Поиск по базе сайта:
Утверждаю Декан факультета журналистики Ю. М. Ершов 20 г. Основы радиожурналистики Рабочая программа Направление 030600 – Журналистика Специальность 030601 – Журналистика Статус дисциплины: опд федеральный компонент Томск 2010 Одобрено icon

Утверждаю Декан факультета журналистики Ю. М. Ершов 20 г. Основы радиожурналистики Рабочая программа Направление 030600 – Журналистика Специальность 030601 – Журналистика Статус дисциплины: опд федеральный компонент Томск 2010 Одобрено




Скачати 123.54 Kb.
НазваУтверждаю Декан факультета журналистики Ю. М. Ершов 20 г. Основы радиожурналистики Рабочая программа Направление 030600 – Журналистика Специальность 030601 – Журналистика Статус дисциплины: опд федеральный компонент Томск 2010 Одобрено
Дата конвертації17.07.2013
Розмір123.54 Kb.
ТипРабочая программа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Томский государственный университет

Факультет журналистики

Утверждаю

Декан факультета журналистики

________________Ю.М.Ершов

«_____» ____________ 20__ г.


Основы радиожурналистики

Рабочая программа

Направление 030600 – Журналистика

Специальность 030601 – Журналистика

Статус дисциплины:

ОПД. - федеральный компонент


Томск 2010


Одобрено кафедрой телерадиожурналистики

Протокол № __ от «___» ___________ 2010 г.

Зав.кафедрой, доцент __________________ Ю.М. Ершов


Рекомендовано методической комиссией факультета журналистики


Председатель комиссии, профессор _____________ Э.В. Блинова

«____» ______________ 2010 г.


Рабочая программа по курсу «Основы радиожурналистики» составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030600 – Журналистика, утвержденного 12.01.2005

Общий объем курса 128 ч. Из них: лекции – 28 ч., практические занятия – 36ч., самостоятельная работа студентов – 64 ч. Зачет в I семестре, экзамен во II семестре. Общая трудоемкость курса 3,2 зач.ед.


Составитель: старший преподаватель кафедры телерадиожурналистики факультета журналистики Халина Елена Владимировна


Рецензент: к.ф.н., профессор кафедры телерадиожурналистики факультета журналистики Блинова Эмилия Васильевна.



  1. Организационно-методический отдел



Целями освоения дисциплины «Основы радиожурналистики» - систематизация знаний о специфике радио, формирование теоретических представлений о радио как о средстве массовой информации и коммуникации.


^ Место курса: «Основы радиожурналистики» - теоретико-практическая дисциплина, предназначена для студентов очного отделения факультета журналистики, обучающихся по специальности 030600 «Журналистика».

^ Требования к уровню курса

В результате освоения дисциплины студент должен:

Понимать и знать особенности радиовещания.

Уметь использовать знания в практической деятельности.


^ II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение. Предмет, цели, задачи курса «Основы радиожурналистики». Роль радиовещания в политической, экономической, правовой, культурной жизни общества. Основные вопросы радиовещания: общественные функции, специфика, виды, особенности творческого процесса на радио, характер общения с аудиторией. Жанры и формы вещания. Обзор и характеристика литературы о радиовещании.

1. Возникновение и развитие радиовещания. Социальные и научно-технические предпосылки возникновения радио. Первые опыты в области электромагнитных волн. Радио не как СМИ, а как средство связи. Изобретение радио А.С.Поповым в 1895 году. Роль Г. Маркони в создании радиопромышленности, в строительстве радиостанций. Проблемы периодизации и основные периоды истории радиовещания в России. Современное состояние радиовещания.

2. Роль и место радиовещания в современном обществе. Радиовещание в системе СМИ. Современные функции радиовещания. Приоритет информационной, коммуникативной, рекламной функции, а также функций формирования и корректировки общественного мнения. Современные тенденции развития радиовещания как одного из средств СМИ. Специфика радиожурналистики. Возможности и качества радиовещания. Выразительные средства радио. Звучащее слово – главное выразительное средство.

3. Язык радио. Язык радио и разговорная речь. Особенности радиоречи (разговорность, образность, доступность, нацеленность на контакт с аудиторией). Информативная точность языка радио. Вербальные и невербальные средства информации. Эффективность воздействия радиопрограмм.

4. Мастерство радиожурналиста. Профессиональные знания, умения и навыки радиожурналиста. Индивидуальная организация труда журналиста: личный архив, фонотека, словари. Особенности работы с микрофоном. Студийная запись. Взаимодействие с режиссером и звукооператором. Представление о психологии общения. Индивидуальный стиль радиожурналиста.

5.Радиоаудитория. Понятие радиоаудитории. Структура аудитории: социально-демографические группы (по полу, возрасту, образованию, роду занятий, по уровню доходов, семейному положению, месту жительства); коммуникативные группы (по степени приобщенности к потреблению источников массовой информации). Интересы радиослушателей (диапазон, глубина, степень выраженности). Мотивы прослушивания радиопередач. Формы и методы изучения аудитории: анализ почты, опросы (анкеты, интервью), наблюдение, контент-анализ. Изучение рейтинга как метод определения популярности вещания и процентных долей радиослушателей.

6. Программирование на радио. Организация вещательного дня на государственном радио: утренние, дневные, вечерние, ночные блоки, передачи выходного дня. Тенденции программирования эфира на коммерческой станции. Понятие формата радиостанции.

7. Структура и организация радиовещания в России. Типы, модели и форматы радиовещания. Основные особенности организации радиовещания в России: сочетание государственного и негосударственного радиовещания, многообразие программ.

8. Жанры радиожурналистики. Характеристика жанра. Становление и развитие системы жанров «звучащей» и «слышимой» журналистики. Жанровая классификация на радио: информационно-событийные, аналитические, документально-художественные жанры. Их связь и взаимодействие в программе. Характеристика основных жанровых групп. Проблема кризиса и «исчезновения» некоторых жанров в современной радиожурналистике.

9.Информационные жанры на радио. Информационная заметка как основной жанр выпуска новостей. Жанровые особенности радийной заметки: оперативность, событийность, достоверность, актуальность. Виды заметок на радио. Радиоинтервью. Вопросно-ответная форма – основная жанровая особенность интервью. Классификация вопросов, используемых в интервью. Разновидности интервью. Интервью как жанр и как метод. Особенности создания и звучания «прямого» интервью. Радиорепортаж. Основные жанровые особенности радиорепотража: событийность, оперативность, динамичность, активная роль автора, эмоциональность. Разновидности репортажа. Приемы работы радиорепортера с микрофоном. Радиоотчет. Сочетание информационного и аналитического начал. Методы сбора и монтажа информации. Позиция автора. Радиоотчет в программе передач. Информационный выпуск на радио. Основные принципы верстки информационного выпуска: принцип перевернутой пирамиды, блочный принцип, географический принцип. Источники и отбор информации. Оформление выпуска. Приемы подновления информации. Экстренные и тематические выпуски. Современные проблемы радиоинформации.

10.Аналитические жанры на радио. Комментарий. Место и значение комментария в программе дня. Комментарий как развитие информационного сообщения. Комментарий как аналитический жанр. Виды комментария. Комментатор как одна из журналистских специализаций на радио. Беседа. Специфика радиобеседы как одного из ведущих жанров радиопублицистики. Основные требования к беседе: разговорность, доходчивость, ясность изложения, диалогичность. Психологические приемы создания диалогичности. Виды бесед. Специфика работы над радиобеседой. Специфика создания и проблематика обзора, обозрения, расследования, рецензии, выступления на радио.

11.Документально-художественные жанры на радио. Специфика художественных жанров на радио. Очерк как основной жанр документально-художественной публицистики. Сочетание документальности (роль героев, подлинные шумы и звуки) и художественности (художественный образ, композиционная выстроенность). Эмоциональное воздействие на слушателя. Особенности языка и стиля. Виды очерка. Мастерство автора, работающего в жанре радиозарисовки, радиорассказа, радиофельетона, радиокомпозиции. Документально-игровые жанры на радио. Специфика функций игровых жанров. Синтез документального и художественного начал в структуре передачи, специфика ведущего, механизм вовлечения слушателей в творческий процесс. Проблема профессионализма в игровых жанрах на радио.


Темы семинарских занятий

1. Специфика радиовещания в системе СМИ.

2. Акустическая природа радиовещания и язык радио.

3. Радиожурналист – радиопрограмма – радиоаудитория в процессе коммуникации.

4. Жанровые проблемы радиожурналистики.

5. Радиоинформация.

6. Аналитические жанры на радио.

7. Документально-художественные жанры на радио.


Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы



  1. Характеристика функций отечественного радиовещания.

  2. Выразительные средства радио.

  3. Язык радио и разговорная речь. Информативная точность языка радио.

  4. Структура и интересы радиоаудитории, формы ее изучения.

  5. Программная политика радиостанции.

  6. Слагаемые мастерства радиожурналиста.

  7. Принципы жанровой классификации на радио.

  8. Отличительные черты новостных жанров на радио.

  9. Основные требования к работе в жанрах аналитической публицистики на радио.

  10. Специфика создания документально-художественных жанров на радио.



Примерные вопросы к экзамену по курсу «Основы радиожурналистики»



  1. Функции современной радиожурналистики.

  2. Специфика радиожурналистики.

  3. Выразительные средства радиожурналистики.

  4. Краткая характеристика основных периодов истории отечественного радиовещания.

  5. Вещание на зарубежные страны.

  6. Язык радио.

  7. Некоторые проблемы эффективного воздействия радиожурналистики на аудиторию.

  8. Структура радиоаудитории.

  9. Способы изучения радиоаудитории.

  10. Программирование государственных и коммерческих радиостанций.

  11. Профессиональные знания, умения, навыки радиожурналиста.

  12. Жанровая структура радиожурналистики.

  13. Информационные жанры на радио. Информационная заметка. Радиоотчет.

  14. Радиоинтервью.

  15. Радиорепортаж.

  16. Информационный выпуск на радио.

  17. Аналитические жанры на радио.

  18. Специфика работы в жанрах обзора, обозрения, расследования, рецензии, выступления на радио.

  19. Специфика радиобеседы и радиокомментария.

  20. Художественно-публицистические жанры радио. Радиоочерк.

  21. Виды радиоочерка.

  22. Возможности реализации творческого потенциала в жанрах рецензии, фельетона, радиокомпозиции.



III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА по темам и видам работ









п/п



Наименование темы

Всего часов

Аудиторные занятия

(час)

Самостоятельная

работа

В том числе

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

1.

Введение

2

2










2.

Тема 1. Возникновение и развитие радиовещания

4

2

2




2

3.

Тема 2. Роль и место радиовещания в современном обществе

4

2

2




2

4.

Тема 3. Язык радио

4

2

2




2

5.

Тема 4. Мастерство радиожурналиста

6

2

4




4

6.

Тема 5.Радиоаудитория

4

2

2




4

7.

Тема 6. Программирование на радио

6

2

4




2

8.

Тема 7.Структура и организация радиовещания в России

6

2

4




4

9.

Тема 8. Жанры радилжурналистики

6

2

4




4

10.

Тема 9. Информационные жанры на радио

8

4

4




4

11.

Тема 10. Аналитические жанры на радио

8

4

4







12.

Тема 11.Документально-художественные жанры на радио

6

2

4




4



Итого:


64

28

36




64



IV. ФОРМЫ ИТОГОВОГО контроля


Зачет в I семестре, экзамен в II семестре.


V. УЧЕБНО-методическое обеспечение курса

^ 1. Рекомендованная литература (основная)

Учебные пособия:

Радиожурналистика / Под ред. А.А.Шереля, М. 2005

Ружников В.Н. Лекции по истории отечественного радиовещания 1895-2001. – М.2002

Смирнов В. В. Жанры радиожурналистики: М.: Аспект Пресс, 2002.

Средства массовой информации постсоветской России / Под ред. Я. Засурского. – М. 2002

Цвик В. Л. Журналист с микрофоном. Учебное пособие. Москва. 2000 

^ 2. Рекомендованная литература (дополнительная)

  • Андронников И.Л. Слово написанное и сказанное // Я хочу рассказать вам. М. 1965.

  • Барабаш Н.С., Дебабова А.А. Отечественное радиовещание на современном этапе. Сб. ст. – М. 1998

  • Бараневич Ю.Д. Жанры радиовещания. Киев – Одесса, 1978.

  • Барманкулов М.К. Жанры печати, радиовещания и телевидения: сравнительный анализ. Алма-Ата, 1974.

  • Барноу Э. Как писать для радио. М. 1960.

  • Беляев С.В., Коробицын В.И. Радиостанции России / Государственное и независимое вещание. М. 1995.

  • Бернштейн С.Я. Язык радио. М. 1977.

  • Бехтина Н. Р. Радио — это прежде всего разговор//Техника кино и те. видения. 2000. № 2.

  • Вакуров В.Н. О языке радио- и телепередач. М. 1960.

  • Васильева Т.В. Публицистические жанры радиожурналистики. М. 1992.

  • Введенская Л.А. Культура и искусство речи. «Феникс», 1995.

  • Время работать на радио. Сб. ст. ФНР, - М. 2002

  • Гаймакова Б.Д. Мастерство эфирного выступления. М. 1996.

  • Гальперин Ю.М. В эфире – слово. М. 1977.

  • Гаспарян В. В. Работа радиожурналиста. Технология творчества. М., 2000.

  • Голядкин Н.А. Зарубежное иновещание / Учебная программа. М. 1990.

  • Зарва М.В. Слово в эфире. М. 1977.

  • Засурский И. Масс-медиа Второй Республики. М., 1999.

  • Звуковой мир. Книга о звуковой документалистике. М., 1979.

  • Звучащий мир / Книга о звуковой документалистике. М. 1979.

  • История советской радиожурналистики / Документы. Тексты. Воспоминания. М. 1991.

  • Кетов С. Радиослушание//Среда. 1999. № 2.

  • Кийт, М. Радиостанция, М.Мир, 2001

  • Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М. 2001

  • Летунов Ю.А. Время, люди, микрофон. М. 1974.

  • Любосветов Д. К вопросу о движении творческих форм в отечественной радиожурналистике. Журналистика в 1999 году. Ч. III. М., 2000.

  • Любосветов Д.И. По законам эфира: о специфике творчества радиожурналиста. М. 1979.

  • Ляшенко Б. П. Радио без тайн. М., 1985.

  • Ляшенко П.П. Радио без тайн. М. 1985.

  • Маграчев Л. Сюжеты, сочиненные жизнью. М., 1972.

  • Макарова С.К. Техника речи. М. 1989.

  • Маккой К. Вешание без помех/Пер. с англ. М., 2000.

  • Марченко Т.А. Радиотеатр. М. 1970.

  • Методы исследования средств массовой коммуникации. Реферат книги «Исследовательские методы массовой коммуникации» (пер. с англ.). М., 1997.

  • Олейник В.П. Радиопублицистика: проблемы и мастерство. Киев, 1978.

  • Отечественное радио в современных условиях. М. 1998.

  • Прохоров Е.П. Введение в журналистику. М. 1983.

  • Радиоискусство: теория и практика. М. 1981.

  • Ревенко А.Г. Заповедное слово. М. 1975.

  • Редактирование радиопередач. М. 1958, 1959.

  • Система средств массовой информации России. Под ред. Я.Н. Засурского. М. 2001.

  • Смирнов В.В. Практическая радиожурналистика / Информационные жанры радиовещания. Ростов-на-Дону, 1997.

  • Смирнов В.В. Реклама на радио М. 2003

  • Смирнов В.В. Формы вещания: функции, типология, структура радиопрограмм М, 2002

  • Смысловое восприятие речевого сообщения. М. 1976.

  • Телерадиовещание: Ясность в эфире//Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы. М., 1998.

  • Толстова Н.А. Беседы о дикторском мастерстве. М. 1983.

  • Тхагушев И.Н. Радиовещание в системе журналистики // Введение в теорию журналистики. М. 1980.

  • Федотова М.А. Правовые основы журналистики. – М. 2002

  • Фихтелиус Э. Десять заповедей журналиста/Пер, со шведского. М., 1999.

  • Шергова Г.Н. Эхо слова. М. 1986.

  • Шостак М. Журналист и его произведение. М. 1996.

  • Ярошенко В.Н. «Черный эфир». М. 1986.

  • Ярошенко В.Н. Информационные жанры радиожурналистики. М. 1976.



Схожі:




База даних захищена авторським правом ©lib.exdat.com
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації