Поиск по базе сайта:
Рабочая программа дисциплины «история изобразительного искусства» III курс, V vi семестры для специальности 070602 дизайн по отраслям / в области культуры и искусства icon

Рабочая программа дисциплины «история изобразительного искусства» III курс, V vi семестры для специальности 070602 дизайн по отраслям / в области культуры и искусства




Скачати 181.43 Kb.
НазваРабочая программа дисциплины «история изобразительного искусства» III курс, V vi семестры для специальности 070602 дизайн по отраслям / в области культуры и искусства
Дата конвертації22.07.2013
Розмір181.43 Kb.
ТипРабочая программа


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ИНСТИТУТ АРИТЕКТУРЫ, ДИЗАЙНА И ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ

КАФЕДРА СРЕДОВОГО И ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА


УТВЕРЖДАЮ

Директор института

_______________ Г.В. Вершинин

«___» __________2011 г.


В.А. СУББОТИНА


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

III КУРС, V – VI семестры


ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 070602 – ДИЗАЙН

ПО ОТРАСЛЯМ / В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

КОД ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.07


Всего по курсу: 70 часов

из них: 70 часов – аудиторные занятия


Тюмень, 2011


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»


3 курс, семестры V, VI


Программу разработала В.А. Субботина


Рецензенты:

преподаватель И.В. Яблокова


д.ф.н., профессор ТюмГУ Т.И. Борко


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры средового и графического дизайна 30 августа 2011 г., протокол № 1,

зав. кафедрой ____________ Н.В. Крамская


Одобрена учебно-методической комиссией института

« ___» __________ 2011 г., протокол № __ ,

председатель ________________ /И.Е.Чердынцева /


© В.А. Субботина, 2011


СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка………………………………………………………………4

2. Тематический план курса……………………………………………………………6

3. Содержание курса

3.1. Западноевропейское искусство эпохи романтизма………………… ……7

3.2. Русское искусство первой половины ХIХ в………………………………7

3.3. Реалистическое искусство Франции середины ХIХ в.………………….. 8

3.4. ТПХВ и русское искусство второй половины ХIХ в……………………. 8

3.5. Импрессионизм и постимпрессионизм………………………………….. 9

3.6. Русское искусство конца ХIХ – начала ХХ в…………………………….10

4. Литература к курсу…………………………………………………………………. 11

5.Информационные визуальные ресурсы Института архитектуры,

дизайна и визуальных искусств ………………………………………………………12

6. Рекомендуемые информационные ресурсы интернета …………………………..12



  1. ^ Пояснительная записка



Программа составлена в соответствии с ГОС 070602 для специальности «Дизайн» (по отраслям / в области культуры и искусства).

^ Цель обучения: формирование у студентов профессиональных, общекультурных, социально-личностных компетенций в соответствии с требованиями ГОС СПО 2002 по специальности 072602 Дизайн (по отраслям / в области культуры и искусства), традициями подготовки дизайнеров в России и регионе.

На 3 курсе предметом изучения является искусство ХIХ века. При структурировании материала учитывается его обширность: рассматриваются наиболее существенные блоки, дающие возможность изучения основных проблем, направлений развития, творчества ведущих мастеров, определяющих особенности того или направления или явления культуры ХIХ века:

^ Западноевропейский романтизм. Даются наиболее существенные признаки трех основных школ: немецкой, французской и английской.

Русское искусство первой половины ХIХ века. Задачей изучения искусства и культуры этого периода является знакомство студентов с общей ситуацией в России этого времени от “дней Александровых прекрасного начала” до николаевской эпохи, возможность проследить за изменением мировоззрения людей той эпохи и, соответственно, изменением проблематики культуры. Изложение материала строится на сочетании изучения по хронологическому принципу, рассмотрения творчества ведущих мастеров, выявления особенностей тех стилистических направлений, которые имели место в ту эпоху. Это обусловлено тем, что в творчестве ведущих мастеров первой половины 19 века не было жесткого размежевания по принадлежности к тому или иному стилистическому направлению.

^ Реалистическое искусство Франции середины ХIХ в. Изучение данной темы дает возможность выяснить, что реализм – метод, возникновение которого в европейском искусстве 19 века обусловлено объективными причинами. Реализм как метод рассматривается на примере французского искусства середины 19 в., так как основные принципы нового метода отчетливо проявлены в творчестве французских художников этого времени. В данном разделе рассматривается концепция реалистического пейзажа и бытового жанра в рамках метода реализма.

^ ТПХВ и русское искусство второй половины ХIХ века. Изложение строится по принципу рассмотрения разработанных в искусстве передвижников концепций бытового жанра, исторической картины, пейзажа и портрета. Предварительно рассматривается история и общественная и эстетическая база творчества передвижников. Кроме того, обращается внимание на рассмотрение проблемы формы и содержания, акцентируется этичность творчества передвижников, осознаваемая ими необходимость участия в актуальной проблематике общества. Творчество и личность таких выдающихся художников как И.Е. Репин и В.И. Суриков рассматривается персонально.

^ Импрессионизм и постимпрессионизм. Основной задачей является изучение живописной системы импрессионистов, являвшейся отображением усложнения представлений о мире (работа на пленэре, дифференциация света, передача окружающего мира в его динамическом единстве, в его изменчивом состоянии, красочном разнообразии), а также история этого объединения. Акцентируется внимание на отличие творчества Э. Дега и Э. Мане от “классических” импрессионистических произведений К. Моне. Заключительной частью данной темы является изучение творчества неоимпрессионистов и теории пуантилизма.


Искусство постимпрессионистов изучается путем рассмотрения творчества ведущих художников и особенностей их видения мира (Сезанн, Ван Гог, Гоген).

^ Русское искусство конца ХIХ – начала ХХ вв. На примере творчества В.Серова и М.Врубеля рассматривается такие явления как русский пленэризм, “большой стиль”, символизм. Творчество М.Врубеля рассматривается на сравнении с европейским символизмом (Редон, Моро, Пюви де Шаванн и др.). Объединение “Мир искусства” рассматривается во всем многообразии его деятельности.

Изложение материала сопровождается показом слайдов. Изучение каждого раздела заканчивается визуальным закреплением материала. Во время учебного процесса студенты самостоятельно пишут рефераты и делают устные сообщения на основе самостоятельного изучения литературы. Теоретические занятия подкрепляются самостоятельным знакомством с подлинными произведениями в экспозиции художественного музея с последующим обменом впечатлением на занятии.

Студенты третьего курса должны уметь осознанно относиться к искусствоведческой литературе, тем более, что сам рассматриваемый материал дает возможность увидеть, как менялись интерпретации и оценки отдельных явлений культуры ХIХ века.:

Самостоятельная дополнительная работа с литературой должна лишь дополнять материал аудиторных занятий. Рекомендуя литературу, преподаватель должен предлагать библиографические обзоры, сравнивать концепции учёных и их способы изложения материала. Важно выработать живое критическое отношение к искусствоведческой литературе не столько как к своду застывших истин, сколько как к постоянному интеллектуально-духовному процессу и активизировать интерес учащихся к систематической работе с исследовательской литературой, осознанному отношению к ней.


^ II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА ИСТОРИЯ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА”


3 курс, 5 семестр



^

Наименование тем


Аудиторные часы

1

Западноевропейское искусство эпохи романтизма

    1. “Романтическая битва” во Франции”


    2. Немецкий романтизм

    3. Английское искусство первой четверти столетия

10

2
^

Русское искусство первой половины 19 века


2.1. Общая характеристика эпохи

2.2. “Высокий” классицизм (ампир)

2.3. Романтизм и реализм в творчестве русских живописцев первой четверти

2.4. “Поэтический реализм” А.Г.Венецианова

2.5. А.А.Иванов: художник “генеральной линии” русского искусства.

18

3
^

Реалистическое искусство Франции середины 19 в.


6



Всего в семестре


34 часа

6 семестр



Наименование тем

Аудиторные часы

4

ТПХВ и русское искусство второй половины ХIХ в.

4.1. Социально-общественная ситуация России и взаимосвязь её с искусством.

4.2. Бытовая живопись середины ХIХ в.

4.3. Создание Товарищества передвижных художественных выставок

4.4. Бытовой жанр как энциклопедия русской жизни второй половины ХIХ в.

4.5. Историческая живопись передвижников

4.6. Пейзаж России в творчестве передвижников

4.7. И.Е.Репин

14

5.

Импрессионизм и постимпрессионизм

5.1. Импрессионизм

5.2. Неоимпрессионизм

5.3. Постимпрессионизм

10

6.

Русское искусство конца ХIХ – начала ХХ вв.

6.1. Общая картина развития русского искусства рубежа веков.

В.А.Серов и проблема “большого стиля”.

М.А.Врубель и символизм

“Мир искусства”

12





Всего в семестре

36 часов




Всего по курсу

70 часов

^ Формы контроля:

Текущий контроль – письменные контрольные опросы

Промежуточный контроль – в 5 семестре зачет, в 6 семестре – экзамен.

III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


ТЕМА I: ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ РОМАНТИЗМА


^ I.1. “РОМАНТИЧЕСКАЯ БИТВА” во Франции. Живописные принципы. Новое понимание цвета, света, композиции. История и современность в творчестве романтиков. Расширение тематического диапазона. Т.Жерико: от героики к трагедии в батальных портретах. “Плот “Медузы” - новая концепция картины. “Скачки в Эпсоме”. Романтический портрет в творчестве Жерико и Делакруа: образ творческой личности (Портреты Паганини, Шопена, Делакруа). Отражение современности в картинах Делакруа (“Резня на Хиосе”, “Свобода, ведущая народ на баррикады”.

^ I.2. НЕМЕЦКИЙ РОМАНТИЗМ. Философия, поэзия. Теоретические работы. Тема “Человек и мир” в произведениях Д.-Г. Фридриха. “Человек созерцающий” в портретах Рунге.

^ I.3. ИСКУССТВО АНГЛИИ НАЧАЛА ХIХ в.: Дж. Констебль: романтизм и реализм. Картина (“Собор в Солсбери”, “Прыгающая лошадь”) и этюд. Разработка пленера.

У.Тернер. Тема “нового века” в картине “Дождь. Пар и скорость”. Цвет и свет – от изображения к отражению.

^

ТЕМА II. РУССКОЕ ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ ВЕКА



II.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ. Национально–общественный подъем первой четверти ХIХ в. Отечественная война 1812 г. Декабристы. Возникновение понятия личности. Идеал эпохи.

^ II.2. ВЫСОКИЙ КЛАССИЦИЗМ (АМПИР)

Архитектура: Грандиозность и масштабность. Градостроительные идеи. Основные принципы позднего классицизма. Синтез архитектуры и скульптуры. Основные ансамбли Петербурга: Адмиралтейство А.Д. Захарова; Горный институт А.Н.Воронихина и “Биржа” Томона и их роль в организации пространства центра города. Казанский собор и его функция мемориального сооружения большого общественного звучания. Ансамбли К.Росси. Московская архитектура, её особенности (Бове, Жилярди)

Интерьеры классицизма.

Скульптура: Произведения Демут–Малиновского и Пименова для архитектурных памятников. Монументальная скульптура (Мартос, Орловский). Мемориальная скульптура Мартоса.

Живопись: поздний классицизм и его принципы в картинах А.И.Иванова и А.А.Иванова. Академизм

^ II.3. РОМАНТИЗМ И РЕАЛИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ЖИВОПИСЦЕВ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ СТОЛЕТИЯ. Русский романтизм в творчестве О.Кипренского. Портреты как наиболее значимое отражение идеала человека начала 19 в. Итальянские пейзажи С.Ф.Щедрина.

Соединение романтических, реалистических и сентименталистских тенденций в творчестве В.А.Тропинина. Анализ двух портретов художника в экспозиции ТМИИ. К.П.Брюллов. “Романтическая по содержанию, классицистическая по форме” картина “Последний день Помпеи”. Гуманистическая идея произведения. Парадные и камерные портреты. “Автопортрет” Рисунки и акварели.

^ II.4. ПОЭТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ А.Г. ВЕНЕЦИАНОВА. Художественный метод. Школа Венецианова

II.5. А.А.ИВАНОВ: ХУДОЖНИК “ГЕНЕРАЛЬНОЙ” ЛИНИИ РУССКОГО ИСКУССТВА. Ранние произведения. Работа над картиной “Явление Христа народу”. Философский смысл картины. Живописно-пластические поиски. Этюды к картине. Замысел “Библейских этюдов”. Новое понимание пространства, пластики, колорита.

^ II.6. ОБЩЕСТВЕННО–СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ ХIХ в. П.А. Федотов. Новые задачи и сюжеты искусства. Социальная сатира и положительный образ. Глубокий драматизм картины “Анкор, еще анкор”. Образно-пластический анализ: цвет, свет, композиция, ритм.


^ ТЕМА III. РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ФРАНЦИИ

СЕРЕДИНЫ ХIХ в.


Влияние революции 1848 года на сложение метода реализма. Салон 1848 года и “Павильон реализма” Г.Курбе. Программа реализма, разработанная французскими критиками. Основные произведения Курбе. Барбизонцы Руссо, Добиньи, Коро).. Новое понимание пейзажа. Ф.Милле. Гуманизм . Реальность и обобщение.

^ О.Домье – представитель революционно-демократического реализма.

Реализм как метод.


ТЕМА IV. ТПХВ И РУССКОЕ ИСКУССТВО

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ в.


^ IV.1. СОЦИАЛЬНО–ОБЩЕСТВЕННАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ И ЕЁ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ИСКУССТВОМ.

Общественная ситуация в России в середине столетия. Новый этап развития России. Идеи русских революционных демократов. Эстетическая теория Н.Г.Чернышевского.

Понятие “критического реализма”. Влияние позитивизма на возникновение идеи познавательной роли искусства; стремление к объективному анализу фактов действительности. Повествовательность как результат требования аналитического и критического отношения к действительности. Проблема соотношения формы и содержания.

^ IV.2. БЫТОВАЯ ЖИВОПИСЬ СЕРЕДИНЫ ХIХ в. В.Г.Перов. Ранние антиклерикальные произведения. Тема “маленького человека” в искусстве и литературе. Перов как основоположник концепции портрета второй половины 19 в. (“Портрет Ф.М.Достоевского”). Новый герой.

^ IV.3. СОЗДАНИЕ ТПХВ. “Бунт 14-ти”. Организация первой артели художников и роман Н.Г.Чернышевского “Что делать”.

Создание ТПХВ. Программа, цели и задачи. Роль П.М. Третьякова. Деятельность В.В.Стасова. “Христос в пустыне” И.Н.Крамского.

^ IV.4. БЫТОВОЙ ЖАНР КАК ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ в. Темы. Сюжеты.

Анализ образно-пластических характеристик бытовой живописи передвижников на примере произведений В.Е. Маковского (“На бульваре”, “Любители соловьев”, а также картины в экспозиции ТМИИ). “Эффект присутствия”, роль деталей, точность социально-психологических характеристик; характер и обстоятельство.

Концепция новой личности в портретной живописи передвижников.

^ IV.5. ПЕЙЗАЖ РОССИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПЕРЕДВИЖНИКОВ.

И.И.Шишкин и концепция объективистского аналитического пейзажа. Эпическая интонация картин. “Национально – всеобщий” лиризм пейзажей А. Саврасова и Ф.Васильева. Работы Шишкина, Саврасова и Васильева в экспозиции ТМИИ.

^ IV.6. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ: “Петр 1 допрашивает царевича Алексея” Н.Н.Ге – первая русская историческая картина. Народ и история в переломные эпохи – тема картин В.И.Сурикова. Картина как целостная идейно-образная и пластическая система. Ансамбль и заострение и драматизации отдельных образов–типов. Активность декоративной и ритмической организации картины. Пластическая выразительность персонажей. Пространство и время в картинах В.Сурикова. Этюды к картинам. Работа в области пленера. “Взятие снежного городка”. Тема “героического деяния народа”: “Покорение Сибири Ермаком”, “Переход Суворова через Альпы”.

^ IV.7. И.Е. РЕПИН. “Бурлаки на Волге”. История создания картины; новая концепция образа народа. “Хоровые картины” Репина: “Крестный ход в Курской губернии”, “Запорожцы”.

Историко-революционная тема. Перенесение акцента с изобразительного описания на выражение состояния героев, принцип сопоставления: “Не ждали”. Типичность и яркость социально-психологических характеристик в портретах Репина. “Заседание Государственного совета”.


^ ТЕМА V. ИМПРЕССИОНИЗМ И ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ


V.1. ИМПРЕССИОНИЗМ: Импрессионизм как базовая ступень поисков новой выразительности в европейском искусстве второй половины 19 в. История импрессионизма. “Салон отверженных” 1863 и его оценка критикой и зрителями. Значение термина. Тематика. Основные принципы концепции картины импрессионистов и образно-пластических средств (отказ от литературно разработанного сюжета и принципа “иллюзии реальности”, обеспечивающих коммуникативность традиционного искусства 19 в.; принцип акцентировки материальной субстанции, “отделение” изобразительного знака от изображаемого предмета; выделение в качестве главных сигналов натуры цветосветовые импульсы; субъективность восприятия и т.д.). Манера и техника живописи. Искусство импрессионистов и научные открытия.

Э.Мане. Новаторское значение его искусства и влияние на импрессионистов. “Музыка в Тюильри”, “Завтрак на траве” “Олимпия”: отход от традиционных светотеневых моделировок, от иллюзорности в передаче объема, плоскостное понимание формы, гармонизация обобщенных цветовых пятен. Импрессионистические полотна Мане (“К.Моне в лодке”, “Аржантей” и др.).

Клод Моне: развитие импрессионистического пейзажа и творческих принципов импрессионизма. Образ города. Серии “Стога”, “Руанский собор”. А.Сислей. К.Писарро.

^ О. Ренуар: Своеобразие импрессионизма Ренуара. “Мулен де ла Галетт” - утверждение принципов импрессионистской картины. Портреты.

Э.Дега: Связь с классической традицией. Тема балета, обнаженные натурщиц. Принципы композиционного решения. Острота образов.

^ V.2. НЕОИМПРЕССИОНИЗМ: Ж.Сёра и П.Синьяк и теория “пуантилизма” как воплощение идеи слияния науки и искусств. Абсолютизация техники раздельного мазка. Преемственность в сюжетной сфере и в особом интересе к проблемам света и цвета. Созвучие орнаметального смысла ряда работ Сёра стилевым тенденциям модерна.

^ V.3. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ: Понятие постимпрессионизма.

Поль Сезанн: “универсальный” мастер постимпрессионизма, утвердивший новое видение мира и новые методы его выражения. Пространство мира и пространство картины. Сезанна. Картина как модель мира. Возвращение предмету формы, понимание фактуры как выражению внутреннего сущностного. Слитность формы с цветом и линией. Анализ картин (наиболее желательный вариант – “Гора Сент–Виктуар”).


Ван Гог: Биография. Ранние работы. “Едоки картофеля”. Эстетика сострадания ко всему сущему. Повышенная обостренность восприятия как основа метода. Перевод обыденного в ранг высокого. Синтез через общую экспрессию. Мазок как структурная единица.

Гоген: поиски идеала (средневековья, Востока и примитива) как протест против буржуазной ограниченности. Черты символизма в творчестве Сезанна. Декоративно-плоскостная трактовка реального мира. Значение чистого цвета, поиски линеарности.

Тулуз–Лотрек. Создание нового варианта изобразительного искусства – афиши. Соприкосновение с модерном. Гротескное начало образов.


^ ТЕМА VI. РУССКОЕ ИСКУССТВО КОНЦА ХIХ – НАЧАЛА ХХ В.


VI.1. ОБЩАЯ КАРТИНА РАЗВИТИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА РУБЕЖА ВЕКОВ.

Кризис системы классического искусства. Новые проблемы и задачи искусства. Сложность и многогранность общей картины художественной жизни. Место русского искусства в мировом художественном процессе.

^ VI.2. В.А.СЕРОВ И ПРОБЛЕМА “БОЛЬШОГО СТИЛЯ”. Роль художника в сложении “русского пленеризма”. (“Девочка с персиками” и “Девушка, освещенная солнцем” и др.). К.Коровин (творчество рассматривается как дополнение к названным работам Серова, предполагается знакомство с картинами К.Коровина в экспозиции ТМИИ). Камерные портреты: острота характеристик, высокое живописное мастерство. Концепция портретов 1900-х годов и проблема “Большого стиля”: Портреты Ермоловой, Орловой. (предполагается знакомство студентов с портретами Кустодиева и Шемякина в экспозиции ТМИИ как характерными произведениями этой линии искусства). Исторические композиции. Роль Серова в сложении стиля “модерн” (Портрет Иды Рубинштейн). Театральные работы.

^ VI.3. М.А.ВРУБЕЛЬ И СИМВОЛИЗМ. Роль метода преподавания П.П.Чистякова в сложении образно-живописной системы Врубеля. Анализ непосредственных наблюдений и их синтеза на основе творческого воображения. Постижение внутренне противоречивых основ бытия. Основные сюжетные мотивы в творчестве Врубеля. Пантеизм. Информативность пластической формы. Новое понимание картинной плоскости как декоративного целостного. Ассоциативность мышления.

Западноевропейский символизм второй половины ХХ в.: П.де Шаванн, О. Редон и др. (общее знакомство)

Историческая живопись: новая концепция, основаннная на переакцентировке образной системы. Нарастание декоративности. (В.Васнецов, Рябушкин, Нестеров, Рерих)

^ VI.4. “МИР ИСКУССТВА”. Идейно-художественная программа. История создания объединения. С.Дягилев. Издательская и выставочная деятельность. Книга как целостное произведение. Иллюстрации А.Бенуа и М.Добужинского. Ретроспективная линия в творчестве мирискусников: “Версальский цикл” А.Бенуа, серия “Фейерверки” К.Сомова, Петербург Е.Лансере: ироническая условность, мечтательная греза. Театральная деятельность “Мира искусства”. Декорации и костюмы Л.Бакста. “Русские сезоны” в Париже. Портреты


^ IV. ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ


ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ I. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО

ЭПОХИ РОМАНТИЗМА


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

История зарубежного искусства / Под ред. Кузьминой Н.Л. – М.: Изобразительное искусство, 2006.

^ Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М.: Высшая школа, 2003.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Певзнер Н. Английское в английском искусстве. СПб., “Азбука-классика”, 2004

Делакруа Э. Мысли об искусстве. О знаменитых художниках. М., 1960

^ Некрасова Е.Н. Тёрнер. М., 1976


ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ II. РУССКОЕ ИСКУССТВО

ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ В.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2000.

^ История русского и советского искусства/ Под ред. Кузьминой Н.Л. – М.: Изобразительное искусство, 2001.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Лотман Ю .М. Беседы о русской культуре. СПб, 1994

Алпатов М.В. Александр Андреевич Иванов. Жизнь и творчество. М., 1956

^ Молева Н., Белютин Э. Русская художественная школа первой половины 19 в. М., 1963

Турчин В. Эпоха романтизма в России. М., 1981


ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ III. «РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

^ ФРАНЦИИ СЕРЕДИНЫ ХIХ В.»

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Дмитриева Н.Н. Краткая история искусств. М., 2006.

История зарубежного искусства / Под ред. Кузьминой Н.Л. – М.: Изобразительное искусство, 2006.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

^ Калитина Н.Н. Эпоха реализма во французской живописи 19 века. Л., 1972

Яворская Н.В. Пейзаж барбизонской школы. М., 1962


ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ IV. ТПХВ И РУССКОЕ ИСКУССТВО

^ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ В.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

История русского искусства / под ред. Плотникова - М.: Изобразительное искусство, 2002.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

^ Болотина И.С. Тенденции развития изобразительной системы в русской живописи второй половины 19 века. М., 1989


ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ V. ИМПРЕССИОНИЗМ И ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

^ Дмитриева Н.Н. Краткая история искусств. М., 2006.

Герман М. Ю. Импрессионизм. Основоположники и последователи. СПб., 2008


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

^ Богемская К.Г. Клод Моне. М., 1984

Импрессионизм. Письма художников. Воспоминания Дюран–Рюэля. Документы. Л., 1969

Ревалд Д. История импрессионизма. Л.- М., 1960

Ревалд Д. Постимпрессонизм. Л.- М., 1962


^ ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ VI. РУССКОЕ ИСКУССТВО

КОНЦА ХIХ – НАЧАЛА ХХ ВВ.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Дмитриева Н.Н. Краткая история искусств. М., 2006.

^ История русского искусства / под ред. Плотникова - М.: Изобразительное искусство, 2002.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Герман М.Ю. Импрессионизм и русская живопись. СПб., 2005

Петров В. Мир искусства. М., 1975


V. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВИЗУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НСТИТУТА АРХИТЕКТУРЫ, ДИЗАЙНА И ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ


Дисковый накопитель ИАДВИ:

- Библиотека, папки «Искусство мира», «Архитектура мира».


VI. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА

Сайты: www.bibliotekar.ru http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Pictures_and_images?uselang=ru





Схожі:




База даних захищена авторським правом ©lib.exdat.com
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації