Поиск по базе сайта:
Рабочая программа дисциплины «история изобразительного искусства» 4 курс, VII, VIII семестры для специальности 070602 «Дизайн» по отраслям / в области культуры и искусства icon

Рабочая программа дисциплины «история изобразительного искусства» 4 курс, VII, VIII семестры для специальности 070602 «Дизайн» по отраслям / в области культуры и искусства




Скачати 223.14 Kb.
НазваРабочая программа дисциплины «история изобразительного искусства» 4 курс, VII, VIII семестры для специальности 070602 «Дизайн» по отраслям / в области культуры и искусства
Дата конвертації22.07.2013
Розмір223.14 Kb.
ТипРабочая программа



МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО «ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ИНСТИТУТ АРИТЕКТУРЫ, ДИЗАЙНА И ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ

КАФЕДРА СРЕДОВОГО И ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА


УТВЕРЖДАЮ

Директор ИАДВИ

______________ Г.В. Вершинин

30 августа 2011 г.


Г.В. ВЕРШИНИН

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

4 КУРС, VII, VIII семестры

для специальности 070602 «Дизайн»

по отраслям / в области культуры и искусства;

базовый уровень среднего профессионального образования

квалификация – дизайнер

код дисциплины – ОПД.07


Всего: 104 часа

из них: 104 часа – аудиторные занятия


Тюмень, 2011

Программа курса «ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА»

4 курс, семестры 7 – 8


Автор программы: Г.В. Вершинин


Рецензенты:

преподаватель кафедры средового

и графического дизайна ТГАКИСТ __________ И.В. Яблокова


д.ф.н., проф. ТюмГУ __________ Т.И. Борко


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры средового и графического дизайна 30 августа 2011 г., протокол № 1,

зав. кафедрой ____________ Н.В. Крамская


Одобрена учебно-методической комиссией института

« ___» __________ 2011 г., протокол № __ ,

председатель ________________ /И.Е.Чердынцева /


© Г. В. Вершинин, 2006, 2011


СОДЕРЖАНИЕ


страницы


^ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4


2. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН КУРСА

2.1. YII семестр 6

2.2. YIII семестр 7

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

3.1. YII семестр, Темы занятий 8

3.2. YIII семестр, Темы занятий 9


^ 4. ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ

4.1. Издания, рекомендуемые в качестве учебников 11

4.2. Учебные пособия 11

4.3. Вспомогательная литература 12

4.4. Словари и справочники 12


^ 5. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВИЗУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ 12

ИНСТИТУТА ДИЗАЙНА


6. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ.

WEB-РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА 13


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа составлена в соответствии с ГОС 070602 для специальности 070602 «Дизайн» по отраслям / в области культуры и искусства; базового уровня среднего профессионального образования. Дисциплина относится к блоку базовых общепрофессиональных дисциплин, код по учебному плану ОПД.07.

Дисциплина завершает междисциплинарный курс мировой художественной культуры и истории искусств; в ней изучается раздел истории культуры и искусства периода к. XIX – н. XXI вв.

^ Цель обучения: формирование у студентов профессиональных, общекультурных, социально-личностных компетенций в соответствии с требованиями ГОС СПО специальности 070602 «Дизайн» по отраслям / в области культуры и искусства; базового уровня среднего профессионального образования; особенностями традиций подготовки дизайнеров в России и мире.

Тематически этот раздел предмета посвящён последнему этапу новейшего искусства ХХ века – архитектуре и искусству Европы, США, Японии; Советского Союза и современной России.

В этот период студенты готовятся к итоговой аттестации, дипломному проектированию, и дисциплина должна быть во многом сориентирована на поддержку образовательных целей ООП. Серьезное значение следует уделить тенденциям развития архитектуры как базовой дисциплины всех искусств; формированию на этой основе пространственного мышления, понимания природы современных пространственных искусств.

В программе обозначены темы, характеризующие основные проблемы и направления развития, творчество ведущих мастеров, как правило, лидеров направлений. Почти все они имеют отношение к актуальной современной практике и собственному учебно-художественному творчеству студентов. Факты искусства должны подаваться в широком общественно-историческом, гуманитарном, общекультурном контексте, а не только в разрезе собственно художественной жизни.

За счёт этого происходит смысловая координация с предметом «Проектирование», так как на 4 курсе в собственных проектах, рисунках, живописи студентов не только прорабатываются формальные и функциональные задачи, но прежде всего, ищутся способы взаимодействия проектных идей с социумом.

Преобладают темы, связанные с пространственными аспектами архитектурного творчества (учитывая проектную, графическую и интерьерно-средовую направленность обучения студентов дизайну). Внимание уделяется технологии перехода от темы художественного произведения к формированию его концепции и программы, созданию текста и поэтики живописи, архитектуры, структуры и их взаимозависимости с различными аспектами развития общества и культуры. Из вне0архитектурных тем преобладают такие, которые дают представление о методологии образного мышления и языке искусств, ключевых художественных ситуациях, прикладных аспектах художественного творчества, изобразительных и выразительных средствах.

Изложение материала предлагается в интерактивной форме, способствующей развитию у студентов сознательного, аналитического отношению к искусству, пониманию его взаимосвязи с общественной жизнью и общекультурным процессом, тенденциями развития гуманитарной сферы и цивилизации в целом.

Итогом занятий, как предполагается, должно стать:

  • умение дать общую характеристику развития искусств в двадцатом веке и понимание их проблематики;

  • умение классифицировать работы авторов, творческие программы и задачи, семантику, выразительные средства;

  • в архитектуре – анализировать планировочные и объёмно-пространственные решения, образные, функциональные, планировочные и прочие системные свойства;

  • в живописи, скульптуре, графике: понимать исторический фон появления работ, анализировать авторский замысел, творческие программы художественных направлений, отдельные произведения;

  • уметь в общих чертах воспринимать различные явления искусства, понимать их статус, их взаимосвязь с социально-культурной проблематикой.

Учебный материал иллюстрируется слайдами, электронными материалами, видеофильмами. Занятия желательно перемежать короткими опросами по отдельным аспектам изучаемых вещей и проблем, заставляющими осознать личное отношение к излагаемому материалу. Для дизайнеров особое значение имеют контрольные задания проектного характера, например: «нарисовать небольшую библиотеку в стилистике конструктивизма (постмодерна, неоклассицизма, деконструктивизма)» и тому подобные, в которых в игровой форме репродуцируются усвоенные знания.

Аудиторные занятия строятся интенсивно, чтобы минимизировать самостоятельную работу с литературой во внеурочное время. Для этого список рекомендуемой литературы не сокращается, но структурируется, подразделяясь на список основной и вспомогательной литературы, так как массив литературы по изучаемому разделу огромен и противоречив. Необходимы библиографические и историографические экскурсы, позволяющие ориентироваться в этом потоке.


^ 2. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»,

4 курс, семестры 7-8


YII семестр


Темы


Часы

Аудит.

Самост.

1

^ Искусство двадцатого века как отражение фундаментальных общественных, гуманитарных процессов. Развитие научных знаний. Социальные тенденции. Изменение взглядов на искусство, его функции. Изобразительное и выразительное искусство. Геометрическая абстракция, абстрактный экспрессионизм.

2




2

^ Развитие искусства в 10-е годы. Усложнение стратификации. Футуризм, дадаизм, метафизическая живопись, сюрреализм.

8




3

^ Архитектура к XIX – XX века. Общие задачи, направление развития. Предфункционализм, модерн, историзм. Понятие современной архитектуры. Постмодерн.

8




4

^ Концепции архитектурного творчества "современных архитекторов". Теория, практика. Творчество Ф. Л. Райта, Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ, В. Гропиус, А. Аалто. Ар-деко как выражение тяги к привычному.

12




5

^ Развитие мировой архитектуры в 50-е - 90-е годы ХХ века. Теория и практика брутализма, метаболизма. Интернациональный стиль и неофункционализм. Новые архитектурные течения и лидеры. Постмодерн. Деконструкция.

12




6

^ Советское общество и искусство в 20-е - 30- е годы. Архитектура как выражение глобальных процессов. Архитектура 20-х - 30-х годов. Функционализм, конструктивизм, рационализм. Историзм.

12




7

^ Историко-художественные процессы в искусстве 20-х - 30-х годов. Советская живопись, графика, скульптура 20-х - 30-х годов. Основные течения. Появление социалистического реализма.

6




8

^ Резерв часов для повторения материала, контрольных занятий, проектных стилизаций.

12







Итого:

72







Всего в семестре часов:

72



^

YIII семестр







Темы


Часы

Аудит.

Самост.

^ Характеристика тенденций развития западного общества и искусства в 50-е - 90-е годы. Неоавангард (хеппенинг, концептуальное искусство, энверроументальные формы, минимал-арт и др.). Поп-арт. Оп-арт. Понятие и средства актуального искусства.

4




^ Социальные процессы и советская архитектура 50-х - 60-х годов. Историзм ("украшательство") и современный стиль. Сближение с мировой практикой. Ведущие мастера и произведения.

6




^ Советская архитектура 70-х - 90-х годов. Архитектурная теория и практика. Бумажная архитектура.

4




^ Российская архитектура на рубеже XX - XXI веков. Функционализм, историзм, постмодерн. Общественные притязания и архитектурные самооценки.

6




^ Советская живопись и скульптура 50-х - 80-х годов. Внешние и внутренние стимулы перемен. Развитие художественного языка от эмпиричного до собственно образного. Суровый стиль. Направления и мастера отечественного искусства этого времени.

6




^ Искусство и общество во второй половине ХХ века. Функции искусства. Семантический язык, выразительные средства. Эстетические, социальные задачи. Общественные ценности и ценности искусства. Тенденции развития.

6




Резерв времени для повторение материала.

4




Итого:

36




Всего в семестре часов:

36

Всего за год часов:

108


Формы контроля знаний:

Текущие контрольные – письменные опросы; тесты.

Промежуточная аттестация – в 7 семестре – дифференцированный зачет, в 8 семестре –экзамен.

^ 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

«ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»


4 КУРС

YII СЕМЕСТР


ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ


1. Введение. Искусство двадцатого века как отражение фундаментальных общественных, гуманитарных процессов. Развитие физических наук. Техническая революция, появление всех современных технических приборов. Кинематограф, цветная фотография, радио и звукозапись. Появление гуманитарных дисциплин: психоанализа, искусствознания,новых политических доктрин. Социальные тенденции к демократизации. Тенденции к демократизации искусства, стиранию барьеров между жизньюи искусством. Понимание искусства как выражения жизни, её интуитивного постижения. Изобразительное и выразительное искусство. Геометрическая абстракция П. Мондриана и К. Малевича, лучизм. Искусство экспрессионизма и абстрактный экспрессионизм В. Кандинского


^ 2. Развитие искусства в 1910-е годы. Создание десятков новых направлений и параллельное их существование: примитивизма, фовизма; продолжение реализма и постимпрессионизма; живописный символизм и др. Возникновение кубизма в «Авиньонских девицах» П. Пикассо как тенденция к развитию временного начала в живописи. Итальянский футуризм и русский кубофутуризм, дадаизм, метафизическая живопись Д. де Кирико, сюрреализм во французском и бельгийском искусстве. Направления сюрреализма, творческий метод. Творчество М. Эрнста, Р. Магритта, С. Дали и др.


^ 3. Архитектура к. XIX – XX веков. Социальные и творческие задачи, движение к созданию «чистого языка» на основе развития выразительных возможностей объёма, пространства, фактуры, цвета, семантического понимания архитектурной формы. Критика архитектуры прошлого, появление предфункционализма чикагской школы Л. Салливена. Модерн и его путь изнутри наружу, асимметрия, обращение к природе как модели формообразования. Особняк Рябушинского Ф. Шехтеля и др. Одновременное существование историзма И. Жолтовского, И. Фомина, А. Щусева, Р. Клейна и др. Инженерные сооружения: Ж. Эйфеля и В. Шухова - предтечи рационалистического подхода к архитектуре. Понятие современной архитектуры, её язык, ценности, средства. Появление постмодерна в 60-х годах как реакция на стерильность современного стиля. Р. Вентури, Ч. Мур, М. Грейвз и др.


^ 4. Концепции архитектурного творчества в «современной архитектуре». Теория, практика. Органическая архитектура Ф. Л. Райта, пластический функционализм Ле Корбюзье, «духовная чистота» Миса ван дер Роэ, «тотальная архитектура» В. Гропиуса, гуманистические идеи А. Аалто. Ар-деко В. ван Аллена, О. Вильямса и др. как оппозиция «современной архитектуре».


^ 5. Развитие мировой архитектуры в 1950-е - 1990-е годы ХХ века. Усложнение современного стиля. Теория и практика брутализма А. и П. Смитсонов, советских архитекторов Насвитисов, влияние брутализма на творчество К. Танге, В. Кубасова. Брутализм у Ле Корбюзье. Японский метаболизм К. Танге и К. Курокавы. Распространение и обезличивание интернационального стиля. Поиски выхода из кризиса у Л. Кана, Э. Сааринена и др. Неофункционализм Р. Роджерса, Д. Стирлинга. Постмодерн Х. Холляйна. Деконструкция П. Айзенмана, М. Грейвза.


^ 6. Советское общество и искусство в 1920-е - 1930- е годы. Архитектура как выражение глобальных социальных задач: модернизации страны, создания нового коллективного быта, переориентации функций на освобождение человека от быта, развитие общественных процессов. Архитектура 1920-х – 1930-х годов. Конкурсы 1920-х годов и кристаллизация российского функционализма. Конструктивизм как декларация Н. Габо и Н. Певзнер и как архитектурная практика. Рационализм. Теория и практика российского функционализма. М. Гинзбург, братья Веснины, И. Голосов и др. Тенденция к перерождению архитектуры в историзм. Конкурс на Дворец Советов. История архитектуры ВСХВ. Историзм И. Жолтовского, станции Московского метрополитена и др.


^ 7. Историко-художественные процессы в советском искусстве 1920-х - 1930-х годов. Понятие «левого искусства». Борьба левых художников и традиционалистов. АХРР – выражение массовой склонности к эмпирически правдоподобному искусству. ОСТ – «художественно-образное отображение современности». Группа «Четыре искусства» как попытка единой внестилевой модели отечественного искусства. Графика В. Лебедева, В. Конашевича, В. Фаворского. Направления развития скульптуры - от неоклассицизма А. Матвеева и кубофутуризма И. Чуйкова, Н. Альтмана до экспрессивного реализма В. Мухиной. Появление на рубеже 1920-х годов социалистического реализма, ставшего основным стилем советского искусства 1930-х - 1950-х годов. Его теория и практика. Б. Иогансон, С. Герасимов и др.


^ 8. Резерв часов для повторения материала, контрольных занятий, проектных стилизаций. В зависимости от интеллектуального уровня группы и интереса к предмету это время может быть использовано на повторение материала, либо на проектные задания "в стиле" того или иного автора, изученного направления искусства, что позволяет как бы "изнутри" почувствовать существо отдельных явлений искусства. Возможно также проведение небольших устных и письменных опросов по пройденному материалу.


^ YIII СЕМЕСТР


ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ


9. Характеристика тенденций развития западного общества и искусства в 1950-е - 1980-е годы. Создание «социальных государств» в странах Западной Европы. Изменение условий существования людей в 50-е годы. Понятия «общество потребления», «хомо люденс» в западной культурологии. Гуманитаризация западной культуры, тенденция к освоению досуга как творческой игры. Демократизация. Понятие эстетического в западном искусстве 1930-х – 1970-х годов. Маргинализация, социальная рефлексия. Появление неоавангарда (хеппенинга и перформанса, концептуального искусства Д. Кошута, энверроументальных форм творческой оппозиции социуму; минимал-арта и др.). Появление поп-арта в конце 50-х годов. К. Ольденбург, Р. Раушенберг и др. Различные направления поп-арта («вещники», «коллажисты», «бутафоры», «печатники»). Поп-арт как форма массовой художественной и внехудожественной рефлексии. Проблема «искусство-творчество-неискусство». Оп-арт и кинетическое искусство. Экшн. Боди-арт.


^ 10. Социальные процессы и советская архитектура 1950-х – 1960-х годов. Историзм («украшательство») и современный стиль. Экономические, культурные и внутрипрофессиональные предпосылки отказа от декоративистской модели архитектуры. Высотные дома Москвы. Массовое жилищное строительство. Смена цивилизационной модели на индустриальную, рост городов. Развитие образования, науки, духовной жизни. Язык искусства 1950-х годов и его несоответствие социальным векторам. Сближение с мировой практикой в работах молодых российских архитекторов (В. Кубасова, Ф. Новикова и мн. др.). Дворец пионеров на Ленинских горах, комплекс лагеря Артек, реконструкция Москвы и др. Останкинская телебашня В. Никитина.


^ 11. Советская архитектура 1970-х – 1990-х годов. Проблема массового и индивидуального строительства и архитектуры. Архитектурная теория и практика. Работы М. Посохина (Дворец съездов, Калининский проспект), Д. Чечулина гостиница «Россия», Дом Правительства РСФСР, В. Шнеерзона (кирпичное строительство), В. Кубасова (МХАТ и Международный торговый центр), И. Виноградского (павильон «Цветоводство» на ВДНХ, там же Павильон №1, Инженерный корпус Третьяковки), В. Орехова (стадион в Красноярске), Таллинский и Ереванский аэропорты и др. Архитектура Московской олимпиады. Бумажная архитектура И. Уткина, А. Бродского и др. молодых архитекторов как альтернативная архитектура.


^ 12. Российская архитектура на рубеже XX – XXI веков. Многовекторность развития. Функционализм, историзм, постмодерн. Развитие индивидуального проектирования. Создание новых кафедр и школ. Нижегородская архитектура А. Харитонова и др. – воплощение лучшего в понимании градостроительных, контекстуальных и формообразующих факторов. Ценности общества 90-х годов, преобладание потребности в пышной историзированной архитектуре. «Московский стиль» 1990-х годов. Экспериментальные постройки. Вторая волна бумажной архитектуры как выявление критического состояния массовой архитектуры и диктата частного заказчика.


^ 13. Советская живопись и скульптура 1950-х – 1980-х годов. Молодёжные выставки начала 1950-х годов. Интерес в искусстве к цвету. Живописной экспрессии, пространственной и конструктивной семантике в скульптуре. Критика бесконфликтности, исчерпание «аплодисментного стиля» официального искусства. Тенденция к бытовизму у Ф. Решетникова, С. Григорьева, к импрессионистскому натурализму у А. Пластова. Трагедия минувшей войны как сигнал к реалистической подлинности в искусстве. Суровый стиль. Творчество А. Васнецова, П. Никонова, В. Попкова и др. Многовекторность искусства. Выставка «30 лет МОСХА» 1962 года и «парадокс Хрущёва». Экспрессивная, метафорическая живопись М. Греку как один из первых вариантов новой советской живописи. Живописный реализм В. Попкова, символизм и метафоричность в живописи Д. Жилинского. Творчество Т. Яблонской. Среднее поколение художников 1960-х годов: Е. Струлёв, Н. Нестерова, Т. Назаренко. Развитие художественного языка от эмпиричного до собственно образного.

Суровый стиль. Направления и мастера. Конфликт художественных и идеологических субстанций. Соц-арт, советский авангард 1970-х годов. Либерализация художественной жизни в середине 1970-х годов. «Новая живопись» 1980-х годов. «Новое искусство» Тюмени как вариант региональной школы.


^ 14. Искусство и общество во второй половине ХХ века. Теоретическое понимание возможностей искусства и сужение его функций в массовой версии. Семантизация языка, богатство выразительных средств, видов и способов художественного выражения. Влияние социальных процессов на искусство: информационная прозрачность как фактор усиления этической направленности искусства. Критическое отношение к художественности и склонность к документальным формам. Возврат к эстетическим началам как противовес технократизму и рационализации мира. Общественные ценности 1990-х годов на Западе и в России как факторы развития искусства. Перспективы развития искусства в современном обществе.


15. Резерв времени предназначается для повторения и дискуссионного усвоения материала.


^ 4. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ:


4.1. ИЗДАНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ В КАЧЕСТВЕ УЧЕБНИКОВ


  1. Герман М. Ю. Модернизм. Искусство I половины XX в. 2-е изд., испр. — СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008.

  2. Дмитриева Н.Н. Краткая история искусств. – М.: АСТ – пресс, 2006.

  3. Затонский Д. В. Модернизм и постмодернизм: Мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств. – Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.

  4. Иллюстрированная хрестоматия по дизайну: Учеб. пособие для вузов / Сост. Г.В. Вершинин, Е.А. Мелентьев. – Тюмень: Институт дизайна, 2005. – 1056 с., 872 ил.

  5. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала XX века. – М.: Аст-Пресс; Галарт, 2001. – 304 с.: ил.


^ 4.2. УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ


  1. Архитектура Запада. Мастера и течения. – М., 1972.

  2. Бэнем Р. Взгляд на современную архитектуру. Эпоха мастеров. – М., Стройиздат, 1980.

  3. Гидион З. Пространство, время, архитектура. Изд. 3-е. – М.: Стройиздат, 1984.

  4. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. – М., 1985.

  5. История русского и советского искусства; Учеб. пос. для вузов // Под ред. Д. В. Сарабьянова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1989.

  6. История советской архитектуры (1917-1954); Уч. для архит. спец. вузов // Под общ. Ред. Н. П. Былинкина и А. В. Рябушина: Изд. II, перер. М.: Стройиздат, 1985.

  7. Лебедянский М. С. Русская живопись 1920-х – 1930-х годов. Очерки. – М., 1999.

  8. Молодые советские художники. – М., 1982.

  9. Рябушин А. В., Шишкина И. В. Советская архитектура. – М.: Стройиздат, 1984.

Рябушин А.В., Шишкина И.В. Советская архитектура. – М.: Стройиздат, 1984. – 216 с., ил.

  1. Современная советская архитектура 1955 – 1980 гг.: Учебник для вузов/ Н.П. Былинкин, А.М. Журавлев, И.В. Шишкина и др.; Под ред. Н.П. Былинкина, А.В. Рябушина. – М.: Стройиздат, 1985. – 224 с., ил.

  2. Степанян Н. С. Искусство России ХХ века. Взгляд из 90-х – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.

  3. Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. – М.: Изд. Московского университета, 1993.


^ 4.3. ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Арган, Джулио Карло. Современное искусство: 1770 – 1970. – М.: Искусство, 1999.

  2. Бобринская Е. А. Футуризм. – М.: Галарт, 2000.

  3. Борьба за реализм в искусстве 20-х годов. Материалы, документы, воспоминания. – М.: Советский художник, 1962.

  4. Бэнем Р. Новый брутализм: Этика или эстетика. – М., Стройиздат, 1973.

  5. Всеобщая история архитектуры / Под ред. Н. В. Баранова. В 12 т. Т. 10 –12. – М., 1972.

  6. Гольдштейн А. Ф. Франк Ллойд Райт. – М., 1973.

  7. Иконников А. В. Архитектура Москвы. ХХ век. –М.: Моск. рабочий, 1984.

  8. Ильина Т. В. История искусства. Русское и советское искусство. М., 1989.

  9. Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830-х – 1910-х годов. – М., 1978.

  10. Кириченко Е. И. Фёдор Шехтель. – М., 1973.

  11. Константин Степанович Мельников: Архитектура моей жизни / Сост. А. Стригалева и И. Коккинаки. – М.: Искусство, 1985.

  12. Костин В. И. ОСТ (общество станковистов). Л.: Художник РСФСР, 1976.

  13. Латур А. Москва 1890 – 2000. – М.: Искусство XXI век, 2007.

  14. Лебедянский М. С. Советская русская живопись первого октябрьского десятилетия. Л., 1977.

  15. Мастера архитектуры об архитектуре. – М., 1972.

  16. Мастера советской архитектуры об архитектуре. – М., 1975.

  17. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. – 2-е изд., перераб. – М.: Искусство, 1973.

  18. Молодые живописцы 70-х годов. – М., 1979.

  19. Молодые художники восьмидесятых. Дебюты. – М., 1990.

  20. Поляков В. Русский кубофутуризм. Книги и идеи. – М., 1995.

  21. Соловьёв Н. К., Турчин В. С., Фирсанов В. М. Современная архитектура Франции – М.: Стройиздат, 1981.

  22. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 году. – М., 1983.


^ 4.4. СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ


  1. Европейская живопись XIII-XX вв.: Энциклопедический словарь. – М.: «ИСКУССТВО»: «NOTA BENE», 1999.

  2. Комарова И. И. Архитекторы: Краткий биографический словарь. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2000.

  3. Комарова И. И., Железнова Н. Л. Художники: Краткий биографический словарь. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2000.

  4. 100 художников ХХ века / Пер. с нем. Е. Мусихина. – Челябинск: Урал ЛТД, 1999.

  5. ^ THE HUTCHISON DICTIONARY OF THE ARTS: СЛОВАРЬ ИСКУССТВ. – М.: Внешсигма, 1996.

  6. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989.


5. ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ВИЗУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

^ ИНСТИТУТА АРХИТЕКТУРЫ, ДИЗАЙНА И ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ


5.1. ДИСКОВЫЕ НАКОПИТЕЛИ, папки:

АРХИТЕКТУРА МИРА – 5472 файла,

АРХИТЕКТУРА РОССИИ – 6735 файла,

ИСКУССТВО МИРА – 8804 файла,

ИСКУССТВО РОССИИ – 3054 файла.

5.2. ДИАТЕКА, фонды: Зарубежное искусство (2800 слайдов);

Зарубежная архитектура (1000 слайдов);

Советское искусство (1200 слайдов);

Советская архитектура (600 слайдов);

Русская, советская, зарубежная скульптура (400 слайдов).

5.3. ВИДЕОФИЛЬМЫ: «Архитектурная галерея» (8 видеосборников, 104 фильма),

Фильмы Центра Современной Архитектуры (12 кассет,

дисков).

5.4. ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ Г.В. Вершинин. Искусство ХХ века. Лекции. – 2005–2008.

– 461 с.-

^ 5.5. ЦИФРОВЫЕ КНИГИ – 177 наименований книг; статьи разных авторов


6. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ.

WEB-РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА


http://www.gif.ru/GIF.RU — Искусство России

Сетевой проект Ассоциации Независимых Кураторов. На этом информационном сервере представлены участники современного художественного процесса со всей России, здесь можно найти их работы и отзывы о них, другие критические тексты, информацию о происходящих в регионах событиях, тексты, посвященные разработке идеи новой культур­ной политики, другим проектам в сфере современного искусства.

http: //www .gif.ru/azbuka/ ^ АРТ-АЗБУКА: словарь современного искусства

Большой словарь по различным направлениям современного искусства. На сервере собраны различные информационные ресурсы, связанные с живописью, музыкой, поэзией и прозой, а также статьи популярных критиков, обзоры, арт-журналы и многое другое.

http://www.museum.ru/ «Музеи России»

Портал «Музеи России» существует уже 6 лет и за эти годы собрал огромную кол­лекцию ссылок на сайты различных музеев как всемирно знаменитых, так и малоизве­стных. Имеется форум, чат, список рассылки.

http://www.museum.ru/gmii Государственный Музей Изобразительных Искус­ств им. А. С. Пушкина

Очень интересный сайт одного из крупнейших музеев мира. Виртуальные экспозиции, панорамы залов, информация о текущих выставках. Сайт регулярно обновляется.

http://www.hermitage.ru/ ^ Государственный Эрмитаж: История музея, обзор вре­менных и постоянных выставок, коллекций, отделов Эрмитажа. Планы размещения коллекций по этажам, виртуальная экскурсия по залам, лестницам, дворам дворца.

http://www.guelman.ru/ maksimka/ «Максимка» — журнал реального искусства

«Искусство вообще, а искусство XX века в особенности, является ничем иным, как идеологической практикой моделирования реальности с тех или иных позиций» — такова главная мысль электронного журнала «Максимка», рассматривающего различные вопросы как современного искусства, так и классического. Очерки, проекты, события, интервью, хроника — на данном сайте.

http//www.tretyakov.ru/ ^ Государственная Третьяковская галерея

История всемирно известного национального музея русского изобразительного ис­кусства. Иллюстрированная информация об экспозициях, выставках и филиалах, отделах и службах, изданиях и услугах.

http://www.arthistory.ru/ ^ Arthistory — виртуальная энциклопедия изобразительного искусства

Статьи по истории живописи и различным стилям: ренессанс, маньеризм, барокко, рококо, романтизм, художники-передвижники, неоклассицизм, импрессионизм, постимпрессионизм, модернизм, кубизм, дадаизм, сюрреализм, авангардизм. Информация о художниках и репродукции картин. Ссылки на различные музеи и галереи.

http://www.moma.org/index.htrn — Музей современного искусства

http://nalional.gallery.ca/ — Национальная галерея Канады

http.//www. nationalmuseum.se/ — Шведская Национальная галерея

http://www.melnuiseum.org/home.asp — Музей Метрополитэн, США

http://www.mcu.es/prado/index_eng.html — Музей Прадо, Испания

http://www.vangoghgallery.com — Виртуальная галерея Ван Гога

http://www.louvre.fr/louvrea.htm — Лувр, Франция

http://www.lacma.org/ — Лос-Анджелесский художественный музей, США

http://www.clemusart.com/ Кливлендский художественный музей, Канада

http://www.nga.gov/ — Вашингтонская художественная галерея, США

http://www. thinker.org/ — Художественный музей Сан-Франциско, США

http://www.openart.com/ — Виртуальный музей «Открытое искусство»

http://www.cnac-gp.lv/Pompidou/Home.nsf/ docs/lhome — Центр Жоржа Помпиду, Франция

http://www.museum.ru/defruss.htm — Музеи мира

http://www.spg.ru/adr/mus/mus.htm — Музеи и выставочные залы Москвы

http://www.gif.ru/museum/ — Коллекция совр. искусства при музее-заповеднике Царицыно

http://www.rusmuseum.ru/ — Русский музей

http://gov.sph. ru/culture/museum_skulpt/ mus_seulpt.htm — Гос. музей городской | скульптуры, Санкт-Петербург

http://www.nonmuseum.ru/ — Искусство петербургского андерграунда

http://www.museum.tver.ru/ — Тверской музей

http://www.unn.runnet.ru/nn/museum/ — Нижегородский художественный музей

http://sukachev.irk.ru/index.htm — Иркутский художественный музей

http://www.ic.oniskreg.ru/-vriihel/ — Омский музей изобразительных искусств

http://art-museum. khv.ru/ — Дальневосточный художественный музей

http://other-art.rsuh.ru/ - Музей неофициального искусства

http://www.rcart.net/ — Музей современного русского искусства

http://www.nuiseikino.ru/ — Музей кино

http://www.tlg.uci.edu/~tlg/index/ resources.htm ^ Периоды и стили искусства Разбивка истории искусств по временным периодам — от античного мира до современности.

http://www.bergerfoundation.ch/ index_english.htm

средство просмотра, позволяет сохранять рисунки и печатать их. В поставку входит готовый набор ссылок, ведущих к общедоступным библиотекам изображений.


^ 7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Классы, оборудованные HD-проекторами, компьютерами, затемнением, слайд-проекцией; экранами с электроприводом, доступом в Интернет.

Рабочие места в компьютерных классах, читальном зале библиотеки, оборудованные выходом в Интернет, сканерами, принтерами.

Книги, альбомы, журналы, учебная литература в читальном зале библиотеки.

Каталоги оборудования, мебели, установочных изделий, фирм и предприятий на кафедре средового и графического дизайна.

Дисковые накопители в компьютерных классах и читальном зале библиотеки, содержащие примерные работы по проектированию, фрагменты литературы по истории и теории дизайна.


Автор _____________________Г.В. Вершинин


Согласовано:


Зав. научной библиотекой _____________________Н.П. Соколова




Схожі:




База даних захищена авторським правом ©lib.exdat.com
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації