Поиск по базе сайта:
Памятник Михаилу Васильевичу Ломоносову icon

Памятник Михаилу Васильевичу Ломоносову




Скачати 64.42 Kb.
НазваПамятник Михаилу Васильевичу Ломоносову
Дата конвертації21.11.2012
Розмір64.42 Kb.
ТипДокументи

Архангельск.


Первые морские ворота России, первый порт, родина первых отечественных кораблей и еще много раз первый, единственный.

«Об Архангельске можно писать и говорить бесконечно. Он разнообразен и контрастен. Есть города, для которых все в прошлом. У Архангельска – все будущем».

Особое место в создании полноценной эстетической среды занимают памятники. Дореволюционный Архангельск имел лишь два памятника, но их художественное достоинство в значительной мере превышало достоинство самой архитектуры города.

В первую очередь надо назвать памятник Михаилу Васильевичу Ломоносову, созданный в 1829 году скульптором И.Н.Матросом на средства, собранные по всей России. Это первый скульптурный памятник нашему знаменитому земляку.

Сегодня несколько странно видеть сына помора изображенным в римской точке. Но таков замысел автора – показать Ломоносова в образе антического поэта северного (не случайно он стоит на северном полушарии, где выгравировано название Холмогор, родины Ломоносова . Он приминает меру, подносимую гением поэзии.) Так «расшифровал» сюжет памятника скульптор.

Памятник был торжественно открыт в 1832 году около Троицкого собора, на месте, определенном ему «высочайшим повелением» Николая I.

Противоестественность такого соседства выявилась вскоре, но перенести памятник в другое место решились не сразу. Лишь 35 лет спустя его поставили возле губернских присужденных мест (туда, где сейчас стоит обелиск Севера). В 1932 году памятник поставили перед зданием АГТУ, где он находится и по ей день. Неоднократная перестановка памятника свидетельствует о том, что ему трудно определить место, если памятник создан не для конкретной архитектурной среды.


Второй памятник дореволюционного ^ Архангельска – памятник Петру I из серого гранита, высечены 4 даты посещения1693, 1694, 1702, и 1911 последняя дата установления памятника на месте нынешних Братских могил открыт 1914 году. 1920 разобран с 1950 года на данном месте установлен в сквере у реки, буквально на том месте, где когда – то возник Архангельск. Бронзовая статуя отлита в мастерской известного русского скульптора М.М.Антокольского в Париже и установлена в Архангельске в 1914 году. Петр I изображен в мундире офицера Преображенского полка. Он стоит, опираясь на трость, в левой руке – подзорная труба.

Петр словно осматривает двинской простор, корабли, стоящие на рейде. Скульптор в портрете сильный характер царя, и его волю, энергию, ум. Три из четырех дат, выбитых на гранях пьедестала, связан с приездами Петра I в Архангельск, и это подчеркивает роль Петра, как создателя отечественного судостроения.

К сожалению, памятник не является композиционным акцентом окружающей его среды. Главное в нем, как и в памятнике Ломоносову, - тема и идейное содержание. В современном Архангельске эти два памятника ценны прежде всего художественным значением. Из памятников советского периода нам особенно дороги те, что связаны с памятью о нашем вожде В.И.Ленине. стоит в центре города, на Октябрьской площади. Он открыт в двадцатую годовщину основателю коммунистической партии Советского Союза и Советского государства Великой октябрьской революции. Скульптор, народный художник РСФСР, член – корреспондент Академии художеств СССР Г.В.Нерода, изобразил Ленина трибуном, обращающимся к народу. Бронзовая скульптура поставлена на гранитный пьедестал работы архитекторов Б.П.Бельского и П.А.Федотова. Памятник размещен по оси симметрии главного театрального фасада, композиционно связан со зданием театра, который создает ему очень удачный фон.

В том числе достопримечательностей Архангельска обелиск Севера скульптура И.К.Алтухова – один из памятников первых советского периода, ознаменованный социалистическое преобразование Северного края. Он установлен 7 ноября 1930 года. Программный характер тех лет выражен словами, начертанными на одной из граней обелиска:


Пролетарской воли и напролом край суровый и отсталый превратим в индустриальный новый Север


В тридцатых годах обелиск выполнял архитектурно – композиционную функцию, так как стояло по оси главного входа в крайисполком. Старое здание давно обстроено и стало Домом советов, памятник несколько «сместился» относительно центра этого сооружения и уже не воспринимался как единое целое с ним. Но значение свое обелиск сохранил и по сей день – это символ Советского Севера. (Российского)

Время убедительно доказало, что для любой скульптуры нужно соответствующее архитектурное пространство.

Хороша скульптура должна сделать архитектуру легкой для восприятия.

Отсутствие в прошлом развитой архитектурной среды привело к тому, что почти все памятники Архангельска разместились в центре города, на небольшой территории между набережной и проспектом Павлина Виноградова от улицы Карла Либкнехта до улицы Карла Маркса. Здесь, кроме названных памятников, стоят памятники гражданской и великой Отечественной войн (историко – революционные места):

Памятник «Жертвам интервенции 1918 – 1920гг. открыты в 1958 году на Кузнечевском кладбище, на месте расстрела интервентам и белогвардейцами в ночь на 1 мая 1919 года группы членов большевистского подполья Архангельска: Теснанова, Анисимова, Близниной, Прокашева, Закемского, Роземского, Антьена».

Скульптура изображает революционеров на фоне развернутого красного знамени в момент перед расстрелом. В центре группы – К.И.Теснанов. Он гордо поднял голову, рванул на груди рубашку. Вторая справа – К.Н.Близнина, единственная женщина среди подпольщиков. Она поддерживает ослабевших, до конца выполнял свой долг сестры милосердия.

Отлитая из бронзы скульптурная группа в виде барельефа вмонтирована в стену из серого гранита. Высота – 6,4 метра, длина 12,4 метра. Слева, на опущенном бронзовом знаменитые слова: «Бессмертие и слава героям – несгибаемым борцам за Советскую власть и независимость Родины!», ниже начертаны имена расстрелянных здесь товарищей, справа символическое изображение вечного огня. Художественное литье и обработка выполнены специалистами Мыниценского завода художественного литья. Авторы памятника – скульптор М.С.Алщенко и архитектор М.Д.Насекин Обелиск «Жертвам интервенции» 1918 – 1920гг. (Братские могилы) Сооружон в 1950 году на набережной В.И.Ленина в створе улицы К.Либкнехта, на месте торжественного погребения 9 мая 1920 года праха погибших в борьбе против интервентов и белогвардейцев на Севере.

Памятник сооружен из железобетона, серого гранита, бронзы и чугуна. Его основанием служит квадратная плита, по углам установлены чугунные чаши для цветов. в Лицевую грань пьедестала вмонтирована бронзовая доска с изображением склоненных красных знамен, лавровых и дубовых ветвей.

На трех других гранях – мемориальные доски со списками имен захороненных здесь товарищей. Памятник завершает четырехгранный обелиск. Высота памятника около 11 метров. Автор – архитектор М.Ф.Кибирев.

Памятник П.Ф.Виноградову.

Памятник герою гражданской войны на Севере Павлину Федоровичу Виноградову был открыт 5 ноября 1960 года на площади перед кинотеатром «Мир». Высота общая 8 лет. Постамент облицован блоками полированного розового гранита. Автора памятника – скульптор М.С.Алещенко и архитектор М.Д. Насекин.

Памятник А.А.Гуляеву установлен на территории бывшего железнодорожного вокзала на Левом берегу. Выполнен из бетона и мраморной крошки и имеет красную пояснительную надпись.(Андрей Александровича Гуляев) был председателем исполкома Архангельского городского совета в 1918 году. Он был послан в совет железнодорожными станциями Исакогорка. Погиб в тюрьме на острове Мудьюг от рук интервентов.


Памятник А.Г.Зеньковичу установлен рядом с железнодорожным вокзалом станции Исакогорка. Сын крестьянина могилевской губернии, калеграфист по профессии, он был участником русско – японской и первой мировой войн. В Архангельск прибыл в августе 1917 году с рабочей ротой. Он много сделал для укрепления обороны Севера. Он был убит интервентами 2 августа 1918 года на станции Исакогорка . В честь его названа одна из улиц (на этой станции) в Исакогорского района.


Памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны – торжественно открыт 28 августа 1971 года в поселке Первомайском. Авторы монумента – скульптор В.А.Сычев и художник С.П.Попов. На высоком пьедестале – фигура скорбящего война. На четных плитах полированных знаком горят слова: «Какою ценой завоевано счастье - …….!» «О тех, кто уже не придет никогда, - с войны». С двух сторон пьедестала приспущены знамена из красного камня.


^ Скульптурная композиция на месте воинского захоронения на Кузнечевском кладбище. В центре композиции – символическое изображение вечного в виде многометрового бетонного факела, устремляющего в небо. На его гранях металлические буквы надписи – посвящения: «Вечная слава героям, павшим за Родину» 1941 – 1945гг. На лицевой части факела – бронзовые барельеф и матроса, солдата и летчика. Композиция выполнена по проекту заслуженного художника РСФСР скульптора В.А.Михайлова.


«Монумент солдата – победителя»

Сооружен на воинском захоронении в Ломоносовском районе близ улицы Павла Усова – к 50-летию Октября. На прямоугольной площадке, обнесенной железобетонным парапетом, захоронено 323 советских воина, умерших в годы минувшей войны в госпиталях района. В левой руке воина каска, в правой – склоненное знамя.


«Монумент победы»

Стела – опущенное знамя символизирует, вечный огонь перед стелой – чаща из меди. Три фигуры – с лева на постаменте: солдат, солдатка, матрос – из бронзы. Воздвигнут в честь – воинов не вернувшихся с Великой Отечественной воцны.

Танк Рикардо Мк (английский)

Был захвачен бойцами шестой армии как военный трофей во времени боев на Северном фронте. Установлен в двадцатую годовщину освобождения Архангельска от интервентов (21 февраля 1940 года) на площадке при входе в здание архангельского областного краеведческого музея.(мемориальная надпись на бронзовой доске) после его переносили на улицу проспект Троицкий (перед рестораном «Полярный») Теперь он установлен в городском развлекательном – детском парке.

Панно на главном фасаде гостиницы «Беломорская». Открыт в 1981 году Автор Ленинградский скульптор Л.Сморгон.


Тема победы молодой Красной армии и гражданской войне будет продолжена. Установка на площади Профсоюзов памятника


К сожалению никак не отражена в монументальном искусстве города такая волнующая Архангелогородцев тема, как огненные конвои Великой Отечественной войны.




Схожі:




База даних захищена авторським правом ©lib.exdat.com
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації