Поиск по базе сайта:
Учебно-методический комплекс По дисциплине «Камерный оркестр русских народных инструментов» Цикла дс специальности 071301. 65 «Народное художественное творчество» icon

Учебно-методический комплекс По дисциплине «Камерный оркестр русских народных инструментов» Цикла дс специальности 071301. 65 «Народное художественное творчество»




Скачати 346.49 Kb.
НазваУчебно-методический комплекс По дисциплине «Камерный оркестр русских народных инструментов» Цикла дс специальности 071301. 65 «Народное художественное творчество»
Дата конвертації22.07.2013
Розмір346.49 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс


Минкультуры России

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»

Институт музыки, театра и хореографии

Кафедра оркестрового дирижирования и народных инструментов


Камерный оркестр русских народных инструментов


Учебно-методический комплекс

Специальность 071301

Народное художественное творчество


Тюмень

2011

^ Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»

Институт музыки, театра и хореографии

Кафедра оркестрового дирижирования и народных инструментов


Учебно-методический комплекс


По дисциплине «Камерный оркестр русских народных инструментов»

Цикла ДС

Специальности 071301.65 «Народное художественное творчество»

Специализация «Оркестр народных инструментов»

Квалификация «Художественный руководитель музыкально-инструментального коллектива, преподаватель»


Составители: Т.А. Жданова,

профессор кафедры, заслуженный работник высшей школы РФ

С.А. Окороков,

старший преподаватель


Учебно-методический комплекс

обсужден и утвержден

на заседании кафедры

___ _____________ 2011 года

Протокол № ___


Тюмень

2011


Составители:

^ Т.А. Жданова

профессор кафедры оркестрового дирижирования и народных инструментов Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий, заслуженный работник высшей школы РФ

^ С.А. Окороков

старший преподаватель кафедры оркестрового дирижирования и народных инструментов Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий













Рецензенты

^ В.И. Лавришин,










заслуженный деятель искусств РФ, заведующий кафедрой оркестрового дирижирования Челябинской государственной академии культуры и искусств, профессор





^ В.И. Петухов










профессор, заслуженный работник культуры РФ




























Содержание


Пояснительная записка…………………………………………………………5


Цель и задача дисциплины «Камерный оркестр русских народных инструментов» …………………………………………………………………6


Место дисциплины камерный оркестр народных инструментов

в структуре подготовки специалиста………………………………………….8


Базовые документы, использованные для составления УМК……………….9


Форма занятий и зачетные требования………………………………………..9


Примерный план работы оркестрового класса на учебный год…………….10


Краткие методические указания……………..………………………………..10


Требования, предъявляемые дирижёру ………….…………………………..12


Примерный репертуарный список……………………………………………14


Методическая литература по дисциплине «Оркестровый класс»…………..26


Формы промежуточного и итогового контроля……………………………...29


Методические рекомендации для студентов…………………………………29


Материально-техническое обеспечение реализации учебной программы по дисциплине …………………………………………………………………….30


Объем курса ОДО – 232 (166/66) часа Объем курса ОЗО – 192 (18/174) часа

Занятия практические

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Камерный оркестр русских народных инструментов является особой формой оркестрового исполнительства, так как занимает некоторую промежуточную ступень между ансамблем и оркестром большого состава. Отличие камерного состава от большого заключается лишь в количественных пропорциях, что позволяет ему иметь определенные преимущества в концертной практике в силу большей мобильности и непритязательности к концертным условиям – способностью выступать на любых концертных площадках.

В сравнении с ансамблем исполнительские и художественные возможности камерного оркестра несравненно шире, и это дает основание сделать вывод о том, что камерные оркестровые коллективы в настоящее время являются одной из перспективных форм концертно-просветительской деятельности.

^ Выписка из государственного образовательного стандарта ВПО

Развитие исполнительских навыков игры в оркестре, формирование умения каждого отдельного исполнителя органично вливаться в общее звучание оркестровой группы, слышать все элементы оркестровой фактуры. Знакомство с различными музыкальными стилями и направлениями в исполнительской деятельности оркестра. Знакомство со всеми видами репетиционной работы (групповые репетиции, индивидуальная работа с исполнителями, подготовка нотного материала, проверка инструментовки студентов, освоение искусства аккомпанемента). Разъяснение в процессе оркестровых занятий основных принципов Учебно-воспитательной, исполнительско-творческой и организационной работы дирижера в оркестровом коллективе. Освоение репертуара. Концертные выступления. Концертные выступления проводятся в течение учебного года по окончании каждого семестра и представляют собой отчет о работе творческого коллектива.

На кафедру оркестрового дирижирования и народных инструментов принимаются абитуриенты, имеющие среднее специальное образование и абитуриенты, имеющее среднее полное общее образование и свидетельство об окончании детской школы искусств.

Цели камерного оркестра в музыкальном вузе для студентов дневного и заочного отделений идентичны, исключение составляет объем часов: объем курса отделения дневного обучения – 232 (166/66) часа, объем курса отделения заочного обучения – 192 (18/174) часа.


^ Цель и задачи дисциплины «Камерный оркестр русских народных инструментов»

Цель дисциплины «Камерный оркестр русских народных инструментов» (далее «Камерный оркестр») в музыкальном вузе – подготовка специалиста - профессионала к работе в качестве руководителя оркестра или ансамбля русских народных инструментов. В соответствии с требованиями современности, выпускник кафедры народных инструментов должен быть высококвалифицированным образованным специалистом, глубоко понимать общественное значение своей профессии, пропагандировать лучшие образцы музыкального искусства.

В процессе обучения в оркестровом классе студенты осваивают на практике (в работе оркестра) музыкально – исполнительские навыки, полученные на занятиях по специальности, дирижированию, инструментовке и чтению партитур, выполняют педагогические функции преподавателя.

Основная особенность оркестровой игры заключается в том, что оркестрант, исполняя свою партию со всеми имеющимися в ней авторскими указаниями, одновременно должен выполнять художественные намерения дирижера, выраженные в жесте, мимике, взгляде.

Наряду с этим, студенту необходимо выработать умение слышать звучание голосов всего оркестра, соблюдая ансамбль и равновесие динамики.

Кроме того, условия работы в профессиональном оркестре требуют от исполнителя быстрой ориентировки в нотном тексте, хорошо развитых навыков чтения с листа, понимания художественных особенностей произведений различных стилей и владения техникой их исполнения.

Занятия в оркестре должны строиться так, чтобы они способствовали воспитанию сознательной коллективной исполнительской дисциплины и формированию творческой личности студента – будущего исполнителя и руководителя художественного коллектива.


^ В основные задачи дисциплины «Камерный оркестр» входит:

- научить оркестранта, исполняя свою партию со всеми имеющимися в ней авторскими указаниями, одновременно выполнять художественные намерения дирижера, выраженные в жесте, мимике, взгляде;

- выработать умение слышать оркестровую фактуру произведения, соблюдая при этом ансамбль и динамическую линию звучания своей партии;

- закрепление практических навыков по управлению оркестром;

- формирование у студентов специальных слуховых, исполнительских, ансамблевых и других навыков в процессе игры в оркестре;

- эстетическое, духовное и творческое воспитание студентов, будущих руководителей коллективов на примерах лучших образцов оркестровой музыки различных эпох, стилей и жанров;

- развитие педагогических и организаторских способностей студентов;

- расширение музыкального кругозора студента;

- развитие профессиональных музыкальных способностей (музыкальный слух; музыкальная память; чувство ритма и т.д.);

- воспитание личностных качеств дирижера (творческая активность, ответственность, сила воли и т.д.).


^ Место дисциплины камерный оркестр народных инструментов

в структуре подготовки специалиста

Камерный оркестр народных инструментов наряду с дисциплиной оркестровый класс является одной из основных дисциплин направленных на подготовку будущего руководителя народно-инструментального коллектива. Являясь комплексной дисциплиной, она призвана на практике закреплять навыки, полученные студентами в цикле специальных дисциплин, от которой во многом зависит успешность профессиональной деятельности будущего специалиста.

Камерный оркестр русских народных инструментов является особой формой оркестрового исполнительства, так как занимает некоторую промежуточную ступень между ансамблем и оркестром большого состава. Отличие камерного состава от большого заключается по сути лишь в количественных пропорциях. Что позволяет ему иметь определенные преимущества в концертной практике в силу большой мобильности и непритязательности к концертным условиям (способность выступать на любых концертных площадках).

В сравнении же с ансамблем исполнительские и художественные возможности камерного оркестра несравненно шире, и это дает основание сделать вывод о том, что камерные оркестровые коллективы в настоящее время являются одной из перспективных форм концертно-просветительской деятельности.


^ Базовые документы, использованные для составления учебно-методического комплекса по дисциплине «Камерный оркестр»

Учебно- методический комплекс составлен на основе:

- требований Государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования в области культуры и искусства по специальности 071301 «Народное художественное творчество» от 13.02.2003;

- примерной программы по дисциплине «Камерный оркестр» для данной специальности.


^ Форма занятий и зачётные требования

Занятия в оркестровом классе проводятся во 2,4,6,8,10 семестрах согласно утвержденному учебному плану, 1 раз в неделю.

Формами текущего контроля по оркестровому классу является зачет в 8 семестре. Контроль и учет работы студентов на камерном оркестре проводится на зачете путем индивидуальной оценки каждого студента. При том учитывается его профессиональный уровень, отношение к занятиям, дисциплинированность и чувство ответственности перед всем коллективом.

На зачете и экзамене студент обязан грамотно исполнять оркестровые партии разучиваемых произведений, владеть основными навыками игры на оркестровом инструменте. Важнейшим заключительным этапом занятий в камерном оркестре является работа над программой для открытого концерта. Она стиму­лирует развитие артистичности, творческого внимания, чувства ответ­ственности за качество исполнения. В течение учебного года оркестр готовит 3 - 4 концертные программы. Каждую из них желательно испол­нить в нескольких концертах.


^ Примерный план работы камерного оркестра на учебный год


Годовой план работы камерного оркестра включает в себя подготовку концертного выступления в течение учебного года. Программа отчетного концерта состоит из произведений композиторов-классиков, оригинальных обработок для оркестра русских народных инструментов, переложений для народных инструментов, а также ряда произведений – аккомпанементов для солистов-инструменталистов или вокалистов. В течение года не менее пяти-шести концертных выступлений коллектива на различных мероприятиях Академии, города и области. Количество разовых выступлений коллектива не ограничено.

^ КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Камерный оркестр является одной из основных дисциплин кафедры оркестрового дирижирования и народных инструментов Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий.

В будущей практической деятельности студентам предстоит руководить оркестрами и играть в них, вести работу по воспитанию дирижеров и оркестрантов, поэтому весь процесс оркестровых занятий должен быть детально освоен каждым студентом, специализирующимся по классу дирижированию.

Оркестр формируется в начале каждого учебного года.

Репертуар камерного оркестра (независимо от жанровой принадлежности) должен состоять из произведений русских и зарубежных композиторов – классиков, а также лучших образцов современной отечественной и зарубежной музыкальной литературы, способствуя тем самым воспитанию художественного вкуса исполнителей и слушателей.٭٭Его основа – это оригинальные произведения для оркестра народных инструментов и обработки народных песен, но следует предусмотреть также исполнение вокальных, инструментальных и хоровых произведений в сопровождении оркестра.

Одним из резервов оркестра являются талантливо инструментованные студентами произведения: учебные работы по инструментовке проверяются в реальном звучании оркестра и лучшие из них выносятся на зачеты, открытые концерты и государственные экзамены.

Успешность воспитания у студентов оркестрового мастерства в значительной степени зависит от правильного соотношения между основ­ными формами работы: групповыми репетициями, общими репетициями и концертными выступлениями.

На групповых репетициях руководитель тщательно работает над каждой партией: над преодолением технических трудностей, достижением группового ансамбля, ритмической точностью, динамикой, тембром, штрихами.

В некоторых случаях с отдельными исполнителями следует работать индивидуально, при необходимости привлекать к работе педагогов по специальности.

На общих репетициях внимание оркестрантов должно быть направлено на осознание своей роли в общем звучании оркестра. Понимание функции своей партии, исполнение ее в соответствии с художественными особенностями произведения в целом обеспечивает творческое участие оркестранта в исполнении произведения.

Специфика работы камерного оркестра народных инструментов обязывает студентов владеть не только основным инструментом (игра в оркестре на дополнительном инструменте основывается на предварительном изучении этого инструмента в музыкальном училище и дальнейшем совершенствовании навыков игры на нем в стенах вуза).

Одно из назначений студенческого камерного оркестра - использование его для дирижерской практики студентов. Здесь применяются различные формы оркестровой работы: разучивание партий с отдельными исполнителями, проведение групповых и общих репетиций, корректирование и использование учебных инструментовок, подготовка концертных программ.


^ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ДИРИЖЕРУ

РЕПЕТИЦИОННОЙ РАБОТОЙ

I. Дирижер должен уметь замечать технические ошибки и неточности исполнения:

1) звуковысотные;

2) интонационные;

3) ритмические;

4) артикуляционные;

5) неровность темпа и внутридолевого движения;

6) несоответствие динамики характеру звучания;

7) отсутствие звукового баланса между группами и голосами оркестра.


II. Дирижер должен замечать недочеты исполнительского характера:

  1. нелогичность передачи развития музыкальной ткани произведения;

  2. отсутствие ощущения перспективы музыкального движения;

  3. неорганичность подхода к кульминации;

  4. отсутствие дыхания и осмысленности во фразировке;

  5. неестественность перехода к новому разделу, эпизоду и т.п.;

  6. отсутствие образности и живости исполнения.

III. Дирижер должен находить причину неточности исполнения:

  1. результат случайности, невнимательности исполнителя;

  2. следствие ошибок в нотном тексте;

  3. результат неточности технического приема дирижирования;

  4. результат технологических трудностей (быстрый темп, ритмические сложности,

чтение с листа, сложность музыкального языка произведения);

  1. следствие непонимания исполнителями структуры произведения, его образно-эмоционального содержания;

  2. результат невыразительного и неактивного дирижирования.

IV. Дирижер должен уметь находить средства для устранения недочетов исполнения:

  1. путем изменения технического приема дирижирования, сделав тактирование более четким и ритмичным;

  2. путем более конкретного руководства голосами, нуждающимися в устойчивом определении ритма дирижером;

  3. путем применения более образного и выразительного дирижирования;

  4. путем специальных приемов репетиции (игры в замедленном темпе, проработки по отдельным группам и голосам и пр.).

V. Дирижер должен уметь пользоваться речевыми формами общения с оркестром:

  1. для объяснения музыкантам их исполнительских задач;

  2. для того чтобы дать краткий анализ структуры музыкального построения;

  3. для объяснения образно-эмоционального содержания музыки;

  4. для того, чтобы создать у исполнителей соответствующий настрой.


VI. Дирижер должен уметь правильно организовать репетиционную работу:

  1. находить наиболее эффективные методы для достижения требуемого результата исполнения (репетиция по голосам и группам, в определенном сочетании голосов, в замедленном темпе, по пультам и т.п.);

  2. правильно распределять время репетиции;

  3. находить места произведения, требующие специальной работы.


^ ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК

Оригинальные произведения и обработки народных песен для оркестра

народных инструментов

  1. Аладов Н. Скерцо.

  2. Андреев В. Полонезы 1,2. Вальсы «Фавн», «Метеор». «Как под яблонькой», «Светит месяц».




  1. Бакиров Р. Сказание.

  2. Балай Л. Русская симфония.

  3. Балашов А. Сардана.

  4. Биберган В. «Русские потешки».

  5. Блок В. Акварели. Героическая рапсодия. Четыре пьесы на венгерские
    темы. Русские наигрыши.

  6. Блинов Ю. Башкирский танец. В хороводе. На лужайке. Шутка.

  7. Бойко Р. Сюита «Звоны».

  8. Бояшов В. Сюиты «Конек-Горбунок», «Северные пейзажи». Хороводная, Лирическая поэма. Увертюра. Экспромт-скерцо. Скерцо Ре мажор. Ми мажор. Колыбельная. Мазурка. Пять русских народных песен. Симфониетта № 2.

  9. Будашкин Н. Хороводная. Плясовая. Русская увертюра. Русская фантазия. Рапсодия № 1,2. «Думка». «На ярмарке». «Сказ о Байкале». Лирическая сюита. Славянские танцы № 1,2. Увертюра-фантазия.

  10. Василенко С. Итальянская симфония. Русская сюита. Праздничная увертюра.

  11. В. Веккер В. Сюита в стиле ретро.

  12. Волков К. Пять пьес.

  13. Глазунов А. Русская фантазия.

  14. Глиэр Р. Симфония-фантазия.

  15. Глыбовский Б. Сюита «Детское лето». Сюита «Превращение Петрушки».

  16. Городовская В. Фантазия на две русские темы. Русская зима. Степь да степь кругом. Русский вальс. Концертная пьеса на тему р.н.п «Выйду на улицу».«Не слышно шума городского».

  17. Гридин В. Фантазия на тему р.н.п. «Тонкая рябина».

  18. Дербенко Е. Русская сюита. Сюита «Картины древней Руси». Хороводная «На гулянье».

  19. Егоров В. Былина и скоморошина. Славянский триптих.

  20. 3арицкий Ю. Увертюра на русские темы. Сюита «Ивановские ситцы».

  21. Запарный Ю. Приокские веснянки.

  22. Иванов Г.Сюита «Сибирская мозаика».

  23. Инякин Н. Лирическая поэма. Сюита «Сабантуй».

26. Каркин П. Сюита на русские темы. «Во лузях». Скерцо на русские темы.

27. Кикта В Триптих «Русь богатырская». Концерт для оркестра «Смоленские кадрили». Сюита «Русские миниатюры».

28. Киркор Г. Симфониетта.

  1. Комаров В. Увертюра.

30. Комраков Г. Сюита «Нижегородские картинки».

31. Кончаков В. Смоленская увертюра. Беломорская сюита. Русское каприччио. Увертюра «Праздник». Полифоническая сюита.

32. Кравченко Б. Сюиты: «Красный Петроград», «Картинки старой Москвы», «Русские кружева», «Псковские картинки». Три концертные пьесы. Комическая увертюра.

33. Красильников И. Романс и юмореска. Симфониетта.

34. Крюковский С. «Что пониже было города Саратова». «Вдоль по Питерской». «Я с комариком плясала».

35. Куликов П. Былое на Волге. Волжская рапсодия. Румынские напевы. Молдавская фантазия. Липа вековая. Два концертных танца. Семь пьес на русские темы.

  1. Кусс М. Молодежная увертюра. Лирические припевки. «Подгорная».

  2. Львов-Компанеец Д. Гармонист играет.

  3. Матвеев М. Беломорская узорная. Русская сюита. Русские миниатюры. Сельские просторы. Концертная сюита.

  4. Мясков К. Фантазия на закарпатские темы. Украинский танец. Белорусский танец.

  5. Ниман Ф. «Солнце скрылось за горою». «На веселом лугу». «Утушка луговая». «Посажу ли я калинушку». «Уж ты сад».

  6. Новиков А. Сюита «По Чуйскому тракту».

  7. Осетрова-Яковлева Н. Фантазия «Ермак».

  8. Пахмутова А. Увертюра «Русский праздник».

  9. Пащенко А. «Улица веселая».

  10. Пейко Н. Симфония № 7.

  11. Пикуль В. Сюиты: «Палехские картинки», «Вслед за солнцем». Поэма «Юность вечная земли».

  12. Полонов В. «Куманек, побывай у меня». Скоромошина. Хоровод.

  13. Раков Н. Увертюра. Восемь пьес для оркестра. Вариации.

  14. Рыбников А. Увертюра.

  15. Тихомиров Г. Весенняя поэма. Симфониетта. Сюита «По Дунаю».

  16. Вепские частушки. Сибирская увертюра.

  17. Триодин П. Сюита «Картинки к русским сказкам». Фантазия на русские темы. Рапсодия.

  18. Троцюк Б. Четыре акварели.

  19. Туликов С. Концертная сюита. Молодежная увертюра.

  20. Фомин Н. Симфоническая поэма. Увертюра на русскую тему. «Березонька» (симфоническая картинка). Хороводная. «Не одна то ли во поле дороженька». «Заиграй моя волынка».

  21. Фрид Г. Симфония. Сюиты: «Сказы», «Лес шумит», «Незатейливые пьесы», «По родной стране», «Ладога».

  22. Хватов В. Веселый танец. «Как при вечере». «Окунечек».

  23. Холминов А. Увертюра. Приветственная увертюра. Праздничная увертюра. «Думка». Музыка к поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Украинская фантазия.

  24. Чайкин Н. Праздничная увертюра. «Переница». Русское скерцо.

  25. Чернов Г. Симфония № 2, 4. Русская сюита.

  26. Чудова Т. Сюита «Из русских сказок».

  27. Шахматов Н. Музыкальные зарисовки «По пушкинским местам». Обр. р.н.п. «Кольцо души девицы», «Коробейники».

  28. Шебалин В. Увертюра.

  29. Шендерев Г. Сюита «Узоры луговые». Фантазия на русские темы. Русская рапсодия.

  30. Широков А. Брянские наигрыши. «Валенки». Смоленский гусачок. «Тимоня» . Кадрильная полька.

  31. Шишаков Ю. Увертюра Ре мажор. Увертюра «Великий праздник». Увертюра с частушкой. Пьесы на темы современных народных песен Красноярского края. Сюита - фантазия. «Сказ». Вятские плотогоны. Три р.н.п. «Величальная», Протяжная», «Шуточная». Пассакалия на тему партизанской песни. «Как кума -то к куме в решете приплыла». Оратория «Песни села Шушенского». Симфония. Четыре пьесы на псковские темы. - Песни России. «Память».

  32. Якушенко И. «Пойду ль, выйду ль я». «Крученка».

Аккомпанементы оригинальных инструментальных произведений.

  1. Авксентьев Е. Обр. р.н.п. «Аи, все кумушки домой» для дуэта балалаек с оркестром.

  2. Бакиров Р. «Кария - Закария». Обр.т.н.п. для балалайки с оркестром.*

  3. Барчунов П. Концерт для домры с оркестром. Концерт для балалайки с
    оркестром. Концерт для гуслей клавишных с оркестром.

  4. Белов Г. Пьеса для домры с оркестром. Фантазия для домры с оркестром;

  1. Будашкин Н.Концерты для домры с оркестром № 1,2. Концертные
    вариации для балалайки с оркестром.

  1. Василенко С. Сюита для балалайки с оркестром. Концерт для балалайки с симфоническим оркестром (переложение для ОРНИ В.Гаврилова). Концерт для кларнета с оркестром. Городовская В. Рондо для домры с оркестром. Концертная пьеса для домры с оркестром. Концертная пьеса для балалайки с оркестром.

  2. Гридин В. Цыганская рапсодия для баяна с оркестром. Озорные наигрыш для дуэта баянов с оркестром. «Утушка луговая».

9. Дербенко Е. Концертные вариации для баяна с оркестром.
10. Дикусаров В. Концерт для баяна с оркестром.

11. Зарицкий Ю. Концерт для домры с оркестром.

12. Кикта В. «Смоленская рапсодия» для скрипки с оркестром.

13. Кичанов Е. Концерт для балалайки с оркестром.

14. Киянов Б. Концерт для баяна с оркестром.

15. Клебанов Д. Концерт для домры с оркестром.

16. Кравченко Б. Концерт для баяна с оркестром. Концерт для домры с оркестром.

17. Куликов П. Концертные вариации для балалайки с оркестром. Экспромт для домры с оркестром. Размышление и наигрыш для балалайки с оркестром.

18. Мясков К. Концерт для баяна с симфоническим оркестром (переложение для ОРНИ В.Петрова. Фантазия для домры.

19. Пейко Н. Концерт для балалайки и кларнета с оркестром. Концертные вариации для виолончели с оркестром.

20. Петренко К. Фантазия для домры с оркестром.

21. Репников А. Концерт-поэма для баяна с оркестром.

22. Ризоль Н. Концерт для баяна с оркестром.

23. Рубцов Ф. Концерт для баяна с оркестром № 1,2.

24. Тимошенко А. Русская «Забубённая» для баяна с оркестром.

25. Тихомиров Г. Вариации на тему б.н.п. для балалайки с оркестром.

26. Туликов С. Каприччио для балалайки с оркестром.

27. Фельдман Г. Русский концерт для балалайки с оркестром.

28. Холминов А. Концертная пьеса для баяна с оркестром.

29. Чайкин Н. Концерты для баяна с оркестром № 1,2. Концертное рондо для баяна с оркестром.

30. Шалов А. «Винят меня в народе». Обр. р.н.п. для балалайки с ркестром.

31. Шендерев Г. Концерт для баяна с оркестром. Концерт для домры с оркестром. Концертино для домры с оркестром.

32. Шишаков Ю. Концерт для балалайки с оркестром. Концерт для домры с оркестром. Концерт для баяна с оркестром. Концерт для ударных инструментов с оркестром. «Воронежские акварели для балалайки с оркестром». Концерт для скрипки с оркестром.

Переложения для оркестра народных инструментов.

1. Александров А. Увертюра на русские народные темы.

  1. Альбенис И. «Кордова».

  2. Амброзио А. Тарантелла.

  3. Андерсен Л. «Вальсирующий кот». Пустячок. «Плинк, пленк, планк».

5. Аренский А. Увертюра к опере «Сон на Волге». Фантазия на две русские темы. Увертюра к балету «Египетские ночи».

  1. Ахметов М. Лезгинка.

7. Балакирев М. Увертюра на три русские темы.

8. Барбер С. Адажио.

9. Бах И. Сюита для оркестра № 2 си минор.

10. Бетховен Л. Симфонии: № 1 ч.II, № 6 ч.III, № 7 ч.III. Немецкие танцы.

Двенадцать контрдансов.

11. Бизе Ж. Музыка к драме А. Доде «Арлезианка». Сюита «Детские игры».

12. Бородин А. Увертюра и половецкие пляски из оперы «Князь Игорь», «В Средней Азии». Маленькая сюита.

13. Брамс И. Симфония № 3,ч.Ш. Венгерские танцы № 1,5, 6.

14. Будашкин Н. Праздничная увертюра. 15.Василенко С. Испанская сюита. «Светел месяц».

15. Верстовский А. Увертюра к. опере «Аскольдова могила».

16. Вебер К. «Приглашение к танцу». Увертюра к опере «Вольный стрелок».

17. Галынин Г. Молодежная праздничная увертюра.

18. Гендель Г. Пассакалия.

19. Глазунов А. Концертные вальсы. «Времена года». Фрагменты из балетов: «Раймонда», «Барышня-служанка».

  1. Глинка М. Симфония на две русские темы. «Камаринская». Вальс-фантазия. Увертюра и танцы из опер: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила». Каприччио на русские темы.

  2. Глиэр Р. Фрагменты из балетов: «Красный цветок», «Медный всадник».

  3. Гранадос Э. Скорбная маха.

  4. Гречанинов А. Весенняя белорусская песня.

  5. Григ Э. Сюита «Пер Гюнт». Норвежские танцы. «Свадебный день в

Трольдхаугене». Ноктюрн. Симфонические танцы.

  1. Даргомыжский А. «Казачок» Чухонская фантазия. Танцы из оперы

«Русалка».

  1. Ди Луна «Заклинание огня»

  2. Дворжак А. Славянские танцы № 2,8,10. Юмореска. Симфония № 9,ч.II.

  3. Ипполитов-Иванов М. Симфоническая сюита «Кавказские эскизы». Сюита «В степях Туркменистана». Интермеццо.

  4. Исмагилов 3. Увертюра к музыкальной комедии «Кодаса».

  5. Кабалевский Д. Симфоническая поэма «Весна», Увертюра к опере «Кола Брюньон».

  6. Кажлаев М. Дагестанская лезгинка.

  7. Калинников В. симфония № 1. Симфоническая картина «Кедр и пальма»

  8. Элегия. Интермеццо.

34. Караев К. Сцена и дуэт из балета «Тропою грома».

35. Крейслер Ф. Маленький венский марш.

36. Кюи Ц. Тарантелла.

37. Лекуона Э. Малагуэнья.

38. Лист Ф. Венгерская рапсодия № 2, Адажио.

39. Лопе С. «Эль Вито».

40. Лядов А. «Волшебное озеро». «Кикимора». «Баба-Яга». Восемь русских народных песен. «Про старину». Полонез

41. Мендельсон Ф. Музыка к пьесе В.Шекспира «Сон в летнюю ночь»

42. Моцарт. В. Увертюра к операм «Похищение из сераля», «Свадьба

Фигаро». Маленькая ночная серенада. Немецкие танцы.

43. Мусоргский М. «Ночь на лысой горе», «Картинки с выставки».

Вступление и пляска персидок из оперы «Хованщина». Вступление к

опере «Сорочинская ярмарка». Интермеццо. Скерцо Си-бемоль мажор.

44. Нариманидзе Н. «Давлури».

45. Низамутдинов С. Сентиментальный вальс.

46. Пахмутова А. Увертюра.

47. Пейко Н. Молдавская сюита.

48. Прокофьев С. Классическая симфония ч. 1,2. сюита «Зимний костер».

Фрагменты из балетов «Золушка», «Ромео и Джульетта», «Каменный

цветок».

49. Пьяццолла А. «Забвение», «Аве Мария», «Зима» из цикла «Времена года».

50. Равель М. Павана.

51. Раков Н. Вальс. Русская пляска. Три песни для оркестра.

52. Рахманинов С. Русская песня. Вступление и пляска мужчин из оперы

«Алеко». Русская рапсодия. Юмореска. Серенада.

53. Римский-Корсаков Н. Увертюра на русские темы. Вступление. Три чуда и

Полет шмеля из оперы «Сказка о царе Салтане». Пляска скоморохов.

Сцена таяния из оперы «Снегурочка». Увертюра к опере «Майская ночь».

Сюита «Антар», ч. III.

54. Россини Дж. Увертюры к операм: «Севильский цирюльник», «Сорока-воровка», «Шелковая лестница».

55. Свендсен Ю. Симфоническая легенда «Зорахайда».

56. Свиридов Г. «Парень с гармошкой».

57. Сен-Санc К. Симфоническая поэма «Пляска смерти».

58. Сибелиус Я. Грустный вальс.

59. Стравинский И. Русская и танец кучеров из балета «Петрушка». Хоровод

царевен из балета «Жар-птица». Сюита № 2.

60. Танеев С. Антракт к опере «Орестея». Адажио.

61. Тарридос Ф. «Канарские острова».

62. Фалья М.де Танец огня из балета «Любовь-волшебница».

63. Хачатурян А. Русская фантазия. Фрагменты из балетов «Гаянэ».

«Спартак». Мазурка, галоп, вальс из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад».

64. Хименес Г. Интермедия «Свадьба Луиса Алонсо».

65. Хренников Т. Русский танец из оперы «Фрол Скобеев».

66. Чайковский П. Музыка к весенней сказке А. Островского «Снегурочка»,

«Времена года», «Думка». Юмореска. Русская пляска.

67. Шнитке А. «Ревизские сказки»

68. Шостакович Д. Увертюра «Новороссийские куранты». Романс, интермеццо и народный праздник из музыки к кинофильму «Овод». Скерцо из пятой симфонии. Три фантастических танца.

69. Штогаренко А. Два украинских танца.

70. Штраус И. Вальсы: «Весенние голоса», «Голубой Дунай». Полька-пиццикато, «Вечное движение», Полька «Трик-трак».

71. Штраус И.- Вебер А. «Сокровенный вальс».

72. Шуберт Ф. Симфония № 8, ч 1. Симфония № 3,4,5. (отдельные части). Увертюра и танцы к пьесе «Розамунда». Музыкальный момент.

73. Шуман Р. «Отчего». «Грезы».

74. Щедрин Р. Камерная сюита. Кадриль из оперы «Не только любовь». Фрагменты из балета «Конек-Горбунок». Юмореска.

75. Эшпай А. Марийские мелодии.

Аккомпанементы инструментальных и вокальных произведений в переложении для оркестра народных инструментов.

  1. Алябьев А. «Соловей».

  2. Авксентьев Е. Юмореска для дуэта балалаек с оркестром.

  3. Аренский А. Фантазия на темы Рябинина для фортепиано с оркестром.

  4. Бернстайн Л. Песня Тони из мюзикла «Вестсайдская история».

  5. Бетховен Л. Концерты для фортепиано с оркестром: № 1,ч. 1, № 4, ч.1.
    Романс Фа мажор для скрипки с оркестром,

  6. Богословский Н. «Спят курганы темные».

  7. Бородин А. Арии: Игоря, Владимира, Кончака и песня Галицкого из
    оперы «Князь Игорь».

  8. Варламов А. «Белеет парус одинокий». «Что мне жить и тужить».

  9. Василенко С. Обр. р.н.п. для голоса с оркестром: «По сеничкам»,
    «Душенька гуляла», «Ты раздолье», «Луговая», «Отставала лебедушка».

10. Власов В. Мелодия. Концерт для виолончели с оркестром.

11. Гаврилин В. «Военные письма». «Русская тетрадь» (отдельные части).

12. Глинка М. Романсы «Сомнение», «Ночной смотр», «Попутная песня», «Я

помню чудное мгновение», Ария Сусанина и романс Антониды из оперы

«Иван Сусанин». Дивертисмент для фортепиано. Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила». «К Молли».

13. Глиэр Р. Концерт для голоса с оркестром.

14. Григ Э. Концерт для фортепиано с оркестром.

15. Даргомыжский А. Романсы: «Свадьба», «Титулярный советник», «Влюблен я, дева-красота». Ария Мельника, дуэт Князя и Мельника, Каватина Князя из оперы «Русалка».

16. Даутов Н. Ария Дьявола из оперы «Дьявол».

17. Дварионас Б. Элегия для домры с оркестром. Концерт для скрипки с оркестром.

18. Инякин Н. Концерт для домры с оркестром. «Подруга моряка».

19. Кабалевский Д. Концерт для скрипки с оркестром.

20. Крапивницкий Н. «Соловейко». Обр. для голоса с оркестром.

21. Лист Ф. «Грезы любви» для голоса с оркестром.

22. Лысенко Н. Песня Тараса и ария Остапа из оперы «Тарас Бульба».

23. Мендельсон Ф. Концерт для скрипки с оркестром 1 часть.

24. Моцарт В. Концерт для фортепиано с оркестром № 20 ре минор ч.1.

25. Мусоргский М. Сцена Хиври и Поповича, Думка Параси из оперы

«Сорочинская ярмарка». Песня Варлаама из оперы «Борис Годунов». Сцена гадания из оперы «Хованщина».

26. Новиков А. «Эх дороги».

27. Прокофьев С. «Зеленая роща», «Дуняша», «Солнце комнату наполнило», «Настоящую нежность», «Здравствуй!».

28. Рахманинов С. Романсы «Не пой, красавица», «В молчаньи ночи тайной», «О, не грусти». Вокализ для голоса с оркестром. «Полюбила я на печаль свою», «Ночью в саду у меня». Рассказ старика, Каватина Алеко из оперы «Алеко».

29. Римский-Корсаков Н. Песня Левко из оперы «Майская ночь». Песня Индийского гостя из оперы «Садко». Ария Снегурочки из оперы «Снегурочка». Ария Грязного, интермеццо и ария Любаши, ария Марфы из оперы «Царская невеста».

30. Свиридов Г. «Березка». «Как яблочко румян». «Робин». Вокальный цикл

«Деревянная Русь». «Есть одна заветная песня у соловушки». «Возвращение солдата».

З1. Сидельников Л. Русский концерт для фортепиано с оркестром.

32. Франк С. Симфонические вариации для фортепиано с оркестром.

З3. Хачатурян А. Концерт для фортепиано с оркестром, ч.2.

34. Чайковский П. «Мы сидели с тобой». «Страшная минута». «Ночь». «Я ли в поле да не травушка была». Серенада Дон Жуана. Ариозо Воина из кантаты «Москва». Ария Ленского. Ария Онегина. Интродукция и сцена дуэли из оперы «Евгений Онегин». Концерт для скрипки с оркестром.

35. Шебалин В. Дуэт Катарины и Петруччио из оперы «Укрощение строптивой»

36. Шопен Ф. Концерт для фортепиано с оркестром № 1, финал.

37. Шостакович Д. Бурлеска из Первого концерта для скрипки с оркестром (переложение для домры).

38. Шуман Р. Концерт для фортепиано с оркестром . 1 ч. Романс «Зачем».

39. Щедрин Р. Песня и частушка Варвары из оперы «Не только любовь».


Методическая литература по дисциплине «Камерный оркестр»


  1. Алексеев, П. Русский народный оркестр / П. Алексеев. – Москва: Музгиз, 1953.

  2. Гинзбург, Л. Избранное / Л. Гинзбург. – Москва, 1981.

  3. Глейхман, В. Организация работы начинающего самодеятельного оркестра русских народных инструментов / В. Глейхман. – Москва: Музыка, 1982.

  4. Илюхин, А Русский народный оркестр: Школа коллективной игры / А. Илюхин, Ю. Шишаков. – Москва, 1970.

  5. Имханицкий, М. Новые тенденции в музыке для русского народного оркестра / М. Имханицкий; ГМПИ. – Москва, 1970.

  6. Имханицкий, М. Переложение музыкальной классики в современном репертуаре русского народного оркестра // Музыкальная классика в современном исполнительстве и педагогике; Сб. тр. / ГМПИ им. Гнесиных. – Москва, 1981. – Вып. 53.

  7. Имханицкий, М. Современная музыка для русского народного оркестра и задачи воспитания исполнителей. Вопросы музыкального исполнительства и педагогики; Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. – Москва, 1976. – Вып. 24.

  8. Каргин, В. Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов / В. Каргин. – Москва: Музыка, 1982.

  9. Канерштейн, М. Вопросы дирижирования / М. Канерштейн. – Москва: Музыка, 1972.

  10. Кушнер, Г. Советы руководителю самодеятельного оркестра русских народных инструментов / Г. Кушнер. – Москва, 1966.

  11. Лавришин, В. Практическая работа с оркестром русских народных инструментов / В. Лавришин. – Челябинск, ЧГИК, 1988.

  12. Лавришин, В. Организация и содержание творческого процесса в самодеятельном оркестре русских народных инструментов высокого уровня развития / В. Лавришин Народно – инструментальное исполнительство Урала и Сибири; ЧГИИК. – Челябинск, 1991 – с. 24-38.

  13. Мусин, И. Техника дирижирования / И. Мусин. – Ленинград, 1967.

  14. Мусин, И. О Воспитании дирижера / И. Мусин. – Ленинград: Музыка, 1987.

  15. Наследники Великорусского: Очерки истории ведущих самодеятельных оркестров русских народных инструментов Челябинской области: сб. ст. / ЧГИК. – Челябинск, 1990.

  16. Пересада, А. Оркестры русских народных инструментов: Справочник. – Москва, 1985.

  17. Пересада, А. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. Международная энциклопедия / А. Пересада. – Краснодар, 2004.

  18. Поздняков, А. Работа дирижера с оркестром русских народных инструментов / А. Поздняков. – Москва, 1964.

  19. Поздняков, А. Дирижер – аккомпаниатор. Некоторые вопросы оркестрового аккомпанемента / А. Поздняков. – Москва, 1975.

  20. Попонов, В. Самодеятельный оркестр народных инструментов / В. Попонов. – Москва, 1954.

  21. Прошко, Н. Методические рекомендации для оркестров и ансамблей народных инструментов / Н. Прошко. – Минск, 1972.

  22. Ушенин, В. Работа с ансамблем русских народных инструментов / В. Ушенин. – Москва: ВНМЦ им. Н. К. Крупской, 1986.

  23. Хайкин, Б. Беседы о дирижерском ремесле. Статьи / Б. Хайкин. – Москва: Сов. Композитор, 1984.

  24. Дирижерское искусство : сб. / ред.- сост. Л. Гинзбург. – Москва, 1975.

  25. Обучение дирижирования и оркестровое исполнительство / сб. под ред. С. Трубачева. – Москва, 1970.

  26. Оркестр русских народных инструментов и проблемы воспитания дирижера (Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных) / отв. ред. М. Имханицкий, В. Чистяков, сост. В.Зиновьев. – Вып. 85. – Москва, 1986.

  27. Смирнов, Б. Дирижерско – исполнительское искусство: Ретросп. аннот. библиограф. указ. / Б. Смирнов. – ЧГАКИ. – Челябинск, 2002.

  28. Смирнов, Б. Дирижерско – исполнительское искусство: Музыкально – эстетические и социально – психологические аспекты: Моногр. – Санкт-Петербург, 2003.

  29. Смирнов, Б. Исполнительский анализ партитуры. Методические рекомендации для студентов ОЗО / Б. Смирнов. – Челябинск, ЧГИК, 1983.

  30. Смирнов, Б. Выразительные средства музыки и их отражение в дирижировании. Методические рекомендации для студентов ОЗО / Б. Смирнов. – Челябинск, ЧГИК, 1983.

  31. Соломенин, В. Методика работы с самодеятельным оркестром русских народных инструментов (группа балалаек). Методические рекомендации для руководителей самодеятельных оркестров народных инструментов / В. Соломенин. – Челябинск, ЧГИК, 1985.

  32. Шахматов, Н. Анализ оркестровой партитуры / Н. Шахматов. – Ленинград, ЛГИК. – Л., 1967.

  33. Шишаков, Ю. Инструментовка для оркестра русских народных инструментов. – 2-е изд. – Москва, 1970.

  34. Широких, Т. Работа над оркестровой партитурой. Методические рекомендации для студентов III курса ДО и III-IV курсов ОЗО / Т. Широких. – Челябинск, ЧГИК, 1986.

  35. Шпехт, В. Методические рекомендации по работе с домровой группой начинающего самодеятельного оркестра народных инструментов. Для студентов ДО и ОЗО / В. Шпехт. – Челябинск, ЧГИК, 1984.

  36. Щедрина, Т. Методические рекомендации для руководителей самодеятельных оркестров русских народных инструментов по работе над музыкальным произведением / Т. Щедрина. – Челябинск, ЧГИК, 1984.


Формы промежуточного и итогового контроля

^ Формы контроля

Очное отделение

семестр

Промежуточная форма контроля




Контрольный урок

2,4,6

Итоговые формы контроля




Зачет

8


Контроль и учет работы студентов в камерном оркестре народных инструментов по дневной форме обучения проводится на итоговом зачете в 8 семестре и контрольных уроках в 2,4,6 семестрах, путем индивидуальной оценки каждого студента. При этом учитывается его профессиональный уровень, отношение к занятиям, дисциплинированность и чувство ответственности перед всем коллективом.


^ Методические рекомендации для студентов

В приобретении навыков работы с оркестром немалую роль играет умение анализировать студентом итоги и ход репетиций, проводимых как студентами, так и руководителями камерного оркестра. Для этого вовсе не требуется дополнительных временных затрат: необходимо более рационально использовать занятия в камерном оркестре, где помимо исполнения своей оркестровой партии надо научиться анализировать ту или иную оркестровую ситуацию.

К сожалению, лишь единицы студентов используют все эти возможности для овладения столь сложным ремеслом каковым является искусство дирижирования. Практическая работа с оркестром – единственный путь к овладению профессией дирижера, руководителя оркестра русских народных инструментов. И чем тщательнее подготовка дирижера к репетиции, чем глубже его знания, тем эффективнее идет овладение навыками дирижерского мастерства, тем образованней он будет как специалист, мастер своего дела.

^ Материально-техническое обеспечение реализации учебной программы по дисциплине

Реализация учебной программы камерного оркестра требует от учебного заведения, осуществляющего подготовку данных специалистов, значительных материальных затрат и соответствующего обеспечения:

1) Это наличие в библиотеке достаточного количества репертуарных сборников и организация расписки партий для оркестра. Как показывает практика, концертирующим учебным оркестрам крайне необходимо иметь профессиональных переписчиков, осуществляющих переписку и размножение нот в достаточном количестве, ибо руководитель оркестра эту работу в полном объеме выполнить не в состоянии. В связи с этим рекомендуется привлекать переписчиков к обеспечению деятельности камерного оркестрового класса, осуществляя оплату их работы за счет иллюстраторского фонда.

2) Это наличие специализированной аудитории или концертного зала для проведения общеоркестровых репетиций, а также 1-2 вместительных аудиторий (параллельно), желательно, находящихся поблизости для осуществления групповых и мелкогрупповых репетиций.

3) Необходимость специализированной аудитории (инструментальная комната) для хранения музыкальных инструментов и костюмов. Контроль за деятельностью, которой должны осуществлять не менее 2-х лаборантов, являющихся материально ответственными лицами. Они также должны следить за сохранностью, своевременным ремонтом инструментария и его приобретением, вместе с тем по совместительству выполнять функции библиотекарей и костюмеров оркестра.

4) Наличие качественного инструментария. Для успешной деятельности оркестрового класса необходимо иметь инструменты высшей категории качества в следующих пропорциях:


Домры

домра-малая

2 шт.

домра-альтовая

2 шт.

домра-басовая

2 шт.

Баяны

(концертные) по возможности тембровые («Акко», «Юпитер»)

3 шт.

Аккордеоны

Аккордеоны («Акко» или «Вельтмастер»)

1 шт.




Гусли клавишные

1 шт.

Балалайки

б-ка прима

2 шт.

б-ка секунда

2 шт.

б-ка альт

2 шт.

б-ка К-бас

2 шт.

Комплект ударных инструментов:

Литавры

3-4 котла

ксилофон

1 шт.

колокола

1 шт.

колокольчики

1 шт.

вибрафон

1 шт.

колокольчики

1 шт.

большой барабан

1 шт.

Костаньеты, маракасы, треугольник, коробочки, а также специфические ударные инструменты



Комплект народных ударных инструментов (трещотки пластин-чатые, вертушечные и т.д.)



5) для успешной концертной деятельности оркестра необходим комплект сценических костюмов, переносных пультов, папок и т.д.

6) Для обеспечения устойчивого строя оркестра крайне важно регулярно производить замену струн у всех струнных инструментов, так как они со временем могут влиять на качество строя оркестра, приобретать своевременно медиаторы для струнной группы оркестра (домры и балалайки) в количестве 40 шт. в год. Регулярно производить настройку баянов и аккордеонов.

7) Для оперативного обеспечения деятельности оркестра необходимо наличие в инструментальной кладовой современных 1-2-х компьютеров, оснащенных программами «Сибелиус 3, 4», желательно, последней модификации, а также 1-2-х множительных аппаратов формата А-4, А-3.

8) Для своевременного ремонта дорогостоящих музыкальных инструментов, желательно, иметь мастеров по ремонту струнных инструментов, а также баянов и аккордеонов.

9) Для доукомплектования оркестра в случае необходимости привлекать иллюстраторов-концертмейстеров в качестве концертмейстеров групп, а также для исполнения партий флейты, гобоя, ударных инструментов. Оплачивать солистов-вокалистов и солистов-инструменталистов участвующих в программах оркестра за счет иллюстраторского фонда.



٭٭Репертуар оркестра, план его занятий и концертных выступлений составляется руководителем и утверждается кафедрой.




Схожі:




База даних захищена авторським правом ©lib.exdat.com
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації