Поиск по базе сайта:
Семинар «Художественное развитие дошкольников в процессе композиционного творчества в сюжетном рисовании» icon

Семинар «Художественное развитие дошкольников в процессе композиционного творчества в сюжетном рисовании»




Скачати 102.68 Kb.
НазваСеминар «Художественное развитие дошкольников в процессе композиционного творчества в сюжетном рисовании»
Дата конвертації22.12.2012
Розмір102.68 Kb.
ТипСеминар

Шарова Ольга Борисовна

Старший воспитатель

МДОУ д/с КВ № 19 «Улыбка»

Семинар

«Художественное развитие дошкольников в процессе

композиционного творчества в сюжетном рисовании»

I часть (теоретическая)

Знакомство детей с произведениями изобразительного искусства и приобретение их к художественному творчеству, начиная с дошкольного возраста, - один из признанных путей формирования личности, развития её творческого потенциала. Важнейшим направлением достижения эффективности обучения средствам изобразительного искусства является ознакомление детей с основами искусства живописи и графики.

По свидетельству большинства исследователей детского изобразительного творчества (Е.И.Игнатьев, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, В.С.Мухина, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина и др.), ребенок уже с первых этапов своего развития начинает использовать отдельные средства изобразительного языка. В использовании этих средств обнаруживаются особенности, специфичные для изобразительного творчества дошкольников.

Основу изобразительных средств при создании детьми образов составляет рисунок, линия, цвет и некоторые основы композиционной организации, посредством которых дети отражают в рисунках окружающий мир и выражают к нему свое отношение.

Научить ребенка осознанно использовать элементарные основы изобразительной грамоты, пользоваться ими как средством, позволяющим с наибольшей полнотой выражать свое представление об окружающей действительности, передавать в рисунке настроение, состояние, характер образа, выражать к нему свое отношение – одна из важнейших задач развития детского творчества.

Композиция – важнейший компонент художественной формы, определяющий расположение основных структурных единиц произведения во времени и пространстве в соответствии с замыслом. Применительно к детскому творчеству композиция выступает начальным этапом постижения художественного образа.

В теории современного изобразительного искусства выделяются следующие объективные законы композиции: закон цельности, контрастов, закон единства содержания и формы, закон типизации и др.

Основное освоение детьми средствами композиционной выразительности в сюжетном рисовании достигается путем выполнения трех серий заданий, каждая из которых включает различные комбинации правил и приемов композиции, доступных для детей дошкольного возраста.

^ Первая серия включает правила иприемы композиции, используемые как способ выделения главного смыслового центра: ритм повторов и ритм чередований (рис. 6 -8); выбор положения формата листа в соответствии с характерными признаками главного объекта изображения – вертикальное или горизонтальное (рис. 4 – 8); выбор удачного масштаба изображения (рис. 4 -8, 10); создание композиционного равновесия (рис. 7); использование фона, образованного из второстепенны объектов (рис. 10); контрастность цвета (рис. 9).

^ Вторая серия включает правила и приемы воссоздания детьми в рисунке впечатления движения: использование ритма (рис. 2); ассиметричное построение рисунка (рис.11); диагональное построение рисунка (рис. 12); применение характерной для движения пластики (рис. 11).

^ Третья серия объединяет приемы композиции, передающей трехмерность пространства: правила выделения переднего, дальнего и среднего плана (рис. 13, 14), введение в многоплановый рисунок элементов линейной фронтальной (рис. 3) и диагональной перспективы (рис. 13).

Особенность каждой серии состоит в том, что содержание любого задания побуждает ребенка к использованию соответствующего, адекватного раскрытию тем средства композиционной выразительности, а название рисунка подсказывает выбор того или иного средства.

Предлагаемый детям вариант композиционного решения обуславливается прежде всего определенным содержанием и преподносится в качестве средства, обеспечивающего в наилучшей степени выразительность создаваемого образа в рисунке. Поочередность серий определяет последовательность ознакомлении детей с конкретными правилами и приемами композиционной выразительности. Задания каждой последующей серии характеризуются тем, что наряду с овладением неизвестным выразительным средством композиции предполагается использование детьми ранее усвоенных правил и приемов композиции.

Успешное усвоение детьми тем или иным средством композиционной выразительности обеспечивается посредством выполнения нескольких заданий. Методика каждого последующего задания определяется с учетом методики организации выполнения предыдущего задания.

II часть

1) Педагоги делятся на 4 группы (по возрастным группам, на которых работают в

^ ДОУ: младшие, средние, старшие, подготовительные)

Воспитателям предлагаю на отдельных листах бумаги содержание работы по

использованию детьми выразительных средств композиции при создании рисунков,

им необходимо определить соответствующие возрастные группы.

^ Последовательность использования детьми выразительных

средств композиции при создании рисунков на разных

возрастных этапах

В предметном рисовании во всех возрастных группах:

выбор положения формата листа (вертикальное, горизонтальное), соответствующего внешним признакам формы изображаемого объекта;

определение масштаба изображаемого объекта относительно избранного положения формата листа;

создание композиционного равновесии на основе симметричного построения рисунка;

^ В сюжетном рисовании в младшем дошкольном возрасте:

выделение главного смыслового центра ритмически расположенными элементами, связанными по смыслу с главным персонажем рисунка (рис. 6, «Осень» - дерево под дождем);

передача впечатления движения ритмом повторов и чередований (рис. 2, «Летят, переливаются воздушные шары»);

создание одноплановых рисунков при расположении изображения по всей плоскости листа (рис. 2, «Летят, переливаются воздушные шары»);

^ В сюжетном рисовании в среднем дошкольном возрасте:

выделение главного смыслового центра контрастностью его величины по отношению к второстепенным объектам рисунка (рис. 10, «Моя любимая рыбка в аквариуме»);

воссоздание впечатления движения посредством асиметричного построения композиции (рис. «Зайчик бежит»);

расположение сюжета по всей плоскости листа;

^ В сюжетном рисовании в старшем дошкольном возрасте:

выделение смыслового центра посредством контрастности цвета по отношению к второстепенным элементам рисунка (рис. 9, «Снегирь в гостях у синичек»);

воссоздания впечатление впечатления движения посредством диагонального построения композиции (рис. 12, «Самолет летит»);

воссоздания впечатления движения посредством использования характерной движению пластики(рис. 11, «Зайчик бежит»);

передача трехмерности пространства с включением элементов линейной фронтальной и диагональной перспективы (рис. 13, «Тропинка, убегающая в даль»).

Важным условием, обеспечивающим успешное овладение детьми дошкольного возраста композиционными средствами выразительности, является ознакомление их с произведениями живописи, отражающими закономерности художественного образа, создоваемого художником посредством использования выразительных средств композиции.

Для успешного овладения детьми выразительными средствами композиции целесообразно использовать систему ориентировочных заданий, которые обеспечивают последовательное усвоение средств композиционной выразительности при создании дошкольниками сюжетных рисунков.

2) ^ Мини-группам (воспитателям разных возрастных групп) предлагаю изучить методику

проведения занятий по данной теме в соответствии с возрастной группой на

которой они работают. Далее все мини-группы по очереди знакомят коллег с этой

методикой и приводят примеры из практики.


В младшем возрасте основным выразительным средством детских рисунков является ритм. Повторения самых простых изображений (точек, мазков, штрихов, линий и т.п.) еще не приобретают самостоятельного значения как элементы языка изобразительного искусства, но уже в этих простых изображениях выделяются признаки их упорядочивания. Успешному овладению ритмом как выразительным средством композиции способствуют изобразительные задания, которые включают знакомые детям игровые действия: покормим птичку, привяжем ниточку к воздушным шарикам и т.д.предусматривающее дополнение рисунка, созданного воспитателем. Такое дополнение композиции элементами, которых недостает, способствует, во-первых, пониманию детьми графического образа, во-вторых, создает положительный эмоциональный настрой как на сам образ, созданный воспитателем, так и на игровые действия, которые дети исполняют, соучаствуя в совместной деятельности со взрослым, в-третьих, ориентирует детей на самостоятельное создание сюжетных рисунков на последующих возрастных этапах, когда они будут использовать ритмическое изображение различных изобразительных элементов, а также объектов для выделения смыслового центра сюжетного рисунка.

Во второй младшей группе, когда дети овладевают способами восприятия и изображения различных форм, композиционным средством выразительности является ритмическое упорядочивание элементов рисунка, которое усложняется их повторяемостью и чередованием. На этом этапе дошкольникам целесообразно предлагать задания, в которых та или другая форма многократно повторяется (много шариков, мячиков, флажков и т.п.), а сама тема рисунка обусловливает использование выразительного средства композиции. Так, например, задание «Мамина помощница» (девочка выстирала и повесила сушить на веревочке носовые платочки), способствует овладению детьми способом ритмической организации рисунка – размещение в один ряд (рис. 1).

В задании «Летят, переливаются воздушные шары» дети учатся распологать элементы сюжетного рисунка по всей плоскости листа, создавая впечатление движения ритмом повторов или чередования – шары большие и маленькие, круглые и овальные, розовые и голубые и т.п. (рис. 2).

Изобразительная деятельность детей среднего дошкольного возраста направлена преимущественно на зрительную оценку и воспроизведение индивидуальных особенностей изобразительных объектов. Включение того или иного объекта в сюжетный рисунок в качестве главного смыслового центра предусматривает поиск наиболее удачного его размещения на плоскости листа. Это в свою очередь требует овладения правилами выбора положения формата листа относительно характерных особенностей главного изображения в рисунке. Если в характеристике объекта длина больше высоты, то лист следует располагать в горизонтальном положении, если объект высокий в вертикальном.

Задания на темы «Дождь», «Листопад», «Зима», «Звездное небо» предусматривает выделение главного смыслового центра сюжетного рисунка (дерево, снегурочка, ракета) второстепенными объектами, связанными по смыслу. Успешному овладению выразительными средствами композиции может способствовать ориентировочно-пояснительный рассказ воспитателя. Например, «Наступает вечер, на потемневшем небе начинают загораться яркие звездочки – большие и маленькие, едва заметные. И когда приходит ночь, все небо покрывается звездами, превращается в ярко сияющий ковер, на котором выделяются самолет, ракета, спутник и т.п.». при выполнении данного задания может быть использовано ассиметричное и диагональное потроение композиции для воссоздания впечатления движения.

В среднем возрасте дети учатся выделять главный смысловой центр сюжетного рисунка симметричным расположением второстепенных объектов по отношению к главному. Подсказкой детям к использованию данного средства композиционной выразительности может быть тема «Снегурочка среди елочек-сестричек».

В старшем возрасте, выполняя сюжетный рисунок на тему «Снегирь в гостях у синичек», дети овладевают средством выделения смыслового центра (среди однородных объектов) цветом. При воплощении в рисунке темы «Золотая рыбка в аквариуме» можно познакомить детей с приемами выделения главного смыслового центра масштабом, цветом, детальностью прорисовки. Важно также предварительно уточнить с детьми, какие второстепенные объекты могут быть использованы в рисунке в качестве фона по отношению к главному – водоросли, камушки и т.д.

При ознакомлении со способами воссоздания движения в сюжетном рисунке можно предложить детям выполнить рисунок на тему «Зайчик бежит, чтобы спрятаться под кустик», в котором они должны будут создать ассиметричную композицию, смещая движущийся объект вправо или влево, чтобы воссоздать пространство для его движения. Определение в названии темы объекта, к которому бежит зайчик, подскажет детям способ рисования рисунка при ассиметричном построении композиции. В процессе обсуждения способов реализации темы целесообразно напоминать детям об использовании других выразительных средств – неотъемлемых компонентов сюжетного рисунка. Определение места действия и времени действия дети обсуждают в процессе ответов на вопросы: «Где происходит событие?», «Где живет зайчик?», «В какое время года происходит событие?» и т.д. В зависимости от способностей к изобразительной деятельности дети для воссоздания впечатления движения могут использовать пластику, т.е. изобразить одну из фаз движения посредством изменения положения ног зайчика.

Тема сюжетного рисунка «Самолет поднимается к облакам» подскажет детям построение диагональной композиции с целью передачи впечатления движения.

Задание «Во поле березка стояла» предусматривает обучение детей созданию многопланового рисунка, в котором на переднем плане необходимо нарисовать поле с березой, на дальнем плане изобразить небо, а на среднем плане (изображение линии горизонта) лес. Слова «передний, средний, дальний план целесообразно заменить доступным детскому восприятию рассказом: «Впереди раскинулось поле широкое. На нем растет стройная кудрявая березка. Вдали, за полем, едва заметна полоска леса, а над ними голубое летнее небо». Усилить впечатление глубины пространства можно посредством введения в рисунок элементов линейной диагональной перспективы (от края листа наискось вдоль переднего плана нарисовать извилистую дорожку, которая удаляясь, сливается с линией горизонта).

Обучая детей созданию многоплановых рисунков, необходимо познакомить их с элементарными приемами воздушной перспективы, рассказать, что изображения, которые приближаются к среднему плану (к линии, разделяющей землю и небо) теряют четкость контура. Необходимо также познакомить детей с элементами цветовой перспективы, при которой окраска объектов, удаляющихся от зрителей, теряет свою яркость, становится приглушенной, пастельной.

Создавая рисунки на тему «Зимние развлечения», дети могут творчески использовать правила и приемы композиции, которыми они овладели ранее, при выполнении специально разработанных тем, а именно: создать многоплановый рисунок (выделить передний, средний и дальный планы), определить главный смысловой центр (дети), использовать различные средства для его выделения (изобразить в центре листа, выделить фоном из второстепенных элементов или второстепенными объектами), ритмом, пластикой, асиметричным или диагональным размещением движущихся объектов воссоздать впечатление движения, изобразить место действия, передать время действия и т.д.


Большое значение при обучении дошкольников использованию выразительных средств композиции в рисунках имеет сравнение изображенного в картине художника и в детском рисунке с наблюдаемыми детьми предметами, объектами и явлениями окружающей действительности, установление ассоциаций. Это помогает установить взаимосвязи между предметами и явлениями и их изображениями, уловить и осмыслить их взаимодействие, быстрее подойти к объективно-достоверному восприятию и отображению окружающего мира в рисунках.



Схожі:




База даних захищена авторським правом ©lib.exdat.com
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації