Поиск по базе сайта:
Пользовательский интерфейс определение? icon

Пользовательский интерфейс определение?




Скачати 77.39 Kb.
НазваПользовательский интерфейс определение?
Дата конвертації04.12.2012
Розмір77.39 Kb.
ТипДокументи

  1. Пользовательский интерфейс определение?

ПИ – это совокупность информационной модели разрабатываемой системы, средств и способов взаимодействия П с информационной моделью, а также компонентов, обеспечивающих формирование информационной модели в процессе работы программной системы.

Модели – это состав и взаимодействие реальных компонентов.

Средства и способы – состав аппаратного обеспечения в распоряжении П, определенных характером решаемых задач.

  1. Цель проектирования ПИ?

Цель создания ПИ состоит в том, чтобы отобразить информацию настолько эффективно, насколько это возможно для человеческого восприятия и структурировать изображение на экране таким образом, чтобы привлечь внимание к наиболее важным единицам информации.

  1. ^ Основные свойства ПИ?

6 свойств ПИ:

- естественность (интуитивность);

- непротиворечивость (согласованность);

- неизбыточность;

- дружественность;

- гибкость (адаптивность);

- простота интерфейса.


  1. Естественность?

Естественность – это когда работа системы не вызывает у П сложностей в поиске необходимых элементов интерфейса для управления процессом решения составленной задачи. П не следует вынуждать существенно изменять привычные для него способы решения задач.

  1. ^ Непротиворечивость (согласованность)?

Непротиворечивость – это когда в процессе работы системы, если пользователем использовать некоторые приемы работы с некоторой частью системы, то в другой части системы приемы работы должны быть идентичны, таким образом обеспечивается приемлемость знаний и навыков, согласованность делает интерфейс узнаваемым и предсказуемым.

  1. Неизбыточность?

Неизбыточность – это когда П должен вводить только минимальную информацию для работы или управления системой. Нельзя требовать от П вводить информацию, которая была предварительно введена или, которая может быть автоматически получена из системы.

  1. Дружественность?

Дружественность – это когда в процессе работы система обеспечивает П непосредственным доступом к системе помощи. Сообщения об ошибках должны быть полезны и понятны П. Эффективный интерфейс должен позволять предотвращать ситуации, когда П может ошибиться, а интерфейс должен помогать устранять последствия возможных ошибок.

  1. ^ Гибкость (адаптивность)?

Гибкость – это когда интерфейс системы, может обслуживать пользователей с различным уровнем подготовки. Предполагается возможность изменения структуры диалога или входных данных. Для неопытных П, интерфейс может быть организован как иерархическая структура меню, а для опытных П – как команды, комбинации нажатия клавиш и параметров.

  1. ^ Простота Интерфейса?

Имеется в виду не упрощение, а обеспечение легкости в его изучении и использовании, кроме того, он должен предоставлять доступ ко всему перечню функциональных возможностей, предусмотренных приложением (что противоречит простоте).



  1. ^ Этапы проектирование ПИ?

Необходимо определить:

А) структуру диалога;

Б) возможный сценарий развития диалога;

В) содержание управляющих сообщений и данных, которыми может обмениваться человек и приложение;

Г) визуальные атрибуты отображаемой информации.


  1. ^ Диалог типа «вопрос-ответ»?

В каждой точке диалога, система выводит в качестве подсказки 1 вопрос, на который П дает 1 ответ. В зависимости от полученного ответа, система может решить, какой следующий вопрос задавать. Могут вводиться, как управляющие сообщения (команды), так и данные. Нет ограничения на тип и диапазон входных данных. Ответ может даваться на естественном языке, но чаще используются предложения с ограниченной грамматикой из одного слова.

  1. ^ Диалог на основе меню?

Существует несколько основных форматов представления меню на экране:

- список объектов, выбираемых прямым указанием или указанием номера;

- меню в виде блока данных;

- меню в виде строки данных;

- меню в виде пиктограмм.

Пользователь диалогового меня может выбрать нужный пункт, вводя текстовую строку, которая идентифицирует этот пункт, либо указывая на него непосредственно, либо просматривая список и, выбирая из него. Строка данных может находиться внизу или вверху экрана и часто остается там в этой позиции на протяжении всего диалога.

  1. ^ Диалог на основе экранных форм?



Экранные формы позволяют на одном шаге от диалога вести обработку нескольких ответов (а не одного). Формы используются там, где учет какой-либо деятельности требует ввода достаточно стандартного набора данных. Человек работает с формой до тех пор, пока не заполнит ее полностью и не передаст системе, нажав клавишу Enter.



  1. ^ Диалог на основе командного языка?



При такой организации диалога, система ничего не выводит, кроме постоянной подсказки (приглашения на ввод команд), которая означает готовность системы к работе. Каждую команду вводят с новой строки и обычно заканчивают нажатием клавиши Enter. За правильность задаваемых команд отвечает пользователь. При ошибках система информирует о невозможности выполнения заданной команды, не поясняя причин.



  1. ^ Цель разработки сценария диалога?

Сценарий диалога – это определение всех возможных состояний диалога и путей перехода из одного состояния в другое (за 1 или несколько шагов).

- выявление и устранение возможных «тупиковых» ситуаций;

- выбор рациональных путей перехода из одного состояния в другое (из текущего в требуемое);

- выявление неоднозначных ситуаций, требуемых оказания дополнительной помощи П.



  1. ^ Психофизиологические особенности взаимодействия П с системой?



Обеспечение темпа ведения диалога, является одной из важнейших характеристик интерфейса. Он зависит от характеристик аппаратных и программных средств ЭВМ, а также от специфики решаемых задач. Медленный ответ системы не соответствует психофизиологическим особенностям П, это приводит к снижению эффективности его деятельности (нормальное ожидание ответа, примерно 2 секунды). Слишком быстрый ответ, также может создать неприятное представление о системе (излишне быстрый ответ системы, как бы подгоняет П, заставляя его суетиться в стремление не отставать от партнера).

Вторая психофизиологическая особенность человека – это ограниченный объем кратковременной памяти.



  1. ^ Требования к времени ответа в зависимости от специфики системы?



Требования можно разбить на 5 групп:

  1. t ответа > 15 секунд (диалог исключен; П может переключиться на другое дело и получить ответ тогда, когда ему удобно);

  2. t ответа > 4 секунд (сильно затрудняется деятельность по принятию решений и ввода данных; после главного завершения оператор готовится ждать > обычного до четверти минуты; при большем времени ответа – оператор может отойти от места, потеряв при этом нить решения задачи);

  3. t ответа (2-4) секунды (для операций, требующих высокой концентрации внимания; 4-х секундное ожидание – для поглощенного делом П, чувствующего моральную ответственность за выполнение задания, может оказаться чрезмерным);

  4. t ответа < 2 секунд (если П должен помнить информацию нескольких последних ответов, то эти ответы должны быть короткими);

  5. t ответа – 0.1 секунда – почти мгновенный ответ на нажатие кнопки (в некоторых случаях, слишком короткое время ответа, не удовлетворяет П с психологической точки зрения).



  1. Виды адаптации ПО к пользователю?



А) фиксированная (n-уровней диалога);

Б) полная (автоматическая);

В) косметическая (промежуточный уровень).



  1. ^ Фиксированная адаптация ПО?

При фиксированной адаптации, П явно выбирает уровень диалоговой поддержки. Простейший ее вариант – правило двух уровней, когда система обеспечивает 2 вида диалога:

- подробный (для новичков);

- краткий (для подготовленного П).

  1. ^ Полная адаптация ПО?



При полной адаптации, система должна сама определить стиль диалога с П по мере его обучения, в качестве характеристик подготовки П могут быть использованы следующие параметры:

- время на подготовку ответа;

- количество обращений П за помощью;

- характер ошибок и тип запрашиваемой помощи.



  1. ^ Методы косметической адаптации?



Косметическая адаптация не учитывает поведение П, однако, позволяет делать выбор стиля диалога, применяя следующие методы:

- использование умолчаний;

- использование сокращений;

- опережающий ввод ответов;

- многоуровневая помощь;

- многоязычность.



  1. ^ Задачи размещения данных на экране?



А) определение состава информации, которая должна появляться на экране;

Б) выбор формата представляемой информации;

В) выбор средств привлечении внимания П;

Г) разработка макета размещения данных на экране;

Д) оценка эффективности размещения информации.



  1. ^ Правила рационального размещения данных на экране?

- оставлять пустым примерно половину экрана;

- оставлять пустую строку после каждой 5 строки таблицы;

- оставлять 4-5 пробелов между столбцами таблицы.

  1. ^ Учет физиологических особенностей П при размещении информации на экране.

Информация с правой части экрана поступает в левое полушарие, а с левой части – в правое, по этому рекомендуется текстовые сообщения группировать справа (т.к. при запоминание слов ведущую роль играет левое полушарие), а изображения – слева (т.к. при запоминание образов более активно - правое). У женщин проявление асимметрии выражено слабее, чем у мужчин. Выделение информации – это использование таких атрибутов, которые позволяют привлечь внимание П к некоторой области экрана. В качестве подобных атрибутов могут выступать цвет символов, цвет фонов, уровень яркости.

  1. ^ Метод умолчания при косметической адаптации?

Сущность умолчаний состоит в том, что система использует некоторые сходные значения параметров, пока П не изменит их, тогда, во-первых, начинающий П имеет возможность использовать большинство параметров системы по умолчанию. Во-вторых, система может запомнить значения в последующем сеансе работы.

  1. Метод сокращений при косметической адаптации?

При системе сокращений, П вместо полного имени команды может вводить любое допустимое сокращение

  1. Опережающий ввод ответа?

При опережающем вводе ответа, П может на очередном шаге диалога, вводить не 1 ответ, а целую цепочку ответов, опережая возможные вопросы системы.



Схожі:




База даних захищена авторським правом ©lib.exdat.com
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації