Поиск по базе сайта:
Рабочая программа дисциплины (модуля) История отечественной культуры 1945-2000-е гг icon

Рабочая программа дисциплины (модуля) История отечественной культуры 1945-2000-е гг




Скачати 136.48 Kb.
НазваРабочая программа дисциплины (модуля) История отечественной культуры 1945-2000-е гг
Дата конвертації30.09.2013
Розмір136.48 Kb.
ТипРабочая программа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Томский государственный университет

Факультет психологии


УТВЕРЖДАЮ

Декан исторического факультета

______________В.П. Зиновьев


"_____"_______________2010 г.


Рабочая программа дисциплины (модуля)

История отечественной культуры 1945-2000-е гг.


Направление подготовки

030600 История


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная


Томск

2010 г.

1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины (модуля) «История отечественной культуры: 1945-2000-е гг.» является сформировать цельное представление об основных этапах, направлениях, особенностях развития отечественной культуры в 1945-2000-х гг.


^ 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная дисциплина входит в раздел «Б.3» – Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть по направлению ВПО 030600 История.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения дисциплинам гуманитарного, социального и экономического цикла (базовая часть): культурология, история, основы права, а также – компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения дисциплинам история отечественной культуры до 1945 г., история материальной культуры и история искусства.


Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося. Студент, приступающий к освоению дисциплины должен знать: закономерности исторического процесса; уметь: правильно и аргументировано сформулировать свою мысль в устной и письменной формах.


^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению ВПО 030600 История.

А) общекультурные (ОК):

– владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке целей и путей ее достижения (ОК-1);

– готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

– осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

– способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

– готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);

– способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);

Б) профессиональные (ПК)

в научно-исследовательской деятельности:

– способность понимать движущие силы и закономерность исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);

– способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

– способность к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации при индивидуальной образовательной траектории (ПК-8);

– способность к работе в библиотеках, владение навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9);

– способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10);

в культурно-просветительской деятельности:

– способность к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

– основные исторические концепции и подходы, существующие в рамках данной темы;

– элементы государственной политики в отношении культуры

– особенности развития основных направлений отечественной культуры 1945-2000-х гг.

Уметь:

– анализировать фактический материал по курсу;

– строить самостоятельные заключения;

– объяснить содержание основных терминов и понятий;

– работать с историческими источниками

– оформлять законченные проектные работы;

Владеть:

– готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе.


^ 4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1,5 зачетные единицы, 54 часа.






п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

^ Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Семинары

СРС

Вводная часть

1

Введение в курс

6

1

2



2

Эссе

2

Теоретические аспекты истории советской культуры: методология, источники, периодизация

2

2



2




^ Основная часть

3

Советская культура в 1945-1953 гг.: политика в отношении культуры

6

3

2



2

Дебаты.


Реферат

4

Советская культура в 1945-1953 гг.: развитие направлений культуры

4

2



2

5

Советская культура в 1953-1964 гг.: политика в отношении культуры

5

2



2

6

Советская культура в 1953-1964 гг.: развитие направлений культуры

6

2



2

7

Советская культура в 1964-1985 гг.: политика в отношении культуры

7

2



2

8

Советская культура в 1964-1985 гг.: развитие направлений культуры

8

2



4

9

Советская культура в 1985-1991 гг.: политика в отношении культуры

9

2



4

10

Советская культура в 1985-1991 гг.: развитие направлений культуры


10

2



4

11

Культурная жизнь России на рубеже XX-XXI веков.

11

2



4

^ Закрепление материала

12




6

12





2

Итоговое тестирование.

Коллоквиум.


^ 5. Образовательные технологии

    В курсе используется как традиционная академическая методика, включающая обзорные лекции по ключевым аспектам, так интерактивные технологии: технология проектов, сase study (кейс-стади), деловая игра, дебаты, семинар-прессконференция, а также организация СРС. Предусмотрены встречи с представителями областного и городского управления культуры. Для организации текущего контроля используется коллоквиум, тестирование, написание эссе.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

В данном курсе самостоятельная работа студента заключается в следующем:

- работа по отбору источников и литературы по темам докладов, реферата;

- анализ и обработка отобранных данных;

- участие в обсуждениях студенческих докладов и рефератов;

- оформление тезисов докладов, реферата для занятий;

- участие в дебатах;

- подготовка к зачету.


Обучение в рамках курса предусматривает работу слушателей в трех проектных блоках (разделах). Последовательность организации работы в блоках предусматривает следующую логику:

Блок 1: вводная часть.

Блок 2: основная часть.

^ Блок 3: закрепление материала.


Оценочные средства для текущего контроля успеваемости.

По разделу 1.

Эссе:

- Место культуры в государственной политике.


По разделу 2.

Написание реферата по предложенной или собственной теме по предварительному согласованию с преподавателем (объем – 6–8 тыс. знаков; высший балл – 100, критерии оценки: уровень собранной библиографии – 30 баллов, подача материала, аргументация оценок и выводов – 50 баллов, владение культурой цитирования – 20 баллов).


^ Проведение дебатов по проблеме роли государства в культуре


По разделу 3.

Тест:

- «Итоговое тестирование», имеющее целью выявление «выходных» знаний студентов по курсу.


^ Темы рефератов:

Екатерина Алексеевна Фурцева и советская культура 1960-х – 70-х гг.

Михаил Андреевич Суслов и советская культурная политика.

Роль отдела пропаганды и агитации (идеологического отдела) ЦК КПСС в осуществлении культурной политики в СССР.

Трансформация Министерства культуры СССР в 1953–1991 гг.

Специфика советской цензуры.

Проблема «художник и власть» (на примере судьбы представителей творческой интеллигенции).

Шестидесятничество.

Феномен гласности и его влияние не культурные процессы в годы Перестройки.

Творческие союзы в постсоветской России.


^ Формы итогового контроля:

Экзамен в конце пятого семестра.


Перечень контрольных (экзаменационных) вопросов

1. Политика в отношении культуры в 1945-1953 гг.

2. Управление культурой в 1945-1953 гг.

3. Развитие художественной культуры (литература, театр, кино) в 1945-1953 гг.

4. Развитие искусства (живопись, скульптура, архитектура) в 1945-1953 гг.

5. Политика в отношении культуры в 1953-1964 гг.

6. Управление культурой в 1953-1964 гг.

7. Развитие художественной культуры (литература, театр, кино) в 1953-1964 гг.

8. Развитие искусства (живопись, скульптура, архитектура) в 1953-1964 гг.

9. Политика в отношении культуры в 1964-1985 гг.

10. Управление культурой в 1964-1985 гг.

11. Развитие художественной культуры (литература, театр, кино) в 1964-1985 гг.

12. Развитие искусства (живопись, скульптура, архитектура) в 1964-1985 гг.

13. Феномен авторской песни в культуре 1960-80-х гг.

14. Политика в отношении культуры в 1985-1991 гг.

15. Феномен гласности в культуре периода Перестройки

16. Развитие художественной культуры (литература, театр, кино) в 1985-1991 гг.

17. Развитие искусства (живопись, скульптура, архитектура) в 1985-1991 гг.

18. Политика в отношении культуры в 1990-2000-х гг.

19. Развитие художественной культуры (литература, театр, кино) в 1990-2000-х гг.

20. Развитие искусства (живопись, скульптура, архитектура) в 1990-2000-х гг.


^ 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

а) основная литература:

  1. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учебник для студентов ВУЗов. Ч. 2. М., 2002. 400 с.;

  2. Возрождение культуры России: Истоки и современность. Материалы Всероссийского научного семинара, Санкт-Петербург, 15-16 декабря 1992 г. С.-Пб., 1993. 108 с.;

  3. Горяева Т.М. Политическая цензура в СССР. 1917-1991 гг. М., 2002. 400 с.

  4. Жидков В.С., Соколов К.Б. Культурная политика России: теория и история. М., 2001. 592 с.;

  5. История культуры России новейшего времени. 1917-2000 гг. Хрестоматия. Минск, 2003. 447 с.;

  6. История культуры советского общества. Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции «Национальные и социально-культурные процессы в СССР». Омск, 1990. 182 с.;

  7. Машковская Т.О., Машковский В.П. История отечественной художественной культуры в новейшее время. Кемерово, 1993. 202 с.;

  8. Рябцев Ю.С. История русской культуры. XX век. М., 2004. 320 с.;

  9. Советская культура в контексте истории ХХ века. Материалы научной конференции. В 2-х ч. СПб., 2000;

Хрестоматия по истории русской культуры. Вторая половина XX в. / Ю.С. Рябцев. М., 2004. 272 с.


б) дополнительная литература:

  1. Антипина В.А. Повседневная жизнь советских писателей. 1930-1950-е гг. М., 2005;

  2. Баженова Л.М., Некрасова Л.М., Рубинштейн И.Б. Мировая художественная культура XX века. Кино, театр, музыка. СПб, 2008. 432 с.;

  3. Ванслов В. Российская академия художеств и отечественное искусство XX в. М., 1999;

  4. Вознесенский С. Культурное обслуживание населения: концепция управления и практика организации // Социально-экономические проблемы художественной культуры. М., 1987;

  5. Волобуев О.В. После XX съезда: «Карнавальная ночь» // Отечественная история. 2003. № 6. С. 68-70;

  6. Громов Е. Сталин: власть и искусство. М., 1998;

  7. Громов Е. Сталин: искусство и власть. М., 2003;

  8. Гроссе О. Современное изобразительное искусство и экономика // Искусство. 1988. № 1. С. 14-17;

  9. Дашкова Т.Ю. Любовь и быт в кинолентах 1930 – начала 1950-х годов // Отечественная история. 2003. № 6. С. 59-67;

  10. Деятели руссского искусства и М.Б. Храпченко, председатель Всесоюзного комитета по делам искусств. Свод писем. 1939-1948 гг. М., 2007;

  11. Димони Т.М. «Председатель»: судьбы послевоенной деревни в кинокартине первой половины 1960-х годов // Отечественная история. 2003. № 6. С. 91-101;

  12. Дискин И.Е. Культура. Стратегия социально-экономического развития. М., 1990;

  13. Добренко Е. Фундаментальный лексикон. Литература позднего сталинизма // Новый мир. 1990. № 2. С. 237-250;

  14. Елескина О.В. Государственная политика в сфере культуры: региональный аспект (1985-2003 гг.). Дис. канд. наук. Кемерово, 2005;

  15. Зарина М.Р. Советская художественная интеллигенция и власть в 1950-е – 1960-е гг. М., 1999;

  16. История отечественного кино. М., 2005. 528 с.;

  17. История страны / История кино. М., 2004. 496 с.

  18. Кинематограф оттепели / Отв. ред. В. Трояновский. М., 2002. 450 с.;

  19. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М., 2005. 448 с.;

  20. Колесникова А.Г. Образ врага периода холодной войны в советском игровом кино 1960-1970-х годов // Отечественная история. 2007. № 5. С. 162-168;

  21. Костырченко Г.В. Кампания по борьбе с космополитизмом в СССР // Вопросы истории. 1994. № 8. С. 47-60;

  22. Костырченко Г.В. Советская цензура в 1941-1952 гг. // Вопросы истории. 1996. № 11-12. С. 87-94;

  23. Культура и личность в условиях перестройки. Куйбышев, 1989;

  24. Культура и перестройка: нормы, ценности и идеалы. М., 1990;

  25. Культура и рынок // Тезисы докладов: в 2 ч. Екатеринбург, 1994;

  26. Культурные аспекты перестройки общественных отношений на современном этапе. М, 1990;

  27. Левандовский А.А. Последняя застава: Фильмы Марлена Хуциева «Застава Ильича» и «Июльский дождь» как источник для изучения исчезающей ментальности // Отечественная история. 2003. № 6. С. 70-82;

  28. Леонтьева Т.Г. Жестокий роман с иронией (о творчестве Никиты Михалкова) // Отечественная история. 2003. № 6. С. 117-126;

  29. Махалева Э. В границах красного квадрата. М., 2007;

  30. Обновление культуры: проблемы и перспективы. М., 1993;

  31. Объект исследования – искусство. М., 2006. 520 с.;

  32. Организационно-экономические преобразования в сфере культуры. Проблемы и перспективы. М., 1990;

  33. Поликарпов В. Живопись послевоенного десятилетия // Искусство. 1987. № 11. С. 43-51;

  34. Рихтер А. «Свобода слова» и «гласность» в СССР // Гласность и журналистика. 1985-2005. М., 2006. С. 84-101;

  35. Секиринский С.С. Четыре «Капитанские дочки» // Отечественная история. 2003. № 6. С. 108-117;

  36. Советская власть и медиа. СПб., 2005. 621 с.;

  37. Советское изобразительное искусство. 1941-1960 гг. М., 1981;

  38. Социально-экономические проблемы функционирования сферы культуры: материалы научно-практической конференции молодых специалистов и ученых. М., 1988;

  39. Тяжельникова В.С. «С жульем, допустим, надо бороться!»: Неформальная экономическая активность в 1960-е годы (по фильмам Эльдара Рязанова) // Отечественная история. 2003. № 6. С. 101-107;

  40. Цимбаев Н.И. «На семи ветрах»: фильм о войне (наблюдение историка) // Отечественная история. 2003. № 6. С. 82-91;

  41. Янковская Г.А. Искусство, деньги и политика. Пермь, 2007.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

http://mkrf.ru – Сайт Министерства культуры Российской Федерации.

http://art4.ru/ru/ – Сайт. Музей актуального искусства.

http://www.kultura-portal.ru/ – Сайт. Культура-портал.

http://www.russiancinema.ru/ – Сайт. Энциклопедия отечественного кино

http://www.artchronika.ru/ – Сайт. Арт-хроника





    ^ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

    Проектор


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки ____________________ .


Автор

Грибовский Михаил Викторович – кандидат исторических наук, доцент кафедры современной отечественной истории.


Рецензент (ы) _________________________


Программа одобрена на заседании учебно-методической комиссии от ___________ года, протокол № ________.


Председатель учебно-методической комиссии ИФ

к.и.н., доцент __________________В.Ю. Соколов



Схожі:




База даних захищена авторським правом ©lib.exdat.com
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації