Поиск по базе сайта:
Рабочая программа дисциплины «цветоведение» 2 курс, III, IV семестр для специальности 070602 дизайн icon

Рабочая программа дисциплины «цветоведение» 2 курс, III, IV семестр для специальности 070602 дизайн




Скачати 175.05 Kb.
НазваРабочая программа дисциплины «цветоведение» 2 курс, III, IV семестр для специальности 070602 дизайн
Дата конвертації21.07.2013
Розмір175.05 Kb.
ТипРабочая программа


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ИНСТИТУТ АРИТЕКТУРЫ, ДИЗАЙНА И ВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ

КАФЕДРА СРЕДОВОГО И ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор института

_________________ Г.В. Вершинин

30.08.2011 г.


Н.С. МАКАРОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»

2 КУРС, III, IV семестр

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 070602 – ДИЗАЙН,

СПО БАЗОВОГО УРОВНЯ

^ ПО ОТРАСЛЯМ / В КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВЕ

КОД ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.05


Всего по курсу: 70 часов

из них: 70 часов – аудиторные занятия


Тюмень, 2011


^ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»

2 курс, семестры III, IV


Программу составил Николай Сергеевич Макаров


Рецензенты:

профессор кафедры средового и графического дизайна ИАДВИ ТГАКИСТ, заслуженный художник Российской федерации

__________________ М.М. Гардубей

профессор кафедры изобразительного искусства ТюмГУ,

заслуженный художник Российской федерации


___________________ И.Д. Щетинин


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры средового и графического дизайна 30.08.2011 г. протокол № 1,

зав. кафедрой ________________/Н.В. Крамская/


Утверждена на заседании учебно-методической комиссии

"__" ____________ 2011 г. протокол № ___ ,

председатель ______________/ И.Е. Чердынцева/


© Н.С. Макаров, 2011

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1.1 Организационно-методический раздел


Программа по учебной дисциплине «Цветоведение» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070602 «Дизайн по отраслям / в культуре и искусстве» базового уровня. Программа составлена в соответствии с учебным планом и предназначена для студентов 2 курса. Она относится к блоку общепрофессиональных дисциплин, шифр ОПД.05

Дисциплина «Цветоведение» является одной из базовых в подготовке дизайнера по программе среднего профессионального образования.

Изучение основ искусства цвета, приобретение навыков в решении цветовых и колористических задач осуществляется на лекционных занятиях, где излагается теоретическая часть, анализируются работы, выполненные в различных областях искусства архитектуры и дизайна, а также путём выполнения практических упражнений и работ.

Дисциплина «Цветоведение» выполняет различные функции в общем учебном процессе. Она, прежде всего, продолжает, развивает и углубляет первоначальные знания и навыки работы с цветом, приобретённые в процессе решения композиционных, художественных, образных, семантических задач на занятиях по предметам общепрофессионального и специального циклов на 1 курсе.

Обращая внимание на органичную связь света, цвета и других проектных средств, цвета и объекта проектирования, дисциплина рассматривает цвет как особое явление, представляя его в различных аспектах, связанных с физической природой цвета, оптическими свойствами, его структурой, способностью воздействовать на мысли и чувства человека и многими другими. Дисциплина «Цветоведение» является информационной и практической основой, дающей системное представление о таком сложном многоплановом явлении, каким являются свет и цвет, она служит дальнейшему профессиональному и творческому развитию и совершенствованию обучающегося.

Учитывая ограниченный объём времени, отводимого на дисциплину, общую учебную нагрузку студентов, предлагаемые задания, необходимые для практического освоения теоретических разделов курса, носят эскизный характер. Комплекс практических заданий должен одновременно способствовать формированию навыков профессионального эскизирования, аналитического подхода к проектированию, умению обобщённо представлять идею решения

Широко применяется метод построения цветовой шкалы, или цветовой таблицы, что позволяет использовать заранее заготовленный материал: выкраски, цветную бумагу, цветовые вырезки. Один и тот же материал может служить для решения различных вопросов цветоведения и колористики. Общепрофессиональная установка на сознательное ограничение набора средств, используемых в проекте, находит здесь поддержку. Важным в работе становится новый взгляд на привычное, поиск и открытие новых подходов в построении цветового решения, новых отношений между цветами.

Цвет – одно из основных художественных средств формообразования. Знания о предмете, навыки решения специфических заданий по цветоведению, умение вести эскизный поиск в цвете, занимают важное место в профессиональной подготовке бакалавра и его дальнейшей работе

^ 1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»


Занятия по дисциплине «Цветоведение» преследуют цели:

  1. Пробудить интерес к изучению цвета, как одного из трёх важнейших составляющих проектного языка, наряду с формой и пространством.

  2. Способствовать формированию цветового мышления и преодолению раздельного проектирования (форма – цветовое решение).

  3. Овладеть основами специфического языка цвета, осознать его выразительные возможности.

  4. Выработать навыки осмысленного использования цвета.

  5. Освоить принципы и приёмы построения цветовой гармонии.

  6. Сформировать навыки колористического подхода к решению проектных задач.

  7. Понять взаимосвязь цвета и формы;

  8. Овладеть практическими навыками работы с цветовыми конструкциями;

  9. Ознакомиться с основами цветодинамики.

  10. Развить понимание цвета как неотъемлемой части проектного решения в любой области дизайнерской деятельности.
^
1.3 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ».


В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

знать

  • системы анализа света, цвета и цветовых сочетаний;

владеть

  • принципами и закономерностями построения гармоничных цветовых отношений;

  • основными представлениями о смысловом содержании цветов и цветовых композиций;

  • навыками построения цветовых гамм;

  • активной творческой позицией в достижении результата;

уметь

  • достигать композиционного и технического качества исполнения замыслов;


^ II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ




п\п

Наименование разделов и тем

Аудиторные занятия (час.)

^ III СЕМЕСТР 18 НЕДЕЛЬ

Раздел 1. Введение в цветоведение. Семантика цвета

1

Введение

2

2

Введение в цветоведение. Цветовой диапазон

2

3

Введение в цветоведение. Цветовой круг

4

4

Семантика цвета. Цветовые ассоциации

4

5

Семантика цвета. Цветовые ассоциации

4

^ Раздел 2. Цветовая гармония

6

Цветовая гармония. Гармонизация красного, чёрного и серого

4

7

Цветовая гармония. Гармонизация контраста (два цвета и их градации)

2

8

Цветовая гармония (сближенная палитра)

2

9

Цветовая гармония. Клаузуры на построение различных палитр (сближенная тёплая, сближенная холодная, ахроматическая с цветовым акцентом, контрастная, пёстрая)


6

10

Цветовая гармония. «Созвучие противоречий»

6

Итого

36

^ IV СЕМЕСТР 17 НЕДЕЛЬ

Раздел 3. Свойства и функции цвета

1

Свойства и функции цвета.

Цветовое решение предмета

2

2

Свойства и функции цвета. Шрифт и цвет

4

3

Свойства и функции цвета

Цветографическая композиция

4

^ Раздел 4. Свойства и функции цвета. Цвет и объём.

Цвет и пространство

4

Свойства и функции цвета. Цвет и объём. Цвет и пространство. Изучение оптических свойств цвета

4

5

Свойства и функции цвета. Цвет и объём. Цвет и пространство. Визуальная трансформация простой объёмной формы

4

6

Свойства и функции цвета. Цвет и объём. Цвет и пространство. Цветовое решение архитектурной пространственной структуры.

4

7

Свойства и функции цвета. Цвет и объём. Цвет и пространство. Глубинно-пространственная композиция – ассоциация

6

8

Свойства и функции цвета. Цвет и объём. Цвет и пространство.

Эскиз-ассоциация – праздник в городе.

Центральная декоративная установка на тему: «выставка».

Цветовое решение интерьера.

6

Итого

34

Всего за год

70


^ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

1. Текущий контроль осуществляется в поурочной оценке клаузур.

2. Промежуточный контроль – зачеты во время семестровых просмотров.

^ III. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»


III СЕМЕСТР, 18 НЕДЕЛЬ


РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЦВЕТОВЕДЕНИЕ. СЕМАНТИКА ЦВЕТА


Цвет – физическое явление и эмоционально-образное явление. Цвет и свет. Механизмы восприятия цвета и света; воздействие цвета на человека Учения о цвете и цветовом спектре. Смешение цветов: оптическое и механическое, аддитивное и субтрактивное. Цветовой круг. Способы описания и систематизации цвета. Понятия светлоты, яркости, насыщенности.


Понятия символики цвета и семантики в искусстве (Древний мир, Средние века, Новое и Новейшее времена). Различия в толковании цвета в разные времена у разных народов, объективный характер семантики и субъективный символики. Символика цвета (основные понятия в европейском искусстве). Ассоциативность. Связь цвета и формы. Локальный (предметный) цвет. Цвет в искусственной и предметной среде.

Тест Люшера. Цвет и характер. Цвет и темперамент. Специфические цветовые задачи на особых объектах. Психологический цветовой климат. Цветовой ключ. Классификация цветов по их воздействию на человека. Цветовые предпочтения и эмоциональный климат общества.


^ РАЗДЕЛ 2. ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ


Восприятие цвета. История вопроса и современное представление. Понятие о контрастах. Последовательный контраст. Единовременный контраст.

Контрастные цветовые сочетания как основа гармонии, связанная с особенностями цветовосприятия человека. Основные и дополнительные цвета. Первичные цвета. Механическое и оптическое смешение цвета. Составные цвета. Особенности воздействия контрастных и сближенных цветов. Объёмные цветовые системы анализа цвета и цветовых сочетаний.

Способы выстраивания гармоничных цветовых гамм.


^ 3.2 ТЕМЫ И ЗАДАНИЯ

III СЕМЕСТР

1. Тема: Введение в цветоведение, задание: «Цветовой диапазон».

Составить таблицу из 16 оттенков одного цвета. Предлагаются на выбор три основных и 3 дополнительных цвета. Используются градации цвета по светлоте, затемнённости, насыщенности, цветовому тону. Задача: добиться принципиального разнообразия оттенков цвета.

Материалы: Цветные выкраски, цветная бумага, акварель или гуашь. Аппликация. Формат 20х20см.


^ 2. Тема: Введение в цветоведение, задание: «Цветовой круг».

Выполнение основной плоскостной цветовой модели. Выявление основных, дополнительных цветов и промежуточных оттенков. Контраст диаметрально расположенных цветов. Единая ступень чистоты и насыщенности цветов в цветовом круге.

Материалы: Гуашь. Выкраски. Аппликация. Формат 20х20см.


^ 3. Тема: Семантика цвета, задание: «Цветовые ассоциации».

Ассоциирование цвета с видимыми предметами и явлениями, природными и искусственными, с невидимыми сущностями, абстрактными понятиями, категориями.

Материалы: Цветные выкраски, цветная бумага, акварель или гуашь. Аппликация. Формат 20х20см.


^ 4. Тема: Семантика цвета, задание: «Цветовые ассоциации».

Ассоциирование цвета с непосредственными чувственными ощущениями (цвет как музыка). Определённость смыслового звучания цвета за счёт введения в композицию минимального количества деталей текстурного, фактурного, знакового характера.

Материалы: Цветные выкраски, цветная бумага, акварель или гуашь. Аппликация. Формат 20х20см.


^ 5. Тема: Цветовая гармония, задание: «Гармонизация красного, чёрного и серого».

Клаузуры на гармонизацию цветовых отношений.

Композиции строятся на заданной графической основе.

Материалы: Цветные выкраски, цветная бумага, акварель или гуашь. Аппликация. Формат 20х20см.

^ 6. Тема: Цветовая гармония, задание: «Гармонизация контраста» (два цвета и их градации).

Клаузуры на гармонизацию цветовых отношений.

Композиции строятся на заданной графической основе.

Материалы: Цветные выкраски, цветная бумага, акварель или гуашь. Аппликация. Формат 20х20см.


^ 7. Тема: Цветовая гармония, задание: «Сближенная палитра».

Клаузуры на гармонизацию цветовых отношений.

Композиции строятся на заданной графической основе.

Материалы: Цветные выкраски, цветная бумага, акварель или гуашь. Аппликация. Формат 20х20см.


^ 8. Тема: Цветовая гармония, задание: «Клаузуры на построение различных палитр» (сближенная тёплая, сближенная холодная, ахроматическая с цветовым акцентом, контрастная, пёстрая).

Композиции строятся на заданной графической основе.

Материалы:. 3-4 оттенка цвета. Гуашь. Аппликация. 20х20 см.


^ 9. Тема: Цветовая гармония, задание (курсовая работа): «Созвучие противоречий»

На основе пары контрастных цветов необходимо создать цветографическую композицию, выражающую контрастные парные понятия: тёплый – холодный, сильный – слабый, лёгкий – тяжёлый, торжественный – будничный и т.д.

Материалы: Гуашь. Выкраски. Аппликация. 20х20 см.


^ IV СЕМЕСТР, 17 НЕДЕЛЬ

Раздел 3. Свойства и функции цвета

Теплохолодность. Обозначение близости цели, верха и низа. Долевые свойства цвета. Расширение, сужение. Разделение планов. Относительность цвета. Иррадиация. Интенсия. Аттракция. Равновесие в цвете (пропорции). Притягивание, отталкивание. Поднятие, приближение. Защита от пресыщения. Вес и тектоника цвета. Функциональное деление формы цветом.


^ Раздел 4. Свойства и функции цвета. Цвет и объём. Цвет и пространство.

Создание с помощью цвета иллюзии объёмов на плоскости. Пространственные характеристики цвета. Оп-арт. Цвет на объёмной форме. Подчёркивание и разрушение формы объёма цветом. Суперграфика на различных объектах, предметах. Взаимосвязь ощущений при подчеркивании и трансформации формы.

Решение цветовых и колористических задач в пространстве интерьера, города. Выставочные пространства. Жилые и общественные помещения. Оформление праздников. Суперграфика в городской среде. Визуальное изменение пространства интерьера, городской среды.


^ 3.4. ТЕМЫ И ЗАДАНИЯ.

IV СЕМЕСТР

1. Тема: Свойства и функции цвета, задание: «Цветовое решение предмета» с учётом его формы, назначения, характеристик, особенностей устройства, функции, знаковости, символичности.

Предлагаемые объекты: мебель, посуда, светильники, транспорт, бытовая техника, инструменты и т.п.

Материалы:. Цветные выкраски, цветная бумага, акварель или гуашь. Аппликация. Формат 20х20см.


^ 2. Тема: Свойства и функции цвета , задание: «Шрифт и цвет». Композиция на тему «времена года», «месяц», «чувство», «событие».

Материалы: Цветные выкраски, цветная бумага, акварель или гуашь. Аппликация. Формат 20х20см.


^ 3. Тема: Свойства и функции цвета,

задание: «Цветографическая композиция».

Задача: Создать цветовую композицию, используя разные изученные качества цвета, его способность задать эмоциональное состояние и выразить смысловую сущность понятия. Необходимо совместить в рамках единой композиционной структуры различные способы взаимодействия цвета и формы (контраст, сближение, дополнение); различные цветовые гаммы и качества цвета, способы их взаимодействия и коррекции, добившись при этом колористической целостности.

^ Возможная тематика: шрифт и предметная среда в городе; коллаж предметов и фрагментов интерьера, коллаж на тему полиграфии и др.

Материалы: Гуашь, цветовые выкраски, цветная бумага. Аппликация. 2020 см


^ 4. Тема: Свойства и функции цвета. Цвет и объём. Цвет и пространство

Задание: «Изучение оптических свойств цвета».

Цветографика, выражающая физическое или эмоциональное качество отвлечённой объемной формы или малой средовой формы. Качество передаётся через взаимодействие цвета и формы.

Клаузуры выполняется на основе простейших геометрических форм.

Материалы: Гуашь, цветовые выкраски, цветная бумага. Аппликация. 2020 см


^ 5. Тема: Свойства и функции цвета. Цвет и объём. Цвет и пространство

Задание: «Визуальная трансформация простой объёмной формы» (куб, цилиндр, призма, конус, пирамида).

Подчёркивание формы. Разрушение формы. Ассоциации. Суперграфические приёмы. Упражнения выполняются на основе бумажной модели куба. 10х10х10 см. В решении композиции необходимо учитывать восприятие модели (обход, вращение),пространственное взаимодействие частей композиции, расположенных на разных гранях.

Материалы: Гуашь, цветовые выкраски, цветная бумага, клеящаяся бумага или плёнка.. Аппликация.


^ 6. Тема: Свойства и функции цвета. Цвет и объём. Цвет и пространство Задание: Цветовое решение архитектурной пространственной структуры.

Задача: добиться ощущения объёма и глубины пространства локальными цветовыми плоскостями, используя долевые свойства цвета.


^ 7. Тема: Свойства и функции цвета. Цвет и объём. Цвет и пространство. Задание: Глубинно-пространственная композиция – ассоциация на тему пространственной среды: выставочного пространства, акции в городе, парка-аттракциона, игровой площадки, входной группы.

Материалы:, гуашь, выкраски, аппликация, рельеф, объём, пространственные элементы Площадь композиции 20х20 см.


^ 8 Тема: Свойства и функции цвета. Цвет и объём. Цвет и пространство. Задание (курсовая работа): предлагается на выбор один из трёх вариантов: Вариант 1: Эскиз-ассоциация – праздник в городе.

Композиция строится на одной графической основе. В составе работы – 4 части. а) архитектура, б) освещения, в) шествие, г) фейерверк.

Вариант II. ^ Центральная декоративная установка на тему: «выставка».

Объёмно-пространственная цветовая структура. Выявление работы цвета и цветовых отношений в пространстве. 20х20х20см.

Вариант III. ^ Цветовое решение интерьера.

Задача: построение гармоничной цветовой палитры, создание эмоционального климата в интерьере.

Материалы: Гуашь, выкраски, графика, аппликация, рельеф. 20х20см.


^ IV. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ОСНОВНАЯ

Иллюстрированная хрестоматия по дизайну / Сост. Г.В. Вершинин, Е.А. Мелентьев. – Тюмень: Институт дизайна, 2005. – 1056 с., 872 ил.

Коник М.А. Архив одной мастерской. Сенежские опыты. – М.: Индекс Дизайн, 2003. – 324 с., – 212 ил.

Кузнецов И.Н. Курсовые и дипломные работы: От выбора темы до защиты: Справочное пособие / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов.– Мн.: «Мисанта», 2003,.416 с.

Серов Н.В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология. – СПб.: Речь, 2004. – 672 с.


ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ

Агостон Ж. Теория цвета и её применение в искусстве и дизайне. – М.: «Мир», 1982.

Адаскина Н.Л., Л. Попова: О соотношении цвета и формы». В сб. «Проблемы образного мышления и дизайна». Труды ВНИИТЭ. Серия техническая эстетика. Вып. 17\1978.

Воробьёв Г.Г. Молодёжь в информационном обществе. – М.: «Молодая гвардия», 1990.

Воробьёв Г.Г. Твоя информационная культура. – М.: Молодая гвардия, 1988.

Драгунский В. В. Цветовой личностный тест: Практическое пособие. - М.: АСТ; Мн.: «Харвест», 2001.

Иттен, Иоханнес. Искусство цвета. – М.: Д. Аронов, 2000.

Луизов А. В. Цвет и свет. – Л.: «Энергоатомиздат», Ленинградское отделение, 1989.

Мигалина И. В. Основы архитектурного цветоведения. – М.: «Ладья», 1998.

Михайлов С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна: Учебник для специальности «Дизайн архитектурной среды». – Казань: «Новое знание», 1999.

Фрилинг О., Ауэр К. Человек, цвет, пространство. – М.: Стройиздат, 1973.


^ V. ИЛЛЮСТРАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА




Наименование, вид пособия,

Форма

Количество

1.

Работы из методического фонда

Бумага, граф. материалы ф. А5 - А2

104 листа

2.

Цифровые фотографии работ

CD

1 диск, 104файла, 69 МБ

3

Фотоиллюстрации

Слайды

200 шт


^ V.1. ПОИСКОВЫЕ СЛУЖБЫ:

GOOGLE (http://www.google.ru), Яндекс (www.yandex.ru)


V.2. БЕСПЛАТНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Крупнейшие источники ресурсов Shareware и Freeware

Все категории программ, на русском языке (www.download.ru)

Все категории программ (www.download.com)

Все категории программ (shareware.cnet.com)

Microsoft's Free Downloadsl (www.microsoft.com/msdownload/)

Open Windows (www.open-windowe.com/pages/programs.htm).


^ V.3. ИНФОРМАТИВНЫЕ ДИЗАЙНЕРСКИЕ САЙТЫ

Официальные сайты сообществ и организаций:

http://art-design.tyumen.ru/ www.icsid.org www.icograda.org www.design-union.ru

www.archcenter.org

Информативные дизайнерские сайты:

www.designforum.fi www.designmuseum.fi www.kunstindustrimuseet.dk

www.svenskform.se www.design-center.co.jp www.designmuseum.org

www.cooperhewitt.org www.design-center.de www.kak.ru

www.goldenbee.org www.vitra.com www.4block.org

Сайты о дизайне и архитектуре:

www.a3d.ru www.designet.ru www.omami.ru www.idi.ru www.deforum.ru www.internirussia.ru www.novate.ru

www.designcollector.ru www.adceurope.org www.adcrussia.ru


^ VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Классы, оборудованные АРМ, HD-проекторами, компьютерами, затемнением, слайд-проекцией; экранами с электроприводом, доступом в Интернет.

Рабочие места в компьютерных классах, читальном зале библиотеки, оборудованные выходом в Интернет, сканерами, принтерами.

Дисковые накопители в компьютерных классах и читальном зале библиотеки, содержащие примерные работы по проектированию, цветоведению и колористике, теории дизайна.

Методический фонд лучших работ по дизайн-проектированию и дипломных проектов, а работ российских дизайнеров, лучших работ студентов.


Автор ___________________ Н.С. Макаров


Согласовано:


зав. научной библиотекой _____________________Н.П. Соколова




Схожі:




База даних захищена авторським правом ©lib.exdat.com
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації