Поиск по базе сайта:
Высота памятника 15,7 м. Диаметр гранитного пьедестала 9м icon

Высота памятника 15,7 м. Диаметр гранитного пьедестала 9м




Скачати 36.02 Kb.
НазваВысота памятника 15,7 м. Диаметр гранитного пьедестала 9м
Дата конвертації25.12.2012
Розмір36.02 Kb.
ТипДокументи




Идеологическая основа памятника – утверждение принципов «самодержавия, православия и народности». По основной композиции памятник воспроизводил «шапку Мономаха» – эмблему самодержавной власти Российской империи.

Некоторые исследователи видят в силуэте памятника колокол, который по замыслу автора был призван «благовестить потомкам о героическом прошлом России».

Памятник был поставлен на площади между Софийским собором и Присутственными местами.

Он представляет собой покрытый горельефными фигурами большой круглый пьедестал, на котором установлен огромный шар, изображающий «державу» с возвышающимся наверху крестом. У креста стоит коленопреклоненная женская фигура в русском национальном костюме, олицетворяющая Россию. Вокруг шара-державы на постаменте расположены крупные фигуры, которые по замыслу автора должны были отразить основные периоды истории Российского государства от Рюрика до Петра I. На пьедестале изображено 109 горельефных фигур различных деятелей политической истории, науки, искусства и литературы, начиная от киевских князей Х – ХI веков и вплоть до выдающихся представителей русской культуры середины ХIХ века.

Высота памятника — 15,7 м. Диаметр гранитного пьедестала - 9м.

Длина горельефного фриза — 27 м. Всего на памятнике изображено 129 фигур.

На грандиозном постаменте покоится большой шар — царская держава, символ власти Рюриковичей и Романовых. Держава покрыта затейливым рельефным орнаментом из крестов, символизирующих единение церкви и самодержавия, и опоясан надписью, выполненной славянской вязью: "Свершившемуся тысячелетию Российского государства в... лета 1862". На державе стоит ангел с крестом, а у его ног изображена коленопреклоненная женщина — олицетворение России.

Вокруг державы размещено 17 фигур, объединенных в шесть скульптурных групп, олицетворяющих шесть главных исторических эпох России (по периодизации дворянско-буржуазной исторической науки).

Группа «Основание Русского государства» - Рюрик с языческим богом Перуном. Согласно легенде, возникшей в XI веке, в 862 году в Новгород для княжения был приглашен глава варяжских дружин Рюрик. Русские князья и цари считали его основателем государства.

Справа от Рюрика расположена группа киевского князя Владимира, изображающая крещение Руси, что объективно способствовало приобщению славян к высокой греческой культуре, было шагом вперед по сравнению с языческими верованиями. Владимир стоит в центре композиции с поднятым вверх восьмиконечным крестом; перед ним славянин, низвергающий статую языческого идола, сзади женщина, протягивающая князю ребенка. (Группа «Введение христианства»).

Третья группа олицетворяет начало освобождения Руси от татарского ига — князь Дмитрий Донской попирает ногой побежденного татарина. Кажется, что он только что сразил его шестопером, который крепко держит в правой руке. Татарский воин жив, он поднимается, хоть в движениях его нет ни силы, ни страсти. Но Дмитрий уже не обращает внимания на побежденного врага - он смотрит за пыльный горизонт, куда бежит разбитая армия Мамая. Сражения еще предстоят, и князь готов к ним. Группа эта являет собой чрезвычайно выразительный символ победоносного выступления Руси против ненавистного чужеземного ига.

Четвертая группа изображает основание самодержавия. Одетый в парадную одежду великий князь Иван III принимает от побежденного татарина бунчук - символ окончательной победы над Золотой Ордой в 1480 году. Рядом лежат поверженные литовец в латах и немецкий рыцарь со сломанным мечом. На заднем плане - фигура сибиряка, символизирующая присоединение Сибири.

Начало династии Романовых - тема пятой скульптурной группы. Слева от царя Михаила - Козьма Минин, справа - князь Пожарский. Именно их усилиями родилось всенародное ополчение, освободившее Москву от польских интервентов, а уж затем в столице был в 1613 году избран на царство молодой Михаил Романов. Князь Пожарский обороняет родоначальника династии Михаила Романова мечом, а Козьма Минин преподносит ему шапку Мономаха и скипетр.

Шестая группа олицетворяет «Основание Русской империи». На север, в сторону Невы, в сторону новой столицы Российской империи обращена фигура Петра I в порфире, увенчанного лавровым венком со скипетром в правой руке. Над Петром с левой стороны возвышается фигура ангела - символ великих побед преобразователя России и великого значения осуществленных им реформ. У ног Петра поверженный на колени швед, защищающий свое разорванное знамя. Эта группа отображает самую выдающуюся эпоху в истории Русского государства до середины XIX века. Она знаменует блестящую победу русского оружия в Северной войне (1700-1721 гг.) и образование Российской империи.

Многовековая история самого народа не получила отражения в этих скульптурных группах. На горельефе, опоясывающем памятник, изображены 129 лиц. Они объединены в четыре группы. В первой изображены «Просветители народа», среди которых находим главным образом духовных лиц. Вторая группа «Государственные люди» состоит из князей и царей.

В третьей группе, изображающей «Военных людей и героев», видим князя Святослава, Довмонта Псковского, Александра Невского, Ермака, Козьму Минина и князя Пожарского, Ивана Сусанина, Богдана Хмельницкого, Кутузова, Платова, Нахимова и многих других.

В группе «Писатели и художники» представлены Ломоносов, Фонвизин, Державин, архитектор Кокоринов, актер Федор Волков, Крылов, Карамзин, Жуковский, Гнедич, Грибоедов, Лермонтов, Пушкин, Гоголь (изображение которого было помещено только под давлением общественности), Глинка, Брюллов.

Во время Великой Отечественной войны памятник был разобран фашистами. Немцы успели только запаковать мелкие фигуры, но не смогли вывезти их из города. После войны памятник восстановили, и он был открыт вновь 7 ноября 1944 года.



Схожі:




База даних захищена авторським правом ©lib.exdat.com
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації