Поиск по базе сайта:
Еще раз о природе диалектической логики и формальной логики icon

Еще раз о природе диалектической логики и формальной логики




Скачати 27.71 Kb.
НазваЕще раз о природе диалектической логики и формальной логики
Дата конвертації28.01.2013
Розмір27.71 Kb.
ТипДокументи

Еще раз о природе диалектической логики и формальной логики

(По статье В.Т. Кудрявцева «Что такое диалектическая логика?»)


В статье «Что такое диалектическая логика?» В.Т. Кудрявцев проиллюстрировал различие между формальной (ФЛ) и диалектической логикой (ДЛ) как различие между теорией истины и специальным инструментом фиксации результатов познания на примере с лебедем. Такое сравнение ДЛ и ФЛ не вполне корректно.

ФЛ рассматривает предмет исследования в предельно простом виде, сведенном к отдельно выделенным отношениям, характеризующим предмет. В Вашем примере с лебедем ФЛ рассматривает одно отношение, одно свойство лебедя – его белый цвет. Сфера ФЛ ограничивается рассмотрением одного отношения – лебедь в отношении его цвета является белым. Сфера ФЛ не допускает принадлежность предмету исследования сразу двух (или более) отношений, свойств – лебедь не может быть в отношении цвета и белым, и черным.

ДЛ базируется (включает в себя в снятом виде) на формальной логике, но в отличие от ФЛ рассматривает предмет в его сложной, многоаспектной природе, в «единомножии» П. Флоренского. Диалектическое утверждение о том, что предмет (лебедь) в данном примере обладает обоими свойствами (лебедь и белый, и черный) базируется на на двух формально-логических утверждениях: а) австралийский лебедь черный; б) остальные лебеди белые. ДЛ, интегрируя, обобщая простые ФЛ утверждения, формулирует свое ДЛ утверждение: лебедь и белый, и черный, что означает, что предмет обладает двумя свойствами.

В ДЛ лебедь, как предмет (обобщенная, интегрированная целостность своих свойств, своего содержания) выступает совокупностью форм (белый и черный) выражения этого единомножного содержания целого, единого (двух сторон одной медали). Это единомножие свойств, сторон предмета выявляется из многосторонней, противоречивой, поляризованной, дуальной природы мира. Полярные пары свойств, выражающие природу мира (дух-материя, конечное-бесконечное, неизменное-изменяющееся, низшее-высшее, простое-сложное и т.д.), выступают сторонами, аспектами, формами, принадлежащими миру как единому целому. ДЛ выступает средством (методом) адекватным для выражения дуальной, противоречивой природы мира.

Соотношение ДЛ и ФЛ не вмещается в отношение «теории истины» и «инструмента фиксации результатов познания», поскольку обе логики обладают и аспектом «теории истины» (каждая в своей сфере выступает теорией познавательного процесса), и инструментом фиксации итогов познавательного процесса (в той мере, в какой ДЛ и ФЛ выступают в качестве познавательного средства, метода).

Также соотношение ДЛ и ФЛ не вмещается в отношение универсального (ДЛ) и специального (ФЛ), ибо справедливо и обратное утверждение. ДЛ есть специальный инструмент познания, базирующийся на универсальном ФЛ правиле непротиворечивости логических суждений, благодаря чему противоречивость природы предмета ДЛ переводит на язык ФЛ в универсальный инструмент познания – непротиворечивое суждение.

Вышеперечисленные аспекты соотношения ДЛ и ФЛ необходимо дополнить в аспекте их структуры соотношением простого (ФЛ) и сложного (ДЛ), а в аспекте предмета, сферы, которые они исследуют - соотношением частного, элементарного (ФЛ) и целого, интегрального (ДЛ), формально абстрактного и диалектически конкретного.

Если попытаться выделить сущностной характеристикой ДЛ использование диалектического метода для описания процесса развития (в трактовке диалектическим материализмом диалектики как ленинского учения о развитии), то мы обнаружим, что ДЛ является универсальной «теорией истины» (корректно выражаясь, познавательным методом), применимой к любой сфере природы мира, а не только к развитию.

Диалектика в статусе теории исследует природу противоречия, а в статусе познавательного метода она имеет своим предметом любую сферу природы мира как разрешения противоречия: становление (разрешение, или итог, противоречия бытия и небытия); развитие (итог взаимоотношения возможного и реализованного, потенциального и актуального, старого и нового и т.д.); предметное богатство природы мира (итог противоречия единого и множественного, формы и содержания и т.д.); свобода (итог противоречия одномерности и многомерности); познание (итог противоречия субъекта и объекта); отражение, или идеальное (итог противоречия копии и оригинала), меры (итог противоречия качества и количества) и т.д.

Александр Бурылов



Схожі:




База даних захищена авторським правом ©lib.exdat.com
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації