Поиск по базе сайта:
Практикум по физическому воспитанию (для родителей) Тема: «Оздоровительно развивающие игры для дошкольников» icon

Практикум по физическому воспитанию (для родителей) Тема: «Оздоровительно развивающие игры для дошкольников»




Скачати 392.14 Kb.
НазваПрактикум по физическому воспитанию (для родителей) Тема: «Оздоровительно развивающие игры для дошкольников»
Сторінка1/2
Дата конвертації18.07.2013
Розмір392.14 Kb.
ТипПрактикум
  1   2

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек»


Семинар - практикум

по физическому воспитанию

(для родителей)


Тема:

«Оздоровительно – развивающие игры для дошкольников».


Инструктор по ФИЗО:

Прутова Ю.В..


г. Советский 2011.

Игра – единственная всепоглощающая и самая любимая деятельность ребенка, имеющая место во все время и у всех народов. Разнообразие детских игр безгранично. Игра позволяет ребенку удовлетворять многие потребности – потребность в развлечении, удовлетворении любопытства, выплескивании накопившейся энергии, получить новые ощущения, самоутверждении.

Игра способствует развитию сенсорных способностей и физических навыков, раскрывая возможности для того, чтобы ребенок расширил и совершенствовал приобретённые ранее умения.

Кроме того, игра требует у ребенка проявления таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями сверстников, закладывая, таким образом, основы социальных отношений.

Особое место подвижные игры занимают в комплексной программе лечебной физической культуры для детей с различными заболеваниями и отклонении в состоянии здоровья. Подобные игры получили самые разнообразные названия – лечебные игры, игротерапия (используемое чаще психотерапевтами), оздоровительно-развивающие игры.

Оздоровительно – развивающие игры позволяют ставить и решать интересные двигательные задачи разной сложности закрепляя достигнутый оздоровительный эффект, получить новые ощущения, самозабвенно вкладывать в них свои эмоции. Эти игры создают дополнительную обучающую ситуацию и помогают ребенку освоить те виды движений, которые с трудом осваивались на занятиях лечебной гимнастикой или в других видах деятельности.

Подвижные игры занимают особое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста.

Ежегодные медицинские осмотры детей дошкольного возраста выявляют значительное число детей, имеющих нарушение осанки, плоскостопия, сколиозов разной степени сложности, слабое развитие физических качеств. Помимо этого, диагностика выявляет многие проявления функциональной незрелости в сенсомоторном развитии дошкольников, составляющую основу двигательных навыков(бега, ходьбы, ползании, графических навыков).

Кроме того, в настоящее время более 60% детей дошкольного возраста обладают функциональными отклонениями в состоянии здоровья, а у 35-40% отмечаются хронические заболевания. Ведущее место по распространенности среди детей 6-7лет занимают болезни нервной системы (30-40%), костно-мышечной системы (30-40%), органов дыхания (20-25%), сердечно-сосудистой системы (10-25%).

Разработка оздоровительно – развивающих игр как часть педагогической деятельности заключалась прежде всего в том, чтобы, содействовать оптимальному телесно- физическому развитию ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, уровня здоровья и требований социализации.

С этой целью предусматривалась постановка и решение целого комплекса задач, включающие в себя:

  1. Обеспечение здоровья;

  2. Развитие основных двигательных навыков на основе формирования оптимального двигательного стереотипа статики и динамики основных форм движений;

  3. Содействию развитию базовых двигательных качеств;

  4. Укрепление мышечного корсета и свода стопы, формированию правильной осанки, коррекция нарушений физического развития ребенка;

  5. Формирование телесной идентификации и произвольной регуляции движений;

  6. Развитие речевой моторики;

  7. Формирование навыков графических движений.

Предлагается следующее разделение игр — соревновательные, кооперативные и не соревновательные.

Для здоровых детей дошкольного возраста и детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, данные игры используются как в завершении основной части занятия по физическому воспитанию (первичная профилактика) или занятий по лечебной гимнастике (вторичная профилактика), так и как самостоятельное занятие, состоящее из одной (сюжетной) или нескольких разновариативных игр. Предлагаемые оздоровительно-развивающие игры при вторичной профилактике могут применяться на санаторном и поликлиническом этапах реабилитации, соответственно в условиях санаториев и центров реабилитации, в поликлиниках, специализированных дошкольных и школьных учреждениях
(детских садах комбинированного й компенсирующего вида, школах здоровья).


^ 1.1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ИГР

Соревновательные игры (СИ) непосредственно связаны с
соперничеством, состязанием.

Главная цель — выявить победителя в индивидуальных
или командных соревнованиях. В этих играх следует поощрять
разнообразные достижения участников игр-эстафет, связанные: с их физической подготовленностью; с сохранением навыков, выработанных на занятиях по лечебной гимнастике в условиях сложной игровой деятельности; с достижениями в отдельном виде соревнования. Поощряется точное выполнение правил и соблюдение принципов честной игры в действиях.
Победитель должен знать, что он смог победить не только потому, что он самый ловкий, самый сильный и т. д., но и потому, что были другие, которые проиграли. Проигравший должен знать, что тот, кто учится проигрывать, — побеждает.

Анализ результатов собственных исследований показал, что
при использовании соревновательных игр необходимо учитывать существующие различия по оптимальной длительности
таких игр с учетом возраста детей. Для детей младшего дошкольного возраста (4 года) наиболее предпочтительной является длительность 15 мин, для детей среднего дошкольного возраста (5 лет) — 15—20 мин и для детей старшего дошкольного возраста (6 лет) — 25 мин. Выводы сделаны на основе результатов педагогического эксперимента по оценке эмоционального благополучия детей разного возраста, участвующих в соревновательных, кооперативных и не соревновательных играх.


^ 1.2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КООПЕРАТИВНЫХ ИГР

Кооперативные игры (КИ) — игры сотрудничества, в которых может условно присутствовать командное соперничество (по времени, в сравнении* с предшествующим результатом и т. д.). При проведении таких игр учитываются не личные достижения отдельных участников, соревнующихся друг с другом, а достижения команд или всех участников, объединенных в единую команду. Это игры, призванные уничтожить боязнь личного поражения и ощущения неудачи.

^ Главная цель — взаимодействие всех участников в достижении общего результата или определение лучшего показателя (время, дистанция и т. д.) всех игроков (например, перед детьми, играющими в волейбол, ставится задача как можно дольше продержать мяч в воздухе).

Кооперативные игры исповедуют сотрудничество и сопереживание, сплачивают детей, любой детский коллектив духом сотрудничества. Игры дают прекрасную возможность для роста самооценки, успеха, просто общего веселья.

Кооперативные игры также носят название «совместные игры», «игры друг с другом — друг против друга», «связующие игры», «творческие игры», «игры доверия». Для их обозначения иногда используют другие термины. В последние десятилетия во многих странах эти игры получили широкое распространение под названием «новые игры». Такие игры дают возможность маленьким детям почувствовать их собственную важность и значимость, так как без определенного вклада каждого ребенка в игру она может просто не осуществиться.

Основные принципы, на которых строятся кооперативные игры:

а) все побеждают, и никто не проигрывает (отсутствие победителей и побежденных);

б) не конкуренция, а сотрудничество участников: игроки помогают друг другу в достижении общей цели;

в) все участники должны получать удовольствие от игры, вместе веселиться;

г) участники никогда не исключаются из игры;

д) в игре принимают участие все желающие с разным уровнем состояния здоровья (дети всех групп здоровья).

Кооперативные игры направлены на обеспечение активного
интегрированного развития социальной и двигательной (физической) сферы детей.

Необходимо при проведении таких игр учитывать существующие различия в их длительности, связанной с возрастом детей. Для детей младшего дошкольного возраста (4 года) наиболее оптимальной является длительность 15 мин, для детей
среднего дошкольного возраста (5 лет) — 25 мин и для детей старшего дошкольного возраста (6 лет) — 20—25 мин.


^ 1.3. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ИГР

Не соревновательные игры (НИ) — игры, в которых отсутствует разделение участников на соперничающие команды.
В этих играх всемерно поощряются рыцарское поведение, красота действий и поступков, взаимопомощь, творчество, фантазия, юмор, что ориентирует детей на сотрудничество, исключает проявление агрессивности.

^ Главная цель — получить удовольствие от самого процесса игры.

В не соревновательных играх могут участвовать на равных дети с разным уровнем физической подготовки, здоровые дети и дети с отклонениями в состоянии здоровья.

Необходимо учитывать существующие различия по длительности таких игр в зависимости от возраста детей. Для детей младшего дошкольного возраста (4 года) наиболее оптимальной является длительность 25 мин, для детей среднего дошкольного возраста (5 лет) — 20 мин и для детей старшего дошкольного возраста (6 лет) — 15—25 мин. Дошкольникам нравятся любые предлагаемые оздоровительно- развивающие игры. Но в каждом возрасте существуют
наибольшие предпочтения тех или иных разновидностей игр.

У четырехлетних детей имеется лишь тенденция к зависимости уровня эмоционального благополучия от вида двигательной


^ 2. ИГРЫ, КОТОРЫЕ НРАВЯТСЯ ДОШКОЛЬНИКАМ

2.1. СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТУЛЬЯ

Цель. Сесть на стул после остановки музыки.

Правила. В центре зала по кругу расставлены стулья спинками к центру. Количество стульев равно числу участников. Под музыку дети бегают вокруг стульев в одном направлении (для детей средней и старшей групп направление можно менять после каждой остановки). Музыка останавливается, дети должны быстро сесть на ближайший стул. Перед каждой остановкой музыки воспитатель убирает один стул, а игрок, не успевший сесть на стул, выбывает из игры. Игра заканчивается, когда остается один стул с игроком. Этот игрок и объявляется победителем.

Акцент. Бежать, не останавливаясь, и быстро сесть на стул или колени к одному из участников игры.


^ МЕТКИЕ БРОСКИ

Цель. Забросить мяч в обруч (корзину).

Правила. Каждый игрок старается набрать максимальное количество очков, забрасывая мяч в баскетбольную корзину. Высота кольца соответствует среднему росту детей в каждой возрастной группе. Расстояние от кольца у шестилетних детей — десять шагов, у пятилетних детей — восемь шагов, у четырехлетних детей — шесть шагов. У каждого бросающего ребенка пять мячей. Попавший в кольцо мяч приносит игроку одно очко. После пяти бросков игрок возвращается на свое место, и подсчитываются очки. Игрок с наибольшим количеством заброшенных мячей объявляется победителем.

Акцент. Стараться не выходить за стартовую линию и попасть в корзину.


^ НЕПОСЛУШНЫЕ КОЛЬЦА

Цель. Удержать на голове кольцо.

Правила. Игроки свободно передвигаются по залу с волшебным кольцом на голове, руки на пояс. Каждый игрок старается подтолкнуть плечом любого игрока, чтобы кольцо упало на пол. Игрок, уронивший кольцо, выбывает из игры. Остальные частники продолжают игру и стараются сталкиваться с игроками, удерживающими кольцо. Игрок, сохранивший кольцо на голове, объявляется победителем.

Акцент. Перемещаться, не стоять на месте, корректно сталкиваться с партнерами по игре.

^ ДЛИННЫЙ ПРЫЖОК

Цель. Прыгнуть в длину как можно дальше.

Правила. Все участники стоят на стартовой линии. Каждый ребенок индивидуально и последовательно выполняет пять прыжков в длину. Игрок, прыгнувший дальше всех, объявляется победителем. Если у двух или нескольких игроков длина прыжка оказывается одинаковой, то игра повторяется до выявления абсолютного победителя.

Акцент. Стремиться выполнять каждый прыжок как можно дальше, сохраняя освоенную технику.

^ СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ ДУЭТ

Цель. Показать наименьшую разницу по времени.

Правила. Все участники игры делятся на пары, игроки
каждой пары встают друг напротив друга на линии старта. По сигналу воспитателя первый участник бежит свою дистанцию и передает эстафету партнеру касанием плеча. Второй участник пробегает такой же отрезок дистанции в обратном направлении. Фиксируется время каждого игрока и определяется разница показанных секунд. Победителем становится пара с минимальной разницей. При одинаковом времени пар претенденты соревнуются между собой, и определяется абсолютный победитель.

Акцент. Если твой партнер не очень быстрый, то ты должен учесть это и пробежать дистанцию как можно быстрее, чтобы победила ваша команда. Необходимо внимательно смотреть, как выполняет задание он. Главное — настройка на партнера: взаимное соответствие увеличивает результат.

ПЕРЕКАТИ-ПОЛЕ

Цель. Перекатить мяч на поле противника совместными
усилиями команды.

Правила. Команды игроков выстраиваются друг напротив друга, между ними на нейтральной полосе шириной 2 м лежит мяч большого диаметра. У каждого игрока в руках мяч. По сигналу воспитателя участники стараются перебить мяч на
противоположное поле за 2 или 3 мин. Возможности: выполнять броски футбольного мяча ногами. Выигрывает команда, первой перебросившая мяч. Игра повторяется несколько раз.

А к ц е н т. Не попадать мячом в партнера. Если твой мяч отскочил обратно, можно продолжать помогать своей команде.

^ ПРОЗРАЧНАЯ ТРУБА

Цель. Создать трубу, правильно и быстро проползти по ней.

Правила. Игроки разделены на две команды, перед каждой из них змейкой разложены обручи. По сигналу воспитателя первый участник подбегает к обручу, встает внутрь, продевает через себя и ставит обруч ребром, удерживая его одной или двумя руками. Игра заканчивается, когда все игроки команды
держат обручи, а последний игрок (капитан) проползает по всей длине образовавшейся трубы. Выигрывает команда, капитан которой первым заканчивает дистанцию и встает.

Акцент. Быстро проползти через обручи игроков, удержать свой обруч.


^ 2.2. КООПЕРАТИВНЫЕ ИГРЫ НЕОБЫЧНЫЙ ВОЛЕЙБОЛ

Цель. Совместными действиями максимально продержать мяч в воздухе.

Правила. Участники команд, выстроившись через одного из каждой команды, образуют круг. По сигналу воспитателя дети начинают подбрасывать и перебрасывать мяч любому участнику игры. Если мяч быстро падает, расстояние между игроками уменьшается, для того чтобы увеличить время пребывания мяча в воздухе. Первоначально вместо мяча может использоваться надувной шарик. Учитывается время удержания мяча в воздухе или количество ударов по мячу. Игра может повторяться несколько раз.

Акцент. Кооперация детей для достижения общей цели.


^ ГУСТОЙ ТУМАН

Цель. Преодолеть препятствия с помощью друга.

Правила. Участники, разделенные на две команды, образуют смешанные пары. Игроки одной команды — ведомые, игроки другой — ведущие. Всем ведомым завязывают глаза. По сигналу воспитателя ведущий, подсказывая и поддерживая
партнера, ведет его через препятствия, невидимые из-за густого тумана. Используется три-четыре препятствия, например: гимнастическая скамейка — канатный мост над пропастью; полифункциональная детская игрушка — туннель; мягкое бревно на стойках — бревно через болото. Первоначально игра проводится без учета времени. По мере освоения можно учитывать время прохождения дистанции каждой командой.

Акцент. Способствовать возникновению между партнерами доверия и взаимопомощи. Учитывать трудности, возникающие у партнера.

^ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТУЛЬЯ!

Цель. Сесть на стул или колени партнера.

Правила. В центре зала по кругу расставлены стулья спинками к центру. Количество стульев равно числу участников. Под музыку дети бегают вокруг стульев в одном направлении. Музыка останавливается, дети должны быстро сесть на ближайший стул. Перед каждой остановкой музыки убирается один стул, а игрок, которому не хватило стула, садится на колени
ближайшего игрока. Игра заканчивается, когда остается один
стул и образуется длинная цепочка сидящих друг у друга на коленях игроков. Можно разделить детей на две команды и фиксировать лучшее время, определяя таким образом команду-победителя, или игроков команд одеть в разную форму, и после остановки музыки дети могут сесть только к своим партнерам.

Акцент. Объединение детей, поддержка и внимание к партнеру.

ОБРУЧ-ПОМОЩНИК

Цель. Набрать как можно больше очков.

Правила. Дети делятся на пары, один из игроков бросает мяч, а другой ловит его в обруч. После броска мяча игрок с обручем двигается навстречу мячу или дает возможность мячу пролететь в обруч. Игрок, выполняющий броски, стоит в обруче малого диаметра и не выходит из него. После пяти бросков дети меняются местами и ролями. Каждый пойманный мяч дает одно очко. После десяти совместных бросков подсчитываются очки, набранные каждой парой, и определяется пара или несколько пар победителей. Можно подсчитывать общее количество попаданий всеми игроками. Акцент. Взаимодействие, помощь партнеру в достижении цели.


^ РАЗНОЦВЕТНЫЕ КОЛЬЦА

Цель. Удержать кольцо на голове, выполняя разнообразные движения.

Правила. По сигналу воспитателя, под музыку игроки свободно двигаются по заду с разноцветными кольцами на голове, руки к плечам. Уронивший разноцветное кольцо игрок замирает, а любой другой игрок должен поднять кольцо и положить партнеру на голову, не потеряв при этом своего. Можно фиксировать максимальное время удержания колец после сигнала о начале игры. Каждое повторение игры сопровождается сменой положения рук (за спину, в стороны, вперед и т. д.).

Акцент. Не уронить кольцо — хорошо, помочь вернуть кольца другим игрокам — еще лучше.

^ ОГНЕННЫЙ ШАР

Цель. Совместно удержать большой мяч в воздухе.

Правила. Все игроки пытаются как можно выше подбрасывать руками вверх огромный мяч (диаметром от 80 до 120 см в зависимости от возраста детей), не давая ему упасть на пол. Фиксируется время удержания мяча от падения. Игра повторяется несколько раз, определяется лучшее командное время. Игроков можно разделить на две команды для определения победителя.


^ ЧАСТЬ 3. ОЗДОРОВИТЕЛЬНО - РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ПРИ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ
И ОТКЛОНЕНИЯХ В СОСТОЯНИИ


ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

3.1. ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ

Цель игр для детей, имеющих разные степени плоскостопия, — закрепить навыки правильной установки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях.

Задачи, решаемые при использовании оздоровительно-развивающих игр при плоскостопии у детей дошкольного возраста:

  • укрепление мышц пальцев стопы и голеностопного сустава;

  • выполнение упражнений с заданной амплитудой движения, преимущественно в разгрузочных исходных положениях
    (сидя, на коленях, на четвереньках).


КАРАКАТИЦА
Соревновательная игра

Цель. Быстро пробежать этап, перекатывая стопами гимнастическую палку.

Инвентарь. Деревянные или пластмассовые гимнастические палки.

^ Содержание игры: Участники делятся на две команды, каждый участник принимает положение седа на ягодицах, ноги вперед, согнуты в коленях, руки в упоре сзади. Игроки выстраиваются в колонну, которую завершает капитан. По сигналу воспитателя «Марш!» ребенок, опираясь на кисти и пятки,
начинает движение до поворота, разворачивается и возвращается обратно, не прекращая стопами перекатывать гимнастическую палку. Передав эстафету своему другу по команде, ребенок встает за последним участником команды.

Правила. Выигрывает команда, капитан которой первым заканчивает игру. Игра повторяется 2 раза с музыкальным сопровождением или без него.

Кооперативная игра

^ Цель. Передать эстафету за наиболее короткое время.
Инвентарь. Модульные поролоновые бревна.
Содержание игры. Участники двух разных команд образуют смешанные пары. Первая пара перед линией старта принимает положение седа на ягодицах, ноги вперед согнуты в коленях. Пары выстраиваются друг напротив друга. По сигналу воспитателя пара перемещает стопами модульное бревно и передает эстафету второй паре, которая продолжает движение в обратном направлении. Затем бревно передается третьей паре, и так до тех пор, пока последняя пара не финиширует.

Правила. Фиксируется общее время всех игроков, затраченное на прохождение дистанции. С этим временем сравнивается командный результат в последующих повторениях данной игры.


Не соревновательная игра

^ Цель. Совместная работа, взаимопомощь и удовольствие.

Инвентарь. Платочки из газовой ткани.

Содержание игры. Все участники, лежа на животе, пальцами стоп удерживают разноцветные легкие платочки. Под звуки музыки каракатицы плавают, не теряя платочков. По сигналу воспитателя «Опасность!» игроки переворачиваются на спину, принимая положение седа, и бегом ножками вперед прячутся в ущелье.

Правила. Игрок (игроки), потерявший платочек, поднимает его пальцами стоп, ложится на спину. В это время игроки из ущелья замыкают его в круг ножками наружу. Все вместе машут платочками, отгоняя нападающего. Игра повторяется несколько раз.


^ ЭСКАДРОН РЕБЯТ ПРЫГУЧИХ

Соревновательная игра

Цель. Быстро проскакать на хоппе.
Инвентарь. Мячи для прыжков с ручками — хоппы.

Содержание игры. Участники делятся на две команды и выстраиваются в
колонну перед линией старта. Первый участник сидит на хоппе. По сигналу воспитателя игрок начинает прыгать до отметки, огибает ее и возвращается обратно, передав хопп другу по команде.

Правила. Выигрывает команда, участники которой первыми завершают дистанцию.

Для индивидуальных соревнований возможно несколько вариантов:

1) все участники на хоппах выстраиваются в шеренгу на стартовой линии и по сигналу начинают прыжки; выигрывает участник, первым пересекший финишную линию;

2) игроки делятся на три-четыре команды и выполняют прыжки на хоппах; затем победители каждого этапа разыгрывают первое место.


Кооперативная игра

^ Цель. Показать лучшее время в прыжках на хоппах.

Инвентарь. Мячи для прыжков с ручками — хоппы.

Содержание игры. Все дети, сидя на хоппах, выстраиваются в колонну перед стартовой линией. Первый ребенок, стоящий на стартовой линии, по сигналу воспитателя выполняет прыжки до отметки, огибает ее и возвращается обратно, передав эстафету следующему участнику касанием плеча.

Правила. Фиксируется общее время прыжков всей команды. Игра повторяется 2—3 раза (можно менять последовательность игроков).


Несоревновательная игра

^ Цель. Подпрыгивать одновременно всем игрокам.

Инвентарь. Мячи для прыжков с ручками — хоппы.

Содержание игры. Все дети выстраиваются в колонну или шеренгу в центре зала парами. Первые два участника, взявшись за руки, стоят на линии старта. По сигналу воспитателя они начинают прыгать по отмеченной линии (дуге). Приблизившись к колонне, они забирают следующую пару участников и продолжают прыгать, и так до тех пор, пока все участники не объединятся в общий большой прыгающий круг.

Правила. Если кто-то из участников не может продолжать прыжки, звучит сигнал, по которому дети прыгают на месте, до тех пор пока участнику, потерявшему равновесие, не окажут помощь.


^ ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ

Соревновательная игра

Цель. Быстро переложить карандаши в обруч.

Инвентарь. Карандаши и обручи.

Содержание игры. Участники делятся на две команды. Для каждой команды разложены два-три обруча. Вокруг обруча располагаются четыре участника. Перед обручами на расстоянии 1—2 м разложены четыре лоточка с десятью карандашами в каждом. По сигналу воспитателя игроки берут пальцами стоп каждой ноги по карандашу, быстро доходят до обруча, опускают в него карандаши и бегом возвращаются к оставшимся. Если игрок в движении теряет карандаш, он останавливается, подбирает его и продолжает движение. Заполнив обруч карандашами, дети поднимают руку.

Правила. Выигрывает команда, игроки которой первыми
завершают перенос карандашей. Индивидуальный вариант.


При использовании оздоровительно-развивающих игр инструктор-методист по лечебной физкультуре или воспитатель по физической культуре может не только создавать свои игры, но и модифицировать существующие подвижные игры. Изменение игр осуществляется путем изменения их содержания в соответствии с лечебными задачами для каждой конкретной патологии.

В оздоровительно-развивающих играх используется самое разнообразное оборудование: традиционное, имеющееся в любом детском саду, и современное, чаще имеющееся в специализированных детских садах.


3.2. ^ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ПРИ НАРУШЕНИИ ОСАНКИ

Цель игр для детей, имеющих различные виды нарушений осанки, — укрепление мышц спины и брюшного пресса, растягивание передней поверхности грудной клетки.

Задачи, решаемые при использовании оздоровительно-развивающих игр при нарушении осанки у детей дошкольного возраста:

  • укрепление мышечного корсета;

  • коррекция имеющихся дефектов осанки в условиях игровой
    терапии.


^ РАЗНОЦВЕТНЫЕ КОЛЬЦА

Соревновательная игра

Цель. Удержать кольцо на голове как можно дольше по времени.

Инвентарь. Надувные разноцветные кольца.

Содержание игры. Дети врассыпную стоят по залу, на голове у каждого надувное разноцветное кольцо. Дети вначале ходят лицом или спиной вперед приставными шагами; подпрыгивают; пробегают, не сталкиваясь друг с другом. Игроки начинают игру с места, на котором стоят, балансируя кольцом на голове.

Правила. Воспитатель меняет темп игры. Ребенок, уронивший кольцо, выбывает из игры. Выигрывает игрок, дольше всех удержавший кольцо на голове.


Кооперативная игра

^ Цель. Помочь друзьям, потерявшим кольцо.

Инвентарь. Надувные разноцветные кольца.

Содержание игры. Участники разделены на две команды, у игроков каждой команды на голове кольца своего цвета. Дети врассыпную стоят по залу. Под музыку они выполняют медленные или быстрые движения в зависимости от темпа музыкального сопровождения. Когда у игрока падает кольцо, он останавливается около него, сохраняя правильную осанку. Другой ребенок из этой команды, приседая, поднимает кольцо и возвращает на голову партнера по команде, стараясь не потерять собственное кольцо.

Правила. По окончании игры каждый ребенок вспоминает, скольким детям он помог и сколько раз. Побеждает команда, которая чаще оказывала помощь и в которой больше игроков, не уронивших кольцо. По мере освоения игры помощь может оказываться и детям другой команды.

Несоревновательная игра

^ Цель. Удержать кольцо на голове.

Инвентарь. Надувные разноцветные кольца.

Содержание игры. Дети врассыпную стоят по залу, на голове у каждого надувное разноцветное кольцо. Под музыку дети двигаются по залу, выполняя любые движения (ходьба, подскоки, движения руками и ногами).

Правила. Если кольцо падает, ребенок самостоятельно поднимает его и кладет на кольцо любому участнику игры, становясь охранником получившейся конструкции из колец. Охранник имеет право помогать руками поддерживать кольца, если они начинают падать. У игрока может быть несколько охранников. Игра завершается тогда, когда ни один из игроков не может удержать на голове уложенные кольца.


^ МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРЬКИ
СоревйЬвательная игра

Цель. Избежать столкновения с другими игроками.

Содержание игры. Каждый пузырек образуется двумя участниками игры, которые соприкасаются спинами, локти в замок. Под музыку пузырьки легко передвигаются по залу, стараясь не соприкасаться с другими парами.

Правила. Если пузырьки сталкиваются, то оба лопаются, а игроки выходят из игры. Побеждает единственный пузырек, избежавший столкновений и не лопнувший.


Кооперативная игра

^ Цель. Образовать пузырь большего размера.

Содержание игры. Одна часть игроков (по желанию участников) образует средние по размеру пузырьки из трех-четырех детей, которые соприкасаются спинами, локти в замок. Другая часть игроков образует маленькие пузырьки, состоящие из двух игроков. Под звуки музыки, усиливающие веселье, пузырьки передвигаются по залу. При соприкосновении маленькие пузырьки отталкиваются друг от друга, но не лопаются.

Правила. Если маленькие пузырьки соприкасаются со
средними, то они проникают внутрь круга, образуя двойной пузырек. Столкновение средних пузырьков приводит к образованию еще большего пузырька. Игра заканчивается, когда все участники образуют два круга — большой наружный и средний внутренний.

Несоревновательная игра

^ Цель. Образовать большой мыльный пузырь, сохраняя правильную осанку.

Содержание игры. Каждый пузырек образуют два-три участника, которые соприкасаются спинами, локти в замок. Под музыку пузырьки летают по залу.

Правила. Для того чтобы пузырек увеличился в размере, пары, осторожно соприкасаясь и проникая друг в друга, образуют новый пузырек большего размера, так до тех пор, пока все участники игры не образуют один большой мыльный пузырь. Навык правильной осанки будет закрепляться лучше, если дети, образовавшие большой пузырь, положат руки на плечи друг другу.

^ МОРСКОЙ ХИЩНИК
Соревновательная игра

Цель. Удержать туловище и не разомкнуть руки.

Содержание игры. Дети располагаются по всему залу, они изображают стаю рыб, один из детей — хищник. По сигналу воспитателя «Шторм!» дети бегут к стене, на которую указывает воспитатель, по сигналу «Корабль!» все бегут в противоположную сторону, по сигналу «Хищник!» дети ложатся на живот, берутся за руки, легка приподнимают туловище и голову, смотрят вперед, соприкасаются ногами. Хищник двигается по залу, руки в стороны, так как большая рыба плывет над стаей, не касаясь игроков.

Правила. Дети в безопасности, пока они соприкасаются друг с другом. Если хищник видит, что кто-то из детей нарушил положение или разъединил руки и ноги, он его осаливает, и ребенок (один или несколько) выбывает из игры. Победителями остаются два-три ребенка, которых хищник не осалил.


Кооперативная игра

^ Цель. Удержать туловище и увидеть отставшую рыбку.
Содержание игры. Участники делятся на две команды
(стаю рыб и хищников) и свободно располагаются по залу. По сигналу воспитателя «Шторм!» стая рыб и хищники бегут в противоположные стороны, не касаясь друг друга. По сигналу «Хищники!» дети из стаи рыб ложатся на живот, берутся за
руки, слегка приподнимают туловище и голову, смотрят вперед, соприкасаются ногами. Хищники двигаются по залу, руки в стороны, так как большие рыбы плывут над стаей. Увидев отставшую рыбку, хищник осаливает ее, и она превращается в хищника.

Правила. Если из стаи рыб ни одна рыбка не отстала, то один из хищников переходит в стаю рыб. Выигрывает команда, значительно увеличившая свою численность.


Несоревновательная игра

^ Цель. Совместными действиями прогнать хищника.

Содержание игры. То же, что и в соревновательной игре, но когда хищник видит, что кто-то из детей нарушил положение или разъединил руки и ноги, звучит сигнал «Опасность!». После этого сигнала все дети вскакивают на ноги, не разъединяя рук, с возгласами «У-у-у!» и поднятыми вверх руками прогоняют хищника.

Правила. После завершения игры хищника меняют, и игру можно продолжить.


^ ЗВОНКИЕ МЯЧИ
Соревновательная игра

Цель. Быстро передать бубен и прогнуться.

Инвентарь. Большие мячи (диаметр 55—60 см) с гремящими шариками внутри.

^ Содержание игры. Игроки делятся на две команды и выстраиваются в колонну. Каждый игрок садится спиной к мячу, придерживая его согнутыми в локтях руками. У капитана команды в руках детский музыкальный бубен. По сигналу воспитателя «Марш!» капитан команды ложится спиной на мяч и передает бубен следующему игроку, а кисти рук опускает на его колени.

Правила. Передача эстафеты продолжается до тех пор, пока последний игрок не опустит бубен на пол. Выигрывает команда, первой закончившая передачу бубна. Все участники садятся на свои мячи, а победители выполняют прыжки с одновременными хлопками рук над головой.


Кооперативная игра

^ Цель. Перекатывать мяч, удерживая туловище.
Инвентарь. Мячи большого диаметра.
Содержание игры. Игроки делятся на две команды и ложатся на живот лицом друг к другу на расстоянии 2—3 м. По сигналу воспитателя дети приподнимают туловище и начинают перекатывать мяч партнеру, следуя музыкальному ритму (от длинного до быстрого). Когда дети начинают терять мяч, воспитатель вместе с детьми произносит:

Звонкий мячик наш катился,
И немножко заблудился.
Надо нам объединиться,
Мячом веселым поделиться!

Правила. Каждые две пары сдвигаются, соприкасаясь телами, руки на плечах партнера. По сигналу воспитателя дети выполняют перекаты мяча паре, находящейся напротив, одновременно правой рукой одного игрока и левой рукой другого.

Несоревновательная игра

^ Цель. Прогнуться, растянуть переднюю поверхность грудной клетки.

Инвентарь. Ростовые мячи.

Содержание игры. Дети сидят на мячах по кругу, спиной к центру круга. По сигналу «Музыка!» дети прыгают на мячах с одновременным движением рук в стороны — вниз, сохраняя прямое положение туловища. По сигналу «Антракт!» дети выполняют шаги вперед, до тех пор пока туловище не окажется на мяче в положении разгибания, а ноги не останутся согнутыми в коленных суставах, стопы на полу. Руки вверху, касаются кистей рук других игроков.

Правила. Игра повторяется несколько раз.


ЖИРАФ


описание: http://0
(кифотическая осанка)

Соревновательная игра

Цель. Сорвать листочки с дерева только
двумя руками одновременно.

Инвентарь. Кольца (25—30 шт.), стойки (4 шт.), корзины (2 шт.).

^ Содержание игры. Участники делятся на две команды, выстраиваются в колонну на стартовой линии. По сигналу воспитателя первый игрок каждой команды в течение
3—5 с срывает листья-кольца только двумя руками, продвигаясь вперед вдоль стойки. Затем огибает стойку, руки вверху держат листья, галопом возвращается и передает эстафету следующему игроку, касаясь кистей поднятых вверх рук. Собранные листья бросают в
корзину.

Правила. За каждый лист, сорванный одной рукой, начисляется штрафное очко. Выигрывает команда, первой закончившая игру с наибольшим количеством собранных листьев и наименьшим количеством штрафных очков.

Кооперативная игра

^ Цель. Сохранять спину прямой.

Инвентарь. Шведская стенка, мячи на веревке.

Содержание игры. Все игроки стоят, соприкасаясь спиной, ягодицами со шведской стенкой, руки вверх. По сигналу воспитателя игроки тянутся двумя руками к подвешенным наверху мячам, встают на носки. Захватывают мяч двумя руками. Смотреть при этом необходимо вперед.

Правила. Учитывается общее время, которое необходимо всем игрокам, чтобы принять нужное положение. Игра повторяется 2 раза. Учитывается и сравнивается время двух попыток.


Не соревновательная игра

^ Цель. Сохранить спину прямой.

Инвентарь. Массажные мячи среднего диаметра.

Содержание игры. Все участники встают лицом в круг, руки вверх, кисти удерживают массажные мячи. На слова воспитателя «Жираф потянулся к веточке» дети приподнимаются на носки, тянутся. На слова воспитателя «Жираф посмотрел в воду» дети медленно наклоняются вперед (выше горизонтального уровня), сохраняя положение рук вверх. На слова воспитателя «Жираф пощипал травку» дети медленно наклоняются вперед, мячом касаются пола, сохраняя прямое положение спины.

Правила. Оцениваются дети, сохраняющие прямую спину при всех положениях жирафа.


^ ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛОЧКИ

(лордотическая осанка)

Соревновательная игра

Цель. Быстро передать булавы в положении максимальной коррекции позвоночника.

Инвентарь. Гимнастические булавы.

Содержание игры. Игроки делятся на две команды, друг за другом ложатся на спину, колени прижаты к груди, руки вверх. Капитан берет булавы в руки по сигналу воспитателя и движением рук через стороны вниз передает булавы игроку своей команды, лежащему ниже. Следующий игрок тем же движением передает булавы дальше и т. д. Булавы все время соприкасаются с полом.

Правила. Допускается приподнимать туловище во время
передачи булав. Игрок, оторвавший булавы от пола, получает
штрафное очко. Выигрывает команда, первой закончившая передачу с наименьшим количеством штрафных очков. Игра повторяется 2 раза в двух направлениях — передача булав вниз и передача булав вверх.


Кооперативная игра

^ Цель. Сохранить положение умеренного кифозирования позвоночника в поясничном отделе.

Инвентарь. Гимнастические булавы.

Содержание игры. Игроки разделены на две команды. Каждая команда становится в колонну в положении коленно-кистевой стойки (четвереньки). Расстояние между командами 3 м. Расстояние между игроками 30 см. Команды игроков
стоят головами друг к другу. По сигналу воспитателя участники
каждой команды быстрыми приставными шагами перемещаются к линии финиша.

Правила. Если один из участников любой команды сбивает булаву, все игроки возвращаются на стартовую линию. Учитывается время до первого падения булавы в каждой команде и время всех игроков. Наилучший результат — минимальное время прохождения дистанции без падения булав.


Не соревновательная игра

^ Цель. Сохранить правильные физиологические изгибы.

Инвентарь. Гимнастические булавы.

Содержание игры. Все игроки лежат на спине, ноги согнуты, колени к груди. Руки вверх, кисти удерживают булавы на весу. По сигналу воспитателя «Полет начинается!» игроки переворачиваются на живот, ноги прямые, руки в стороны вверх, булавы в вертикальном положении основанием вверх. Туловище
минимально приподнято. Смотреть необходимо в пол. По сигналу «Невесомость!» игроки возвращаются в исходное положение.

Правила. По мере освоения игры звучит только одна команда «Полетели!», при этом все игроки без остановки перекатываются вправо до команды «Стоп!». Затем игра повторяется в
другую сторону. Отмечаются дети, безошибочно и правильно выполнившие игровое задание.


КОРАБЛИ-КОРАБЛИКИ

(кифолордотическая осанка)

Соревновательная игра

^ Цель. Как можно дольше удержать туловище в заданном положении.

Инвентарь. Физиоролы.

Содержание игры. Все игроки образуют полукруг, лежа животом на физиороле, стопы на полу. По сигналу воспитателя «Штиль!» дети слегка приподнимают туловище, руки к плечам. Воспитатель включает секундомер. Игрок, коснувшийся руками пола, выбывает из игры.

Правила. Выигрывает тот, кто дольше всех удержал заданное положение. Разрешается выполнять покачивание, небольшие повороты туловища. Игра может повторяться несколько раз, чередуясь с паузами отдыха. Можно проводить соревнования между парами, поддерживающими друг друга за руки. Победит пара, которая дольше всех удерживала туловище в заданном положении.

Кооперативная игра

^ Цель. Передать (получить) предмет двумя руками.
Инвентарь. Поролоновые валики, надувные кольца, обручи.

Содержание игры. Игроки делятся на две команды. Каждый игрок ложится напротив своего партнера животом на валик на расстоянии вытянутых рук. Перед каждым игроком небольшой обруч. У участников одной команды в обруче много надувных колец. По сигналу воспитателя «Вода на корабле!» участник, у которого есть предметы, берет каждое кольцо двумя руками и передает своему партнеру напротив. Партнер берет кольца двумя руками и быстро складывает в обруч.

Правила. Учитывается время с момента подачи сигнала до передачи последнего предмета. Игра повторяется 2 раза. Выигрывает команда, показавшая наименьшее время. По мере того как дети будут хорошо сохранять коррекционное положение, возможно проведение этой игры на мячах (соответствующих росту игрока).


Не соревновательная игра

^ Цель. Сохранить правильную осанку.
Инвентарь. Легкая ткань.

Содержание игры. Все игроки выстраиваются вдоль стены, соприкасаясь туловищем со стеной. Стопы стоят на шаг от стены. По сигналу воспитателя «Поднять паруса!» дети выполняют движение руками вверх-вниз, кисти скользят по стене. По сигналу «Волны!» эти движения сочетаются с небольшим сгибанием-разгибанием ног. В положении руки вверх — ноги согнуты, в положении руки вниз — ноги прямые.

Правила. Определяют игроков, наиболее точно выполнивших игровое задание.



описание: http://0
^ ЗЛЮЧКА-КОЛЮЧКА ЕЖ

(плоская спина)

Соревновательная игра

Цель. Передать эстафету, удерживая мяч.
Инвентарь. Массажные мячи среднего
диаметра.

^ Содержание игры. Игроки делятся на две команды. Каждая команда выстраивается в колонну за капитаном на стартовой линии в положении коленно-локтевой стойки. По сигналу воспитателя «Опасность!» первый игрок быстро ползет вперед, передвигая мяч вперед, огибает стойку и возвращается обратно, передав мяч следующему участнику игры. За потерю мяча назначается штрафное очко.
Правила. Выигрывает команда, первой пересекшая финишную прямую с наименьшим временем. Игра повторяется 2 раза.


Кооперативная игра

^ Цель. Удержать спину в положении максимальной коррекции.

Инвентарь. Сдутые массажные мячи среднего диаметра.

Содержание игры. Игроки садятся полукругом, взявшись за руки. На голове каждого игрока сдутый массажный мяч. По сигналу воспитателя «Ягуар!» все игроки одновременно переходят в положение седа на ягодицах, кисти и стопы не соприкасаются с полом, смотреть необходимо вниз. Включается
секундомер на 5, 10, 15 с. По сигналу воспитателя «Опасность миновала!» дети возвращаются в исходное положение. После каждого интервала времени учитывается, сколько детей не коснулись пола.

Правила. Если ребенку трудно сохранять заданное положение, он сообщает об этом словом «Устал!» и его партнеры справа и слева стараются поддержать его руками. Вариантом этой игры может быть количество повторений переходов в положение седа с учетом времени до первого отказа. При двух повторениях сравниваются временные показатели.

Не соревновательная игра

^ Цель. Удержать группировку.

Содержание игры. Все участники команды ложатся на спину, кисти к плечам, локти вперед. По сигналу воспитателя «Ежик колючий!» первый игрок принимает положение группировки лежа на спине, голова касается коленей. Затем в это же положение переходят последовательно все игроки. Когда последний игрок принимает положение группировки, звучит команда воспитателя «Добрый еж!». Дети в той же последовательности переходят в исходное положение.

Правила. Выполнять движения в темпе музыкального сопровождения. При проведении игры используется чередование активной и релаксирующей музыки.


^ ЛЕСНОЙ ГНОМ

(плоско-вогнутая спина)

Соревновательная игра

Цель. Быстро собрать и перенести в кузовок шишки.

Инвентарь. Шишки среднего диаметра, кузовки.

^ Содержание игры. Игроки делятся на две команды. Выстраиваются за капитаном в колонну на стартовой линии положении приседа с опорой на передний отдел стопы (пятка на вису), руки на коленях. По сигналу воспитателя капитаны в приседе быстро идут к кузовку, собирая справа и
слева шишки. Добравшись до кузовка, перебрасывают в него шишки и в приседе возвращаются обратно, передавая эстафету следующему участнику касанием плеча.

Правила. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету с наибольшим количеством шишек в кузовке.

Кооперативная игра

^ Цель. Удержать бревно и быстро пройти дистанцию, помогая партнеру.

Инвентарь. Поролоновые бревна.

Содержание игры. Участники игры выстраиваются парами в колонну (пара за парой). По сигналу воспитателя первая пара в положении приседа, бревно на бедрах начинает двигаться к финишной линии.

^ Правила. Учитывается время каждой пары и время прохождения дистанции всеми участниками игры.

Не соревновательная игра

Цель. Быстро передать мяч партнеру.

Инвентарь. Массажные мячи среднего диаметра, корзины.

^ Содержание игры. Все игроки ложатся на спину в
одну линию. Руки за голову, ноги согнуты в тазобедренном суставе. У игрока, лежащего ниже всех, в голеностопных суставах массажный мяч. По сигналу воспитателя «Гномы, за работу!» он передает мяч в стопы вышележащего игрока. Когда самый первый игрок получает мяч, он опускает его в корзину.

Правила. Игра продолжается до тех пор, пока корзина не будет наполнена полностью. В этой игре можно учитывать время прохождения каждого мяча.


^ КУКЛА ДАША

(асимметричная или сколиотическая осанка)

Соревновательная игра

Цель. Сохранить симметричное положение рук и туловища.

Содержание игры. Игроки делятся на две команды.
Каждая команда выстраивается в колонну лицом к зеркалу.
Расстояние от зеркала до первого участника не менее 1,5 м. Все
игроки принимают положение упор присев. По сигналу воспитателя «Оцени себя!» каждый игрок встает в положение руки в
стороны, ладони вперед и говорит «Правильная!» (если руки и
надплечья образуют линию, параллельную полу) и «Неправильная!» (если сохраняется асимметрия). Воспитатель контролирует правильность оценок.

^ Правила. Выигрывает команда с наибольшим количеством положительных оценок. Игра повторяется 2 раза.


Кооперативная игра

Цель. Стоять, сохраняя симметричную осанку.

^ Содержание игры. Игроки выстраиваются по росту. Каждому присваивается номер в зависимости от занимаемого в шеренге места. Эталоном назначается самый маленький игрок, который первым встает у зеркала в положение руки в стороны
(воспитатель обязательно корректирует исходное положение первого игрока). Остальные игроки перемещаются по залу под звуки любимой музыки. По сигналу воспитателя все игроки выстраиваются в колонну по возрастающим номерам, стремясь сохранить положение первого игрока.

Правила. Учитывается время с момента подачи сигнала до окончательного построения колонны. Игра повторяется несколько раз. Отмечаются самые внимательные игроки. Партнеры могут помогать впередистоящему игроку принять правильное положение.


Несоревновательная игра

^ Цель. Сохранить симметричную осанку.
Инвентарь. Пары шарфов одинаковой длины для каждого игрока.

Содержание игры. Участники игры под музыку выполняют одухотворенные движения. По окончании музыкального сопровождения каждый участник поворачивается к зеркалу в положении руки в стороны, кончики шарфа касаются пола.

Правила. Воспитатель может посчитать, сколько детей принимает правильное положение без дополнительного времени после каждой остановки музыкального сопровождения.

Предложенные игры посвящены практически всем видам нарушения осанки у дошкольников и младших школьников. Включение этих игр в занятия поможет детям запомнить и закрепить мышечно-суставное чувство правильной осанки в усложненных условиях игровой деятельности. Таким образом создаются наиболее благоприятные условия для стойкого формирования правильного статического и динамического стереотипов нормальной осанки. Для дошкольников с вялой осанкой могут использоваться любые игры, направленные на укрепление мышечного корсета, из различных исходных положений как с предметами, так и без предметов.

  1   2




Схожі:




База даних захищена авторським правом ©lib.exdat.com
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації