Кукольный театр и театрализованные игры в детском саду icon

Кукольный театр и театрализованные игры в детском саду




Скачати 112.8 Kb.
НазваКукольный театр и театрализованные игры в детском саду
Дата конвертації22.12.2012
Розмір112.8 Kb.
ТипДокументи

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР И ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ.


Хорошо известно, что главным спутников в жизни для малыша является его любимая игрушка, любимая кукла. Как много значит ее присутствие для детского сердца, ведь кукла может почти все: выслушать, развеселить, обрадовать, пожалеть. А если вдруг она «оживает», начинает говорить, двигаться, петь и танцевать, то вызывает огромный восторг в душе ребенка.

Такие встречи с театральными куклами близки, доступны и понятны детям, они помогают им расслабиться, снимают напряжение, создают радостную атмосферу, вызывают желание пообщаться с куклой, хорошо ее рассмотреть, взять в руки. Однако нельзя рассматривать кукольный театр и драматизации только как развлечение. Очень важно его воспитательное значение. В дошкольном возрасте у ребенка формируются отношение к окружающему миру, его интересы, характер. Поэтому в этом возрасте необходимо показывать детям примеры доброты, дружбы, правдивости и трудолюбия. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе детского сада по нравственному, умственному, эстетическому воспитанию. Для организации кукольного театра необходимы куклы различных систем: яркие, легкие, доступные и удобные в управлении для ребенка. Надо стараться проводить подготовку и показ кукольных театров качественно, на высоком педагогическом и исполнительском уровне.

По способу управления театральные куклы делятся на два основных вида – верховые и напольные. Верховые-куклы, которыми управляют из-за ширмы.

Напольные находятся радом с кукловодом на полу, ими управляют на глазах у зрителей.

Начинать знакомить детей с театром кукол следует со второго года жизни, используя различные виды театров:

^ Театр картинок (фланелеграф и картинки на липучках)

Теневой театр (движущиеся фигурки на ярко освещенном экране)

Театр петрушек (перчаточные куклы)

Пальчиковый театр (на бумажном или матерчатом чехольчике по размеру пальца)

^ Театр кукол на столе, ( «настольный», самый простой и доступный. При этом надо учитывать соотношение кукол по размеру: кошка должна быть больше мышки, но меньше собаки и тд.) Интересные куклы для настольного театра можно изготовить из бумажных конусов, цилиндров, коробочек различной высоты, так называемые конусные игрушки.

^ Театр ложек (упрощенный вариант верховых кукол). Их основу составляет деревянная ложка, легкая и удобная в управлении. На выпуклой стороне ложки рисуют лицо персонажа, Ребенок берет ложку за ручку, поднимает ее на ширму. Рука ребенка спрятана под юбочку, надетую на ложку и крепко завязанную. Такая кукла-ложка может легко двигаться по ширме, покачиваться, поворачиваться в разные стороны, танцевать.

Детей старшего возраста знакомят с более сложными видами театра.

^ Театр кукол на гапите. (верховые куклы) Гапит - деревянный стержень диаметром 10 мм. Головка куклы закрепляется на гапите, ниже крепится деревянный плечевой каркас На нем закрепляется поролоновая основа, с пришитыми к ней ручками и ножками. Сверху надевается костюм куклы. Следует научить ребенка правильно и вертикально держать куклу за гапит, не облокачиваться на ширму во время движения куклы.

^ Театр петрушек. ( перчаточные верховые куклы) Более сложный вариант, т.к. требует от ребенка определенных действий руки и пальцев. Головка куклы надевается на указательный палец, а «руки» на большой и средний. Очень важно следить за вертикальным положением указательного пальца у ребенка, т.к. он устает, и голова куклы опускается. Так же ребенок не должен поднимать руку слишком высоко над ширмой. Кукла должна возвышаться над ширмой на две трети своего роста.

^ Театр марионеток (напольные куклы) Куклы, управляемые с помощью нитей. Нити крепятся к вагам. Вага – это деревянная крестовина, к которой крепятся нити от куклы. Кукла находится рядом с кукловодом на полу, вага – горизонтально полу. Рука ребенка должна находиться примерно на уровне согнутого локтя, держать вагу за середину. Покачивая вагу влево-вправо, ребенок приводит в движение куклу.

^ Театр кукол с «живой рукой». Эти куклы обладают самыми яркими выразительными возможностями, т.к. вместо рук куклы работают руки ребенка. Состоит такая кукла из головы, которая тесемками фиксируется за шею ребенка и неподвижно висит на его груди и свободно свисающего плаща, в манжеты которого ребенок вставляет свои руки. Такая кукла является как бы передней частью костюма ребенка, поэтому необходимо чтобы он все время находился лицом к зрителям. Такие куклы помогают ребенку проявиться себя в песенном, танцевальном творчестве,

выразительной жестикуляции, что не доступно другим видам кукольного театра.

^ Система «люди-куклы». Кукла, которую ребенок надевает на себя. Большая голова-маска, большие ладони, большие ботинки, как правило, изготовляют из поролона и обтягивают тканью. Чтобы ребенок мог видеть и дышать, рот куклы с прорезью делают на уровне глаз ребенка. Люди-куклы обладают большими сценическими возможностями и используются в основном детьми в подготовительной к школе группе.


Играем в кукольный театр.
^

Настольный кукольный театр



Используемые игрушки: мягкие, резиновые, конусные. ( изготовление конусных кукол см. «Дошкольное воспитание» 10\ 1997 г.)

Управление настольными куклами не представляет для детей особой сложности. Ребенок должен брать куклу сзади так, чтобы его пальцы были спрятаны под руками куклы. Кукла может стоять, сидеть, лежать, наклоняться, покачиваться и тд. Если по ходу спектакля кукла идет медленно, то ребенок ведет ее по столу неторопливо, если кукла бежит, подпрыгивает, то ребенок передвигает ее быстро. Если встретились две куклы, то одна слушает не двигаясь, а вторая в это время «говорит», медленно покачиваясь из стороны в сторону в такт речи. Это необходимо для того, чтобы зрители поняли кто из кукол в данный момент говорит. Очень важно добиваться чтобы речь ребенка совпадала с движением куклы.

^ Предварительная работа:

Дать ребенку подержать куклу, хорошо ее рассмотреть, пощупать. Попытаться определить какой у нее характер, голос, походка. Наводящими

вопросами дать ребенку попытаться «оживить» куклу.


^ Этюды с настольными куклами.


Начинать работу над будущим спектаклем следует с упражнений и этюдов. Этюды – это своеобразная школа, где дети младшего и среднего дошкольного возраста постигают основы актерского мастерства. Основы кукловождения. Ребенок учится наклонять игрушку вперед, возвращать ее в исходное положение, вести ее по столу, меняя направления. В этот момент происходит работа не только над движением, но и работа актера над собой: развивает речь, внимание, координация, мимика. Такие этюды и упражнения помогают ребенку развить память, воображение, умение двигаться «по сцене», общаться с партнерами согласно сценарию.

Цели этюдов – упражнений.

  • Побуждать ребенка правильно и удобно держать куклу;

  • стимулировать внимание;

  • выполнять движения спокойно, без напряжения и согласно тексту;

  • Следить чтобы руки и плечи были расслаблены, ребенок не был зажат;

  • Развивать выразительность речи и жестов;

  • Поощрять любые проявления детской фантазии.

  • Развивать интерес и бережное отношение к театральным куклам.

^ ЭТЮДЫ С КУКЛОЙ.


ЗАЙКА НАШЕЛ МОРКОВКУ: ребенок ведет куклу (прыжки, мелкий бег).Увидел морковку, Остановился, понюхал, посмотрел вокруг, обрадовался, побежал за другим зайчиком.


ЖУЧКА (сл.Е.Федорченко): ребенок плавным движением ведет собачку, показывая хвостик поворотом туловища, шерстку. На слова «Гав! Гав!» наклоняет игрушку вперед и возвращая ее в исходное положение.


КОШКА (Г.Сапгир) Кошка! Как тебя зовут?

Мяу!

Стережешь ты мышку тут?

Мяу!

Кошка, хочешь молочка?

Мяу!

А в товарищи щенка?

Фрр!

В упражнении могут участвовать две игрушки : одна спрашивает, другая отвечает. Добиваться выразительных интонаций в произношении.


^ БОЛЬНАЯ КУКЛА (В.Берестов)

Тихо. Тихо. Тишина.

Кукла бедная больна.

Кукла бедная больна,

Просит музыки она.

Спойте, что ей нравится,

И она поправится.

Выразительно передать страдание куклы (посадить, положить куклу на подушечку) Передать радостное настроение. Кукла танцует, кружится.


^ СОЧИНЯЕМ СКАЗКУ.

Предложить детям две-три игрушки и предложить придумать маленькую сказку. Воспитатель тоже берет персонаж и участвует вместе с детьми.


ЦЫПЛЯТА муз. А.Филиппенко.

Предложить детям обыграть сюжет песенки.


^ ДОБРЫЙ ДОКТОР АЙБОЛИТ. К.Чуковский.

Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться и корова и волчица, и жучок, и паучок,

И медведица! Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит!

Побуждать выразительно передать движения больных зверей. Придумать, что будут делать здоровые звери (петь, танцевать, водить хоровод).


Этюды на развитие внимания, памяти.
^

Кто пришел?


Педагог показывает кукол – персонажей из какой-либо сказки «Заюшкина избушка», «Теремок» и тд. После прочтения сказки педагог уточняет у детей: кто пришел первым? Кто последним? Сколько было персонажей? И тд.
^

Давайте потанцуем!


Педагог раздает детям персонажи, которые должны двигаться (танцевать) только после сигнала. Если воспитатель поднимает цветок, то танцуют персонажи – зверюшки, если поднимает флажок, то танцуют персонажи-люди. (используется любая аудиозапись рус.нар.мелодии).

^ Упражнения на развитие воображения.

Представь, что это…

Педагог раскладывает перед детьми разные предметы и предлагает представить, что шапка – это котенок, варежка – мышонок, веревочка или ремень – змея, желтый шарик – цыпленок и тд. Дети должны отнестись к этому предмету как к живому существу: погладить, пожалеть, приласкать или осторожно обойти, показать, что этот предмет трогать нельзя.


^ Ковер – самолет.

Педагог предлагает совершить путешествие. Дети садятся на ковер и под спокойную музыку с закрытыми глазами «перелетают» в пустыню или в лес, или на море. Дети движениями показывают как им жарко, как пьют воду, как ходят по горячему песку. Или шагают по лесу, им попадаются лесные звери и тд. Педагог отмечает наиболее удачные варианты движений. Затем он напоминает, что пора вернуться на ковер-самолет и лететь «домой».

Считалочка.

К нам летят со всех концов стаи радостных скворцов!

Раз! Два! Три! Четыре! Пять! Буду я скворцов считать!

К нам летят со всех сторон тучи темные ворон.

Раз! Два! Три! Четыре! Пять! Не хочу ворон считать! Вот!

Передать радость, улыбку, веселое настроение. Удивление-испуг, разочарование, хмурое настроение.

^ Заяц – хваста.

Признаться, с виду я хорош, и скажем без утайки:

Нигде другого не найдешь еще такого зайки!

Показать уверенный взгляд с гордо поднятой головой, развернутые плечи, уверенная походка.

Капризка.

Не хочу я руки мыть! Не хочу я кушать! Целый день я буду ныть, никого не слушать! У-у-у!

Выразительно тереть кулачками глаза, топать ногами, отрицательно качать головой.

^ Игровые модели из тетради Т.Боровик «Таря – Маря».


Рекомендуемый репертуар сказок для кукольных спектаклей.


«Красная Шапочка» ( см. «Дошкольное воспитание» № 12\1997 г.)

Цель: развивать устойчивый интерес к театральной деятельности. Стимулировать внимание, вырабатывать четкую дикцию, правильное произношение всех звуков. Учить правильно держать куклу до конца спектакля.

«Маша и медведь» (см. «Дошкольное воспитание» №12\97 г)

Цель: вызвать желание участвовать в кукольном спектакле. Продолжать обучать детей управлять куклой. Развивать выдержку и умение следить за развитием действия: произносить реплики согласно тексту. Обогащать словарный запас, умение строить предложения.

«На машине» ( см. «Кукольный театр дошкольникам» стр. 56).

Цель: поддерживать интерес к театрально-игровой деятельности. Поощрять желание участвовать в спектакле. Развивать умение сочетать слова и действия игрушек, произносить фразы четко и выразительно.

Примечание: в этом сценарии состав игрушек-персонажей можно менять в зависимости от их наличия в театральной зоне.

«Смоляной бычок» ( см. «Дошкольное воспитание» № 12\97 г.)

Цель: Формировать умение концентрировать внимание не только на своем персонаже, следить за развитием всего действия. Учить выразительным жестам, побуждать фантазировать , самим придумывать песенное сопровождение на «ля-ля-ля», но чтобы оно соответствовало образу.

«Игра в прятки» (см. Кукольный театр дошкольникам» стр. 61)

Цель: Развивать интерес и бережное отношение к театральным куклам. Развивать внимание, умение запоминать текст. Формировать умение мимикой, движениями, жестами и голосом передавать основные эмоции.

Примечание: состав персонажей можно изменить.

«Теремок».

Цель: Вызвать желание участвовать в сказке с хорошо известным текстом. Формировать умение «быть зрителем», внимательно слушать и смотреть кукольный спектакль, участвовать в обсуждении после просмотра.

«Путешествие в страну сказок»

Цель: Учить узнавать персонажей из знакомых сказок по куклам, по репликам из сказок, по загадкам, правильно называть их. Поощрять стремление участвовать в театрализации сказки по выбору детей. Поощрять любые проявления детской фантазии.

«Заинька простудился» ( см. «Кукольный театр дошкольникам» стр.151)

Цель: Формировать положительное отношение к театральной деятельности. Продолжать обучение приемам управления куклами. Учить выражать эмоции с помощью мимики, голоса, жеста и движения.

Примечание: необходимо иметь одежду (шубку, шапку, варежки, носовой платочек) размером, соответствующим размеру зайчика.


Рекомендуемый репертуар сказок для кукольного спектакля для детей старшего возраста.


«Репка», «Колобок», «Теремок».

Цель: развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. Расширять знания детей о различных видах кукольных театров. Побуждать разыграть сказку с хорошо знакомым текстом верховыми куклами. Побуждать выразительно и четко произносить текст, согласовывать слова с движениями куклы. Следить чтобы персонаж находился в вертикальном положении, а не «лежал» на ширме.

Примечание: эти сказки так же могут быть разыграны в пальчиковом, настольном театрах и в исполнении самих детей без кукол.


«Как собака себе друга искала» мордовская народная сказка.(«Дошкольное воспитание» №5\98 г)

Цель: Познакомить со сценарием. Продолжить обучать правильному кукловождению по ширме. Добиваться правильного произношения слов и словосочетаний. Учить понимать и изображать различные эмоции и помощью мимики и жестов. Поощрять удачные импровизации в движениях и интонациях.


«Капризка» ( см. «Кукольный театр дошкольникам» стр.158)

Цель: Совершенствовать навыки управления верховыми куклами. Вызвать интерес и желания участвовать в спектакле. Побуждать мимикой, жестами, голосом и движениями передавать эмоциональное состояние персонажей.

Примечание: персонажи можно заменить в соответствии с наличием кукол в театральной зоне.


«Дружная семья» (см. «Кукольный театр дошкольникам» стр.117.)

Цель: познакомить со сценарием, вызвать желание участвовать в сказке. Побуждать детей к поиску выразительных возможностей собственного голоса и его интонаций. Формировать умение «быть зрителем», сосредотачивать внимание на происходящем на ширме, участвовать в обсуждении после просмотра.


«Подарок Деду Морозу» (см. «Кукольный театр дошкольникам»)

Цель: поощрять стремление детей заниматься театрально-игровой деятельностью. Развивать внимание, умение запоминать текст, развивать монологическую и диалогическую форму речи. Поощрять любые проявления детской фантазии.


^ Этюды – упражнения с куклами для детей старшего возраста.


Мышка. (русская народная шутка)

Мышка, мышка? Что не спишь? Что соломою шуршишь?

Я боюсь уснуть, сестрица, кот усатый мне приснится!

Выразительно передать суетливый бег мышки, ее дрожь, а голосе – страх.

«Медвежата» (муз. Е.Попляновой)

Выразительно обыграть текст песни, передать движения веселых медвежат и неторопливую, тяжелую походку мамы-медведицы.

«Пляшут лапки» (русская народная прибаутка)

Пляшут лапки, пляшут ушки, пляшут рожки и хвосты!

Балалаечка играет! Что стоишь? Пляши и ты!

Этюд учит детей изображать пляску зверей на ширме. Важно чтобы дети запомнили как можно больше приемов движения лапок, лапок, туловища, головы.

«Сочини песенку» ( для персонажа на заданный текст)

Я маленькая мышка, я по лесу брожу.

Ищу себе домишко, ищу – не нахожу.


Речка, мошка и трава! Теплый дождик. Ква-ква-ква!

Я лягушка, я квакушка! Погладите какова!


Я лисичка, я сестричка, я хожу не слышно.

Рано утром по привычке на охоту вышла.


Я медведь, я медведь, я умею песни петь!

Я медведь с давних пор замечательный танцор!


Бегал зайчик по болоту, он искал себе работу.

Но работы не нашел, сам заплакал и пошел.

Дети должны выразительно передать содержание прибаутки в движении куклы и в интонации голоса, который должен соответствовать образу персонажа.


Шишка (русская народная прибаутка)

Белка с ветки в свой домишко перетаскивала шишку.

Белка шишку уронила, прямо в мишку угодила.

Застонал, заохал мишка –

На носу вскочила шишка!

Эту прибаутку дети могут обыграть как настольными игрушками, перчаточными куклами, так и собственным исполнением.

Додати документ в свій блог або на сайт


Схожі:

Кукольный театр и театрализованные игры в детском саду iconЗнакомство с детской литературой в детском саду средствами пальчикового театра
Десятичная система исчисления пошла именно с пальцев. А еще есть такой кукольный театр, в котором наши пальцы становятся актерами...

Кукольный театр и театрализованные игры в детском саду iconВиды театрализованной деятельности Игры в кукольный театр

Кукольный театр и театрализованные игры в детском саду icon«Театрализованная деятельность в детском саду, как источник творчества детей»
Когда действующими лицами является определенные предметы рукотворного мира: игрушки, куклы, фигурки (настольный театр: плоскостные...

Кукольный театр и театрализованные игры в детском саду iconКонсультация «Чудо – имя, которому театр»
Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам. Театрализация...

Кукольный театр и театрализованные игры в детском саду iconДомашний театр как средство формирования взаимоотношений в семье
Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка. В нашем детском саду мы занимаемся театральной деятельностью:...

Кукольный театр и театрализованные игры в детском саду iconПитьевой режим в детском саду. Питьевой режим в детском саду проводится в соответствии с требованиями СанПиН 4 2660-10, п. 15. 24
В детском саду организован питьевой режим, обеспечивающий безопасность качества питьевой воды, которая отвечает требованиям санитарных...

Кукольный театр и театрализованные игры в детском саду iconМузыкальное воспитание в детском саду. Цель музыкального воспитания в детском саду
Цель музыкального воспитания в детском саду – воспитание благородного человека путем воздействия музыкального искусства – формирование...

Кукольный театр и театрализованные игры в детском саду iconРассказ по картине что мы делаем в детском саду?
Расположение, назначение и название помещений в детском саду: кухня, музыкальный зал, прачечная, кабинет логопеда и другие

Кукольный театр и театрализованные игры в детском саду iconИграя, обучаем…
В детском саду имеется картотека подвижных игр, но не во все игры дети играют с удовольствием по разным причинам. Мы представляем...

Додайте кнопку на своєму сайті:
Документи


База даних захищена авторським правом ©lib.exdat.com 2000-2013
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації
Документи