижия.

  1. 12–26 гл. – оригинальная книга, написанная, может быть, Иеремией в 622 г. (Ю. Веллхаузен).

Один из аргументов этой теории основан на 4 Цар. 22. В правление Иосии в храме нашли “Книгу закона”, которая побудила царя к реформам. Другие аргументы: (1) Повеление Бога устроить для Себя центральное святилище (12:1-14) – тонкий намек на Иерусалим. Между тем, говорили критики, ни Иерусалим ни высоты не привлекали особого внимания евреев при жизни Моисея. (2) Наличие материала, относящегося к после-Моисеевому (гл. 34). - ? (3) Предсказания о рассеянии Израиля и последующем воссоединении его (4:25:31; 28:20-68; 29:22-28).

  1. Теория деревенских левитов. (Фон Рад)

Написана в 701 г. деревенскими левитами (оппозиция центральной власти).

  1. Пророческая теория.

Из пророческих кругов Сев. Царства (после 722 г.) пророки двинулись на юг. Хотели навязать “северные” традиции.
Ответ критикам

  1. Сколько толкователей – столько и теорий.

  2. Раз и навсегда надо отделить Второзаконие от реформ Иосии.

    1. Второзаконие служило основанием для более ранних реформ (Иосафата (9), Амассии (8), Езекии (700). Эти реформы базировались на документе, написанном до Иосии.

    2. Реформы Иосии отображают многое из того, чего нет во Второзаконии (но есть в Исходе, книге Левит).

    3. Беззакония во время Иисуса Навина, Царств не говорят об отсутствии законов.

    4. Во Второзаконии не говорится очень четко об Иерусалиме, храме.

    5. Нет подтверждения, что книга была написана в то время, когда была найдена. (И могла ли быть новая книга авторитетом для них?)
Заключение

  1. Книга – запись последних слов Моисея. (И это обычное явление. Было принято давать увещания перед смертью).

  2. Фундаментально Моисеева (хотя окончательно сформировалась позже).

  3. Книгу осовременивали, чтобы люди понимали (язык Царств)1. В то же время, есть отрывки, которые звучат как очень древние (32, 33). Поэзию трудно осовременить.

  4. Если DH (Deuteronomic History) имеют второзаконнический оттенок (И. Нав., Царств), это не говорит, что один автор написал. Они учились у Моисея.
5. СТРУКТУРА – 1* (Форма договора)




Преамбула

1:1-5

Редактор. Цель – ввести в суть дела

Исторический пролог

1:6-4:43

История отношений Бога с народом (основания для завета).

Общие условия

4:44-11:32

Завет (Декалог). Центральное место – Шема (6:4-5)

Специальные условия

12:1-26:19

Применение общих принципов в жизни.

Документ

27

Документ написан на камнях

Благословения и проклятия

28-30:10

Последствия следования условиям договора или нарушения его.

Свидетели

30:11-20

Один Бог. Небо и земля. (Нотариус)

Эпилог

31-34

Смерть Моисея (редактор)


см. договор Асархаддона (Бог действует понятным способом).

6. СТРУКТУРА – 2 (Восемь бесед) Ли Р.

1

2

3

4

5

6

7

8


9

Взгляд на прошлое

Обзор

Предостережение

Завет

Советы

Наставления

Песня

Благословение

Смерть Моисея


1-4:43

4:44-26

27-28

29-30

31:1-23

31:24-29

30-32

33

34




7. БОГОСЛОВИЕ ВТОРОЗАКОНИЯ


1. ХАРАКТЕР БОГА


Книга Второзакония представляет собой превосходный богословский материал, который очень хорошо изложен и доступен. По нему мы можем узнать о характере Бога и ответить на вопрос, что побудило Бога вступить в заветные отношения с человеками и заключить договор с народом израильским. Итак, каков Бог, решивший вступить во взаимоотношения с людьми?

1.1. Бог есть Бог вечный (33:27). Он не ограничен пространством или временем.

1.2. Следующая характеристика Божественного Покровителя - Господь есть уникальный Бог (Втор. 32:39). Уникальность Сюзерена Израиля может быть представлена трояко:

  • В главе 33:26 Второзакония Бог описывается особым, исключительным языком. Ему приписываются абсолютные термины: “Нет подобного Богу Израилеву, Который по небесам принесся на помощь тебе и во славе Своей на облаках...”

  • Бог уникален во взаимоотношениях с Израилем: “Ибо спроси у времен прежних, бывших прежде тебя, с того дня, в который сотворил Бог человека на земле, и от края неба до края неба: бывало ли что-нибудь такое, как сие великое дело, или слыхано ли подобное сему?” 4:32-39). Нет свидетельств, чтобы какое-либо божество так много сделало бы для своего народа, как Бог Яхве.

  • Он – единственный Бог. Не существует других богов. Есть только Яхве (6:4-6).

1.3. Бог, открывшийся Израилю, есть трансцендентный и Великий Бог. Этого Бога, невозможно постичь или охватить полностью человеческим разумом: “ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров,...” (10:17; 7:21).

1.4. Но этот же Бог присутствует среди народа. Он в неприступном свете, но одновременно и на земле. Иначе - Он имманентен (4:7):”Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его?”

1.5. Бог - Святой (32:51).

1.6. Бог - Верен. Верность и преданность Бога избранному народу и завету с ним очень часто подчёркивается в текстах Второзакония и всего Ветхого Завета (7:9): ”Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, который хранит завет [Свой]...,”

1.7. Бог - Сострадающий и милующий. 4:31 “Господь, Бог твой, есть Бог [благий и] милосердый; Он не оставит тебя и не погубит тебя...”

1.8. Он – Бог-Ревнитель. Обыкновенно ревность порождает гнев и является вполне законным правом одного человека к другому, к которому он питает глубокие чувства. Но что же есть ревность Бога? Библия насыщена и изобилует свидетельствами о ревности Божией. Ревность представляется как сила положительная и необходимая. Она - один из моментов любви, основа любви, фон любви. Более того - ревность есть сама любовь, отражающая неприятие любящим малейшей измены, но наказывающая за неё. Это слово раскрывает, к каким отношениям призывает Бог Израиль и какие глубокие чувства имеет Яхве к этому народу.

2. ФУНДАМЕНТ ЗАВЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Очень бегло мы просмотрели основные черты характера Бога, открывающиеся нам на страницах Второзакония. Но из этого становится непонятным, почему такой самодостаточный, великий, могущественный Бог, как Яхве, решил вступить в заветные отношения с таким несовершенным народом. Чем больше мы узнаём характер Бога, тем невероятнее нам кажутся какие бы то ни было взаимоотношения с человечеством. Возможно, лишь в разделе о ревности Бога, можно заметить некоторый намёк на ответ, когда мы отмечаем глубину отношений Бога к народу. Поэтому необходимо обратиться к рассмотрению ещё одной характеристики Бога, которую можно найти во Второзаконии. Это описание Бога, как любящего Сюзерена, Царя:

“Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, - ибо вы малочисленнее всех народов, - но потому, что любит вас Господь,...” (Втор.7:7-8).
? Почему же Бог возлюбил народ? Почему Он называет этот народ своим особым сокровищем? Почему Он избрал Его, а не великие и славные народы Вавилонии или Египта. Ведь в древности могуществе Бога оценивалось по могуществу Его народа. И когда вавилонская армия уничтожала противников, завоевывала царства, люди изумлялись силе вавилонского Бога - Мардука. И если бы Бог избрал вавилонский народ, Он был бы в почете.
Бог не смотрит на силу и количество. «Не потому чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас; ибо вы малочисленнее всех народов». Действительно, израильский народ никогда не был слишком многочисленным. И сейчас на земле, может быть, пятнадцать миллионов евреев, в то время как китайцев или индийцев больше миллиарда. Почему бы не избрать их?..
«Да, - мог согласиться представитель избранного народа, - мы малочисленнее всех народов. Но Бог избрал нас не по количеству, а по качеству. Бог нашел себе самый честный, справедливый, самый добрый народ». Это правильно? В девятой главе Моисей опровергает это утверждение.
«Посему знай, что не за праведность твою Господь, Бог свой, дает тебе овладеть сею доброю землею; ибо ты народ жестоковыйный. Помни, не забудь, сколько ты раздражал Господа, Бога твоего, в пустыне».
Оказывается, Бог, к тому же, избрал плохих людей. Моисей рисует перед глазами слушателей картину непослушания в прошлом. Где хорошие дела? Где милосердие? Где справедливость? Даже «при Хориве вы раздражили Господа». Что произошло при Хориве, или Синае? - Бог дал народу закон. И там же они сделали золотого тельца! Это то же самое, что принять крещение и, еще не сняв с себя белые одежды, согрешить. Но не только это. «И в Тавере, в Массе, в Киброт-Гаттааве вы раздражили Господа». И после этого вы говорите о своей праведности? Вы заслуживаете не Земли Обетованной, а уничтожения.


  • Бог избрал и нас. Почему Он обратил на нас особое внимание? Почему выделил нас? Мы задаем подобный вопрос, когда в жизни случаются несчастья: умирают, казалось бы не вовремя, близкие родственники, мучит болезнь, огорчают дети, когда на радость завистникам нет успеха в делах. Почему Ты, Боже, допускаешь это в отношении меня и моей семьи? Чем я заслужил такие страдания? По-человечески естественно задавать такие вопросы. Но сегодня мы зададим эти вопросы по другой причине. Когда меня сопровождает успех в служении и работе, когда дети со мною в собрании, когда никто не болеет в моем доме, и, когда в то же время вижу страдающих от греха соседей, разбитые семьи, когда вижу людей с физическими недостатками, то спрашиваю: Почему я? Почему Ты, Господи, так благословляешь меня? Почему Ты спас меня? Почему, наконец, Ты избрал нас как Церковь в этом городе и так благословляешь? Потому что мы самые умные, сильные, красивые? Нет! «Не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных». Есть и мудрые, и сильные, но не много. Бог мог найти себе в этом отношении более способных людей.


? Потому что возлюбил. И это непонятно, непостижимо. Но достаточно знать сам факт. Любовь является причиной избрания. (И любовь Бога - это не какое-то эмоциональное чувство, но это ЗАВЕТНАЯ, особая любовь).
  1. ПРЕАМБУЛА (предисловие) - (1-1:5)

Проповедник: Говорит Моисей, но он представляет точку зрения Бога.


Адресаты: Все Израильтяне.

Место: (1) В пустыне; (2) на равнине; (3) против Суфа; (4) между Фараном и Тофелом, и Лаваном и Асирофом и Дизагавом; (5) в расстоянии 11 дней пути от Хорива (контраст – 40 лет); (6) за Иорданом, в земле Моавитской.

Время: (1) 01.11.40 – связь с выходом из Египта (все вышедшие вымерли. Нужна новая проповедь).

(2) связь с завоеваниями (они уже что-то сделали и увидели Божью работу).

Характер обращения: (1) что заповедал Господь (авторитет); (2) содержание – закон.

Моисей начал изъяснять. Буквально: выцарапывать, гравировать. Но Моисей не пишет на твердой поверхности. Он воздействует на умы людей.
  1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЛОГ (1:6-4:40)

* Новогодняя проповедь (см. 1.2; прим.)


Введение: форма договора; история взаимоотношений Сюзерена и вассала. Прошлое говорит нам о:

  1. Верности Бога

    1. Исполнил клятву (1:8, 35). (Ты не всегда выполнял обещание).

    2. Милостиво заботился о народе (1:31 – «носил тебя, как человек носит сына своего; 8).

    3. Даровал всегда победу (2:33; 3:3). (За что?)

  2. Непостоянстве человеческой воли и сердца

    1. Не захотели идти, воспротивились (1:26; 1:27-28).

    2. Роптали в шатрах (1:27).

    3. Не верили (1:32).

    4. Не послушались (1:43).

(Моисей еще не говорит о золотом тельце!)

  1. Уроки для будущего (заключение)

    1. Господь наказывает за непослушание (1:35).

    2. Нас ожидают трудности (1:28), но:

    3. Господь поведет нас и будет защищать и сражаться за нас (1:29-33).

(Внимание на Бога, а не людей. Бог не оставит в будущем, как Он защищал в прошлом).
1. Обзор истории /1:6-3:29/ История мира - Его история /His Story/
1.1. Воспоминания Хорива /1:6-18/ (*Реорганизация администрации /1:9-18/)
1. Нужда /9-12/

1.1. Моисей стареет /не могу водить/.

Это не признак слабости, если человек признается в своей слабости. Это - признак силы.

1.2. Бог умножил вас. (100 человек в церкви. Надо еще один пресвитер).

1.3. Где много людей - там много проблем. (Люди становятся раздражительными, спорят, делятся. Одному не справиться).

2. Избрание /12-15/

2.1. Люди избирают из своей среды.

2.2. Качества /см. Исх. 18:21/

2.3. Роль /надзиратели от слова «писать»/.

3. Повеления /16-18/

3.1. Судите справедливо /Так судит Бог/

3.2. Судите не различая лиц.

3.3. Судите смело /суд - дело Божье/.

3.4. Реализм /трудное дело - высшему лицу/.
1.2. Воспоминания Кадес-Варни /1:19-46/ - Критический взгляд на историю Израиля.

* Время решения /20-45/
1. Повеление /21/
2. Ответ народа

2.1. Пошлем соглядатаев

Результаты: хорошая земля, плоды. Бог не обманул. Надо идти. Но: хороша земля, Бог дает ее, но мы не войдем.

2.2. Отказ войти /не захотели, воспротивились, роптали в шатрах/. ст. 27 «Бог ненавидит нас». 28 - в глазах враги. Они смотрят не на Бога, а на людей. Земля та хороша, да люди страшные.
3. Ответ Моисея /29-33/ - Внимание на Бога, а не на людей.

Бог не оставит в будущем. Ведь Он защищал в прошлом.
4. Реакция Бога /34-40/

4.1. Эмоции.

4.2. Клятва - суд. /Характер суда - «не увидят». Размер суда - «никто»/. Моисей уточняет, что проблема не в нем, а в людях. Это из-за них Моисей не увидит доброй земли /37/.

4.3. Исключения. Халев - прозелит, из племени Едома. Он из новообращенных, а люди, которые выросли в церкви, не повинуются Господу. Дети войдут /ср.39/.
5. Человеческая самонадеянность /41-45/ - пойдем и сразимся!

«Поражали, как пчелы». Вы - кузнечики? Хорошо, поговорим о насекомых. Они будут поражать вас, как пчелы.
1.3. Воспоминание горы Сеир /2:1-7/ - Бесцельность. Новый план.

1.4. Воспоминания Моава и Аммона /2:8-23/.

1.5. Трансиорданские завоевания /2:24-3:22/.

1.6. Личные воспоминания Моисея /3:23-29/.

Моисей хотел бы увидеть добрую землю. Увы, из-за людей это невозможно /26/. И Бог сказал больше не молиться об этом./ Иногда Бог говорит «нет» даже лидерам/. Моисей сделал так много, а вся слава Иисусу Навину.
* Ответ на молитву.

1. Бог может изменить Свое решение.

2. Бог изменяет обстоятельства /этого мы ожидаем прежде всего/.

3. Бог меняет нас /моя воля совпадает с волей Бога/.
2. Призыв ответить Торе /4:1-40/.

2.1. * Благодать Торы /4:1-8/

Противоречие в терминах? Или закон, или благодать. «Закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа».

Но закон тоже от Бога. А Бог мог ли дать что-то плохое, несовершенное? Это закон благодатный, приятный, полезный. В соблюдении его великие привилегии.

1. Природа и важность Торы (1-2)

1 Постановления, законы, заповеди - от Бога.

Они совершенны. Ничего не прибавишь. Много неясного. Мы задаем вопросы. Но пусть Господь беспокоится о скрытых вещах.

Нельзя убавлять, потакая человеческим слабостям. Заповеди не должны показаться неуместными, устаревшими, невыполнимыми. Что, что дает Бог, ни много и ни мало.

2. Цель Торы

Тора имеет определенную цель. Это не теория и не лекция по истории религии или этике. Это даже не предмет поклонения.

Сикхи в Индии обращаются со своей Священной книгой так, как будто бы это был человек. В жаркую погоду они обмахивают ее веером, жертвую пищу, укладывают спасть под пологом от москитов.

Почтительное отношение к закону – хорошо, но он дан, чтобы научить правильному поведению. 2б, 5, 6а.

Непосредственная цель закона – (исполнять), конечная – чтобы /были живы, вошли в землю и обладали ею/.

Соблюдение заповедей, безусловно, поможет им наследовать благословения Земли Обетованной. И это не пустые слова. Моисей говорит, что следование закону уже принесло пользу в прошлом (3, 4).

В 25 главе книги Чисел описаны эти печальные события. По совету Валаама Мадианитяне ввели Израиля в грех. Они стали служить идолам и были поражены. В один день погибло 23 000 человек. Те же, кто соблюдал заповеди – живы. Но это не значит, что им уже ничего не грозит. Если будут грешить, так же погибнут. Вечной безопасности не существует для пренебрегающих Божьими заповедями. /Заметим, Тора - не условие спасения/.

  1. Привилегии Торы /6-8/

В соблюдении заповедей Божиих – великие преимущества. Нет, нет! Это не бремя. Мы можем так думать иногда. Заповеди ущемляют. Делай то, не делай этого.

Один из наших преподавателей рассказывал о своем посещении Киншасы – столицы Заира, государства на юге Африки. В городе проживало больше 7 млн. человек, и на весь город только несколько светофоров (а движение довольно оживленное). И, переходя улицу, всегда берешь ответственность за свою жизнь на себя. Никто не гарантирует, что дойдешь до другой стороны. После этой поездки он понял, что светофоры нужны, хотя раньше ненавидел их.

Нам знакомы эти чувства. И так израильтяне могли думать о законе. Зачем эти многочисленные постановления и проклятия за их несоблюдение? Разве можно жить в таких стесненных обстоятельствах? Свободы!

Но вот вам урок. Кто не соблюдал закон – погиб, а вы живы. Правила и ограничения даны для вашего же блага. И соблюдение их сохранит от многих болезней, войн, бедствий. Не ограничивают законы, а ограждают. Тора – не смирительная рубашка, не цепи, а привилегия.

4.1. Мудрость и разум.

В соблюдении закона мудрость и разум. Другие народы будут видеть, что Израиль живет по этим законам. Что они скажут? \

«Какие несчастные люди. О, у них невыносимые законы. Как тяжело жить в такуих условиях. – Нет! Они скажут: 6б – «Только этот великий народ есть народ мудрый и разумный»

Потому что имеет такой закон. Другие народы не имели его и вскоре сошли со сцены истории. Где вавилоняне? Где хананеи? Где ассирийцы, которые были многочисленнее и сильнее Израиля? Их нет! А маленький израильский народ благодаря этим законам жив доныне. /Мастерство, ум /ноб. лаур./, моральн. поним./

4.2. Близость Бога

Но это еще не все. Глядя на соблюдение израильтянами закона, народы будут восхищаться еще больше. 7.

Боги других народов не были так близки к ним, и когда они призывали их – не спешили отвечать на молитвы.

Во время раскопок в бывшей Ассирии археологи обнаружили табличку с текстом молитвы какого-то язычника. Он взывал:

«О, мой бог, которого я знаю и не знаю.

Я молюсь, но не знаю, слышишь ли ты,

Я согрешил, но не знаю чем и как.

И ты милостив, не у меня нет надежды.

И я приношу жертву, но не знаю, какой она должна быть».

Народ же израильский, который имел Божьи заповеди и соблюдал их, молился с верой, зная, кто такой Бога, и чего Он хочет. Бог открывал Свою воли в справедливых и благодатных законах.

Действительно, приятно быть Израильтянином. Потому что есть Бог. Потому что есть справедливые законы. И эти законы не порабощают, но несут свободу. И истинный израильтянин смотрел на закон глазами псалмопевца. 118 псалом – гимн закону:

«Как я любви Твой закон… Законом Твоим утешаюсь… Даруй мне Твой закон… Я возжелал повелений Твоих… В полночь вставал славословить Тебя за праведный суды Твои».
Итак, бремя ли закон? Тяжесть? Он стал бременем для тех, кто хотел спастись через соблюдение закона. Конечно, это было невозможно. И человек мучился и страдал. Но Бог дал им закон не для того, чтобы они спаслись через его соблюдение, чтобы народ соблюдением закона выразил Ему свою благодарность. И тогда закон становился утешением, предметом радости и славословия. И истинный верующий, читая Его заповеди, говорит: «И это все? После того, что Ты сделал для меня, я готов исполнить больше. Не для того, чтобы через исполнение Твоих заповедей войти в Царство Небесное (это невозможно сделать своими силами, и Ты меня туда уже ввел), а для того, чтобы через соблюдение их выразить Тебе благодарность. Слава Тебе за эти постановления, уставы и заповеди.
Фактически, элементы закона и благодати это часть Божьей программы в каждом из заветов. Эта истина очень важна: спасение всегда давалось по благодати через веру /Рим. 4:3, 6-8, 16/. Новозаветные верующие также должны были безусловно исполнить закон /Гал. 6:2* 1 Кор. 7:19* 9:21/. Нельзя так уж разграничивать век «чистой благодати» и век «чистого закона».

/Дж. Ф. МакАртур, «Благовествование Христово», стр. 23/.

2.2. Благодать Завета /4:9-31/. - Хорив. /Изображение! Против идолослужения/.

2.3. Благодать спасения /4:32-40/. На Его свершениях - основание надежды. Что сделал Господь. Какое великое и чудное дело, о котором не слыхано от века? Моисей указывает на масштабы этого свершения.

1. Масштабы свершения

(1) Хронология /32/. Спроси у прежних веков. Прочитай все тома истории от сотворения мира. Нет подобного.

(2) География /32/. Обойди всю землю. Собери информацию на отдаленных островах. Непревзойденные дела. Это невероятно! Бог взял маленьких народ, и вывел его из могущественнейшей державы того времени – Египта. Мы так часто слышим об этом, что уже привыкли. Подумаешь, вывел. Это Его работа… Но это непревзойденные дела Божьи. Просто фантастика. Нигде и никогда такого не было. 33-34

  1. Цель

Что дальше? Два вывода мы делаем из свершений Божиих.

(1) Богословский /39/

(2) Практический /40а/. Заметим порядок: история - богословие – практика.

Воспоминание о великих делах Божии ведет к хвале, прославлению Бога. Затем мы спешим исполнять Его заповеди. Чтобы хорошо было нам, и детям нашим после нас, и чтобы испытывать Божьи благословения на земле и быть с Богом в вечности.


3. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ (4:44-11)


! Договор не начинается с первой заповеди. Сначала преамбула и исторический пролог. Без них - это легалистический документ. Бог сначала сказал, что Он сделал, а потом уже представляет условия. (Слово "Тора" hr'ATh; (4:44) значит "учение").

* Декалог - Провозглашение прав Бога и человека.

1-2. Право Бога на исключительное поклонение.

3. Бог имеет право на уважение.

4. Право на отдых.

5. Право на уважение.

6. Право на жизнь.

7. Право на чистоту брака.

8. Право на личную собственность.

9-10. Право на безопасность.
* Призыв к посвящению (6:4-9).

  1. Шема `dx'a, hw"hy> Wnyhel{a/ hw"hy> laer'f.yI [m;v. ([ - текст должен быть точным).

LXX. - a;koue Israhl ku,rioj o` qeo.j h`mw/n ku,rioj ei-j evstin

Проблема: описание? (един (в трех лицах?) - природа Бога; количество (один) ?) (ср. англ. а king и the king - классификация и идентификация. Но здесь нет артикля).

Толкования: 1. Из всех богов только (один) наш Бог есть Яхве.

2. Бог один - утверждение монотеизма.

3. Бог един - уникальность и исключительность в сравнении с другими богами (единство целей в истории и творении) см. 6:14.

4. Контекст: Это не исповедание монотеизма. Это призыв к верности. Да, Бог один. И Он уникален. И они даже не должны подумать о том, чтобы поклоняться другому.

  1. Сущность верности - любовь.

Это не просто слово из четыре букв, не просто эмоциональное чувство. Ты должен посвятить себя Богу. Это слово действия: бойся, прилепись, ходи, повинуйся. Это благодарность за то, что сделал Господь.

3. Интенсивность любви. ^d,aom.-lk'b.W ^v.p.n:-lk'b.W ^b.b'l.-lk'B.

evx o[lhj th/j kardi,aj sou kai. evx o[lhj th/j yuch/j sou kai. evx o[lhj th/j duna,mew,j sou

Толкования: 1. Раввинистическое (верность от сердца), посвящение (до смерти), жертва (все имущество).

2. Христианское: три аспекта человеческого существа - сердце, душа, силы. (Троица?)

3. Холистическое: это эмфатическое выражение, ободряющее, воодушевляющее к служению единому Богу. Служить Богу надо всем интеллектом, эмоциями и волей. (см. 4 Цар. 23:25).

Превосходная степень (евр.) (1) Бог богов; святое святых. (2) Свят, свят, свят (Ис. 6). Пс. 1:1; 31:1-2). Это три различных выражения, обозначающих то же (человек). Суть не в том, что человек состоит из трех частей, а в том, что для другого бога ничего не остается. Всего себя я предоставляю Богу. (а +b+c =d; a+b+c=a=b=c). 6:6-9. Посвящение должно исходить из сердца (6), касаться семьи (7)2 ("сидя… и идя", "ложась и вставая" - меризм), распространяться на нашу общественную жизнь (9). (рука - приветствие, работа).
* Призыв к посвящению (10:12-11:1).

  1. Природа посвящения.(12-13)

    1. Естество истинной религии можно описать в 5 словах: страх, хождение, любовь, служение, соблюдение.

    2. Отношения и действия взаимосвязаны: страх, любовь – служение, хождение, соблюдение.

    3. Первое требование – почитание.

    4. Центральное требование – любовь.

    5. Ответ благодати – полное посвящение.

  2. Обоснование посвящения (почему Бог требует этого?)

2.1. Особые претензии Бога на Израиль (10:14-15).

Богу принадлежит весь мир. Но Бог избрал только Израиль. Почему? Чем они так поразили Его? У них особая праведность? – Нет. Но Бог избрал их.

2.2. Уникальная характеристика Бога (17-18). (не поднимает лица) И все же это не какой-то холодный, равнодушный Бог. Он милостив к вдове, сироте, пришельцу.

2.3. Искупительное действие Бога (10:21-22).

* Новогодняя проповедь (6:10-19; 8:1-20)


  1. Бог благословлял в прошлом.

    1. Испытывал (наделялись ли мы на Него в трудностях?) (8:2-4).

    2. Водил (8:2).

  2. Бог будет благословлять (6:10-11; 8:7-9).

Ты этого не заслужил. Бог просто дарит тебе это. И, благодаря его заботе, ты будешь насыщаться.

3. Предостережение 1 (6:12; 8:10-17) - Берегись не вавилонян, не египтян, а… себя! Опасность в нас самих! Когда будете процветать и благоденствовать, не забудьте Бога! Когда мы сыты, когда имеем успех в делах, тогда мы подвержены опасности - забыть Бога. Тогда есть искушение сказать: это сделал я сам. Это моя заслуга (8:17).

Основа предостережения.

  1. Бог есть Бог ревнитель (6:15) - эмоции. Он вступил с нами в завет. И Он не потерпит, чтобы кто-нибудь разрушил эти отношения. Он может гневаться на нас! Но Его гнев возгарается, потому что Он любит нас!

  2. Бог истребит (6:15б; 8:19-20) - действия. Наше зло возвращается к нам.

  1. Предостережения 2 (6:16) - Не искушайте Бога.3 Бог может испытывать вассалов, но вассал Бога - нет! (Они искушали Бога. "Давайте проверим, Бог среди нас или Его нет? А оставит ли Он нас, если мы будем служить другим богам? Но Он с ними. Иначе они были бы в Египте).

  2. Заключительный вызов (6:17-19). Благодать - послушание - благословение.


* Призыв к священной войне (7:1-26).

  1. Это война Бога (не этническая чистка).

  2. Враги - 7 народов.

  3. Спецуказания (2-5).

  4. Основания для войны.

    1. Особый статус Израиля (6).

    2. Отвратят от Бога (возможность компромисса) - 7:4.


Этика захвата

1. Аморреи (и хананеи)4 противостоят замыслам Божьим. (И глина что скажет горшечнику? Бог правит всеми народами. И, может быть, еще более важный вопрос, почему мы еще не уничтожены).

  1. Хананеи - очень испорченный народ. Чаша зла переполнена.

  2. Некоторые могли (и были) быть спасены (кто принимал религию Израиля).

  3. Было много предупреждений в течение веков (Раав).

  4. Священная война имеет ограничения. Некоторые территории не могут быть захвачены (филистимлян, моавитян).

  5. Израильтяне тоже будут наказаны, если согрешат.

Д. И. Блок


4. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЗАВЕТА (12:1-26:15)

  1. Религиозная жизнь (12:1-16:17).

    1. Единство и чистота поклонения (12:1-14:21).


      1. Централизация поклонения (12:1-28).

Одна земля, один народ, один Бог – одно святилище. Это не исключает других мест поклонения. Самуил приносил жертвы в Раме, Галгале. Но религия должна быть централизована, п.ч. есть только один Бог. Это у хананеев много Ваалов и, соответственно, много мест поклонения.

      1. Чистота поклонения (12:29-13:18).

Источник опасности: лжепророк (13:1-5), родственники (13:6-11), горожане (13:12-18).

      1. Запрет культа мертвых (14:1-2).

      2. Пищевые запреты (14:3-2).

1.2. Разные постановления (14:22-16:17).
  1. Правительство святого народа (16:18-21:9).


2.1. Структура (16:18-18:22) судьи…пророки

2.2. Поведение правительства (19:1-21:9).
  1. Законы о семье (22:13 –30).

  2. Различные постановления (23-26:1-15).



* Мотивация закона

1. Предостережение от мерзости (12:31) – Что мерзко для Него – мерзко для меня. (Заклинатели, колдуны, трансветизм, неверные весы, плата блудницы…)

2.Изгнание зла из общины. Главное – сохранить святость общества (удалить рак). (Святость не распространяется на всех, грех – на всю общину).

  1. Статус народа как святого народа Божья (14:1-2). 23:14 – в стане ходит Господь.

  2. Чистота земли (21:23).

  3. Память о пребывании в Египте (15:15; 16:3; 26:5-10 – кредо веры Израиля (фон Рад).

  4. Условия благословения (14:29).

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА (26:16-27)

  1. Обязательства народа (26:16-17): ходить, хранить, исполнять.

2. Обязательства Бога (18-19): будешь Его народом, поставит выше всех, будешь святым народом.

3. Запись завета (27:1-8). (Большие камни, обмазанные известью. Напиши очень явственно все слова Торы ? Вся речь? Декалог? Заключительные слова 26 главы?).

4. Список проклятий (27:9-26).


Гаризим и Гевал: Центр обетованной земли. Между ними – Сихем. Здесь Исаак и Авраам строили алтарь. Здесь похоронили потом Иисуса Навина. Вероятно, в долине – хорошая акустика.

Разделение на благословляющих и проклинающих: Север – Юг; Центр – окраина; Наложницы, Лия (Рувим). Проклятие подает на отдельные личности. Но грех отдельных личностей сказывается на всем обществе (грех Ахана).

6. БЛАГОСЛОВЕНИЯ И ПРОКЛЯТИЯ (28-30:18)



* Отличительные особенности (в сравнении с древними договорами)

  1. Источник благословений – Бог (не боги). Дэбэр – это не бог, а язва, которую посылает Бог (28:21).

  2. Есть благословения и проклятия.

1. Общее вступление (28:1).


    1. Общие условия.

    2. Награда.
  1. Благословения (28:2-14).


    1. Благословения неизбежны (2). Гонятся за тобой, как собаки за кроликом.

    2. Форма и кол-во благословений (3-6). (1) Альтернативы. (2) Охватывают всю жизнь.

Город-поле – меризм (в городской и сельской жизни). Вход-выход – все, что происходит между тем, как я вхожу и выхожу.

2.3. Объяснение (7-14). Как действуют благословения.

3. Проклятия (28:15-68).


3.1. Введение. (Если не, то…)

3.2. Условия (16:19). Параллель – 3:7.

3.3. Объяснение (20-68).
* Характер бедствий.

  1. Божественное участие в бедствии (20-24). Господь пошлет бедствия, не просто позволит им поразить тебя (пока не будешь истреблен). («Природные» бедствия – от Бога).

  2. Неизбежность бедствий (25-35). Никто не поможет, не исцелишься, не будет защитника…

  3. Публичный характер несчастий (36-37).(Ужас, притча и посмешище).

  4. Ирония бедствий (38-44). (Посеешь много, соберешь мало…)


3.4. Заключение: Кто не служит Богу с веселием и радостью сердца (28:47), того постигнут тяжкие кары. Все болезни, которые были в Египте, придут на него, даже те, о которых не написано (вдруг что-то забыл) (60, 61). И как радовался Господь делая добро, так будет радоваться погубляя и истребляя (63). В Египте Господь сохранил от болезней, а здесь – наоборот. Уже они трепещут перед народами, а не народы перед ними. Бог избавил их из рабства, теперь же их снова ведут туда (68).

4. Заключительное заявление (29-30:10). (Это не просто договор, это проповедь, основанная на договоре).


    1. Значение завета в прошлом (29:2-9).

      1. Благодать в избавлении (29:2-4).

      2. Благодать в постоянном обеспечении (5-6 – одежда пережила людей).

      3. Благодать в победе (7-8).

      4. Применение (9).

    2. Значение завета в настоящем (29:10-13).

      1. Время: сегодня.

      2. Участники: начальники, жены, дети, все.

      3. Действие: вступить в завет (первый раз в Библии).

      4. Цель: чтобы Он был твоим Богом.

    3. Значение завета для будущего (29:14-30:18).

      1. Предостережение (29:14-29; 30:11-18).

Земля пропадет из-за грехов отдельных людей (19). Человек может погибнуть, несмотря на принадлежность к общине избранных. (Отступничество распространяется как рак). Здоровье всего общества зависит от посвящения каждого человека Господу. (Мы развили теорию индивидуализма. Я решил жить во грехе. Это мои проблемы. – Это ханаанская ересь. Мы члены одного тела).

      1. Путь надежды (30:1-10).

Если человек обратится к Господу и послушает гласа Его, Бог изменит Свое отношение к нему.
  1. СВИДЕТЕЛИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЗАВЕТА (30:19-20)


Небо и земля – свидетели постоянства. И от этих свидетелей нигде нельзя укрыться.
  1. ЭПИЛОГ (31-34)

1. Представление Иисуса Навина (31:1-8).


Моисей хотел войти в Землю Обетованную. Но Господь ставит Иисуса Навина. Увы, Моисей не пойдет. !Пойдет Господь! Без старых лидеров церковь не пропадет, а вот без Господа… Если нет Господа, лидеры не помогут.

2. Обновление завета (31:9-13). (По прошествии семи лет).

3. Национальный гимн (32:1-44). Моисей умрет; песня будет сопровождать их всю жизнь.



* Богословие музыки. (Скажи мне, что ты поешь, и я скажу кто ты).

Народ Божий должен иметь свою песнь, свой гимн (может быть, не один). Если мы не поем, стоит задуматься. И стоит подумать над тем, что мы поем сегодня.

Аристотель сказал: "Музыка обладает силой для формирования характера". Сатана со всей очевидностью использует это сегодня. Слова рок-песен 60-х и 70-х сформировали ценности большинства американцев, которым сейчас от 30 до 50 лет… Музыка в первую очередь сообщает молодому поколению ценности.

(Рик Уоррен)

  • Язык песни очень трудный. В песне 14 hapax legomena и 20 очень редких слов. (Древний текст).



4. Смерть Моисея (32:45-34)


32:48-50а Моисей много сделал для своего народа, больше, чем кто-либо другой в истории Израиля. Ради жестоковыйных ропотников он оставил дворец и сорок лет скитался в пустыне. Но теперь путешествие заканчивается. Еще немного времени, и можно будет вкусить благословения земли, в которой течет молоко и мед. Но Господь говорит, что благословениями Ханаана воспользуется Иисус Навин.

Моисей жалуется: «Дай мне перейти и увидеть ту добрую землю, которая за Иорданом, и ту прекрасную гору и Ливан» (Вт. 3:25). И он трижды обвиняет народ. Из-за них он не может войти в Землю. (Отчасти это так). Ведь только представьте себе: он вывел этот народ из Египта. Видел, как Бог поразил Амаликитян. Как Бог поразил Сигона и Ога. Ведь вся жизнь была к направлена к этой земле. Но он не может войти.

Бог возводит его на вершину горы Нево, с которой хорошо просматривается Обетованная земля. (Видеть и не войти – вдвойне тяжело). Потом он умирает, и Бог сам хоронит его. Моисей умер не от болезни или немощи. Он еще много мог сделать. Но в Обетованной земле должны быть другие лидеры. Прежние лидеры много страдали, испытывали великие гонения. Они много сделали, но не увидели исполнения обетований. Их дети видят это.

Было много Моисеев в истории Церкви. Они дерзали. Они о многом мечтали. Они желали бы встретить Господа во славе. Они хотели видеть то, что мы видим. Авраам желал бы войти в третье тысячелетие и увидеть исполнение обетования – миллионы верующих, тысячи церквей. Иоанн Златоуст, Лютер, Проханов и многие другие мужи Божьи желали видеть во плоти то, что мы видим. Но Бог дает каждому свой удел. Одни трудятся, а другие входят в труд. Одни сеют, а другие жнут. Одни трудятся, а другие видят результаты труда. Кому-то достается служение в пустыне, другим – в земле, где течет молоко и мед.

Нас Господь сподобил переступить порог третьего тысячелетия. Нам Господь открывает большие возможности, о которых только мечтали отцы и деды. В то же время, перед нами стоят новые проблемы, с которыми не сталкивались предыдущие поколения. «Жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9:37). Мир, как кто-то метко сравнил, еще ждет встречи с сердобольной душой, проезжим самарянином. Потому что левит и священник заняты так называемым богослужением и не могут помочь. Каждую минуту рождаются 268 человек. Готовы ли мы провозгласить им Слово Божье? Четверть населения Земли не слышала Евангелие. Даже в самых христианизированных городах Беларуси – Бресте, Кобрине – евангельские христиане составляют едва ли больше одного процента населения. Т.е. можно сказать, что только одна овечка у Господа, а 99 – заблудились. Беда еще и в том, что на поиски этих душ выходят тысячи представителей разных религий и культов. Более того, они готовы похищать людей из Церкви. Разбогатевшие на нефти мусульманские страны тратят деньги не на создание рабочих мест и повышения благополучия в Северной Африке и на Ближнем Востоке, а на строительство мечетей и культурных центров в христианских странах.

Проповедовать становится все труднее. Многие ли сегодня задумываются о смысле жизни? Широким фронтом идет наступление на неизменные евангельские нормы и принципы. Всякая истина относительна, говорят нам. Этические нормы зависят от конкретных условий, ситуации или от человека. Эрнст Хемингуэй говорил: "Морально то, после чего вы чувствует себя хорошо. Поступок аморален, если после его свершения вы чувствуете себя плохо".

«Гуманистическая система ценностей стала преобладающим способом мышления в большинстве областей общественной жизни», - утверждает Джеймс Добсон. По его мнению, христианское мировоззрение все еще удерживает в своих руках лишь две сферы – это церковь и семья, - и обе под давлением превосходящих сил вот-вот будут вынуждены сдаться.

Модное нынче понятие плюрализм описывает отношение многие людей к вере. В данном случае плюрализм значит множественность истины (любая религия обращена к Богу). Терпим любой взгляд, кроме того, который утверждает, что он истинен. В Минске с 1992 года зарегистрирована Религиозная община последователей веры Бахаи. Они признают 9 пророков: Авраам, Моисей, Зороастр, Христос, Кришна, Будда, Магомет, Баб и Баха-Улла. Поэтому в бахаистском храме девять входов – по числу «пророков». Но все они ведут к одному алтарю. То есть, главное – верить. Во что или в кого – неважно. Не удивительно, что уже сейчас в Беларуси насчитывается около тридцати неокультов, таких как Агни-Йога, Богородичный центр, Международное общество сознания Кришны, теософия, сатанисты и др. Почва для Слова Божия не самая добрая.

Но мы переживаем не только кризис духовности. Во всех сферах жизни перспективы не самые радужные. Политики обещали, что рост цен и инфляция будут остановлены, и с первого сентября 1994 года цены будут заморожены. И что же?.. Научно-технический прогресс оказывается бессильным перед лицом стихийных бедствий. В XX веке только землетрясения унесли миллион человеческих жизней. Ущерб от этого бедствия достиг 300 млрд. долларов. Экономисты не научились предотвращать финансово-экономические кризисы. По оценке английского проповедника Роя Клементса наш век, который начинался волною оптимизма и уверенности в непогрешимости и совершенстве рода человеческого, заканчивает свой бег в непроходимой трясине пессимизма и безысходности от неразрешимости тех проблем, с которыми столкнулось человечество.

Недавно на Западе вышла книга о будущем под названием: «Мир, который выйдет из-под контроля». Конечно, мы не можем сами удержать мир под контролем. Мы порой не можем контролировать самих себя. Но станет ли христианин унывать перед лицом грядущих бедствий? «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего» (Пс. 41:6). Что мы видим в будущем (году): проблемы или возможности? И то и другое. Кто-то сказал: «Пессимист видит туннель, оптимист – свет в конце туннеля, а реалист видит и туннель, и свет в конце туннеля, и следующий туннель». Мы реалисты. Мы не смотрим на мир через розовые очки и, с другой стороны, не впадаем в пессимизм. Но сегодня Господь обращает наше внимание на возможности. Господь говорит: «Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам». Господь говорит: «Как Я был с Моисеем, так буду и с тобою; не оступлю от тебя и не оставлю тебя». Возможности поистине неограниченны. Иавис получил много, потому что много просил (1 Пар. 4:10). И мы не обречены на малое. Если у нас есть видение, есть дерзновение, если мы можем много просить у Бога по воле Его, мы много получим. Проблема не в Боге, Который «действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Еф. 3:12), а в нас. Многое зависит от того, какие цели мы ставим, насколько можем дерзать в служении. Готовы ли мы просить, чтобы Бог использовал нас для осуществления Его великого плана спасения в Беларуси, или же в нашем городе, деревне? Не надо думать, что Господь через нас ничего не сможет сделать, что в наших условиях успеха ожидать не приходится. Мир никогда не проявлял большой любви к христианам и Евангелию. Но в проблемах сокрыты и возможности. «Живя в России в период ни с чем не сравнимых гонений от воинствующего атеизма, - писал Проханов, - мы, казалось бы, необходимо должны были стать пессимистами, наполненными отчаянием. Но мы наоборот, наполняемся кристальным оптимизмом евангельской веры. Христос был распят, и его малое стадо учеников рассеялось, но Он воскрес из мертвых, собрал их снова и послал их вперед с евангельским посланием».

Хотя Россия тогда (в начале двадцатого века) представляла собой духовное кладбище или долину сухих костей, И.С. Проханов был полон оптимизма и надежд, потому что видел будущую картину, то есть великое воскресение огромного числа мертвых. Он знал, что подобное должно случиться и с русским народом. Видение огромных масс русских людей, встающих из мертвых, стояло перед его духовным взором, вдохновляя с радостью и готовностью трудиться ради этой великой цели.

Апостол Павел был убежден, что мы имеем в своем распоряжении более чем достаточно средств для победы: «Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2 Кор. 10:3-5).

В 65 г по Р. Хр. Юпитеру поклонялись 51% населения Римской империи, Зевсу – 30%, Митре – 9%, Иисусу – 1%. Через пару столетий картина совершенно изменилась. 1% + Бог изменили мир. И сегодня верующие творят великие дела по Его верному обетованию (Ин. 14:12). В мире каждый день открывается 35 новых церквей. 100 лет тому назад в Бразилии не было ни одного евангельского христианина, сегодня их 42 млн.

Господь обещает быть с нами, как Он был с Моисеем. Только одно доброе пожелание Он оставляет нам: «Тщательно храни и исполняй весь закон» (И. Нав. 1:7). «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь» (И. Нав. 1:8).

Победа и обладание землей – прямой результат внимания к Слову Божьему. Невозможно надеяться на победу, в то же время пренебрегая Библией.

Господь заповедует нам (как и Иисусу Навину) наполнить Словом ум и сердце, поучаться из него день и ночь.

Господь заповедует нам в точности исполнять то, что записано в Слове. (Ездр. 7:10; Иак. 1:22-25).

Господь обещает успех тем, кто посвящен Слову (И. Нав. 1:8).
В Земле Обетованной идет война. Моисей не привел избранный народ в Ханаан, чтобы отправить их на заслуженный отдых. В Ханаане много врагов. «Города там большие и с укреплениями до небес» (Вт. 1:28). Там много врагов. Трудиться надо в поте лица.

Господь говорит: «Не отступлю от тебя и не оставлю тебя». Тех, кто смело идет вперед, ожидают критика, ропот, недовольство и даже неудачи и поражения. Но тех, кто смело идет вперед, ожидает и радость побед.

А Моисею Бог дает приказ: взойди и умри (32:49-50, 52). У Моисея было достаточно силы, чтобы продолжать служение. Но надо уйти. И Моисей не ожесточился. Его последние слова – слова благословения на колена Израилевы (34). Он как отец перед смертью благословляет их. Потому что Моисей любил народ. И он любил народ больше, чем успех. Действительно, это был смиренный человек. Он думал не о себе, а о народе Божьем. Народ войдет в Ханаан, а Моисей отходит в лучшую «Землю Обетованную». Бог погребает его.

Спустя годы Бог вдохновил одного человека, чтобы он дописал три последних стиха в книге Второзаконие. Это как эпитафия на могиле Моисея. (34:10-12).
Моисей (1486 - 1366 В.С.)

"И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу,

По всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его и над всею землею его,

И по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля".
О, если бы дух Моисея жил в нас, чтобы мы также знали Господа лицом к лицу!!!

Было сказано, что будет пророк, подобный ему. Втор. 18:15, 18. Но это был не Исаия, не Иеремия, не Илия, не даже Малахия. Кто-то другой должен прийти. И книга Второзаконие заканчивается, а мы все еще ожидаем этого пророка. Когда же он придет?



1 (1) Религиозный язык всегда консервативен и медленно меняется. (Использование KJV в Америке, Синодального перевода в СНГ). (2) На др. Ближнем Востоке литературный язык оставался неизменным на протяжении веков, а разговорный менялся (даже когда язык был мертвым, на нем писали) (в Европе долго писали на латинском языке).

2 (6) - используйте любую возможность, чтобы учить детей.

3 Иисус цитировал этот стих, когда дьявол искушал Его. Кроме того 6:13; 8:3.

4 Хананеи - люди, которые живут на низкой земле (перв. поселения у моря). Аморреи - западники. Те, кто жил на востоке (в Месопотамии) называл их амуру. (Названия с т.зр. Египтян и месопотамских народов.




Схожі:




База даних захищена авторським правом ©lib.exdat.com
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації