Поиск по базе сайта:
Рабочая программа дисциплины «история изобразительного искусства» для специальности 070602 \"дизайн\" icon

Рабочая программа дисциплины «история изобразительного искусства» для специальности 070602 "дизайн"




Скачати 89.64 Kb.
НазваРабочая программа дисциплины «история изобразительного искусства» для специальности 070602 "дизайн"
Дата конвертації22.07.2013
Розмір89.64 Kb.
ТипРабочая программа



МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО «ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ИНСТИТУТ АРИТЕКТУРЫ, ДИЗАЙНА И ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ

КАФЕДРА СРЕДОВОГО И ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор института

_________________ Г.В. Вершинин


«___» __________2011 г.


В.А. СУББОТИНА


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 070602 "ДИЗАЙН"

(по отраслям / в области культуры и искусства)

среднего профессионального образования

2 КУРС, IV семестр

^ КОД ДИСЦИПЛИНЫ ОД.05


Всего по курсу: 34 часа

из них: 34 часа – аудиторные занятия


Тюмень, 2011


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

2 курс, семестр IV


Программу составила Вера Александровна Субботина


Рецензенты: д.ф.н. Т.И. Борко

преп. И.В. Яблокова


    Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры средового и графического дизайна 30 августа 2011 г., протокол №1.

    Зав. кафедрой ________________/Н.В. Крамская /


    Утверждена на заседании учебно-методической комиссии ИАДВИ

    _________________ 2011 г, протокол № ___

    Председатель ______________/ И.Е. Чердынцева /



© В.А. Субботина, 2011


СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка……………………………………………………………………. ...4

2. Тематический план курса……………………………………………………………………. 5

3. Содержание курса….………………………………………………………………………….6

3.1. Русское искусство Петровской эпохи…………………………………………….. 6

3.2. Русское искусство середины ХVIII столетия……………………………………...6

3.3. Русское искусство второй половины ХVIII века………………………………….7

4. Литература по курсу ……………………………………………………………………….....8


^ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа составлена в соответствии с ГОС 070602 для специальности «Дизайн» (по отраслям / в области культуры и искусства) среднего профессионального образования.

^ Цель обучения: формирование у студентов профессиональных, общекультурных, социально-личностных знаний, навыков и компетенций в соответствии с требованиями ГОС СПО 2002 по специальности 072602 Дизайн; особенностями традиций подготовки дизайнеров в России. Программа курса «История изобразительного искусства» предполагает знакомство студентов-дизайнеров с лучшими произведениями мирового искусства, начиная с древнейших периодов истории человечества. Поскольку курс рассчитан на дизайнерскую психофизику и обусловленные ГОС цели подготовки профессиональных дизайнеров, то Цель курса «История изобразительного искусства» заключается в ознакомлении учащихся с историей изобразительного искусства в контексте исторических, социальных и культурных процессов своего времени.

Программа семестра посвящена истории русского искусства XVIII века. Она делится на три раздела – петровское время, середина века и вторая половина, исходя из обширности материала, а также из того, что студенты должны основательно знать и понимать отечественную художественную культуру.

В процессе занятий студенты зарисовывают в конспекты композицию слайдов, цифровых изображений. Лекционные историко-теоретические занятия сопровождаются посещением соответствующих экспозиций художественного музея (с аннотациями преподавателя).

Знания, полученные в процессе изучения данной дисциплины, могут способствовать развитию вкуса, умению объективно оценивать и доказательно анализировать опыт отечественного искусства, собственное изобразительное творчество.

Результатом изучения курса должны стать:

  • освоение понятий, терминов раздела истории изобразительного искусства;

  • знание выдающихся произведений искусств, творчества мастеров;

  • развитие навыков анализа художественного произведения, его целей и задач, художественно-образного языка;

  • понимание истории искусств как части мировой и отечественной мировой культуры

  • понимание исторического опыта развития искусств и культуры во взаимосвязи с общественными процессами;

  • владение навыками оценки художественного произведения.



^ 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»


2 курс, IV семестр




Разделы, темы

Часы аудит.

1.

Русское искусство Петровской эпохи

1.1. Общая характеристика эпохи. Реформы Петра I. Образование Российской империи.

1.2. Основание Петербурга. Архитектура петровского времени

1.3. Живописцы-пенсионеры

1.4. Гравюра и скульптура петровского времени

10

2.

Русское искусство середины ХVIII века

2.1. Архитектура русского барокко середины столетия (“Елизаветинское барокко”)

2.2. Портретная живопись

8

3.

Русское искусство второй половины ХVIII века

3.1. “Век Екатерины” и русская культура второй половины ХVIII в.

3.2. Русский классицизм

3.3. Русская портретная живопись второй половины ХVIII в.

16




Всего часов в семестре:

34




Всего часов по курсу:

34


Формы контроля:

  1. Текущий контроль – письменные контрольные опросы

  2. Промежуточный контроль – экзамены




  1. ^ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»


ТЕМА 1. РУССКОЕ ИСКУССТВО ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ

1.1.Общая характеристика эпохи. Реформы Петра I. Образование Российской империи. Реформы Петра I. Переход к светскому искусству Нового времени. Политика Петра в области культуры, его заинтересованность в развитии нового искусства.


^ 1.2. Основание Петербурга. Архитектура петровского времени

Архитектура. Новое решение градостроительных проблем. Основание Петербурга. План Леблона. Новые типы зданий: арсеналы, порты, государственные учреждения, загородные и городские дворцы. Д. Трезини (Петропавловский собор и крепость, Здание 12 коллегий. Летний дворец). Петергоф. Меншиковский дворец. Русское барокко начала XVIII в., его отличительные признаки, влияние архитектуры Северной Европы. Московская архитектура петровского времени. Меншикова башня.

1.3. Живописцы-пенсионеры. “Преображенская серия” - переход от парсуны к портрету. Петровские пенсионеры. Концепция личности как человека “общественного”, “государственного” в портретах И.Никитина. Образы Петра 1. Отголоски искусства рококо в парадных портретах И.Никитина (портрет Строганова) и “Автопортрете с женой” А.Матвеева.

^ 1.4. Гравюра и скульптура петровского времени.

Развитие гравюры. Внимание Петра к этому виду искусств, учитывая его мобильность и актуальность. А.Зубов: “Васильевский остров”, Портрет Петра I”, “Триумфальное шествие” и т.д.

Скульптура. Б.К. Растрелли. Барочные тенденции его произведений. Сравнение с работами Бернини: изменение концепции, иная образная структура.
^

ТЕМА 2. РУССКОЕ ИСКУССТВО СЕРЕДИНЫ 18 ВЕКА



2.1. Архитектура русского барокко середины столетия (“Елизаветинское барокко”).

Архитектура как отражение национального подъема, поступательного развития общества, воплощение идеи государственности. Масштабность сооружений. Ф.Б.Растрелли. Синтез искусств. Экстерьеры и интерьеры (мебель, светильники, паркет и т.д.). Загородные ансамбли. Праздничность и мажорность сооружений, цветовое решение экстерьеров и интерьеров. Объемно-планировочные принципы архитектуры барокко.

^ 2.2. Портретная живопись. Парадный портрет (портреты Елизаветы Алексеевны, Петра III, Екатерины II). Отголоски парсунного письма в портретах И. Вишнякова. Детские образы (С. Фермор, Голициына). Сложение идеала женского и мужского образа в портретах И. Вишнякова, А. Антропова. Появление типа камерного портрета в творчестве И. Аргунова.


^ ТЕМА 3. РУССКОЕ ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА


3.1. «Век Екатерины» и русская культура второй половины ХVIII в.

Укрепление русской государственности. Распространение идей французских просветителей. Основание «Академии трех знатнейших художеств». Система преподавания.

^ 3.2. Русский классицизм. Идейно-художественная программа классицизма.

Архитектура: Подъем градостроительства. Появление планировок городов, новых типов общественных сооружений. Здание Академии художеств Кокоринова и Валлен-Деламота как памятник раннего классицизма. Объемно-планировочная структура и образное решение зданий классицизма. Мраморный дворец Ринальди.

^ В.И. Баженов. Масштаб идей и замыслов. Проект Кремлевского дворца. Его значение для русской архитектуры. Ансамбль в Царицыно. Предромантические тенденции.

М.Ф.Казаков. Роль в формировании облика Москвы. Колонный зал Дворянского собрания как образец для усадебного и провинциального зодчества. Создание типа дворянского особняка. Общественные сооружения (Московский университет, Голицынская больница).

Архитектура Петербурга: И. Старов, Д. Кваренги. Ч. Камерон: воплощение идей классицизма в загородном ансамбле.

Скульптура. Памятник Петру 1 как образец монументальной скульптуры классицизма. Символика композиционно-пластического решения. Место памятника в структуре города.

Произведения М.И.Козловского как наиболее яркое отражение идейной программы классицизма в скульптуре (Памятник А.В.Суворову. “Самсон”). Сочетние героики и гражданственности с психологизмом в работах Ф.Шубина. Пластический анализ портрета М.В.Ломоносова.

^ Живопись классицизма. А. Лосенко и Г. Угрюмов. Интерпретация исторического события в русской классицистической живописи. Сравнительный анализ “Прощания Гектора с Андромахой” А. Лосенко и “Клятвы Горациев” Ж. Давида.

^ 3.3. Русская портретная живопись второй половины ХVIII в.

Роль укрепления сословных прав дворянства в развитии портретного жанра. Сословное и частное, идеальное и конкретно-психологическое.

Создание жанра камерного портрета Ф.С. Рокотовым. “Догадка” о жизни души. Живописная система Рокотова. Портреты Струйской, Неизвестной в розовом платье, Суровцевой. Портрет поэта В.И. Майкова как отражение стиля жизни эпохи (гедонизм и духовность, интеллект и ирония и т.д.)

Парадные портреты Д.Г.Левицкого (Кокоринова, Демидова, Екатерины II). Значение композиционного построения, цвета, передачи фактуры. Портреты смолянок: идеальное и конкретное. Сентименталистская линия в творчестве В.Л. Боровиковского. Живописная система. Трактовка образа: от лирики к героизации.


  1. ^ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ


УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

Дмитриева Н.Н. Краткая история искусств. — М. Галарт; АСТ-Пресс, 2006. - 624 стр.; ил.

История русского и советского искусства/ Под ред. Кузьминой Н.Л. – М.: Изобразительное искусство, 2001.

История русского искусства / под ред. Плотникова - М.: Изобразительное искусство, 2002.

Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры: Учебник для вузов. — М.: Архитектура-С, 2003. — 512 с., ил.

Дополнительная литература

Ильина Т.В. Иван Яковлевич Вишняков. Жизнь и творчество. М., 1979

Ильина Т.В., Римская–Корсакова С.В. Андрей Матвеев. М., 1984

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994.

Молева Н., Белютин Э. Педагогическая система Академии художеств 18 века. М., 1956

Молева Н., Белютин Э. Живописных дел мастера. М., 1965

Овсянников Ю. Ф.- Б. Растрелли. М., 1982

Овсянников Ю. Доменико Трезини. М., 1987


  1. ^ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

При подготовке к контрольным и семинарским занятиям рекомендуется пользоваться не только основной и дополнительной литературой по курсу, но и электронными публикациями, которые можно найти:

в электронных библиотеках ТГАКИСТ;

в сети интернет: www.biblioclub.ru, http://artru.info/;

в электронных ресурсах ИАДВИ:

1. Архитектура России - 6890 файлов,

2. Искусство России - 3766 файлов.


Автор ___________________________В.А. Субботина


Согласовано:


зав. научной библиотекой __________________________Н.П. Соколова





Схожі:




База даних захищена авторським правом ©lib.exdat.com
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації