Поиск по базе сайта:
Оаоу «Новгородский институт развития образования» icon

Оаоу «Новгородский институт развития образования»




Скачати 262.4 Kb.
НазваОаоу «Новгородский институт развития образования»
Дата конвертації22.11.2012
Розмір262.4 Kb.
ТипДокументи

ОАОУ «Новгородский институт развития образования»

Кафедра теории и методики дошкольного образования


Критериальный анализ творческой педагогической деятельности.


Тема: «Система работы по формированию представлений

и обучению дошкольников старшего возраста игре

на музыкальных инструментах»


Выполнила: Михайлова Л.А, музыкальный

руководитель МАДОУ №2 п. Хвойная

Проверила: Никитина С.В, старший

преподаватель кафедры теории и

методики дошкольного образования.


^ Великий Новгород 2010 г.

1.Актуальность.

В работу музыкального руководителя входит реализация следующих направлений: восприятие, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах. Игра на музыкальных инструментах, по мнению Т.С.Бабаджан, Ю.А.Двоскина, один из видов детского исполнительства, который обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности, помогает выработать ритм, ладовое чувство и музыкально-слуховые представления. Н.Г.Кононова утверждала, что игра на инструментах развивает взаимоуважение, доброжелательность, чувство коллективизма.В процессе игры на музыкальных инструментах по мнению Н.А.Ветлугиной формируются элементарные навыки исполнительства ,через которые ребенок мог бы выразить свое настроение,свое чувствование музыки.

Авторы программы «Радуга» Т.Н.Доронова,Т.И.Гризик подразумевают реализацию раздела «игра на музыкальных инструментах» и в связи с этим ставят следующие задачи:

-учить исполнять знакомые попевки, индивидуально и небольшими группами, под аккомпанемент;

-соблюдать общую динамику, темп, своевременно начинать и заканчивать игру.

Однако программа «Радуга» не предлагает методических рекомендаций по обучению детей старшего дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах.

Анализ программ музыкального развития, таких как «Ладушки» (И.Новоскольцева, И.Каплунова), делают акцент на ритме и развитии творческих способностей.

Методические рекомендации под редакцией Н.Г.Кононовой предлагают изучение разных видов музыкальных инструментов и знакомят с первыми навыками игры на них.

Результаты диагностики музыкального развития воспитанников ДОУ по данному виду деятельности показывают:

-дети недостаточно владеют знаниями о музыкальных инструментах и способности играть на них;

-имеются трудности игры на музыкальных инструментах под аккомпанемент;

-затрудняются в воспроизведении ритма, темпа, звуковысотного и динамического слуха;

-испытывают затруднения в названии музыкальных профессий и коллективов.

Успешность музыкального развития старших дошкольников можно обеспечить через обучение их игре на музыкальных инструментах.

Об это свидетельствуют так же результаты наблюдений педагогов на группе за детьми, которые отмечают повышенный интерес, выражающиеся в музицировании детей на музыкальных инструментах, в создании на группе мини-ансамблей между детьми.

Поэтому возникла необходимость систематизировать имеющиеся в теории и практике эффективные подходы к обучению дошкольников игре не музыкальных инструментах. Этому способствует и наличие в ДОУ широкого спектра инструментов. Актуальность выбранного приоритетного направления в музыкальном воспитании старших дошкольников подтверждается и выявленными запросами родителей воспитанников, 40% которых не исключают возможность продолжения музыкального воспитания в музыкальной школе.


^ 2.Теоретическое обоснование.

Разработке данной темы основывалась на работах Н.А. Метлова, К. Орфа, Э. Ж. Далькроза, Н. Г. Кононова, М. А. Михайловой, И. Каплуновой, Н. Новоскольцевевой, М. Трубниковой. Инициатором обучения игре на музыкальных инструментах в 20-годы стал известный музыкальный деятель и педагог Н. А. Метлов.

Известный австрийский композитор Карл Орф, руководствуясь теорией Э. Ж. Далькроза, разрабатывает классификацию музыкальных инструментов, которая нашла отражение в системе работы с детьми старшего возраста.

Анализируя опыт работы Ильзы Пуш, отметим наиболее важным свободу выбора инструмента на занятиях и в свободном исполнении детей.

В работах М. Трубниковой наиболее значимыми выступили следующие теоретические положения:

1. Обучение проводится по слуху и приносит детям радость;

2. В процесс обучения активно включается воспитатель группы;

3. Игра на музыкальных инструментах находит применение в самостоятельной деятельности детей.

Изучив работы И.Каплуновой и И.Новоскольцевой следует отметить главы,посвященныеритму:игры с палочками,именами,ладошками,знакомство с длительностями и паузой. Процесс обучения невозможен без использования чётко структурированного пособия М. А. Михайловой « Развитие музыкальных способностей детей». В данной работе материал представлен от простого к сложному. И в нем имеются задания развивающего и творческого характера.

Изученные работы послужили теоретической основой данного опыта.

3. Сущность.

Цель опыта:формирование представлений о разных видах инструментов и обучение игре на них.

Данная система работы проводиться с детьми старшей группы один раз в неделю во второй половине дня, которая по продолжительности составляет 30 минут. Вся система включает в себя 3 блока:

1 блок: «Детские музыкальные инструменты» (октябрь, ноябрь).

В 1 блоке проводится изучение всех видов музыкальных инструментов (симфонические, народные, клавишные) согласно методическим рекомендациям Н.Г.Кононовой. На основе полученных знаний детей проводятся беседы о тех музыкальных инструментах, которые имеются в музыкальной школе. Таких как: гармонь, скрипка, альт, аккордеон, виолончель. Беседы о народных и клавишных инструментах: гармонь,гитара,трещотка,ложки,фортепиано,рояль,аккордеон, проводятся на основе исторических сведений, взятых из пособия М.А.Михайловой.

В рамках данного блока применяются следующие принципы:

-принцип наглядности,

-принцип последовательности и систематичности.

В данном блоке реализуются следующие задачи:

  • Систематизировать и расширить знания детей о разных видах музыкальных инструментов.

  • Научить детей определять характер звучания музыкальных инструментов.

2 блок: «Мы артисты» (декабрь, январь, февраль).

Данный блок является основным в обучении детей старшего возраста игре на музыкальных инструментах. Музыкальный репертуар подбирается от простого к сложному: «Кап-кап», «У кота-воркота», «Поезд», «Смелый пилот», «Дождик», «Гори-гори ясно», «Во поле берёза стаяла», «Калинка», «Утушка луговая» в обработке Г.Топатенко, Е.Теличеевой, Р. Рустамовой, И.Каплуновой.

2 блок включает в себя 12 занятий, на каждом занятии дети знакомятся с пьесой, попевкой, выкладывают на фланеграфе схему проигрываний. Схема проигрывания помогает детям для более точного исполнения на музыкальных инструментах, тем самым развивая у них зрительное восприятие, ритмические способности.

В этом блоке реализуются следующие задачи:

1.Осваивать игру на 1, 2, 3 и более звуках.

2.Отрабатывать навыки совместной игры под аккомпанемент.

3 блок: «Занимательная страница» (март, апрель, май).

Данный блок включает в себя ознакомление дошкольников старшего возраста с понятиями музыкальные профессии, таких как: композитор, дирижер, пианист, скрипач, гитарист; музыкальными коллективами: оркестр, ансамбль, хор, трио, квартет, дуэт, взятые из пособия О.П.Радыновой и А.И.Катинене.

- Используются игры, направленные на развития ритмических и творческих способностей детей, взятых из пособия Н.Новоскольцевой, Н.Каплуновой: «Бегемот», «Прогулка», «Цапля», «Определи ритм», «Кто твой дружок?».

- Игры, направленные на силу звука и развития звуковысотного слуха: «Музыкальное лото», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Найди нужный колокольчик».

После проведённой работы возникла необходимость систематизировать все знания детей через дидактический игры по типу: «Угадай музыкальный инструмент», «Музыкальный домик», через загадки, ребусы, кроссворды.

Таким образом,для поддержания интереса к ДМИ,был создан оркестр «Веселый колокольчик».Данный оркестр выступает на праздниках,развлечениях,выезжает с концертами в соседние детские сады,на районные мероприятия со следующими произведениями: «Во саду ли в огороде», «Во поле береза стояла», «Утушка-луговая», «Калинка».


4. Результативность.

Результативность данной системы занятий проявилась в том,что:

  • Удовлетворилась потребность детей по ознакомлению с музыкальными инструментами и обучению игре на них.

  • Определяют виды музыкальных инструментов, на начало года показали 40% детей высокие результаты, 54%-средние, на конец года показатель высокого уровня возрос до 86%, средни-14%.

  • Владеют способами игры на инструментах на начало года- 20%-высокий уровень, 66%- средний, 14%-низкий, на конец года-66%-высокие результаты, 64%-средние.

  • Выделяют высокие и низкие звуки, определяют заданный ритм. НА начало года 10% детей показали высокие результаты, 80%-средние, 10%-низкие,на конец года -60%-высокие, 40%-средние.

  • Называют музыкальные профессии, и коллективы на начало года 40%-средние показатели, 60%-низкие, на конец года-53%-высокие, 47%-средние.

  • Играют на музыкальных инструментах под аккомпанемент на начало года-14%-высокие, 46%-средние, 40%-низкие, на конец года-46%-высокий, 54%-средний.

  • Удовлетворилась потребность родителей, дети которых показали свои умения в выступлениях на праздниках, развлечениях.

  • Вывод: по результатам диагностики следует отметить, что показатели высокого и среднего уровня возросли, а низких не наблюдается.


^ 5. Практическая значимость.

Данный материал может быть использован музыкальными руководителями ДОУ ,работающими по проблеме формирования и обучения игре на музыкальных инструментах.Воспитателями для закрепления полученных результатов на занятиях и вне занятий,для проведения музыкально-дидактических игр,для изготовления нетрадиционных музыкальных инструментов в самостоятельной деятельности(глина,крупы,баночки из-под йогурта,палочки и т.д)

Этот опыт работы транслировался внутри ДОУ,на педагогическом совете ,

на районных методических обьединениях.


Литература:

1. Радынова.О.П., Катинине.А.И - М.: Просвещение. Владос, 1994.

2. Кононова. Н.Г. Музыкально дидактические игры для дошкольников. - М.:Просвещение, 1982.

3. Каплунова. Н, Новоскольцева. Н. «Этот удивительный ритм». Издательство «Композитор», 2005.

4. Кононова. Н.Г «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментов». - М.: Просвещение 1980.

5. Михайлова. М.А «Развитие музыкальных способностей детей». - Ярославль: Академия развития, 1997.

6. Большой энциклопедический словарь: Музыка/Кеддыш.Г.В.-М.: 1998.

7. Трубникова. М «Учим детей играть по слуху». Дошкольное воспитание. №9, 1993.


Диагностика на начало года

^ Список детей

Показатели музыкального развития детей.

Называют

муз.инстру-

менты

Владеют способами

игры на них

Опре-

деляют

ритм

Сила звука, тембр, высота

Называют

Муз. профессиии коллективы

Игра на ДМН под аккомпо-

нимент

Максим. А

2

2

2

2

2

1

Таня. И

3

2

2

2

1

1

Слава. П

2

1

2

1

1

1

Серёжа. Ф

2

2

2

2

1

1

Артём. Е

2

2

2

1

1

1

Никита. С

3

2

2

2

2

2

Тамара. М

2

2

2

2

1

2

Катя. Ч

3

3

2

2

2

3

Витя. М

2

2

2

2

1

2

Даша. В

3

3

2

2

2

2

Алёша. Ю

3

2

3

2

1

3

Лиза. С

3

2

2

2

2

2

Лера. С

2

1

2

2

1

1

Сашка. К

3

3

3

3

2

2

Вика. Т

2

2

2

2

1

2

3б-выс. ур

2б-ср. ур

1б-низ. ур

40%-в. у

54%-с. у


20%-в. у

60%-с. у

14%-н. у

14%-в. у

86%-с. у

6%-в. у

80%-с. у

14%-н. у



40%-с. у

60%-н. у

14%-в. у

46%-с. у

40%-н. у


^ Диагностика на конец года

Список детей

Показатели музыкального развития детей

Называют

муз.инстру-

менты

Владеют способ-ми

игры на них

Опре-

деляют

ритм

Сила звука, тембр, высота

Называют

Муз. профессиии коллективы

Игра на ДМН под аккомпо-

нимент

Максим. А

3

2

2

2

2

2

Таня. И

3

3

3

2

2

2

Слава. П

2

2

2

2

2

2

Серёжа. Ф

3

2

3

2

2

2

Артём. Е

2

3

3

3

3

2

Никита. С

3

3

3

3

3

3

Тамара. М

3

2

3

3

2

2

Катя. Ч

3

3

3

3

3

3

Витя. М

3

3

3

3

2

2

Даша. В

3

3

3

3

3

3

Алёша. Ю.

3

3

3

3

3

3

Лиза. С

3

3

3

3

3

3

Сашка. К

3

3

3

3

3

3

Вика. Т

3

3

3

3

3

3

Лера. С

3

2

2

2

2

2




86%-в. у

14%-с. у

66%-в. у

34%-с. у

80%-в. у

20%-с. у

66%-в. у

34%-с. у

53%-в. у

47%-с. у

46%-в. у

54%-с. у



^ Система занятий




Тема блока

Содержание

1.

«Детские музыкальные инструменты»

Октябрь-ноябрь

( 8 занятий)

1 занятие- Знакомство детей с духовыми деревянными и духовыми медными музыкальными инструментами. Провести беседы о данных музыкальных инструментах.

2 занятие: Ударные и струнные. Определять характер звучания.

3 занятие: Народные инструменты и их использование.

4 занятие: Инструменты клавишные.

5 занятие: Музыкальные инструменты, изготовленные своими руками.

6 занятие: Неозвученные музыкальные инструменты: лесенки, проигрыватель с набором пластинок, балалайка, звуковая книжка и др.

^ 7,8 занятие: Связь с музыкальной школой. Беседы о музыкальных инструментах, которые имеются в музыкальной школе, (гармонь, скрипка, аккордеон, баян, гитара.)


2

«Мы артисты»

Декабрь- февраль

( 12 занятий)

1 занятие: «Кап- кап» р.н.м обработка Т. Попатенко.

Учить детей играть песенку загадку вместе с педагогом по фразам: ребёнок - эталонную нисходящую М3, педагог- движение по трихорду, выкладывать на фланелеграфе схему проигрывания.

2 занятие: Закрепление р.н.м «Кап-кап» разобрать «У кота воркота». Осваивать постепенное движение вверх и вниз внутри трихорда. Учить пользоваться схемой.

3 занятие: Разобрать музыкальную попевку « Поезд» рум.н.м

Обработка Т. Папотенко. Учить исполнять музыкальные фразы, построенные на одном звуке. Отрабатывать навыки совместной игры в ансамбле.

4 занятие: «Смелый пилот» Е. Тиличеевой. Точно передавать ритмический рисунок на 1 звуке. Учить одновременно, петь и играть на музыкальных инструментах.

5 занятие: «Дождик» р.н.м. Учить исполнять мелодию на 2 звука, правильно передавать ритмический рисунок.

6 занятие: «Гори ясно» р.н.м. Осваивать навыки совместной игры ансамблем на треугольнике, бубне, барабане, трещотке, ложках, кастаньетах.

7 занятие: «Звенящий треугольник» Р.Рустамова. Осваивать навыки игры на треугольнике, закрепить навыки совместной игры (треугольник, румба, колокольчик).

8 занятие: «Во поле берёзка стояла» (р.н.м). Обучать детей игре на металафоне. Учить одновременно начинать и заканчивать игру.






^ Тема блока

Содержание







9 занятие: «В суду ли в огороде» (р.н.м). Познакомить детей с пьесой, её названием, характером, развивать звуковысотный слух. Развивать чувство товарищества в выборе музыкальных инструментов и в совместной игре на них.

10 занятие: Закрепление 8 и 9 занятия. Познакомить детей с р.н.м. «Калинка», разобрать пьесу по фразам, учить играть под аккомпонимент на ударных и народных инструментах.

11 занятие: Закрепление 10 занятия. Познакомить с произведением «Утушка - луговая» играть по аккомпонимент,

Используя смешенный оркестр. Учить играть по фразам.

12 занятие: Закрепление понравившихся произведений детьми.


3

Занимательная страница (март, апрель, май).

1 зан: Знакомство с музыкальными профессиями (композитор, дирижер, пианист, артист, скрипач, гармонист) и музыкальными коллективами (оркестр, хор, трио, дуэт, квартет, ансамбль).

2 зан: Игровая деятельность детей, направленная на развитие звуковысотного слуха: « Эхо», «Музыкальное лото», «Повтори звуки», «Ступеньки», «Найди нужный колокольчик».

3 зан: Игровая деятельность детей, направленная на развитие ритмических способностей: «Бегемот», «Цапля», «Барабанщик»,игры с палочками,ладошками.

4 зан: Дидактические игры на закрепление детских музыкальных инструментов: «Угадай музыкальный инструмент».

5 зан: Занятие-развлечение «Путешествие в страну муз. инструментов».

6 зан: Отгадывание загадок, кроссвордов.

7 зан: Учить пользоваться ребусами и уметь разгадывать их.

8, 9 зан: Разучивание сказки с использованием муз. инструментов.

10 зан: Выступление оркестра «Веселый колокольчик» для детей дет. сада №2.

11 зан: Выступление оркестра для детей дет. сада №3.

12 зан: Участие в районных мероприятиях.



.

^ Классификация музыкальных инструментов


Инструменты симфонического оркестра

Инструменты народные

^ Инструменты клавишные

Духовые деревянные: флейта, гобой, кларнет, фагот.


Духовые медные: труба, туба, тромбон, валторна.


Ударные: барабан, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты.


Струнные: скрипка, виолончель, цимбалы, альт, контрабас, цитры, арфа.

Гусли, домра, балалайка, свирель, гармонь, гитара, трещотка, ложки деревянные.

Клавесин, рояль, фортепиано, аккардеон.



Приложение 3


^ Беседа о фортепиано

Надо сказать, что инструмент так назвали не сразу. Во Франции он назывался клавесин, в Италии-чембало. Инструменты мало чем отличались друг от друга. Новый инструмент имел огромное преимущество перед клавесином: по желанию исполнителя на нем можно было извлекать как громкие, так и тихие звуки. Ведь, если сильнее ударить по клавишам, то и молоточек сильнее ударит по струне. Отсюда и происходит название инструмента-фортепиано (итальянское-громко-тихо).

И вот фортепиано появилось на свет. Струны натянуты на чугунную раму. Красота звуков во многом зависит от резонансной деки. Изготовляют ее из ели. Она состоит из отдельных дощечек, склеенных между собой. Когда нажимают на клавишу, специальная механика приводит в движение молоточек, обтянутый войлоком.

Слушая музыку в концертном зале, мы часто обращаем внимание на клавиши. Белые и черные. По ним бегают пальцы исполнителя. Белые клавиши расположены ближе к краю инструмента, а поглубже черные-по две и по три. Белые клавиши покрывают дорогой слоновой костью, а черные делают из черного дерева. Корпус нужен для того, чтобы закрыть, защитить струны. Внизу, под ногами пианиста, мы видим педали, которые позволяют ослабить силу звука или продлить его звучание.

Играть на фортепиано можно одной рукой, двумя, а можно и в четыре руки. Фортепианная игра прекрасно сочетается с игрой на других инструментах, например, со скрипкой, с целым оркестром.

^ Беседа об ансамбле

Если ты увидишь или услышишь нескольких музыкантов, которые играют совместно, то знай-это ансамбль. Слово «ансамбль» в переводе с французского означает «вместе».Все ансамбли имеют одну особенность: каждый его участник владеет самостоятельной партией.

Камерные ансамбли в 2 человека составляют дуэт, в три человека-трио, в четыре-квартет. Все эти наименования происходят от латинских названий чисел.

В ансамбль может входить и большая группа музыкантов. Так, например, знаменитый коллектив «Березка» тоже называется ансамблем.


^ Игра «Кто твой дружок?»

Ребенок называет свое имя и проигрывает его на музыкальном инструменте. Например: Маша -

Саша -


Игра с предметами

Находить эпитеты к тем предметам, которые окружают детей прохлопать получившееся сочетание четвертных длительностей. Например: красный стул –


^ Игра с палочками


--Бегемот 2 раза ударить одной палочкой об пол

--Закройте рот 2 раза другой палкой об пол

-- Вы пугаете народ! Ударять палочкой об палочку

-- Честно вам признаюсь: 2 раза одной палкой об пол, 2 раза другой

-- Я вам улыбаюсь! Соединить палочки одну в одну линию(рот бегемота) и широко улыбнуться. Спросить у детей, как ещё можно стучать. Принять и использовать детские предложения.


^ Ритм в движении


Дети стоят врассыпную или в круг.

Раз! Два! Три! Четыре! Маршировать

По дорожке я скачу 4 прыжка на двух ногах

Раз! Два! Три! Четыре! Маршировать

Башмачок скакать учу 4 прыжка на 2 ногах

Раз! Два! Три! Четыре! Маршировать

Обломился каблучок Топнуть одной ногой, потом другой

Раз! Два! Три! Четыре! Маршировать

Заблудился башмачок Соединить пятки вместе, разводить


носки ног в стороны и соединить

^ Сила звука и динамический слух

Игра: « Громкая и тихая музыка»

Цель: Закреплять умение различать динамические оттенки музыкальной речи: тихо ( ), громко ( ), не слишком громко ( ).

Игровой материал: 3 квадрата разного цвета: один бледно-голубой, ярко-голубой, синий. Цвет квадрата условно соответствует динамическому оттенку.

Ход игры: Играющим раздаются карточки, и объясняется их назначение. Звучит 2 раза музыкальное произведение. Первый раз ребенок внимательно прослушивает, а 2 раз он выкладывает на карточке квадраты, соответствующие по цвету динамическим оттенкам звука.


^ Высота звука

Игра: «Найди нужный колокольчик».

Игровой материал: Два набора колокольчиков по типу «Валдай».

Ход игры: В игре принимают участие взрослый и ребенок. Взрослый садится за небольшой ширмой. Ребенок должен найти у себя в наборе колокольчик, соответствующий данному звучанию и прозвенеть его. При повторении игры взрослый и ребенок меняются местами.


^ Детские загадки


1. Мама как-то мне сказала,

Что бабуля Марфа

Очень здорово играла

И на домре, и на…(арфе).


2. Очень музыку любили

Две сестры, Наташа с Ниной.

И поэтому купили

Им большое…(пианино).


3. Дед Егор еще не старый,

Внуку сделал он подарок.

И теперь у нас Ванюшка

Целый день дудит на…(дудке).


4. Все мы очень любим слушать

Как поет у нас Тамара,

И в руках ее послушна

Шестиструнная…(гитара).


5. Тут же сразу тянет нас

На частушки и на пляс,

Если весело Сережка

Заиграет на…(гармошке).


6. Удовольствие для Васи –

Поиграть на контрабасе,

А для Сани и для Вани

Постучать на… (барабане).


^ Сказка с музыкальными инструментами

Шел однажды по лесу медведь (играет на барабане). Захотелось ему медку покушать. Вдруг видит он улей, а пчелы в нем так и жужжат (игра на расческе).

Знал медведь, что связываться с пчелами опасно, но уж очень ему меда захотелось. Пчелы накинулись на него и стали больно жалить (расческа).

Еле ноги унес! Бежит по лесу (игра на барабане), а сам пчелам грозит: «Вот уж я вас! Спилю сук и всех вас разнесу!»

Вскарабкался на дерево (барабан) и начал его пилить (терка с наперстком).

Летела мирно птичка-синичка (гармошка губная): «Не пили, медведь, ветку! Гнездо мое разоришь и сам упадешь!»

«Без тебя обойдусь!» - прорычал медведь. А сам дальше пилит (терка).

Скакала по веткам белочка (треугольник): «Перестань, медведь, пилить. Всех бельчат разбудишь и сам упадешь!»

«Скачи своей дорогой», - буркнул медведь, а сам дальше пилит.

Пробегал мимо олень с оленятами (баночки с крупой).

«Не пили, медведь, сук! Нас без свежей листвы оставишь и сам упадешь!»

Не слушает медведь никого и все пилит (терка).

Тут ворона летела и каркнула: «Кар-кар-кар!».

Сук обломился (баночку из-под йогурта придавить) и рухнул медведь.

«Все бока себе перебил!- заплакал, застонал медведь.

Пожалели звери медведя, помогли подняться. И наказали ему: «Никогда не пили сук, на котором сидишь!»


^ Кроссворд для сообразительных


А

Ы

Г

И

Т

А

Р

А

Л

О

Т

З

В


Г

У

С

Л

И

О

Л

Т

К

А

Т

Р

С

В

А

И

П

И

Б

А

Л

Д

О

М

Р

А

П

Р

О

Б

А

Л

А

Л

А

Й

К

А

О

Р


О

Л

И

К

И

С

Ф

Л

Е

Й

Т

А

Х

Ы

Ц

С

И

Н

Т

Е

З

А

Т

О

Р






Музыкальные инструменты: гитара, гусли, домра, балалайка, синтезатор.



Схожі:




База даних захищена авторським правом ©lib.exdat.com
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації