Поиск по базе сайта:
Из опыта работы народного музея истории детского движения Шипицина Лидия Ивановна icon

Из опыта работы народного музея истории детского движения Шипицина Лидия Ивановна




Скачати 153.25 Kb.
НазваИз опыта работы народного музея истории детского движения Шипицина Лидия Ивановна
Дата конвертації14.09.2013
Розмір153.25 Kb.
ТипПрезентация

Министерство образования Омской области

БОУ ОО ДОД «Областной детско-юношеский центр туризма и краеведения.


БОУ ДОД города Омска «Городской Дворец детского (юношеского) творчества


Педагогические чтения «Музей образовательного учреждения в условиях модернизации системы образования»


Школьные музеи 21 века: поиски и находки

( Из опыта работы народного музея истории детского движения)


Шипицина Лидия Ивановна,

руководитель народного музея

истории детского движения

Омской области,

педагог- организатор БОУ ДОД города Омска ГДД(Ю)Т


г.Омск, 2012

Содержание:

Введение________________________________________________ стр.3 Основная часть. Школьные музеи 21 века в поиске инноваций.

1-я Глава. Равнение на передовые школьные музеи ______ стр. 5- 7

2-я Глава. Народный музей истории детского движения Омской области в образовательном пространстве ^ Дворца творчеств (1972 - 2012 годы) _________________ стр. 8-12

Заключение ________________________________________ стр. 13

Список источников _____________________________________ стр. 14

Приложение № 1 ________________________________________ стр. 15

Презентация ____________________________________________12 слайдов

Введение Процессы, происходящие в нашем обществе, сложны и неоднозначны. С одной стороны, в условиях демократизации политической и общественной жизни, государственные и общественные музеи освобождены от давления идеологии и прямого вмешательства органов управления в музейную практику. С другой стороны, в условиях рыночной экономики, диктующей свои законы, музеи, особенно общественные, поставлены перед фактом выживания. С третьей же стороны, музеи - это всегда социальный заказ самого общества, а вернее тех, кто его формирует. В последние годы в омском регионе наметилась устойчивая тенденция количественного роста залов, комнат, музеев Боевой и трудовой Славы, истории образовательных учреждений и других направлений. Поэтому проблема повышения роли музейного объединения в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения находится в центре внимания педагогической общественности. Актуальность исследования подтверждена растущим интересом разных слоев нашего общества к деятельности школьных музеев со стороны, а 40-летний опыт создания и развития музея истории детского движения Омской области в условиях Городского Дворца детского(юношеского) творчества может быть полезен для организаторов музееведческой и краеведческой работы. В контексте обозначенной проблематики объектом данного исследования является деятельность школьных музеев в 21 веке, а предметом - особенности организации деятельности музея в условиях Дворца творчества в период с 1972 по 2012 годы. Цель данного исследования – привлечь внимание общественности к работе школьных музеев через представленный в исследовании опыт работы музея Дворца творчеств. Задачи:

- выявить основные условия, способствующие эффективному повышению роли музеев в образовательном пространстве учреждений;

- определить устойчивые черты и особенности, характеризующие деятельность музея в условиях модернизации образования;

- пропагандировать работу музея через разные формы работы, в том числе, в средствах массовой информации. В контексте обозначенной тематики в работе использованы материалы из фонда музея , аналитические материалы о работе музеев ОУ г.Омска; публикации о музееведении и краеведении и другие источники. Основные методы работы с источниками, это теоретические: анализ и синтез, и эвристические, в том числе, беседа и социологический опрос. Новизна исследования состоит в том, что через сравнительный анализ материалов, отобранных из разных источников, были выявлены основные черты и специфические особенности в деятельности школьных музеев на современном этапе и условия, направленные на активизацию деятельности общественных музеев в социуме. Результаты исследования представлены в основной части работы.


^ Основная часть. Школьные музеи 21 пека в поиске инноваций.

1-я Глава. Равнение на передовые школьные музеи.

Необходимость повышения роли музея в образовательном пространстве учреждения обусловлена его универсальными возможностями в решении проблемы подготовки творчески мыслящих, инициативных людей, способных сделать правильный выбор своего места в жизни и будущей профессии в 21 веке

На основе анализа разных источников о работе передовых музеев, как в Омском регионе, так и в стране, автор выделил основные условия, благодаря которым повышается роль музеев в образовательном пространстве учреждений и в социуме.

- 1 условие - разработка и реализация культурно-образовательной Программы музея, ориентированной на все уровни образовательного процесса в образовательном учреждении.

Как показывает практика, реализация такой Программы открывает широкие перспективы для поиска и введения в работу музея новых форм и видов деятельности с детьми и молодежью.

Содержание такой культурно-образовательной Программы, объединяющей все направления музейной работы общей темой и единой педагогической целью, позволяет выстраивать индивидуальный маршрут экскурсанта в музейном пространстве с учетом уровней образовательной программы учреждения. Посетители музея продвигаются по этому маршруту от уровня репродуктивной деятельности (1-й уровень) к уровню собственно-творческой деятельности (3-й уровень – до профессиональная подготовка), соответствующих уровням ОП учреждения с учетом своих возрастных и психо - физиологических особенностей. Участвуя в разных формах работы музея, они поэтапно овладевают ключевыми компетенциями и успешно применяют их при освоении образовательных программ дополнительного образования и учебных программ в школе. 2 условие - формирование и развитие структуры управления деятельностью музея .

Совеет музея, детский музейный актив и другие органы управления взаимодействуют с Советом ветеранов педагогического труда учреждения, с педагогическим Советом, с Советом учреждения, и т.д, с учреждениями и организациями в социуме.

^ 3 условие - профессиональная компетентность педагога, организующего музееведческую и краеведческую деятельность с разновозрастной аудиторией

Как показывает опыт работы передовых педагогов, они не только умеют разрабатывать и внедрять в практику программы и проекты работы с посетителями, но и владеют методикой и технологией создания постоянных и временных экспозиций. Такие педагоги осуществляют мониторинговые исследования аудитории и находятся в постоянном поиске новых форм и методов работы с детьми и молодежью и т.д.

4 условие внедрение в музейную практику методик музейной педагогики и современных педагогических технологий, позволяющих использовать в музее, как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. 5 условиеразвитие партнерских отношений с учреждениями и организациями, участвующих в разработке и реализации разных проектов, как в учреждении, так и на разных площадках.

6 условие оснащение музеев новыми информационными технологиями, информационными и коммуникативными технологиями (ИКТ). Интересный опыт эффективного сопровождения музееведческой и краеведческой работы средствами ИКТ, создания на его базе цифровых образовательных ресурсов накоплен в других регионах нашей страны, но в Омском регионе по этому пути пока идут единицы. Только при оснащении музеев современной техникой в музее открываются новые перспективы: открытие виртуальных музеев, даже на маленьких площадях; расширение музейного поля в образовательном пространстве учреждения; реализация проектов; доступ к своим музейным фондам мирового культурного сообщества и многое другое. 7 условие - финансовая поддержка деятельности музеев на государственном и местном уровне. В настоящее время финансирование осуществляется через участие в грантах. Но далеко не все музеи в этом принимают участие и далеко не все музеи могут выиграть гранты. А мизерная заработная плата руководителя музея также не является стимулом к поиску инноваций. Но творческие педагоги ищут и находят спонсоров, в том числе из числа выпускников образовательного учреждения, расширяют сеть платных услуг населению.

Таким образом, роль общественных музеев в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений заметно возрастает при наличии выше обозначенных условий. Такие музеи не только выполняют функции центров воспитательной системы учреждений, но и становятся местом для культурно - исторического диалога между представителями разных поколений, между ребенком и предметом, между прошлым, настоящим и будущим.


^ 2-я Глава. Народный музей истории детского движения Омской области в образовательном пространстве Дворца творчества. ( 1972 - 2012 годы)

В настоящее время народный музей истории детского Движении Омской области (далее музей) выстраивает свою работу, опираясь на традиции, учитывая реалии нового времени, и считает приоритетными в своей деятельности решение задач, направленных на развитие интеллектуально-творческих способностей и формирование гражданско-патриотических качеств у подрастающего поколения.

История его создания, функционирования и развития неотделима от истории Городского Дворца творчества и процессов, происходящих в системе образования российского образования.

Музей был открыт 13 мая 1972 года в старом здании городского Дворца пионеров и школьников по улице Красный Путь, 2. В формировании фонда музея принимали активное участие юные следопыты Омской области.

В 1980году году в новом здании Городского Дворца пионеров и школьников была открыта новая экспозиция музея. Это был один из первых музеев Омского региона, созданный по специально разработанному художественному проекту известного в настоящее время омского дизайнера В.А. Десятова и художников Н.П. и В.П. Каверзеных.

В 1994 году за значительный вклад в дело образования и воспитания подрастающего поколения и развитие музейного дела в регионе музею присвоено высокое звание «Народный»

На протяжении всех последующих лет сотрудники музея, бережно сохраняя традиции, активно работают над проблемой повышения имиджа музея в образовательном пространстве учреждения.

Выполняя заказ педагогического коллектива учреждения, сотрудники музея уделяют особое внимание вопросам формирования духовно-нравственных начал и личностных качеств у обучающихся детских объединений в возрасте от 5 до 18 лет. В настоящее время более пяти тысяч воспитанников осваивают 60 образовательных программ по 10 образовательным направленностям.

Как показывает 40-летний опыт работы музея Дворца творчества, он не только располагает универсальными средствами для создания системы патриотического воспитания детей и молодежи на основе историко-культурных традиций образовательного учреждения и нашей малой Родины, но и выполняют функции инструментария для развития познавательно -креативных качеств личности.

На это нацелены разработанные локальные акты: Положение о школьном музее, культурно-образовательная Программа деятельности музея и другие документы.

Программа музея разрабатывалась с учетом реалий нашего времени на период с 2008 по 2012 годы и в течение этого периода корректировалась.

Программа имеет положительную внутреннюю и внешнюю экспертную оценку, а результаты ее реализации подтверждены многочисленными наградами на конкурсах разного уровня. Эффективной реализации данной программы способствует сформированная в учреждении система управления деятельностью музея: общественный Совет музея, детский музейный актив и т.д.

В настоящее время данная программа по решению педагогического Совета учреждения рассматривается как «музееведческий» компонент Образовательной программы Дворца творчества

Такой подход позволяет педагогам включать в свои образовательные программы занятия с обучающимися на базе музея, а воспитанникам детских объединений, особенно первого года обучения, участвуя в мероприятиях музея, знать историю Дворца, приобщаться к традициям учреждения и гордится его достижениями. В настоящее время в музее используются разные формы работы и виды деятельности, способствующие воспитанию у подростков таких качеств, как гордость за Родину, веру в ее силу и могущество, сострадание к ее судьбе, ответственной и активной гражданской позиции, любви к традициям и культуре. Среди этих форм работы можно выделить такие, как : экскурсия; лекция, консультация; научные чтения; кружки, встречи с интересными людьми; праздники; исторические игры; конкурсы и викторины, музейные уроки, семинары- практикумы.

Участники всех мероприятий в музее -это дети и подростки, учащаяся молодежь, студенты, воспитанники Дворца, педагоги - участники семинаров организаторов детского движения и др.

На базе музея постоянно проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, ветеранами педагогического труда - бывшими сотрудниками Дворца, представителями общественных организаций и проходят они в рамках Клуба «ВИП- персона» необычно и очень интересно, по мнению присутствующих на этих мероприятиях.

В учреждении сложились определенные традиции, в том числе, фондовые коллекции музея пополняются через реализацию проектов, в которых принимают участие обучающиеся детских объединений, и педагоги, родители и общественные организации: Омская областная общественной организацией «Сироты Великой Отечественной войны», областной Комитет матерей воинов-интернационалистов, погибших в Афганистане и в Чечне, Центр координации детских общественных объединений Омской области и другие.

При их активном участии в выставочном зале музея ежегодно оформляется 5-6 тематических выставок, в том числе: «Афганистан – боль моя», Дети военной поры», «Сурового времени дети…», «Путешествие во времени и пространстве», посвященной 40-летию музея и другие.

Реализуя разные проекты во всех направлениях Программы музея, мы заранее продумываем схему взаимодействия аудитории с экспозицией или с музейным предметом, и подбираем задания, способствующие проявлению творческой активности ребенка.

После таких мероприятий дети и молодежь, как правило, отмечают положительные отношения к выдающимся землякам и историческим событиям и негативное – к таким проявлениям, как насилие, национализм, дискриминация.

В музее накоплен большой опыт по вопросу привлечения к музейной работе школьников, осваивающих образовательные программы «Музей и город», «Сибирская история»

В условиях музейной среды у педагогов появляется уникальная возможность апеллировать к уникальности каждого ребенка, к его индивидуальным способностям, к его предшествующему опыту, знаниям и стилю обучения и успешно решать задачи, направленные на развитие творческого потенциала ребенка и его личностных качеств, а у детей формируется потребность к саморазвитию и само рефлексии

Это подтверждается не только результаты ежегодного мониторинга, проводимого в учреждении, но и личные достижения воспитанников в конкурсных мероприятиях разного уровня.

Стало доброй традицией проводить на базе музея семинарские занятия для студентов ВУЗов и СУЗов, педагогов и организаторов детского движения Омского региона.

На протяжении последних 10 лет музей являлся методическим центром для педагогических кадров, занимающихся организацией музейной работы.

Участники ГМО, работая над концепцией Программы развития школьного музея 21 века, могут использовать находки и достижения народного музея истории детского движения Омской области.

Несмотря на отсутствие целевого финансирования при поддержке спонсоров и социальных партнеров материально-техническая база музея постоянно развивается: 4 компьютера, связь с локальной сетью учреждения, выход в интернет и другое, позволяют эффективно решать задачи, связанные с разработкой УМК, учетной документацией фондовых коллекций, проведением массовых мероприятий на качественно новом уровне.

Таким образом, представленный опыт работы народного музея истории детского движения Омской области, свидетельствует о том, что во Дворце творчества сформирована уникальная музейная среда, в которой дети и молодежь участия в разнообразных интеллектуально-творческих мероприятиях , не только эмоционально осмысливают историю на основе первоисточников, но и осознанно осваивают способы исследовательской и творческой деятельности. В процессе такой деятельности у них формируется музейная культура и чувство национального самосознания.

Подытоживая вышеизложенную информацию, автор выделяет устойчивые черты и особенности, характеризующие деятельность музея в современных условиях: - это адресный музей, ориентированный на ребенка (а таковым считается человек, не достигший 18 лет) и посетителя учреждения, а это дошкольники, школьники, студенты, педагоги, ветераны, гости из других регионов и зарубежья. Этим обуславливается его специфика и нацеленность на интересы и потребности этой аудитории.

- это образовательный музей, причем параллельно функции образования, выполняющей здесь главенствующую роль, приоритетной для музея, ориентированного на ребенка, решается проблема социализации подрастающего поколения.

-это интерактивный музей, который не может реализовать себя лишь в форме «витринных» экспозиций, как бы привлекательны они не были для ребенка. - это музейная среда, в которой дети и молодежь успешно развивают свой интеллектуально-творческий потенциал и осваивают навыки социально-значимой деятельности. В процессе сравнительного анализа работы музея Дворца творчества с опытом работы музеев Омской области и других регионов страны, автор установил наличие таких особенностей и черт только у музеев , находящихся в постоянном поиске инноваций и экспериментов.


Заключение. Таким образом, поставленные в данном исследовании задачи успешно решены: - во-первых, - определены 7 основных условий , способствующих эффективному повышению роли музеев в образовательном пространстве учреждений;

- во-вторых, - выявлены на примере музея Дворца творчества устойчивые черты и особенности, характеризующие деятельность школьных музеев в современных условиях.

- в - третьих, в настоящее время о деятельности музея Дворца появились публикации в средствах массовой информации(Газета «Дом», «Вечерний Омск» и др.), результаты деятельности музея представлены на городской научно-практической конференции ветеранов войны и труда, отражены в работах юных активистов музея, представленных на городской научно-практических конференциях обучающихся «Омск и омичи: прошлое, настоящее и будущее» и в других мероприятиях. Таким образом, поставленная перед автором цель была достигнута, внимание общественности к деятельности школьных музеев привлечено, и автор надеется, что все заинтересованные инстанции обратят внимание на проблемы, препятствующие дальнейшему развитию музейного дела в Омском регионе, и примут соответствующие духу времени Постановления. Практическая значимость исследования заключается в том, что организаторы музееведческой и краеведческой деятельности могут использовать этот материал в своей работе.

Это исследование завершено, но работа в этом направлении будет продолжена: мы проведем с участниками городского методического объединения мониторинговые исследования и обсудим полученные результаты на круглом столе в мае 2013 года, выявим проблемы и новые перспективы в работе школьных музеев в условиях модернизации образования


Список источников

1.   Грешневиков А. Кому нужна смена устоев?//Воспитание школьников, 2001,№1,с.64.

2.   Макарова -Таман Н.Г. и др. Детские музеи в России и за рубежом.- М., 2001.-128 с.

3.   Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина. Сб. Культурно-образовательная деятельность музеев. М.,1997. ИПРИКТ, Каф. Музейного дела.
4. Музейная педагогика (Материал «Музейной энциклопедии», представленной к изданию РИК ПК РФ)/ Сост. И.М. Коссова.- Омск, 1999.

  1. Музейная педагогика, в сб. Музееведение. Музеи исторического профиля. М.,1988.

6. Музей и образование: Обзорная информация. М., 1989.
7. Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. М.,1999 г. ИПРИКТ, Каф. Музейного дела.

8. Юхневич М.Ю. Детский музей: прошлое и настоящее, с.26-31./Культурно-образовательная деятельность музеев (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела)/ Сост. И.М. Коссова, ИПРИКТ РФ.- М.,1997.-120 с.

9. ФМИДДОО (материалы из архива - анализы, отчеты, справки о работе музея в разные периоды истории)

10 .Материалы о работе городского методического объединения руководителей школьных музеев г.Омска в период с 2002 по 2011 гг.


Ресурсы Internet.


  1. http://www.abcvolga.ru/muz/kb/experts_m



^

Приложение № 1

Глоссарий


Музей – исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественно-научных ценностей, накопления и распространения информации посредством музейных предметов. Документируя процессы и явления природы и общества, музей комплектует, хранит, исследует коллекции музейных предметов, а также использует их в научных, образовательно-воспитательных и пропагандистских целях

^ Музейная педагогика - это область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями и др.

^ Музейная культура - это ценностное отношение человека к действительности, уважение к истории человечества, умение оценивать в повседневной жизни предметы музейного значения.

Музейный предмет - памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.

Профиль музея - специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, области науки или искусства.

Экспозиция - особая информационная система, отражающая явления исторического процесса через музейные предметы.



Схожі:




База даних захищена авторським правом ©lib.exdat.com
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації