Поиск по базе сайта:
Программа по пению и музыке для 5-6 классов состоит из следующих разделов: пение; слушание музыки icon

Программа по пению и музыке для 5-6 классов состоит из следующих разделов: пение; слушание музыки




Скачати 136.55 Kb.
НазваПрограмма по пению и музыке для 5-6 классов состоит из следующих разделов: пение; слушание музыки
Дата конвертації14.11.2012
Розмір136.55 Kb.
ТипПрограмма
1. /GubernatoraKonkurs2012School3Strejevoy-KorrekProgr-Domov.docx
2. /GubernatoraKonkurs2012School3Strejevoy-KorrekProgr-Fizra.docx
3. /GubernatoraKonkurs2012School3Strejevoy-KorrekProgr-Geogr.docx
4. /GubernatoraKonkurs2012School3Strejevoy-KorrekProgr-Histori.docx
5. /GubernatoraKonkurs2012School3Strejevoy-KorrekProgr-IZO.docx
6. /GubernatoraKonkurs2012School3Strejevoy-KorrekProgr-Matem.docx
7. /GubernatoraKonkurs2012School3Strejevoy-KorrekProgr-Music.docx
8. /GubernatoraKonkurs2012School3Strejevoy-KorrekProgr-Priroda.docx
9. /GubernatoraKonkurs2012School3Strejevoy-KorrekProgr-Rus5.docx
10. /GubernatoraKonkurs2012School3Strejevoy-KorrekProgr-Rus6.doc
11. /GubernatoraKonkurs2012School3Strejevoy-KorrekProgr-Rus7.docx
12. /GubernatoraKonkurs2012School3Strejevoy-KorrekProgr-Rus8.docx
13. /GubernatoraKonkurs2012School3Strejevoy-KorrekProgr-Rus9.docx
Домоводство 5—9 классы пояснительная записка
Физическая культура 5—9 классы пояснительная записка
География 6—9 классы пояснительная записка
7—9 классы (67 ч в год, 2 ч в неделю) Раздел I. Древняя Русь (38 ч) Повторение
Изобразительная деятельность 5—6 классы пояснительная записка
Математика 5—9 классы вариант 2 пояснительная записка
Программа по пению и музыке для 5-6 классов состоит из следующих разделов: пение; слушание музыки
Программа по природоведению (64 ч) состоит из шести блоков. По четвертям они распределяются следующим образом
Программа по русскому языку в старших классах имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности
6 класс грамматика, правописание и развитие речи (204 ч в год, 6 ч в неделю) Звуки и буквы. Текст1 (12 ч)
7 класс грамматика, правописание и развитие речи (204 ч в год, 6 ч в неделю) Звуки и буквы. Текст1 (12 ч)
8 класс грамматика, правописание и развитие речи (204 ч в год, 6 ч в неделю) Предложение. Текст1 (12 ч)
9 класс грамматика, правописание и развитие речи (136 ч в год, 4 ч в неделю) Предложение. Текст1 (11 ч)




МУЗЫКА

(5—6 КЛАССЫ)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Программа по музыке для учащихся 5—6 классов является следующей ступенью в работе с детьми с ОВЗ (СКК-7 вида). Она представляет собой дальнейшую разработку основных принципов Д. Б. Кабалевского, которые помогают понять, что музыка не простое развлечение, а важная часть жизни. В  программе придается большое значение изучению таких музыкальных форм, как песня, танец и марш. Программа ориентирует педагога на развитие детской творческой активности. На каждом уроке рекомендуется уделять большое внимание игре на простых ударных инструментах. Это может быть и повторение ритмического рисунка песни, ритмический аккомпанемент к прослушанной пьесе, определение сильной доли в марше, польке и вальсе. Игра на музыкальных инструментах помогает развитию музыкальной памяти, ритма, а также вырабатывает исполнительские навыки, прививает любовь к коллективному музицированию, пробуждает и стимулирует компенсаторные возможности у детей с с ОВЗ (СКК-7 вида)

      Программа по пению и музыке для 5—6 классов состоит из следующих разделов:
      пение;
      слушание музыки;
      элементы музыкальной грамоты.

ПЕНИЕ

      Хоровое пение в средних классах должно занимать особое место, так как этот вид музыкальной деятельности развивает музыкальные способности учащихся. В коллективных занятиях проявляется взаимопомощь и концентрация совместных усилий в преодолении трудностей. Хоровое пение активизирует слух, укрепляет память и развивает творческие способности детей. При исполнении песен всем классом и индивидуально необходимо уделять большое внимание певческой установке, дыханию и звукообразованию. Необходимо напоминать детям, чтобы при пении они держались свободно, ненапряженно.
      Дыхание в пении имеет большое значение, так как является источником энергии для возникновения звука. Важно помнить об организации вдоха и выдоха при пении. Вдох должен быть активным, но без шума. Вдыхать следует через нос и на мгновение задержать дыхание, так как в этот момент происходит смыкание голосовых связок. Мгновенная задержка способствует плавному выдоху. В пении важную роль играет артикуляция и дикция. И здесь неоценимую помощь оказывают вокальные упражнения, связанные с правильным формированием гласных. Гласные способствуют самому процессу пения. Разборчивость же слов зависит от четкости и интенсивности согласных, которые в пении должны произноситься предельно кратко, энергично и четко.
      У многих детей артикуляционный аппарат крайне зажат: малоподвижная челюсть, язык и губы пассивные, лицевые мускулы напряжены, отчего лицо выглядит скованным и невыразительным. Только постоянная работа над правильным и естественным формированием гласных и согласных поможет освободить артикуляционный аппарат от напряжения и всесторонне развить его. В 5—6 классах (11—14 лет) уже начинают проявляться возрастные особенности при пении. У мальчиков появляется настоящее грудное звучание, в то время как у девочек от природы формируется смешанный тип звукообразования. При пении и у мальчиков, и у девочек вибрирует вся масса связок. Голосовая мышца полностью оформляется и оказывает значительное влияние на силу и диапазон голоса. У девочек диапазон голоса обычно от «соль—ля» малой октавы до «до—ре» второй октавы. У мальчиков диапазон голоса понижается на октаву и больше. Динамическая шкала в этот период должна находиться в пределах Р (пиано) и ограниченного F (форте). У подростков во время мутации голоса появляется сипота, нередко они начинают петь фальшиво, быстро устают.
      В репертуаре хора должна быть представлена музыка классическая и современная, старинная и народная. Репертуар должен отражать все многообразие жизни человека.

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

      Песня, танец и марш остаются, как и в младших классах, основными жанрами при подборе музыкального материала по слушанию.
      Для детей с ОВЗ (СКК-7 вида), восприятие музыки является ведущим видом деятельности на уроках пения, так как базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Все сведения о музыке даются детям с использованием ее звучания.
      Существует много методов и приемов, которыми располагает педагог для того, чтобы воплотить в жизнь такую важную задачу, как слушание музыки. Наиболее распространенные из них: наглядный; словесный; практический.
      1. Наглядный метод имеет две разновидности: наглядно-слуховой (исполнение музыки) и наглядно-зрительный (показ иллюстраций, картинок, применение наглядных пособий).
      2. Значение словесного метода также очень велико. Речь идет не о пересказе музыки, а о необходимости углубить восприятие музыки детьми.
      Перед исполнением пьесы необходимо сообщить детям ее название. Беседа об исполняемом произведении должна обязательно включать в себя следующие компоненты: сведения о музыке как о виде искусства, краткий рассказ о композиторе и о жанровой принадлежности исполняемого произведения. Слушание музыки следует проводить, опираясь на три связанные между собой темы: «Какие чувства передает музыка?», «О чем рассказывает музыка?» и «Как рассказывает музыка?». Эта последовательность может быть использована как схема беседы о музыкальном произведении на протяжении нескольких занятий.
      При первом прослушивании пьесы учащимся предлагается различить настроение, выраженное в музыке. На втором уроке учитель может исполнить фрагмент пьесы. Дети должны вспомнить название пьесы и ее автора. Педагог уточняет и дополняет ответы детей.
      На третьем уроке учащимся предлагается различить средства музыкальной выразительности, жанр произведения и определить их роль в создании музыкального образа.
      Для развития восприятия используются такие приемы, как прослушивание грамзаписи, чтение стихотворений, показ иллюстраций, игрушек, передача характера музыки в движении.
      Музыкальное произведение, сыгранное грамотно, ярко, вызывает у детей сильный эмоциональный отклик, побуждает к высказываниям.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА

      На уроках музыки основными задачами являются:
      воспитание восприятия характера музыки;
      развитие музыкально-выразительных представлений;
      развитие чувства ритма;
      развитие музыкальной памяти;
      сознательное освоение детьми метроритмической структуры музыки;
      понятие записи нот в объеме октавы.
      Работа над решением этих задач охватывает все формы занятий с детьми. На первом этапе дети интуитивно воспринимают и передают характер, темп, динамику, метроритм и другие особенности песни или пьесы.
      Так, например, ощущая сильную долю, дети отмечают ее хлопками, что в дальнейшем помогает им в определении размерности музыкальных произведений: марш — 4/4, полька — 2/4, вальс — 3/4.
      Ритм является одним из важнейших выразительных средств музыки, поэтому при выполнении любых музыкально-ритмических заданий следует учить детей выполнять их в характере музыки. В  процессе занятий дети отражают метрические доли хлопками или шагами.
      Хорошо помогает в работе над ритмом общение с музыкальными инструментами. Игра учащихся на детских ударных музыкальных инструментах вызывает огромный интерес и вносит разнообразие в ход занятий.

5 КЛАСС

(36 ч в год, 1 ч в неделю)

Пение

      Петь в диапазоне си малой октавы — ре 2.
      Исполнять одноголосные песни звонким, мягким и ровным по качеству звуком на всем диапазоне, с ясным произношением текста.
      Пользоваться мягкой атакой как основным способом звукообразования, а значительно реже и как изобразительным приемом — твердой атакой.
      Совершенствовать навыки певческого дыхания на более сложном песенном материале.
      Продолжить работу над чистотой интонирования в песнях и вокальных упражнениях.
      Развивать навык пения песни с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания песни.
      Уметь петь на одном дыхании продолжительные фразы без всякого напряжения, равномерно распределяя дыхание.
      Уметь разбить мелодию на музыкальные фразы.
      Уметь одному выразительно, осмысленно петь простые песни разного характера.
      Пение звукоряда до мажор.

Слушание музыки

      Песни о Родине.
      Песни об армии.
      Песни о мире и труде.
      Народные песни в творчестве композиторов.
      Характерные особенности музыкального языка народной песни, ее художественное содержание.

Музыкальная грамота

      Закрепление знаний, полученных в 3—4 классах.
      Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, скрипичный ключ, счет линеек, добавочные линейки, запись нот на линейках и между ними.
      Графическое изображение нот на нотном стане в диапазоне до 1 — соль 1.
      Ознакомление с условной записью длительностей: долгий звук — целая нота, половинный звук — половина, короткий звук — четверть.

Музыкальный материал для пения

1-я четверть

       «Со вьюном я хожу» — р.н.п.
      «В темном лесе» — р.н.п.
      «Из чего же, из чего же» — муз. Ю. Чичкова, сл. А. Халецкого.
      «Пусть будет радость в каждом доме» — муз. С. Баневича.
      «Дважды два — четыре» — муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.
      «Вечерняя песня» — муз. А. Тома, сл. К. Ушинского.

2-я четверть

       «Здравствуй, гостья зима» — р.н.п.
      «Наш край» — муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца.
      «Песня о пограничнике» — муз. С. Богуславского, сл. О. Высотской.
      «Звуки музыки» — муз. Р. Роджерса, русский текст М. Цейтлиной.
      «Снежный вечер» — муз. М. Красева, сл. О. Высотской.
      «Образцовый мальчик» — муз. С. Волкова, сл. С. Богомазова.

3-я четверть

       «Волшебник-недоучка» — муз. А. Зацепина, сл. А. Дербенева.
      «Как лечили бегемота» — муз. Н. Матвеева, сл. Е. Руженцева.
      «Песня о веселом барабанщике» — муз. Л. Шварца, сл. Б. Окуджавы.
      «Вейся, вейся, капустка» — р.н.п.
      «Ах вы, сени, мои сени» — р.н.п.
      «Красивая мама» — муз. Э. Колмановского, сл. С. Богомазова.

4-я четверть

       «У меня ль во садочке» — р.н.п.
      «Спи, моя милая» — слов. н.п.
      «Пусть всегда будет солнце» — муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина.
      «В землянке» — муз. К. Листова, сл. А. Суркова.
      «Майская песня» — муз. В. Ренёва, сл. А. Пришельца.
      «У дороги чибис» — муз. М. Иорданского, сл. А. Пришельца.

Дополнительный материал для пения

      «Пойду ль я, выйду ль я» — р.н.п.
      «Вдоль да по речке» — р.н.п.
      «Пастушка» — фр.н.п., обр. Ж. Векерлена, русский текст Т. Сикорской.
      «Маленький Джо» — америк. н.п., обр. и русский текст B. Локтева.
      «Волшебный смычок» — норв. н.п.
      «Песня о маленьком трубаче» — муз. С. Никитина, сл. C. Крылова, обр. Д. Кабалевского.
      «Школьный корабль» — муз. Г. Струве, сл. К. Ибряева.
      «До, ре, ми, фа, соль» — муз. А. Островского, сл. З. Петровой.
      «Не дразните собак» — муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского.

Музыкальные произведения для слушания

      «Песня о Родине» — муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача.
      «Родина слышит» — муз. Д. Шостаковича.
      «С чего начинается Родина» — муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского.
      «Восемь русских народных песен для симф. ор-ра» — муз. А. Лядова.
      «Во поле береза стояла» — р.н.п. (финал 4-й симф. П. Чайковского).
      «Ай во поле липенька» — хороводная р.н.п.
      «Дубинушка» — трудовая р.н.п.
      «Татарский полон» — историческая р.н.п.
      «Ой, да ты, калинушка» — рекрутская р.н.п.

Песни о Великой Отечественной войне и песни о мире

      «Дороги» — муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина.
      «Священная война» — муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача.
      «Нам нужна одна победа» — сл. и муз. Б. Окуджавы.
      «День Победы» — муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.
      «Улица Мира» — муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова.
      «Бухенвальдский набат» — муз. В. Мурадели, сл. А. Соболева.
      «Вальс дружбы» — муз. А. Хачатуряна, сл. Г. Рублева.
      «Дарите радость людям» — муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова.
      «Песня о Москве» — муз. И. Дунаевского, сл. М. Лисянского и С. Аграняна.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

      Учащиеся должны знать:
1-й уровень
      • элементарные сведения о нотной записи: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек, добавочные линейки — ноты, расположенные на линейках и между ними;
      • графическое изображение нот на нотном стане в диапазоне от до 1 до соль 1;
      • длительности нот: целая, половина и четверть;
      • особенности музыкального языка народной песни;
      • содержание народных песен, песен о Родине, о мире и труде.
      Учащиеся должны уметь:
      • спеть в характерной манере одну из выученных народных песен;
      • петь в ансамбле с классом, ясно и четко произносить слова в песнях;
      • исполнять песню без сопровождения;
      • пользоваться приемами игры на детских музыкальных инструментах.
      2-й уровень
      Учащиеся должны знать:
      • элементарные сведения о нотной записи: скрипичный ключ, нотный стан, счет линеек, добавочные линейки — ноты, расположенные на линейках и между ними;
      • длительности нот: целая, половина и четверть;
      • содержание народных песен, песен о Родине, о мире и труде.
      Учащиеся должны уметь:
      • спеть одну из выученных народных песен;
      • петь в ансамбле с классом, слушая одноклассников;
      • ясно и четко произносить слова в песнях;
      • пользоваться приемами игры на детских музыкальных инструментах.

6 КЛАСС

(36 ч в год, 1 ч в неделю)

Пение

      Исполнение одноголосных песен в диапазоне от ля малой октавы до ре 2.
      С наступлением мутационного периода следует знать правила пения:
      ограничить время вокальных занятий;
      категорически избегать громкого, форсированного звучания;
      не кричать при речи и пении;
      при первых признаках переутомления пение следует прекратить;
      пользоваться мягкой атакой;
      дыхание при пении должно оставаться спокойным и равномерным;
      уметь петь с классом чисто и слаженно.

Слушание музыки

      М. И. Глинка (1804—1857) — великий русский композитор. Основные этапы творческой биографии. Оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» — вершина творчества композитора. Самобытность музыки М. Глинки.
      П. И. Чайковский (1840—1893) великий русский композитор. Основные этапы творческой биографии. Музыка для детей — «Детский альбом». Отражение картин природы в музыке — «Времена года». Балетная музыка — «Щелкунчик» и «Лебединое озеро». Значение творчества композитора.
      Н. А. Римский-Корсаков (1844—1908). Основные этапы творческой биографии. Особенности тематики оперного творчества. Опера «Снегурочка» (весенняя сказка), создание оперы, ее содержание. Опера «Садко» — история создания оперы, ее содержание, жанр былины, народный характер музыки, использование народных песен. Опера «Сказка о царе Салтане», создание оперы и ее содержание.
      С. С. Прокофьев (1891—1953) — классик советской музыки, пианист. Основные этапы творческой биографии. Кантата «Александр Невский»; главная идея — патриотизм.
      Д. Б. Кабалевский (1904—1987). Основные этапы творческой биографии. Фортепианные пьесы: «Кавалерийская», «Клоуны», «Барабанщик», «Марш-рондо». Кантата «Реквием».

Музыкальная грамота

      Закрепление знаний, полученных в 5 классе.
      Графическое изображение нот на нотном стане до 1 — до 2.
      Пение гаммы до мажор вверх и вниз с одновременным их показом по графической записи.
      Ознакомление с длительностями: целая — очень долгая, половинная — долгая, четверть — короткая, восьмая — очень короткая.

Музыкальные произведения для слушания

1-я четверть

      М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»: романс Антониды, ария Сусанина — «Чую правду», хор «Славься!», мазурка и полонез.
      Опера «Руслан и Людмила»: увертюра, марш Черномора, рондо Фарлафа. Песни на слова Н. В. Кукольника — «Жаворонок» и «Попутная песня».

2-я четверть

      П. И. Чайковский. Произведения для фортепиано: «Детский альбом» и «Времена года». Балет «Щелкунчик»: марш, танцы (испанский — шоколад, арабский — кофе, китайский — чай); танец пастушков и танец Феи Драже.
      Балет «Лебединое озеро» — танец маленьких лебедей.
      Песни: «Детская песенка» («Мой Лизочек»), «Колыбельная песня» и «Осень».

3-я четверть

      Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане»; фрагменты: «Полет шмеля», «Три чуда». Опера «Снегурочка»; фрагменты: песня Садко — «Ой ты, темная дубравушка», хороводная песня Садко — «Заиграйте, мои гусельки» и песня гостей (варяжского, индийского и веденецкого).

4-я четверть

      С. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»; фрагмент — хор «Вставайте, люди русские!». Балет «Золушка» — вальс.

Музыкальный материал для пения

1-я четверть

      «Милый мой хоровод» — р.н.п.
      «Песня о Москве» — муз. И. Дунаевского, сл. М. Лисянского и С. Аграняна.
      «Ты, соловушка, умолкни» — муз. М. Глинки, сл. В. Забеллы.
      «Песня о герое» — греч. песня в обр. В. Локтева.
      «Славься!» — муз. М. Глинки из оперы «Иван Сусанин».
      «Школьный корабль» — муз. Г. Струве, сл. Я. Акима.

2-я четверть

      «Сторона моя» — муз. И. Космачева, сл. Л. Дербенева.
      «Зимний вечер» — р.н.п. на слова А. Пушкина.
      «Звездопад» — муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова.
      «С чего начинается Родина» — муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского.
      «Рыба-кит» — музыка и слова Ю. Кима.
      «Дубинушка» — р.н.п. в обр. А. Новикова.

3-я четверть

      «Уголок России» — муз. В. Шаинского, сл. Е. Шевелевой.
      «В сыром бору тропинка» — р.н.п.
      «Заиграйте, мои гусельки» — муз. Н. Римского-Корсакова из оперы «Садко».
      «Прощальный вальс» — муз. А. Флярковского, сл. А. Дидурова.
      «Колокола» — муз. А. Крылатова, сл. Ю. Энтина.
      «Наши мамы» — муз. Э. Колмановского, сл. И. Шаферана.

4-я четверть

      «Дороги» — муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина.
      «Баллада о солдате» — муз. В. Соловьева-Седого, сл. М. Матусовского.
      «Девчонки и мальчишки» — муз. А. Островского, сл. И. Дика.
      «Школьные годы» — муз. Д. Кабалевского, сл. Е. Долматовского.
      «Московские окна» — муз. Т. Хренникова, сл. М. Матусовского.
      «Хотят ли русские войны?» — муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко.

Дополнительный материал для пения

      «День Победы» — муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.
      «За того парня» — муз. М. Фрадкина, сл. Р. Рождественского.
      «Катюша» — муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского.
      «Школьная песня» — муз. А. Феркельмена, сл. Г. Пагирева.
      «Песня о Родине» — муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача.
      «Я шагаю по Москве» — муз. А. Петрова, сл. Г. Шпаликова.
      «Кукушка» — польская н.п.
      «Слети к нам, тихий вечер» — муз. А. Тома, сл. К. Ушинского.
      «Родина» — совр. рус. песня.
      «Воет ветер в чистом поле» — муз. М. Глинки, сл. В. Забеллы.
      «Песня о Москве» — муз. Г. Свиридова, сл. А. Барто.
      «Песня о России» — муз. В. Локтева, сл. О. Высотской.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

      1-й уровень
Учащиеся должны знать:
• расположение нот на нотном стане до 1 — до 2;
      • длительности: целая, половина, четверть;
      • основные этапы творческой биографии композиторов: М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. С. Прокофьева и Д. Б. Кабалевского;
      • основные произведения вышеперечисленных композиторов.
      Учащиеся должны уметь:
      • петь с классом чисто и выразительно выученные песни;
      • применять грамотно полученные умения и навыки при исполнении музыкальных произведений;
      • сыграть на металлофоне по нотам попевку;
      • пользоваться приемами игры на детских музыкальных инструментах.
      2-й уровень
Учащиеся должны знать:
      • графическое изображение на нотном стане до 1 — до 2;
      • длительности: целая, половина, четверть;
      • основные произведения композиторов: М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. С. Прокофьева и Д. Б. Кабалевского.
      Учащиеся должны уметь:
      • петь с классом выученные песни ровным, свободным звуком;
      • пользоваться приемами игры на детских музыкальных инструментах.




Схожі:




База даних захищена авторським правом ©lib.exdat.com
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації