Поиск по базе сайта:
Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий icon

Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий




НазваПрограмма учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий
Сторінка1/6
Дата конвертації15.12.2012
Розмір0.83 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6


ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ


А. В. Бородина


ИСТОРИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ


ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО КУРСА ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ, ЛИЦЕЕВ И ГИМНАЗИЙ


Издание седьмое, исправленное


МОСКВА


Издательство

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

2009


Учебно-методическое обеспечение курса «Основы православной культуры» по программе А. В. Бородиной «История религиозной культуры» разрабатывается

по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II


ЭКСПЕРТИЗА:

Институт развития личности (ныне – Институт семьи и воспитания) РАО, руководитель религиоведческой группы — к. филос. Н. И. А. ГАЛИЦКАЯ

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

АЛЕКСАНДР ШАРГУНОВ, протоиерей, преподаватель МДА, глава Комитета «За нравственное возрождение Отечества»;

Н. Д. НИКАНДРОВ, президент РАО, д. пед. н., академик РАО;

С. К. КОМКОВ, президент Всероссийского фонда образования, д. пед. н., д. филос. н., проф., акад. РАЕН;

М. Н. КУЗНЕЦОВ, д. ю. н., проф. РАГС при Президенте РФ;

И. В. МЕТЛИК, д. пед. н., ст. науч. сотр. Института семьи и воспитания РАО;

И. Г. МИНЕРАЛОВА, д. филол. н., проф. МПГУ;

С. В. ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВ, д. ист. н., проф. МГУ им. М. В. Ломоносова, сопредседатель Правления Союза писателей России;

Т. В. ЧЕЛЫШЕВА, д. пед. н., проф., зав. каф. художественного образования АПКиПРО РФ;

В. И. ШАМШУРИН, д. соц. н., проф., зав. каф. политологии философского ф-та МГУ им. М. В. Ломоносова;

И. В. БУГАЁВА, к. филол. н., декан филол. ф-та ПСТГУ;

Г. Н. МЕЛЕХОВА, к. ист. н.;

С. Б. РОМАНОВ, зам. начальника Центра качества образования Департамента образования г. Москвы, проректор МИОО Департамента образования г. Москвы;

Л. Я. НОСКОВА, директор школы № 979 г. Москвы.


^ Б 83 А. В. БОРОДИНА История религиозной культуры: Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – Изд. 7-е, испр. – М., 2009. – 64 с.


Программа учебного историко-культурологического курса «История религиозной культуры» разработана для 1–11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Программа апробирована в школах различного типа с 1996 г. Курс используется как средство повышения качества базового образования по русскому языку, литературе, истории, обществоведению, граждановедению, мировой художественной культуре, по региональным краеведческим курсам, а также для систематического духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях различного типа.


© А. В. БОРОДИНА, 1997, 2000, 2004, 2005, 2006, 2007

© А. В. БОРОДИНА, 2009, с изменениями

© Изд-во «Основы православной культуры», 2005, 2006, 2007


СОДЕРЖАНИЕ

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 13

Часть I (начальная школа)

«Роль религиозной культуры в жизни человека»

1 класс

Раздел 1 «МЫ И НАША КУЛЬТУРА»…………………………..13

2 класс

Раздел 2 ^ «МИР ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС» 16

3 класс

Раздел 3 «О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ БИБЛИЯ» 19

4 класс

Раздел 4 «ПРАВОСЛАВИЕ — КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩАЯ РЕЛИГИЯ РОССИИ» 21


Часть II (основная школа)

«Православная культура и история христианства»

5 класс

Раздел 5^ «ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК» 28

6 класс

Раздел 6 «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» 30

7 класс

Раздел 7 «РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО» 37

8 класс

Раздел 8 «ХРИСТИАНСТВО В V–XV вв.» 41

9 класс

Раздел 9 «ХРИСТИАНСТВО В XVI–XX вв.» 46


Часть III (средняя школа)

«Религии мира»

10 класс

Раздел 10 ^ «ДРЕВНИЕ РЕЛИГИИ» 40

11 класс

Раздел 11 «СОВРЕМЕННАЯ КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА»…43


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Огромный интерес педагогов, учёных и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.

К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.

Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и художественно-изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символических образов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.

С двумя первыми причинами тесно связана и в значительной степени ими вызвана третья причина – снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования в том числе путём включения и систематизации знаний об истоках и религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры.

Следующая причина – это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории – определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными странами и народами.

Одной из причин становится рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающиеся с 90-х гг. в России на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются проблемы глобализации и сохранения традиций. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов.

Особое значение область истории религиозной культуры приобретает для творчески одарённых школьников, для верующих детей. Реализация авторского проекта «Религиоведческое образование в государственной школе» позволило убедиться в особой востребованности разделов программы «История религиозной культуры», посвящённых основам православной культуры.

И, конечно же, нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину и желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в российской культуре.

Курс «История религиозной культуры» построен с учётом обозначенных выше проблем современной российской действительности и призван способствовать их решению, используя возможности государственных (светских) школ обычного типа и учреждений повышенного уровня образования.

Предлагаемый курс предназначен для преподавания в государственных и муниципальных школах, лицеях и гимназиях с 1 по 11 класс, но с успехом используется и в конфессионально ориентированных учреждениях (православных гимназиях, воскресных школах).

В связи с проблемой кадров и обеспечения школы (класса) учебно-методической литературой возможно преподавание отдельных частей и разделов курса, например разделов начальной школы или 6 раздела.

Полный курс рассчитан на 11 лет обучения по 1 часу в неделю. На такой объём рассчитаны все учебные и методические пособия по годам обучения. Однако ввиду различных условий организации школьного обучения возможно увеличение часов, дополнение и углубление курса за счёт факультативов и кружковой работы.

^ Концептуальные стратегические (образовательные и общекультурные) и психолого-адаптационные задачи курса:

— изучение православной религиозной традиции;

— изучение истории христианства;

— изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;

— изучение православной этики;

— ознакомление с православным календарём;

— знакомство с агиографией;

— ознакомление с особенностями церковного искусства;

— изучение устроения православного храма;

— ознакомление с особенностями православного богослужения;

— изучение церковнославянского языка;

— ознакомление с мировыми религиями и сектами;

— ознакомление с древними религиями, включая в общих чертах славянскую мифологию;

— ознакомление с особенностями культовой архитектуры разных религий;

— ознакомление с основными видами православного богослужения;

— формирование целостного восприятия мира;

— воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

— формирование культуры общения;

— предупреждение возможных тупиков личностного развития;

— воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;

— выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;

— предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;

— воспитание патриотизма;

— формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;

— духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;

— приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;

— расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;

— оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественной культуре;

— возрождение православных основ семьи;

— пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;

— творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;

— формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.


^ Краткая характеристика структуры программы


Программа построена по принципу постепенного усложнения учебного материала с учётом возрастных особенностей учащихся.

Весь курс разбит на 3 части (по ступеням школьного образования) и 11 разделов по годам обучения:

Часть I (начальная школа). «Роль религиозной культуры в жизни человека»

1. «Мы и наша культура» для 1 класса.

2. Мир вокруг и внутри нас» для 2 класса.

3. «О чем рассказывает икона и Библия» для 3 класса.

4. «Православие – культурообразующая религия России» для 4 класса.

Часть II (основная школа). «Православная культура и история христианства»

5. «Церковнославянский язык» для 5 класса.

6. «Основы православной культуры» для 6 класса.

7. «Раннее христианство» для 7 класса.

8. «Христианство в V–XV вв.» для 8 класса.

9. «Христианство в XVI–XX вв.» для 9 класса.

Часть III (средняя школа). «Религии мира»

10. «Древние религии» для 10 класса.

11. «Современная конфессиональная картина мира» для 11 класса.

Каждый раздел включает несколько тем (от 2 до 8), а каждая тема рассматривается на 1–15 уроках (в зависимости от объёма и степени сложности учебного материала).


^ Условия реализации программы и основные методические рекомендации


Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий:

— учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и православный духовный опыт русского и других народов России;

— педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников;

— педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, Священное Писание и Священное Предание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания молодёжи;

— необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального);

— необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности;

— учитель организует уроки по традиционным моделям при соответствии типа урока его целям и задачам;

— используются разнообразные методы и приёмы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании;

— основное усвоение учебного материала достигается на уроке под контролем учителя;

— теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев.

При обучении детей по программе «История религиозной культуры» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:

• приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;

• единства образовательного и воспитательного процессов;

• рефлексивного обучения;

• принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.

Предпочтительные методы обучения: 1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе этого же урока; 2) комментированное чтение; 3) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; 4) сократический урок; 5) короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала; 6) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением (на этом же уроке) и творческим заданием; 7) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; 8) работа с текстами, картами, составление кроссвордов.


^ Знания, умения и навыки,

которыми должен овладеть школьник по окончании курса


По окончании изучения курса «История религиозной культуры» предполагается получение школьниками историко-культурологических и наиболее общих богословских знаний в области мировых религий, религиозно-философских течений, сектантства, древних религий, славянской мифологии, православного богослужения, православной этики, архитектуры, устройства и назначения храма, овладение богословской терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией.

Учащиеся должны знать содержание Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета, уметь читать и понимать церковнославянские тексты, хорошо знать историю, значение и традиции православных праздников, уметь работать с историческими документами, картами, справочной литературой, первоисточниками для составления рефератов, докладов и других работ исследовательского характера, излагать и обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу.


^ Оценка результатов изучения курса


Уровень и степень освоения знаний контролируются, прежде всего, в ходе урока путём устного опроса, обсуждения темы. Предполагается также выставление отметок за ведение тетради, выполнение домашнего задания, творческих работ. В старших классах формами контроля с оценкой знаний, умений и навыков могут быть итоговые уроки в виде семинара, конференции, диспута, выставки творческих работ, экскурсии, тестирования. В 9–11 классах целесообразна работа над рефератом, но не чаще 2-х рефератов в течение года.

Исходя из оценки знаний, умений и навыков, учащихся можно квалифицировать как:

— не усвоивших элементарные знания, отметка «неудовлетворительно» — «2» (кроме начальной школы);

— усвоивших элементарные знания, отметка «удовлетворительно» — «3» (кроме первого и второго классов);

— овладевших основным содержанием; для основной школы и старших классов – овладевших основными сведениями и умеющих работать со справочной литературой и первоисточниками, отметка «4»;

— овладевших материалом и достаточно глубоко его анализирующих, отметка «5».

В начальной школе необходимы словесные поощрения и положительные отметки (неудовлетворительные отметки не ставятся). В первом и втором классах рекомендуется пользоваться только положительными отметками («4» и «5»).


^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА


Основная литература для учащихся и учителей


Основная учебная и методическая литература по разделам программы

для учащихся и учителей


                  1. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. Учебное пособие для 1 класса. – Изд. 1-е, 2-е, 3-е. М.: ОПК, 2005, 2006, 2007.

                  2. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мы и наша культура. 1 класс. Пособие для учителей. – Изд. 1, 2-е испр. М.: ОПК, 2005, 2007.




                  1. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. Учебное пособие для 2 класса . – Изд. 2-е, 3-е, испр., М.: ОПК, 2006. Рекомендовано Министерством образования и науки России.

                  2. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. Рабочая тетрадь для 2 класса. – Изд. 1-е. М., 2004; 2-е, 3-е. М., 2006, 2007. Рекомендовано Министерством образования и науки России.

                  3. Бородина А. В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. 2 класс. Пособие для учителей. – Изд. 3-е, испр. и доп., 4-е испр. М.: ОПК, 2006, 2007.




                  1. Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Учебное пособие для 3 класса . – Изд. 2-е, испр. М.: ОПК, 2007.

                  2. Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Рабочая тетрадь для 3 класса. – Изд. 2-е, испр. М.: ОПК, 2007.

                  3. Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Хрестоматия для 3 класса. – Изд. 2-е, испр. М.: ОПК, 2008.

                  4. Бородина А. В. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. 3 класс. Пособие для учителей. – М.: ОПК, 2007.




                  1. Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. Учебное пособие для 4 класса. – Изд. 2-е. испр., 3-е. – М.: ОПК, 2006, 2007. Допущено Министерством образования и науки России.

                  2. Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. Рабочая тетрадь для 4 класса. – М.: ОПК, 2008.




                  1. Архипова. И. Г. Церковнославянский язык. Учебное пособие для 5 класса. Изд. 2-е, испр., — М.: ОПК, 2007.

                  2. Архипова. И. Г. Церковнославянский язык. Рабочая тетрадь для 5 класса. — М.: ОПК, 2008.

                  3. Архипова. И. Г. Церковнославянский язык. 5 класс. Пособие для учителей. — М.: ОПК, 2008.




                  1. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 6 раздел. Учебное пособие для учащихся. – Изд. 3-е, испр. и доп., 4-е, испр., 5-е. – М.: ОПК, 2005, 2006, 2007. Рекомендовано Координационным советом по взаимодействию Министерства образования РФ и Московского Патриархата Русской Православной Церкви для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и воскресных школ.

                  2. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Раздел 6. Пособие для учителей. – Изд. 2-е, испр. и доп., 3-е. испр. М.: ОПК, 2006, 2007.




                  1. Бородина А. В. Основы православной культуры: Раннее христианство. 7 раздел. Учебное пособие для учащихся. – М.: ОПК, 2009.


Справочная литература


                  1. Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. – М.: ОПК, 2008.


Демонстрационные пособия для работы в классе


                  1. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 14 классы: «Роль религиозной культуры в жизни человека». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). – М.: Экзамен, Спектр, 2007.

                  2. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 59 классы: «Православная культура и история христианства». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). – М.: Экзамен, Спектр, 2008.

                  3. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 1011 классы: «Религии мира». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). – М.: Экзамен, Спектр, 2008.


^ Пособия для учителей по вопросам организации преподавания ОПК


                  1. Бородина А. В. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция историко-культурологического религиозно-познавательного образования. – М.: ОПК, 2009.

                  2. Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. – Изд. 1-е, 2-е, испр. М.: ОПК, 2006, 2007.


Дополнительная литература для учащихся и учителей


Отдельные произведения по темам русской культуры и литературы


                  1. Бородина А. В. Великий Новгород: Особенности храмового зодчества. – М.: ОПК, 2007.

                  2. Бородина А. В. Византинизм и русский национальный стиль. – М.: ОПК, 2006.

                  3. Бородина А. В. История образования на основе традиций отечественной культуры. – Изд. 1-е, 2-е, – М.: ОПК, 2006, 2007.

                  4. Бородина А. В. Культурное влияние Византии и формирование русского национального стиля. (Библиотечка «Первое сентября», серия «Искусство». Выпуск 6 (12). – М.: Чистые пруды, 2006.

                  5. Бородина А. В. Николая Чудотворца святителя Мир Ликийских Зарайская икона. – Изд. 1-е, 2-е, испр. – М.: ОПК, 2006, 2007.

                  6. Бородина А. В. Стилевые особенности художественного мира романа “Преступление и наказание” как средство отражения мировоззрения Ф. М. Достоевского. – М.: Прав. пед., 2004.

                  7. Бородина А. В. Шатровый храм в русской культуре. М.: ОПК, 2006.

                  8. Бородина А. В. Шатровый храм. (Библиотечка «Первое сентября», серия «Искусство». Выпуск 6 (12). – М.: Чистые пруды, 2005.


Публикации в журналах, газетах, сборниках научных материалов


                  1. Бородина А. В. Иконостас. – М: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 10–11.

                  2. Бородина А. В. Исаакиевский собор. М.: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 18–19.

                  3. Бородина А. В. Княжеская архитектура. //Искусство. – 2006. – № 6 (342). – С. 5–6.

                  4. Бородина А. В. Материалы к уроку. //Искусство. – № 6 (342), 16–31 марта, 2006. – С. 7.

                  5. Бородина А. В. О воспитывающем потенциале творчества Ф. М. Достоевского. // Образование. – 2005. – № 1. – С. 47–63.

                  6. Бородина А. В. Раскол в сознании. // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). – 2002. – 28 ноября. – №№ 48–51.

                  7. Бородина А. В. Собор Василия Блаженного. – М.: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 14–15.

                  8. Бородина А. В. Храмы Московского Кремля. – М.: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 16–17.

                  9. Бородина А. В. Церковь Покрова на Нерли. – М.: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 12.


Готовятся к изданию новые пособия для учителя, учащихся по разделам программы А. В. Бородиной «История религиозной культуры».


^ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Часть I (начальная школа)

«РОЛЬ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»


1 класс

РАЗДЕЛ 1. «МЫ И НАША КУЛЬТУРА» – 30 часов


  1   2   3   4   5   6



Схожі:




База даних захищена авторським правом ©lib.exdat.com
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації