Поиск по базе сайта:
А. Н. Островскому работы н. А. Андреева урок icon

А. Н. Островскому работы н. А. Андреева урок




Скачати 58.46 Kb.
НазваА. Н. Островскому работы н. А. Андреева урок
А.Н.ОСТРОВСКОМУ<><> <> <>РАБОТЫ Н.А.АНДРЕЕВА<><> <> <>УРОК
Дата конвертації15.11.2012
Розмір58.46 Kb.
ТипУрок

ПАМЯТНИК А.Н.ОСТРОВСКОМУ

РАБОТЫ Н.А.АНДРЕЕВА

УРОК - ЭКСКУРСИЯ

Красива и величава Москва. Её художественный облик складывается не только из разнообразия улиц и площадей, уникальных по своей архитектуре сооружений, выразительных силуэтов высотных зданий. Особая роль в создании неповторимого облика столицы принадлежит памятникам. Они не только украшают город, но и являются его своеобразной памятью, вырубленной в камне и отлитой в бронзе. По памятникам этим, щедро рассеянным по широким центральным улицам и площадям, по тихим улочкам и переулкам, тенистым бульварам и скверам, читаем мы страницы славной истории нашего города, с благодарностью вспоминаем жизнь и деяния великих людей России, в числе которых много писателей и поэтов.

Сегодня мы приоткроем одну из страниц Москвы литературной, воплощённой в памятнике, - мы побываем у памятника знаменитому москвичу и великому драматургу А.Н.Островскому.

Наша экскурсия проходит в одном из самых старых и самых красивых мест Москвы - на Театральной площади, где в 20-х годах девятнадцатого столетия по проектам архитектора О.И.Бове были построены здания Большого и Малого театров. Здесь не раз бывал А.Н.Островский. Недалеко отсюда, в купеческом и мещанско - чиновничьем Замоскворечье, он родился 12 апреля 1823 года. И вся дальнейшая жизнь и литературная деятельность писателя неразрывно связаны с Москвой. В 1840 году он окончил 1-ю Московскую гимназию, а в 1840-1843 годах учился на юридическом факультете Московского университета. Ещё в гимназии Островский увлекался литературным творчеством, а в студенческие годы становится страстным театралом. Юный Островский не раз бывал на спектаклях в Большом и Малом театрах. Как только занятия юридическими науками стали мешать творческим устремлениям Островского, он покинул университет и по настоянию отца поступил на службу в суд. Работа в суде существенно обогатила жизненный опыт Островского, дала ему знания языка, быта и психологии мещанско-купеческой и чиновничьей Москвы. Все эти наблюдения нашли отражение в литературном творчестве, которому он всецело посвящает себя с конца 40-х годов.

До постановки первой пьесы драматурга на сцене Малого театра им было написано пять пьес и он бы уже известен в литературных и театральных кругах, имел много единомышленников. А пьесу «Банкрот, или Свои люди – сочтёмся» известный поэт В.Одоевский поставил в один ряд с комедиями «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». Пять лет – пять пьес. И пять коротких рецензий: «Запрещается». Актёры Малого театра, прежде всего П.Садовский и Л.Никулина - Косицкая, пытались добиться разрешения на постановку пьес Островского. И вот в 1853 году Островский пишет комедию «Не в свои сани не садись». Шестую! Никулина – Косицкая, наконец, добивается разрешения на постановку пьесы. В свой бенефис 14 января 1857 года она играет Дуню в новой пьесе драматурга. В этот день начинается сценическая история драматургии А.Н.Островского и новый этап в жизни русского театра.

Почти полвека будет связан драматург с Малым театром, напишет около пятидесяти пьес (почти все они шли в «доме Островского» – Малом театре), множество статей, записок, докладов. Островский нередко сам принимал участие в постановке своих произведений на сцене, он устраивал читки у себя дома, следил за репетициями, давал советы актёрам, помогая им глубже проникнуть в суть образа, найти точные детали мизансцен. От его внимания не ускользало ни внешнее оформление пьесы, ни выбор костюмов, ни распределение ролей между актёрами, которых он хорошо знал. Когда Островский ставил в театре свою новую пьесу, он ещё задолго до репетиций прочитывал её по несколько раз в кругу актёров. Мастерски читая, Островский показывал актёрам «тон» всех действующих лиц, раскрывал их характеры, намечал рисунок игры. Он воспитал целую плеяду актёров Малого театра, среди которых А.Е.Мартынов, Н.М.Садовский, П.В.Васильев, а впоследствии П.А.Стрепетова, М.Н.Ермолова и многие другие. Конечно же, театр по праву называется «домом Островского».

И поэтому не случайно, что именно здесь, перед зданием Малого театра, был сооружён первый в Москве памятник великому драматургу.

Мы с вами подходим к фасаду Малого театра, который непосредственно выходит на Театральную площадь, и оказываемся перед памятником Островскому, установленным в одной из центральных полуниш здания. Перед нами на низком массивном постаменте из тёмного полированного гранита возвышается бронзовая фигура. Вглядитесь в неё. Островский изображён задумчиво сидящим в глубоком кресле, в непритязательной домашней одежде ( на нём тёплый халат ). Правая рука с карандашом застыла над лежащим на коленях листом бумаги. Такой камерный характер памятника вполне оправдан: связь Островского с театром так велика, так тесно переплелась его жизнь с деятельностью этого творческого коллектива, что невозможно разделить два понятия – Островский и Малый театр, который стал его домом. Автор памятника, скульптор Н.А.Андреев, объясняя свой замысел, писал: «Другим я не вижу Островского в Москве, в Замоскворечье, на фоне «своего» театра, где он у «себя, любимый писатель и человек».

Интересна история создания этого памятника. Идея открытия памятника родилась ещё в 1886 году, в год смерти драматурга. Инициатором выступило Общество драматических писателей и оперных композиторов, основателем и первым председателем которого был А.Н.Островский. Он вёл огромную работу с актёрами и начинающими драматургами и, жалуясь на отсутствие государственной поддержки русского театра, на склоне лет имел право сказать: «Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов…у русского драматического искусства один только я. Я – всё: и академия, и меценат, и защита». Именно это общество первым заговорило о создании памятника. В 1899 году открыли даже подписку, позволившую собрать к 1917 году почти 50 тысяч рублей. Но революционные события приостановили воплощение этой идеи в жизнь. В начале 20-х годов ХХ века в связи с приближающимся 100-летием со дня рождения А.Н.Островского о памятнике заговорили вновь. В 1923 году Совнарком рассмотрел предложение юбилейного комитета и принял решение об установке памятника. Вскоре был объявлен конкурс, в котором участвовало около 50 скульпторов, среди которых было много известных. Жюри из общего числа проектов отобрало шесть, и выяснилось, что четыре проекта из шести были созданы братьями Николаем и Вячеславом Андреевыми. После второго тура конкурса и долгих обсуждений жюри пришло к выводу, что автором памятника должен стать Николай Андреевич Андреев – известный в то время скульптор, автор памятника Гоголю. Но свой проект памятника Андреев должен доработать, учитывая замечания жюри. Комиссия высказала пожелание о совместной работе братьев Андреевых над проектом. Место памятника было определено заранее: он должен был стоять именно здесь – у Малого театра. А так как само здание невысокое, то и фигуру драматурга трудно было бы изобразить во весь рост. Поэтому автор и выбрал такую композицию памятника. Был сшит бархатный халат, опушённый мехом, какой мы видим на известном перовском портрете, написанном с натуры. Братья по очереди позировали друг другу, надевая халат, и прорабатывали все детали. Скульпторы изучали все известные фотографии Островского, воспоминания современников, актёров, сочинения самого драматурга. В одной из книг об А.Н.Островском на скульптора сильное впечатление произвели следующие строки: «Я уж доживаю свой век: когда же я успею высказаться? Так и сойду в могилу, не сделав всего, что бы я мог сделать?» - таково скорбное признание Островского в последние годы жизни. Н.А.Андреев в своей скульптуре старался передать не столько чувства, переживаемые престарелым драматургом, сколько его стремление выразить себя. Автору памятника удалось, сохранив интимный образ драматурга, сделать его монументальным. Образ Островского прост и величествен. У Андреева Островский – писатель, обладающий глубоким жизненным опытом, тонкий наблюдатель и правдивый художественный критик, «благодушный автор, любящий все свои персонажи».

Работа по установке постамента была выполнена к концу 1927 года под руководством архитектора И.Н.Машкова. Памятник был отлит из бронзы в Ленинграде в конце 1928 года. На это указывает и надпись на памятнике.

Открытие памятника состоялось 27 мая 1929 года. Здесь, у памятника, собрались делегации от московских театров и научных учреждений со стягами и венками из живых цветов. Выступавшие говорили о вкладе Островского в развитие русской литературы и русского национального театра.

В.А.Гиляровский – знаток Москвы – писал скульптору, не присутствовавшему на открытии памятника из-за болезни: «Островский великолепен. Я подошёл к нему, когда торжества открытия кончились и около него толпилась самая разнообразная публика…Всех поразило: как живой глядит, и все радостно смотрят на Островского и дивятся на него, таких теперь нет».

Невозможно представить себе русский театр без Островского. Посмотрите на афиши современных театров, и вы увидите знакомые названия пьес великого драматурга. И уже невозможно представить себе здание Малого театра без памятника нашему замечательному земляку, создателю русского национального театра А.Н.Островскому. Уже более 80-ти лет является он одним из символов нашего города.

Вечером, когда зажигаются огни у театрального подъезда, памятник как будто оживает в этом свете и первым приветствует всех входящих в «дом Островского».

(Данный материал может быть использован учителем для проведения заочной экскурсии или в подготовке к сочинению на тему «Описание памятника»).

Киселёва В.Н., учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 18 г. Москвы




Схожі:




База даних захищена авторським правом ©lib.exdat.com
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації