Поиск по базе сайта:
Декан филологического факультета icon

Декан филологического факультета




Скачати 195.2 Kb.
НазваДекан филологического факультета
Дата конвертації17.07.2013
Розмір195.2 Kb.
ТипРабочая программа

Федеральное агентство по образованию

Томский государственный университет


Утверждаю:

Декан филологического факультета



_________ проф. Т.А. Демешкина

«__»___________2006 г.


История русской литературы первой трети XIX века




Рабочая программа




Специальность 021700 – ФИЛОЛОГИЯ


Статус дисциплины:

Федеральный компонент направления


Томск

2006


ОДОБРЕНО кафедрой русской и зарубежной литературы

Протокол № от «01/06 от 1 февраля 2006 г.


Зав. кафедрой, профессор _______________А.С. Янушкевич


РЕКОМЕНДОВАНО методической комиссией филологического факультета

Председатель комиссии, доцент И.В. Тубалова

«__»_____________ 2006 г.


Рабочая программа по курсу «История русской литературы первой трети XIX века» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021700 – ФИЛОЛОГИЯ, утвержденного 10 марта 2000 г.

Общий объем курса – 100 ч. Из них: лекции - 54 ч, семинарские занятия - 10 ч, самостоятельная работа студентов - 36 ч.

Экзамен в первом семестре.

составитель:

^ Янушкевич Александр Сергеевич – доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы


рецензент: профессор, д.ф.н. Канунова Ф.З.



  1. ^ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


Целью курса «История русской литературы первой трети XIX века» является выработка историко-литературных, эстетических, теоретических знаний и понятий, связанных с пушкинской эпохой и «золотого века» русской поэзии.

Задачи курса «История русской литературы первой трети XIX века» – осмысление таких понятий, как русский романтизм и его эстетика, «поэзия действительности», элегия, баллада, дружеское послание, роман в стихах и поэма в прозе, путь от поэзии к прозе, художественные открытия Пушкина, Лермонтова, Гоголя.

Место курса: входит в блок дисциплин «История русской литературы».


^ Требования к уровню освоения курса сводятся к следующему.

Студент должен знать:

1) литературу данного периода в ее соотношении с национальной и мировой историей, в контексте общественно-философских и нравственно-религиозных поисков эпохи:

2) закономерности литературного процесса в соотношении с развитием мировой литературы и культуры данного периода;

3) своеобразие творческой индивидуальности виднейших писателей данного периода.


^ Студент должен уметь:

1) анализировать художественный текст с точки зрения его творческой истории, жанровой специфики, места в литературном процессе и творчества данного писателя;

2) пользоваться научной, справочной, методической литературой по изучаемому курсу;

3) самостоятельно соотносить творчество писателя с его биографией.



^ П. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Введение

Общественно-литературное движение 1800-1830-х годов. Характерные определения эпохи. 1800-е, 1810-е, 1820-е, 1830-е годы как сущностные этапы общественно-философского и литературного развития в России. Развитие русского искусства: его формы и эстетическое содержание в архитектуре, скульптуре, живописи, музыке, театре. Отечественная война 1812 года и декабристское движение в контексте историко-литературного процесса, эпохи «гражданской экзальтации». Россия и Запад: уроки великой французской революции, антинаполеоновского движения, интерес к немецкой философии, активизация переводческой деятельности. Формирование идей историзма, народности, философии личности и их отражение в деятельности и трудах Н.М. Карамзина, любомудров, декабристов, П.Я. Чаадаева. Бурное развитие русской журналистики и споры о языке. Жизнь литературных салонов и обществ 1800-1830-х гг. («Беседа любителей русского слова» и «Арзамас»).

1. Романтизм как литературное направление. Своеобразие русского романтизма.

2. Поэзия В.А. Жуковского. Особенности его переводческой деятельности.

3. Поэзия К.Н. Батюшкова. Своеобразие его романтизма в соотношении с поэзией Жуковского.

4. Поэты-декабристы. «Думы» К.Ф. Рылеева в контексте русского романтизма.

5. Поэты пушкинского круга (Д.В. Давыдов, Н.М. Языков, П.А. Вяземский, А.А. Дельвиг, Д.В. Веневитинов). Типологические особенности и своеобразие творческой индивидуальности.

6. Поэзия Е.А. Баратынского и ее место в истории русской поэзии.

7. Басенное творчество И.А. Крылова.

8. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» как «высокая комедия».

9. Творчество А.С. Пушкина. Личность и творческий путь.

10. Творчество М.Ю. Лермонтова. Личность и творческий путь.

11. Своеобразие русской прозы 1820-1830-х годов (А. Бестужев-Марлинский, В.Ф. Одоевский).

12. Русский исторический роман (М.Н. Загоскин, И. И. Лажечников).

13. Особенности русской поэзии 1820-1830-х годов (А.И. Полежаев, А.В. Кольцов).

14. Творчество Н.В. Гоголя. Этапы и проблемы его творческой эволюции.


^ Темы семинарских (практических) занятий


Задача семинарских занятий – выработка навыков литературоведческого анализа, усвоение основных представлений об эпохе, ее общественно-исторических, этико-философских поисках.

1. В.А. Жуковский – «Коломб русского романтизма в поэзии».

2. Своеобразие декабристского романтизма и творческий путь К.Ф. Рылеева.

3. Поэзия А.В. Кольцова и ее место в русском историко-литературном процессе.

4. Лирика А.С. Пушкина периода скитаний: ее эстетическое содержание.

5. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель»: жанровое содержание и природа фантастического.

Для проверки усвоения материала планируется проведение на каждом занятии пятиминутных письменных работ и написание домашней зачетной работы по анализу лирического произведения.


Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельного изучения


1. «Беседа любителей русского слова» и «Арзамас»: концепция «архаистов» и «новаторов» и ее историко литературный смысл.

Литература: «Арзамас»: Сборник в двух книгах. М., 1994; Вацуро В.Э. В преддверии пушкинской эпохи // Там же. Кн. 1. С. 5-28; Гиллельсон М.И. Молодой Пушкин и арзамасское братство. Л., 1974; Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М., 1968. С. 23-121; История русской литературы: В 4 т. Т. 2. Л., 1981 (конспект гл. 1-й и 2-й).

2. Баллада В.А. Жуковского «Эолова арфа».

Литература: В.А. Жуковский. Баллады (любое издание); Иезуитова Р.В. Эолова арфа // В кн.: Поэтический строй русской лирики. Л., 1973. С. 38-53.

3. Послание К.Н. Батюшкова «Мои пенаты».

Литература: К.Н. Батюшков. Мои пенаты (любое издание); Серман И.З. К. Батюшков. «Мои пенаты: Послание к Жуковскому и Вяземскому» // Поэтический строй русской лирики. Л., 1973. С. 54-63; Кошелев Вячеслав. Константин Батюшков: Странствия и страсти. М., 1987. С. 126-132.

4. Поэзия К.Ф. Рылеева.

Литература: К.Ф. Рылеев. Думы. Серия «Литературные памятники». М., 1975; Фризман Л.Г. «Думы» Рылеева // Там же. С. 171-226; Архипова А.В. К. Рылеев. «Я ль буду в роковое время…» // Поэтический строй русской лирики. Л., 1973. С. 64-77; Касаткина В.Н. Поэзия гражданского подвига. М., 1987. С. 11-58.

5. Поэты пушкинского круга.

Литература: Поэты пушкинской поры: Антология. М., 1972; Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. М., 1970; Рассадин Ст. Спутники: Дельвиг. Языков. Давыдов. Бенедиктов. Вяземский. М., 1983; Бочаров С.Г. О художественных мирах. М.. 1985. С. 69-123 (статья о Е. Баратынском).

6. Басенное творчество И.А. Крылова.

Литература: И.А. Крылов. Басни (любое издание); Степанов Н.Л. И.А. Крылов: Жизнь и творчество. М., 1958 (конспект); Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968. С. 117-187; И.А. Крылов в воспоминаниях современников. М.. 1982. С. 5-36 (вст. статья А.М. и И.М. Гординых).

7. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Литература: А.С. Грибоедов. Горе от ума (любое издание); Маркович В.М. Комедия в стихах А.С. Грибоедова «Горе от ума» // В кн.: Анализ драматического произведения. Л.. 1988. С. 59-91; Лебедева О.Б. Мотивы и образы Священного Писания в структуре комедии «Горе от ума» // А.С. Грибоедов: Хмелитский сборник. Смоленск, 1998. С. 123-159.

8. Личность и творческий путь А.С. Пушкина.

Литература: Белинский В.Г. Статьи о Пушкине (любое издание); Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя. Л., 1982 (см. методические указания к конспектированию книги).

9. ^ Стихотворение А.С. Пушкина «Элегия».

Литература: А.С. Пушкин. Элегия (любое издание, в том числе академическое, для работы с вариантами); Фридлендер Г.М. А. Пушкин. Элегия («Безумных лет угасшее веселье…» // Поэтический строй русской лирики. Л., 1973. С. 78-95; Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина: 1826-1830. М., 1967. С. 482-489.

10. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус».

Литература: М.Ю. Лермонтов. Парус (любое издание); Найдич Э.Э. М. Лермонтов. Парус // Поэтический строй русской лирики. Л., 1973. С. 122-134; Гиршман М.М. Парус // Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. С. 366-367.

11. Новелла М.Ю. Лермонтова «Фаталист» и ее место в романе «Герой нашего времени».

Литература: М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени (любое издание); Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М.;Л., 1961. С. 236-250; Тамарченко Н.Д. О смысле «Фаталиста» // журнал «Русская словесность». М., 1994. № 2. С. 26-31.

12. Петербургские повести Н.В. Гоголя как художественное единство.

Литература: Н.В. Гоголь. Петербургские повести. Серия «Литературные памятники». СПб., 1995; Дилакторская О.Г. Художественный мир петербургских повестей // Там же. С. 207-257; Маркович В.М. Петербургские повести Н.В. Гоголя. Л., 1989. – 206 с.; Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1978. С. 59-132.


Примерный перечень вопросов к экзамену:

1. Общественно-литературное движение 1800-1830-х годов.

2. «Беседа» и «Арзамас» как отражение литературной борьбы 1810-х годов.

3. Романтизм как литературное направление. Своеобразие русского романтизма.

4. Особенности романтизма В.А. Жуковского. Его жизнь и творчество до 1814 г.

5. Мир баллад Жуковского. «Эолова арфа» как символ поэзии Жуковского.

6. Творчество Жуковского 1815-1824 гг. Своеобразие его эстетических манифестов.

7. Путь Жуковского к эпосу. Жуковский как «гений перевода».

8. Особенности романтизма К.Н. Батюшкова. Его творческий путь.

9. Общая характеристика декабристской поэзии (проблема героя, историзма, жанрово-стилевое своеобразие).

10. Творческий путь К.ф. Рылеева. «Думы» как идейно-художественное единство.

11. Своеобразие поэтов пушкинского круга (на материале творчества одного из поэтов).

12. Поэзия Е.А. Баратынского.

13. Басенное творчество И.А. Крылова: феномен Крылова.

14. Система образов и принципы их изображения в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

15. Драматургическое новаторство Грибоедова в комедии «Горе от ума».

16. Личность А.С. Пушкина и особенности его биографии в трактовке Ю.М. Лотмана.

17. Лицейская лирика А.С. Пушкина.

18. Лирика Пушкина послелицейского петербургского периода (1817-1820 гг.).

19. Поэма «Руслан и Людмила»: традиция и новаторство.

20. Своеобразие романтизма Пушкина в лирике Южной ссылки.

21. Проблема героя и жанра в южных поэмах Пушкина.

22. Поэма «Цыганы» как этап творческой эволюции Пушкина.

23. Особенности пушкинской лирики периода Северной ссылки. Путь к «поэзии действительности».

24. Вопросы историзма в творчестве Пушкина 1820-х годов. Народ и личность в трагедии «Борис Годунов».

25. Драматургическое новаторство Пушкина в трагедии «Борис Годунов».

26. Место стихотворных повестей «Граф Нулин» и «Домик в Коломне» в творчестве Пушкина.

27. Тема Петра I в творчестве Пушкина 1820-х годов.

28. Пушкинская лирика периода скитаний (1826-1830).

29. Проблема положительного героя и принципы его изображения в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

30. Поэтика «романа в стихах»: своеобразие творческой истории, хронотопа, проблема автора, «онегинская строфа».

31. Лирика Болдинской осени 1830 года.

32. «Маленькие трагедии» как художественное единство.

33. «Повести Белкина» как прозаический цикл.

34. Сказки Пушкина: проблематика и поэтика, традиция и новаторство.

35. «Медный всадник»: проблематика и поэтика.

36. Проблема «героя века» и принципы его изображения в «Пиковой даме» Пушкина.

37. Проблема искусства и художника в «Египетских ночах» Пушкина.

38. Лирика Пушкина 1830-х годов.

39. Проблематика и мир героев «Капитанской дочки» Пушкина.

40. Жанровое своеобразие и формы повествования в «Капитанской дочке». Природа диалогизма Пушкина..

41. Особенности русской поэзии 1820-1830-х годов.

42. Поэзия А.И. Полежаева: жизнь и судьба.

43. Русская повесть 1830-х годов: ее разновидности и поэтика.

44. Русский исторический роман 1830-х годов.

45. Поэзия А.В. Кольцова и ее место в истории русской литературы.

46. Лирика М.Ю. Лермонтова: основные мотивы, проблема эволюции.

47. Ранние поэмы Лермонтова: от романтических поэм к сатирическим.

48. Поэма «Демон» Лермонтова и ее общественно-философское содержание.

49. Мцыри и Демон как выражение лермонтовской концепции личности.

50. Проблематика и поэтика драмы Лермонтова «Маскарад».

51. Общественно-философская проблематика романа Лермонтова «Герой нашего времени». В.Г. Белинский о романе.

52. Жанровое своеобразие и формы повествования в «Герое нашего времени». Своеобразие психологизма Лермонтова.

53. «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя как художественное единство.

54. Проблема идеала и действительности в сборнике Гоголя «Миргород».

55. «Петербургские повести» Гоголя как художественное единство. Место повести «Невский проспект» в цикле.

56. Проблема искусства в цикле «Петербургских повестей» и повесть «Портрет» как эстетический манифест Гоголя.

57. «Повесть Гоголя «Нос» и формы фантастического в «Петербургских повестях».

58. Проблема маленького человека в повестях Гоголя (принципы изображения героя в «Записках сумасшедшего» и «Шинели»).

59. Драматургическое новаторство Гоголя в комедии «Ревизор».

60. Жанровое своеобразие поэмы Гоголя «Мертвые души». Особенности сюжета и композиции.

61. Философия русского мира и проблема героя в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

62. Поздний Гоголь. Путь от второго тома «Мертвых душ» к «Выбранным местам из переписки с друзьями».


Реферат-конспект


Реферат-конспект представляет собой аналитическое изложение содержания книги Ю.М. Лотмана «Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя». Эта книга – одно из значительнейших явлений отечественной литературоведческой мысли и важный этап в развитии пушкиноведения. Ее материал, методологические установки, стиль изложения, нравственно-философская и эстетическая проблематика является репрезентативной для осмысления литературы данного периода. Целью этой работы является формирование навыков анализа специальной литературоведческой литературы, осмысления наследия величайшего филолога и мыслителя XX века. Объем работы не должен превышать 10 страниц рукописного текста или 5 с. компьютерного набора.

Методические указания для конспектирования книги:

1. Прочитайте «Введение» и выделите из него мысль о Пушкине – «участнике и современнике Исторической Жизни».

2. Прочитайте гл. 1-ю «Годы юности» и акцентируйте следующие моменты:

а) Почему Ю.М. Лотман называет Пушкина «человеком без детства»?

б) Место Лицея в жизни и творчестве Пушкина.

в) Какое место в жизни Пушкина занимала дружба и эволюция дружеских связей поэта (С. 25-27)?

г) Каковы уроки Лицея и итоги лицейской жизни для поэзии Пушкина?

3. Выделите во время чтения 2-й главы «Петербург. 1817-1820» следующие положения:

а) Философия Дома в жизни Пушкина (С. 31-32).

б) своеобразие петербургского периода (С. 33-42).

в) Пушкинское понимание Свободы и его отличие от декабристского.

г) Почему Ю.М. Лотман называет Пушкина «ищущим среди нашедших»?

4. После прочтения 3-й гл. «Юг. 1820-1824» ответьте на следующие вопросы:

а) Почему, по мнению Лотмана, «романтическое мироощущение было в этот момент спасительно для Пушкина»?

б) Как автор книги решает вопрос о соотношении Пушкина-поэта и Пушкина-человека? (С. 63-65).

в) Почему Ю.М. Лотман особенно подчеркивает в поведении поэта «чувство собственного достоинства»?

5) определите основные положения 4-й гл. «В Михайловском. 1824-1826», особенно подчеркнув следующие мысли автора книги:

а) «… пребывание в Михайловском в целом оказалось не только плодотворным для Пушкина-поэта, но и спасительно для него как человека» (С. 112).

б) «Пушкин всегда строил свою личную жизнь именно как личность поэта» (С. 117).

в) «Пушкин учился смотреть на мир глазами другого человека, менять точку зрения на окружающее и, самому меняясь, включаться в разнообразные жизненные ситуации» (С. 117).

г) Что изменилось в жизни и поэзии Пушкина в этот период?

6. После прочтения 6-й гл. «После ссылки 1826-1829» ответьте на следующие вопросы, используя текст книги:

а) В чем драматизм взаимоотношений Пушкина и Николая I?

б) В чем своеобразие его взаимоотношений с новым поколением литераторов?

в) В каком направлении развивается философско-историческая мысль Пушкина в этот период?

г) Почему Ю.М. Лотман данный период биографии поэта называет «переходным временем»?

7. Прочитайте 6-ю и 7-ю гл. «1830-й год» и «Болдинская осень» и ответьте на вопрос:

а) Что автор считает самым главным и важным в жизни Пушкина именно в 1830-м г., почему он отводит разговору об этом небольшом временном отрезке две главы? Насколько этот период важен для идеи жизнестроительства Пушкина?

8. Акцентируйте в гл. 8-й «Новая жизнь» следующие моменты:

а) Что, по мнению Лотмана, означал «историзм» в собственном жизнестроительстве Пушкина? (с. 196).

б) Каковы следствия нового взгляда Пушкина на историю и человеческую жизнь вообще?

в) Почему, по словам автора, «краеугольным камнем пушкинской программы была личная независимость»?

9. Почему, анализируя драматизм пушкинской судьбы в гл. 9-й «Последние годы», Ю.М. Лотман утверждает: «Пушкин умирал не побежденным, а победителем»?

10. Как Вы понимаете положения книги Лотмана о Пушкине как «гениальном мастере жизни», строителе собственной биографии?

11. Кратко резюмируйте: чем Вам книга Ю.М. Лотмана была полезна и интересна? Что Вы нового узнали о личности, творчестве и судьбе Пушкина?


Перечень примерных тем для рефератов и письменных работ:

1. Жуковский и его баллады.

2. «Поэзия мысли» и гамлетизм Баратынского.

3. Поэтика басен Крылова.

4. Анализ стихотворения Жуковского «Море» как эстетического манифеста.

5. Анализ «Элегии» Пушкина: ее место в лирике Болдинской осени.

6. Поэзия земледельческого труда в поэзии А.В. Кольцова.

7. Дума А.В. Кольцова «Лес» и «Смерть поэта» М.Ю. Лермонтова: опыт сравнительного анализа.

8. Житийный канон и его интерпретация в повести Н.В. Гоголя «Шинель».


^ III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ





п/п


Наименование тем


всего часов

Аудиторные

занятия (час.)


самост.

раб

в том числе

лекции

семинары

1.

Общественно-литературное движение 1800-1830-х годов




2




2

2.

Романтизм как литературное направление.




2




2

3.

Поэзия В.А. Жуковского.




4

2

2

4.

Поэзия К.Н. Батюшкова.




2




1

5.

Поэты-декабристы. Поэзия К.Н. Рылеева.




2

2

1

6.

Поэты пушкинского круга




2




1

7.

Поэзия Е.А. Баратынского




2




2

8.

Басенное творчество И.А. Крылова.










2

9.

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»




2




2

10.

Творчество А.С. Пушкина




14

2

9

11.

Творчество М.Ю. Лермонтова




8




4

12.

Поэзия 1820-1830-х годов (А.В. Кольцов, А.И. Полежаев)




2

2

2

13.

Русский исторический роман




2




2

14.

Творчество Н.В. Гоголя




10

2

4


^ IV. ФОРМЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ


Экзамен в первом семестре.

Экзаменационные билеты включают два теоретических вопроса (см. выше список

вопросов) и один вопрос практический, связанный с анализом художественного текста.

^ Образец одного из билетов:

1. Общественно-литературное движение 1800-1830-х годов.

2. Проблема положительного героя и принципы его изображения в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Задание к билету:

1. Назовите автора и произведение, отрывок из которого приводится.

2. Какое место этот отрывок занимает в произведении?

3. Какие эстетические проблемы связаны с данным отрывком?

«… Один требовал себя изобразить в сильном энергическом повороте головы; другой с поднятыми кверху вдохновенными глазами; гвардейский поручик требовал непременно, чтобы в глазах виден был Марс; гражданский сановник норовил так, чтобы побольше было прямоты. благородства в лице и чтобы рука оперлась на книгу, на которой бы четкими словами было написано: «Всегда стоял за правду». Сначала художника бросали в пот такие требованья: все это нужно было сообразить, обдумать, а между тем сроку давалось очень немного. Наконец он добрался, в чем было дело, и уж не затруднялся нисколько…»


^ V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА


1. Рекомендуемая литература (основная)


История русской литературы: В 4 т. Т. 2. Л., 1981. – 654 с.

Соколов А.Н. История русской литературы XIX века (1-я половина). М., 1976. – 638 с.

История русской поэзии: В 2 т. Т. 1. Л., 1968. – 560 с.

История русской драматургии: XVII – первая половина XIX века. Л., 1982. –530 с.

Русская повесть XIX века. Л., 1973. – 565 с.

Поэтический строй русской лирики. Л., 1973. – 350 с.

Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965. – 353 с.

Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. М., 1975. – 255 с.

Янушкевич А.С. В мире Жуковского. М., 2006. – 574 с.

Кошелев В.А. Творческий путь К.Н. Батюшкова. Л., 1986. – 144 с.

Касаткина В.Н. Поэзия гражданского подвига. М., 1987. – 238 с.

Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. М.. 1970. – 293 с.

Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985. – С. 69-123 (статья о Е.А. Баратынском).

Степанов Н.Л. И.А. Крылов: Жизнь и творчество. М., 1958. – С. 204-453.

Маркович В.М. Комедия в стихах А.С. Грибоедова «Горе от ума» // Анализ драматического произведения. Л., 1988. – С. 59-91.

Скатов Н.Н. Поэзия Алексея Кольцова. Л., 1977.

Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя. Л., 1982. – 251 с.

Белинский В.Г. Статьи о Пушкине (любое издание).

Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1826-1830). М., 1967. – 722 с.

Томашевский Б.В. Пушкин. Т. 1: Лицей. Петербург. М., 1990. – 367 с.

Томашевский Б.В. Пушкин. Т. 2: Юг. Михайловское. М., 1990. – 381 с.

Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина: Очерки. М., 1974. – С. 26-105.

Долинина Н.Г. Прочитаем «Онегина» вместе. Печорин и наше время. Л., 1985. – 334 с.

Грехнев В.А. Лирика Пушкина. О поэтике жанров. Горький, 1985. – 238 с.

Петрунина Н.Н. Проза Пушкина. Л., 1987. – 331 с.

Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М., 1968. – С. 122-166.

Берковский Н.Я. О «Повестях Белкина» // В его кн.: Статьи о литературе. М.; Л., 1962. -С. 242-356.

Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. – 784 с.

Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М.; Л., 1961. – 371 с.

Белинский В.Г. Герой нашего времени, сочинение М.Ю. Лермонтова (любое издание).

Логиновская Е. Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон». – М., 1977. – 117 с.

Удодов Б.Т. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени. М., 1989. – 190 с.

Золотусский Игорь. Гоголь (серия «ЖЗЛ»). М., 1979. – Ч. 5-6. С. 324-507.

Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.; Л., 1969. – Гл. 1-3. С. 5-388.

Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1978. – Гл. 5-6. – С. 175-354.

Маркович В.М. Петербургские повести Н.В. Гоголя. Л., 1989. – 206 с.

^ 2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

Анализ драматического произведения. Л., 1988. – 365 с.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972. – 270 с.

Афанасьев Виктор. Жуковский (Серия «ЖЗЛ»). М., 1986. – 398 с.

Иезуитова Р.В. Жуковский и его время. Л., 1989. – 288 с.

Фридман Н.В. Поэзия Батюшкова. М., 1971. – 382 с.

Архипова А.В. К. Рылеев «Я ль буду в роковое время…» // Поэтический строй русской лирики. Л., 1973. – С. 64-77.

Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968. – С. 117-187 (о басенном творчестве Крылова).

Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры. СПб., 1994. –239 с.

Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., 1999. – 703 с.

Лотман Ю.М. Пушкин. СПб., 1995. – 845 с.

Набоков В. Комментарий к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». СПб., 1998. –925 с.

Онегинская энциклопедия: В 2 т. М., 1999-2004. – 573 с. + 802 с.

Рассадин Ст. Драматург Пушкин. М., 1977. – 358 с.

Непомнящий В. Добрым молодцам урок // В его кн.: Поэзия и судьба: Над страницами духовной биографии Пушкина. Изд. 2. М., 1987. – С. 187-260.

Чумаков Юрий. Стихотворная поэтика Пушкина. СПб., 1999. – Гл. 1-3.

Журавлева А.И. Лермонтов в русской литературе: Проблемы поэтики. М., 2002. – 286 с.

Вишневская И.Л. Гоголь и его комедии. М., 1976. – 255 с.

Вайскопф Михаил. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст. М., 1993. – 586 с.

Гончаров С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. СПб., 1997. – 338 с.


  1. Рекомендуемая литература для написания реферата

Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя. Л., 1982.

Иезуитова Р.В. В. Жуковский. Эолова арфа. // Поэтический строй русской лирики. Л., 1973. – С. 38-52.

Янушкевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В.А. Жуковского. Томск, 1985.



Схожі:




База даних захищена авторським правом ©lib.exdat.com
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації