Поиск по базе сайта:
Утверждаю декан факультета журналистики Ю. М. Ершов «29» апреля 2010 г. Техника и технология сми icon

Утверждаю декан факультета журналистики Ю. М. Ершов «29» апреля 2010 г. Техника и технология сми




Скачати 313.78 Kb.
НазваУтверждаю декан факультета журналистики Ю. М. Ершов «29» апреля 2010 г. Техника и технология сми
Дата конвертації17.07.2013
Розмір313.78 Kb.
ТипРабочая программа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ


ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета журналистики

______________Ю.М. Ершов

«_29__»_апреля________2010 г.


ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СМИ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Специальность 030601 – «Журналистика»


Статус дисциплины;

Федеральный компонент направления


Томск

2010

ОДОБРЕНО кафедрой теории и практики журналистики

Протокол № _24__ от «_15___» апреля 2010 г.


Зав. кафедрой, доцент __________________Г.В.Кручевская


РЕКОМЕНДОВАНО методической комиссией факультета журналистики


Председатель комиссии, профессор ________________Э.В. Блинова

«_26__» __апреля____ 2010 г.


Рабочая программа по курсу «Техника и технология СМИ» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030601 – ЖУРНАЛИСТИКА.

Общий объем курса 240 ч. Из них: лекции – 88 ч., семинарские занятия – 44 ч., самостоятельная работа студентов – 108 ч. Зачет во 2 семестре, экзамен в 4 семестре. Общая трудоемкость курса 5,9 зач.ед.


СОСТАВИТЕЛЬ:

Мясников Юрий Николаевич – кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики журналистики


РЕЦЕНЗЕНТ:

Кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики журналистики Г.В. Кручевская.

В связи с открытием на факультете журналистики специализации «Производство и оформление газеты» курс «Техника и технология СМИ» предусматривает теоретическую и практическую подготовку студентов в областях основ традиционных и современных технологий полиграфического производства, редакционной и издательской подготовки газет и журналов к их выпуску в типографиях и издательствах.

Теория и практика дизайна и редизайна периодики выделена в отдельный курс, соответствующий специально разработанной программе «Техника и технология СМИ»: дизайн периодических изданий.

Освоение студентами раздела «Техника и технология радиовещания и телевидения» обеспечивается во время ознакомительной практики после I курса.


Часть 1. Техника и технология печати, радио
и телевидения



Раздел I. Техника печати периодических изданий


^ 1. Основные понятия о полиграфии


Современное состояние полиграфической техники характеризуется как сохранением традиционных видов печати, так и широким использованием электроники, автоматизации процессов. Новая техника влияет на организацию редакционно-издательской работы, предъявляет более высокие требования к качеству и срокам подготовки журналистских материалов. От состояния технической базы зависит качество оформления периодических изданий.

^ Цель данного раздела курса — ознакомить студентов с основами допечатных процессов, начиная с обработки текстовой и изобразительной информации и до использования различных настольно-издательских систем; дать студентам представление о полиграфической технике, для того чтобы они могли эффективно работать с типографским оборудованием.


^ Тема 1. Виды печати и полиграфические процессы

Виды печати (высокая, плоская, глубокая и трафаретная) и области их применения. Каждый из видов печати определяется характером расположения на печатной форме печатающих элементов, с которых изображение переносится на бумагу, и непечатающих элементов, образующих пробельные места между изображениями.

Офсетная печать — неконтактный, косвенный способ печатания изданий.

Основные полиграфические процессы: формные, допечатные, печатные и послепечатные. Материалы для печатания. Типографская система мер. Техническая оснащенность типографий, выпускающих различную полиграфическую продукцию. Организация работы газетно-журнальной типографии и книжного издательства.


^ Тема 2. Воспроизведение текстовой информации

Виды издательских текстовых оригиналов.

Обработка текста: прямой ввод и настольно-издательские системы.

Набор текста: текстовые процессоры, набор без оператора.

Редактирование и правка текста. Правила набора текста. Форматирование.


^ Тема 3. Подготовка к печати изобразительных материалов

Техника воспроизведения изобразительных оригиналов. Виды издательских изобразительных оригиналов. Воспроизведение штриховых оригиналов, тоновых черно-белых и многоцветных оригиналов.


Различные виды сканирующих устройств: планшетные, барабанные и проекционные сканеры, особенности их применения. Разрешающая способность различных сканирующих устройств.

Растр. Линия растра — в высокой, плоской и глубокой печати.


^ Тема 4. Современные настольно-издательские системы
и компьютерные центры издательств


Сравнительный анализ современных настольно-издательских систем. Интегрированные системы для обработки текстовой и иллюстрированной информации.

Применение локальных и внешних сетей в современном издательстве (архитектура, вычислительные сети, файловый сервер, антивирусная защита, система архивирования, коммуникационный сервер).

Верстка полос на компьютере. Программное обеспечение процесса верстки.


^ 2. Формные процессы


Тема 5. Высокая печать

История возникновения и развития высокой печати.

Ручной набор. Механизированный набор. Автоматизация набора. Фотонабор.

Верстка полос при «горячем» наборе в классической высокой печати.

Матрицирование и стереотипирование.

Печатные машины высокой печати.

Флексография и области ее применения.


^ Тема 6. Плоская печать и офсетный способ плоской печати

Возникновение плоской печати: литография, офсет.

Фотонаборные автоматы. Специфика их применения. Проявочные процессоры. «Сухие» фотовыводные устройства. Возможности получения офсетных печатных форм в фотонаборном автомате.

Листовые офсетные печатные машины. Сферы их применения. Рулонная офсетная печать. Автоматическая замена печатной формы.

Производительность печатных машин офсетной печати.

Цифровая печать и области ее применения.


^ Тема 7. Глубокая и трафаретная печать

Офорт, акватинта — предвестники глубокой печати.

Особенности растрирования печатных форм глубокой печати. Изготовление формного цилиндра путем гравировки или травления. Печатные машины глубокой печати.

Трафаретная печать. Особенности изготовления печатных форм в трафаретной печати. Виды печатных машин.

Области применения глубокой и трафаретной печати.


^ Тема 8. Современные технологии изготовления печатных форм
и специальные виды печати


Современные технологии изготовления печатных форм: CTP-технология. Формы флексографской печати.

Специальные виды печати: электростатические способы печати, ферромагнитная печать.

Цифровая печать: сущность формирования изображения на формном цилиндре. Области применения цифровой печати. Новейшие разработки в области цифровой печати.


^ 3. Печатные и послепечатные процессы


Тема 9. Печатные машины

Основные понятия об устройствах печатных машин.

Бумагопитающее устройство. Печатное устройство. Красочный аппарат. Приемно-выводное устройство.


^ Тема 10. Классификация печатных машин

Тигельные, плоскопечатные и ротационные машины. Листовые и рулонные (ролевые) печатные машины. Машины высокой, плоской, глубокой и трафаретной печати. Универсальные и специализированные печатные машины. Односторонние, двусторонние и комбинированные печатные машины.


^ Тема 11. Печатные материалы

Бумага, ее состав. Форматы бумаги, ее плотность. Механические и печатно-технические свойства. Оптические свойства.

Печатные краски. Состав красок и их основные свойства. Виды печатных красок.


^ Тема 12. Послепечатные процессы
и распространение печатной продукции


Брошюровочные процессы: сталкивание листов, разрезка, фальцовка, комплектовка блоков, скрепление тетрадей, накидка обложки, подрезка. Оборудование для брошюровочных процессов.

Отделочные процессы: лакировка оттисков, ламинирование, тиснение фольгой, штанцевание. Оборудование для отделочных процессов.

Организация централизованного печатания газет. Современные способы интеграции печатных процессов.

Децентрализация печати периодических изданий, цель и значение. Современные возможности передачи полос издания по различным каналам связи.


Темы рефератов


  1. Основные понятия полиграфической техники.

  2. Виды печати и области их применения.

  3. Полиграфические процессы и организация работы типографии.

  4. Воспроизведение текстовой информации.

  5. Тематика воспроизведения изобразительных оригиналов.

  6. Механизированный и автоматизированный набор в высокой печати.

  7. Современные настольно-издательские системы.

  8. Верстка (монтаж) газетных и журнальных полос.

  9. Допечатные процессы.

  10. Матрицирование и стереотипирование печатной формы.

  11. Печатные машины высокой печати. Флексографская печать.

  12. Производство газет офсетным способом.

  13. Глубокая печать и области ее применения.

  14. Трафаретная печать и области ее применения.

  15. Системы мер, применяемые в полиграфии.

  16. Типографский шрифт. Литера. Требования к шрифтам.

  17. Основные направления научно-технического прогресса в полиграфии.

  18. Использование электронной техники в газетно-журнальном производстве.

  19. Децентрализация и централизация печатания газеты.

  20. Послепечатные процессы.


Вопросы для подготовки к зачету


  1. Виды печати и области их применения.

  2. Высокая печать: преимущества и недостатки.

  3. Флексографская печать.

  4. Плоская печать.

  5. Офсетный способ печати и области его применения.

  6. Глубокая печать: преимущества и недостатки.

  7. CTP-технология и цифровая печать.

  8. Тигельные, плоскопечатные и ротационные машины.

  9. Офсетные печатные машины.

  10. Красочность листовых и рулонных печатных машин.

  11. Форматы печатных машин.

  12. Ручной и механизированный наборы.

  13. Фотонабор и фотонаборные машины.

  14. Трафаретная печать.

  15. Настольно-издательские системы.

  16. Верстка газетных и журнальных полос.

  17. Допечатные процессы.

  18. Типографский шрифт. Кегль и интерлиньяж.

  19. Цифровые шрифты. Трекинг и кернинг.

  20. Правила набора. Абзацный отступ.

  21. Правила набора. Концевая строка.

  22. Правила набора. Междусловные пробелы.

  23. Правила набора. Переносы в газетном и журнальном тексте.

  24. Правила набора. «Коридоры» и «чужие» буквы.

  25. Правила верстки. Приведение строк и «висячие» строки.

  26. Растр. Линиатура растра в различных видах печати.

  27. Растр в глубокой печати.

  28. Растр в высокой и плоской печати.

  29. Системы мер, применяемые в полиграфии.

  30. Единицы системы Дидо: пункт, цицеро, квадрат.

  31. Англо-американская система типографских мер.

  32. Децентрализация печати.

  33. Послепечатные процессы.

  34. Матрицирование и стереотипирование.

  35. Литера. Очко. Строчные и прописные буквы.

  36. Тенденции развития полиграфии.

  37. Централизация печати.

  38. Этапы развития полиграфической техники.

  39. Специальные виды печати. Возможности пользования ими в СМИ.

  40. Оперативная полиграфия. Выбор оборудования и способа печати.


Литература (к разделу I части 1)


Волкова Л.А., Решетникова Е.Р. Технология обработки текстовой информации: Ч. 1. Основы технологии издательских и наборных процессов / Под ред. Л.А. Волковой. — М.: Изд-во МГУП, 1999.

Матвеева Р.В., Трубникова П.Г., Шифрина Д.А. Основы полиграфического производства. — М.: Книга, 1994.

Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. — М.: Юристъ, 1998.

Набор и верстка книжных, журнальных и газетных изданий с использованием компьютерных технологий: Технологическая инструкция. — М.: ВНИИ полиграфии, 1999.

Пикок Дж. Издательское дело. Книга — от замысла до упаковки. — М.: ЭКОМ, 1998.

Полянский Н.Н. Основы полиграфического производства. — 2-е изд., перераб. — М.: Книга, 1991.

Ситников В.П. Издательское дело: Основы. История. Взаимосвязь техники и технологии. — М.: Филологическое общество «СОАВО» — АСТ, 2002.

Ситников В.П. Техника и технология средств массовой информации: Периодическая печать. — М.: Факультет журналистики МГУ, 2002.

Стандарты по издательскому делу. — М.: Юристъ, 1998.

Рабочая книга ректора районной газеты: Опыт. Методика. Рекомендации / Под ред. Я.Н. Засурского. — М.: Мысль, 1988. — С. 448–496.

Стефанов С.И. Путеводитель в мире полиграфии. — М.: Унисерв, 1998.

Энциклопедия книжного дела / Под ред. Ю.Ф. Майсурадзе, А.Э. Мильчина и др. — М.: Юристъ, 1998.

Раздел II. Техника и технология
радиовещания и телевидения



Тема 13. Краткая история радио и телевидения

Опыты по беспроводной передаче сигнала. Развитие служебной связи. Появление и развитие радиовещания. Содержание первых радиопередач. Расширение зон приема. Появление коротковолнового вещания. Появление стереофонического ЧМ-вещания. Цифровое радио и интернет-радио.

Развитие телевидения. Телевидение в России. Появление цветного телевидения и различных стандартов передачи цвета. Спутниковое телевещание.


^ Тема 14. Современные форматы радиовещания

Особенности вещания в разных волновых диапазонах.

Форматы вещания: информационное, музыкально-информационное, музыкальное.

Форматы музыкального вещания.


^ Тема 15. Функциональная структура радиостанции

Построение и компоненты вещательного тракта: источники, пульт, приборы, обработки, рекордеры, рабочие станции и их типы, вещательный процессор, фидер, передатчик, антенна.


^ Тема 16. Принцип действия микрофонов

Устройство микрофонов. Типы микрофонов. Параметры и характеристики микрофонов. Типы направленности микрофонов. Виды микрофонов: студийные, ручные, петличные, накамерные и т.д. Особенности использования микрофонов.


^ Тема 17. Классификация и типы записывающих устройств

Аналоговая и цифровая передача звукового сигнала. Линейные и нелинейные носители. Виды рекордеров: магнитофон, мини-диск, CD-R, харддиск-рекордер и др.


^ Тема 18. Звуковые рабочие станции

Виды звуковых рабочих станций: монтажная, рабочее место журналиста, вещательная, архивная. Особенности аппаратного и программного обеспечения разных типов станций.


Тема 19. Устройства обработки звука

Типы приборов обработки звука:

  1. динамические (компрессор, лимитер),

  2. частотные (эквалайзер, фильтр присутствия),

  3. пространственные (ревербератор, задержка),

  4. психоакустические (эксайтер).

Тема 20. Форматы записи телевизионного сигнала

Многообразие стандартов и форматов телевизионного сигнала. PAL, SECAM, NTSC. Основные различия и зоны их распространения.


^ Тема 21. Организация доставки сигналов
национального и регионального телевещания


Доставка сигнала по релейным линиям, по спутниковому каналу, по кабелю и по оптическому проводу.

Различие в форматах и содержании вещания общенациональных и региональных станций.


^ Тема 22. Функциональная структура телестудии

Структура вещательного тракта телевидения.

Компоненты студии и тракта.


Тема 23. Устройства видеозаписи

Современные видеорекордеры.

Аналоговые и цифровые форматы видеозаписи.


Тема 24. Станции видеомонтажа

Функции станций монтажа.

Технологические приемы монтажа.


^ Тема 25. Перспективы телевизионных технологий

Цифровое телевидение. Интерактивное телевидение. Глобальное телевидение. Сближение телевидения и Интернета.


Литература (к разделу II части 1)


Олефиренко П.П. Техника и технология радиовещания. — М.: Эра, 2000.

Кийт М. Радиостанция. — М.: Мир, 2001.

Радиожурналистика: Учеб. / Под ред. А.А. Шерля. — М.: Изд-во МГУ, 2000.

Сергеев М.А. Теория и практика стереофонического радиовещания. — М.: 625, 2002.

Телевизионная журналистика: Учеб. — М.: МГУ, Высшая школа, 2002.

Локшин Б.А. Цифровое вещание: от студии к телезрителю. — М.: Сайрус, 2001.

Лузин В.И., Никитин Н.П., Шестаков А.А. Основы телевизионной техники. — М.: Сокон-пресс, 2003.

Часть 2. ДИЗАЙН ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛА


Грамотный, выразительный дизайн периодического издания облегчает читателю восприятие публикаций, а в массовых газетах управляет читательским вниманием. Подобное воздействие достигается умелой компоновкой материалов на полосах и в номере, особенности их подачи.

Профессиональные решения поставленных задач рассматриваются в данной части курса. Ее цель — дать студентам представление о взаимодействии содержания и формы в периодических изданиях, об основных факторах формообразования газет и журналов. В процессе изучения курса студенты приобретают навыки художественно-технического оформления изданий, усваивают опыт их выпуска: особенности выбора и применения шрифтов и других графических элементов, подготовки материалов, макетирования полос и т.д. Таким образом формируется дизайнерский подход к оформлению газеты и журнала.


Раздел III. Оформительские элементы и комплексы


Тема 26. Основные понятия
художественно-технического оформления


Взаимосвязь содержания и формы в газете и журнале. Оформление издания как результат воздействия внутренних и внешних формообразующих факторов. Взаимосвязь типологии издания и его дизайна. Структурные, композиционные и графические характеристики, формирующие «лицо» издания. Образ газеты и журнала и его создание. Современные нормы и правила художественно-технического оформления. Функции ориентации и акцентирования.

Совершенствование оформления изданий в условиях внедрения электротехники и настольно-издательских систем в работу редакции.

Общее и особенное в дизайне газет, журналов и еженедельников. Элементы оформления и их комплексы.

Понятие «школа оформления». Национальные стили оформления. Формирование традиций русской газетной и журнальной графики. Зарубежные школы оформления.


^ Тема 27. Размерные характеристики

Системы мер, применяемые в издательском деле.

Типометрическая система Дидо: пункт (0,376 мм); цицеро (12 пунктов, 4,5 мм); квадрат (48 пунктов, 18 мм).

Англо-американская типометрическая система: поинт (0,351 мм); пика (12 поинтов, 4,2 мм); дюйм (72 поинта, 25,4 мм).

Единицы измерения авторского оригинала в печатной продукции: авторский и учетно-издательский листы. Физический и условный печатный листы. Другие единицы измерения издания: тираж, экземпляр, тетрадь, страница.

Форматы периодических изданий.


Газетные форматы: А2 (большой) — 420х594 мм; А3 (малый) — 297х420 мм; А4 (сверхмалый) — 210х297 мм. Рекомендации по использованию форматов в различных видах газет.

Стандартные журнальные форматы (в долях печатного листа).

Установление форматов полос в газетах и журналах.

Размер, количество текстовых колонок в изданиях разных типов и форматов.


^ Тема 28. Оформительские элементы в газетах и журналах

Понятие «элемент оформления» в газетно-журнальном издании.

Виды элементов: шрифтовые, изобразительные, пробельные, декоративные.

Декоративные элементы: линейки, украшения (бордюры), орнаменты, виньетки, политипажи, пиктограммы, инфографика.

Пробельные элементы: межбуквенные, междусловные, междустрочные, межколонные. «Воздух» как дизайнерский термин.

Изобразительные элементы. Общее и особенное в характеристиках иллюстраций и сложных декоративных элементов. Общий, средний и крупный планы в изобразительных материалах. Штриховые и полутоновые иллюстрации. Фотографические, рисованные и комбинированные иллюстрации, их сочетание на полосе, в номере. Жанровые разновидности иллюстраций. Требования к ним как к элементам оформления. Информационная и эстетическая роль иллюстраций.

Шрифт как элемент оформления.


^ Тема 29. Шрифт в периодических изданиях
и классификация шрифтов


Шрифты, используемые для набора текста. Кегль цифровых шрифтов. Интерлиньяж. Трекинг. Кернинг.

Элементы шрифта: основные и соединительные штрихи, засечки, надстрочные и подстрочные элементы. Линия шрифта (базовая). Прописные и строчные буквы.

Классификация шрифтов по размеру. Шрифты текстовые, титульные (заголовочные) и афишные. Акцидентные шрифты.

Классификация шрифтов по начертаниям: по наклону (прямые, курсивные, собственно наклонные), по плотности (узкие, нормальные, широкие), по насыщенности (светлые, полужирные, жирные), по заполненности основных штрихов (нормально заполненные, оттеночные, контурные, штриховые).

Классификация шрифтов по рисунку: рубленые, с едва наметившимися засечками, медиевальные, новые малоконтрастные, брусковые, обыкновенные с повышенной контрастностью. Шрифты, не вошедшие в стандартную классификацию.

Понятие гарнитуры. Шрифты, используемые в периодических изданиях. Требования к шрифтам: удобочитаемость, емкость (экономичность) и др.


^ Тема 30. Комплексы оформительских элементов

Комплекс оформительских элементов как формально (композиционно) завершенное, но содержательно незаконченное объединение элементов. Комплекс как составная часть материала, подборки, полосы, номера.

Функциональная дифференциация комплексов на основные и вспомогательные (служебные).

Служебные комплексы: титульная часть («фирма»), колонтитул, колонцифра, выходные сведения — и способы их оформления.

Основные комплексы: текстовые, заголовочные, иллюстрационные, поясняющие (врезки).


^ Тема 31. Основные комплексы элементов

Текстовые комплексы: абзац, колонка, текст. Полоса как один из основных текстовых комплексов в журнале.

Заголовочные комплексы: простой, сложный, составной. Общее и особенное в заголовочных комплексах газет и журналов.

Иллюстрационный комплекс: блочный, с текстовкой и др. Распашка в журнале как иллюстрационный комплекс.

Поясняющие комплексы: вводка, комментарий, эпиграф, посвящение, таблица, сноска, авторская подпись, содержание журнала, анонс и др.

Комплекс элементов — критерий общего и особенного в оформлении газет и журналов.


^ Тема 32. Шрифтовое оформление текста

Основные текстовые шрифты. Гарнитуры, используемые для набора газетного текста. Журнальные шрифты.

Применение различных гарнитур, начертаний и размеров шрифтов для набора публикаций разного размера и жанра. Зависимость размера шрифта от ширины колонки.

Стили шрифтового оформления: одно-, мало- и многогарнитурный. Шрифтовые выделения внутри текста.

Особенности разметки вводок, эпиграфов, сносок, справок, авторских подписей, подписей под иллюстрациями и других поясняющих комплексов.


^ Тема 33. Оформление заголовочных комплексов

Виды заголовков: заглавие (собственно заголовок), подзаголовок, надзаголовок, рубрика, шапка, анонсы.

Расположение заголовков относительно текста: над текстом, сбоку («боковик»), внутри текста («утопленный»), под текстом.

Верстка заголовка: открытая, вразрез, закрытая, глухая, «форточка».

Выключка заголовка: на формат, влево, вправо, в красную строку (по центру).

Структура заголовка: одно-, двух- и многострочные заголовки.

Композиция заголовка: «ленточка», «пирамида», перевернутая «пирамида», «лесенка», «флаговый заголовок» и др.

Сложные и составные заголовочные комплексы, их структура и композиция.

Шрифтовое оформление заголовков: от газет одного шрифта до многогарнитурных журналов. Шрифтовая гармония и контраст.


Раздел IV. Макетирование и выпуск газетного номера


Тема 34. Планирование номеров
и подготовка текстовых оригиналов


Требования к номеру периодического издания. Номер как коллективное произведение, система взаимосвязанных публикаций. Номер как составная часть комплекта издания.

Основы формирования номера: структура и содержание. Роль секретариата редакции, ведущих редакторов в планировании и формировании номера.

Эволюция текстового оригинала: от рукописного текста до цифрового. Редактирование и вычитка выведенного (распечатанного) оригинала. Знаки, применяемые при вычитке выделенного текстового оригинала.

Определение объема текста. Разметка оригинала.


^ Тема 35. Изобразительные материалы

Функции изобразительных материалов и иллюстраций: ориентирующая, акцентирующая, эстетическая.

Виды иллюстраций: рисунки и фотографии. Жанры рисованных иллюстраций: портрет, карикатура, шарж, диаграмма, схема, карта, чертеж и др. Жанры фотоматериалов: фотозаметка, фоторепортаж, фотозарисовка, фотокорреспонденция, фотоочерк, фотомонтаж и др.

Композиции иллюстраций.

Виды верстки иллюстраций: в обрез, открытая, закрытая, вразрез, глухая, в оборку.

Соотношение текста и иллюстраций в изобразительных материалах.


^ Тема 36. Макетирование отдельного материала

Приготовления к макетированию.

Виды макетов: по размерам (в натуральную величину, в уменьшении), по характеру изображения (расклейной, графический, компьютерный), по уровню детализации (эскизный, подробный, оригинал-макет) и т.д.

Макетные бланки (листы). Методика изготовления шаблонов (макетных бланков) на компьютере. Условные обозначения на макете: изображение заголовков, знаки, обозначающие текст, иллюстрации, линейки. Пояснения и указания на макете.

Сравнительные размеры публикаций: маленький, средний и крупный материал. Соотношение объемов текстов в газете и журнале.

Варианты разверстки среднего материала на газетной полосе. Минимальное и максимальное число вариантов постановки текста.

Верстка крупных материалов: с переносом на другие страницы, с продолжением (окончанием) в следующем номере, «подвалами» и «чердаками». Другие приемы создания иллюзии уменьшения материала: ломаная верстка; разделение на части при помощи подзаголовков, буквиц и т.п.

Заверстка в текст иллюстраций и др.


^ Тема 37. Макетирование подборки

Первый этап макетирования подборки — рассмотрение ее как единого материала.

Варианты разверстки заметок: на одну колонку, на два столбца, три и более колонок. Недостатки многоколонной верстки.

Варианты размещения текстов на две-три колонки: симметричная верстка, асимметричная верстка, «внакрут», верстка с подчеркнутой асимметрией, верстка, тяготеющая к симметрии и др.

Разноформатица при постановке заметок одна подле другой в горизонтально смакетированной подборке. Особенности макетирования заметок: ширина колонки, кегль текстового шрифта, относительные размеры заголовочного и текстового комплексов.

Способы объединения материалов в подборку.


^ Тема 38. Макетирование полосы и журнального разворота

План полосы и определение порядка следования всех материалов на странице. Макетирование газетной полосы. Метод «гвоздевой» верстки, планово-композиционный и традиционный приемы макетирования.

Разноформатица. Нахождение переменных (ширины колонки, высоты публикации и т.д.), исходя из формулы: площадь любого материала есть величина постоянная и равна произведению количества (петитных) строк на стандартный формат набора.

Особенности разноверстки материалов на полосах с различным количеством колонок и в газетах различных форматов.

Художественное конструирование журнальных разворотов.

Универсальные типовые макеты и их применение при компьютерной верстке изданий.


^ Тема 39. Реклама в газете и журнале

Виды и жанры рекламы. Структура рекламных объявлений. Комплексы элементов, составляющие рекламное объявление: заголовок, слоган, текстовые комплексы, иллюстрации, логотип, адресный блок.

Композиция и верстка рекламного объявления, имеющего сложную структуру; варианты композиции.

Разметка текста, слогана, заголовка.

Роль иллюстрации в рекламном объявлении. Варианты размещения изобразительных материалов в макете.

«Воздух» в рекламе. Роль декоративных элементов. Цвет и особенности его применения в зависимости от типа издания.

Макетирование рекламной полосы в газете. Особенности оформления рекламных объявлений и рекламных страниц в качественных и массовых газетах. Реклама в журнале.

Реклама и редакционные материалы на полосе и развороте: контраст или гармония. Дизайн периодического рекламного издания. Художественное проектирование как метод создания образа рекламного объекта.

^ Тема 40. Корректура набора и правила корректуры

Авторская и издательская (редакционная) корректура.

Корректура на бумажных носителях.

Корректурные знаки уточнения написания букв различных алфавитов, цифр; знаки обозначения начертания шрифтов; знаки расположения элементов текста и иллюстраций; знаки изменения букв, слов (вставка, выкидка, замена) и пробелов; знаки исправления технических дефектов набора; знаки обозначения и исправления макетов и пробельных оттисков (иллюстраций).

Правила и техника корректуры. Основные технические правила набора.


^ Тема 41. График выпуска номера —
программа технологического процесса создания газеты и журнала


Основные этапы выпуска номера: набор (ввод) текста, сканирование и обработка иллюстраций, макетирование и верстка газетных полос и журнальных разворотов, корректура и изготовление фотоформ.

Настольно-издательские системы и их роль в допечатных процессах.

Организация работы редакции над выпуском номера. Секретариат. Служба выпуска. Выпускающий (дежурный) редактор.


Раздел V. Дизайн периодического издания


Тема 42. Структура периодического издания

Структура издания — размещение основных разделов и рубрик в газете или журнале по номерам. Структура издания воплощается в сетевом графике и в перспективном плане издания.

Структура номера как принцип организации всех разделов, подборок и основных материалов по полосам газеты или журнала. План номера — реализация его структуры.

Редакционный план номера как основа его структуры и композиции. Организация материалов в номере. Соотношение площадей, занятых текстами, заголовками и иллюстрациями, редакционными материалами и рекламой. Тематическая и жанровая структура номера и ее влияние на характер оформления.

Структура газетной полосы и организация материалов на странице. Структура журнальной полосы (разворота) — порядок расположения заголовочных, текстовых, иллюстрационных комплексов на странице (распашке).


^ Тема 43. Композиция газеты и журнала

Композиция — взаиморасположение комплексов оформительских элементов, материалов, подборок на плоскости (на полосе, развороте). Композиция материала как размещение заголовочного и иллюстрационного комплексов относительно текста.

Эскиз макета как реализованная композиционная схема материала, страницы.

Композиционная связь полос. Статичная и динамичные композиции. Значение различных частей полосы.

Универсальные композиционные схемы и алгоритм их построения.

^ Тема 44. Верстка и виды верстки

Классификация видов верстки материалов и полос.

Виды верстки в зависимости от конфигурации материалов: прямая (прямоугольная, брусковая, простая, постоянная по вертикали) и ломаная («сапожком», уступом, ступенчатая, «флаговая»).

Верстка горизонтальная и вертикальная, горизонтальная с вертикальными пересечениями, вертикальна с горизонтальными пересечениями. Ярусная верстка.

Симметрия и асимметрия на полосе. Вертикальная и поворотная симметрии.

Ширина колонки как критерий определения верстки постоянной или переменной по горизонтали.

Виды верстки иллюстраций и заголовочных комплексов: открытая, закрытая, глухая, вразрез, в оборку, под обрез.


^ Тема 45. Способы акцентирования и ориентации в газете и журнале

Приемы выделения: шрифтовые, пробельные, декоративные, изобразительные, цветовые, типографические.

Выделение и взаимовыделение. Выделение и разделение. Выделение и объединение.

Акцентирование — композиционно-графическое решение проблемы выделения какого-либо объекта.

Ориентация — структурное взаимовыделение материалов, нюансное использование приемов выделения.

Количественная дифференциация понятий «акцентирование» и «ориентация».


^ Тема 46. Эстетика оформления периодического издания

Основные эстетические категории и специфика их применения в оформлении газет и журналов.

Пропорции на газетно-журнальной полосе. Отношения сторон полосы и составляющих ее элементов. Соразмерность частей и целого в композиционно-графическом ансамбле полосы, разворота, номера. Использование закона «золотого сечения» при оформлении периодических изданий.

Контрасты. Виды контрастов: цветовые, размерные, вертикально-гори­зонтальные. Шрифтовые контрасты. Контрасты как эффективное средство яркого, выразительного оформления. Акцентирующая функция контрастов.

Равновесие. Уравновешивание частей полосы при помощи симметричных и асимметричных построений. Преимущество диагональных построений. Эстетическое и функциональное значение графического равновесия на полосе.

Ритмика на полосе. Роль колонок, пробелов, линеек в образовании ритмического ряда. Ритмическое чередование элементов газетно-журнальной графики как условие удобочитаемости и гармоничного построения полос.


^ Тема 47. Цвет в газете и журнале

Восприятие цвета. Яркостная и цветовая адаптации. Цветокоррекция. Цветовые контрасты: одновременный, последовательный, краевой. Максимальный контраст. Гармония цветов.

Выделительное и декоративное использование цвета. Цветовая символика и ее связь с дизайном периодического издания.

Факторы, определяющие выбор цветового решения в журналах: аудитория и технология выпуска. Цветовые модели оформления журналов: традиционные, обновленные, преображенные и т.д.

Тенденция использования цвета в еженедельных и ежедневных изданиях газетного типа.


^ Тема 48. Утилитарное и эстетическое
в оформлении периодических изданий


Утилитарная и эстетическая функции художественных видов деятельности в изобразительном искусстве, прикладной графике и дизайне.

Дизайн как единство эстетического и утилитарного.

Дизайн как художественное конструирование, художественное проектирование и техническая эстетика.

Макетирование — средство реализации художественного конструирования в газетно-журнальном деле.

Художественное проектирование и модель газеты и журнала.


^ Тема 49. Модель периодического издания

Модель — зафиксированный свод приемов и правил оформления периодического издания.

Составные части модели: 1) зафиксированная структура издания, 2) размерные стереотипы, 3) типовые макеты, 4) стандартные операции оформления.

Методика фиксации структуры: опись тем, рубрик, разделов; каталог; сетевой график. Описательный вариант фиксации.

Размерные стереотипы. Объем издания. Форматы полос и ширина колонок. Средние размеры материалов, подборок, бланков. Кегли текстовых и заголовочных шрифтов. Величина пробелов. Модульная сетка.

Типовые макеты: блочные макеты-стандарты и эталонные макеты.

Стандартные операции и стили шрифтового оформления. Дизайн как моделируемое оформление.


Темы рефератов


  1. Взаимодействие содержания и формы периодических изданий.

  2. Главные факторы формообразования газеты.

  3. Понятие «лицо газеты» и его графическое выражение.

  4. Стиль оформления журнала.

  5. Средства и способы ориентации и акцентирования в периодических изданиях.

  6. Общее и особенное в оформлении газеты, еженедельника, журнала.

  7. Оформление подборок и тематических полос в газетах.

  8. Обложка журнала и первая страница газеты.

  9. Структура периодического издания.

  10. Композиция газеты и журнала.

  11. Верстка и ее виды.

  12. Моделирование периодических изданий.

  13. Макетирование и компьютерная верстка.

  14. Эстетика оформления. Контрасты и нюансы на полосе.

  15. Эстетика оформления. Пропорции и равновесие на полосе.

  16. Заголовочный комплекс. Его оформление в газете и журнале.

  17. Историческая и современные классификации шрифтов.

  18. Стили шрифтового оформления периодических изданий.

  19. Иллюстрация в газете и журнале.

  20. Реклама в газете и журнале.

  21. Анализ шрифтового оформления газеты (журнала).

  22. Анализ иллюстрационного оформления газеты (журнала).

  23. Анализ оформления газеты (по выбору).

  24. Анализ оформления журнала (по выбору).


Вопросы для подготовки к экзамену


  1. Главные факторы формообразования газеты и журнала.

  2. Взаимодействие содержания и формы периодического издания.

  3. Структура периодического издания.

  4. Композиция периодического издания.

  5. Комплексное моделирование газеты.

  6. Эстетика полосы. Использование контрастов.

  7. Эстетика полосы. Пропорция и равновесие в газете и журнале.

  8. Способы и средства акцентирования и ориентации в газете и журнале.

  9. Цвет в газете и журнале.

  10. Элементы оформления и комплексы элементов.

  11. Дизайн газеты и журнала.

  12. Системы мер, применяемые в полиграфии.

  13. Размерные характеристики периодических изданий.

  14. Форматы журналов.

  15. Количество и форматы колонок в газете формата А2.

  16. Формат полосы в газете формата А2 и размеры полей.

  17. Количество и форматы колонок в газете формата А3.

  18. Формат полосы в газетах А3 и размеры полей.

  19. Количество и форматы колонок в газете формата А4.

  20. Формат полосы в газетах А4 и размеры полей.

  21. Верстка и виды верстки.

  22. Титульный комплекс. Колонтитулы. Выходные сведения.

  23. Заголовочный комплекс. Виды заголовков и их оформление.

  24. Иллюстрация в газете и журнале.

  25. Классификация шрифтов по размеру.

  26. Классификация шрифтов по начертанию.

  27. Классификация шрифтов по рисунку.

  28. Группа рубленых шрифтов и шрифтов с едва наметившимися засечками.

  29. Группа медиевальных шрифтов.

  30. Группа новых малоконтрастных шрифтов.

  31. Группа брусковых шрифтов.

  32. Группа обыкновенных шрифтов с повышенной контрастностью.

  33. Графические признаки шрифтов типа антиква.

  34. Графические признаки гротескных шрифтов.

  35. Понятие о гарнитуре. Основные гарнитуры шрифтов, применяемые в газетах и журналах.

  36. Стили шрифтового оформления периодических изданий.

  37. Корректура в газете. Правила корректуры.

  38. Корректурные знаки замены, выкидки, вставки.

  39. Корректурные знаки перестановки печатающего материала.

  40. Корректурные знаки изменения пробелов.

  41. Корректурные знаки исправления технических дефектов и знак отмены сделанного исправления.

  42. Корректурные знаки абзаца, красной строки, шрифтовых выделений и изменений.

  43. Оформительский анализ газеты А2.

  44. Оформительский анализ газеты А3.

  45. Оформительский анализ газеты А4.

  46. Оформительский анализ еженедельника.

  47. Оформительский анализ журнала.

  48. Выпуск номера. График выпуска.

  49. Макетирование полосы и разворота.


Литература (к части 2)

Основная

Водич С.С. Эстетика книжных пропорций. — М., 1997.

Волкова В.В., Газанджиев С.Г., Галкин С.И., Ситников В.П. Дизайн газеты и журнала. — М., 2003.

Волкова В.В. Дизайн рекламы. — М., 1999.

Галкин С.И. Оформление газеты и журнала: от элемента к системе. — М., 1984.

Дизайн периодических изданий / Под ред. Э.А. Лазаревич. — М., 2000

Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. — М., 1998.

Табашников И.Н. Газета и дизайн. — Тюмень, 1994.

Дополнительная

Киселев А.П. История оформления русской газеты (1702–1917 гг.). — М., 1990.

Киселев А.П. От содержания — к форме. Основные понятия и термины газетного оформления. — М., 1974.

Оформление периодических изданий / Под ред. А.П. Киселева. — М., 1988.

Рабочая книга редактора районной газеты: Опыт. Методики. Рекомендации / Под ред. Я.Н. Засурского. — М., 1988. — С. 357–447.


Содержание


Часть 1. Техника и технология печати, радио и телевидения 3

Раздел I. Техника печати периодических изданий 3

Темы рефератов 6

Вопросы для подготовки к зачету 6

Литература (к разделу I части 1) 7

Раздел II. Техника и технология радиовещания и телевидения 7

Литература 9

Часть 2. Дизайн газеты и журнала 10

Раздел III. Оформительские элементы и комплексы 10

Раздел IV. Макетирование и выпуск газетного номера 13

Раздел V. Дизайн периодического издания 15

Темы рефератов 17

Вопросы для подготовки к экзамену 18

Литература (к части 2) 19



Схожі:




База даних захищена авторським правом ©lib.exdat.com
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації